Ингмар бергман: как начать смотреть его фильмы

«Стыд» (1968)

Свобода и выбор

Кадр из фильма «Стыд»

Жизнь требует от нас решений. Возможность принимать решения и есть свобода. Иногда свобода тихая и ненавязчивая – она как компьютерная программа открывает перед нами окно с кнопками «Продолжить» и «Отменить». Пользователь привычно нажимает «Продолжить», и это его выбор – ничего не менять. Однако в какие-то моменты свобода вторгается в жизнь настойчиво и неотвратимо. Жизнь не просто предлагает выбор – она требует его. От решения невозможно отказаться, и оно радикально повлияет на всю дальнейшую жизнь. Брак, рождение ребенка, смена работы, переезд. Оставить все как есть – тоже решение: не жениться значит решить остаться холостяком. Не уволиться – выбрать текущую работу вместо новой, отказаться от предложения переехать – значит остаться там, где ты есть сейчас.

В фильме «Стыд» (1968) музыканты Ян и Ева Розенберг живут на острове в море. Они перебрались туда по рекомендации врача после того, как у Яна обнаружили проблемы с сердцем. Начинается война, и супруги оказываются между двух огней. Остров захватывает одна из воюющих сторон. Военные снимают ролик, в котором Ева якобы приветствует захватчиков. Когда контроль над островом возвращает себе другая сторона, супругов обвиняют в коллаборационизме. Ян и Ева, которые в начале войны не могли зарубить курицу, пытаются выжить в сложившихся кошмарных условиях, и начинают меняться. Ева уступает домогательствам влиятельного чиновника, который угрожает отправить супругов в концлагерь. Ян убивает людей – сначала под дулом автомата, а потом – чтобы добыть себе хорошие ботинки взамен изношенных.

Писатели-экзистенциалисты Альбер Камю и Жан-Поль Сартр разрабатывали понятие свободы в период фашистской оккупации Франции и позже участвовали в отрядах Сопротивления. С их точки зрения даже в ситуации кажущейся несвободы и принуждения у каждого есть выбор. Один в опасной ситуации выбирает безопасность и опускается, другой с риском для жизни остается человеком.

Война, тоталитарное государство или чрезвычайные обстоятельства обостряют этот выбор, доводя его до крайности, но и в мирное время бремя свободы тяготит не меньше. Смириться с оскорблением начальника и не потерять работу или ответить и оказаться на улице? Заниматься тем, что приносит предсказуемые деньги или попробовать реализовать давнюю мечту? Вступиться за прохожего или пройти мимо, поддержать гражданский протест или отсидеться дома, выполнить преступный приказ или пойти под суд за отказ подчиниться? Современная социальная система с ее мощным экономическим принуждениям направляет жизнь в заданное русло: учись, работай, накапливай, подчиняйся. Однако выбирая успех и подчиняясь обстоятельствам можно зайти очень далеко. Фильм «Стыд» сталкивает зрителя с простой мыслью: у всех поступков есть последствия и ответственность. Пассивное следование чужому принуждению заставляет совершать поступки, за которые стыдно. Настолько стыдно, что даже смерть – не самое плохое, что может произойти. Осознание этого расширяет свободу и помогает справиться с экзистенциальной тревогой. В самых трудных жизненных ситуациях у человека есть выбор, и сохранить человеческое достоинство, многое при этом потеряв – не самый худший вариант.

1970-е

Кризисное десятилетие в жизни Бергмана. Он снимает свой первый англоязычный фильм «Прикосновение», который считал и самым неудачным в карьере. Расстается с Лив Ульман (продолжая ее снимать). Уходит из жизни отец режиссера. Налоговый скандал в 1976-м вынуждает Бергмана покинуть Швецию, куда он вернется только после личных извинений премьер-министра Улофа Пальме. Попытка закрепиться в Мюнхене тоже закончится неудачей – во всяком случае, тамошними театральными постановками режиссер остался недоволен. Единственная попытка сотрудничать с Голливудом, фильм «Змеиное яйцо», обернется финансовым провалом.

Вместе с тем, именно в 1970-х Бергман снимает картину, которую считал, наряду с «Персоной», своей главной удачей – «Шепоты и крики». Начинает весьма плодотворно сотрудничать с телевидением, результатом чего становятся «Сцены из супружеской жизни». Наконец, осуществляет давнюю мечту и превращает в фильм моцартовскую «Волшебную флейту». Наконец, именно в 1970-х Бергман влюбляется в Ингрид фон Розен, на которой женится: с ней он не разведется, они счастливо проживут вместе еще четверть века.

В этом же десятилетии Бергман впервые работает с другой Ингрид Бергман – прославленной голливудской дивой шведского происхождения: она играет главную роль в его «Осенней сонате». Один из своих самых знаменитых фильмов сам режиссер не любил. Он говорил: «Это мой «фильм Бергмана», намекая на самоповторы и клише.

Ключевой фильм: «Шепоты и крики» (1972)

Радикальная картина немыслимой красоты, получившая технический приз в Каннах и «Оскара» за операторскую работу Свена Нюквиста. По-чеховски горькая и элегическая история одной смерти, где сыграли лучшие актеры Бергмана: Харриет Андерссон, Лив Ульман, Ингрид Тулин и Эрланд Юзефсон. Этой теме Бергман посвящал фильмы в разные периоды, от «Земляничной поляны» до снятого уже в 1990-х телефильма «В присутствии клоуна», но никогда в них не было так много поэзии и жестокости, как здесь.

Также смотреть: «Сцены из супружеской жизни», «Волшебная флейта», «Осенняя соната».

«Седьмая печать»

1957

Фильм, в одночасье превративший Бергмана из талантливого шведского режиссера в мировую кинознаменитость. Мало кто из тех великих, что выросли в пятидесятые, не вспоминал потом, как посмотрел «Печать» на ночном сеансе в американском кинотеатре, – и Вуди Аллен, и Мартин Скорсезе, и Брайан Де Пальма, и кто только не. Оно и понятно: фантастическая драма о рыцаре (фон Сюдов), вернувшемся в опустошенную чумой Швецию и встретившем там саму Смерть, с ходу обезоруживает чистой магией сказочного кино. Наполненное тяжеловесным готическим символизмом, невиданным в творчестве шведа ни до, ни после, это кино некоторыми трактуется как высказывание Бергмана на тему веры, другими – как энциклопедия образов смерти в мировом искусстве, третьими – просто как перенесенное на пленку средневековое сказание. Более того, именно с «Печати» началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бергмана и Макса фон Сюдова.

«Осенняя соната»

Какие еще шедевры содержит фильмография Бергмана, лучшие фильмы которого рассматриваются в этой статье? «Осенняя соната» — картина, которой сам маэстро остался крайне недоволен. Это связано в первую очередь с тем, что режиссеру не пришлось по душе сотрудничество со своей однофамилицей Ингрид Бергман. Актриса постоянно требовала переписать сценарий, высмеивала многозначительные диалоги. Однако критики объявили фильм «Осенняя соната» чуть ли не главным шедевром знаменитого шведа.

История начинается с того, что известная пианистка Шарлотта решает навестить свою дочь Еву. Мать и дочь не встречались уже много лет, отношения между ними весьма натянутые. Ева – женщина, которой не везет в личной жизни. Она с трудом выносит своего супруга, оплакивает сына, умершего в четырехлетнем возрасте. Усугубляет ситуацию необходимость заботиться о младшей сестре-инвалиде.

Ни к чему хорошему воссоединение родных людей не приводит. Мать и дочь вспоминают старые обиды, начинают выяснять отношения. Начинаются поиски виновного, которые лишены всякого смысла.

1960-е

Здесь начинается зрелый Бергман. К этому десятилетию относятся самые знаменитые его картины – и некоторые громкие неудачи тоже. Режиссер отныне постоянно сотрудничает со Свеном Нюквистом, одним из величайших операторов современности, чей минималистский стиль привлекал лучших режиссеров мира – от Вуди Аллена до Андрея Тарковского. Определяется и состав актеров, постоянной «труппы» Бергмана. Кроме фон Сюдова, Харриет и Биби Андерссон и Гуннара Бьёрнстранда в нее входят Ингрид Тулин, Эрланд Юзефсон и Лив Ульман. Впрочем, Юзефсон был ближайшим другом Бергмана с его юности (но главные роли в его фильмах начал играть только с 1960-х). А норвежка Ульман стала его гражданской женой и родила ему дочь. Да, Бергман разводится в очередной раз.

В это десятилетие Бергман становится художественным руководителем Драматена, Королевского Драматического Театра Стокгольма, с которым связана немалая часть его жизни, и ставит там множество спектаклей. А также находит для себя остров Форё, где снимает «Сквозь тусклое стекло», «Персону» и «Стыд». Позже он поселится на этом острове, построит там личный кинотеатр. Там же Бергман умрет и будет похоронен.

Фильмы этого периода демонстрируют удивительную творческую свободу. Бергман предлагает несравнимо более мрачную и менее романтическую версию Средневековья, чем в «Седьмой печати», в «Девичьем источнике», картине об изнасиловании и мести. За нее он получает свой первый «Оскар». В «Причастии» Бергман делает героем пастора, утратившего веру (и таким образом атакует собственного отца). В «Молчании» и «Часе волка» свободно смешивает реальность и галлюцинации. В «Страсти» и «Ритуале» исследует взаимосвязь сексуальности и социума. В антиутопическом «Стыде» затрагивает другую табуированную тему – ответственность интеллектуала за общественные катаклизмы.

Ключевой фильм – «Персона» (1966)

Бергман называет этот фильм лучшим в своем творчестве. Головокружительный и необъяснимый сновидческий пролог никак, казалось бы, не связан с прозрачным и обманчиво простым основным действием. В нем всего две героини: актриса, внезапно замолчавшая посреди спектакля и отправленная лечиться на далекий остров (Лив Ульман), и ее сиделка (Биби Андерссон). В знаменитом кадре два лица соединяются в одно. Здесь Бергман дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом о том, в чем индивидуальность человека, что отличает его от остальных.

Также смотреть: «Девичий источник», «Причастие», «Сквозь тусклое стекло», «Молчание», «Стыд».

Наследие

Бюст Бергмана на Аллее знаменитостей в Кельце , Польша

В 1996 году Entertainment Weekly поставил Бергмана на 8-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». В 2002 году Бергман был указан под номером девять на Британского киноинститута «s Sight & Sound список десяти лучших режиссеров современности.
Журнал MovieMaker поместил Бергмана на 13-е место в списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен за 2002 год . В 2005 году Бергман занял 36-е место в списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала Empire . В 2007 году журнал Total Film поставил Бергмана на 7-е место в своем списке «100 величайших режиссеров всех времен» . В 2017 году журнал New York оценил Бергмана под номером 55 в своем списке 100 лучших сценаристов всех времен .

Работа Бергмана была отправной точкой и источником вдохновения для режиссера Вуди Аллена . Он описал Бергмана как «возможно, величайшего кинохудожника, учитывая все обстоятельства, с момента изобретения киноаппарата». Фильмы Бергмана упоминаются и хвалятся в Энни Холл и других фильмах Аллена. Аллен также восхищался давним режиссером Бергмана по фотографии Свеном Нюквистом и пригласил его вернуться в качестве своего DP по преступлениям и проступкам .

Терренс Рафферти из New York Times писал, что на протяжении 1960-х годов, когда Бергман «считался последним словом в кинематографической глубине, каждый его тик тщательно изучался, анализировался и развивался в остроумных аргументах об идентичности, природе фильма, судьба художника в современном мире и так далее ».

Датский режиссер Томас Винтерберг назвал Бергмана одним из его главных источников влияния: «Бергман всегда в моей голове. Он — часть моего воспитания, и мне посчастливилось встретиться с ним и получить от него совет».

Сценарист и режиссер Ричард Айоаде считает Бергмана одним из своих вдохновителей. В 2017 году Британский институт кино (BFI) провел сезон Ингмара Бергмана, и Айоаде сказал в интервью Guardian, что он видел в нем все, «что было одним из лучших двух месяцев за всю историю». Программа BFI включала обсуждение с Айоаде фильма Бергмана 1966 года « Персона» перед показом.

После смерти Бергмана большой архив записей был передан в дар Шведскому институту кино . Среди заметок — несколько неопубликованных и незаконченных сценариев как для сцены, так и для фильмов, а также еще много идей для работ, находящихся на разных стадиях разработки. Никогда не исполнявшаяся пьеса называется Kärlek utan älskare («Любовь без любовников») и имеет пометку «Полная катастрофа!». написано на конверте; пьеса о пропавшем режиссере и редакторе, который пытается завершить работу, которую он оставил незаконченной. Среди других отмененных проектов — сценарий порнографического фильма, от которого Бергман отказался, так как он считал его недостаточно живым, пьесу о каннибале, несколько незаметных сцен внутри утробы, фильм о жизни Иисуса, фильм о Веселых. Вдова и пьеса под названием « Från sperm till spöke» («От спермы до привидения»). Шведский режиссер Маркус Линдин просмотрел материал и, вдохновленный Карлеком утаном Эльскаре, взял образцы из многих работ и превратил их в пьесу под названием Arkivet för orealiserbara drömmar och Visioner («Архив несбыточных мечтаний и видений»). Премьера спектакля Линдина состоялась 28 мая 2012 года в Стокгольмском городском театре .

1950-е

Бергман превращается в международную звезду и больше не прислушивается к продюсерам. Считается, что в «Летней интерлюдии» (1951) он впервые полностью освобождается от влияний и начинает снимать совершенно самобытное кино. А еще вступает в самый плодотворный свой период: тринадцать фильмов за десять лет. Причем иногда два шедевра сняты в течении одного года – так, «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» выходят в 1957-м. Чистый и аскетичный стиль оператора Гуннара Фишера определяет визуальную стилистику, а вот с жанрами Бергман экспериментирует вовсю. В «Вечере шутов» и «Лице» режиссер эксплуатирует приемы площадного театра, в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи» обнаруживает неожиданный для многих дар комедиографа, в «Лете с Моникой» находит путь к сердцу массового зрителя, при этом не идя на компромиссы, как он это делал раньше. Эта картина моментально превратила молодую Харриет Андерссон в своеобразный секс-символ (в фильме была революционная по тем временам обнаженная сцена).

Бергман женится еще два раза, между двумя браками успеет пережить бурный роман с Андерссон. С ней после этого он сохранит прекрасные отношения, а она сыграет еще в восьми его фильмах. Также Бергман возглавляет Муниципальный театр в Мальмё, где знакомится с актером, ставшим для него центральным на протяжении всего первого периода творчества – Максом фон Сюдовым. Но лучшую роль в этом десятилетии у него сыграет другой артист – 78-летний классик шведского кино и его учитель Виктор Шёстрём, которого Бергман уговорил сыграть пожилого профессора в «Земляничной поляне».

Ключевой фильм – «Седьмая печать» (1957)

Полнометражная баллада о рыцаре, отважившемся сыграть в шахматы со Смертью: этот мотив был навеян фреской Альбертуса Пиктора в церкви Тэбю. Макс фон Сюдов сыграл бестрепетного крестоносца, Гуннар Бьёрнстранд (еще один любимец Бергмана) – его фривольного оруженосца, также в картине заняты Биби Андерcсон и Гуннель Линдблум. Компания путешественников с рыцарем во главе проезжает по Европе, охваченной чумой и ожиданием апокалипсиса, а Смерть преследует их по пятам. Бергман не раз говорил о том, как привязан к этой картине, при этом охотно признавая ее техническое несовершенство: он сам любил рассказывать о заметных в кадре окнах многоэтажек за лесом, в котором по сюжету фильма собираются сжечь ведьму. Финальный кадр с Пляской Смерти на горизонте вошел во все хрестоматии.

Также смотреть: «Лето с Моникой», «Вечер шутов», «Земляничная поляна», «Улыбки летней ночи».

«Осенняя соната»

1978

Последняя и лучшая роль в кино страдавшей от рака Ингрид Бергман (единственный раз сыгравшей у своего однофамильца). Знаменитая пианистка приезжает в скандинавское захолустье к своей дочери (Ульман), которую она не видела огромное количество лет и которую, кажется, презирает. Набивший в семидесятых руку на психологических семейных драмах вроде «Шепотов и криков» и «Лицом к лицу», Бергман под конец своей карьеры создал, возможно, главный свой шедевр, наконец-то избежав абстракций, – полтора часа тех самых шепотов и криков, музыки и тишины, концентрированной ненависти и нечеловеческой силы всепрощения. В некотором роде «Осенняя соната» – вообще кульминация всех фильмов Бергмана: помимо психологизма и тончайшего бытового драматизма в ней есть и лучшие образцы его специфического юмора, и проведенный тонкой красной линией конфликт традиционных ценностей с ценностями современными, и вечные размышления на темы супружеской жизни, женского родства и старения. Сам режиссер этот фильм считал неудачным, определяя его как каталог собственных штампов, – не в последнюю очередь это связано с тем, что однофамильцы не сработались на съемочной площадке: известно, что Ингрид Бергман высмеивала слишком многозначительные диалоги и переписывала целые сцены, что страшно задевало режиссера.

Детство и юность

Родился будущий мэтр авторского кино летом 1918 года в старинном шведском городе Упсала в 70 км от Стокгольма. Вырос в семье лютеранского пастора и медицинской сестры. Дети – Даг, Ингмар и дочь Маргарета — воспитывались в строгости и подвергались телесным наказаниям.

Ингмар Бергман и его сестра Маргарита

Интерес к кинематографу и театральному искусству у Ингмара проявился в 9 лет. На Рождество старший брат получил в подарок кинопроектор с керосиновой лампой. «Волшебный фонарь», как называли изобретение, вызвал у юного Бергмана острый интерес. Мальчик так мечтал его заполучить, что предложил Дагу обмен: дорогую сердцу коллекцию оловянных солдатиков.

Эксперименты с «волшебным фонарем» положили начало творческой биографии будущего режиссера. На смытой пленке дядя помогал мальчику рисовать фигурки, которые Ингмар с помощью бокс-камеры проецировал на поверхность. Так появились первые фильмы великого Бергмана – мультипликационные.

Ингмар Бергман на школьном выпускном

В 12 лет подросток впервые прикоснулся к магии настоящего театра: на подмостках ставили пьесу знаменитого соотечественника – Августа Стриндберга. Мальчику позволили находиться во время спектакля за сценой, и он, затаив дыхание, наблюдал за актерами, игравшими в «Игре снов».

Единственным развлечением и занятием Ингмара Бергмана с тех пор стали опыты с проектором и самодельным театром. Парень экспериментировал с освещением, декорациями, придумывал новые постановки и варианты театров. В 16 лет Бергман на полтора месяца отправился в Германию по программе обмена. Ингмар познакомился с ровесником – членом Гитлерюгенда – и увлекся идеями НСДАП.

Ингмар Бергман в молодости

В 1937-м 19-летний швед стал студентом колледжа в Стокгольме. Но основным предметам – литературе и истории искусства – Ингмар посвящал минимум времени: он пропадал в молодежном театре, игра в котором стала главным увлечением. Домашние скандалы из-за пропусков занятий в колледже стали причиной ухода Ингмара из родительского дома.

Вскоре Бергман окончательно оставил учебу, устроился театральным реквизитором и отправился в турне. Спектакль оказался провальным, театр прекратил существование и реквизитор оказался не у дел. Вскоре Ингмар Бергман, оставшийся без копейки денег, устроился в оперном театре: нашлось место ассистента режиссера. В свободное от работы время он написал первые пьесы.

«Фанни и Александр»

Какие еще фильмы режиссера Бергмана заслуживают просмотра? Конечно же, эта картина «Фанни и Александр», которой остался полностью доволен сам маэстро. Ингмар – самый строгий свой критик, однако к этой ленте у него практически нет претензий.

«Фанни и Александр» — фильм, который Бергман называет итогом собственной борьбы с комплексами, приобретенными в раннем детстве и юности. Многие эпизоды талантливый режиссер позаимствовал из своих детских воспоминаний.

В центре внимания зрителей оказывается история большой семьи. Несколько поколений удивительной и загадочной династии Экдаль проживают свои жизни. Главные герои – потомки этой необычной семьи. Именно они следят за судьбами ее членов, подводят итоги их жизней. Зрителей ждут ссоры и примирения, встречи и расставания, объяснения в любви и проклятия.

«Причастие» (1962)

Смысл жизни

Кадр из фильма «Причастие»

Человек оказывается выброшенным в жизнь без инструкций и пояснений. Единственный среди всех живых существ, он может осознать смысл своей жизни, но смысл этот ему не задан. Пустоту, которая возникает из-за отсутствия смысла, каждый заполняет по-своему. Кто-то живет по привычке, кто-то – по традиции. Одним помогает вера, другим – ежедневные удовольствия. И у всех есть общее: временами накатывает ощущение пустоты и сомнение, и от этого становится страшно.

Главный герой фильма «Причастие» (1962) – пастор Томас Эриксон. Его любимая жена умерла, а сам он усомнился в вере. Томаса любит школьная учительница Мэрта Лундберг. Она хотела бы посвятить жизнь любимому мужчине, но Томасу никто не нужен. Любовь Мэрты в тягость Томасу, а его сомнения в вере мешают предотвратить самоубийство одного из прихожан. Перед очередной службой с Томасом заговаривает церковный служащий Альгот Фревик

Как человек, мучимый болями, он обращает внимание, что верующие преувеличивают значение физических страданий Христа, и что еще больше, чем от истязаний, Христос страдал от богооставленности в последние часы крестных мук. После разговора Томас произносит первые слова службы в церкви, где нет никого, кроме Альгота, Мэрты и самого пастора.

Австрийский психиатр Виктор Франкл часто цитировал Ницше:

Человек может справиться с любыми жизненными обстоятельствами – болезнью, бедностями, потерями и одиночеством, – если у него есть смысл преодолевать их. В то же время даже самая благополучная жизнь выливается в депрессию на фоне смысловой пустоты. Вопрос смысла жизни часто возникает на сеансах психотерапии. Чаще, чем принято считать. И на этот вопрос не бывает готового ответа: для каждого человека смысл свой. Роль психолога в осмыслении смысла состоит в том, чтобы быть беспристрастным собеседником в разговоре о нем, задавать вопросы, не судить и поддерживать. Альгот не судит Томаса, не морализаторствует, не советует. Томас что-то понимает для себя, и это уменьшает его тревогу и облегчает его душевные страдания.

«Персона» (1966)

Одиночество и потребность в близости

Кадр из фильма «Персона»

Потребность в близости и участии «встроена» в психику человека. Новорожденный младенец жизненно зависит от родителей, он попросту не выживет без их заботы. Он вынужден налаживать отношения с другими, и эта необходимость-потребность сохраняется на всю жизнь. Каждому хочется тепла и близости, и в то же время абсолютная близость невозможна. В бытовом плане у друзей свои дела, разрыв с родителями неизбежен, дети уходят, друзья заняты своими делами. Все мы разные и не можем до конца понять друг друга. В конечном счете, каждый человек – отдельная вселенная, запертая в черепной коробке.

Название фильма «Персона» (1966) отсылает к античной традиции театрального лицедейства. Персоной тогда называли маску с отверстием для рта на лице актера. В понимании швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга Маска или Персона – архетип, с помощью которого человек играет свою роль в обществе других людей. Это публичное лицо, обращенное к другим. Сторона личности, с помощью которой человек адаптируется к обществу.

Актриса Элизабет Фоглер внезапно замолкает во время спектакля. С этого момента она перестает говорить. Психиатр заключает, что она здорова, но находится в состоянии, напоминающем оцепенение. Для излечения он советует ей отдых на природе, и Элизабет едет к морю в сопровождении сиделки Альмы. Оказавшись наедине с молчащей Элизабет, Альма вынуждена говорить сама. В своем монологе она открывает Элизабет свою жизнь, погружаясь в самые интимные подробности. Со временем женщины «сливаются» в одну личность, но однажды Альма перехватывает письмо Элизабет и пугается собственной уязвимости. Альма мстит за свою слабость, и, казалось бы, уже произошедшее желанное слияние и совершенное взаимопонимание, разрывается.

Одиночество как экзистенциальная проблема обостряется в самых разных жизненных ситуациях. Одиночество тревожит, когда у человека нет семьи, не складываются или распадаются отношения. Но оно может быть и в «идеальных» отношениях, когда мы ждем от партнера полного понимания, возлагаем на него обязанность составлять смысл нашей жизни. В браке каждый сам отвечает за свою жизнь, и попытка «слиться» с другим не приводит ни к чему хорошему. Во-первых, жить за себя и за партнера невыносимо тяжело. Во-вторых, тот, кто полагается на другого, рано или поздно потребует ответа за ошибки обоих. Трудно примириться с мыслью, что абсолютное слияние невозможно, и все мы одиноки в мире. Но осознание этого развязывает руки для собственной жизни, помогает установить границы своей личности и налаживать взрослые продуктивные отношения с другими. Фильм «Персона» работает как полноценный сеанс психоанализа. Сопереживание героям очищает душу, а открытый финал вполне в духе психоаналитика Жака Лакана оставляет зрителя с вопросами, которые продлевают терапевтическое действие истории за пределы оплаченного времени.

«Земляничная поляна»

1957

В 1957-м Бергману удалось снять сразу два шедевра: вслед за «Седьмой печатью» последовала «Земляничная поляна» (тоже в каком-то смысле фильм о смерти: тревелог о престарелом ученом, отправившемся на машине за премией и по пути вспоминающем всю свою жизнь, готовясь к уходу из жизни). Фильм, настолько же удаленный от «Печати» и по своему духу, и по своей глубинной сути, насколько и близкий к ней по своей судьбе («Поляна» взяла «Золотого медведя» и до сих пор повсеместно считается одним из лучших фильмов постановщика). В «Поляне» же в полную мощь проявляется и столь любимая Бергманом тема старения, естественного окончания жизни, подведения итогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector