«мама!» даррена аронофски: разгадка концовки, смысл названия и библейские отсылки

Содержание:

Таинственный желтый порошок

Число пазлов, из которых складывается фильм, можно было бы множить и множить. Однако есть один маленький пазл, не дающий покоя всем, посмотревшим ленту. Что такое желтенькое насыпает героиня в свой стакан в критических ситуациях? Этот же порошок из флакона с безыскусной надписью yellow (желтый) она добавляет и в штукатурку, окрашивая стены.

Когда про желтый порошок спросили Аронофски, тот ответил следующее:

Пазлы можно множить до бесконечности: фильм многослойный как пирог. В нем нет одной-единственной интерпретации. И не на каждый вопрос дан однозначный ответ.

О чем фильм «Мама»

Действие разворачивается в полуразрушенном доме, который находится в безлюдном месте. Сюда приезжает пара, состоящая из приземленной молодой девушки и мужчины средних лет, который находится в поисках вдохновения для творчества. Задачей девушки является отстроить данное место и сделать из него уютное гнездо для создания семьи вдали от посторонних глаз. Мужчина же видит в этом перспективу для своего дальнейшего созидания. Творческий кризис персонажа и грезы о материнстве героини в прямом и переносном смысле рождают площадку для дальнейшего развития сюжета.

В определенный момент в доме появляется человек, которого изначально мужчина встречает случайно, а в последствии узнает, что тот является его фанатом. Постепенно гость начинает вести себя наглым образом и нарушает запреты, установленные хозяйкой дома. Вслед за этим появляется жена незнакомца, вместе с которой посторонние люди злоупотребляют гостеприимством. Незваная гостья раздает неуместные хозяйке дома, а после врывается в закрытую комнату и разбивает вещь, которая дорога мужу главной героини.

В доме появляются дети гостей, один из которых убивает другого. Поминки происходят здесь же. У хозяйки дома исчерпывается терпение и она выгоняет гостей. Ревностная ко вниманию мужа героина производит попытки зачать ребенка, что у нее благополучно получается. По прошествию определенного времени появление гостей повторяется, при чем количество их переваливает за границы допустимого

Фанаты овладевают вниманием мужа. При этом они разводят беспорядки в доме, разрушают вещи

Доходит данное действие до разрушения гнезда, в котором хозяйка в этот момент становится матерью.

Муж отбирает ребенка у матери и отдает его на растерзание толпе. Героиня сходит с ума и сжигает дом дотла с выжившими гостями и мужем. Единственное, что от нее остается – вещь кристаллической формы, которую муж вынимает из груди и помещает в закрытой комнате как ценную реликвию.

Трактовка

Многие без труда угадали в этом фильме аллегорию на сотворение мира, изложенное в Библии (в книге Бытия). И тут мы в очередной раз можем задаться вопросом: зачем голливудские режиссеры-атеисты снимают свои произвольные интерпретации событий священной истории? Своё мнение на этот счет я изложу в конце, а пока, для тех, кто еще не читал расшифровок фильма в интернете, коротко перечислю значения показанных персонажей и ситуаций.

Итак, Он, поэт – это Бог. Мать – это София, Природа, Мария. Кабинет поэта – это рай.

Мужчина и женщина – Адам и Ева. Во время сотворения Евы, Бог усыпил Адама, поэтому тот ничего не помнит. Рана у него на спине – разрез для извлечения ребра.

Кристалл – это запретный плод. Показательно, что это, собственно, не плод, его нельзя съесть, а некая реликвия, которую легко испортить. Если в Библии вкушение запретного плода символизирует познание, то кристалл у Аронофски — это символ и воплощение чистой красоты.

Красота кристалла возникает из соединения света и материи. Причем материя кристалла не просто поглощает свет и не просто отражает его, а позволяет свету проникнуть в себя. Внутри кристалла свет бесконечно преломляется и расщепляется, наполняя его собой и делая его светоносным.

То есть, красота возникает там, где материя принимает в себя и проявляет в себе нематериальное начало, идею, которую в символизирует свет. Созерцая красоту, мы созерцаем оформленную идею, идеал, а чувство, которое возникает в нас в результате созерцания — это проявление любви.

Также кристалл в контексте фильма олицетворяет вселенную в сжатом состоянии. Сердце дома, которое видит мать, показано как некое космическое скопление, которое постепенно сжимается и в итоге становится кристаллом. Это свет, материя и любовь в сконцентрированной форме.

Грехопадение Аронофски трактует как разбиение кристалла. По-видимому, он использует каббалистическую трактовку грехопадения, которая называется разбиение сосудов. Согласно этой теории, Древо жизни состоит из десяти сфирот, наполненных божественным светом. Семь нижних сфирот лопаются и их осколки становятся источником мирового зла.

После того, как кристалл разбит, Адам и Ева занимаются сексом, а Бог закрывает им вход в рай.

Два брата – это Каин и Авель. Убийство Авеля оставляет несмываемый след, неизлечимую рану в природе и даёт начало возникновению ада в преисподней.

Показаны некоторые из десяти казней египетских: наказание кровью, тьма египетская, нашествие жаб, нашествие насекомых.

Затопление дома – Всемирный потоп. Здесь наконец мать даёт выход своему гневу и прогоняет всех.

Соитие матери и поэта – непорочное зачатие. Здесь мать олицетворяет Богородицу Марию, а ребенок – это Иисус Христос.

Новое произведение, которое пишет поэт – Новый Завет. Мужчина с бородкой – олицетворение католической церкви. Нанесение пепла на лоб – обряд, который называется «Пепельная среда» и проводится в первый день Великого поста.

Убийство ребенка – распятие Христа. Поедание его тела – буквальная трактовка таинства Причастия.

Идеи, которые легли в основу сюжета

Фильм Даррена Аронофски глубоко метафоричен. В основу фильма “Мама!” легли идеи феминизма и уничтожения природы. Также в фильме использована религиозная метафора.

Режиссер говорил, что идея картины в том, что происходящее с планетой остановить, к сожалению, невозможно. Аронофски признается, что у него “накопилось много гнева и ярости”, и ему захотелось выплеснуть все эмоции в одно чувство.

В фильме “Мама!” есть и скрытый смысл, который, по словам режиссера, “понравится далеко не всем”.

Картина рассуждает не только на вечные библейские темы, но и на бытовые. Она рассказывает не только о потребительском отношении к природе или об актуальной сегодня проблеме религиозного фанатизма, но и о женщинах, которые были не услышаны, брошены ради каких-то зыбких целей. О мужчинах, для которых карьера и слава важнее семьи, и о людях, бездумно убивающих друг друга.

Описание истории

Сюжет фильма Мама описывает события, происходящие в расположенном на отшибе доме. Режиссер намеренно не давал имен главным героям, называя персонажей Он – писатель, страдающий отсутствием вдохновения (Хавьер Бардем) и Мать (Дженнифер Лоуренс). Картина начинается с того, что мужчина ставит на полку кристалл. В нем он видит неиссякаемый источник музы, вдохновения. В этот момент просыпается главная героиня.

Мать начинает обустраивать жилище. Женщины по определению считаются хранительницами очага, стремятся создать райский уголок из окружающего пространства. Поэтому на первых минутах просмотра поведение не бросается в глаза. На то, что режиссер вкладывает особое значение действиям главной героини, намекают периодически возникающее в стенах сердцебиение, непонятные кровяные пятна.

Основные события картины начинают разворачиваться, когда хозяин пускает в дом гостя, восхищенного творчеством, а затем его родню. Мать категорически не согласна с присутствием незнакомцев. В этот момент в картине начинает прослеживаться четкий религиозный подтекст:

  • шрам на спине незнакомца (Эд Харрис) в области ребер (явная отсылка к библейскому Адаму);
  • появившиеся родственники гостя – жена (Мишель Пфайфер), двое сыновей – Динал и Брин Глисоны (Ева, Каин, Авель);
  • убийство брата вторым сыном.

На поминках народа становится больше. Жилище начинает символично разваливаться, из стен и раковины сочится кровь (аллегория Всемирного потопа).

За время относительного спокойствия мать рожает ребенка. Символично, что в этот момент Он заканчивает свое произведение. Но недовольная толпа, ворвавшаяся в дом, крушит все вокруг. Увидев новорожденного (Иисуса), народ в восхищении передают его из рук в руки, что приводит к печальному итогу – гибели ребенка.

Фильм, освистанный журналистами в Венеции, выходит в российский прокат

Мистический триллер Даррена Аронофски «мама!» с Дженнифер Лоуренс в главной роли выходит в нашей стране сразу после премьеры на Венецианском кинофестивале. В нашем материале мы собрали наиболее яркие и интересные отзывы о картине российских кинокритиков.

«мама!» с Дженнифер Лоуренс: первые отзывы критиков

Антон Долин: «Вы ещё не скоро забудете «Маму!»»

О чём этот виртуозный, тревожный, необаятельный, но в чём-то неотразимый фильм? Об отношениях и взаимозависимости мужчины и женщины, об эгоизме и эксплуатации. О творческом процессе и порождённых им демонах. О женских страхах и мужском нарциссизме. Но ещё, верьте или нет, об устройстве мира и человечества: Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией. Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть. Или нет: реакция на такое бешеное, бескомпромиссное, наглое, во всех отношениях чрезмерное кино обязательно будет сильной, но не обязательно позитивной. Одно лишь гарантировано: вы ещё не скоро забудете «Маму!»».
Трейлер фильма «мама!»

Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»

… Точно так же поступает Аронофски, наполняющий свой фильм прямыми ссылками на “Сияние” Кубрика, “Ребёнка Розмари” Полански и заявляющий претензии на глобальное высказывание о насущном. Однако эти претензии разбиваются уже мискастингом. Хороши только Эд Харрис и Мишель Пфайффер в роли демонической супружеской парочки, а вот Бардем совершенно не в состоянии сыграть маниакальный психоз, да и любовь, да и творческие муки тоже. Так же как Аронофски оказывается беспомощен в попытках создать мистический саспенс. Он форсирует действие хаотичными массовками, рвущим уши саундтреком, грубым гримом и назойливой демонстрацией кровавого пятна на полу, недвусмысленно напоминающего вагину. Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно, и это смех над бесплодными усилиями постановщика».
Трейлер фильма «мама!»

Станислав Зельвенский: «Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом»

Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом — пока Аронофски заставляет нас напряженно гадать, куда он, собственно, клонит. Он использует иконографию хоррора — дом, который кровоточит, пульсирует и что-то скрывает, вторжение непрошеных гостей, какие-то невысказанные слова, которые явно висят в воздухе. Аронофски открыто вдохновляется своим любимым Полански — причём сперва не столько “Ребенком Розмари”, сколько “Отвращением” или “Жильцом”| — и подолгу влюбленно рассматривает Лоуренс в приглушённых тонах, на крупных планах, и мало кому сегодня они так идут. Вдобавок там довольно много смешного».
Трейлер фильма «мама!»

Этот фильм — о перверзном нарциссе

Перверзными нарциссами мир не особо переполнен. Процентов от общего числа человечества — всего от 1 до 8. Но вот достался барышне из фильма как раз этот самый нарцисс.

Любит только себя, все остальные — пешки, которые он расставляет на шахматной доске своего самомнения. Скажете, пусть Поэт пренебрегает потребностями безропотной жены, но ведь ломящиеся в дом во все больших количествах люди его радуют, он даже отдает им самое дорогое — новорожденного сына. На самом деле ему очень нравится собственный культ, выстроенный руками паствы. А постоянное восстановление сожженного дома с очередной влюбленной Музой тоже характерно для перверзного нарцисса: уничтожив актуальную жертву, он затевает цикл жертвоприношений самому себе заново с новой претенденткой.

Желтая жидкость

Теперь попробуем понять, что же за желтую жидкость пьет мать, когда ей плохо.

В одном из интервью Аронофски сказал следующее:

Попробуем извлечь из этой информации какую-то пользу.

1. То, что ответ лучше знает Джен, вероятно, указывает на какие-то исключительно женские переживания. Дженнифер Лоуренс, как известно, тоже феминистка, поэтому вполне ожидаемо, что мотив желтой жидкости будет связан именно с правами женщин.

2. Упоминание романов викторианской эпохи отсылает нас к концепции женственности, господствовавшей в конце 19 века. Ее суть заключалась в том, что женщина должна быть «ангелом в доме» – так в своем одноименном сочинении называет идеальную женщину Ковентри Пэтмор, британский поэт 19 века.

Вот как описывает такую женщину Вирджиния Вулф:

Нетрудно заметить, что это описание целиком подходит главной героине фильма «мама».

Почему я цитирую именно Вулф? Потому что далее в ее тексте есть интересное совпадение с визуальным рядом нашего фильма. Вулф пишет о том, что ей пришлось убить в себе этого ангела, чтобы стать писательницей:

Вирджиния Вулф описывает, как внутри нее писатель борется с домашним ангелом. Разве не то же самое мы видим в фильме Аронофски? Победителю достаётся сердце побежденного. Развивая эту аналогию, мы начинаем понимать, почему Поэт в фильме не может ничего написать. Ему мешает его домашний ангел!

3. Теперь насчет упомянутой Аронофски идеи более глубокой связи матери и дома. В начале фильма мы видим, что мать штукатурит стены гостиной и добавляет в штукатурку темно-желтый пигмент. Из такого же флакона она насыпает ярко-желтый пигмент и в стакан с водой. Более того: на этикетке этого флакона можно различить полустертую надпись «YELLOW». Да, мать пьет не что иное, как растворенный в воде желтый пигмент! Но что это означает?

Мотив стен желтого цвета отсылает нас к еще одному произведению: новелле «Желтые обои» американской писательницы-феминистки Шарлотты Перкинс Гилман. Героиня этой повести заключена в комнате с желтыми обоями. За ними она начинает видеть женщину, которую хочет освободить.

Параллель с матерью, заключенной в своем доме, очевидна. Мать в доме поэта вынуждена играть отведенную ей роль и обречена испытывать пассивную агрессию. Этим она олицетворяет всех женщин, угнетённых патриархальной культурой и жаждущих освобождения.

Функция желтой жидкости – подавлять возникающий внутри матери гнев, сильнее объединять ее с домом и возвращать ее к роли домашнего ангела.

Но почему мать пьет жидкость только до рождения ребенка, т.е. до наступления эпохи Нового завета? Как известно, в ветхозаветные времена человек был обязан приносить Богу в жертву животных, а после пришествия Спасителя жертвы были отменены (по крайней мере, в христианстве), т.к. сам Спаситель стал жертвой за всех людей. Поэтому приём желтой микстуры может иметь и значение жертвоприношений. До рождения ребенка мать жертвует собой, а забеременев решает, что жертвы больше не понадобятся, поэтому выбрасывает флакон.

Агитация и пропаганда

Теперь вернемся к нашему вопросу: зачем Аронофски потребовалось использовать библейские мотивы для продвижения своих идей о защите природы и прав женщин?

Ответ кроется в той оценке, которую вынужден дать зритель персонажу Бога-поэта.

Очевидно, что в истории Аронофски Бог – очень нравственно сомнительный персонаж.  Он получает явное удовольствие от созерцания людских бед; а человеческая драма даёт ему вдохновение.

Режиссер явно показывает, что Бог и дьявол – это одно и то же лицо, т.е. причина мирового зла содержится в самом Боге. Это подчеркивается тем, что Бог уважает гордость. (35:18)

Положение о том, что зло – это проявление самого Бога содержится в Каббале, но противоречит традиционному вероучению в авраамических религиях.

Согласно фильму, именно Бог, а значит и религия, является причиной пренебрежительного отношения человека к природе. Поэт использует мать лишь как ресурс для своего творчества, и позволяет людям, своим поклонникам, разрушать и истощать природу, их общий дом. Всё человеческое зло, согласно режиссеру, происходит из разных трактовок священного писания. А природные катаклизмы, которые в традиционном понимании считались гневом Бога, в интерпретации Аронофски являются гневом Матери.

Аронофски переворачивает и профанирует все основные идеи иудаизма и христианства.

Взяв идею Бога-творца, он показывает, что это творчество пронизано тщеславием. Что Бог-творец нуждается в людях: в их похвале и поклонении.

Аронофски отрицает евангельский тезис, что Бог есть любовь и утверждает, что источник любви – это мать, природа, а Бог только экспроприатор. Сам Бог не любит, но ему нравится, когда любят его.

Непорочное зачатие Аронофски показывает скорее, как насилие, а не как акт любви. Сын Божий у него не воскресает. А Причастие изображается как ритуальный каннибализм.

И наконец, вся действительность в его понимании – это бесконечная последовательность вселенных, созданных любовью Женственности, и постоянно разрушаемых Мужественностью.

Всё это переворачивание привычных смыслов делает фильм Аронофски самой настоящей антирелигиозной пропагандой.

Аронофски говорит:

Но важный нюанс состоит в том, что на библейских историях построена вся наша культура. Та самая традиционная патриархальная культура, в которой женственности, надо сказать, отводится весьма почётное место. И библейские персонажи – это культурные архетипы, которые так или иначе задают модели нашего поведения и формат нашего осмысления мира.

Стало быть, чтобы изменить культуру, нужно изменить отношение к ее архетипам. Нужно сделать так, чтобы они вызывали раздражение и отторжение. Чем больше зритель раздражается на библейские отсылки, тем больше будет его неприязнь и к самим библейским идеям, и к верующим, и к религии вообще. Тем проще будет склонить людей к принятию новых либеральных ценностей.

Аронофски, по его словам, «бросает гранату в поп-культуру и смотрит, что из этого выйдет». Но поскольку режиссер сам принадлежит поп-культуре, то думаю, он, на самом деле, подразумевает именно разрушение традиционной культуры, или того, что от нее еще осталось.

Ярослав Забалуев: «Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать»

Чтобы понять, какой эффект производит его новый фильм, нужно представить (хоть это и непросто) странный гибрид двух его картин — “Черного лебедя” и “Фонтана”. Помимо вопросов бытия, режиссёр всё так же болезненно привязан к физиологии, он напряженно всматривается в лицо и тело Дженнифер Лоуренс, в кадре время от времени течёт что-нибудь густое и тёмное, ближе к концу кого-то съедят. Всё это временами выглядит довольно неприятно, но в то же время Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать (в отличие от Ларса фон Триера, с которым его в эти дни часто сравнивали). В принципе, нужна ли вам в жизни «мама!» можно решить, взглянув на китчевый постер с Лоуренс, вынувшей из груди собственное сердце. Если ответ положительный, то вас ждёт одно из самых необычных кинопереживаний года».
Трейлер фильма «мама!»

Ассоциации с общественными темами и творчеством

Кадр из фильма «мама!»

В финале «мамы!» перед нами смешивается все: религиозный фанатизм, военные действия, голодающие, мигранты… И в этом можно увидеть ассоциации с мыслями любого творца. В голове поэта с вдохновением соседствуют все сюжеты, которые хоть как-то влияют на него или рождаются им, с самыми яркими персонажами. «Ты любил мою любовь. Я отдала тебе все, а ты отдал это им», — в этих словах героини Лоуренс как бы говорится, что ее муж ценит то, что ему дает вдохновение, но порой забывает в ответ подпитывать его своей любовью, и предает ее ради своих почитателей. Заметьте, что героиня ни разу не выбирается из дома – ее всячески ограждают от внешнего мира, она покоится в Райском саду, который подразумевает творческий покой Создателя. И в этом Эдеме умещаются все – сюда вторгается каждый, мешая тем самым покою Вдохновения. Когда в сознание врывается слава, Творец не выдерживает искушения, и его Вдохновение страдает. И это лишь одна вариация. В «маме!» можно увидеть желание борьбы с обществом потребления, отношения в институте семьи, а также историю человечества глазами Матери-природы – что угодно, играйте трактовками и не зацикливайтесь на одной. Недаром же еще ходит в Сети ассоциация желтого зелья с «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс – здесь не только подчеркивается тема феминизма, но и просматривается обращение зрителя к миру творчества и литературы в целом. Этот момент может послужить намеком на то, что все увиденное – это сознание писателя, где вдохновение уживается с его фантазией и откликами общественности.

Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость

Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т.д.

Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком

Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.

Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.

Смысл финала фильма «Мама»

Начало и конец фильма представляют не что иное как бесконечный сюжет, который завязывается на единственной вещи. Это кристалл, который герой получает в начале и конце фильма, затем с восхищением ставит его на полку. Религиозная, социальная, экологическая тема завязана на этом талисмане и может объединить с его помощью все трактовки. Это знак означает сердце и душу дома, которые каждый извлекает для себя в попытках сохранить любовь и надежду по отношению к себе. Эти вдохновение к тому, чтобы начать все заново с новой силой, но каковой окажется эта попытка зависит от мотивов человека. Отсюда и цикличность сюжета: главный герой обретает надежду, но не меняет свою сущность.

Фильм Аранофски заслуживает внимания со стороны любителей разбирать и анализировать предметы творчества. Режиссер упростил стремление в арт-хаус данной картины потоком событий, увлекающим зрителя в поток событий все больше по мере просмотра. Автор создал фильм, который дал возможность зрителям самим побыть в роли режиссера при попытках провести собственный параллельный сюжет в процессе просмотра.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «мама!» 2017 — сцена после титров: есть ли она?

В фильме «мама!» речь идет о Дженнифер Лоуренс: В ее рассказе в сентябрьском номере Vogue Лоуренс рассказала о том, как она избавилась от хрусталя в своем доме, и потом было наводнение. Это также сюжет из фильма «мама!».

«мама!» — фильм об интровертах: Дженнифер Лоуренс очень хочет одиночества, а Хавьер Бардем должен всегда быть окруженным людьми. Когда давление людей слишком возрастает, Дженнифер сжигает дом.

Фильм «мама!» о реконструкции дома: большинство пар считают, что они могут переделать свои кухни, не разрушая своих отношений. Мало у кого получается. Пожалуйста, не забудьте прикрепить свои раковины.

Фильм «мама!» о сланцевой нефти: Почему на ковре Дженнифер Лоуренс есть пятно крови, которое она не может вывести? Первородный грех! Кроме того, Хавьер Бардем явно скрытно вливал воду в сланцы под своим домом под высоким давлением, чтобы добывать нефть из-под земли. Вот почему дом так легко взорвался в конце.

Фильм «мама!» о сексе и смерти: и это все.

Фильм «мама!» о том, чтобы быть живым: заставьте меня жить, заставьте меня смущаться.

Фильм «мама!» о взаимоотношениях Даррена Аронофски с его матерью: персонаж Хавьера Бардема духовно и эмоционально похож на режиссера. Дженнифер Лоуренс явно играет его маму, которая буквально вырывает свое сердце, чтобы дать ему жизнь. Сам доктор Фрейд решил бы, что это слишком очевидно.

«мама!» о ваших отношениях с вашей матерью: вы давно ей звонили?

Смысл фильма «Мама»

Задумка режиссера изначально заключалась в том, чтобы допустить множество трактовок после просмотра. Сам он объясняет свою картину как аллегорию на разрушение планеты людьми. Главная героиня, условно именуемая как «мать» ей по сути и является. В посыле Аронофски Дженифер Лоуренс, играющая роль хозяйки дома есть воплощение земли или природы, а незваные гости глупо разрушают свой дом и не оглядываются на последствия. Этим можно объяснить затопление дома и его последующее сжигание как результаты глобального потепления. Тот же смысл фильма мама 2017 года извлекла актриса, играющая главную роль.

Несмотря на довольно простую трактовку от режиссера фанаты, узревшие в его детище многочисленные отсылки к библии допускают тесную связь фильма с религией. Увидеть их достаточно просто. Главный герой являет собой образ Бога, а женщина-мать – роль Девы Марии. Первые гости преподносятся как Адам и Ева, а их дети как Каин и Авель. Рожденный и отданный на растерзание младенец – Иисус Христос. Этим можно объяснить и осквернение дома гостями, разрушение первого камня, которым является сокровище хозяина дома, братоубийство. Далее следует сожжение дома как олицетворение апокалипсиса и затопление, как в известном из религии великом потопе.

Не вглядываясь в детали можно заметить простой смысл взаимоотношений между мужчиной и женщиной, где первая является образом родительницы для всего. Она отдает в немыслимых масштабах свое тело и разум, а также служит расходником для удержания сути вещей. Однако её усилий всегда оказывается мало. Этим можно объяснить момент, где главный герой извлекает сердце своей жены и делает из него талисман.

Кроме того, у фильма есть творческая сторона, где хозяин дома преподносится как созидатель. Он производит творения на свет, но со временем поиски славы и признания приводят к тому, что он в алчных целях производит продукт потребления, который разрушает его вдохновение. В том периоде, где стремление к благам разрушает его гениальность, главный герой собирает остатки своей музы в попытках сохранить её для того, чтобы в следующий раз произвести что-то более чистое. Однако следующие попытки будут сопровождаться совершенно иным вдохновением. Это объясняет цикличность и замену главной героини для кристалла, который служит хозяину дома источником вдохновения.

Войны, голодающие, мигранты, институт брака и прочие аллюзии сопровождают весь сюжет и осмыслять его могут единовременно. Это подтверждает задумку Аронофски сделать из картины каркас, из которого каждый построит что-то свое.

Символы на карточке

Давайте разберем значение символов на карточке.

Если вы смотрели фильм, то помните, что в нем предлагается миф, изображающий вечный цикл сотворения и уничтожения мира. Соответственно, данные символы мы можем понимать, как обозначение этапов этого цикла.

Первый этап обозначен восьмиугольником в круге.

Восьмиугольник — это переходная фигура между квадратом и кругом, и как таковой, он символизирует промежуточное состояние, переход. Круг символизирует идеальный мир, небо, квадрат – материальный мир, землю. Таким образом, восьмиугольник – это посредник между небом и землей, идеальным и материальным.

Как известно, ранние христианские крестильни строились в форме восьмиугольника, символизируя переход к новой жизни. Но если во время крещения переход идет как бы снизу вверх, от земного к небесному, то соответственно, возможен и переход сверху вниз, снисхождение от идеального к материальному. Это будет движение воплощения, реализации.

Принцип воплощения и реализации – это ни что иное, как женское начало. В фильме его олицетворяет главная героиня – мать и ее дом, с которым она составляет единое целое. Теперь понятно, почему дом в плане содержит восьмиугольник. Также многие предметы в фильме имеют форму правильного или неправильного восьмиугольника: окна, дверные ручки, плитка, и прочее. Всё это – символ женского начала в его реализации мужского принципа.

Даррен Аронофски говорит, что главная героиня фильма – это мать природа. Это упрощенное объяснение для широкого круга зрителей. На самом деле, героиня фильма объединяет в себе сразу несколько аспектов женского принципа – и женское начало в Боге, которая в богословии именуется София-Премудрость, и женское начало в природе, и собственно женщину.

Мужской принцип, дух, Бог, символизирован кругом. Его олицетворяет Поэт, персонаж Хавьера Бардема. В субтитрах он обозначен как Он с большой буквы.

Всё это легко понять и без всякой мистики. Допустим, мы хотим построить дом. Это предполагает, что у нас есть, во-первых, абстрактная идея дома вообще, а во-вторых, конкретная идея реализации именно того, что мы хотим построить. Эта конкретная идея включает в себя и представление о материалах и технологиях, которые будут использованы, и план по осуществлению постройки – все расчеты, сметы, и т.д. То есть, это будет конкретный дом, но данный пока что как идеальная модель.

Соответственно, абстрактная идея – это отвлеченное теоретическое знание, а конкретная идея, содержащая в себе практическую сторону – это мудрость.

В религии же все категории мышления рассматриваются как живые личности, поэтому всеобщая абстрактная идея понимается как Бог, а идея в аспекте ее реализации – как София, Премудрость. А их единство – как Абсолютная личность.

Соответственно, воплощение только Софии в материальном мире становится природой, воплощение единства Бога и Софии – человечеством, а абстрактно-идеальная сфера – ангельским миром. Человек в аспекте Софии – это женщина, человек в аспекте Бога – это мужчина.

Такова простейшая логика монотеизма.

Но, вернёмся к нашему символу. Итак, восьмиугольник в круге – это период до сотворения человека, райское для матери состояние, когда она и он принадлежали только друг другу.

Второй этап обозначен символом древа жизни

Он связан с появлением в доме мужчины. Мы видим этот символ на его зажигалке и сумке.

По начертанию он близок к руническому символу Вендехорн, объединяющему руну Жизни и руну Смерти. Может пониматься и как объединение мужского и женского.

В контексте фильма его можно трактовать как этап зарождения жизни на земле, возникновения и развития человечества.

Наконец, третий этап, обозначенный восклицательным знаком

это, очевидно, апокалипсис. Гибель мира в огне и возврат к началу. Думаю, что восклицательный знак Аронофски использовал, с одной стороны, как обозначение страданий и переживаний матери, а с другой – как предупреждение о последствиях ее гнева.

Перейдем к трактовке персонажей и событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector