Фильмография петр щербаков
Содержание:
Переступить черту
Сама Оля лишь однажды видела отца на сцене – уже во МХАТе, куда Щербакова позвал Олег Ефремов. Но после спектакля так и не решилась к нему подойти.
Галина Андреевна вырастила и выучила дочь, дождалась внучки. Но забыть Петра Ивановича так и не смогла. Не разлюбила. Не простила. И до сих пор жалеет о своей гордыне в молодости. Не надо было рубить с плеча. Не стоило уезжать к родителям. Теперь ей кажется: останься они вместе – Петр Иванович не ушел бы так рано…
К сожалению, история не знает сослагательного наклонения. Если мужчина один раз переступил черту, а его простили… Что остановит его в другой раз?
Статья по теме
Евсти-гений. Гениальные роли и минутные «пустячки» Евгения Евстигнеева
Последняя встреча Галины и Петра случилась… на похоронах ближайшего друга Щербакова – Евгения Евстигнеева. Петр Иванович был на валидоле – сердце у него болело давно. Они стояли друг против друга. Он смотрел на нее в упор. Как будто прощался. А через 12 дней после ухода Евстигнеева ушел за ним. Сказав накануне близким: «Женя приснился. Он меня ждет». Петру Щербакову было всего 62…
Нахальный студент
Борис появился на свет в городе на Неве. Его родителей познакомила «дорога жизни» во время войны – отец по замершему льду доставлял хлеб в блокированный немцами город, а мама регулировала транспортные потоки на Ладоге. Поженившись, родители будущего артиста остались жить в Ленинграде. В этом союзе родилось пятеро детей.
Жили Щербаковы, как и большинство ленинградцев тех времен, довольно скромно. Жили в небольшой коммуналке, главным «козырем» которой были разве что огромных размеров окна. Из них открывался живописный вид на Финский залив. Боря любил наблюдать сквозь окна за кораблями и мечтал выучиться на капитана дальнего плавания.
Однако вскоре мечта изменилась – мальчику захотелось стать актером. Произошло это после участия в съемках эпизода приключенческого фильма «Мандат». Борису понравился съемочный процесс, а еще больше радости принес просмотр готового фильма с его участием. Вскружила голову и награда за участие в съемках – 500 рублей в те времена были огромной сумой.
Аттестат о среднем образовании Борис получил в 1967 году. В тот же год он попытался влиться в ряды студентов ЛГИТМИК, но срезался на последнем туре конкурсного отбора. Парень не опустил рук, а вовремя сумел сориентироваться и подать документы в Институт культуры, избрав для себя специальность режиссера.
Одним из лучших специалистов, готовивших будущих артистов, в те времена был Павел Массальский, Народный артист СССР, один из небожителей московского театрального мира. И вот до Ленинграда дошли слухи, что Павел Владимирович собирается набрать новый курс.
Учиться у такого мэтра было несбыточной мечтой многих молодых людей. Но что значит несбыточной? Собрав вещи, Борис в спешке бросает институт и родной город, чтобы успеть в Москву. Когда Щербаков приехал в Белокаменную, ситуация выглядела не ахти.
МХАТ с Массальским в составе готовился к зарубежным гастролям, из-за чего экзамены передвинули на более ранний строк. Борис подъехал только к последнему экзамену.
К чести Бориса, он не стушевался перед комиссией, и был принят в Школу-студию МХАТ. После такого «экстренного» зачисления однокурсники держали Щербакова за «блатного» и почти год относились к нему почтительно, считая его сыном актера Петра Щербакова. Но затем, осознав свою ошибку, приняли в свой круг.
Годы обучения были интересным и сложным периодом в жизни будущего артиста. Родители, воспитывая других детей, не имели возможности поддержать старшего сына материально. На жизнь пришлось зарабатывать и дворником, и мойщиком машин, и ночным сторожем в шашлычной, и другими способами.
Однако такие жертвы себя оправдали – в 1972 году Бориса Щербакова приняли на службу в основной состав актерской труппы МХАТа. Начиная с ролей второго плана, за три десятка лет работы в театре Борис Васильевич вознесся до легенды театра. На его счету более пятидесяти ярких ролей, но наиболее удачными спектаклями с его участием стали:
- «Чайка»;
- «Вишневый сад»;
- «Валентин и Валентина»;
- «Дачники»;
- «Варвары»;
- «И свет во тьме светит»;
- «Уходя, оглянись»;
- «Сирано де Бержерак».
В 2003 году Борис Васильевич ушел из любимого театра, не наладив рабочих отношений с новым худруком Олегом Табаковым. Однако полностью с карьерой театрального актера не распрощался – играл в постановке «Не отрекаются любя» Татьяны Догилевой, в комедии «Куплетисты» Ольги Анохиной, участвовал в антрепризах «Свободная пара», «Дама ждет, кларнет играет», «Заложники любви», «Пусть говорят», «Все сначала».
Параллельно с работой в театральных проектах работал ведущим на телевидении, в 2007-2014 годах вел информационно-развлекательную программу «Доброе утро» в эфире «Первого канала». Затем перешел на телеканал «Звезда», где стал ведущим авторской программы «Последний день».
Детство и юность
Знаменитый советский и российский артист театра и кино родился 21 июля 1929 года в небольшом селе Поздняково Калужской губернии. Его отец Иван был простым рабочим, одним из двадцатипятитысячников, отправившихся по призыву партии поднимать колхозное движение. На момент появления Пети на свет, в семье воспитывались старшие дочери.
После окончания Великой Отечественной войны семейство Щербаковых перебралось в Москву. Отец пошёл работать на завод Лихачева (ЗИЛ). Окончив восьмой класс, Пётр стал трудиться там же, в штамповочном цеху. Кроме того, по вечерам молодой человек учился в техникуме. Окончив последний с отличием, будущий артист без экзаменов был зачислен во ВТУЗ.
Вместе с сёстрами Петя посещал театральный кружок при клубе завода. С самого начала занятий Щербаков демонстрировал актёрский талант.
Парень не планировал связывать жизнь с актёрством, всё решил случай: прогуливаясь однажды по городу, Петр подошел к зданию ГИТИСа. В его голове промелькнула мысль попробовать свои силы: он зашёл в здание и попросил педагогов посмотреть его. Преподаватели с большим удовольствием откликнулись на просьбу молодого человека. После собеседования Щербакова зачислили на второй курс с условием, что через полгода он сдаст все экзамены и зачеты за первый курс.
В 1955 году Пётр получил диплом ГИТИСа, и сразу уехал в Германию. Там он служил в Театре советских войск. С этого момента и началась творческая карьера артиста.
В фильме «Пе-Коптер!» (1956)
Театр
В 1956 году Петр Щербаков вернулся в Москву. Спустя два года его приняли в «Современник», где он проработал 27 лет. Для столичной интеллигенции театр был символом, отдушиной для прогрессивных литераторов и художников.
В «Современнике» Щербаков стал фигурой заметной – он возглавил театральную парторганизацию. Коллеги любили и уважали актера за простоту, доброту и порядочность.
Парторг Петр Щербаков не использовал статус партийного чиновника для себя: до 50-ти лет жил в квартире с мамой и сестрами. Из щекотливых ситуаций, в которые нередко попадал опальный театр, выходил достойно. Гнилостного душка доносов, которые строчили на слишком прогрессивный театр ретивые критики, артисты не ощущали: разборок и оргвыводов парторг Щербаков не практиковал, достойно обходя острые углы.
Петр Щербаков в спектакле «Доктор Стокман»
На сцене «Современника» Петр Щербаков сыграл десятки заметных ролей. Перевоплощался в Вершинина в «Бронепоезде 14-69», поэта в «Голом короле» Евгения Шварца, безногого инвалида войны Киндю в постановке «Без креста» Владимира Тендрякова. В спектакле «Так победим!» по пьесе драматурга Михаила Шатрова сыграл Бутузова.
В 1985-ом Олег Ефремов переманил Петра Щербакова в МХАТ. На подмостки знаменитого столичного театра артист выходил до 1992 года. Он часто играл чиновников и бюрократов, повидав на своем «парторговском» веку немало ярких представителей этой касты. Секретари райкомов и обкомов выходили у Щербакова удивительно жизненными, убедительными.
Похоронил жену – и задумался о другой
Нина не выздоровела. На поминках Галя вместе с другими сотрудницами театра помогала накрывать на стол, мыла посуду. Мужчины нервно курили… И вдруг Щербаков повернулся к ней и при всех выдал: «А теперь я подумаю о тебе». «Петр Иванович, — опешила Галя. — Ведь только жену похоронили…».
Но Щербаков, видно, уже все решил. Гале оставалось только подчиниться. Они стали часто созваниваться. Гуляли по Москве. Она бывала у Петра дома. Помогала по хозяйству, устроила его сына в детсад. А со временем поняла, что принцы бывают красивыми… внутри. А уж как ухаживал Петр Иванович – весь «Современник» был свидетелем. Внимательный, заботливый, он мог и гвоздь забить, и борщ сварить. Пылинки со своей Галочки сдувал. Насмотреться не мог. Через 7 месяцев после похорон жены сделал Гале предложение. Расписаться решили, выждав год после смерти Нины. Но в тот момент Галина была уже беременна, и, как ни уговаривал ее Петр, идти в ЗАГС с животом не захотела. «Распишемся, когда рожу!», – уверенно сказала она. Потом, конечно, пожалела. Но было уже поздно.
«Добровольцы», 1958 г. Кадр из фильма
Забыл о дочери
Случилось, конечно, не вдруг. Хоть и считается, что загул у мужчины во время беременности жены – хрестоматийная история из учебника по психологии. Одна из давних поклонниц Щербакова была слишком настойчивой. Ее не смутило, что он живет с Галиной. Что они ждут ребенка… Поклоннице Валентине было 50 лет, работала она директором ресторана в Доме дружбы народов, говорят, была очень обеспечена. Словом, для полного счастья ей не хватало известного актера. И она его получила. Оставив дочку без отца…
В тот момент Петр Щербаков как раз снимался в «Служебном романе». Галина из роддома отправилась с Олей к родителям. Думала, накажет этим любимого: поймет он, что не прав, в ногах будет валяться и прощения просить…
Не валялся. Не просил. Даже не появлялся. Когда дочери исполнилось 7 месяцев, Галина подала в суд на алименты. Щербаков исправно выплачивал. Она еще пыталась его вернуть, надеялась, что одумается. А он довольно скоро женился на разлучнице Валентине. И, кажется, совсем забыл, что у него есть дочь… Потом уже, после его смерти, секретарь «Современника» расскажет Галине, что Петр Иванович хотел встретиться с Олей, наладить общение… Не успел.
Заслуженный артист РСФСР Петр Щербаков в роли Павла Важнова и актриса Анастасия Вознесенская в роли Лидии Важновой. Сцена из спектакля «Серебряная свадьба»
Московский художественный академический театр имени М. Горького. 1986 год. Фото: РИА Новости/ Александров
Фильмы
Дебют Петра Щербакова в кинематографе состоялся в 1956 году. Первый успех у зрителей принесла роль метростроевца Славки Уфимцева в военной мелодраме «Добровольцы», вышедшей на экраны в 1958 году. Экранизация одноименного стихотворного романа Евгения Долматовского превратилась в романтическую историю о комсомольцах 1930-х.
Петр Щербаков в фильме «Добровольцы»
Михаил Ульянов, Леонид Быков и Петр Щербаков удивительно точно передали дух времени, характеры поколения. В картине о комсомольцах-добровольцах актер спел «А годы летят», продемонстрировав еще один талант – вокальный.
Главных ролей у Петра Щербакова немного, но эпизоды и роли второго плана он играл так, что врезался в память зрителей даже после минутного появления в кадре. Темперамент, энергию артиста, умение одним взглядом, незаметным жестом «нарисовать» характер можно увидеть в киношедеврах Эльдара Рязанова «Служебный роман» и «Гараж».
Петр Щербаков в фильме «Служебный роман»
В 1960-х актер снялся в кинодраме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо», сыграв летчика-испытателя Сушкова. Главные роли в картине достались Николаю Рыбникову, Евгению Евстигнееву, Владимиру Седову и Светлане Светличной. Еще один военный фильм – драма «Хроника пикирующего бомбардировщика». И снова эпизод: Щербаков сыграл начальника штаба. В картине блистал Олег Даль.
Наиболее насыщенными яркими ролями оказались для Петра Щербакова 1970-е. Он сыграл Пустославцева в музыкальной комедии «Лев Гурыч Синичкин», сотрудника ОБХСС в детективе «Совесть», Студзинского в «Днях Турбиных», Бубликова в «Служебном романе» и сэра Тоби Белча в телеспектакле «Двенадцатая ночь».
Петр Щербаков в фильме «Дни Турбиных»
Крошечные, но запомнившиеся зрителям роли достались Петру Щербакову в картинах, вошедших в золотой запас советского кинематографа: «Золотые ворота», «Гараж», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Валентин и Валентина» и «Старый Новый год».
В начале 1990-х Петр Щербаков снялся в эпизоде криминальной драмы «Взбесившийся автобус» Георгия Натансона, где главных персонажей сыграли Игорь Бочкин, Ивар Калныньш и Анна Самохина. Появился артист и в комедии Николая Досталя «Маленький гигант большого секса», сыграв адвоката.
Петр Щербаков в фильме «Маленький гигант большого секса»
Последняя лента, в которой снялся актер – военный сериал «Трагедия века» Юрия Озерова. Фильм вышел в 1993 году, спустя год после смерти Петра Щербакова.
Личная жизнь
Первая жена актера рано умерла, оставив на его руках малолетнего сына. Еще до знакомства с супругой в театр «Современник» пришла работать молодая билетерша Галина, к которой Щербаков был неравнодушен. Актер, пользовавшийся популярностью у женского пола, немало удивился, когда на его знаки внимания девушка отреагировала холодно. Когда же он овдовел, Галина сама приложила усилия, дабы наладить контакт с ним.
Девушка взяла на себя все домашние дела, помогала в воспитании сына. Казалось бы, семейная жизнь Щербакова наладилась. Но через полтора года Щербаков ушел от Галины. Она в то время ждала ребенка.
До конца своих дней Щербаков не признавал дочь, о существовании которой не мог забыть. Галина около сорока лет проработала в «Современнике» в качестве администратора. Дочь часто брала с собой на работу. Но Петр Щербаков продолжал делать вид, словно у него есть всего один ребенок – его любимый сын Андрей. Тот, в свою очередь, окончил школу, затем театральное училище, уехал по приглашению в США. А спустя две недели отцу пришло письмо о том, что сын в Россию больше никогда не вернется. Это стало тяжелым ударом для актера.
К моменту отъезда сына Петр Щербаков уже давно был женат во второй раз. Творческий кризис, невостребованность привели к затяжным депрессиям, которые актер нередко снимал при помощи алкоголя. В 1993 году Петр Иванович Щербаков ушел из жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Мы из джаза»
В фильме Карена Шахназарова были задействованы молодые актеры: Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный. Щербаков был значительно старше своих партнеров по съемочной площадке, но в процессе работы над фильмом этого вовсе не чувствовалось.
Интересный факт: в картине есть сцена, когда джаз-музыканты вдруг бросаются в пляс. Герой Щербакова, согласно сценарию, должен был в этой сцене присутствовать, но сидеть за столом и печально смотреть на танцующих. Но актер решился сымпровизировать. Он спросил позволения у Шахназарова принять участие в этой веселой пляске, на что режиссер дал согласие. В результате образ саксофониста получился более живой, гармоничный.
В восьмидесятые годы фильмография Щербакова пополнилась такими картинами, как «Дети солнца», «Про кота», «Берега в тумане». Он также сыграл маленькую роль в мелодраме «Валентин и Валентина».
В 1985 году Шахназаров пригласил Щербакова на съемки фильма «Зимний вечер в Гаграх», где тот сыграл администратора. В этом фильме главную роль исполнил близкий друг актера Евгений Евстигнеев. А потому работа в картине Шахназарова была интересной для Щербакова.
В кино главных ролей больше у актера не было. Он играл чиновников, начальников и прочих безликих персонажей. Когда же грянула перестройка, начались проблемы в театре. В конце восьмидесятых перестраивалось в стране все: экономика, культура, самосознание граждан. Люди перестали посещать театры. В этот период переживал серьезный творческий кризис Петр Щербаков.
Переступить черту
Сама Оля лишь однажды видела отца на сцене – уже во МХАТе, куда Щербакова позвал Олег Ефремов. Но после спектакля так и не решилась к нему подойти.
Галина Андреевна вырастила и выучила дочь, дождалась внучки. Но забыть Петра Ивановича так и не смогла. Не разлюбила. Не простила. И до сих пор жалеет о своей гордыне в молодости. Не надо было рубить с плеча. Не стоило уезжать к родителям. Теперь ей кажется: останься они вместе — Петр Иванович не ушел бы так рано…
К сожалению, история не знает сослагательного наклонения. Если мужчина один раз переступил черту, а его простили… Что остановит его в другой раз?
***
Последняя встреча Галины и Петра случилась… на похоронах ближайшего друга Щербакова – Евгения Евстигнеева. Петр Иванович был на валидоле – сердце у него болело давно. Они стояли друг против друга. Он смотрел на нее в упор. Как будто прощался. А через 12 дней после ухода Евстигнеева ушел за ним. Сказав накануне близким: «Женя приснился. Он меня ждет». Петру Щербакову было всего 62…
И теперь «Шурочка» Людмила Иванова уже по-настоящему хоронила коллегу Бубликова – народного артиста Петра Щербакова. Сына Андрея, в 19 лет уехавшего в Америку, на прощании не было. А Галина с Ольгой пришли. И дочь поцеловала отца. В первый и последний раз в жизни… *** Источник : http://www.aif.ru/culture/person/bublikov_u-u-umer_a_potom_on_ne_umer_kak_lyubil_i_predaval_petr_shcherbakov?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com *** Появление фильма — дело случая. История съемок «Служебного романа» ***Самая обаятельная Шурочка. Яркие роли Людмилы Ивановой ***
Смотреть другие твиты Света Лана *** Евсти-гений. Гениальные роли и минутные «пустячки» Евгения Евстигнеева ***
Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино
Фильмы
Кинематографическая биография Бориса Щербакова не менее успешна, чем театральная. Правда, наиболее заметные роли актер начал играть в конце 1970-х – начале 80-х годов. Именно в этот период появились картины «День свадьбы придется уточнить», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «С любимыми не расставайтесь». В последней ленте Щербаков снялся совместно с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой. Наиболее заметным стал фильм «Берег». За работу в этой картине Борис Васильевич получил Государственную премию СССР.
Борис Щербаков в фильме «День свадьбы придется уточнить»
90-е годы, которые много артистов пережили с трудом, жалуясь на отсутствие ролей, Борис Щербаков прошел без особых трудностей. В 1994-м актер становится народным артистом России. Через 4 года в его коллекции наград появляется Орден Дружбы.
Актер органично смотрится в разных жанрах – в детективах, мелодрамах и военных картинах. Но особенно полюбился зрителям мужественный и благородный Щербаков в фильмах о войне. После выхода боевика «Случай в квадрате 36-80», в котором рассказывается о судьбах моряков, и ленты «Слушать в отсеках», где артист сыграл командира подводной лодки, Щербакова накрыла волна зрительской любви. Роли генерала Бородина в суперпопулярном сериале «Солдаты» и подполковника Колапушина в «Сыщиках» еще больше вознесли артиста на пьедестал популярности.
Борис Щербаков в сериале «Солдаты»
Борис Щербаков появился в третьей экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», который отснял в 1992 году Сергей Бондарчук. Актеру достался образ Степана Астахова. Фильм создавался усилиями российских, британских и итальянских кинематографистов и был выпущен только в 2006 году. В 90-е актер блистал в мелодраме «Одна на миллион», социальной драме «Непредвиденные визиты», приключенческом триллере «Монстры», комедии «Жених из Майами».
В 2000-е репертуар киноактера пополнился значимыми образами. В комедийном сериале «Дело было в Гавриловке» Щербаков исполнил главного героя, майора Завьялова. В криминальном фильме Юрия Кары «Репортеры» Борис перевоплотился в журналиста, втянутого в политический скандал. В фильме также снялись Станислав Говорухин, Галина Беляева, Жанна Эппле. Вскоре с участием актера вышли военный фильм «Саперы», остросюжетный сериал «Береговая охрана», мелодрама «Клубничный рай».
Борис Щербаков в картине «Репортеры»
В 2012 году Щербаков сыграл в еще одной популярной картине под названием «Легенда номер 17». Среди рейтинговых сериалов, в которых появился Борис Васильевич, числятся «Алхимик. Эликсир Фауста», «Красная королева», «Чума».
Мужественный и благородный образ Бориса Васильевича не раз был востребован в качестве романтического героя музыкальных клипов. В этом качестве он появился в видеоклипах Любови Успенской «Карусель» и «Пропадаю я».
Борис Щербаков и Любовь Успенская в клипе «Пропадаю я»
С 2007-го по 2014-й Щербаков – ведущий утренней музыкальной передачи «Доброе утро» на Первом канале. Эта работа стала вторым дыханием для уже немолодого актера, который медленно, но верно начинал страдать от постоянства в театральном творчестве. Актер честно прошел кастинг в передачу: народный артист читал с листочка текст, глядя в камеру и профессионально сдерживая смех по поводу такого простого задания.
Борис Щербаков в передаче «Доброе утро»
Увольнение Щербакова взбудоражило поклонников. Рейтинг его передачи был стабильно высоким. Сначала актеру отменили несколько эфиров, а потом просто не продлили контракт. Как посчитали многие, причиной этому был возраст Бориса Васильевича. Руководство канала хотело дать дорогу молодежи. Это возмутило многих: во-первых, Щербаков нравился аудитории передачи, а во-вторых, такие увольнения из-за возраста во всем мире считаются моветоном.
Однако все прояснили дальнейшие изменения утреннего шоу. Формат «Доброго утра» стал другим. Телеведущий больше не сидел в теплой студии, а брал интервью на безлюдных утренних улицах. Такие нагрузки организм уволенного ведущего мог и не выдержать.
Программа Бориса Щербакова «Последний день» об Андрее Миронове
Впоследствии Щербаков продолжил работать в роли телеведущего. На телеканале «Звезда» он начал вести авторскую передачу «Последний день» с Щербаковым. Передача имеет спорную тематику. Шоу посвящено смерти знаменитостей, точнее – их последним дням, последним словам, завещаниям и реакции родственников и друзей на это трагическое событие. Программа открывает личные тайны умерших людей, и хотя многие с интересом восприняли новую идею, некоторым она показалась крамольной.
Чужой взгляд – чужой мужчина
Ничего не предвещало беды. Ни тревожных звонков. Ни предчувствия. Беременная Галина жила мыслями о малыше. А Петр… уже стал заслуженным артистом, много снимался
И по-прежнему пользовался вниманием женщин. Говорят, поклонницы в очередь выстраивались, чтобы добиться расположения известного вдовца…
Когда на свет появилась дочь, Щербаков был на гастролях. К роддому приехал только через неделю – после кесарева сечения у Галины поднялась температура. Она так ждала его! Так хотела разделить с любимым радость… А выглянула в окно – и все поняла. Чужой взгляд. И вмиг ставший чужим мужчина…
Встречать Галю и новорожденную Олю Щербаков приехал с роскошными гладиолусами. Но всю дорогу причитал: «Как же я теперь роли буду учить?.. С маленьким ребенком в доме…». Галина была в шоке. Пете – уже 47 лет. И он так мечтал о дочке! Что с ним вдруг случилось?..
Сцена из спектакля Константина Симонова «Четвертый». Слева направо: Олег Ефремов — Он, Владимир Заманский — Штурман, Игорь Кваша — Дик, Петр Щербаков — Второй пилот. Театр «Современник». 1961 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский
Из рабочих — в артисты
Щербаков некоторое время трудился в конструкторском бюро, вечерами учился в техникуме. Получив диплом, Петр поступил в вуз. В студенческие годы будущий актер «Современника» начал посещать театральный кружок. Однажды, прогуливаясь по Москве, Щербаков случайно проходил мимо ГИТИСа. Ему вдруг пришла в голову сумасшедшая идея.
Щербаков Петр – актер любительского театра – зашел в институт и обратился к первому попавшемуся преподавателю с просьбой «посмотреть» его. Искренняя наивность молодого человека настолько удивила педагогов, что его не только прослушали, но и зачислили. Интересный факт — сразу на второй курс, потому как в том году набора на актерское отделение не было.
Так Петр Щербаков, фото которого представлены в статье, стал студентом ГИТИСа. Первый год обучения ему дался нелегко. Пришлось сдавать экзамены за пропущенный курс. Но бывший заводской рабочий отличался упорством и трудолюбием.
После получения диплома Щербаков некоторое время играл на сцене Театра советских войск в Германии. Затем вернулся в Москву. Вскоре его пригласили в труппу «Современника». Это был на тот момент самый молодой столичный театр. Труппа состояла из молодых актеров. Но имя каждого из них впоследствии получило всесоюзную известность.
Ножки его и сгубили
Кто постарше — вспомнят раннюю работу «Добровольцы» и песню «А годы летят…» в его исполнении, люди среднего возраста – музыкальную комедию «Мы из джаза», где Щербаков искусно играл на саксофоне (даже профессионала приглашал, чтобы обучиться)…
***
Судьба не баловала артиста главными ролями, подкидывая в основном второстепенных персонажей, а часто – просто эпизоды. Без слов.
Молчаливым оказался и незабвенный Петр Иванович Бубликов, начальник отдела Общественного питания («может быть, поэтому он такой… упитанный») в рязановской комедии «Служебный роман». Роль, по которой Петра Ивановича Щербакова запомнило большинство зрителей. И где играть ему по сути было нечего. Разве что, надев очки, рассмотреть свой портрет с траурной лентой. Да отвлечься от статотчета на пробегающие мимо девичьи ножки…
«Ножки» Щербакова и сгубили.
«Служебный роман», 1977 год. Кадр из фильма
В 1936-1940 годах
В 1936 году Щербакова направили в Ленинград 2-м секретарем обкома КП. Непосредственным шефом Александра Сергеевича на этом посту был Жданов. В 1937-1938 годах его назначили руководить Восточно-Сибирским (Иркутским) обкомом партии, где он «успешно» провел массовую чистку кадров, обвинив местных коммунистов в организации троцкистско-правой контрреволюционной организации.
За активность и принципиальность в борьбе с врагами в 1938 году Александр Сергеевич был назначен первым секретарем Сталинского (ныне Донецкая область) обкома партии. На этом посту он сменил латыша Э. Прамнэка, объявленного врагом народа. Следующей карьерной высотой, которая была без штурма взята Щербаковым, стал пост первого секретаря МК и МГК. Предварительно с них был смещен арестованный «вредитель» А. Угаров, которого обвинили в саботаже, повлекшем трудности с доставкой овощей и картофеля в столицу.
В то же время доверие Сталина не было безграничным, и при Щербакове в качестве комиссара постоянно находился Д.М. Попов.
Биография
В арсенале народного артиста РСФСР Петра Щербакова сотня замечательных ролей, но эпизодические в рязановских фильмах запомнились зрителям как самые яркие. Начальник отдела общественного питания Бубликов из «Служебного романа» (может, потому он такой упитанный?) и муж замдиректора НИИ Аникеевой в комедии «Гараж» – эти роли поклонники актера называют фирменными.
Актер Петр Щербаков
Но лишь настоящие любители и знатоки советского кинематографа знают, что Щербаков был и замечательным театральным актером, игравшим на подмостках «Современника» и МХАТа. А вот артистом Петр Иванович стал совершенно случайно, имея все шансы пополнить ряды инженеров.