Как создавались «джентльмены удачи»: режиссёр достоверно показал быт «зеков», потому что сам сидел в тюрьме

Оба-на!

Зрители наверняка помнят маленького мальчика Игорька, который читал стихи от лица «злого и страшного серого волка». Продолжительное время в СМИ тиражировалась информация о том, что исполнителем этой роли являлся Игорь Угольников, который и сам подтверждал эту версию. Оговариваясь, правда, что не помнит ничего со съемок, поскольку был слишком мал.

В действительности очевидно, что экс-ведущий передачи «Оба-на!» не мог никак быть на месте того мальчика — не тянет тот на девятилетнего. А как раз столько исполнилось Угольникову в 1971 году, когда снималась картина. Однако исполнитель роли все-таки нашелся — им оказался никому не известный житель Москвы Игорь Дрыга, родившийся в 1967 году. Кстати, его мать даже сохранила после съемок тот самый комбинезончик, в котором играл ее сын.

Своя правда

Одна из авторов сценария «Джентльменов» Виктория Токарева, увидев это интервью Серого, недоумевала: как можно было обвинить Данелию во всех грехах, если тот практически полностью самоустранился, отдал Серому всю славу создания киношедевра, вписал его в список великих режиссеров.

Но, видимо, у надломленного несложившейся карьерой, болезнью и жизненными неурядицами Александра сложилось какое-то свое видение правды.

Если бы не бушующие страсти, режиссер Серый снял бы еще много хороших фильмов

Ревность. Патологическая, всеуничтожающая ревность стала бичом всей жизни режиссера Серого. Ревность сломала ему жизнь, когда он покалечил друга и попал в тюрьму. Ревность, только теперь уже профессиональная, заставила потерять еще одного, в тандеме с которым он мог бы снять еще не один шедевр.

Слепые отчаянные попытки переплюнуть успех другого человека не позволили в полной мере раскрыться собственному таланту режиссера и, в конце концов, привели Александра Серого к трагическому концу.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971 г.)

Почему таксист не смотрел на Крамарова

Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.

Все, кто смотрел фильм, заметили: когда герои катаются на такси по Москве и не могут найти нужный адрес, Олег Видов, исполняющий роль таксиста-милиционера, старательно смотрит только вперед, не поворачивая головы в сторону Крамарова. И при этом разговаривает чуть ли не сквозь зубы.

На самом деле сцену пришлось снимать долго – Видов не мог сдержать хохота, когда Крамаров отпускал свои реплики. Фраза «Карту купи, лапоть! О, нашел, нашел, вон мужик в пиджаке, а вон дерево!» доводила актера буквально до истерики.

А какая сцена из фильма больше всего нравится вам?

Данелевский фильм режиссера Александра Серого

Почему же у режиссера Александра Серого получился такой данелиевский фильм? 

«Рука Георгия Данелии в этом фильме очень чувствуется, – говорит Валерий Кичин. – Он же не только наблюдал, он вторгался в процесс, помогал расставить нужные акценты. В то время были в ходу смешанные жанры: и смех, и драма. Трагикомедийные киноленты – это высший пилотаж!» 

Но такой смешной картины у великого режиссера никогда не было, считает Ирина Павлова. «У Данелии всегда фильмы щемящие. Его комедии пропитаны грустью и его поистине космическим гуманизмом, – говорит она. – Все его фильмы были грустными комедиями, а тут драматизм возникает фрагментами, а вся картина в целом безумно смешная! И вся эта смеховая стихия никого не оставляет равнодушным. Все люди любят посмеяться, даже если они в этом не признаются. А тут смех высшей пробы!».

«Отдавая должное таланту Георгия Данелии и его соавтору Виктории Токаревой, не стоит забывать и про самого режиссера Александра Серого, талантливого человека трагической судьбы, – говорит Николай Корнацкий. – Как уже сказано, он побывал в свое время за решеткой, из-за чего долго не мог получить постановку. Фильм «Джентльмены удачи» его друг Данелия пробил только при условии своего художественного руководства».

Вся картина, несмотря на то, что это криминальная комедия, проникнута духом любви. И все действие показано как бы глазами воспитателя детского сада. Это невозможно не полюбить, не растрогаться, не умилиться. «Я не могу себе представить человека, которого не увлекла бы история про директора детского сада, который перевоспитывает трех уголовников, – говорит Ирина Павлова. – Под сюжетом про поиски сокровищ мы обнаруживаем историю о том, как очень добрый, милый и мягкий человек, разыгрывающий из себя бандита, восполняет пробелы воспитания у взрослых людей, не умеющих самых элементарных вещей. Обучает их быть вежливыми, добрыми, заботливыми, трудиться – пусть даже и под видом грабежа детского сада». 

По словам Ирины Павловой, «Джентльмены удачи» – это фильм-перевертыш. Фильм о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло. И то, как Евгений Леонов играет двух персонажей, из которых один – беспримесный негодяй, а другой – чистый ангел, это тоже великолепно! В высоком кинематографе всегда считалось, что хорошо и правильно снимать доброе кино. «Джентльмены удачи» – яркий пример того, что изучать мир и поступки доброго человека – в высшей мере увлекательно, нужно и правильно. То, что делает Евгений Леонов в роли директора детского сада, трогает буквально до слез! Причем и мужчин, и женщин, и детей, и взрослых». 

«По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки, – добавляет кинокритик Ирина Павлова. – Он похож на очень хороший, наваристый бульон. Пересматривать этот фильм можно сколько угодно. Смеяться над тем, что уже знаешь наизусть, и обнаруживать новое! Благодаря этому такие ленты и не стареют. И каждое новое поколение зрителей обнаруживает в нем нечто прекрасное для себя и совсем иное, чем их родители. Потому что там очень много режиссерских и сценарных находок. Фильм всем этим буквально переполнен!».

К дню рождения фильма «Джентльмены удачи» программа «Наше кино. История большой любви» подготовила выпуск об этой знаменитой кинокартине. Смотрите передачу в пятницу, 15 декабря, в 8:35 на телеканале «МИР».

Татьяна Рублева

Сюжет

В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. В Москве руководитель экспедиции, профессор Николай Георгиевич Мальцев, случайно сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников — бандита Александра Александровича Белого по кличке «Доцент». Им оказывается заведующий детским садом № 83 Евгений Иванович Трошкин, добрейшей души человек.

Вскоре недоразумение разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров уже поймали и осудили, однако украденного шлема у них не нашли. Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем, и замаскированный Трошкин направляется в Среднюю Азию в одну из колоний. Там отбывают наказание соучастники Доцента (сам же главарь сидит в подмосковной колонии) — Фёдор Петрович Ермаков («Косой») и Гаврила Петрович Шереметьев («Хмырь»).

Согласно легенде, предполагаемый Доцент ударился головой и частично потерял память: он забыл, где спрятан шлем. Однако Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не будучи москвичами, они не могут назвать место, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву и «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы. Далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте.

Однако во время побега происходит накладка, из-за которой Трошкин и его спутники остаются без одежды и денег в чужом городе, кроме того, вместе с напарниками Доцента убегает ещё один заключённый — Василий Алибабаевич Али-Баба, мелкий жулик из Средней Азии, сидящий в колонии за то, что разводил бензин ослиной мочой. Его приходится взять с собой. Не без эксцессов, все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу. Но из-за того, что Василий Алибабаевич использует неисправный примус, дом сгорает при пожаре, и тогда четвёрка уезжает на дачу профессора Мальцева.

Трошкин потихоньку обрисовывает круг общения настоящего Доцента. Но один из бывших сообщников последнего не желает разговаривать, мотивируя это тем, что «завязал». Другой сообщник, гардеробщик Прохоров, просит встретиться завтра, но, проверив и убедившись, что это не настоящий Доцент, не выходит на встречу. Кроме милицейского задания, Трошкин берёт на себя добровольную миссию — пробудить в ворах-рецидивистах совесть и заставить их переосмыслить прожитую жизнь.

Однако поступает срочное указание свернуть операцию, поскольку настоящий Доцент сбежал из места лишения свободы и вскоре наверняка выйдет на своих соучастников. Он добирается до гардеробщика и просит спрятать его. Гардеробщик с другим сообщником, Митяем, пытаeтся убить Доцента на стройке, но в схватке они оба сами погибают: Доцент сбрасывает Митяя с крыши, а Прохоров вытаскивает пистолет. Но на этом сцена внезапно обрывается.

Тем временем Трошкин попросил разрешения остаться со своими предполагаемыми соучастниками, чтобы встретить Новый год. На даче он решает раскрыться перед ними, но опаздывает: услышав в очередной раз о том, что он (то есть Трошкин) сымпровизировал, и о будто бы совершённом им убийстве, те решаются на отчаянный ход — добровольно отдать себя в руки правосудия. Они оглушают его, связывают и оставляют в доме.

Сообразив в этот момент, где именно спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются к озеру, где их и находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого нырнуть за шлемом в прорубь, и археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Далее «близнецы» встречаются лицом к лицу на льду озера: Трошкин, освобождённый приехавшей на дачу дочерью профессора Мальцева, примчался на помощь своим новым друзьям.

Он выбивает ногой нож из рук Доцента, но тот сразу достаёт пистолет. Становится ясно, что он убьёт Трошкина. Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич оглушают веслом сначала Доцента, а потом и его «близнеца» — решив, что «чем больше они сдадут, тем лучше». Таким образом, кровопролития удаётся избежать.

Затем к месту действия приезжает милиция, и настоящий Доцент арестован. Приехавший вместе с милицией профессор Мальцев победно поднимает над головой найденный шлем, и милицейские машины, развернувшись, уезжают. Предполагаемые соучастники не понимают, почему милиция не арестовала и их. В это время одна из машин останавливается, и из неё выходит Трошкин — на этот раз уже без парика и грима. Шокированная троица (с восклицанием: «Обрили уже!») в панике убегает вдаль по дороге, а Трошкин бежит за ними и на ходу пытается всё им объяснить.

И ведь что интересно…

Евгений Леонов вообще прекрасен. И в частности он прекрасен в «Джентльменах удачи».

Когда он изображает Доцента — у него действительно отвратительно мерзкая рожа! Ужас-ужас-ужас. А когда он играет Евения Иванович Трошкина — ну просто прекрасный человек, и с таким лицом он не может быть плохим! Никакого грима — вот она, сила искусства.

Режиссер фильма Александр Серый учился вместе с Георгием Данелия на режиссерских курсах.

Но не доучился, а вместо дипломной работы получил срок. Приревновал невесту Марину к кому-то там, избил его ну очень сильно. И получил 6 лет. Освободился по УДО через 4 года, и они с Мариной поженились.

После освобождения снял два фильма, но их встретили прохладно. Данелия решил помочь другу. Он предложил Виктории Токаревой написать сценарий, познакомил ее с А.Серым. Потом помог со сценарием. И еще был художественным руководителем фильма. Спасибо ему.

Отличный бокс-офис! Без никакой агрессивной и тупой рекламы.

В прокате 1972-го года фильм занял первое место, заработав около 30 млн рублей (затраты по смете составили 400 тыс. руб.).
Фильм посмотрели 65 млн зрителей.

Спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля при официальной цене 20 копеек.

— Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь Угольников?

Тот самый Игорек, который сначала был назначен командором в детсадовской ракете, благодаря которой дети съели всю кашу. И который потом изображал серого волка. Хорошо, но не слишком страшно. Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Р-р-р!

Это была утка, товарищи!

Увы, все оказалось совсем не так. Игорь Угольников вовсе не играл Игорька. Эта информация оказалась злодейской уткой, взятой из одной программы «ОБА-НА».

Со всей ответственностью заявляем, что администрация сайта votHouse.ru тоже купилась. Но благодаря комментарию нашего читателя Андрея (спасибо ему) — правда всплыла.

Товарищи! Не доверяйте всему, что встречаете в интернете. Будьте бдительны — и настанет нам полное счастье.

Как с цензурой? Как это все пропустили вообще?

Чтобы подстраховаться, сценарий разослали всяким милицейским чиновникам на утверждение. Те внесли, конечно, свои правки. Попросили убрать уголовный жаргон.

Пришлось вставить разное: сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор. Хотя я вот думаю, а петух гамбургский — это ведь тоже сомнительно очень?

Ну, как бы то ни было, фильм пропустили. Ура и счастье!

Чему как бы учит нас фильм «Джентльмены удачи»?

Главное — не тема. Главное — научный руководитель хороший сценарий, хороший режиссер и отличные актеры. И еще что-то неуловимое. В «Джентльменах удачи» — оно есть.

«Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1974)

Не забыл Гладков и о жанре мультипликации. Кроме «Бременских», «Голубого щенка» и «Снегурочки», хорошо известны и другие работы композитора — например, весёлые песни из сериала «38 попугаев» или мрачноватые из м-ф «Разлучённые».

https://youtube.com/watch?v=sginUM-6mI8

Особый успех имел м-ф про Львёнка и Черепаху. Надо сказать, что написание музыки в этом жанре имеет свою специфику. И далеко не каждый профессиональный композитор способен работать в столь жёстко заданных рамках.

Знаменитую историю про то, как Львёнок разучивал с Черпепахой незатейливую «акынскую» песню — «Я на солнышке лежу… Кродил-дил-дил плывёт…» — изначально сочинил Сергей Козлов (он же сочинит и знаменитого «Ёжика в тумане»). После успеха м-ф «Бременские музыканты» писатель обратился к его создателям — Гладкову, режиссёру Инессе Ковалевской и певцу «на все голоса» Олегу Анофриеву — с просьбой экранизировать его сказку.

Кадр из м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню», 1974 г.

По словам Гладкова, работа началась именно с написания саундтрека (что неудивительно, если учесть, что мультфильм строился, по сути, вокруг песни). Саундтрек записали и даже издали до выхода мультфильма на пластинке «Сказки об Африке». И лишь потом взялись за воплощение образов на экране.

Как и в первой серии «Бременских», за всех героев спел Анофриев, только закадровый голос рассказчика принадлежал Ростиславу Плятту.

В 1960−80-е годы советская мультипликация переживала настоящий расцвет и имела популярность не только среди детей.

Гладков вспоминал, что как-то ехал в поезде в очень шумной компании, что очень раздражало проводницу. Однако стоило ей узнать, что среди «шумящих» находится автор песни Львёнка и Черепахи, как она тут же сменила гнев на милость и даже угостила всех чаем. Сам Гладков всегда иронизировал по поводу такого успеха: мол, «напишешь что-нибудь приличное — никто не знает; напишешь „Я на солнышке лежу“ — все знают».

Продолжение следует…

Георгий Вицин

От природы застенчивый мальчик преодолевал стеснительность с помощью театрального кружка. Поменяв три театральных училища, Вицин поступил в театр имени Ермоловой. В кино талантливый актер пришел довольно поздно, но благодаря моложавости после 40 играл роли юношей. Гражданская жена Надежда Тополева была старше Георгия и на регистрации отношений не настаивала.

Фото: 24smi

Женился Вицин на Тамаре Мичуриной, родившей ему дочь Наташу. Но Тополеву поддерживал и после женитьбы, носил продукты и лекарства. Наталья Георгиевна Вицина закончила Суриковское училище, стала художником. Выйдя на пенсию, ведет замкнутый образ жизни, интервью давать не любит.

В ролях

В главных ролях

  • Евгений Леонов — , заведующий детсадом / Доцент (), вор-рецидивист
  • Георгий Вицин — Хмырь (Гаврила Петрович Шереметьев), сообщник «Доцента»
  • Савелий Крамаров — Косой (Фёдор Петрович Ермаков), сообщник «Доцента»
  • Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич Али-Баба, мелкий жулик

Прочие

  • Владимир Уан-Зо-Ли — начальник среднеазиатской колонии
  • Эраст Гарин — Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
  • Наталья Фатеева — Людмила Николаевна Мальцева, дочь профессора
  • Олег Видов — Владимир Николаевич Славин, старший лейтенант милиции
  • Николай Олялин — Н. Г. Верченко, полковник милиции
  • Любовь Соколова — заведующая детским садом Навукасина
  • Павел Шпрингфельд (частичное озвучивание: Виктор Файнлейб) — Прохоров, гардеробщик в концертном зале

В эпизодах

  • Анатолий Папанов — отдыхающий в гостинице города Навукасина, проигравший Хмырю в шахматы свой костюм
  • Алексей Ванин (озвучивание Олег Мокшанцев) — бывший уголовник, спустивший Трошкина с лестницы
  • Зоя Василькова — Маша, дворничиха
  • Наталья Воробьёва — Лена (Елена Николаевна), воспитательница в детском саду
  • Вячеслав Гостинский — благообразный зритель, пришедший в мужской туалет
  • Александр Лебедев — милиционер, пришедший в детский сад с Мальцевым
  • Лариса Любомудрова (озвучивание: Наталья Гурзо) — администратор в гостинице Навукасина
  • Екатерина Мазурова — мать Трошкина
  • Галина Микеладзе (вокал — Лариса Мондрус) — певица
  • Роман Филиппов — Никола Питерский, «»
  • Анатолий Яббаров — Митяй, сообщник Прохорова
  • Владимир Протасенко — Мишка, друг детства «Косого»
  • Светлана Старикова — Таня, прохожая

Нет в титрах

  • Искандар Абдуллаев — молодой шофёр у арматурного склада
  • Игорь Дрыга — Игорёк, воспитанник Трошкина в детском саду
  • Георгий Данелия — мужчина, проходящий мимо во время разговора Косого и Мишки
  • Виктория Токарева — женщина в светлой кепке, проходящая мимо во время разговора Косого и Мишки

Исполнение песен

  • Лариса Мондрус (за кадром) — исполнение песни «Проснись и пой» (из одноимённого спектакля), слова Владимира Лугового, музыка Геннадия Гладкова
  • Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, художественный руководитель профессор Владислав Геннадьевич Соколов (за кадром) — исполнение песни «Белые снежинки кружатся с утра» (слова Игоря Шаферана, музыка Геннадия Гладкова), музыка из которой стала основным саундтреком фильма.

Западная эксцентрическая комедия на советской почве

 Город Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич («там тепло, там мой дом, моя мама»), ныне переименован в Тараз (Казахстан). Там на Базарной площади установлен памятник «Джентльменам удачи», как символ того, что герои все же дошли до родины одного из главных героев. 

«Должно было много звезд сойтись, чтобы получился такой бессмертный хит, как «Джентльмены удачи», – говорит кинообозреватель газеты «Известия» Николай Корнацкий. – Одним талантом создателей подобный феномен не объяснить. По многим причинам это кино стоит особняком среди советской комедийной классики. Например, почти все российские комедии повествуют о любви. Этот же фильм – о дружбе, спонтанной вспышке симпатии между совершенно чужими взрослыми людьми. Кроме того, «Джентльменов удачи» отличает уникальное сочетание популярного советского мотива перевоспитания «неподдающихся» и чисто западного жанра эксцентрической комедии.

Для Георгия Данелии, который выступил здесь одним из сценаристов и худруком, это была возможность отдохнуть от привычного серьеза. Разрыв с его прошлым творчеством подчеркивает подзаголовок названия во вступительных титрах: «НЕлирическая комедия». Как известно, собственный жанр лирической комедии Данелия придумал ранее. Что до «Джентльменов удачи», те были вызывающе, гомерически смешны!

Плотность и смелость гэгов была невероятной по меркам отечественного кино тех лет. Рокировка двойников, шутки с переодеванием в женскую одежду – и в то же время есть погони, драки, есть даже убийство! Сцены в тюрьме довольно точно воспроизводят быт зэков, герои «ботают» по настоящей «воровской» фене, хотя и облагороженной сценаристами. Режиссер Александр Серый сам отсидел в тюрьме несколько лет (влез по молодости в драку), поэтому знал, что снимал. Редко какая комедия так точно говорит о реальности. И еще реже предлагает настолько объемных персонажей».

Успех за океаном:

Советские актеры, которые пытались покорить Америку

Можно без конца читать, как снимался этот фильм. Например, Евгению Леонову никак не удавалось проехать на верблюде. Тогда дрессировщику, спрятанному от камер за верблюдом, пришлось самому провезти его на закорках. А как верблюд плюнул в Савелия Крамарова! Планировалось, что актера просто измажут в пене и снимут последовательно сперва верблюда, а потом обтекающую физиономию. Но Савелий Крамаров так раздразнил верблюда, что тот в сердцах плюнул в него по-настоящему!

Сцены на снегу, когда главные герои натирают друг друга снегом и орут, вообще не было в сценарии. Это была чистая актерская импровизация! Планировалось снять просто зарядку на снегу. Крамаров решил подшутить над Муратовым  – подкрался к нему и начал натирать снегом. Василий Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и сделал то же самое с Крамаровым. В таком виде дубль и вошел в картину.

Чиновники от кино очень серьезно раскритиковали диалоги в сценарии фильма. От авторов потребовали максимально вычистить «блатной жаргон». В результате создателям фильма пришлось сочинить свой собственный, квази-блатной язык. 

«Там блестящий текст: все реплики сразу стали крылатыми, – говорит кинокритик Ирина Павлова. – А учитывая, что этот текст произносят Георгий Вицын, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Эраст Гарин, фильм был просто обожаем! Фразы героев вызывают гомерический хохот. Даже когда классическая «падла» из соображений цензуры меняется на «редиску», оказывается, что «редиска» еще смешнее!» 

История создания

Съёмки фильма начались в декабре 1970 года. Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь недавно освободившемуся коллеге в творчестве. Совместно с Викторией Токаревой он написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма.

Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Но в какое-то время Данелии пришлось снимать некоторые эпизоды из-за того, что материал, снятый Серым, не соответствовал его видению. Премьера фильма прошла в московском кинотеатре «Россия» 13 декабря 1971 года.

В общем сотрудники милиции отнеслись к сценарию будущего фильма благосклонно, а министр внутренних дел Николай Щёлоков хохотал над фильмом до слёз. Однако из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Леонид Брежнев. Он дал добро, заметив, что сегодня все блатные термины из этого кино знает любой мальчишка. Картина имела феноменальный успех в прокате и стала очень популярной. Многие цитаты из фильма стали крылатыми фразами.

Александр Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина (в эпизоде, когда Хмырь играет на рояле) и «Про Ялту» в исполнении героя Савелия Крамарова. Композитор Геннадий Гладков написал для Вицина нечто вроде «Собачьего вальса», но художественный руководитель Георгий Данелия, монтировавший картину, был категорически против включения этих песен в фильм. В результате признаком того, что в фильме должен был присутствовать музыкальный номер, является единственный кадр из эпизода, когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента (там виднеется часть гитары).

Савелий Крамаров – Федор Петрович Ермаков (1934-1995)

Фильм «Джентльмены удачи»: актер Савелий Крамаров в роли Федора Петровича Ермакова | livejournal.com

На роль заключенного по кличке «Косой» Данелия сразу же предложил Савелия Крамарова, так как имел опыт совместной работы с актером и понимал его потенциал. На решение художественного руководителя картины не повлияли даже не самые удачные пробы актера. Эпизоды с участием Крамарова, к примеру, сцена, в которой жулики ищут памятник, отличаются искрометным юмором благодаря незаурядному обаянию и харизме артиста.

После иммиграции актера цензоры предлагали вырезать эпизоды с его участием, но Данелия вступился за него и спас картину, которую сегодня нельзя представить без участия Крамарова.

Убедиться в его особенном таланте комика можно в фильмах «Неуловимые мстители» (Илюха Верехов), «Большая перемена» (Петр Тимохин), «Иван Васильевич меняет профессию» (дьяк Посольского Приказа Феован), «Афоня» (Егоза), «12 стульев» (Полесов).

Наталья Токарева

Второй сценарист фильма Виктория Токарева решила не отставать от Георгия Данелия и тоже ввела своего ребенка в картину. В 6-летнем возрасте Наташа сыграла роль дочки бывшего уголовника, верзилы в исполнении Алексея Ванина. Кстати, Ванин и в самом деле был бывшим уголовником, отсидевшим в свое время полтора года за контрабанду.


Наталья Токарева. “Джентльмены удачи”. 1971 г.

Больше на экран не попадала. Впоследствии, что логично, окончила сценарный факультет ВГИКа. Была замужем за актером Валерием Тодоровским. Несмотря на 2-х детей в семье, брак распался.


Наталья Токарева. Фото bez-makiyazha.ru

Как сценарист не достигла маминых высот. Отметилась лишь в нескольких сериях “Каменской”. В последние годы отошла от кино.

[править] Киноляпы

Сцена в тюрьме «Пасть порву, моргалы выколю!»

  • В сцене знакомства с уголовниками герой Евгения Леонова «лже-Доцент» Трошкин в числе прочих выражений произносит «Петух гармбургский». Ещё в 1961 году, за 10 лет до съёмок «Джентльменов удачи», была проведена пенитенциарная реформа в СССР, в результате которой места заключения были разделены на несколько режимов. Одним из результатов такого разделения стало отделение новичков от опытных заключённых, имеющих тюремный «стаж», которое вылилось в традицию наказывать сокамерников их изнасилованием и превращением в «петуха» или «опущенного» — пассивного гомосексуалиста. «Петухи» являются своеобразными париями на зоне. Помимо вольно или невольно оказываемых этой тюремной кастой сексуальных услуг, «петухи» выполняют на зоне самую грязную работу и спят или под нарами, или возле параши (тюремного туалета), или вообще в «петушатнике» — отдельной камере. Назвать кого-то из сокамерников, не принадлежащих к этой касте, «петухом», является тягчайшим оскорблением. Если оскорбивший не сможет доказать, что тот, кого он назвал, «петух», его жестоко избивают или даже самого обращают в «петушиную» касту. Если бы герой Леонова на самом деле оказался в камере и сказал «Петух гамбургский» Василию Алибабаевичу, всё кончилось бы для него весьма плачевно и он наверняка бы оказался возле параши, как и говорил ему Никола Питерский. Если бы остался жив.
  • Когда в тюрьме Косой подходит к своему, как ему кажется, главарю, он жмёт руку Трошкину. В реальной тюрьме рукопожатия не практикуются, поэтому ничего подобного бы не было, а попытка самого Трошкина пожать руку подельнику вызвала бы подозрение у заключённых.


Василий Алибабаевич Алибаба (актёр Раднэр Муратов)

  • Герой Евгения Леонова занимает лучшее место в камере — у окна — и скидывает оттуда вещи на пол (при этом они по воровским понятиям становятся «законтаченными», то есть, пользоваться ими кому-то из зэков отныне западло, говоря литературным языком — невозможно по причине брезгливости). Но оказывается, что место у окна занимает не авторитетный вор Никола Питерский, а получивший всего год за мелкое мошенничество с топливом на заправке Василий Алибабаевич. Который, как ни в чём не бывало, поднимает вещи с пола и уходит на другую койку.
  • В одной из сцен в московском заброшенном доме Хмырь крадёт деньги у Трошкина-Доцента. Позже, когда дом загорается, Хмырь, поняв, что деньги, спрятанные им в занятой подельниками квартире, сгорят, сознаётся в краже денег. Воровство в преступном мире считается доблестью, кроме воровства «у своих» — это в воровском мире не принято, особенно это касается воровства у «блатной» касты, к которой, несомненно, принадлежал Доцент. Называется такой поступок крысятничеством и наказывается очень жестоко; например, в тюрьме к «крысе» может быть применимо «опускание» (изнасилование или обливание провинившегося мочой или спермой), что превращает «крысу» в «петуха». В реальной ситуации Косой и Василий Алибабаевич, по крайней мере, жесточайше бы избили или даже убили Хмыря; в любом случае, больше с ним никаких дел бы не имели.

Судьбы детей-актеров из “Джентльменов удачи”

В 1971 г. на экраны страны вышел один из самых популярных фильмов отечественного кинематографа “Джентльмены удачи”. В комедии были задействованы настоящие звезды экрана: Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Раднэр Муратов, Наталья Фатеева и многие другие. Также приняли участие и маленькие исполнители – в сценарии были прописаны несколько детских ролей. Кто же были эти юные актеры и как сложилась их дальнейшая жизнь?

Так кто же все-таки сыграл юного Игорька в “Джентльменах удачи”?

В 4-летнем возрасте сыграл Игорька, воспитанника в детском саду. Это ему дал актерский урок сам Евгений Павлович Леонов во время репетиции детского утренника (“Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк!”)


Игорь Дрыга и Евгений Леонов. “Джентльмены удачи”. 1971 г.

Интересно, что ранее было широко распространено мнение, что мальчика-детсадовца сыграл известный актер и телеведущий Игорь Угольников. Впервые о своем участии в легендарной картине заявил сам шоумен в одной из своих передач. Позднее, в многочисленных интервью он подтверждал этот факт.


Игорь Угольников. Фото wikipedia.org

Надо признать, некоторое сходство между Угольниковым и юным актером можно найти. Но телеведущий родился в 1962 г., т.е. на момент съемок в “Джентльменах” ему должно быть около 9 лет, что явно не соответствует эпизоду.


Игорь Дрыга. Фото ok.ru

На самом деле роль исполнил юный москвич Игорь Дрыга. Далее у него сложилась обычная жизнь. В кино больше не снимался, стал офицером.

Николай Данелия: почему единственный сын Георгия Данелия рано ушел из жизни

Сын Георгия Данелия (соавтора сценария фильма, а фактически второго режиссера и художественного руководителя) и Любови Соколовой. В картине мы можем его видеть в небольшом эпизоде в сцене с псевдоограблением квартиры Евгения Ивановича Трошкина (Евгения Леонова).  Коля здесь сыграл соседа Трошкина по подъезду, мальчика с овчаркой, поднимающегося по лестнице.


Николай Данелия. “Джентльмены удачи”. 1971 г.

Это уже была не первая роль мальчика. “Пользуясь семейным положением”, он уже появлялся в фильмах отца. Еще в грудном возрасте его сняли в картине “Сережа” в роли братика главного героя. А в картине “Тридцать три” он сыграл сына четы Травкиных в исполнении все того же Евгения Леонова и Любови Соколовой (его настоящей мамы).

Любопытно, что семья Данелии в “Джентльменах” снялась в полном составе. Кроме Коли, роль воспитательницы в детском саду в Средней Азии сыграла Любовь Соколова, а сам Георгий Данелия засветился, промелькнув а кадре вместе с Викторией Токаревой, в одном из эпизодов фильма.


На переднем плане – Георгий Данелия. “Джентльмены удачи”. 1971 г.

У Николая Данелия жизнь не задалась. Решив пойти по стопам отца, поступил на режиссерское отделение ВГИКа. Но учился не очень охотно,  на несколько лет бросив учебу, но затем все же доучился. Рано женился, у него родились две дочери.


Николай Данелия. Фото kino.rambler.ru

По окончании института Николай успел отснять лишь две короткометражки. 6 декабря 1985 г. 26-летний Данелия-младший скоропостижно скончался. Его бездыханное тело нашли на квартире отца. Близкие предпочли не распространяться о причинах трагедии. Виктория Токарева,  бывшая в дружеских отношениях с Георгием Данелия, уверяла, что парня погубили наркотики. По другой версии молодой человек впутался в какую-то секту.

Ссылки по теме

«Джентльмены удачи» на Википедии. Как ни странно, маловато информации. Я негодуэ!

На Луркморе — статья про Е.Леонова. Наслаждаюсь каждым словом.

«Джентльмены удачи» на сайте Кино-театр. Как обычно, много особых зрительских каментов.

Как снимали фильм «Джентльмены удачи»: «Сорок лет назад, в декабре 1970 года начались съемки киношедевра «Джентльмены удачи»».

Присмотреть или прикупить на Озоне:

— DVD. «Джентльмены удачи». Есть коллекционное издание, есть упрощенное.

— Книга. Георгий Данелия. Джентльмены удачи и другие киносценари.

— Книга. Виктория Токарева. Джентльмены удачи.

— MP3. Виктория Токарева. Джентльмены удачи (аудиокнига MP3).

Как снимал фильм «Джентльмены удачи» режиссер? 1971-й – год премьеры. История создания комедии

Не только некоторые знания Александра Серого об уголовных делах помогли снять замечательный комедийный фильм о преступниках. Популярность ленты – это еще и большая заслуга сценаристов, которые писали сценарий к картине «Джентльмены удачи».

Режиссер А. И. Серый сотрудничал на этот раз с другим известным режиссером и по совместительству сценаристом Георгием Данелией. Они вместе учились на режиссерских курсах «Мосфильма» и сохранили дружеские отношения, несмотря на тюремное заключение Александра.

Данелия – своеобразный мастер комедийного жанра: в качестве режиссера он снял «Мимино», «Я шагаю по Москве» и множество других достойных фильмов. Георгий всегда сам писал сценарии к своим лентам, поэтому ему ничего не стоило помочь другу и написать для его криминальной комедии хороший скринплей. А. Серый, в свою очередь, предоставил ему подробный рассказ о быте заключенных и о жаргоне, на котором они говорят. Также в написании сценария принимала участие Виктория Токарева, которая также работала над сюжетной линией фильма «Мимино».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector