Александр сокуров: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Режиссерские работы

В 1979 году Александр Сокуров сдал экзамены экстерном. Начинающий режиссер был вынужден заранее окончить ВУЗ из-за нарастающего конфликта с руководителями Госкино и администрацией института.

Признанный режиссёр

Молодого человека обвинили в формализме, а так же в антисоветских настроениях. Из-за этого все студенческие работы студента отвергались.

Поэтому первый художественны фильм режиссера под названием «Одинокий голос человека», который был снят по произведениям Андрея Платонова (немногим позже картина получила ряд престижных наград на фестивалях) не была засчитана руководством института как дипломная работа. Ленту должны были уничтожить, но спасло кадры банальное воровство: Арабов и Сокуров взломали архив, украли бобину, а на ее место положили другую, не такую значимую.

Кстати, именно в это время Александра Сокурова морально и профессионально поддерживал режиссер Андрей Тарковский. Он довольно высоко оценил первую работу начинающего режиссера.

«Посмотри фильм под названием «Одинокий голос человека». У режиссера играют в картине не актеры и не любителя, а простые люди с улицы. Притом в этом есть некий странный стиль, срез, то есть какие-то странные аспекты, присутствуют куски, который я, не скрываю, завидую. Мне так не снять. Могу сказать, что других сценах я смог бы и выше подняться, но я такого не делал никогда. В фильме есть черно-белый кусок, который был снят рапидом и немой. И это не один кадр.

С заслуженной наградой

В ленте гениальных четыре кадра. И это только за одну картину. Стоит вспомнить Виго. У него всего два фильма, но он уже стал гением, остался в веках. У Сокурова есть несколько странных вещей, необъяснимых, порой глупых, несвязных, но он гений. И это рука гения!», — говорил коллега Александра Сокурова.

Александр хотел работать на «Мосфильме», но его категорически не устраивали там условия работы. А по рекомендации Тарковского в 1980 году режиссера зачислили на киностудию «Ленфильм». Там то Сокуров и снял свои первые игровые фильмы. Одновременно режиссер сотрудничал со студией документальных картин в Ленинграде. И в разное время там выпустил все свои документальные ленты.

Первые картины, которые снял Александр Сокуров в Ленинграде, кстати, вызвали негативную реакцию в Госкино и от партийных органов. Мужчина много раз заявлял, что ему предназначили место в сыктывкарском лагере. И в течение довольно долгого времени, до конца 1980 года, ни одного фильма Сокурова не допустили к прокату.

Даже в самые тяжелые времена, когда режиссер был на грани физической гибели, Тарковский два раза организовывал Александру выезд за рубеж. Но Сокуров, по собственным словам, не смог покинуть страну из-за русского языка и духовных сокровищ Эрмитажа. Со всем этим ему не хотелось расставаться.

Александр Сокуров на видео В конце 80-х годов прошлого века фильмы, которые были ранее сняты Сокуровым, вышли в прокат. Более того, ленты с большим успехом представляли Россию на международных кинофестивалях. Такие победы воодушевили режиссера и начал активно работать. В 80-х и 90-х годах Сокуров снимал сразу по несколько картин в год. И у него остается время на благотворительные программы на радио для молодежи. Одновременно с этим занимался с группой молодых режиссеров при «Ленфильме». Накануне наступления нового века он вел на питерском телевидении передачи «Остров Сокурова». В телепередачах обсуждали вопросы места кинематографа в культуре.

Кстати, с середины 90-х Александр Сокуров вместе со своими коллегами осваивал технологии видео. Этим он продолжает заниматься до сих пор.

Группа Сокурова сняла несколько документальных фильмов, некоторые были сделаны по заказу японских телеканалов, при поддержке японских друзей.

Режиссер снял порядка 20 художественных картин, среди которых «Дни за, «Молох», «Телец». А так же документальные фильмы, которых значительно больше, к примеру, «Московская элегия», «Петербургская элегия», «Советская элегия».

Круг второй (1990)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм

Режиссер: Александр Сокуров

В ролях: Петр Александров, Надежда Роднова, Тамара Тимофеева

Смерть близкого человека всегда трагедия. Мужчина потерял своего отца. Теперь ему придется пройти все классические этапы принятия горя. Испытает он и мучения от чувства вины, за которым следует ощущение тотальной беспомощности и возникающее сострадание. Чувства внутри него смешиваются в эдакую какофонию и отправляют его в бушующий океан воспоминаний. Итогом его работы над прожитым и перенесенным становится грустное сознание, что ранее существовавшие общепринятые для людей ритуалы рухнули. И сейчас есть шокирующая пустота. Все то, что имело смысл куда-то исчезло. Что ему делать дальше с этими чувствами?

Примечания[ | ]

  1. filmportal.de — 2005.
  2. Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
  3. Museum of Modern Art online collection (англ.)
  4. Почётное звание присвоено указом президента России № 131 от 2 февраля 2004 года (неопр.) . Дата обращения 15 февраля 2020.
  5. Кабардино-Балкарский государственный университет, профиль А.Н. Сокурова (неопр.) . www.kbsu.ru. Дата обращения 12 августа 2020.
  6. Spaero * URL: https://www.spaero.com/. Органы управления фонда | Фонд развития Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия(неопр.) . www.hermitagendowment.ru. Дата обращения 7 июля 2020.
  7. 12

    Режиссёр Сокуров, политолог Шульман, адвокат Резник и еще 14 новых лиц пополнили СПЧ // ТАСС, 03.12.2018

  8. Светлана Михеева, «Исчезнувшие деревни Байкальского тракта» / «СМ Номер один» № 33 (21 августа 2008 года). (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 августа 2011. Архивировано 23 марта 2012 года.
  9. Николай Болдырев. «Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского». — Челябинск: Урал ЛТД, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X.
  10. Маленький человек с японской фамилией / Культура МК (неопр.) . Архивировано 1 декабря 2012 года.
  11. Лист наград и номинаций режиссёра на IMDb (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  12. Кувшинова М. Кинотавр-2014: Малика и Марьяна(неопр.) . seance.ru (5 июня 2014). Дата обращения 26 апреля 2020.
  13. Карпюк, Д. Рецензия: «Теснота» Кантемира Балагова(неопр.) . The Hollywood Reporter Russia (3 августа 2017). Дата обращения 11 августа 2020.
  14. Валерий Кичин. «Золотой лев» летит в Россию (рус.). «Российская газета» — Федеральный выпуск №5578 (202) (12 сентября 2011). Дата обращения 13 сентября 2011.
  15. Япония наградила режиссёра Сокурова почётным орденом (неопр.) . ria.ru. Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  16. 12 Александр Сокуров получил премию Европейской киноакадемии
  17. Анатолий Стреляный. Русская обида (Письмо двадцати одного)(неопр.) .Радио Свобода (9 апреля 2000).
  18. Ответ на письмо европейцев российских деятелей культуры (неопр.) .Индекс (2000).
  19. Александр Сокуров. Мы не один народ с украинцами, мы разные(неопр.) . КиноСоюз (8 марта 2014). Дата обращения 20 февраля 2020.
  20. «…Запустится маховик разрушения страны» (неопр.) . Znak.com (9 февраля 2017).
  21. Как Сокуров Советский Союз развалил. Программа «60 минут» дала отпор душителю свободы слова (неопр.) . Новая газета (17 февраля 2017).
  22. Опубликовано видео речи Сокурова на «Нике» о «войне школьников» (рус.). Дата обращения 29 марта 2020.
  23. Сокуров на «Нике»: «Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников» (рус.). Дата обращения 29 марта 2020.
  24. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года (неопр.) . Дата обращения 15 февраля 2020.
  25. Александр Сокуров посетит родной вуз (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  26. Деловой Петербург (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  27. «Фауст» Сокурова получил «Золотого льва» в Венеции (неопр.) .
  28. Девятый международный кинофестиваль «Золотой абрикос» стартовал накануне в Ереване (неопр.) . Новости -Армения (9 июля 2012). Дата обращения 1 августа 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  29. Кичин В. Онлайн-трансляция церемонии вручения премии «Ника»(неопр.) . rg.ru (2 апреля 2013). Дата обращения 16 апреля 2020.
  30. Кинотавр-2014: Мастер-класс Александра Сокурова (неопр.) . Сеанс (3 иня 2014). Дата обращения 17 июня 2014.
  31. Сокуров стал офицером французского национального Ордена искусств и литературы (неопр.) . БалтИнфо (18 сентября 2014). Дата обращения 23 октября 2014.
  32. Объявлены лауреаты Государственной премии Российской Федерации 2014 года, kremlin.ru (10 июня 2015). Дата обращения 10 июня 2015.
  33. Александр Сокуров награжден орденом «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой»
  34. Александр Сокуров удостоен спецпремии Гильдии киноведов и кинокритиков (рус.). ТАСС. Дата обращения 23 января 2020.
  35. Александр Сокуров: «У меня есть чувство, что я чужой» // Afisha.ru, 10 июня 2015
  36. «Дмитрий Шостакович», 6 частей, net-film
  37. Домбровская И. Возвращение в Курдистан (о фильме «Нам нужно счастье»)(неопр.) . russian.rfi.fr (30 января 2011). Дата обращения 26 апреля 2015.

Фильмография

Фильмы, которые снимает Сокуров, непростые, в них скрыт тайный смысл, прочесть который можно часто между строк, и далеко не с первого раза. Они заставляют думать сосредоточенно и непрерывно и видеть то, чего порой не хочется видеть. Снятые иногда в формате документального кино, иногда в форме притчи, они всегда чему-то учат человека заинтересованного. Это не развлекательное кино для отдыха с попкорном и газировкой – «Беседы с Солженицыным», «Читаем Блокадную книгу», «Отец и сын», «Мать и сын» толкают к размышлениям над серьезными вещами.

Александр Сокуров – режиссер, за плечами которого восемнадцать игровых фильмов, более тридцати документальных картин, озвучивание, работа сценаристом. Помимо этого, в копилке маэстро актерский опыт. В 1980 году Александр Николаевич снялся в фильме «Ты должен жить» Владимира Чумака. Эта картина военной тематики, созданная по мотивам повести Смоляницкого, объединила под своим крылом целое соцветие талантливейших артистов советского кинематографа, среди которых Ирина Муравьева, Игорь Кваша, Евгений Стеблов, Марина Дюжева и другие.

Без кино

Казалось бы, после триумфа «Фауста» Сокуров должен был снимать активнее прежнего. Но за прошедшие с тех пор десять лет он выпустил лишь одну полнометражную картину: «Франкофония», и та — на стыке документального и игрового кино. Зато именно во втором десятилетии XXI века режиссер впервые попробовал себя в качестве автора выставочного проекта, подготовив экспозицию для российского павильона на Венецианской биеннале. А еще основательно занялся педагогикой. Выпускниками его первой экспериментальной мастерской в Кабардино-Балкарском государственном университете стали Александр Золотухин («Мальчик русский»), Кира Коваленко («Софичка», «Разжимая кулаки») и Кантемир Балагов, снявший каннские хиты «Теснота» и «Дылда».

Теперь у Александра Николаевича курс в СПбГИКиТ, и можно не сомневаться, что скоро мы услышим имена уже нового поколения его выпускников.

Одинокий голос Сокурова3

Режиссер Александр Сокуров на XXX торжественной церемонии вручения национальной кинематографической премии «Ника», 2017 год

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Кроме того, множество сил и времени наверняка отнимает у него и общественная деятельность. Именно Сокуров наряду с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским стал голосом и лидером петербургской градозащитной деятельности. Впрочем, несправедливости в отношении людей беспокоят его не меньше, чем угрозы памятникам. Некоторое время Сокуров даже был членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Заботится он и о своих студентах, помогая им с решением вопросов и проблем, выходящих за рамки учебных.

— Я знаю его как человека ранимого, тонкого, переживающего за всё, что происходит вокруг. Он всё пропускает через сердце, переживает за город, кинематограф, страну. Это огромное его достоинство, но для него самого это очень травматично, поскольку мешает ему делать свое кино, — рассказал «Известиям» продюсер и композитор Андрей Сигле, работавший с Сокуровым над «Фаустом», «Александрой», «Отцом и сыном». — Его хватает на преподавание, у него целая плеяда талантливейших ребят. Он своим мощным крылом прикрывает их, помогает им. Я вижу, как Александр Николаевич по-отечески к ним всем относится. Он очень многим людям помог, практически спас. И все его студенты имеют возможность снимать кино, реализовывать себя в профессии.

Сам режиссер не отрицает, что педагогическая загруженность мешает его собственной режиссерской реализации.

— Это (отсутствие новых фильмов. — «Известия») связано только с учебным процессом, огромной нагрузкой при работе с курсом, — признавался мэтр «Известиям».

Впрочем, Сокуров еще вернется в прежнем качестве, надеется Сигле: «Александр Николаевич всегда в работе. Но я всё жду, когда он мне скажет: «Андрей, я готов снимать большое кино».

Что ж, мы ждем этого не меньше.

Общественная позиция[ | ]

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством:

На парламентских выборах 2020 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2020 года Александр Сокуров сказал, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания рано или поздно предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».

В. Г. Соловьёв и А. Н. Сокуров на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (11 декабря 2020 года) 29 марта 2020 года, получая премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство», произнёс речь, часть которой была посвящена школьникам и студентам, вышедшим на акции протеста 26 марта. Сокуров говорил о необходимости для власти вести диалог с молодыми людьми и о недопустимости «гражданской войны» с ними, а также выступил за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме украинского режиссера Олега Сенцова.

3 декабря 2020 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Детство и юность

Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в Иркутской области, в небольшой деревне Подорвихе. Но сейчас этой урожайной местности, где земля была богата картофелем и овощами, не найти на карте России, потому что в 1956 году деревню и станцию затопило при заполнении Иркутского водохранилища.

Сокуров рос и воспитывался в семье фронтовика. Папа режиссера — участник Великой Отечественной войны, отметившийся на поле боя своими подвигами. Из-за того что отец Александра Николаевича был военным, семейство Сокуровых часто перебиралось с места на место. Поэтому будущий деятель киноискусства начал постигать грамоту в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в солнечной Туркмении.

Александр Сокуров в молодости

Окончив школу, молодой человек продолжил образование, в 1968 году его выбор пал на Горьковский государственный университет, находившийся в Нижнем Новгороде. Сокуров стал студентом исторического факультета, а в 1974 году получил диплом. Возможно, Александр Николаевич стал бы великим преподавателем, рассказывающим ученикам о политике Ивана Грозного, о черных пятнах в биографии Николая II, о стратегии Сталина и многом другом, но судьба Сокурова внесла свои коррективы.

Александр решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-м поступил во ВГИК. Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Александра Михайловича Згуриди, где и познакомился со своим приятелем Юрием Абрамовым.

Сокуров был способным студентом, поэтому радовал родителей пятерками в зачетной книжке, за что и удостоился престижной стипендии Сергея Эйзенштейна. Бесспорный талант и эрудиция помогли Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК на год раньше положенного времени. Но на такой шаг будущий режиссер пошел не по собственному желанию, а из-за нарастающего конфликта на почве формализма. Также будущего гения кино обвиняли в антисоветских настроениях.

Александр Сокуров. Биография:

Александр Сокуров родился в 1951 году в Иркутской области. Творческий путь будущего режиссёра с самого начала был непростым. Ещё во ВГИКе у Сокурова возник острый конфликт с администрацией института и руководством Госкино из-за антисоветских настроений в его студенческих фильмах. Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Снимать Сокуров начал благодаря поддержке Андрея Тарковского, который был уже опальным режиссёром, но всё ещё имел вес в профессиональных кругах, и Сокурова по рекомендации Тарковского, высого оценившего первую работу молодого режиссёра, зачислили в штат киностудии «Ленфильм».

Режиссёрскую карьеру Александр Сокуров начинал в кинодокументалистике, тяга к документальному сохранилась и в его игровых работах. Однако долгое время картины Сокурова, отличавшиеся бескомпромиссным и смелым киноязыком, были запрещены к показу советской цензурой, ни один его фильм не был показан до конца 80-х, несмотря на то, что масштаб его художественного дарования признавался всем профессиональным сообществом. «У меня были большие проблемы с советской властью, и если бы не перестройка, я бы сидел в лагере», — отмечает режиссёр.

Ещё до ВГИКа Сокуров закончил исторический факультет Горьковского университета и в дальнейшем реализовал свой интерес к истории в кино: одной из самых фундаментальных киноработ режиссёра стала тетралогия, рассказывающая о великих исторических личностях ушедшего столетия, в неё вошли картины «Молох» (1999), «Телец» (2001), «Солнце» (2005) и «Фауст» (2011), получивший «Золотого льва» на 68-ом Венецианском кинофестивале. Среди множества смелых творческих экспериментов режиссёра — полнометражный исторический фильм «Русский ковчег», снятый в Эрмитаже одним безостановочным проходом кинокамеры.

Сейчас Александр Сокуров — лауреат премий «Ника», «Триумф», «Золотой Овен», «Золотой леопард» (фестиваль в Локарно), «Золотой лев», народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России. В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

О чем повествует «Франкофония»

Еще одна картина, в которой принял непосредственное участие Сокуров, – фильм «Франкофония» – совсем свежая лента, вышедшая в свет в 2020 году. Работа получила признание на Венецианском кинофестивале и серьезно всколыхнула общество.

О чем повествует «Франкофония»? Сокуров снимал фильм о Париже, который был оккупирован фашистами в 1940 году. В нем речь идет о том, как француз — директор Лувра — и немец, присланный надзирать за музеем, сделали то, чего от них не ждали – они сохранили от разорения коллекцию Лувра. «Франкофония» – фильм, который кричит о необходимости спасения европейских культурных ценностей. И сюжетная линия в нем отнюдь не выдумана, не навеяна абстрактными мыслями. Картина, снятая мастером кино, отражает мнение Александра Сокурова о сегодняшней обстановке в мире – о столкновении мусульманского и христианских миров, о неминуемости гуманитарной катастрофы, которую еще можно предотвратить

Мастер считает, что самое важное сейчас – осознать это и срочно что-то предпринять

Смотреть галерею

Александр Николаевич не стесняется обозначать свою позицию и свое отношение ко всему происходящему в современном мире. Он искренне уверен в том, что фундаментальные основы христианства и ценности, которые с таким трудом складывались веками, сегодня находятся под угрозой исчезновения. Под натиском представителей мусульманской культуры – людей другого склада, другого подхода к жизни и принципов в целом – ценности Старого Света могут навсегда исчезнуть, кануть в бездну небытия. И это страшно. Намек на эту ситуацию и отражает картина «Франкофония».

Сокуров подчеркивает, что с большим уважением относится к людям мусульманского вероисповедания, но считает, что «нам» просто жизненно необходимо держаться на расстоянии друг от друга.

Последняя работа «Франкофония»

«Франкофония» Александра Сокурова является документально-игровым фильмом, снятым в 2015 году в таких странах, как Франция, Нидерланды и Германия.

Кинолента переносит нас из настоящего в 40-е. Нам будет рассказана история о жизни людей из разных времен. Дрейк, который живет в настоящем времени, терпит кораблекрушение и борется за свою жизнь в ужасном шторме. Тем временем в 1940 году нас знакомят с немецким генералом Метернихом и директором парижского музея Жаком Жожаром. По приказу начальства немецкий генерал должен перевести коллекцию Лувра из временного хранилища. Директор музея не проявляет никакого желания содействовать немцу, но вскоре последний добивается понимания с его стороны. На протяжении всего фильма мы станем свидетелями жесткости со стороны гитлеровских захватчиков. В качестве рассказчика выступит сам Сокуров, который в течение всего фильма будет обращаться с вопросами непосредственно к зрителям.

Фильм был хорошо встречен и представлен на международном фестивале кино в Торонто и Лондоне. Он также был номинирован на премию «Золотой лев» и удостоен награды за лучший евро-средиземноморский фильм.

Александр Сокуров сейчас

Сейчас режиссер по-прежнему неравнодушен к кино и различным творческим экспериментам в этой сфере.

В 2021 году мэтр отметил юбилей, Александру Николаевичу исполнилось 70 лет. В связи со знаменательной датой многие издания выпустили статьи, посвященные режиссеру, сам же юбиляр дал интервью «Новой газете». Сокуров рассказал о годах становления в профессии, в том числе о сложных отношениях с КГБ и борьбе за самореализацию в условиях жесткой цензуры.

Выразил Александр Николаевич и несогласие с деятельностью министерства культуры, он считает, что это ведомство давно не выполняет прямой обязанности, а именно — развития отрасли.

Фильмы

Первоначально Александр Николаевич практиковал режиссерское мастерство: будучи студентом, он снимал короткометражное видео. Дебютной работой Сокурова в полном метре стал фильм под названием «Одинокий голос человека» (1987, сценарий Юрия Арабова). Сюжет картины вращается вокруг красноармейца Никиты Фирсова, который после гражданской войны возвращается на родину в отчий дом и влюбляется в молодую девушку Любу.

Режиссер Александр Сокуров

Эта картина могла бы не дойти до зрителей. Дело в том, что из-за распрей меду Сокуровым и руководителями ВГИКа творения талантливого режиссера категорически отвергались, поэтому кинолента «Одинокий голос человека» не была принята как дипломная работа и подлежала уничтожению. Но Александр Николаевич вместе с приятелем Абрамовым взял хитростью: с помощью взлома институтского архива товарищи выкрали исходные материалы, подложив на их место другие киноработы.

Кадр из фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие»

В СССР первомайская демонстрация трудящихся (когда большие толпы людей собирались с лозунгами, портретами Ленина и других государственных деятелей) была неотъемлемой частью советской традиции. Но праздник последнего месяца весны у Сокурова показан как унылое событие: уставшее сборище участников шествия рассыпается по щелчку, без режиссерского веления. Таким образом, в голове зрителей возникает диссонанс между официальным жанром и творением Сокурова.

Александр Сокуров на съемочной площадке

Неудивительно, что работы Александра Николаевича были подвержены критике, так как его творчество кардинально отличалось от предпочтений Госкино и государственных органов: вплоть до конца 1980-х ни одна работа мэтра не была допущена до зрительного зала.

По этой причине Тарковский организовывал приятелю выезд за рубеж, но Сокуров отказался от голливудских просторов, так как, несмотря на угнетение со стороны власти, Александр Николаевич оставался патриотом, который чтит русский язык, свою национальность и обожает духовное сокровище Эрмитажа. В конце 1980-х ситуация изменилась: фильмы, которые не удостоились проката, были показаны широкой аудитории и представляли Россию на всевозможных фестивалях.

Александр Сокуров с премией «Золотой лев»

Новый век начинается для талантливого мастера с документального фильма про жизнь и творчество японского писателя Тосио Симао. Стоит сказать, что эта картина отснята по заказу телевизионного канала страны восходящего солнца. В том же 2000 году выходит драма «Телец», повествующая об исторической личности и известном политике, который на фоне болезни становится простым смертным человеком. Несмотря на социальный статус и завидное положение под лучами красной звезды, советский лидер становится позабытым и брошенным людьми.

Награды[ | ]

Вручение Государственных премий Российской Федерации за 2014 год, 12 июня 2020 года

  • 1987 — Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;
  • 1987 — номинация на Золотого медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» иKNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1996 — Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
  • 1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 — Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 — МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
  • 1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 — Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;
  • 2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
  • 2001 — приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
  • 2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 — приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и ;
  • 2004 — Народный артист России;
  • 2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 — Себряный Кондор , приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;
  • 2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;
  • 2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 — премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 — обладатель премии имени Тарковского 27 сентября 2007 года;
  • 2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 — мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
  • 2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст» .
  • 2011 — орден Восходящего солнца 4 класса (Япония)
  • 2012 — награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
  • 2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»
  • 2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»
  • 2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»
  • 2014 — почётный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»
  • 2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)
  • 2014 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»
  • 2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».
  • 2016 — Орден «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой».
  • 2017 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
  • 2017 — Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»
  • 2020 — Спецпремия Гильдии киноведов и кинокритиков «За честь и достоинство»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector