Владислав стржельчик

Свет новой жизни

После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями. Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.

Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.

Владислав Стржельчик

У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.

Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.

Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!

Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.

Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).

Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».

Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Театр

Первые два года Владислав Стржельчик был во вспомогательном составе, но в 1947 году его зачислили в основную труппу БДТ. Дебютом актёра стала роль Клаудио в постановке «Много шума из ничего». Затем была роль Грекова в постановке «Враги» – театральные критики похвально отозвались о талантливом юноше. Владислав Стржельчик часто появлялся в костюмированных постановках. Он запомнился зрителям по ролям в спектаклях «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином» и другим.

Владислав Стржельчик в театре

Актер никогда не опаздывал на репетиции, всегда досконально учил текст и представал перед зрителем в хорошей форме. Постепенно он начал играть драматические роли: Райский в «Обрыве», Кулыгин в «Трех сестрах». 

Соломон Грегори в его исполнении в спектакле «Цена» покорил даже самых строгих критиков – они признали его шедевром. Владиславу настолько точно удалось вжиться в роль 90-летнего старика, что постановку показывали на сцене БДТ 25 лет: все эти годы спектакль держался исключительно на Стржельчике.

Владислав Стржельчик в спектакле «Дело Артамоновых»

Его искрометный тонкий юмор выручал и на сцене. Коллегам легко работалось с ним, а зритель получал удовольствие. Наглядный пример – искрометный князь Вано в постановке «Ханума». Запомнился и творческий тандем с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный». 

Его много раз приглашали работать в Театр Моссовета, а Малый театр даже заказал для актера контейнеры для перевозки вещей в столицу, но всю жизнь он оставался верен питерскому БДТ. В 1986-1991 гг. Стржельчик был членом правления, а с октября 1991 г. — секретарём Правления Союза театральных деятелей РСФСР.

Владислав Стржельчик: личная жизнь

Личная жизнь Владислава Стржельчика – это череда любовных увлечений. Женщины в жизни актера всегда занимали почетное место. Он знал к ним подход и был способен вызвать интерес с первого взгляда. Владислав Игнатьевич был галантным кавалером, но весьма непостоянным супругом. Женщины влюблялись в него, но не могли долго удержать Мастера сцены возле себя, так как его ждало множество новых увлечений.

Стржельчик в фильме «Слуга двух господ»

Бурная личная жизнь Владислава Стржельчика порождала немало сплетен и являлась поводом для возникновения всё новых историй о внебрачных наследниках. Вторая жена Владислава Стржельчика была единственной женщиной, которая смогла надолго удержать рядом с собой непостоянного, любвеобильного Владислава Игнатьевича. При этом он оставался с ней не по привычке а, действительно, испытывая к ней чувство любви. Несмотря ни на какие увлечения.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Любовь Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой зародилась вопреки всем осуждениям и запретам. Актер состоял в браке, у него подрастала дочь. И вдруг в его размеренную жизнь ворвалось то чувство безграничного, фантастического счастья, которое так необходимо творческим личностям, чтобы не погибнуть.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Курортный роман питерского корифея сцены и начинающей московской актрисы смог стать чем-то большим, чем простая интрижка. Первая жена Владислава Стржельчика узнала о новых отношениях супруга от него самого. После развода Владислав еще 7 лет не оформлял официальные отношения с новой супругой. Людмила проявляла невероятное терпение во всем. Она словно чашу с драгоценной водой берегла каждый миг их отношений.

Людмила смогла создать практически идеальную атмосферу в доме. Она относилась к разряду безупречных хозяек, оставаясь интересной и необычайно мудрой женой. Ее реакция на увлечения мужа всегда была абсолютно спокойной. И это было не равнодушие, а сила женского характера.

Третий сын на стороне

Уже достигнув шестидесятилетнего возраста, Владислав Стржельчик по-прежнему оставался ловеласом. Еще один внебрачный ребенок появился в 1981 году. Это Илья Коврижных. Его мама, Наталья Борисова, работавшая театроведом, дала ему отчество Владиславович и фамилию деда. О том, кто является его отцом, женщина от мальчика не утаивала.

Подобно Дмитрию, Илья видел Стржельчика единственный раз в жизни. Когда тот ушел из жизни, парню было четырнадцать лет. Они с матерью никогда не говорили ничего плохого в адрес знаменитого артиста. Илья признавался:

Илья также стал артистом. После окончания знаменитой «Щуки» в 2002 году он играет роли в театре и снимается в кино. Сейчас ему сорок лет, и в его фильмографии тридцать пять работ. Хотя выдающихся ролей у него пока что не было, все же нельзя не отметить талант и обаяние, доставшиеся от отца. Как и Исаев, успеха Коврижных достиг сам, не используя в своих интересах громкую фамилию родителя.

Биография[ | ]

Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.

В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.

В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля

». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.

Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов

в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.

В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».

Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).

Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.

Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.

Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.

Семья

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.

  • Отец — Игнатий Петрович Стржельчик, инженер
  • Мать — работала в Эрмитаже
  • Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик, офицер
  • Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
  • Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
  • Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
  • Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
  • Сын — Дмитрий Алексеевич Исаев (род. 1973), актёр театра и кино
  • Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 1981), актёр театра и кино
  • В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.

До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика была ещё одна дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.

Адреса в Ленинграде

  • 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
  • 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
  • 1971—1990 — Бассейная улица, 47
  • 1990—1995 — Петровская набережная, 4

«На ребенка меня бы уже не хватило»

— Вы ездили с мужем на гастроли?

— Всегда. У меня от него даже писем нет. Если вдруг он ехал один — звонил по несколько раз в день. Казалось, проверял: жива я или нет. Или ревновал. Особенно в молодости. Ко мне приезжали из Москвы друзья, подруги, мы встречались, скажем, в Мариинке и тут же бросались друг другу в объятия. Владик неистовствовал: «Кто такой? Почему поцеловал? Откуда ты его знаешь?..»

Статья по теме

Из курсантов в актеры. Что заставило Александра Пашутина податься в лицедеи

— Разве красавца Стржельчика не одолевали поклонницы?

— Наверное, у меня такой характер — я даже в молодые годы не ревновала. Мне вообще кажется, нет мужчины, который бы всю жизнь был верен одной женщине. У нас с Владичкой было главное — театр, в котором я помогала ему жить.

— Ходили легенды, что он всегда был одет с иголочки, а ароматы духов, исходившие от него, сводили женщин с ума. Он мог сказать, что вы купили ему не ту рубашку, не тот галстук?

— Никогда. Во-первых, потому что мы покупали все вместе, а во-вторых, он даже не знал, какой галстук нужен к какой рубашке и какие носки. Не знал, где взять вещи, хотя много лет они лежали на одних и тех же полках. «Дай платок». — «Возьми в шкафу». — «А где?». Ему это было не нужно. А я никогда никуда не могла уехать — он не пожарил бы себе даже яичницы. Мы жили театром, говорили о нем с утра до вечера. Поэтому я считала, что если есть у него на стороне выплески души — пусть будут. Главное-то было дома, со мной. Если б почувствовала, что он может уйти, наверное, заволновалась бы.

Актеры Владислав Стржельчик в роли генерал-лейтенанта Ковалевского (справа) и Владимир Козел в роли полковника Щукина (слева) в телевизионном художественном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Фото: РИА Новости

— Боролись бы?

— Не уверена. Наверное, я гордый человек — не стоит опускаться до унижений борьбы с кем-то… А потом у меня перед глазами всегда стоял потрясающий пример первой супруги Мравинского. Когда мы с Владичкой купили дачу на Красном озере, она оказалась нашей соседкой. Интеллигентная пожилая женщина, от которой в 60 с лишним лет ушел муж. Понятно, что ей было и больно, и обидно — разрушен дом, в котором прожито много лет. Но с каким достоинством она несла эту трагедию! Ни перед кем не унижалась, не жаловалась, о Мравинском говорила только в превосходной степени. Никому и в голову не приходило ее жалеть. Она сумела остаться бывшему мужу другом.

У Владислава Игнатьевича с первой женой так не получилось — видимо, они были друг другу чужими. Когда мы стали жить вместе, я всегда старалась его дочке что-то купить. Но Стржельчику не разрешали с ней встречаться.

— Никогда не жалели, что не родили ребенка?

— Нет, это было сознательно. Мы с Владиком были в Ленинграде одни. Папа мой уже умер, мамочка после инсульта — в тяжелом состоянии. Брат только окончил школу, и Владичка помогал ему и маме. Рассчитывать было не на кого. При всей своей нетребовательности бытовой суеты он не переносил. Владик просил: «Давай родим». Но я сказала: «Мы с тобой не справимся». Я не очень выносливый человек — на него, театр и ребенка моих сил не хватило бы. Может, и не права была…

Владислав Стржельчик. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров

Фильмы

В кино Владислав Стржельчик начал сниматься в 1942 году. Его первый экранный образ – финский офицер-белогвардеец в картине «Машенька». Но популярность пришла к актеру гораздо позже, через 23 года, когда он сыграл генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?».

Владислав Стржельчик в фильме «Как вас теперь называть?»

Многие его роли стали классикой советского кино. Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мир», афериста Нарышкина в «Короне Российской Империи», отца невесты в «Соломенной шляпке», Лестока в «Гардемаринах, вперед!».

Владислав Стржельчик в фильме «Война и мир»

В 1965 году артисту было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через 9 лет он стал Народным артистом СССР. Также он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа в 1959—1968 гг., в Ленинградском институте культуры — с 1966 г.

Владислав Стржельчик в фильме «Гардемарины, вперед!»

Последними работами Владислава Стржельчика в кино стали роли в фильмах «Перикола» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Тартюф» (1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Трагедия века» (1994).

Личная жизнь

Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первая супруга Ольга Михайловна родила актеру дочь Марину. Но отношения в семье не сложились. Владислав продолжал жить с женой ради ребенка, пока не встретил Людмилу Шувалову. Их знакомство случилось на юге, где оба находились на гастролях. Людмиле было 24 года, Владиславу – 30. Она — из Москвы, он — из Питера. После возвращения актёр сразу же позвонил ей, приезжал в Москву, когда мог вырваться. Вскоре пара решила жить вместе. 

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Владислав ушел из семьи, и счастливые влюбленные поселились в съемной комнате без окон. Переезд в Ленинград пугал родителей Людмилы, но они отпустили дочь. Семь лет они жили в гражданским браке, а потом расписались. 

В этом союзе не было детей – Людмила Павловна сознательно отказалась от материнства, посвятив себя мужу. Его жизнь была занята театром, а все бытовые хлопоты легли на плечи жены. Он обожал супругу и уютный дом, в котором всегда было чисто и изысканно.

Владислав Стржельчик и Дмитрий Исаев

Стржельчик был очень ревнив, а Шувалова закрывала глаза на его романы. Отметим, что известного актера Дмитрия Исаева считают в СМИ и актерской среде внебрачным сыном Владислава Игнатьевича. Впрочем, как говорит вдова актера, в их доме эта тема была закрыта. Стржельчик почти не общался с дочерью, а сына при жизни не признал. Впервые Людмила Павловна увидела юношу на похоронах мужа.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1988)
  • Заслуженный артист РСФСР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1965) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • Народный артист СССР (1974)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»
  • Орден Ленина (1988)
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1944)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
  • Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
  • Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно)

Признание и награды

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»)
  • Заслуженный артист РСФСР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1965)
  • Народный артист СССР (1974)
  • Герой Социалистического Труда (1988)
  • Орден Ленина (1988)
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1944)
  • Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
  • Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно).

Давид – сын Станислава Говорухина

Режиссер Станислав Говорухин умер в 2021 году. Именно после этого актриса и режиссер Анастасия Мартцинковская заявила, что ее 14-летний сын Давид – внебрачный ребенок знаменитости.

Его диагноз звучит так: «Органическое поражение мозга с элементами ДЦП и эпилепсии в стадии ремиссии в течение семи лет».

По словам Анастасии, она с Говорухиным познакомилась в 2002 году на съемках, где играла эпизодическую роль. Роман с перерывами длился около 2-х лет.

В 2004 году она родила сына Давида. Ребенок был здоровым, но его уронили, после чего остались органические поражения мозга.

При жизни Станислав Сергеевич сына не признал. Однако, по словам Анастасии, несколько раз помогал им материально и своими связями.

Сейчас она борется в судах за долю наследства для больного сына, пытаясь доказать его родство с режиссером. Однако все суды, которые прошли до сих пор, в ее исковых требованиях отказали.

Кинематограф

Впервые Коврижных появился на экранах в 2004-м. Его дебютной киноработой стала многосерийная картина «Штрафбат» (исполнил роль рядового Цукермана). Благодаря этой ленте Илья смог поработать на одной съемочной площадке с такими талантливыми актерами, как Алексей Серебряков, Александр Баширов, Андрей Мерзликин, Тимофей Трибунцев, Кирилл Бурдихин, Максим Дрозд и др.

Затем Коврижных не получал предложений от режиссеров на протяжении пяти лет. В 2009 году его кинокарьера вновь возобновилась, когда режиссер Станислав Назиров пригласил Илью исполнить роль в своей многосерийной драме «Котовский». 2009-й выдался для актера весьма продуктивным. За этот год он сыграл еще две роли в кино — водителя Рихтера («Отряд Кочубея») и Франца («Поединки»).

После фильмография Ильи пополнилась следующими картинами: «Откричат журавли», «Земский доктор. Продолжение», «Раскол», «Черные волки».

В 2012-м Коврижных засветился в 9-й и 10-й сериях ленты режиссеров Рустама Уразаева и Сергея Артимовича «Легавый». В том же году поучаствовал еще в нескольких картинах — «Сила сердца» и «Темное царство».

Как выглядит и чем занимается отец единственного ребенка супермодели Тайры Бэнкс

10 больших ошибок при заселении и выселении из отеля: чаевые

Из тыквы, масла и меда делаю сладкий паштет: идеально для утренних тостов

В 2015-м сыграл одну из главных ролей в сериале «Ника». Кроме Ильи в картине принимали участие такие актеры, как Михаил Владимиров, Анна Миклош, Ирина Карева и т. д.

В 2017-м фильмография внебрачного сына Стржельчика пополнилась нашумевшей лентой «АриСвидетельство о рождении», «Турецкое седло», «Пурга», «Клерк».

В 2018-м режиссер Фуад Шабанов доверил 37-летнему актеру исполнить в своей многосерийной картине «Остров обреченных» далеко не последнюю роль.

На сегодняшний день «крайней» лентой в фильмографии Ильи является работа Ильи Шеховцова «Три капитана» (2019). В этой картине Коврижных снимался с такими популярными актерами, как Иван Кокорин, Анатолий Кот и др.

Что ж, будем ждать Илью в новых кинопроектах.

Театр и жизнь

В начале своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл чаще всего в комедиях, заряжая зрителей своим оптимизмом и готовностью героев всегда встать на защиту добра и любви. Образы в его исполнении выходили легкими, страстными, энергичными.

Он входил в театр, как входят в праздник: с ожиданием чего-то хорошего, радостно приветствуя коллег. Он одаривал дам комплиментами и мог привезти с дачи огромный ящик яблок, чтобы накормить ними весь театр. Окружающие отвечали ему взаимностью, ласково называя Владиком и Стрижуней.

Изредка Владислав Игнатьевич заводил разговор о ребенке, но Людмила свою позицию обозначила четко: ребенка она не вытянет. Она прекрасно понимала, почему разрушилась первая семья Владислава Игнатьевича: он просто не выдержал неустроенности, нарушения привычного ритма жизни. Ребенок требовал внимания, вокруг висели пеленки, он просто не смог жить в этом хаосе. Людмила все рассчитала правильно. Она ухаживала за тем, кого любила. И ей хватало их взаимных чувств. Это не была жертва с ее стороны, просто нежелание потерять самого дорогого человека.

Владислав Игнатьевич называл ее Люлей и тоже, в свою очередь, боялся ее потерять. Олег Басилашвили вспоминал, как во время первых гастролей БДТ в Киеве Владислав Игнатьевич слегка повздорил с Людмилой Павловной. Это случилось во время прогулки, и Стржельчик бросился с моста вниз головой. К счастью, он просто соскользнул по крутому склону, ничего себе не повредив.

Это интересно: Пневмония у Детей Лечение

Новые грани творчества открылись в актере после прихода в театр Георгия Товстоногова. Он увидел в Стржельчике уже не комедийного, а драматического актера. У Людмилы Павловны актерская карьера складывалась не столь успешно. Выпрашивать роли у Товстоногова не имело никакого смысла, но он предложил ей попробовать себя в качестве режиссера. Она начинала с ассистента, а затем уже действительно нашла себя в режиссуре.

Актер Большого драматического театра

Слева направо: Борис Рыжухин в роли Кудряшова, Владислав Стржельчик в роли Баумана и Галина Фигловская в роли Сашеньки в спектакле Георгия Товстоногова «Третья стража». Ленинград, 1971 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

Владислав Стржельчик (слева) в роли князя Пантиашвили и Ефим Копелян в роли Микича Котрянца в спектакле Георгия Товстоногова «Ханума». Ленинград, 1972 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

Владислав Стржельчик в роли Актера в спектакле Георгия Товстоногова «На дне». Ленинград, 1991 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Когда окончилась Великая Отечественная война, Владислав Стржельчик вернулся в студию при Большом драматическом театре. Актер окончил ее в 1947 году. А вскоре его перевели из вспомогательной труппы в основную.

Первой крупной ролью Стржельчика в БДТ стал Клавдио в постановке «Много шума из ничего» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. А вскоре актер стал получать главные роли. В 1951 году он сыграл офицера Михаила Ярового в драме «Любовь Яровая». На студии «Ленфильм» сняли телеверсию этой постановки. В прокате ее посмотрело около 46 миллионов зрителей.

Всего в 1950–60-х у Стржельчика было более 20 ролей в Большом драматическом театре. Актер появлялся в спектаклях «Обрыв», «Идиот», «Горе от ума». В 1968 году он сыграл в пьесе американского драматурга Артура Миллера «Цена». Стржельчик исполнил роль роль оценщика Грегори Соломона. В постановке также участвовали Сергей Юрский, Валентина Ковель и Вадим Медведев.

Этот спектакль запретили сразу после премьеры: в нем Миллер раскритиковал СССР за ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Однако постановку продолжали показывать. Юрский вспоминал: «Мы… играли тайно, раз в две недели, чтоб спектакль не умер. А публика все ходила. И слухи о спектакле волнами расходились по всему городу и далее — в столицу. Это… типичный пример того, как во времена социализма запрет заменял все виды рекламы. Это было посильнее нынешних зазывных телероликов и ярких журнальных обложек».

Постановку «Цена» разрешили официально показывать в БДТ только в 1969 году. Этого добился Константин Симонов, который и перевел пьесу Миллера с английского на русский язык.

Другим популярным спектаклем Стржельчика в Большом драматическом театре стала комедия «Ханума». Режиссер Георгий Товстоногов переработал одноименный водевиль Авксентия Цагарели — добавил в него стихи поэта Григория Орбелиани. А драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов переложили текст комедии для сцены.

В постановке Владислав Стржельчик сыграл одну из главных ролей — князя Вано Пантиашвили. В 1978 году на «Ленфильме» сняли телеверсию спектакля.

Всего в БДТ Стржельчик появился более чем в 40 постановках. Около 20 лет он играл певчего Тетерева в спектакле «Мещане» по пьесе Максима Горького. А в драме «На дне» Стржельчик исполнил роль Актера.

Два брака

Владислав Стржельчик был женат дважды. В первый раз он связал себя священными узами с артисткой оперетты Ольгой Смирновой. Женщина родила ему дочь Марину. Отношения между супругами вскоре стали портиться, но Стржельчик оставался в семье ради дочки.

Только годы спустя он встретил женщину, с которой прожил до самого конца. Во время гастролей он познакомился с актрисой Людмилой Шуваловой. На тот момент ему было 30, а ей 24.

Kino-teatr.ru

Артист развелся с первой женой, и Шувалова переехала из Москвы в Ленинград к возлюбленному. Брак они оформили только спустя 7 лет, а до этого просто жили вместе без печати в паспорте.

Свет новой жизни

После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями. Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.

Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.

Личная жизнь: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше»

Владислав Стржельчик. 1973 год. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Слева направо: Виталий Иллич в роли сенатора Оливера Уолкотта, Владислав Стржельчик в роли сенатора Ли Обермана и Сергей Карнович-Валуа в роли сенатора Томаса Стерлинга в спектакле Георгия Товстоногова «Правду! Ничего, кроме правды!». Ленинград, 1968 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Максим Блохин / ТАСС

Вторая жена Владислава Стржельчика — Людмила Шувалова в роли Луизы Брайант в спектакле Георгия Товстоногова «Правду! Ничего, кроме правды!». Ленинград, 1968 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Максим Блохин / ТАСС

Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первой супругой стала артистка оперетты Ольга Смирнова. В браке у них родилась дочь Марина Стржельчик-Смирнова.

В конце 1940-х Стржельчик и Смирнова расстались. А в 1950 году на гастролях в Сочи артист познакомился с будущей второй супругой — актрисой Людмилой Шуваловой. Несколько месяцев они переписывались, а вскоре поженились. Ради Стржельчика Шувалова переехала из Москвы в Петербург. Актриса вспоминала: «Когда мы стали жить вместе, Владик сказал мне: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше». Я, конечно, обиделась, но помнила это всегда. Я подарила ему свою жизнь…»

Вместе Стржельчик и Смирнова прожили больше 40 лет, до смерти актера в 1995 году. Детей у них не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector