Андрей звягинцев

Краткая биография

Андрей Звягинцев появился на свет 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Родители Алексея развелись, и он остался с матерью Галиной Александровной, учительницей русского языка и литературы. Именно она привила ему любовь к искусству.

В 1980 году шестнадцатилетний Звягинцев успешно прошел прослушивание в молодежную театральную студию при новосибирском ТЮЗе. Студией руководил Лев Белов, и в дальнейшем Андрей учился у него же в городском театральном училище на факультете актерского мастерства. Во время обучения играл ведущие роли в ТЮЗовских постановках «Не помню», «Гуманоид в небе мчится», «Акселераты», «Чудеса в ожидании лета», «Никто не поверит».

В 1984 году Звягинцева призвали в армию, и он два года отслужил в Новосибирском военном ансамбле. Служба дала будущему режиссеру бесценный жизненный и профессиональный опыт: вместе с ансамблем он ездил по гарнизонам, вел концерты и выступал сам.

Отдав долг родине, Андрей отправился в Москву, где в 1986 году поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Евгения Лазарева и Владимира Левертова. Его дипломной работой стала роль Горского в постановке пьесы Тургенева «Где тонко, там и рвется». После окончания вуза в 1990-м году Звягинцев не стал работать в театре, предпочтя антрепризные проекты и съемки в эпизодах. Так продолжалось 10 лет, вплоть до 2000 года, и за это время Андрей успел появиться в спектаклях «Игра в классики», «Месяц в деревне», фильмах и сериалах: «Горячев и другие», «Ширли-Мырли», «Котенок», «Отражение», «Будем знакомы!», «Любовь до гроба», «Каменская. Смерть и немного любви». Параллельно Звягинцев снимал рекламу.

В 2000 году Андрею поступило предложение от генерального продюсера РЕН ТВ Дмитрия Лесневского принять участие в создании фантасмагорического сериала «Черная комната». Так состоялся дебют Звягинцева в кино: он снял для проекта три новеллы («Бусидо», «Obscure», «Выбор»).

В 2003-м Звягинцев громко заявил о себе как о режиссере, выпустив первый полнометражный фильм «Возвращение», который имел без преувеличения оглушительный успех. Об Андрее заговорили как о новом явлении в мире современного кинематографа.

Следующей победой стала напряженная психологическая драма «Изгнание», также по достоинству оцененная зрителями и критиками. Притчевая форма и выразительный киноязык Звягинцева стали его визитной карточкой. В то же время самобытность режиссера оказалась понятна далеко не каждому: так, в 2008 его короткометражку «Апокриф» исключили из окончательной версии альманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю». Еще один опыт участия в альманахе, чуть более позитивный, Андрей получил в 2011-м, поработав в отечественном проекте «Эксперимент 5IVE» вместе с коллегами по цеху – Петром Бусловым, Игорем Волошиным («Скорый «Москва-Россия»), Александром Велединским («Географ глобус пропил») и Алексеем Попогребским («Как я провел этим летом»).

В 2011 году вышел третий полнометражный фильм – «Елена». Как и предыдущие работы Звягинцева, картина получилась вдумчивой и наполненной символами, но, в отличие от других работ, более динамичной и остросоциальной.

В 2013 году Звягинцев взялся за новый проект – «Левиафан», продюсером которого стал Александр Роднянский, а сценаристом – Олег Негин, который работал с Андреем над «Изгнанием» и «Еленой».

Награды и премии

(неполный список)

  • За фильм «Возвращение»:
    • 2003 — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля
    • 2003 — Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм
    • 2003 — Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года»
    • 2003 — Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским)
  • За фильм «Изгнание

    2007 — Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале

    »:

  • За фильм «Елена»:
    • 2011 — Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
    • 2011 — Гран-При Гентского международного кинофестиваля
    • 2012 — Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу
    • 2012 — Премия «Золотой орёл» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Александром Роднянским и Сергеем Мелькумовым)
    • 2012 — Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа».
  • За фильм «Левиафан»
    • 2014 — Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным)
    • 2015 — Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
    • 2015 — Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу
  • За фильм «Нелюбовь»
    • 2017 — Приз жюри на Каннском кинофестивале
    • 2017 — Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене
    • 2018 — Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу
    • 2018 — Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм

Общественное признание

  • 2006, 2011 — Национальная премия общественного признания «Россиянин года»
  • 2017 — Премия GQ в номинации «Режиссёр года».

Замороженные проекты и планы

Звягинцев признавался в интервью, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10–15 лет. Причем есть четыре готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый — о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, а еще один — событиям, происходившим за 400 лет до н. э. в Древней Греции.

Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Режиссер планировал трехчастную композицию картины, придумав 3 новеллы о событиях того страшного времени. Первая из них должна была рассказать о жизни в блокадном Ленинграде, вторая — о кровавых событиях в урочище Бабий Яр, а третья — о буднях передовой, существовании простых солдат

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

По словам автора, в этом проекте не планировалось сцен боевых действий — на экране, по замыслу, показывался человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти. Однако в процессе подготовки новой работы к запуску у создателя и творческой группы возникли сложности, прежде всего связанные с недостаточным финансированием.

«Замороженным» стал и другой проект кинодеятеля, работу над которым планировалось начать в 2019 году. Сам Звягинцев успел анонсировать картину в СМИ, рассказав, что планирует снять фильм-драму о состоятельном герое, человеке, у которого «все есть». Для работы над лентой провелась большая работа по поиску подходящих локаций.

Творческая группа выбрала виллу на Средиземном море, заключила договоры с Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, договорились с римской Галереей Боргезе и музеем «Прадо» для воссоздания среды, в которой живет центральный персонаж ленты. На подготовительных этапах потратились большие деньги, новых финансовых вливаний Андрей не дождался, и работа приостановилась.

Таблоид Variety сообщил, что в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект — 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступила голливудская компания Paramount Television. Фильм должен был стать продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины «Нелюбовь».

Продюсер прежних работ Звягинцева Александр Роднянский рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег, потому что те приняли условия российской стороны: съемки на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Летом 2021 года стало известно, что режиссер занялся производством англоязычной картины. Рабочее название ленты — Wnat Happens. В основе сюжета, по информации из СМИ, лежит драма о расставании. Звягинцев в этом проекте решил поразмышлять над извечными темами, такими как предназначение, одиночество и судьба.

Биография

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году переехала в Москву из Новосибирска. Отец Пётр Александрович служил милиционером. Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать. Пётр Александрович покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Он так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти.

В 1984 году Андрей Звягинцев окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова). Начал работать в Новосибирском ТЮЗе, но вскоре его призвали в армию, и он служил в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле. В 1986 году уехал из Новосибирска в Москву и поступил в ГИТИС, в котором окончил в 1990 году актёрский факультет (мастерская Евгения Лазарева).

После окончания ГИТИСа Андрей Звягинцев в театр не пошёл, так как по его словам, «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать „продукт“, вместо того, чтобы заниматься искусством». Андрей пробовал писать, но после нескольких рассказов дальше это не двинулось. Он всёрьез увлекся кино, в Музее кино смотрел ретроспективы Годара, Антониони, Куросавы, Бергмана. До 1993 года работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского, в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров. Затем до 2000 года снимал рекламные ролики.

Участвовал в театральных постановках («Игра в классики» (1993), «Месяц в деревне» (1997)), снимался в кино в эпизодах. В 2000 году дебютировал как режиссёр.

Известность Андрей Звягинцев получил после выхода фильма «Возвращение» (), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух «Золотых орлов».

Событием 2011 года стала семейно-классовая драма Звягинцева «Елена», показанная в 45 странах, в том числе в США и Франции. Фильм отмечен специальным призом жюри каннской программы «Особый взгляд», признан лучшим за 2011 год на церемонии вручения премии «Золотой орёл», а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом». Большой зрительский интерес и оживлённую дискуссию телекритиков вызвал премьерный показ «Елены» на центральном телеканале «Россия 1» 6 ноября 2011 года (ещё до завершения официального проката).

Успех Звягинцева повторился в 2014 году с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории. В 2017 году фильм-мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля. В 2018 году вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля.

Начиная с марта 2018 года приступил к съемкам 10-серийного телесериала, финансируемого голливудской компанией Paramount Television, известно, что это будет психологическая драма с элементами триллера, дата премьеры неизвестна. Впоследствии режиссёр уточнил, что сериал планировался по мотивам фильма «Нелюбовь», а анонс сериала был преждевременным. Работы над сериалом не начинались.

В феврале 2020 года Звягинцев презентовал книгу, где собраны сценарии к его фильмам.

Личная жизнь

Личная жизнь — отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом».

Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году. В интервью Мишукова рассказала об обстоятельствах развода — на самом деле, вопреки информации из СМИ, расстались они вовсе не из-за ее нового романа. Ушла она от мужа, поскольку видела: его сильно тяготила ответственность за семью. Спустя несколько лет после фактического развода она встретила Владимира Мишукова, после чего уже официально расторгла отношения с режиссером.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Андрей Звягинцев и Ирина Гринева

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гриневой, в этот раз влюбленные решили довольствоваться фактическими отношениями, без заключения брака. После расставания бывшие гражданские супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

Анна — фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы — осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

В 2018 году СМИ заполонили слухи о расставании пары. Писали даже, что после развода наследник остался с матерью. Однако оба виновника инфоповода не посчитали нужным комментировать подобные слухи. Сейчас личная жизнь режиссера остается непубличной.

В 2020 году Андрей стал гостем эфира телеканала «Дождь». Программа оказалась приуроченной к 10-летию проекта. Так как выпуск проводился в условиях карантина, вызванного эпидемией коронавирусной инфекции, Звягинцев общался с ведущими в онлайн-формате. Последние сразу отметили новый образ режиссера — творец подстригся под ноль, «обнулился», как сам пошутил. На вопрос, где он сумел подстричься, когда парикмахерские закрылись, автор фильмов ответил, что сделал это дома, у жены.

Андрей Звягинцев и его жена Анна Матвеева

Андрей не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу автор пока не готов.

Начало карьеры актера Андрея Звягинцева, фильмография

Иногда Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро.

Режиссер Андрей Звягинцев имеет множество наград за свои фильмы

Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования

Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала Ren TV, как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.

Полемика вокруг цензуры творчества в России

В октябре 2016 года Звягинцев принял участие в споре о цензуре творчества в России, в ходе которого полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени». Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете «Коммерсантъ», в которой назвал произведения своих оппонентов «жалкими поделками» и «агитками», а возражающую против некоторых работ общественность «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В трактовке Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки».

Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева

На Ren TV состоялся дебют Андрея в качестве режиссёра. Им был снял фильм в рамках цикла с названием «Чёрная комната». Это были короткометражные новеллы «Выбор», «Бусидо» и «Obscure». О фильме «Возвращение» Звягинцева В 2003 году зрители смогли оценить полнометражную картину Звягинцеву. Он назвал её «Возвращение». Как позже было отмечено критиками, сюжет развивается неспешно. В кинофильме долгие крупные планы и пейзажи. Это несвойственно современному кино. Однако режиссёр в интервью сказал, что так он ощущает мир, именно такие жизненные ритмы он чувствует. Это Звягинцев и стремился показать зрителю, чтобы сидя перед экраном, люди почувствовали, что именно так и течёт жизнь. «Кино в деталях» о фильме «Изгнание». Критики и прокатчики заранее окрестили эту картину непрокатной, считая, что широкому зрителю она будет неинтересна. Однако только за первые две недели проката было собрано двести шестьдесят тысяч долларов. Бюджет же составил менее полумиллиона долларов. Режиссёра считают феноменом, так как, выпустив свой первый полнометражный фильм, он получил за него двух «Золотых львов», был выдвинут на «Оскар». В прокат картину приобрели тридцать две страны.

Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.

Биография Андрея Звягинцева

Звягинцев Андрей Петрович родился 6 февраля 1964 года. Родным городом режиссёра является Новосибирск, там же прошло его детство и юные годы. Отец был милиционером, а мать преподавала русский язык и литературу в одной из городских школ. Родители развелись, когда сыну едва исполнилось пять лет, после чего его воспитанием занималась только мать. Что касается отца, то с ним режиссёру не удалось восстановить отношения даже спустя многие годы.

По словам самого Звягинцева, с детских лет ему была предоставлена абсолютная свобода: мать не только не препятствовала, но и всячески поддерживала любые начинания сына. Так, в 16-летнем возрасте он всерьёз увлёкся театром и начал посещать театральную студию при ТЮЗе Новосибирска. Уже после получения школьного аттестата молодой человек поступил в Новосибирское театральное училище, где стал изучать актёрское мастерство.

После окончания вуза он был призван в армию, а уже после демобилизации, в 1986 году, переехал в Москву и подал документы в ГИТИС. После успешно пройдённых испытаний был зачислен на актёрский факультет вуза. Однако вскоре театральная сцена перестала представлять интерес для молодого человека: современный театр воспринимался им как институт, для которого первостепенное значение имеет не искусство, а успех у зрителя.

Окончив вуз в 1990 году, он устроился дворником, так как эта работа позволяла получить служебное жилье: в течение следующих трёх лет Звягинцев жил в одной из комнат дома XIX века, находившегося рядом с Театром имени Владимира Маяковского и в прошлом принадлежавшего одной из дворянских семей. В этот же период он принимает участие в нескольких постановках и пробует писать рассказы, однако ни то, ни другое не увлекает его по-настоящему.

При этом особый интерес для молодого человека представляет кинематограф: он знакомится с творчеством таких мэтров мирового кино, как Жан-Люк Годар, Эрнст Ингмар Бергман и Акира Куросава, каждый из которых в будущем оказывает влияние на его творчество. В это же время Звягинцев начинает заниматься производством рекламных роликов, а также играет небольшие роли в нескольких фильмах и сериалах.

Режиссерская карьера

Как режиссера Звягинцева узнали благодаря телевизионному каналу Ren TV, именно на нем дебютировали его первые фильмы, они были сняты в рамках цикла «Черная кошка».

А уже в 2003 году на экраны телевизоров выходит полнометражная картина «Возвращение», которая принесла ему популярность и любовь многочисленных поклонников. В фильме приняли участие такие знаменитые актеры, как Галина Попова, Иван Добронравов, Наталья Вдовина.

Критики также оценили фильм, хоть и отмечали, что он снят не так, как свойственно современному кино. На что режиссер ответил, что именно так он видит и ощущает мир, что, собственно, и пытался показать телезрителям.

Многие прокатчики считали эту киноленту совершенно не кассовой, но как показало время, они сильно ошибались. Уже за первые десять дней было собрано более 260 тысяч американских долларов, а общий бюджет достиг практически 500 тысяч. К тому же эта картина получила два «Золотых льва» и была выдвинута на самую престижную кинопремию — «Оскар».

Следующая режиссерская работа — это картина «Изгнание», которую также поначалу сильно критиковали и прогнозировали ей полный провал. Но и она оказалась успешной, ее признали лучшей российской кинолентой на ежегодном Московском фестивале. В картине приняли участие Мария Бонневи, Александр Балуев, Владислав Кродеев.

В главной роли снялся известный актер Константин Лавроненко, за прекрасную и талантливую игру он даже был награжден «Золотой пальмовой ветвью», которую ему вручили в Каннах в номинации «Лучшая мужская роль».

В список, обязательный к просмотру, также входят следующие фильмы известного режиссера:

  • «Апокриф»;
  • «Елена»;
  • «Нелюбовь».

В 2011 году Андрей снимает короткометражку для эксперимента «5 ive», и у него получается рассказать за 6 минут целую историю, которая наполнена мудростью и философией. Оператором картины стал Михаил Кричман, художник — Анна Бартули.

Фильм «Елена» был представлен на Каннском фестивале, за драматическую историю Звягинцев был снова награжден, ему вручили приз «Особый взгляд». Чуть позднее ленту также отметили на известном кинофестивале «Сандэнс». Главные роли исполнили Надежда Маркина, Алексей Розин, Елена Лядова.

2014 год также не прошел даром, на экраны вышла картина «Левиафан», которая вызвала в обществе огромную шумиху и резонанс. Киноленту сразу номинировали на «Оскар» как лучший иностранный фильм. В нем снялись сразу несколько известных персон: Алексей Серебряков в роли главного персонажа Николая, Роман Мадянов, Сергей Бачурский, Игорь Савочкин, Валерий Гришко, Владимир Вдовиченков.

История повествует о поселковых жителях, которые живут за Полярным кругом. Главный герой переживает черную полосу в своей жизни, измену жены, ненависть единственного сына. К тому же у него пытается отобрать последний дом местный чиновник, который даже готов сфабриковать против него уголовное дело, чтобы заполучить хороший участок земли.

После того как был выпущен фильм, телезрители разделились на два лагеря. Одни обвиняли Звягинцева в ненависти к России, а другие, наоборот, хвалили режиссера за то, что он обличает чиновников-коррупционеров, рассказывает, как плохо живется в провинции и как ничтожна жизнь простого человека.

В 2017 вышел фильм «Нелюбовь», в котором рассказывается о семейной паре, которая хочет развестись, вот только после расставания их общий сын перестает быть нужным обоим родителям. На главную роль пробовался Даниил Страхов, но Звягинцев отдал предпочтение Алексею Розину. В картине также сыграли известные актеры: Марья Спивак и Виктор Рябов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector