Актер виктор авилов: биография, личная жизнь, фильмы, причина смерти
Содержание:
- Личная жизнь
- Биография
- «Как странно это желание сделать нужное и важное»
- Творческая душа
- Кино
- Детство и юность
- Популярные актеры
- Роли в театре[править | править код]
- Детство и юность
- Роли в театре
- Фильмы
- «Проклятие Воланда»
- «Наука получила такое значение, о котором раньше писалось только в фантастических романах»
- Театр
Личная жизнь
Однокурсники Вавилова по сельскохозяйственной академии немало удивились, узнав об ухаживаниях умника и красавца Николая за студенткой Катей Сахаровой. Екатерина – дочь сибирского купца, не красавица, «синий чулок», строга и суховата в общении. Но Николай Вавилов влюбился в девушку за ее острый ум. С Катей он говорил на все темы. Они сблизились на практике в Полтавской губернии. Поженились в 1912 году. Ни о каком свадебном путешествии речи не шло – в те годы будущий академик уже жил в «вавиловском» режиме: частые командировки и многомесячные экспедиции, изнурительная работа в нечеловеческом темпе – на сон отводилась пятая часть суток.
Николай Вавилов и Екатерина Сахарова
В отцовском доме на Средней Пресне, где поселилась пара, окно кабинета светилось до утра.
Вавилов-старший не принял Октябрьской революции и в 1918-м эмигрировал в Болгарию. Через несколько дней после отъезда бывший купец Иван Ильич Вавилов стал дедушкой: у Николая и Екатерины родился первенец Олег. Дед увидел внука в 1928 году, перед смертью. Николай Иванович уговорил отца вернуться в Россию, а спустя неделю Иван Вавилов умер.
Личная жизнь Николая Вавилова и Екатерины Сахаровой не сложилась. После рождения сына ученый уехал работать в Саратов. Катя с маленьким сыном осталась в Москве. Через год муж получил квартиру, и семья воссоединилась. Но у Вавилова появилась другая женщина. С Еленой Барулиной ученый познакомился в экспедиции. Аспирантка без памяти влюбилась в профессора агрономического факультета, старшего на 8 лет.
Николай Вавилов с сыном Олегом
Николай Вавилов пытался сберечь семью: в 1921 году, переехав в Ленинград, он позвал жену с сыном. Но Екатерина отказалась, понимая, что место в сердце мужа занято. Женщина осталась в Саратове, потом вернулась в Москву, где жила с сыном Олегом в доме на Средней Пресне.
На Елене Барулиной Николай Вавилов женился в 1926 году. Через два года у супругов родился сын Юрий.
Николай Вавилов и Елена Барулина
Сыновья Вавилова стали физиками. Старший Олег Вавилов, окончив МГУ, работал научным сотрудником лаборатории космических лучей. В декабре 1945, после смерти отца, защитил диссертацию. Погиб в 1946 году в Домбае, куда поехал с группой альпинистов.
Юрий Вавилов окончил Ленинградский университет, где учился на факультете ядерной физики – специальности, закрытой для детей «врагов народа».
Биография
Олег Михайлович Вавилов родился в узбекском городе Термез в семье военнослужащего. В 1957 году пошёл в школу. За время обучения сменил несколько школ, в связи с новыми назначениями отца, и, вследствие того, переездами.
В 1967 году Вавилов поступил на первый курс ГИТИСа им. А. В. Луначарского и попал в мастерскую на актёрский курс к профессору Марине Николаевне Орловой и народному артисту СССР Василию Александровичу Орлову, который в то время являлся также актёром МХАТа. Дипломные работами Олега Вавилова стали: Кочкарев — «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Платон Кречет» Александра Корнейчука, «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло.
В 1971 году сыграл первую роль на сцене казанского БДТ им. Качалова. Это была роль Малыша в спектакле «Затюканный апостол» Макаенка. Далее роль Валентина в спектакле «Валентин и Валентина» Рощина и роль Герострата в «Забыть Герострата!..» Григория Горина.
В 1974 году Вавилов начал играть в ТЮЗе. Среди сыгранных там ролей: Д’Артаньян в «Трех мушкетерах» (мюзикл в постановке Александра Товстоногова, Марка Розовского, музыка Максима Дунаевского), далее «Сказка о царе Салтане» Пушкина, «Остановите Малахова», «Последние» Горького.
А с 1978 по 2003 год Олег Вавилов являлся актёром Театра на Малой Бронной. Первой работой в этом театре стала роль Лунина в спектакле «Лунин, или смерть Жака» Эдварда Радзинского, режиссёра Александра Дунаева.
Параллельно он играл в театре «У Никитских ворот» (спектакль «Романсы с Обломовым») и театре «Сфера» (спектакль «Смех во мраке»).
В 2004 году актёр поступил в Театр Сатиры, где служит и по сей день.
В 2005 году начал участвовать в постановке С. А. Враговой «Старый Дом» в театре «Модернъ». В 2009 году в театр «Модернъ» из Театра Сатиры был перенесён спектакль «Однажды в Париже» с участием Веры Васильевой и Антона Кукушкина. Спектакль идет на малой сцене театра «Модернъ» и имеет больший успех.
Первой работой Вавилова в кино стала сыгранная им в 1976 году роль ординарца Алёши в фильме «Псевдоним: Лукач». А в 1977 году Олег Михайлович сыграл одну из своих самых знаковых ролей — роль Юры фильме «Странная женщина» Ю. Райзмана.
«Как странно это желание сделать нужное и важное»
Во время Великой Отечественной войны Вавилов вместе с ГОИ эвакуируется в Йошкар-Олу и часто бывает в Казани, куда был вывезен ФИАН. С 1943 по 1945 годы Сергей Иванович руководит работами по созданию оптической техники для армии в должности уполномоченного Государственного комитета обороны (ГКО).
В июне 1945 года Вавилов избирается президентом АН СССР. На этом посту, который ученый занимал до конца жизни, энергичный, широко эрудированный и ответственный Вавилов сделал очень многое. Расцвет отечественной науки, особенно точных наук, в послевоенные годы связан именно с его деятельностью на посту президента АН. Под его руководством была проведена большая работа по восстановлению разрушенных во время войны учреждений Академии по всей стране. В круг его обязанностей входило взаимодействие с национальными АН в союзных республиках. При участии Вавилова были созданы АН в Азербайджане, Казахстане, Латвии, Эстонии, Таджикистане и Туркменистане. Будучи главой Академии наук в непростое время, когда различные «дела» шли непрерывным потоком, Вавилов личным вмешательством спас судьбы многих ученых.
Посещение С.И. Вавиловым разрушенной Пулковской обсерватории, 1946 г.
Вот как описал свое назначение сам Вавилов в дневнике: «Президентство свое до сих пор ощущаю как павлинье оперенье, совсем ко мне не приставшее. И, тем не менее, надо сделать то, что в моих небольших силах, чтобы упорядочить Академию. Прежде всего, надо приучить видеть больших, по-настоящему талантливых людей. Знаю, что их очень мало, но без этого ничего не сделаешь. А далее для середняков нужна хорошая среда, институты, приборы, квартиры. Четыре главные науки сейчас: физика, химия, геология, биология».
Сергей Иванович снискал признание как историк и популяризатор науки. В свободное от основной работы время он занимался написанием статей и книг по истории науки. Особенно известны его труды об Исааке Ньютоне и М.В. Ломоносове, а также ряд его научно-популярных книг. При участии Вавилова созданы уникальные книжные серии «Классики науки», «Литературные памятники», «Научное наследство». Он был главным редактором второго издания Большой Советской энциклопедии.
Творческая душа
Детство будущего любимца зрителей не отличалось уникальностью. Родители Виктора были обычным рабочими и не отличались любовью к искусству. Мальчик тоже не проявлял тяги к прекрасному и творчеству. Ему больше нравилось играть с друзьями во дворе. С детства Виктор был очень подвижным и активным ребенком из-за чего часто попадал в неприятные ситуации. Соседи и учителя жаловались родителям на плохое поведение их сына. Вначале они пытались бороться с ним, но потом устал и оставили все как есть.
После окончания школы Авилов решил продолжить учебу дальше. Он стал студентом индустриального техникума. Получив диплом парень был призван в армию. Во время службы в армии Виктор смог освоить профессию водителя, которая пригодилась ему в будущем. Вернувшись домой, он устроился работать водителем, но проработал не долго. На следующих работах Виктор долго не задерживался. Он работал и наладчиком оборудования, монтажником, но работал, можно сказать вынуждено, чтобы не получить статью за тунеядство.
Актером Авилов стал абсолютно случайно. Еще вчера он сидел за рулем автомобиля, а уже сегодня проникся идеей театрального творчества. Этой идеей Виктора «заразил» его друг. Трое друзей решил основать свой театр и у них это получилось. Авилов стал своего рода визитной карточкой театра. Хотя у парня и не было актерского образования, но ему это не мешало с блеском воплощать практически любые образы. На сцене молодого театра Авилов сыграл такие значимые роли, о которых не мечтали даже именитые актеры.
Популярность пришла к Виктору буквально сразу. После ролей в театре последовали приглашения в кино. Его главную роль в фильме «Узник замка Иф» помнит ни одно поколение зрителей. Но, если в карьере все складывалось удачно, то в личной жизни было все не так просто.
Кино
В отличие от театральной, свою карьеру в кино Вавилов не считает удачной. Тем не менее он снялся 15 картинах, на его счету очень популярные фильмы. Олег Вавилов сыграл одну из самых своих запоминающихся ролей в фильме «Странная женщина» режиссера Райзмана. Он сам всегда выделяет эту необыкновенную роль.
Больше всего Вавилов ценит то, что ему посчастливилось работать на съемочной площадке с великими партнерами: Натальей Гундаревой, Лией Ахеджаковой, Василием Лановым и Ириной Купченко. Вавилову нравится сниматься в кино, но к выбору сценария он подходит ответственно. Считает, что актер должен себя уважать. Олег Михайлович надеется, что впереди у него еще будут яркие роли.
Детство и юность
Олег родился в семье военнослужащего восьмого января пятидесятого года в самом южном городе Узбекистана — Термезе. Сколько мальчику пришлось сменить школ, только можно догадываться, отца переводили из одного гарнизона в другой. Семья жила во многих городах Советского Союза, когда Вавилов-старший ушел в отставку, обосновались в Душанбе.
Олег Вавилов (kino-teatr.ru)
После окончания школы у Олега не стоял вопрос куда идти учиться, он мечтал стать артистом. Юноша часто посещал театр, и однажды познакомился с Ленинградскими актерами, которые гастролировали в их городе. Они помогли Вавилову подготовиться к экзаменам и благодаря этому, он успешно прошел все три тура в ГИТИСе.
Популярные актеры
На момент написания этой статьи Наталье Вавиловой исполнилось 59 лет, а 39 лет назад был снят фильм «Москва слезам не верит», именно с тех пор имя этой актрисы у всех на слуху, хотя это уже был пятый фильм с ее участием. Многих волнует вопрос: «Куда же исчезла Наталья Вавилова?» Почему с 1991 года она не сыграла ни в одном фильме, не говоря уже о сериалах?
Последней кинолентой, где появилась Наталья Вавилова, был четырехсерийный фильм «Дело Сухово-Кобылина». Я специально посмотрела эту драму, для того, чтобы увидеть последнюю роль Натальи Вавиловой. Было этой актрисе на тот момент 32 года, расцвет творческих сил и ее природной, неописуемой красоты, ей бы еще сниматься и сниматься. Роль, к моему сожалению, была эпизодической, и, хотя Наталья Вавилова играла сестру главного героя и семейных сцен было немало, но тем не менее всеми любимая актриса сидела как декорация в глубине комнаты, даже ее крупных планов было раз два и обчелся.
Предпоследний фильм, в котором снялась Наталья Вавилова ?назывался «Стервятники на дорогах», название громкое, звучное, но сам фильм довольно-таки посредственный по сегодняшним меркам. Единственный плюс данного вестерна в том, что главный герой дальнобойщик, отчаявшись найти справедливость, садится за баранку своей фуры и давит рэкетиров, передвигающихся на своих легковушках по шоссе, по тем временам, а это был 1990 год – это, наверняка, было смело, снять такие кадры. Но Натальи Вавиловой вы в этом кино снова увидите непростительно мало. Фильм «Стервятники на дорогах» снимал ее муж – режиссер грузинского происхождения Самвел Гаспаров, он планировал, что фильм будет двухсерийным и во втором эпизоде он сможет дать своей жене большую, интересно прописанную роль, но финансирование было свернуто, съемки были приостановлены и Наталье Вавиловой не суждено было сыграть эту роль.
Наталья Вавилова разочаровалась в киноиндустрии и приняла решение больше не сниматься, после того, как получила травму, упав с лошади на съемочной площадке некого фильма. Дело в том, что режиссер обещал подождать, когда она оправится, а сам уже на следующий день начал искать на главную роль другую актрису. Этот случай очень подорвал веру Натальи Вавиловой в порядочность людей, занятых в киноиндустрии. Наталья долго размышляла и решила уйти из мира кино. Как раз в то время ей не присылали никаких стоящих сценариев, в стране был кризис. В общем, отошла она от дел, начала заниматься домом и благотворительностью.
В сети время от времени появляются некие странные фото Натальи Вавиловой, якобы она поправилась, обрюзгла или пополнела, но на самом деле все это не ее фото, а ее свежие фото пока никому не удалось раздобыть. Как-то она, живя на Рублевке, умудряется не попадаться на глаза ни журналистам, ни досужим любопытным поклонникам, хотя ездит по всей Москве и даже, несмотря на то, что у нее есть личный водитель, сама закупает продукты в супермаркетах.
У Самвела Гаспарова и его жены Натальи Вавиловой очень узкий круг общения, они не тусовочные люди и встречаются только с родственниками либо с очень близкими друзьями, поэтому никакой утечки лишней информации не происходит. Время от времени Самвел Гаспаров дает некие добропорядочные интервью, где всячески высказывает восхищение своей женой. Познакомились они на премьере фильма «Москва слезам не верит», Наталье на тот момент было около двадцати, а ему около сорока.
Самвел Гаспаров очень интересный человек, оно и понятно – режиссер. Много где бывал, много чего видел, это он, например, организовал первый концерт Майкла Джексона в Москве. Вложил в это дело все свои сбережения, но как-то так вышло, что чиновники начали ставить ему палки в колеса из-за чего было продано очень мало билетов. Майкл Джексон отказывался выступать перед пустыми трибунами, но когда узнал, что Самвел Гаспаров просит у него автограф для некой слепой девочки, и это при всем при том, что он буквально разорен из-за того, что билеты не проданы, и впору бы ему мучится и думать, как расплатиться с певцом, Майкл Джексон восхитился безрассудством русских и дал концерт бесплатно. Тут же была дана команда открыть ворота и запустить всех желающих попасть на концерт Майкла Джексона. В тот момент Самвел Гаспаров не знал, что ему не придётся платить свыше миллиона долларов Майклу Джексону, он думал, что ему будет необходимо продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Самвел Гаспаров вспоминает, что Наталья Вавилова не высказала ему ни слова упрека, наоборот, она крайне гордилась своим мужем и считала, что он победил в этой схватке с чиновниками, потому как Майкл Джексон спел и его услышали наши советские люди.
Кадр из фильма «Розыгрыш».
Роли в театре[править | править код]
Казанский БДТ имени Качалова
- 1971 — «Затюканный апостол» (А. Макаенок) — Малыш
- «Валентин и Валентина» (М. Рощин) — Валентин
- «Забыть Герострата!..» (Г. Горин) — Герострат
- «Дикарка» (А. Н. Островский)
- «Жестокость» — Егоров
- «Продолжение» — Вадим Байков
- «Каменный властелин»
- «Неравный брак» — филолог Кирилл
- «Волшебные гусли» — Чолга
Московский ТЮЗ
- «Три мушкетёра» (А. Дюма) (постановка А. Товстоногов, М. Розовский) — Д’Артаньян
- «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) (режиссёр А.Кигель) — Грушницкий
- «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин) (режиссёр Ю. Жигульский) — Салтан
- «В порядке обмана» — Майкл
- «Два клёна» — Медведь
- «Нахалёнок» — Богатырь
- «Простые парни» (режиссёр Ю. Жигульский) — Антон
- «Остановите Малахова» (режиссёр Ю. Жигульский) — Журналист
- «Последние» (М. Горький) (режиссёр Ю. Жигульский) — Александр
Театр на Малой Бронной
- «Лунин, или смерть Жака» (Э. Радзинский) (режиссёр А. Дунаев) — Лунин
- «Волшебник Изумрудного города» — Отец, Страж Изумрудного города
- «Занавески» (режиссёр Л. Дуров) — Снегов
- «Отпуск по ранению» (режиссёр А. Дунаев) — Лейтенант Володька
- «Женитьба» (режиссёр А. Эфрос) — Кочкарёв
- «Дон Жуан» (режиссёр А. Эфрос) — Дон Жуан
- «Месяц в деревне» (режиссёр А. Эфрос) — Беляев, Ракитин
- «Воспоминание» (режиссёр А. Эфрос) — Турковский
- «Три сестры» (режиссёр А. Эфрос) — Вершинин
- «Врачи» («Чёрная пилюля»)
- «Детектив каменного века» (режиссёр Е. Лазарев) — человек Боя
- «Солдатами не рождаются» (режиссёр Е. Лазарев) — Артемьев
- «…Любящий вас Коля» («Юная Русь») (режиссёр Д. Шанцер) — Вилли
- «Вариации Феи Драже» (режиссёр А. Спивак) — Учёный
- «Татуированные души» (режиссёр С. Унковски) — Войдан
- «Мать Иисуса» (режиссёр В. Портнов) — старший сын
- «Событие» (режиссёр А. Сагальчик) — Трощейкин
- «Лес» (режиссёр Л. Дуров) — Несчастливцев
- «Каждый по-своему» (режиссёр О. Рыбкин) — Микеле Рокко, барон Нути
- «Дорога в Нью-Йорк» (режиссёр Л. Дуров) — Питер Уоррен
- «Страсти по Торчалову» (режиссёр Л. Дуров) — Торчалов
- «Путешествие без багажа» (режиссёр В. Харченко) — Жорж Рено
- «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (режиссёр А. Житинкин) — Дягилев
- «Король, дама, валет» (режиссёр Ю. Иоффе) — Курт Драйер
- «Портрет Дориана Грея» (режиссёр А. Житинкин) — лорд Генри Уоттон
- «Лулу» (режиссёр А. Житинкин) — Людвиг Шен
- «Калигула» (режиссёр А. Житинкин) — управитель дворца
- «Анна Каренина» (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Антреприза
- «Миледи», «Антреприза Е», (режиссёр Е. Каменькович) — Рошфор
- «Белый рыцарь», «Театральное агентство LEKUR», (режиссёр Д. Карасёв) — Полковник Фалькенхейм
- «Анна Каренина», «Авторский театр Андрея Житинкина», (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Театр Сатиры
- «Ждать?!», (режиссёр Ю. Васильев) — Иван
- «Нам всё ещё смешно» — Маяковский
- «Хомо Эректус», (режиссёр А. Житинкин) — Антон Говоров
- «Идеальное убийство», (режиссёр А. Житинкин) — Ричард Морган
- «Женщины без границ», (постановка А. Ширвиндт) — Валентин Борисович
- «Орнифль», (режиссёр С. Арцибашев) — отец Дюбатон
- «Нэнси», (режиссёр В. Петров) — мистер Бассингтон
- «Таланты и поклонники», (режиссёр Б. Морозов) — князь Дулебов
- «Вечерний выезд общества слепых», (режиссёр М. Чумаченко) — Серьёзный
- «Невидимые миру слёзы», (режиссёр Б. Щедрин) — Чехов, Смирнов, Нюхин, Чубуков
- «Грустно, но смешно», (постановка А. Ширвиндт, Ю. Васильев) — юбилейное обозрение
- «Концертная бригада приветствовать Вас рада. Театр Сатиры на фронте», (режиссёр Ю. Васильев) — Кутузов
- «Роковое влечение», (режиссёр А. Житинкин) — Фрэнк
- «Брависсимо!», (Режиссер А. Ширвиндт) — Уилфрэд Бонд
- «Платонов», (Режиссер П.Сафонов) — Венгерович-старший
Детство и юность
Родиной Олега Вавилова стала Узбекская ССР, где 8 января 1950 года он появился на свет. У сына военнослужащего было «кочевое» детство, он даже не запоминал номера школ, в которых учился. Их было очень много, как и городов, в которых пришлось жить семье кадрового офицера. После окончания военной службы отца семья осела в Душанбе. Именно там Олег раз и навсегда полюбил театр, и не как зритель, а как актер. Когда человек чего-то очень хочет, судьба может преподнести ему подарок.
Олег познакомился с замечательной семейной театральной парой из Ленинграда, которая очень помогла ему в освоении азов профессии актера. Благодаря такой подготовке Олег Вавилов легко сдал вступительные экзамены в знаменитый ГИТИС. Так мальчик из солнечного, но далекого от столиц Таджикистана стал студентом столичного театрального вуза, который через несколько лет успешно окончил.
Роли в театре
Казанский БДТ имени Качалова
- — «Затюканный апостол» (А. Макаенок) — Малыш
- «Валентин и Валентина» (М. Рощин) — Валентин
- «Забыть Герострата!..» (Г. Горин) — Герострат
- «Дикарка» (А. Н. Островский)
- «Жестокость» — Егоров
- «Продолжение» — Вадим Байков
- «Каменный властелин»
- «Неравный брак» — филолог Кирилл
- «Волшебные гусли» — Чолга
Московский ТЮЗ
- «Три мушкетёра» (А. Дюма) (постановка А. Товстоногов, М. Розовский) — Д’Артаньян
- «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) (режиссёр А. Кигель) — Грушницкий
- «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин) (режиссёр Ю. Жигульский) — Салтан
- «В порядке обмана» — Майкл
- «Два клёна» — Медведь
- «Нахалёнок» — Богатырь
- «Простые парни» (режиссёр Ю. Жигульский) — Антон
- «Остановите Малахова» (режиссёр Ю. Жигульский) — Журналист
- «Последние» (М. Горький) (режиссёр Ю. Жигульский) — Александр
Театр на Малой Бронной
- «Лунин, или смерть Жака» (Э. Радзинский) (режиссёр А. Дунаев) — Лунин
- «Волшебник Изумрудного города» — Отец, Страж Изумрудного города
- «Занавески» (режиссёр Л. Дуров) — Снегов
- «Отпуск по ранению» (режиссёр А. Дунаев) — Лейтенант Володька
- «Женитьба» (режиссёр А. Эфрос) — Кочкарёв
- «Дон Жуан» (режиссёр А. Эфрос) — Дон Жуан
- «Месяц в деревне» (режиссёр А. Эфрос) — Беляев, Ракитин
- «Воспоминание» (режиссёр А. Эфрос) — Турковский
- «Три сестры» (режиссёр А. Эфрос) — Вершинин
- «Врачи» («Чёрная пилюля»)
- «Детектив каменного века» (режиссёр Е. Лазарев) — человек Боя
- «Солдатами не рождаются» (режиссёр Е. Лазарев) — Артемьев
- «…Любящий вас Коля» («Юная Русь») (режиссёр Д. Шанцер) — Вилли
- «Вариации Феи Драже» (режиссёр А. Спивак) — Учёный
- «Татуированные души» (режиссёр С. Унковски) — Войдан
- «Мать Иисуса» (режиссёр В. Портнов) — старший сын
- «Событие» (режиссёр А. Сагальчик) — Трощейкин
- «Лес» (режиссёр Л. Дуров) — Несчастливцев
- «Каждый по-своему» (режиссёр О. Рыбкин) — Микеле Рокко, барон Нути
- «Дорога в Нью-Йорк» (режиссёр Л. Дуров) — Питер Уоррен
- «Страсти по Торчалову» (режиссёр Л. Дуров) — Торчалов
- «Путешествие без багажа» (режиссёр В. Харченко) — Жорж Рено
- «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (режиссёр А. Житинкин) — Дягилев
- «Король, дама, валет» (режиссёр Ю. Иоффе) — Курт Драйер
- «Портрет Дориана Грея» (режиссёр А. Житинкин) — лорд Генри Уоттон
- «Лулу» (режиссёр А. Житинкин) — Людвиг Шен
- «Калигула» (режиссёр А. Житинкин) — управитель дворца
- «Анна Каренина» (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Антреприза
- «Миледи», «Антреприза Е», (режиссёр Е. Каменькович) — Рошфор
- «Белый рыцарь», «Театральное агентство LEKUR», (режиссёр Д. Карасёв) — Полковник Фалькенхейм
- «Анна Каренина», «Авторский театр Андрея Житинкина», (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Театр Сатиры
- «Ждать?!», (режиссёр Ю. Васильев) — Иван
- «Нам всё ещё смешно» — Маяковский
- «Хомо Эректус», (режиссёр А. Житинкин) — Антон Говоров
- «Идеальное убийство», (режиссёр А. Житинкин) — Ричард Морган
- «Женщины без границ», (постановка А. Ширвиндт) — Валентин Борисович
- «Орнифль», (режиссёр С. Арцибашев) — отец Дюбатон
- «Нэнси», (режиссёр В. Петров) — мистер Бассингтон
- «Таланты и поклонники», (режиссёр Б. Морозов) — князь Дулебов
- «Вечерний выезд общества слепых», (режиссёр М. Чумаченко) — Серьёзный
- «Невидимые миру слёзы», (режиссёр Б. Щедрин) — Чехов, Смирнов, Нюхин, Чубуков
- «Грустно, но смешно», (постановка А. Ширвиндт, Ю. Васильев) — юбилейное обозрение
- «Концертная бригада приветствовать Вас рада. Театр Сатиры на фронте», (режиссёр Ю. Васильев) — Кутузов
- «Роковое влечение», (режиссёр А. Житинкин) — Фрэнк
- «Брависсимо!», (Режиссер А. Ширвиндт) — Уилфрэд Бонд
- «Платонов», (Режиссер П. Сафонов) — Венгерович-старший
Фильмы
Творческая биография артиста в кинематографе, несмотря на позднее начало, складывалась стремительно, так же как и в театре. Актер словно предчувствовал, что времени отмерено не много. В кино Виктор Авилов начал сниматься в 34 года. Режиссеры и раньше предлагали артисту роли, но в театре, которому тот посвятил жизнь, актерам не разрешали сниматься: приходилось отказываться от интересных предложений.
Виктор Авилов в фильме «Господин Оформитель»
Актер дебютировал в киноповести «По траве босиком», исполнив роль главного героя Лехи, который наперекор всему остается в деревне. В фильме артист появился в актерском ансамбле вместе с Екатериной Васильевой, Виктором Павловым, Раисой Рязановой. В 1988 году последовали роли в политическом детективе «Большая игра», где артист перевоплотился в американского журналиста, и мистический фильм «Господин Оформитель», в котором Авилов предстал перед зрителями в образе художника-оформителя Платона Андреевича, продлившего жизнь умершей девушки Анны (Анна Демьяненко) мистическим образом.
Зрители, соскучившиеся по хорошему кино, оценили и разностильную музыку, и слегка путаный сюжет фильма. Средства выразительности создавали антураж и подчеркивали драматизм любви художника к юной натурщице, которую погубила чахотка. А потому случилась встреча художника с идеалом наяву. Сам Авилов говорил, что сценарий «Оформителя» показался странным, но без потрясений. Актер не до конца понял, что ему предложили, но решил попробовать.
Виктор Авилов в фильме «Узник замка Иф»
В этом же году Авилов предстал Мольером в короткометражной ленте «Красные слоны», а в многосерийной трагикомедии «Любовь к ближнему» получил две роли – скульптора Пиджакова и незнакомца, забравшегося на скалу.
Сразу же за этими фильмами последовали съемки в «Узнике замка Иф». Картина также вышла на экраны в 1988 году. Сыграть графа Монте-Кристо актеру было непросто. Роман А. Дюма уже был экранизирован, тем более главную роль в нем играл Жан Маре. Виктору Авилову удалось создать образ в собственном стиле – пронизанный тайной и мистикой. После выхода фильма на экраны об актере узнала вся страна. Зрителей завораживала специфическая внешность Виктора, артисту симпатизировали, называли дьяволом, но забыть точно не могли. Актерский состав фильма также подобрался безупречным. В главных ролях блистали Анна Самохина, Евгений Дворжецкий, Михаил Боярский, Алексей Петренко.
Виктор Авилов в фильме «Сафари-6»
В 1989 году последовала работа в драме по сценарию Аркадия Высоцкого «Зеленый огонь козы» об одном дне из жизни 25-летнего Никиты (Владимир Машков), которому приснилось детство. В этом же году фильмография актера пополнилась работой в экранизации «Искусство жить в Одессе», в котором речь пошла о необычных жителях города с присущим только им чувством юмора. В этом же году актер предстал перед поклонниками в роли копателя могил в драме «Смиренное кладбище». Появился Авилов и во второй части мелодрамы «Зимняя вишня», где сыграл роль героя Миши.
По признанию самого актера, лучшей работой стал фильм «Маскарад», в котором он сыграл Арбенина. Главную роль сержанта Геза актер исполнил в боевике «Сафари-6».
В 1992 году режиссер Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич снимал «Мушкетеров 20 лет спустя». Авилову была предложена роль сына Миледи, отъявленного негодяя. Актер долго не соглашался, но Хилькевич убедил Виктора. В итоге герой получился более чем убедительным, с глазами, пылающими ненавистью.
Виктор Авилов в фильме «Хиромант»
Виктор Авилов сыграл также в первом российском сериале «Петербургские тайны», а также в ситкоме начала 2000-х «FM и ребята».
Последней работой в жизни Виктора Вавилова стала роль в криминальном фильме «Хиромант», где артист предстал в эпизоде. В фильме речь пошла о студенте Сергее (Юрий Чурсин), который решил систематизировать знания цыган о хиромантии и применять их в жизни.
«Проклятие Воланда»
Именно так многие называют то, что случилось с Виктором Васильевичем в начале девяностых. Как раз вскорости после того, как он этого самого Воланда и сыграл…
В 1995 году на гастролях в Германии у артиста случилось прободение язвы. У многих операция по этому направлению проходит успешно, но с Авиловым произошло не так. На операционном столе у него остановилось сердце. Врачи кинулись запускать его – запустили, но повредили желудок. Виктор Васильевич выжил, выкарабкался, поправился – но это был лишь первый «звоночек». Через всего несколько лет, в конце девяностых, артиста снова шокировали – у него нашли туберкулез. Авилов получил вторую группу инвалидности.
Тем не менее Виктор Васильевич не опускал рук. Он работал и в театре, и в кино, пробовал свои силы в режиссуре. Вот только спина болела все чаще и чаще, сильнее и сильнее. Иногда, устав от этих невыносимых болей, Авилов повторял: «У меня рак», но родственники махали на него руками – мол, не говори ерунду, это просто язва. Однако Виктор Васильевич оказался прав. В 2004 году у него диагностировали неоперабельный рак печени четвертой степени. Он и стал причиной смерти актера Авилова.
Биография артиста сообщает, что его семья обращалась ко многим врачам и в России, и в Германии, и в Израиле. Никто не хотел браться за безнадежную операцию. Согласились лишь в Новосибирске – там в Академгородке жил какой-то целитель-экстрасенс, который обещал вылечить актера с помощью бальзамов и нейтринной пушки. В подобной ситуации ухватишься за любую соломинку – и потому Авилов поехал в Новосибирск. Однако все оказалось напрасным – через два месяца великого артиста не стало. Это случилось в августе 2004 года, вскоре после его пятьдесят первого дня рождения.
«Наука получила такое значение, о котором раньше писалось только в фантастических романах»
В 1931 году Вавилов становится членом-корреспондентом Академии наук СССР, а через год – академиком АН СССР. В сентябре 1932 года Сергей Иванович назначается научным руководителем Государственного оптического института (ГОИ) в Ленинграде и возглавляет физический отдел в Физико-математическом институте имени В.А. Стеклова АН СССР. В 1934 году ученый возглавляет Физический институт АН СССР (ФИАН). Начинается его активная и масштабная работа в различных академических учреждениях, объединениях и комиссиях, не всегда добровольная. Сохранилась докладная записка 1936 года в АН СССР, где Вавилов возмущается новыми нагрузками и перечисляет все свои должности в Академии и за ее пределами с указанием количества часов, требующихся для каждого направления.
С.И. Вавилов с сотрудниками Государственного оптического института, 1934 г.
В этот период Сергей Иванович успешно сочетает работу организатора и ученого. Еще в 1927 году он открыл зависимость энергетического выхода люминесценции раствора красителей от длины волны возбуждающего излучения, которая получила название закона Вавилова. В 1933 году он открывает первый нелинейный оптический эффект − отступления от закона Бугера для уранового стекла. Следующим выдающимся открытием стал обнаруженный аспирантом Сергея Ивановича П.А. Черенковым новый вид оптического свечения, названный излучением Вавилова-Черенкова. За это открытие Вавилов и группа ученых в 1937 году получили Сталинскую премию, а в 1958 году, уже после смерти Вавилова – Нобелевскую премию.
Исследования Сергея Ивановича и его учеников стали непосредственным доказательством квантовой природы света. Практическое применение они нашли в создании люминесцентных ламп, методов люминесцентного анализа, ультрафиолетовой и люминесцентной микроскопии.
Театр
Виктор Авилов и Валерий Белякович вместе создавали этот театр. Авилов стал визитной карточкой театрального коллектива, фирменным стилем. Здесь Авилов сыграл Мольера в пьесе «Мольер», Актера в спектакле «На дне», Фисбу и Портного в постановке «Сон в летнюю ночь». Виктор Васильевич играл Гамлета, Воланда, Калигулу, Хлестакова – спектр ролей был настолько значимым, что большинству театральных актеров остается только мечтать.
Виктор Авилов в театре
Авилов был настолько уникальным, что ни зрители, ни критики даже не пытались причислить Виктора к конкретному актерскому типу. Необычная внешность, высокий рост, а также харизма действовали на зрителей, как магнит. Зрители просто наслаждались игрой актера, сопереживали и задорно смеялись, плакали и аплодировали в едином порыве. Виктор Авилов настолько обнажал душу на сцене, что в кулуарах и коридорах театра о нем слагали легенды. Виктор был смелым экспериментатором, благодаря таланту артиста на сцене Театра на Юго-Западе ставили «Носорогов», «Что случилось в зоопарке» и другие неоднозначные постановки.
Авилов не делил роли на главные и второстепенные, а играл любые с одинаковой самоотдачей. Актер всегда ставил театр выше кино.