Чем авторское кино отличается от зрительского

Лучшие фильмы арт хаус

1. Человек – швейцарский нож/Swiss Army Man — 2016г.іMDb — 7.10 2. Два дня, одна ночь/Deux jours, une nuit — 2014г. іMDb — 7.40 3. 20 000 дней на Земле/20,000 Days on Earth — 2014г. іMDb — 7.50 4. Citizenfour: Правда Сноудена/Citizenfour — 2014г. іMDb — 8.10 5. Иррациональный человек/Irrational Man — 2015г. іMDb — 6.60 6. Соль Земли/The Salt of the Earth — 2014г. іMDb — 8.40 7. Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии/En duva satt pa en gren och funderade pa tillvaron — 2014г. іMDb — 7.10 8. Форс-мажор/Turist — 2014г. іMDb — 7.30 9. Молодость/Youth — 2015г. іMDb — 7.40 10. Мой король/Mon roi — 2015г. іMDb — 7.00 11. Великая красота/La grande bellezza — 2013г. іMDb — 7.70 12. Зильс-Мария/Clouds of Sils Maria — 2014г. іMDb — 6.80 13. Бёрдмэн/Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) — 2014г. іMDb — 7.80 14. Адаптация/Adaptation — 2002г. іMDb — 7.70 15. Чёрный лебедь/Black Swan — 2010г. іMDb — 8.00 16. Семь психопатов/Seven Psychopaths — 2012г. іMDb — 7.20 17. Серьёзный человек/A Serious Man — 2009г. іMDb — 7.00 18. Меланхолия/Melancholia — 2011г. іMDb — 7.10 19. Антихрист/Antichrist — 2009г. іMDb — 6.60 20. Красота по-американски/American Beauty — 1999г. іMDb — 8.40 21. Реквием по мечте/Requiem for a Dream — 2000г. іMDb — 8.40 22. Древо жизни/The Tree of Life — 2010г. іMDb — 6.70 23. Господин Никто/Mr. Nobody — 2009г. іMDb — 7.90 24. Фонтан/The Fountain — 2006г. іMDb — 7.30 25. Другая Земля/Another Earth — 2011г. іMDb — 7.00 26. Нимфоманка: Часть 1/Nymphomaniac: Vol. I — 2013г.іMDb — 7.00 27. Нимфоманка: Часть 2/Nymphomaniac: Vol. II — 2013г. іMDb — 6.70 28. Догвилль/Dogville — 2003г. іMDb — 8.10 29. Малена/Malena — 2000г. іMDb — 7.50 30. Охота/Jagten — 2012г. іMDb — 8.30 31. Танцующая в темноте/Dancer in the Dark — 2000г. іMDb — 8.00 32. Эксперимент/Das Experiment — 2000г. іMDb — 7.80 33. Дом молчания/Mutum — 2007г. іMDb — 7.10 34. В Америке/In America — 2002г. іMDb — 7.80 35. Прах Анджелы/Angela’s Ashes — 1999г. іMDb — 7.30 36. Бассейн/Swimming Pool — 2002г. іMDb — 6.80 37. О Шмидте/About Schmidt — 2002г. іMDb — 7.20 38. Начинающие/Beginners — 2010г. іMDb — 7.20 39. Дневник девочки-подростка/The Diary of a Teenage Girl — 2015г. іMDb — 6.90 40. Всё ещё Элис/Still Alice — 2014г. іMDb — 7.50 41. Беззаботная/Happy-Go-Lucky — 2008г. іMDb — 7.00 42. Помутнение/A Scanner Darkly — 2006г. іMDb — 7.10 43. Быть Джоном Малковичем/Being John Malkovich — 1999г. іMDb — 7.80 44. Мой личный штат Айдахо/My Own Private Idaho — 1991г. іMDb — 7.10 45. Отрочество/Boyhood — 2014г. іMDb — 8.00 46. Я – начало/I Origins — 2014г. іMDb — 7.30 47. Пять препятствий/De fem bensp?nd — 2003г. іMDb — 7.50 48. Ржавчина и кость/De rouille et d’os — 2012г. іMDb — 7.50 49. В доме/Dans la maison — 2012г.іMDb — 7.40 50. Маленькая мисс Счастье/Little Miss Sunshine — 2006г. іMDb — 7.90 51. Дерево/The Tree — 2010г. іMDb — 6.60 52. Коктебель — 2003г. іMDb — 7.00 53. Я, Дэниел Блэйк/I, Daniel Blake — 2016г.іMDb — 8.10 54. Любовь/Amour — 2012г. іMDb — 7.90 55. Белая лента/Das wei?e Band — Eine deutsche Kindergeschichte — 2009г. іMDb — 7.80 56. 4 месяца, 3 недели и 2 дня/4 luni, 3 saptamani si 2 zile — 2007г. іMDb — 7.90 57. Фаренгейт 9/11/Fahrenheit 9/11 — 2004г. іMDb — 7.50

Догвилль (Dogville) 2003

Интересный подход к созданию фильма использовал Ларс фон Триер в своем фильме Догвилль. Условные декорации, где вместо домов, начерченные на полу съемочной студии линии, никаких стен и жизнь жителей небольшого городка как на ладони для объектива кинокамеры.

Сюжет относит нас в 1930 годы, когда незнакомка приезжает в Догвилль — небольшой городок, где живут чуть более десятка взрослых и семеро детей. Добрые и отзывчивые жители, гостеприимство, все как и подобает тихим и уютным городкам, но конфликт всегда развивается постепенно. Фильм интересен как сюжетом, так и декорациями, а также общим подходом Ларса фон Триера к созданию этого культового кино.

Человек, который убил Дон Кихота (2018)

Приключенческий артхаус фильм с элементами фэнтези приоткроет завесу над секретами создания малобюджетного кино. Режиссер Тоби Грисони возвращается в испанскую провинцию, где несколько лет назад снимал студенческую картину. Актерами стали местные жители, и их судьба за это время сложилась печально. Прекрасная Дульсинея превратилась в бесправную содержанку, а Дон Кихот помешался рассудком. Спустя годы сапожник не желает выходить из образа благородного рыцаря, и Тоби вынужден сопровождать героя в новых подвигах.

Оригинальное названиеThe Man Who Killed Don QuixoteЖанрФэнтезиАктерыАдам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко…СтранаИспания, Бельгия, Франция, Великобритания, ПортугалияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.4Возрастные ограничения12+

Список лучших российских артхаусных фильмов

Современный российский артхаус вызывает ожесточённые споры, но многие отмечают, что без него в России сегодня вообще нечего было бы смотреть. К сожалению, большая часть массового кино грешит глянцевостью, глубокой вторичностью и мало что может предложить «насмотренному» зрителю. А вот в нише экспериментального кинематографа наши режиссёры часто дают фору самым именитым западным мэтрам.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014 год).

Фильм-«натурпродукт», снятый Андреем Кончаловским без декораций и почти без профессиональных актёров. Пожалуй, это самая светлая артхаусная картина последнего времени, в которой русские люди – не моральные уроды и не вырожденцы, а просто люди. Режиссёр предлагает зрителю отказаться от оценочных суждений, а погрузиться в созерцание реальной российской жизни, как это делают новорождённые дети.

Watch this video on YouTube

«Волчок» (2009 год).

Картина, которую впервые показали массовому зрителю у Александра Гордона в «Закрытом показе», и буквально в тот же вечер российские соцсети взорвались разнообразными эмоциями. В отличие от Кончаловского, уральский режиссёр и драматург Василий Сигарев исследует тёмную сторону нашего бытия. Он безжалостно бьёт зрителя по нервам, по самому больному – по детству. Это дало многим основание назвать «Волчок» чернухой. Но нет, Сигарев не играет с аудиторией, не манерничает. Каждый кадр фильма кричит его личной болью.

Watch this video on YouTube

«Пыль» (2005 год).

Фильм Сергея Лобана о «маленьком» человеке, ничтожестве, которому в порядке эксперимента дали то, чего он хочет больше всего, а потом отняли. Фантастика с интересным видеорядом на фоне «хрущёвок», луж и городских подворотен, местами психоделическая, местами смешная, но всегда грустная. В одной из главных ролей – легендарный Пётр Мамонов.

Watch this video on YouTube

«Диалоги» (2013 год).

Тонкое, акварельное повествование режиссёра Ирины Волковой, составленное из пяти разных историй, раскрытых через диалоги. Впрочем, эти диалоги – скорее один большой монолог, попытка преодолеть свою разделённость с миром, наладить с ним коммуникацию. По стилистике эту ленту можно назвать «женским артхаусом».

Watch this video on YouTube

Многие русские артхаусные фильмы достойны внимания. В этот список можно включить такие картины, как «Русалка», «Жить», «Изображая жертву», «Кислород», «Метаморфозис», «Небесные жёны луговых мари», «Коктебель» и далее, к основам – к Константину Лопушанскому, Алексею Герману-младшему, Андрею Тарковскому.

Лобстер (The Lobster)

  • 2015 год
  • Рейтинг: КиноПоиск — 6.9; IMDb — 7.2
  • Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды
  • фантастика, триллер, драма, мелодрама, комедия

В некой антиутопии запрещено быть одиноким. Одиночек отправляют в специальные отели, где они должны найти себе пару. Кто не сможет, того превратят в животных и выпустят в лес, где собралась группа бунтовщиков-одиночек, которые против любых отношений в принципе и строго за них карают. Между ними оказывается разведенный архитектор в очках (Колин Фаррелл), приглядывающий себе близорукую даму сердца (Рэйчел Вайс), поскольку считается, что у двух половинок должны быть общие признаки.

Греческий авангардист Йоргос Латимос снял абсурдистскую сатиру на любовь и одиночество в современном мире. С обоими что-то не то — говорит нам режиссер.

Авторское кино про секс

Эротика в том или ином виде присутствует почти во всех артхаусных картинах. Но есть фильмы, которые делают человеческую сексуальность центральной темой.

«Про уродов и людей» (Алексей Балабанов, Россия, 1998 год).

Действие разворачивается в Петербурге начала XX века вокруг подпольной порнографической студии садомазохистской направленности. В центре повествования – тихая девушка Лиза, проходящая путь от чистоты до полного растления.

Watch this video on YouTube

«Антихрист» (Ларс фон Триер, Германия, Дания, Франция, 2009 год).

Фильм-посвящение Андрею Тарковскому, разделённый на главы. Режиссёр исследует проблему женской жестокости, доходящей до садизма. Он связывает её с женственностью самой матери-природы, которая сначала даёт жизнь, а затем уничтожает её.

Watch this video on YouTube

«Незнакомец у озера» (Ален Гироди, Франция, 2013 год).

Весь фильм снят на фоне природы и раскрывает тему гомосексуальных отношений. Откровенные эротические сцены в смутной и напряжённой связке с детективной линией заставляет картину тесно примыкать к жанру психологического триллера.

Watch this video on YouTube

Артхаус – достаточно широкое понятие. Часто к фильмам этой категории можно отнести не только фестивальное кино. Некоторые образцы массового кинематографа тоже подёрнуты изысканной артхаусной дымкой – например, такие хиты, как «Выживут только любовники», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или хоррор-новинки 2018 года «Тихое место» и «Реинкарнация». Поэтому «кино не для всех» – термин неверный и несколько снобистский. Артхаус – это просто нешаблонное, «другое» кино.

Примеры фильмов

  • «Альфавиль» (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution) (1965) реж. Жан-Люк Годар
  • «Аромат Ивонны» (Le parfum d’Yvonne) (1994) реж. Патрик Леконт
  • «Белая лента» (Das weiße Band — Eine deutsche Kindergeschichte) (2009) реж. Михаэль Ханеке
  • «Вкус вишни» (Ta’m e guilass) (1997) реж. Аббас Киаростами
  • «Восемь с половиной» (8½) (8½ / Otto e mezzo / Eight and a Half / Federico Fellini’s 8 1/2 / Federico Fellini’s 8½) (1963) реж. Федерико Феллини
  • «Вход в пустоту» (Enter the Void) (2009) реж. Гаспар Ноэ
  • «Два лотерейных билета» (Doua lozuri) (2016) реж. Саул Негоеску
  • «Догвилль» (Dogville) (2003) реж. Ларс фон Триер
  • «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel) (1979) реж. Фолькер Шлёндорф
  • «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point) (1970) реж. Микеланджело Антониони
  • «Закат американской империи» (Le Declin de l’empire americain) (1986) реж. Дени Аркан
  • «Защитные цвета» (Barwy ochronne) (1977) реж. Кшиштоф Занусси
  • «Идеаль» (L’idéal) (2016) реж. Фредерик Бегбедер
  • «Индийский ноктюрн» (Nocturne indien) (1989) реж. Ален Корно
  • «Когда наступит конец света» (Bis ans Ende der Welt / Until the End of the World) (1991) реж. Вим Вендерс
  • «Люсия и секс» (Lucia y el sexo) (2001) реж. Хулио Медем
  • «Меланхолия» (Melancholia) (2011) реж. Ларс фон Триер
  • «Мефисто» (Mephisto) (1981) реж. Иштван Сабо
  • «Мы так любили друг друга» (C’eravamo tanto amati) (1974) реж. Этторе Скола
  • «Наука о сне» (La Science des rêves / The Science of Sleep / The Science of Dreams) (2006) реж. Мишель Гондри
  • «Отчим» (Beau-père) (1981) реж. Бернар Блие
  • «Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) (1989) реж. Фолькер Шлёндорф
  • «Рыжая белка» (La ardilla roja) (1993) реж. Хулио Медем
  • «Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma) (1975) реж. Пьер Паоло Пазолини
  • «Святая гора» (The Holy Mountain) (1973) реж. Алехандро Ходоровски
  • «Славное будущее» (The Sweet Hereafter) (1997) реж. Атом Эгоян
  • «Слепота» (Blindness) (2008) реж. Фернанду Мейреллиш
  • «Соль и пламя» (Salt and Fire) (2016) реж. Вернер Херцог
  • «Страна мухоморов» (2009) реж. Л. Машинский
  • «Цветения пора» (Lust och fägring stor / All Things Fair) (1995) реж. Бу Видерберг
  • «Чемоданы Тульса Лупера, часть 2: Из Во к морю» (The Tulse Luper Suitcases, Part 2: Vaux to the Sea) (2004) реж. Питер Гринуэй
  • «Чемоданы Тульса Люпера, часть 1: Моабская история» (The Tulse Luper Suitcases, Part 1: The Moab Story) (2003) реж. Питер Гринуэй
  • «Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: Из Сарка до конца» (The Tulse Luper Suitcases, Part 3: From Sark to the Finish) (2004) реж. Питер Гринуэй
  • «Чемоданы Тульса Люпера: Антверпен» (The Tulse Luper Suitcases: Antwerp) (2003) реж. Питер Гринуэй

Побудь в моей шкуре (Under the Skin)

  • 2013 год
  • Рейтинг: КиноПоиск — 5.7; IMDb — 6.5
  • Швейцария, Великобритания, США
  • ужасы, фантастика, триллер, драма

В Шотландии по шоссе катается брюнетка с красными губами и в шубе из чебурашки, которая заманивает в машину мужчин. И вовсе не для секса, как можно было бы подумать.

Спойлером это не будет: Скарлетт Йоханнссон играет инопланетянку, которая пытается что-то понять о землянах, поэтому ведет с ними разговоры, задумчиво разглядывает скупые пейзажи. Если бы не Нечто, к которому она таскает людей, была бы похожа на студентку философского факультета, собирающую материал для курсовой. Ради этого кино и стоит смотреть: как Йоханссон смотрит. Очень… инопланетно. Про что все это было — не каждый поймет. Наверное, даже никто не поймет. Да и не надо.

Контроль (Kontroll) 2003

В начале фильма перед нами предстаёт директор будапештской компании общественного транспорта Ботонд Абой и добрый десяток минут уверяет что все персонажи из фильма не имеют никакого отношения к реальным людям, что каждый день занимаются обслуживанием метрополитена. Ещё бы — познакомившись с сумасшедшими персонажами вы поймете, что чиновник имел ввиду.

Сам фильм атмосферный, как и подобает настоящему артхаусу. Вы погрузитесь в особый мир подземной жизни в бетонных тоннелях, где главный герой уже долгое время живет, ни разу не поднявшись на поверхность, словно прячась там от чего-то личного. Фильм обязателен к просмотру для всех любителей необычного и оригинального артхаусного кино безо всякой ванили, хотя и любовь здесь есть. И да, оказывается в Восточной Европе, как и в Иране тоже умеют снимать достойные фильмы.

Холодная война (2018)

Еще одно черно-белое артхаусное кино с высоким рейтингом – фильм, снятый популярным польским режиссером Павлом Павликовским, лауреатом «Оскара», посвящено реальной любовной истории. Виктор мечтает играть джаз, но вынужден собирать народный ансамбль для выступлений в послевоенной Польше. Музыкант втайне вынашивает план эмиграции, пока на одном из прослушиваний не знакомится с талантливой певицей, не желающей покидать свою родину. Белокурая Зула поет песню из советского фильма «Веселые ребята», и навсегда забирает сердце Виктора.

Оригинальное названиеZimna wojnaЖанрДрама, мелодрама, история, музыкаАктерыИоанна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц…СтранаПольша, Великобритания, ФранцияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.6Возрастные ограничения18+

Пианистка

C 25 Ноября 2021

Піаністка

Страна: Франция, Австрия, Германия, 2001Хронометраж: 130 мин. мин.Жанр: драмаРежиссер: Михаэль Ханеке («Любовь», «Хэппи-энд», «Белая лента», «Скрытое»)В ролях: Изабель Юппер («Она», «Исчезновение Элеанор Риґби», «Любовь», «НаркоМама»), Бенуа Мажимель («Любовники», «Мое жаркое лето с Софи»), Анни Жирардо, Удо Замель и Ева Грин («Последняя любовь на земле», «Казино Рояль», «Мечтатели»)

Главная героиня Эрика – профессорка Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, однако сама – страшно далека от гармонии небесных сфер. Лишенная даже намека на личную жизнь, она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей. После занятий она тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских игрушек. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует его совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.

Корабельные Новости (The Shipping News) 2001

Хороший и душевный фильм по роману Энни Пру, который удостоился Пулитцеровской премии. Вас ждёт превосходная игра Кевина Спейси, играющего неуверенного в себе неудачника Койла. Герою чудом посчастливилось встречаться со свободолюбивой и красивой Петел. Поначалу у них всё складывается, но вскоре она начинает в открытую ему изменять приводя при нём в дом любовников, в то время как замкнутый в себе Койл пытается растить их дочь. Неожиданно Петел погибает в автокатастрофе со своим любовником и в тоже время родители Койла кончают жизнь самоубийством. Раздавленному парню ничего не остается как вместе с дочерью отправится в Ньюфаунленд и начать жизнь заново, работая журналистом в местной небольшой газете.

Да что ты такое?[править]

Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.

Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.

  • Авангардное кино. То есть экспериментальное, нарушающее каноны, табу и вообще, «так снимать нельзя». Иногда изобретённые авангардистами приёмы переходят в арсенал «большого кино», но чаще так и остаются странным экспериментом. Но далеко не весь артхаус экспериментален — особенно сейчас, когда перепробовали уже всё, что можно. И наоборот, иногда возможны эксперименты и в «зрительском» кино (кто скажет, что «Хардкор» — артхаус, пусть сам бросит в себя камень).
  • Кино не для всех. То есть не рассчитано на широкую публику, не развлекает (вернее, развлекает, но о-о-чень своеобразного любителя). Понятие расплывчатое — в артхаусе бывают и вполне смотрибельные вещи, а с другой стороны, фильмов совсем «для всех» не бывает.
  • Независимое кино. То есть снятое не на крупной студии, а силами небольшой группы товарищей и инвесторов. С артхаусом эта категория пересекается не всегда: молодёжные ужастики тоже в основном «инди-кино», снятое на коленке, но явно не артхаус.
  • Некоммерческое кино. Вообще-то, вопреки фантазиям юных идеалистов, артхаусные режиссёры в основном очень даже не против, если их фильм что-то заработает, ездят его продвигать и продают прокатчикам, если те берут. Но само фильма при этом под запросы киноиндустрии не подстраивается, как художник видит — так и снимает. Поэтому снимают обычно на деньги всяких фондов и правительства.
  • Фестивальное кино. Следует из предыдущего: если эти фильмы финансируют, значит, это кому-нибудь нужно? А нужно это для получения престижных премий на кинофестивалях и вообще создания статусных произведений. В этом артхаус схож с голливудскими «Оскаровскими» драмами о трудной биографии чернокожего гения-гея, но путать их не следует.
  • Сюрреалистическое кино. Такое, где логика сна и все ведут себя, как наркоманы, зато очень красиво и цветасто всё. Частный случай: артхаус не всегда равно сюрреализм, а вот снять не-артхаусный сюрреалистический фильм удаётся редко.
  • Авторское кино. Расплывчатое понятие, означающее, что фильм снят так, как режиссёр видит, а не как видят студия, продюсеры и маркетологи. Бывает не обязательно артхаусным — в принципе, фильмы Тарантино, Балабанова и Уэса Андерсона вполне себе авторские, но при этом массовые.

Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.

В современном кинопроцессе

На нынешний момент существование авторского кино не вызывает сомнений ни у зрителей, ни у критиков. «Авторскими» признаются фильмы, в которых присутствует индивидуальный взгляд (почерк) автора, то есть режиссёра фильма. Хотя в таком высокотехническом виде искусства, как кино, и присутствует большое количество коллективного труда, тем не менее у авторского кино остальные участники процесса «отходят» на второй план.

По сложившимся на сегодняшний день реалиям и «де-юре», и «де-факто» автором фильма является режиссёр-постановщик, вне зависимости от того, признается ли потом его фильм «авторским» или не признаётся.

Для современного российского киносообщества характерно маргинальное противопоставление и даже противоборство авторского кино и продюсерского. Бытует мнение, что априори к «авторским» относятся фильмы, представляющие художественную ценность, а к «продюсерским» — фильмы, художественной ценности не представляющие.

Одним из направлений авторского кино стало кино некоммерческой или, в редких случаях, безбюджетной реализации. Что возможно только благодаря удешевлению технических средств киносъёмки и монтажа.

Объективно можно утверждать только то, что у ряда кинорежиссёров в процессе их творчества формируется индивидуальный, присущий только им авторский стиль, а у ряда кинорежиссёров авторский стиль не формируется, но и те и другие являются авторами своих произведений. Такое явление можно наблюдать в любой творческой деятельности: литературе, живописи, архитектуре и так далее.

На основе авторской теории сформировались такие граничащие с авторским кино понятия, как «артхаус», «независимое американское кино» и другие.

Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon) 2007

Фильм снятый по автобиографической книге Жана-Доминика Боби, который в 43 года пережил инсульт с тяжелыми последствиями. Придя в себя в больнице Боби понимает, что всё его тело стало парализованным и единственное, что осталось подвижным — левый глаз.

У Боби больше ничего не осталось в жизни кроме воображения и он использует его по максимуму. Врачи придумали специальный алфавит для Боби и тот моргает, если они указывают на правильную букву того слова, которое он хочет сказать. Приноровившись общаться таким образом с окружающим миром он с помощью врача пишет книгу про свою жизнь, собственные ощущения и мечты. По той книге и был снят этот замечательный фильм.

Мертвец (1995)

Шикарная драма от Джима Джармуша с необычным и интересным сюжетом. Арт-хаус в жанре вестерн с аутентичной атмосферой, прекрасным саундтреком и индейскими легендами. Фильм далек от пафоса Клинт Иствуда — герой фильма «Мертвец» простой молодой парень, который всего лишь искал работу бухгалтером на фабрике. По ряду обстоятельств за ним начали охоту лучшие наемники, а также разыскивает шериф. Раненный и разыскиваемый он идет со своим единственным другом, индейцем по имени Никто, в чужом и опасном мире к которому вовсе не приспособлен. Кого он встретит на пути? Как будет бороться с опасностями, не имея никаких навыков стрельбы? Да к черту — этот фильм можно просто смотреть, наслаждаются саундтреком Нила Янга и игрой ещё молодого Джонни Деппа.

На этом список фильмов в жанре артхаус закончен. В будущем я буду добавлять сюда новые кинокартины, достойные вашего внимания. 

Магазинные воришки (2018)

Японский артхаус – фильм, получивший главную награду на Каннском кинофестивале. Семья японского рабочего оказалась за чертой бедности, и мужчина пытается выжить в непростое время. Осама ловко ворует в магазинах, постепенно приобщая к кражам маленького сына. Возвращаясь домой после очередного выгодного дела, жулик видит одинокого ребенка на балконе первого этажа. Брошенная девочка играет сама с собой, мужчина заговаривает с ней и уносит домой, чтобы покормить. Но мать не ищет похищенного ребенка, поэтому новая семья не возвращает малышку.

Оригинальное названиеManbiki kazokuЖанрДрамаАктерыРири Фрэнки, Сакура Андо, Кирин Кики…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.9Возрастные ограничения16+

Сталкер 1979

В список арт-хаус фильмов и авторского кино просто нельзя было не включить это знаменитое произведение Тарковского по книге братьев Стругацких. Благодаря этому кино Тарковский стал не просто значимым режиссером для нашего кинематографа — Сталкер получил приз экуменического жюри на Каннах в 1980 году.

Фильм рассказывает о некой зоне, в которую когда-то упал метеорит и в ней стали пропадать люди, происходить необъяснимые науке вещи. Военные закрыли её по периметру и простым людям вход туда стал запрещен. Начало фильма снято на черно-белую пленку, потом он становиться цветным. В качестве главных героев выступают три персонажа — Сталкер, который водит людей за военный периметр на зону, зарабатывая этим на жизнь, Писатель у которого творческий кризис и он решает посетить эту самую зону для вдохновения и Ученый, которому интересно разгадать загадки зоны.

Сталкер это не только философские диалоги, это и знаменитые молчаливые сцены Тарковского, где главное не действие, а ощущения и атмосфера, которую он пытается донести до зрителя с помощью операторской работы.

Зрительское кино

Мы упоминали, что во времена Дэвида Гриффита повелось разделять кинематограф на авторское и коммерческое, то есть зрительское, кино. Это разделение существует и в наши дни.

Зрительское кино — фильмы, ориентированные прежде всего на массового зрителя, так называемые блокбастеры — высокобюджетные картины, получившие широкую популярность среди зрителей. Здесь проявляется особая роль кинематографа, заключающаяся в его высокой социальной активности. Это кино про истории и переживания. Зритель легко может самоотождествиться с героем, начать сопереживать ему и прожить его историю вместе с ним. Продюсерам и кинокомпаниям такое кино необходимо для получения прибыли, зрителю — для отдыха и развлечения.

Яркими представителями зрительского кино являются Гор Вербински («Пираты карибского моря», «Лекарство от здоровья»), Джеймс Кэмерон («Титаник», «Аватар»), Кэтрин Бигелоу («На гребне волны»), Тимур Бекмамбетов (трилогия «Ночной дозор», «Елки»), Оксана Бычкова («Питер FM»).

В процессе становления кинематографа развивалась система жанров, сюжетных построений, тем, персонажей. Сейчас существует огромное количество киножанров, у них сложные взаимосвязи, но отсутствует единая, общепринятая система классификации. Кинематограф развивается очень быстро — и вместе с этим происходит постоянная эволюция жанров, на развитие которых сильно влияют события, происходящие в мире, специфика конкретного времени. Как пример, описанный выше, — о том, что после Второй мировой войны появился запрос на драмы простых людей (неореализм). Основные жанры сформировались вместе с развитием кинематографа, к 1950-м годам. Каждый фильм можно отнести к нескольким жанрам, при этом существует основной и его поджанры.

На уроках сценарного мастерства чаще всего выделяют четыре жанра для построения драматургии будущего фильма: комедия, трагедия, драма, трагикомедия. Все остальные считаются дополнительными. По законам жанра строится сценарий и зрительского, и авторского фильма. Система классификации кинопроизведений постоянно усложняется, в авторском кино происходит размытие жанровых границ: схемы, которые использует жанр, ослабляются (убираются некоторые элементы).

Ниже приведен график изменения популярности различных жанров с 1910 по 2018 год. Для составления рейтинга популярности использовались данные о выходе фильмов с метками определенных жанров на сайте IMDB.

(Источник https://www.reddit.com/r/dataisbeautiful/comments/ag89q3/oc_film_genre_popularity_19102018/)

Человек, который убил Дон Кихота (2018) (The Man Who Killed Don Quixote)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Комедия, Приключения, Фэнтези

tagHD 1080, tagHD 720, tagПро путешествия во времени, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Мигель Де Сервантес Сааведра

Режиссер: Терри Гиллиам

В ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард

Тобиас Граммет – известный испанский режиссёр, пытающийся снять рекламный ролик. Однако в силу определённых трудностей он не в состоянии завершить начатое. А тут внезапно куда-то исчезает и творческое вдохновение. В поисках музы Тоби отправляется в небольшой городок, где он когда-то снимал первый фильм про Дон Кихота. С этого фильма Тобиас Граммет и начал карьеру режиссёра. Он считает, что эта поездка поможет ему закончить работу над роликом. В деревне режиссёр встречает того самого актёра, который исполнил главную роль. Несмотря на то, что с того времени прошло немало лет, старик до сих пор считает себя Дон Кихотом, а когда увидел Тоби, то и вовсе в этом убедился. Приняв того за Санчо, старик решает отправиться в невероятное путешествие и завершить некогда начатое дело.

Авторское кино

Авторское кино — это некоммерческие фильмы, снятые небольшими киностудиями с иной целью, нежели зарабатывание денег. Такое кино, как правило, противопоставляется зрительскому.  Авторское кино не ставит своей задачей потакать интересам зрителя. Оно выражает антропоцентрическую точку зрения на мир, то есть очень определенное и конкретное видение одного конкретного человека, автора, режиссера. Режиссер в таком кино — самый настоящий демиург.

Авторское кино – кинематограф поиска и обретения смысла, возможность делать то, что хочешь, средство для выражения себя, высказывания своих мыслей. Это психологическое исследование души отдельной личности.

Роберт Брессон, один из режиссеров авторского кинематографа, говорил: «Киноаппарат — поразительно точный инструмент для раскрытия сути вещей, сути людей: ваши глаза не дают вам возможность все это увидеть. <…> Кино — это средство для совершения открытий. Фильм — путешествие в неизвестность. Тут не может быть ошибки. С популярными актерами и актрисами вы неизменно движетесь в сторону чего-то знакомого. Вам заранее известна их реакция в тот или другой момент, и это никак не способствует раскрытию человеческой личности».

Выдающиеся представители авторского кино — Микеланджело Антониони («Красная пустыня», «Приключение»), Жан-Люк Годар («На последнем дыхании», «Жить своей жизнью»), Ларс фон Триер («Антихрист», «Догвилль»), Карлос Рейгадас («После мрака свет», «Наше время»), Михаил Калатозов («Летят журавли», «Я — Куба»), Кира Муратова («Долгие проводы», «Астенический синдром»), Алексей Балабанов («Груз 200», «Счастливые дни»).

В 1999 году на Каннском кинофестивале получает награду фильм, давший начало новой волне в авторском кинематографе, которая до сих не сменилась другим течением, — это «Розетта» братьев Дарденн.

Одним из поджанров авторского кино является артхаус. У термина «артхаус» (англ. art house, букв. «дом искусств») есть историческое происхождение. В 1940-х годах в США стали появляться отдельные дома-кинотеатры, где показывали классическое кино. Особенно популярны эти дома стали после окончания Второй мировой войны, и именно в 1950-х они получили наиболее широкое распространение. В артхаусах показывали большое количество независимого неголливудского кино. Эти кинотеатры воспринимались как места культурного отдыха для интеллектуального и образованного зрителя.

Артхаус — это кино, в котором нет автора, а персонаж главнее автора. Например, фильм Кристиана Мунджиу «Четыре месяца, три недели, два дня» можно считать артхаусом.

Исторически сложилось, что авторское кино развивает язык кинематографа, является адептом нового видения, а зрительское кино перенимает отработанные авторским приемы и наблюдения. В последние годы на зрительские сериалы начали приглашать режиссеров из артхаусного кино, например, на сериал «Большая маленькая ложь» пригласили режиссера Андреа Арнольд, обладательницу нескольких призов Каннского кинофестиваля. Это связано с тем, что широкая публика, устав от штампов, становится все более и более подготовленной к усложненной форме киноповествования. Еще десять лет назад у человека не было такой, как сегодня, возможности смотреть кино дома, а теперь даже Интернет на телефоне позволяет прогрузить полуторачасовой фильм, и насмотренность зрителя растет день ото дня.

Например, фильм «Малхолланд-драйв» Дэвида Линча не окупился в прокате. Фильм собрал $7 млн в США, а стоил $15 млн. Фильм Джима Джармуша с Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном «Выживут только любовники» также провалился в прокате.

Литература

  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I—II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3
  • Муссинак Л. Рождение кино. / Л. Муссинак. — Л.: Academia, 1966. — 278 с.
  • Словарь французского кино. Под редакцией Жана-Лу Пассека. Перевод с фр. языка. — 1998, Минск, Пропилеи. — 270 с. — ISBN 985-6329-11-6
  • Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. — М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
  • Трюффо о Трюффо. М.: Радуга, 1987. 456 с.
  • La Politique des auteurs — Entretiens avec dix cinéastes (Интервью с Michelangelo Antonioni, Luis Buñuel, Robert Bresson, Carl Dreyer, Howard Hawks, Alfred Hitchcock, Fritz Lang, Jean Renoir, Roberto Rossellini et Orson Welles réalisés par André Bazin, Jacques Becker, Charles Bitsch, Claude Chabrol, Michel Delahaye, Jean Domarchi, Jacques Doniol-Valcroze, Jean Douchet, Jean-Luc Godard, Fereydoun Hoveyda, Jacques Rivette, Éric Rohmer, François Truffaut) Éditions Champ libre, перепечатано издательством Éditions des Cahiers du cinéma / Editions de l’Etoile. 1972 г. (переиздан в 1984 г.) ISBN 978-2-906994-80-5 (фр.)

Волчок

Рейтинг: Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0
Категория: Драма
Страна: Россия
Время: 01:25:00
Сборы в России: $57 517
Сборы в мире: $57 358
Премьера: 01.10.2009
Режиссёр: Василий Сигарев

Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.

Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.

Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).

Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.

Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.

Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…

Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.

Watch this video on YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector