Умер режиссер марк захаров
Содержание:
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.
Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.
В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».
В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.
Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.
В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.
Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».
Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.
13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.
Творческий путь
Захаров вступает на театральную стезю. Первым шагом стали вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Кандидат в студенты прочитал «Вересковый мёд» Роберта Бернса. Приёмная комиссия осталась равнодушна. В ГИТИСе к юноше отнеслись благосклоннее, и абитуриент становится студентом I первого курса.
Во время учебы в ГИТИСе
В 1955 году Марк оканчивает театральный институт. Однако ни один из московских театров не заинтересовался талантами молодого специалиста.
Жизнь и творческий путь М. А. Захарова:
- 1955 год. По распределению направляется служить в драматический театр Перми.
- 1956 год. В студенческом театре Пермского университета представлена пьеса Н. Погодина «Аристократы» — первый режиссёрский опыт.
- 1959 год. Начинается работа актёром в Московском театре имени Н. В. Гоголя.
- 1960 год. Захаров переходит в Театр миниатюр (с 1987 года театр «Эрмитаж»), где проработал 4 года. Постановка спектакля «Благородный поступок» явилась режиссёрским дебютом на профессиональной сцене.
- 1962 год. Начинается сотрудничество со Студенческим театром Московского университета. Поставлены спектакли «Дракон» Е. Шварца и «Хочу быть честным» В. Войновича. Совместная с С. Юткевичем постановка пьесы Б. Брехта «Карьера Артура Уи» имела оглушительный успех у театральной публики.
- 1965 год. Захаров назначается очередным режиссёром в столичный Театр сатиры. За восемь лет работы поставлены спектакли «Темп-1929», «Мамаша Кураж», «Чудак-человек». В 1967 г. постановка пьесы А. Н. Островского «Доходное место», с участием А. Миронова и Т. Егоровой, получила широкую известность. Смелость режиссёрского решения вынуждает министра культуры Е. Фурцеву распорядиться о снятии спектакля с репертуара.
- 1969 год. В театре имени В. Маяковского поставлена инсценировка романа А. Фадеева «Разгром».
- 1972 год. 31 декабря по Центральному телевидению показан фильм «Стоянка поезда – 2 минуты». Картина стала первой работой Захарова как кинорежиссёра.
- 1973 год. Захаров назначается главным режиссёром театра «Ленком», которым бессменно руководит до своей кончины. За это время поставлено около 50 спектаклей. По мнению театральных критиков, лучшими творениями режиссёра считаются: «Тиль» (1974), «В списках не значился» (1975), «Юнона и Авось» (1981), «Оптимистическая трагедия» (1983), «Поминальная молитва» (1989), «Женитьба Фигаро» (1993), «Шут Балакирев» (2001), «Вишневый сад» (2009).
- 1976 год. Снимается четырёхсерийный телефильм «12 стульев». Главные роли исполнили А. Миронов и А. Папанов.
- 1977 год. Присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- 1978 год. Начинается преподавательская деятельность на факультете режиссуры в ГИТИС, которая продолжалась до 2006 года. На телевидении показывается музыкальный фильм «Обыкновенное чудо».
- 1979 год. Выпуск двухсерийного трагикомического телефильма «Тот самый Мюнхгаузен».
- 1989 год. М. А. Захаров избирается народным депутатом СССР. Обязанности исполнялись до развала государства в 1991 году.
- 1991 год. Присвоено звание Народный артист СССР.
- 1992, 1993 гг. Режиссёр входил в состав Консультативного совета при Президенте России.
- 2018 год. Указом Президента РФ от 23 апреля присвоено звание Героя труда Российской Федерации.
- 2019 год. 28 сентября М. А. Захаров скончался от пневмонии. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве
Проснись и пой (1974)
Комедия, Музыка, Советский фильм, Спектакль
Режиссеры: Марк Захаров, Александр Ширвиндт
В ролях: Георгий Менглет, Нина Архипова, Борис Кумаритов
Этот телеспектакль Московского театра Сатиры был поставлен в 1973 году по одноименной пьесе М. Дярфаша «Проснись и пой!» талантливым дуэтом режиссеров, которые раньше вместе никогда не работали Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, причем у Александра Ширвиндта это был безусловно успешный дебют. Будапешт. Дом семьи Орбок. Пожилая пара, Пишта и Эржи, живут привычным, устоявшимся бытом. Их сын Дьюла ищет себя, он устал от однообразной жизни дома, поучений родителей, он хочет свободы. Неожиданно в доме появляется молодая, обаятельная и веселая Каролла, которой суждено перевернуть жизнь семьи с ног на голову, заставить всех посмотреть на себя новыми глазами, и измениться. Каролла приносит в дом любовь и радость, Дьюла влюбляется в неё, а старый Пишта вновь влюбляется в собственную жену.
Тот самый Мюнхгаузен (1979)
Драма, Комедия, Сказка, Советский фильм
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Инна Чурикова
Барон Мюнхгаузен никогда не унывает. Его историям мало кто верит, пока не увидит все своими глазами. Это совсем не беспокоит барона, ведь у него есть его любимая Марта. Но коварная Якобина хочет расстроить их счастье. Она, в порыве жадности, хочет признать Мюнхгаузена умалишенным и свободно распоряжаться его имуществом. Однако, совсем не Якобина настраивает общественность против барона. Это делает он сам, доказывая существование 32 мая. Череда событий, последовавшая за этим заявлением, приводит к тому, что Мюнхгаузен готов лететь на луну на пушечном ядре, доказывая свою правоту. И стоя на веревочной лестнице, он произносит свою знаменитую фразу, простую и глубокую: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это еще не признак ума».
Юнона и Авось (1983)
Драма, Мелодрама, Музыка, Мюзикл, Советский фильм, Спектакль
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов
Как много сказано прекрасных слов о любви, а всё кажется, что недостаточно! Этот фильм – ещё один чудесный гимн любви. Сюжет известный и совсем не оригинальный: немолодой русский граф и юная дочь губернатора Сан-Франциско влюбились друг в друга. Однако им не дано было соединить свои судьбы. Граф, думая, что покидает свою возлюбленную на краткий срок, так и не смог вернуться к ней. А она до последних дней своей жизни осталась верной их любви: «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду …». Сколько в этой истории нежности, искренности, свежести и чистоты!
Внушительная карьера
Связывать свое будущее с миром театра Марк Захаров поначалу не намеревался. Окончив школу, он отнес документы в Архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. В Военно-инженерной академии юноше отказали из-за судимости отца.
После этих неудач Марк пошел во МХАТ на предварительное прослушивание, подготовив «Вересковый мед», но приемную комиссию не убедил. Мать подсказала сыну подготовить «Песнь о купце Калашникове», с которой его приняли в ГИТИС.
На театральную сцену Марк Захаров стал выходить еще в студенческие годы, появляясь в небольших ролях на подмостках театра имени Ермоловой и в театре имени Маяковского. Получив диплом о высшем образовании, молодой актер по распределению отбыл в пермский Драмтеатр.
Три года, проведенные вдали от Москвы, оказались весьма продуктивными. Захаров не только играл на сцене, но и много писал, рисовал, вел радиопрограммы. Именно в Перми он почувствовал, что может работать не только на сцене, но и руководить театральным коллективом.
В 1959 году Захаров возвращается в столицу и поступает на службу в театр имени Гоголя. Пяти лет актерского ремесла оказалось достаточно, что им пресытиться. В 1964 Марк Анатольевич окончательно понял, что его призвание – режиссура.
Несколько успешных постановок на сценах Студенческого театра и Театра сатиры еще больше укрепили веру в своих возможностях.
Театральные работы
В 1973 году Захаров возглавил столичный театр Ленком, который на десятилетия стал его вторым домом. Постановки режиссера вошли в Золотой фонд советского и российского театров. На ленкомовские спектакли «Юнона и Авось», «Тиль», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Женитьба», «Мудрец», «Город миллионеров» съезжались поклонники театра со всех уголков СССР.
Кроме работы в театре Марк Анатольевич охотно делится своими знаниями и мастерством со студентами ГИТИС на факультете режиссуры. Также Марк Захаров является автором нескольких книг о проблемах театра.
Поработать в кино Марк Анатольевич впервые согласился в 1976 году. Дебют пришелся на культовые «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера. Но наибольшую популярность режиссеру принесли фильмы «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнгхаузен», «Убить дракона» ставшие классикой кинематографа.
На съемочную площадку режиссер приглашал тех актеров, которых хорошо знал по работе в театре: Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Семена Фараду, Юрия Соломина, Андрея Миронова, Ирину Купченко, Николая Караченцева, Елену Валюшкину.
Фильмы Марка Захарова
Год | Фильм |
1972 |
Стоянка поезда |
1976 | 12 стульев |
1978 |
Обыкновенное чудо |
1979 |
Тот самый Мюнхгаузен |
1982 |
Дом, который построил Свифт |
1984 |
Формула любви |
1988 | Убить дракона |
Как рассказчик Марк Анатольевич украсил документальные фильмы о жизни, судьбе и творчестве многих актеров: Олега Янковского, Андрея Миронова, Николая Караченцева, Михаила Державина, Григория Горина, Татьяны Пельтцер, Евгения Леонова, Александра Абдулова, Леонида Броневого, Любови Полищук, Анатолия Папанова.
В 2017 году на экраны вышел документальный фильм «Его Величество Актер» о Юрии Соломине, в котором своими взглядами на творчество коллеги по профессии поделился и Марк Захаров.
Детство и юность
Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.
Режиссер Марк Захаров
В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.
В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как пишет сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».
Марк Захаров в детстве
Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.
Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.
После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.
Марк Захаров в молодости
Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.
Краткая биография
Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 г, в семье московских преподавателей. Худрук и главный режиссёр столичного театра Ленинского комсомола, актёр, сценарист, режиссёр, литератор, педагог и общественный деятель – всё это о нём.
Детство и юность
Фото: Марк в молодости
После рождения мальчика отца приговаривают по 158-й статье и высылают из города, как политического заключённого. Семья едет следом за ним. Детские годы Марка Захарова, по его личным воспоминаниям, смешиваются с потрясениями, полученными во время Великой Отечественной Войны. Особенно это проявляется в 1943 г, когда семья возвращается в Москву
Родители устраиваются на работу, но отца снова приговаривают к выселению, как бывшего политического заключённого. По настоянию бабушки мама Марка Анатольевича остаётся в столице. Благодаря её работе в детских драматических кружках в мальчике с ранних лет проявились любовь и тяга к творчеству.
Вопрос получения высшего образования решился внезапно. Хотя парень и мечтал связать свою жизнь с театром, мать, Галина Сергеевна, была категорически против, утверждая, что работа у мужчины должна быть более серьёзной. Однако, ситуация сложилась в пользу юноши:
- Попытка стать студентом Архитектурного института не увенчалась успехом из-за низкого показателя на вступительных.
- В Военно-инженерную академию не взяли по причине плохой «родословной» его отца.
«Однажды мама увидела сон, который посчитала вещим, и настоятельно рекомендовала поступать именно в театральный институт», – вспоминал о том периоде Марк Анатольевич.
Пришедшая к Марку Захарову популярность
Фото: На съемках Мюнхгаузена.
Получив диплом ГИТИСА, Захаров по распределению попадает в Пермский драмтеатр. Уже через 4 года, в 1959 г., возвращается в Москву, где в 1965 г. назначается на должность режиссёра театра сатиры, а с 1973 г. становится бессменным главным режиссёром «Ленкома».
Популярность к Марку Захарову пришла с дебютом в кинематографе. Картина «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Бендера, стала шедевром, прославившем его на весь Советский Союз.
Следующая работа «Обыкновенное чудо» вновь привела на пик популярности. После этого Марк Захаров неоднократно доказывал свой талант не только в кино, но и на театральной сцене. Так, поставленная в 1983 г. «Юнона и Авось», привезённая в Париж во время гастролей «Ленкома», была оценена по наивысшему разряду.
Друзья и знакомые
Троица: Ширвиндт, Захаров, Миронов
Одним из лучших друзей, тёплые отношения с которым Марк Захаров поддерживал на протяжении всей жизни, стал Александр Ширвиндт. Общие знакомые вспоминали, что на заре молодости эта «парочка», совместно с Андреем Мироновым, была практически неразлучной.
С режиссёром Андреем Тарковским (1932-1986 гг.) Марк Захаров знаком ещё со школьной скамьи. Мальчишками они занимались в театральном кружке Дома пионеров, в конце 1940-х гг.
Друзей, знакомых и почитателей творчества Марка Анатольевича Захарова сегодня очень много. Это подтверждает его последний юбилей: 85-летие, проведённое в Ленкоме в октябре 2021 г. В тот вечер поздравить юбиляра собрались не только близкие и коллеги, но и полный зрительный зал (почти тысяча человек).
Личная жизнь
В браке с единственной любовью жизни, актрисой Ниной Лапшиновой, Марк Захаров прожил 58 счастливых лет. Они поженились в 1956 г, через 6 лет родилась дочь Александра. Повзрослев, девушка выбрала путь родителей, став ведущей актрисой Ленкома и Народной артисткой России.
Последние 5 лет Марк Анатольевич жил в статусе «вдовец», Нина Тихоновна умерла 10 сентября 2014 г.
Интересные факты
Незадолго до распада Советского Союза Захаров избирался народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей. Из коммунистической партии, членом которой являлся, вышел оригинальным способом: публично сжёг свой партбилет.
Марк Захаров снимал фильмы по пьесам Евгения Шварца и Григория Горина. Жанр у них был оригинальным – фантастическая притча. Все они стали наиболее любимыми зрителями и разошлись на цитаты.
Признание и награды
- Орден Дружбы народов (1980)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 октября 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 1997) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие театрального искусства
- Заслуженный деятель искусств РСФСР(1977)
- Народный артист РСФСР
- Народный артист СССР (1991)
- Государственная премия СССР (1987) — за постановку спектаклей «„Юнона“ и „Авось“» А. Л. Рыбникова и «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова в Театре имени Ленинского комсомола
- Государственная премия Российской Федерации (1992, 1997, 2002)
- Премия «Триумф» (2005)
- Премия «Чайка» в номинации «Обыкновенное чудо» за лучшую сцену в спектакле «Женитьба» (2007)
- Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1999, спектакль «Мистификация», «Ленком»)
- Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2011)
- Национальная премия «Музыкальное сердце театра» (2007) — Лауреат Гранд-премии за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра
- Режиссёрская премия им. Г. А. Товстоногова (2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
- Премия «Звезда пленительного счастья» в номинации «За вклад в развитие и воспитание творческой молодежи» и «За вклад в создание духовного образа нового поколения» (2006)
- Театральная премия им. Ролана Быкова (2006)
- Почетный общественный титул «Выдающийся деятель культуры года» (2006, Всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»)
- Лауреат фестиваля «Музыкальное сердце России» (2007)
- Благотворительная премия «Добрый ангел мира» (2007)
- Национальная премия общественного признания достижений граждан (2007)
- Международная премия «Персона года» (2009)
- Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за 2010 год в номинации «за вклад в развитие российского театра»
- Орден Святого Станислава (1998)
- Орден «За Вклад в Культуру»
- Орден «За Честь и Доблесть» в номинации «Выдающийся деятель культуры года»
- Орден «Меценат» (2004)
- Орден «Меценаты столетия» (2007)
- Орден «Святого Александра Невского» (2008)
- Золотой Почетный знак «Общественное признание» (1998)
- Знака отличия «За заслуги перед Москвой» (2003)
- Медаль I степени «За труды и Отечество» (2003)
- Благодарность Президента РФ к 75-летию театра «Ленком» (2002)
- Премия правительства РФ в области культуры за 2011 год — за спектакль «Пер Гюнт» в театре «Ленком»
- Специальный приз от Гильдии кинорежиссёров на открытии Международного кинофестиваля «Сталкер» (2008)
- МТФ «Злата Прага» в Праге (1980, Приз жюри журналистов, Приз за режиссуру, фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
- ВТФ (1981, Приз «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск», фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
- Почётный член Российской академии художеств
- Почетное звание Профессора режиссуры РАТИ (ГИТИС) (2002)
- Член Президиума Независимой Организации «Гражданское общество» и Национального Фонда «Общественное признание»
- Член Совета Попечителей Московского Английского клуба.
[править] Смерть и реакция на неё
28 сентября 2021 года директор театра «Ленком» Марк Варшавер объявил о смерти Захарова, добавив: «Умер последний из могикан». Марк Захаров умер в этот день от двустороннего воспаления лёгких, не дожив меньше месяца до дня рождения (13 октября ему исполнилось бы 86 лет). Прощание прошло 1 октября на главной сцене «Ленкома». В нём участвовали Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов и многие представители труппы, театрального мира, поклонники и поклонницы. Инна Чурикова сказала: «Это явление было. Это был необходимый вообще для всех для нас человек. С его энергией, с его чувством юмора. С его пониманием жанра. Он воспитал так всех нас. Я не могу поверить, я не хочу верить. Такая беда. Это сильный удар».
Марк Анатольевич Захаров похоронен на Новодевичьем кладбище. Соболезнование от имени Владимира Путина выразил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Соболезнования выразили Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Михаил Боярский, Константин Райкин, Елена Коренева и другие (помимо российских политиков, министр иностранных дел Литвы Эдгар Ринкевич).
Вадим Николаев опубликовал стихотворение «Памяти Марка Захарова». Оно выходит за рамки обычного стихотворения на смерть известного человека, во многом близко идеям книги принадлежащего к тому же поколению театроведа Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» и, видимо, не случайно написано не сразу после смерти (дата указана). (Давыдова писала при жизни Захарова: «…именно „Ленком“ — редкий сегодня театр, в котором все и вся определяет единая творческая воля. Таких театров одного режиссера становится все меньше и меньше и скоро, похоже, не станет вовсе, просто потому что не станет людей, способных принять на себя всю полноту, а вместе с ней и всю тяжесть вчуже кажущегося заманчивым единовластия»).
Были, однако, сделаны и скандальные заявления, в том числе в Интернете, с помощью которых, как указывает портал rambler.ru, известные блоггеры пиарились на смерти режиссёра.