Петр мамонов фильмография
Содержание:
- Ранние годы
- Начало серьезной актерской карьеры; уход от мирской жизни
- «Звуки Му»: от начала до распада
- Перелом
- Музыкальное творчество
- Житие
- Нога (1991)
- «Царь»
- Игла Remix (2010)
- Детство и юность
- Семья: три сына и 39 лет в браке.
- Начало карьеры в кино
- Биография Петра Мамонова
- «Звуки Му»
- Личная жизнь
- Последние годы и причина смерти Петра Мамонова
- Ранние годы
Ранние годы
Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов — отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке — в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:
Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись «устроил в классе цирк» красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили — за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.
В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием «Экспресс», в которую вошли друзья по двору — вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа — например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами — в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой — была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.
Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.
Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов — он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале «Пионер», грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов — в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).
На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге «Рок в Союзе»:
Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова — он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.
Начало серьезной актерской карьеры; уход от мирской жизни
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
За изображение саксофониста-алкоголика в «Такси-блюз» Мамонова номинировали на лучшую мужскую роль проекта «Ника», его мастерством восхищались: «Сумел показать слабого человека, которого однако ничто не может сломить», – так писали критики. Затем были съемки в малобюджетных картинах «Анна Карамазофф» и «Нога», но особо на эти роли никто не обратил внимания.
Позднее были попытки реализовать себя в качестве театрального актера и режиссера-постановщика. Игра в спектакле «Лысый брюнет» в театре Станиславского удалась ему настолько хорошо, что пьесу «держали» на сцене несколько лет. Произведение колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет» (певец задействовал себя как режиссер) имело меньший успех: «Неудачный опыт, понял, что режиссерство не мое», – его собственный отзыв об этой работе.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
Эти метания происходили с Мамоновым до 1985-го, когда мужчина достиг полного «разброда»: удачные выступления с группой, но все равно принимается решение роспуска коллектива; съемки в кино, достаточное количество денег, но несмотря на известность и успех – страшная депрессия. Петра Николаевича буквально спас родственник-бизнесмен, предложивший ему за смешную цену гектар земли в подмосковной деревне Ефаново. «Я сказал, что не смогу жить в деревне – всю жизнь провел в центре Москвы! А приехал, поглядел на сосны, речку, на траву и… решили остаться», – из воспоминаний певца. Летом поставили палатки, которые иногда заливало дождем, к зиме купили недорого сруб и стали обустраиваться на новом, непривычном месте.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
И как раз тогда к Петру приходит озарение, которое привело его к религии, к осознанию Бога. Еще фрагмент из интервью, которое было дано передаче «Наедине со всеми»: «Всю жизнь хотел быть крутым, лучше всех, и как раз в поисках очередной крутизны понял, что самое высшее на Земле это Бог, который управляет каждым движением вокруг». Мужчина разом избавляется от вредных привычек, а его жизнь фактически становится затворнической: «Теперь живу среди природы и ландышей, а Москву разве что в магазин виниловых пластинок наведываюсь, очень редко».
Мужчина полностью отказывается от своего знаменитого детища «Звуки Му». И все-таки друзья смогли уговорить его участвовать в некоторых проектах: это съемки в кино, моноспектакли, роли в театрах.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
- 2003-й: постановка «Шоколадный Пушкин»: начальной версией был музыкальный альбом, затем – моноспектакль.
- 2005-й: роль проводящего безумные опыты над людьми профессора в картине «Пыль». Фильм был снят практически без бюджета в цифровом формате.
- 2006-й: отец Анатолий в кино «Остров». Перед началом работы Петр Николаевич попросил благословения у духовного наставника. Малобюджетная картина собрала при показе около 2 миллионов долларов, а некоторые верующие бизнесмены арендовали зал для «Острова» и приглашали всех желающих туда бесплатно.
- Ноябрь 2009-го: выход фильма «Царь», роль Ивана Грозного. Реакция критиков, историков на картину Лунгина была неоднозначной: режиссера (и актеров) резко осудили за искажение исторической действительности и вольную интерпретацию фактов.
«Звуки Му»: от начала до распада
В 1980 году на фоне расставания с Ольгой Гороховой Петр написал около 70 песен. В какой-то момент Мамонов позвал в гости Артемия Троицкого и сыграл ему несколько своих опусов.
Троицкий был удивлен. По его словам, «это было потрясающе смешно, сильно и необычно». Те песни критик позже охарактеризовал как «маниакально-напряженные «польки-роки» на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием».
Тогда Мамонов решил собрать собственную группу, подключив к процессу своего младшего сводного брата Алексея Бортничука. Вскоре к группе присоединился Павел Хотин, умевший играть на клавишных и обладавший музыкальным образованием. В какой-то момент в группе, именовавшейся «Бронепоезд без колес», играл и Артемий Троицкий – на скрипке.
Ударом по будущему группы стало то, что Бортничук отправился на два года в колонию за тунеядство. Зато к коллективу присоединился Саша Липницкий, водивший уже в те годы знакомство с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и Виктором Цоем.
С Троицким работа не сложилась, хотя отношения остались дружескими. Последним кирпичиком «золотого состава» стал барабанщик Алексей Павлов. Мамонов пел и играл на ритм-гитаре, Хотину достались родные клавиши, Бортничук отвечал за соло-гитару, а Липницкий – за бас.
Первый альбом был записан только в 1988-м. Лидер группы «Центр» Василий Шумов предложил свою помощь как продюсера, музыканты согласились, и итогом стали «Простые вещи». По словам участников «Звуков Му», Шумов установил на студии жесткую дисциплину, так что на запись ушло всего 20 дней. В основу альбома легли уже давно написанные Петром песни, некоторые из которых Мамонов написал еще в 1980-м.
Материала было много, поэтому в том же году группа записала и второй альбом, получивший название «Крым». Записывался альбом уже без Шумова, работал над ним звукооператор Антон Марчук. В этот раз процесс шел более непринужденно, но, что парадоксально, все случилось быстрее – музыканты управились за 10 дней.
На волне Перестройки отечественные рок-группы стали выезжать за рубеж. Не стали исключением и «Звуки Му». Началось все с Венгрии, потом был тур по Италии в компании с «Браво» и «Телевизором». Однако главным событием года стало знакомство Петра Мамонова с Брайаном Ино. Саунд-продюсер подписал с группой двухлетний контракт, по условиям которого та должна были сначала записать альбом для Запада и дать два масштабных тура по Британии и США. Однако альбом Zvuki Mu, записанный в Москве под контролем Ино, успеха не снискал. Наблюдавший за записью Троицкий назвал причиной творческий конфликт между Петром и Брайаном.
После серии концертов в Польше, Германии и Франции и туров по Великобритании и Штатам представлялось, что группу ждет безоблачное будущее. Тем неожиданнее было сообщение от ее фронтмена о роспуске. Однако на второй тур в США группа скаталась в полном составе, контракт с Opal Records никуда не девался. Последним аккордом сотрудничества «золотого состава» стал альбом «Транснадежность», вышедший в 1991 году.
Перелом
По возвращении в Советский Союз коллектив записал еще один альбом в 1991 году – «Транснадежность». После чего сообщили всем о распаде группы. На закате 1990-х годов в ней остался один человек, поэтому она стала сольным проектом Петра Николаевича Мамонова.
Александр Липницкий занимается журналистикой, Хотин экспериментирует в авангарде и прогрессив-роке. Несмотря на такие события, жена Петра Мамонова – Ольга Ивановна Мамонова, всегда поддерживала мужа, являясь менеджером всех его сольных проектов. С 1991 по 1995 год герой нашей статьи и А. Бортничук трудились над совместным проектом — «Мамонов и Алексей». В 1994-м в группу был приглашен Казанцев Евгений, знаменитый басист, и Кистенев Юрий (Хенк), позже на его место взяли Надольского Андрея. Вместе они записали альбом «Грубый закат». В 1994-м же вместе с Шумовым Васей Мамонов записал «Русские поют». Летом 1995 года, будучи в деревне, Петр завершает трудиться над самым сложным для восприятия музыкальным творением – альбомом «Жизнь амфибий как она есть». Однако, записав альбом, группа распадается вновь, не сумев реализовать свою программу на сцене. За всю музыкальную карьеру коллектив, во всех его составах, выпустил всего 20 альбомов песен.
Музыкальное творчество
В творчестве Петра Мамонова неразделимы стихи и музыка. Артист всегда увлекался поэзией, а с 1980-го года начал писать песни. В 1983-м создал экстравагантную рок-группу «Звуки Му». Откуда произошло название коллектива, Петр Мамонов ответить затрудняется: «Просто удачно как-то ляпнул».
Дебютный альбом «Zvuki Mu» издал английский продюсер Brian Eno в 1988-м году, в Лондоне. Тогда же прошли и европейские гастроли коллектива, а также два тура по США, где музыкантов ждал успех. По возвращении в СССР, «Звуки Му» записали альбом «Транснадежность» и разошлись. Всего в России издали около 20 пластинок.
Петр Мамонов. Актёр с глубоким внутренним миром
С 1991-го года Петр Мамонов начал выступать сольно. Четыре года он работал над проектом «Мамонов и Алексей» вместе с младшим братом, Алексеем Бортничуком. Коллеги выпустили одноименный альбом. В 1994-м году Петр Мамонов пригласил в «Звуки Му» барабанщика Юрия «Хэнка» Кистенева и басиста Евгения Казанцева. Вместе они записали альбом «Грубый закат». В 1995-м году в деревне Мамонов завершил работу над альбомом, который музыкально стал одним из самых сложных – «Жизнь амфибий как она есть». Но на сцене он не исполняется, поскольку группа к тому моменту расформировалась.
Житие
Кто самый крутой рокер? Ты самый крутой рокер, ёпт! Петр Мамонов Мамонов, поющий раком ртом Помним. Кадр из «Острова» Почти Джобс В отличие от многих рокеров того поколения, тунеядцем Мамонов не был, а успел поработать банщиком, лифтёром, наборщиком в типографии, корректором, работником бойлерной, заведующим отделом писем в журнале «Пионер», и ещё черт знает кем, обо всём этом у него написано много песен и сыграно не меньше театральных ролей.
Как и большинство наших говнорокеров, стал гоняться за славой и деньгами, но параллельно бухал, курил дурь, потихоньку давал концерты, писал стихи и смотрел на то, что происходит вокруг, по факту плохо получилось и то, и другое, и третье. В результате, разосравшись с остальными участниками группы на почве музыки и зарождающегося у него ПГМ, Мамонов послал всех нахуй и уехал жить в деревню, где из простого советского алкаша эволюционировал в православного христианина.
В деревню свалил не насовсем, и теперь периодически наезжает в Нерезиновую и Питер, дабы срубить бабла сняться в кино, дать пару концертов, потусоваться, да и крупы на зиму прикупить.
Нога (1991)
Арт-хаус / Авторское кино, Боевик, Военный, Драма, Советский фильм
tagАвангард и Сюрреализм, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Уильям Фолкнер
Режиссер: Никита Тягунов
В ролях: Иван Охлобыстин, Петр Мамонов, Иван Захава
Мартын и Рыжий, два друга-первокурсника, в 1980 году служили в Таджикистане. Там они познакомились с местной девушкой Камиллой и ее братом. Оба воевали в Афганистане. Рыжий погиб, а Мартын — потерял ногу. В госпитале его мучают фантомные боли, ему постоянно является Рыжий, которого он просит убить ногу, так как уверен, что ее похоронили живой… Нет в живых и Камиллы. Уже в России, в Рыбинске, Мартына пытается зарезать брат Камиллы, он уверен, что тот виновен в смерти и сестры, и матери. Но Мартын все это время был в госпитале, и следователь не смог предъявить ему обвинения. Мартын летит в Таджикистан и находит домик покойной Камиллы, от которого остались только руины, очень напоминающие то, во что он превратил афганскую деревню после гибели Рыжего. Встречает там самого себя в военной форме, целого и невредимого, и…
«Царь»
Неудивительно, что в свой фильм «Царь» об Иване Грозном Лунгин снова пригласил Мамонова. Режиссер говорит, что Мамонов — какое-то особое явление в этой жизни. «Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым».
Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма — духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа — единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.
В интервью «Российской газете» Павел Лунгин предупреждает, что его «Царь» — «это не кинцо, над ним надо думать». По словам режиссера, его картина — «о том, что власть в России пытается быть Богом». «А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему», — сказал он «Ведомостям».
Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой «не решены проблемы власти — ни сверху, ни снизу». А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный — «своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью».
«…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, — утверждает он в интервью изданию «Ваш досуг». — Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла».
В последние годы Мамонов снимался в фильмах «Игла-Ремикс» (2010) Рашида Нугманова, «Шапито-шоу» (2011) Сергея Лобана, «Иерей-Сан: исповедь самурая» (2015) Егора Баранова и Ивана Охлобыстина, сериале «Пепел» (2010) Вадима Перельмана.
Игла Remix (2010)
Драма, Русский фильм, Триллер
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Рашид Нугманов
В ролях: Виктор Цой, Александр Баширов, Петр Мамонов
Герой Цоя, Моро, возвращается в родную Алма-Ату за денежным долгом мошенника Спартака и останавливается у своей подруги, с которой давно расстался. Старая любовь вернулась, но Дина удивляет его своим странным поведением и подозрительными знакомыми. Оказывается, она стала наркоманкой, и ее квартира превратилась в притон. Моро увозит ее к Аральскому морю, изолирует от окружающего мира и помогает избавиться от наркотической зависимости. Дина поправляется, но по возвращении в город поставщик наркотиков, хирург Артур, организует охоту за непокорными. Стоящая за ним преступная группировка принимает решение вновь посадить Дину на иглу и убить Моро.
Детство и юность
Петр Мамонов родился в апреле 1951 года в интеллигентной московской семье. Рос в доме в Большом Каретном переулке, в том же дворе, что и Владимир Высоцкий. С Петром воспитывался брат от предыдущего брака матери — Олег Майстров, который в будущем стал биологом-охотоведом и разделил любовь рокера к уединению.
Детство Мамонова было бурным. С юных лет будущая знаменитость показала себя как отъявленного бунтаря. Мальчика отчислили из 2 школ за то, что взбалмошный Петя «устраивал цирк». Например, из одного учебного заведения Петра отправили после устроенного в кабинете химии взрыва.
Тяга к творчеству у Мамонова наблюдалась с юных лет. Известно, что в старших классах он организовал дворовой ансамбль, который перепевал хиты «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других зарубежных групп. Благодаря родственнику, который служил переводчиком у Леонида Брежнева, Мамонов познакомился с западной музыкой.
Петр Мамонов в молодости
Ближе ему оказались представители Америки, такие как Рэй Чарльз, Айк Тернер и Майлз Дейвис. Как позже отметил друг и биограф музыканта Сергей Гурьев, афроамериканские мотивы стали фундаментом для той «животной, буреломной русской дикости», которая проявилась в творчестве рокера.
По окончании школы Петр Мамонов продолжил учиться в столичном полиграфическом техникуме. А в 1979-м, окончив его, поступил в полиграфический институт. Мамонов владеет английским и норвежским языками. Известно, что его переводы публиковались в разных изданиях. Тяга к лингвистике передалась от матери, которая специализировалась на скандинавских языках.
Мать Валентина Петровна приучала сыновей к самостоятельности. В гостях передачи «Судьба человека» Мамонов признался, что после того, как простился со школой, мать заперла холодильник на ключ, дабы Петр прекратил бездельничать. На 3-й день голодный выпускник устроился на работу.
После института музыкант работал в типографии, но потом места работы сменялись одно за другим: грузчик, лифтер и даже банщик. Мамонов испробовал многое. Петр Николаевич вращался в кругу хиппи, но с мировоззрением субкультуры не соглашался. Доходило даже до серьезных драк. После одной потасовки рокер получил ранение в легкое и едва остался жив.
Пётр Мамонов и Пьер Ришар / @pavel.markin.52. @lepepere
Рискуя здоровьем, первым делом Петр отправился за пивом.
В молодости Мамонов уклонялся от армии, притворяясь сумасшедшим. Музыканту нравилось эпатировать московских прохожих странным поведением и внешним видом. Например, вставлял рычаг для сливного бачка унитаза в ухо вместо серьги. В психиатрической лечебнице, где проходило обследование нерадивого призывника, познакомился с Артемом Троицким.
Позднее взгляды поэта стали менее провокационными:
Семья: три сына и 39 лет в браке.
Петр Мамонов был женат дважды. Впервые в 70-х, но этот брак быстро распался. От него у артиста есть сын.
С 1982 года Петр Мамонов женат на Ольге Мамоновой, которая была танцовщицей. На момент знакомства она была замужем за англичанином, который приехал преподавать. Но Мамонов покорил ее своим обаянием. Правда, жениться он не спешил. Но в итоге пара все равно расписалась, а после того, как музыкант принял православие — и обвенчались.
Видя неприспособленность мужа к ведению дел, со временем она занялась организацией концертов, изданием книг, альбомов и стала его менеджером, продюсером и концертным директором.
В интервью она говорила, что непростой брак с Петром Мамоновым — это ее крест. Он научил ее пониманию, терпению и любви. В этом браке родилось еще двое сыновей. Также у Петра Мамонова есть двое внуков.
Кстати, когда Мамонов с женой и детьми переселился жить в деревню, по соседству с ними поселился и бывший муж англичанин. Сначала он приехала возвращать жену, но со временем смирился и стал другом семьи.
Начало карьеры в кино
Карьера Петра как актера кино началась в 1988 году, когда Мамонов снялся у Рашида Нугманова в его артхаусном триллере «Игла». Музыканту досталась роль хирурга Артура Юсуповича, поставщика наркотиков, которому противостоит главный герой в исполнении другого рокера – Виктора Цоя.
Если «Игла» была режиссерским дебютом Рашида Нугманова, то «Такси-блюз» – следующий фильм, в котором снялся Петр Николаевич Мамонов – был режиссерским дебютом Павла Лунгина. В этой трагикомедии рокер исполнил роль саксофониста Алексея Селиверстова.
Третий фильм с участием Мамонова тоже оказался дебютным для его режиссера. Никита Тягунов долгое время делал телеспектакли, но в начале 90-х решил взяться за рассказ Уильяма Фолкнера «Нога». Драматург Надежда Кожушаная адаптировала его под российские реалии: так вместо Первой мировой войны герой отправляется в Афганистан, но основные смыслы остались прежними. Вместе с Мамоновым в ленте снялся Иван Охлобыстин (в титрах Иван Чужой).
Сам Тягунов, через год после выхода «Ноги» покончивший с собой, вспоминал, что найти партнера Охлобыстину было проблемой, но выручил Мамонов, который отметил, что «материал совершенно не его, но, если нужно, он сыграет».
В один год с «Ногой» была снята и драма «Анна Карамазофф». Совместная советско-французская картина с участием Жанны Моро, Светланы Немоляевой, Эммануила Виторгана, Юрия Соломина и Петра Мамонова стала дебютом (!) в области полного метра для режиссера Рустама Хамдамова. Премьера ленты состоялась в рамках конкурсной программы фестиваля в Каннах, но в России фильм так и не был выпущен из-за конфликта режиссера и продюсера.
Последним фильмом первого этапа кинокарьеры Петра Мамонова стала драма Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло». Лента вышла в 1995 году, после чего музыкант на 10 лет завязал с кино.
Биография Петра Мамонова
Петр Мамонов (14.04.1951) ― коренной москвич. Его родители ― люди интеллигентные, постарались дать сыну достойное образование. Однако его бунтарский характер проявлялся с детства. Юношу выгнали за недостойное поведение из двух школ. В старших классах он увлекся рок-музыкой, создав свой ансамбль, в репертуаре которого звучали синглы таких культовых групп как «Битлз», «Роллинг Стоунз» и др. Окончив СОШ, молодой музыкант поступил в полиграфический техникум. В 1979 с дипломом выпускника он продолжил учебу в полиграфическом институте, где продержался 3 года.
На фото: Петр Мамонов в молодости
Вспоминая свою молодость, он пишет: «Я на самом деле плохо отношусь к своему прошлому. У меня был скотоподобный образ жизни, в котором присутствовал лишь один талант от бога ― это музыка». В 1983 музыкант создает рок-группу «Звуки Му». Квартирные концерты или «Квартирники» позволили молодым музыкантам познакомиться с такими исполнителями как группа «Браво», «Аквариум», «Кино» и многими другими. Популярность рок-группы росла и постепенно стала приносить доход. «Звуки Му» с солистом Петром Мамоновым вскоре приобрели широкую известность.
На фото: группа «Звуки Му»
Один из друзей Мамонова, Артем Троицкий писал, что Петр тогда как в музыке, так и в жизни являл самого себя, но в весьма необычном, гиперболизированном варианте: «Это была гремучая смесь горького пьяницы, веселого шута и галантного подонка». В 1988 в стране Туманного Альбиона вышел их дебютный альбом, который так и назывался «Zvuki Mu». Издал его британский продюсер Брайан Эно. После этого к Петру Мамонову и его коллегам пришла мировая известность. Их выступления слушали в Европе и Америке.
У себя на родине «Звуки Му» издали около 20 сборников песен, после чего коллектив распался. Тогда их бывший руководитель начал самостоятельную творческую карьеру. В 1995 его биография резко изменилась. Бунтарь уехал в Ефаново (Подмосковье), где приступил к работе над новым альбомом «Жизнь амфибий как она есть».
В это время Петр Николаевич неожиданно становится ярым сторонником православной веры, христианином, он перестал употреблять алкоголь и курить марихуану. «Вера ― это дар Божий, ― говорил он.― Долгие годы я жил, не задумываясь. А сейчас понял, что смысл жизни — в любви».
«Звуки Му»
«Звуки Му»
Небезызвестная группа «Звуки Му» была образована в 1981 году. Коллектив часто выступал на квартирных концертах, где знакомился с более известными коллегами по сцене: «Браво», «Аквариум», «Кино»… Нередко группы давали фееричные совместные шоу, а порой даже обменивались музыкантами! Постепенно о «Звуках Му» с необыкновенно артистичным вокалистом узнал чуть ли не весь город! Начались концерты, записи… Самое интересное то, что когда Пётр Мамонов выходил на сцену — никто не мог поверить в то, что это — рок-музыкант! Да и не просто музыкант, а сам вокалист! Все видели в нём серенького мужичка с лысым затылком… Но стоило этому «мужичку» подойти к микрофону! Начиналось просто невероятное рок-шоу! Его уникальная манера исполнения и подача песен были неповторимы… Сумасшедшие кривляния, заразительные пляски, выкрики — ему не было равных на отечественной сцене! Некоторые люди всерьёз были обеспокоены психическим здоровьем Мамонова… Но, как можно судить, артист специально провоцировал публику.
Весной 1985 года Пётр Мамонов оказался на грани жизни и смерти: музыкант выпил растворитель… Произошло это на даче, в компании Владимира Липницкого… И если Мамонов сумел-таки оправиться после отравления, то Владимир скончался…
Что касается «Звуков Му» — то состав группы далеко не один раз претерпел изменения… Мамонов выдвигал к кандидатам жесточайшие требования. Из всех альбомов группы Петру нравился только один, «Крым». Даже «Zvuki Mu», продюсированием которого занимался сам Брайан Ино, удостоился нареканий… Якобы музыка слишком идеальная, прилизанная… А зря. На самом деле, пластинка действительно удалась! Она была выпущена в Соёдинённом Королевстве в конце 80-х годов.
Когда канонический состав «Звуков Му» распался, Мамонов окончательно разочаровался в музыкальном бизнесе… Впоследствии под именем коллектива были выпущены сольные (по сути) работы Петра. Вскоре артист обратился к религии. Его уход в православное христианство повлиял на его мировоззрение: Мамонов покинул рок-сцену и посвятил себя моноспектаклям! Однако перед этим успел заявить о себе как о талантливом актёре…
Личная жизнь
«Я эмоциональный человек, я с 13 лет начал пить — портвейн и все это прочее. Я в ужасе: на что я потратил собственную жизнь, на какую ерунду я истратил свою жизнь – на эти все песни, пьянки, гулянки, беготню постоянную по домам, флэтам. Мы же по улице Горького как: выходишь утром в 11 на «Пушку», до «Трубы» вниз – вверх, и так до 11-ти вечера. И все было интересно, все было весело, (всего) хватало. Друзей встретишь, там по 20 нааскаешь на портвейн… было модно, драться там… Бывает, ходишь похмельный, без копейки денег — что хорошего? Пить — это очень тяжело, большая воля нужна. Намного легче не пить. Пить — это очень мужская, строгая вещь», — вот так откровенно и искренне рассказывает о своей жизни сам Петр Николаевич.
Впервые он женился еще в середине 70-х годов. Семейная жизнь была скоротечной. Его избранницей стала девушка, имя которой сам актер никогда не раскрывал. Известно только лишь то, что в этом браке у Мамонова родился сын.
В 1982 году Петр Николаевич зарегистрировал отношения с танцовщицей Ольгой, которая вскоре стала его личным менеджером. У Ольги и Петра появились дети (в семье трое сыновей). Младший сын Иван стал кинорежиссером.
Последние годы и причина смерти Петра Мамонова
В последние годы состояние здоровья Петра Николаевича улучшилось, тога менеджер и жена музыканта рассказываала об улучшении его самочувствия. Жизнь в деревне шла ему на пользу, здоровье нормализовалось. Она просила мужа не выступать еще некоторое время, однако артист, обещавший воронежским зрителям скорую встречу, подготовил выступление, которое состоялось в марте 2020, позже он дал еще несколько концертов. Несмотря на «сидячий» формат будущей встречи, драйву программы мог позавидовать любой панк-концерт.
Музыкант, возможно, прожил бы еще много лет, если бы не подхваченная им короновирусная инфекция. В конце июня его доставили в больницу с почти полным поражением легких. Врачи боролись за его жизнь более почти 3 недели, но это не принесло результата. Находясь в состоянии искусственной комы, музыкант умер. 15 июля 2021 года Петра Мамонова не стало.
Ранние годы
Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов — отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке — в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:
Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись «устроил в классе цирк» красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили — за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.
В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием «Экспресс», в которую вошли друзья по двору — вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа — например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами — в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой — была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.
Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.
Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов — он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале «Пионер», грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов — в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).
На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге «Рок в Союзе»:
Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова — он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.