Алкогольная зависимость и личные трагедии. как жил и умер олег ефремов

Личная жизнь Олега Ефремова

Насколько известно публике, актер был весьма влюбчивым человеком. Его друзья постоянно шутили, что перед его молчаливым и пронзительным взглядом не может устоять ни одна женщина. Личная жизнь Олега Ефремова начала развиваться еще в школьные годы. Именно там его настигла первая любовь.

Девочку звали Таня Ростовцева, она была на два года младше будущего артиста

Пытаясь привлечь внимание возлюбленной, мальчишка кидал ей в окно шарики, которые были наполнены водой, пока однажды «снаряд» не попал в тетю Тани. На этом влюбленность Ефремова завершилась, не успев начаться

Татьяна Ростовцева, когда выросла, стала супругой Юрия Никулина.

Брак Олега Ефремова с Лилией Толмачевой

Во время обучения в Школе-студии МХАТ личная жизнь Олега Ефремова продолжала стремительно развиваться. Так, он влюбился в первую красавицу театрального института Ирину Скобцеву, однако сама она вышла замуж за другого парня. Отвергнутый студент, не особо переживая, влюбился в однокурсницу Лилию Толмачеву. Именно эта девушка и стала первой женой Олега Ефремова.

Как известно, брак просуществовал не более полугода. Актер тогда влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла в его дебютной театральной постановке. К тому же мужчина начал злоупотреблять спиртными напитками. Законная жена Олега Ефремова не смогла этого вытерпеть, поэтому подала на развод. Сам актер потом об этом очень долго жалел.

Брак актера с Антониной Елисеевой

Вскоре после расставания с первой женой личная жизнь артиста вновь начала налаживаться. Тогда он обнаружил симпатию к своей коллеге Антонине Елисеевой. На то время она являлась примой ЦДТ, в котором служил и сам Ефремов.

Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.

Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила актера с 19-летней девушкой Ириной Мазурук. Пара не стала официально регистрировать свои отношения, однако свадебное торжество все же сыграла. Так, Ирина стала гражданской женой Олега Ефремова. Вскоре девушка подарила своему возлюбленному дочку Анастасию. Правда, это не стало препятствием для дальнейших увлечений актера. Он все так же продолжал влюбляться в актрис собственного театра.

Во время первых съемок в кино у Ефремова начались романтические отношения с Ниной Дорошиной. Ирина тогда не выдержала и тоже начала встречаться с кавалерами, которые проявляли к ней всевозможные знаки внимания. С некоторыми из них актер даже лично познакомился. Постоянные интрижки супруга и его симпатии к другим женщинам вскоре надоели Ирине, поэтому она решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, женщину удалось спасти. На этом отношения супругов завершились. Актер продолжал помогать бывшей супруге в воспитании ребенка.

В числе любимых женщин Олега Ефремова также значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская.

Актер был настолько поражен красотой Анастасии, что во время гастролей лазил к ней по балконам в гостиничный номер. Так между ними вспыхнул роман. Женщина сделала ремонт в квартире актера, но он даже не наградил ее ни разу основной ролью в своем театре. Этот роман также просуществовал недолго.

Брак Олега Ефремова и Аллы Покровской

Последней официальной женой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Она подарила возлюбленному ребенка – сына Михаила. Она терпела измены популярного мужа дольше всех – около 12 лет. После расставания с женой Олег Ефремов поддерживал отношения с сыном. На протяжении долгого времени Михаилу не удавалось выйти из тени отца, однако в настоящее время он стал популярным актером театра и кино. Его наследник Никита, внук Ефремова, также стал актером.

Все дети Олега Ефремова обрели популярность в актерской сфере. При жизни актер неоднократно говорил, что гордится своими наследниками и их личными успехами в карьере, и, конечно же, их семьями. В Сети можно встретить фото самого артиста, а также фото детей Олега Ефремова и его жен.

Личная жизнь Ефремова и Ирины Мазурук

Еще, будучи в браке с Лилией, студент студии МХАТ, начал встречаться с одаренной девушкой и дочерью конструкторов Ириной Мазурук. Пока актер Олег Ефремов в 1956 году занимался созданием театра, новая возлюбленная родила , хотя гражданский муж и требовал сделать аборт.

Ирина Мазурук

Девочке исполнилось 3 года, когда Олег Ефремов ушел от Ирины Мазурук, женщина, которая так и не стала законной супругой основателя «Современника» пыталась покончить с собой. К счастью, все закончилось благополучно.

Олег Ефремов и Ирина Мазурук

Когда новый муж актрисы Ирины Мазурук решил удочерить падчерицу, Олег Николаевич записал девочку на свою фамилию. Анастасия Ефремова родила 3 детей, выучилась на театрального критика, тяжело переживала смерть отца, в память о родном человеке организовала фонд, проводила фестивали. После ухода из жизни Олега Николаевича трагические события для женщины не закончились. Вскоре она рассталась с мужем, затем погиб старший сын. Дочь Анастасии Ольга снимается в кино.

МХАТ

Но в 1970-м году Ефремов делает решительный поворот назад: он оставляет свое детище и возвращается во МХАТ.

Ему посулили место главного режиссера. «Современник» раскололся на две половины: одна последовала за гением, другая осталась, сочтя Олега Николаевича предателем.

Начались очень некрасивые события, закончившиеся печально для мхатовских старожилов. Ефремов явился со своим уставом в чужой монастырь и принялся безжалостно «чистить ряды». По его мнению, большинство актеров лишь числились, зря получая свою зарплату. Он ставил новые спектакли, менял устоявшуюся систему и в целом перекроил всю структуру МХАТа под себя.

Оставив от классических постановок одни названия, Ефремов изменил их концепцию, чем привлек в театр множество молодежи.

Раскол наступил и в самом МХАТе, часть актеров, несогласных с новыми порядками, создали отдельную труппу под руководством Татьяны Дорониной. Они назывались МХАТ им. Горького. А Ефремову достался МХАТ им. Чехова.

Алла Покровская

В 1959 году в «Современник» пришла Алла Борисовна Покровская. Дочь народного артиста СССР Бориса Покровского (руководителя Большого театра) стала актрисой вопреки воле родителей. Девушка влюблялась. Ей нравились сокурсники Вячеслав Невинный, Николай Орлов. С последним был заключен семейный союз.

В 1962 году Покровская и Ефремов поженились. В ноябре 1963-го у них родился сын Миша.

Великое дело – гены! Михаил Ефремов стал артистом и был женат 5 раз. Сыновья Никита и Николай (от разных браков) пошли по творческим стопам отца и деда. 6 человек, отпрысков Михаила, называют Олега Николаевича своим дедом.

Брак просуществовал 7 лет. Но актерская династия, которую они основали, продолжается уже в 3-м поколении. До последних дней бывшая жена Олега Ефремова тепло отзывалась о своем супруге: «Болтают, что Ефремов только пил и гулял.

Как же этот беспутный человек смог построить два театра? Сыграть столько прекрасных ролей? Олег Михайлович – одна из самых ярких личностей своего времени! И таким он останется на века!»

25 июня 2019 года Аллы Борисовны не стало

Судьба сложилась так, что последние минуты жизни великий артист встречал без любимых женщин. Но рядом была любимая дочь – Анастасия. Именно ей Олег Михайлович поведал, кто был самой большой любовью его жизни.

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

Олег Ефремов и Екатерина Фурцева

«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.

Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.

Олег Ефремов в фильме «Ширли-Мырли»

Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его близкого друга Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Театр находился в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Начало театральной деятельности

По окончании войны, Олег Ефремов твердо вознамерился поступить в школу-студию МХАТ. Несмотря на большой конкурс, он сразу покорил жюри и был зачислен на первый курс. Его старанию и рвению по-доброму завидовали. Он отдавал себя учебе без остатка.

Каково же было разочарование, когда в 1949 году его не взяли на работу в любимый театр. Тогда, амбициозный молодой человек решил доказать всем, как они ошиблись на его счет.

Выпускник МХАТа откликнулся на приглашение о работе в Центральном детском театре, где служил до 1957 года, сыграв более 20 ролей, среди которых:

  • Иванушка дурачок в «Коньке Горбунке»;
  • Самозванец в «Борисе Годунове»;
  • Володя Чернышев в «Его друзьях», критики тогда отметили великолепную игру актера, который проживал за своего героя на сцене.

Именно благодаря артисту, ЦДТ (Центральный детский театр) преобразился, снова став любим москвичами.

Режиссерский дебют Олега Ефремова, биография которого интересна людям разных поколений, состоялся в 1955 году.

Тогда, им был поставлен комедийно музыкальный спектакль «Димка невидимка».

Потом Ефремов создает театр «Современник», где работает руководителем до 1970 года, а затем возглавляет МХАТ. Казалось, мечта осуществилась и справедливость восторжествовала. Но праздновать победу было рано. Театр, в который когда-то Ефремова не взяли, достался мэтру в плачевном состоянии.

Предстояло много сделать, прежде чем туда пришли такие личности, как:

  • Александр Калягин;
  • Иннокентий Смоктуновский;
  • Татьяна Доронина.

Один Евгений Евстигнеев из «Современника» последовал за Ефремовым сразу, всячески поддерживая и помогая ему. Довольно скоро труппа МХАТ стала большой настолько, что на всех актеров не хватало ролей.

Несмотря на занятость любимым делом, мужчине удавалось устраивать личную жизнь. Жены Ефремова тоже были известны в театральных кругах. Возлюбленные подарили народному артисту детей. Фото Олега Николаевича в молодости лучшее свидетельство того, что он был привлекательным человеком с харизмой.

Вторая жена

Как-то раз Галина Волчек познакомила Ефремова с молоденькой симпатичной девушкой Ириной Мазарук – внучкой именитого полярного летчика. Ирине в то время было всего девятнадцать лет, но она уже успела побывать замужем и развестись.

Ефремов и Мазарук решили не расписываться в ЗАГСе, а ограничиться гражданским браком. Свадьбу, однако, сыграли. Этот союз тоже не продержался долго. Они были слишком разные. Режиссер постоянно пропадал в театре.

Женщина очень ревновала мужа и часто закатывала скандалы. Правда, личная биография жены Олега Ефремова – Ирины Мазарук, тоже была далеко не безупречна. Как-то раз она забыла на столе дневник, в котором описывала свои отношения с другими мужчинами. Ефремов прочитал эти откровения и не смог простить супругу.

Когда Ефремов сообщил Мазарук о решении расстаться, та в отчаянии пыталась покончить с собой (разрезала вены). Но даже это не заставило режиссера вернуться.

Ирина Мазурук и Олег Ефремов

Совсем юной девушкой Ира вышла замуж. Однако брак практически сразу распался. Тогда подруга Ирины — Галина Волчек — познакомила ее со своим бывшим поклонником О. Ефремовым, с которым они вместе работали в «Студии молодых актеров». Олег Николаевич был старше 19-летней Мазурук на 9 лет. Кроме того, на тот момент Ефремов был все еще официально женат на бывшей сокурснице Лилии Михайловне Толмачевой. Несмотря на эти обстоятельства, он сделал Ирине предложение и молодые отгуляли пышную по тем временам свадьбу в известном московском заведении «Коктейль-холл».

Так как Ефремов жил в коммуналке, он переехал к родителям Мазурук в Лаврушинском переулке. Хотя он развелся с Толмачевой, в ЗАГСе с Ириной они так и не побывали. Поэтому, когда в 1957 году у них родилась дочь Анастасия, в ее метрике в графе отцовства был поставлен прочерк. Кстати, надо сказать, что весть о том, что он станет отцом, Ефремов встретил в штыки и стал требовать, чтобы Ирина сделала аборт. Пойти на это Мазурук не могла. В период первого брака у нее уже была внематочная беременность. Тогда врачи сказали, что если она избавится от ребенка, никогда не сможет стать матерью.

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега

Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться

Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.

Олег Ефремов и Ирина Скобцева

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.

Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.

Олег Ефремов и Нина Дорошина

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.

Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.

Олег Ефремов и Ия Саввина

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.

Олег Ефремов и Алла Покровская

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.

Олег Ефремов и его сын Михаил Ефремов

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

«Современник»

Олег Ефремов. Фотография: aif.ru

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».

Краткая биография

  1. 1949 г. — Окончив Школу-студию, Олег Николаевич собирается во МХАТ, где получает отказ, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь. Поначалу казавшаяся катастрофической, ситуация принимает иной оборот с предложением возглавить деятельность Центрального детского театра. Именно здесь состоялся его главный дебют – образ Володи Чернышева, которую критики приняли на «ура». Параллельно с театром, Олег становится преподавателем в Школе-студии МХАТ, где ассистирует театральному педагогу и режиссёру Кареву Алексею Михайловичу.
  2. 1950 – 1954 г. — В ЦДТ меняется руководство – главным режиссёром становится М.О. Кнебель, уволенная из МХАТа, и приходит режиссёр А.В. Эфрос. Эти перестановки способствуют полному преображению театра, о котором вскоре заговорила вся Москва. Годы, проведённые в ЦДТ, принесли Ефремову невероятную известность в качестве актёра. Им были сыграны роли во множестве постановок, среди которых: «Дубровский» (А. Пушкин); «Недоросль» (Д. Фонвизин); «Горе от ума» (А. Грибоедов); «Два капитана» (В. Каверин).
  3. 1955 г – Дебют в качестве режиссёра ЦДТ – Ефремов ставит музыкальную комедию «Димка-Невидимка». Первая роль в кино – Алексей Узоров, комсорг из фильма «Первый эшелон». В дальнейшем было сыграно множество подобных ролей, это мог быть образ положительного чекиста, правильного секретаря парткома, сотрудника милиции. Несмотря на обширный список социальных ролей, зрители больше всего полюбили Ефремова в лирических образах, таких, как Саша – водитель такси в ленте «Три тополя на Плющихе», роль Айболита в одноименном фильме.
  4. 1956 г. — Вместе с другими выпускниками и студентами МХАТ сформировывает коллектив, мечтающий возродить для Художественного театра студийные традиции. Так появился театр «Современник», именованный «Студией молодых актёров». Началом «Современника» считается постановка «Вечно живые» драматурга Розова В.С., которую режиссировал Олег Ефремов и он же сыграл Бороздина. В работе театра принимают участие такие, впоследствии известные личности, как: Олег Табаков; Игорь Кваша; Галина Волчек; Светлана Мизери; Евгений Евстигнеев; Лилия Толмачёва.
  5. 1960 г. – труппа делает постановки не только в Москве, но и гастролирует с успехом в Ленинграде. Коллектив, возглавляемый Ефремовым, возрождает российский театр из кризиса и застоя, собирает вокруг себя молодых литераторов, критиков, актёров, даёт новую жизнь старым пьесам.
  6. 1970 г. – сбывается давняя мечта Ефремова – он приглашён руководить МХАТом, переживающий в то время полный упадок. Окрылённый предложением, он не знает, на что соглашается. В противовес «Современнику», где в разные годы основной состав не превышает 35 человек, в Московском Художественном Театре численность свыше полутора сотни, причём большинство артистов не появляется на сцене по нескольку лет, а бездарные постановки, рекомендованные руководством свыше, не улучшают ситуацию. Полномочия по руководству коллективом как выяснилось позже, довольно ограниченны – Олег Николаевич не может уволить часть состава, что позволило бы улучшить ситуацию, и остался работать с тем, что есть. Его задачей на тот момент становится создание труппы внутри труппы, с которой он смог бы работать по своим правилам. Он предлагает своим коллегам из Современника пополнить коллектив МХАТа, но следуют за ним очень немногие. Ефремову все-таки удаётся изменить МХАТ – он возобновляет постановки по произведениям А. П. Чехова.
  7. 1976 г. – спектакль «Иванов» с Иннокентием Смоктуновским.
  8. 1980 г. – одна из лучших работ Олега – постановка «Чайки», которая до сих пор с блеском идёт на сцене театра.
  9. 1985 г. – постановка пьесы «Дядя Ваня», где он сам выступает в роли Астрова.
  10. 1987 г. – несмотря на некоторые изменения, обстановка в театре накалена и оборачивается крупным скандалом, вследствие которого происходит раскол. В результате появляется МХТ имени Чехова, под руководством О. Ефремова. Не найдя нового современного драматурга, он ставит классику и пьесы, уже потерявшие свою актуальность.
  11. 1997 г. – хотя руководство театром для него с каждым годом становится все больше похоже на исполнение долга, чем на любимую работу, «Три сестры», завершающие «чеховский цикл» вызывают восхищение критиков и бурю оваций у зрителя.
  12. 2000 г. — дальнейшая работа сильно затруднена из-за болезни лёгких, и «Сирано де Бержерак» — постановка, над которой трудился режиссёр, увидела свет после его смерти.

Уход из жизни

Когда смертельная болезнь настигла худрука театра, все его подчиненные знали об этом, но только не от самого Ефремова. Он не любил жаловаться.

Чтобы избегать осложнений, он пользовался специальным аппаратом для поддержания дыхания. Аппарат был с ним рядом не только дома, но и на работе, и в творческих командировках.

Со слов дочери, отец никогда не проходил курс лечения полностью. Как только ему становился легче, лечение забрасывалось. Даже находясь в больнице, он все время работал, что существенно влияло на процесс выздоровления. За год до того, как актера не стало, он прочел повесть Чехова «Моя жизнь», которая транслировалась на канале АТВ.

Метр покинул этот мир в мае 2000-го года. Его жизнь оборвалась из-за онкологического заболевания легких.

Считается, что своим творческим завещанием великий режиссер оставил постановку «Три сестры». Но незадолго до смерти он сотворил еще одно чудо – спектакль «Сирано де Бержерак». Хотя доводить до логического финала эту постановку уже пришлось Н. Скорику.

После смерти Ефремова художественным руководителем его родного МХТ им. Чехова стал О. Табаков, который был на этом посту до самой своей смерти в 2018 году.

Покоится знаменитый режиссер и актер, «отец» «Современника» Олег Ефремов на Новодевичьем кладбище. Его могила находится в мхатовском некрополе рядом с могилой великого русского писателя А. Чехова и выдающегося режиссера К. Станиславского – талантливых людей, творчеству которых он отдавал дань уважения всю свою жизнь.

Посмотрите видео. Олег Ефремов и его женщины. Кого на самом деле любил актер:

https://youtube.com/watch?v=7yOtBQWf328

Личная жизнь

С трудностями и неудачами актер привык бороться двумя способами — забываться в алкоголе и любовных интрижках. Как поговаривали друзья, «под его молчаливым взглядом не могла устоять ни одна дама». Официальных жен у Ефремова было три, но в каждом браке он умудрялся крутить романы на стороне. Первая избранница. Лилия Толмачева, терпела выходки и загулы мужа лишь полгода. После поняла: ее любимый — талантливый артист, но семейная жизнь — не для него. В доказательство тому Толмачева позже стала ведущей актрисой «Современника» и прекрасно ладила с бывшим мужем.

Со второй, гражданской женой Ириной Мазурук, Ефремов прожил три года, в этом союзе родилась дочь Анастасия. Расставание с ним далось Ирине непросто: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. Всю оставшуюся жизнь она ходила с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.

Простила ли его Анастасия? Мало того, что он бросил их с мамой: когда та сгорела от рака, не приехал даже на похороны! И на рождение внучки отреагировал равнодушно. Зачем-то делился с дочерью подробностями своих романов…

Третья супруга, Алла Покровская, продержалась дольше прежних жен. Много лет она закрывала глаза на измены мужа, занималась воспитанием их сына Миши. Но и ее терпению однажды пришел конец…

А что же увлечения на стороне? Их было немало! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова… В этот список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Поговаривали, что для нее любовь оказалась без взаимности. Но в подробности не вдавались: все же о романе с «железной леди советской культуры судачить было небезопасно.

Пожалуй, самой долгой и трагичной оказалась связь Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились еще в 1955 году на съемках фильма «Первый эшелон». Роман длился не одно десятилетие, то прерываясь, то вспыхивая вновь. Назло любовнику Дорошина даже вышла замуж — за актера Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и позволил себе гнусную выходку. Усадив невесту себе на колени, он с ухмылкой произнес: «А любишь ты, лапуля, все равно меня одного».

Говорят, после этого Нина с Олегом уединились на полчаса. Несчастный Даль был вне себя от гнева. Но… он любил, а потому на все закрыл глаза и все простил. Впрочем, этот брак был обречен. Как и отношения Дорошиной с Ефремовым.

Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он так и не позвал актрису замуж, тот ответил: «Жена должна быть тылом. А эта так и будет кокетничать».

Олег Николаевич Ефремов любил не только кино и театр: страстью его жизни были женщины. В итоге на склоне лет Ефремов остался один. «С папой не могло быть идеального брака ни у кого, — говорила Анастасия. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания». Он и по жизни был одиночкой. По словам близких, даже находясь рядом с ними, Олег Николаевич всегда был сам по себе. Обидно!

Первая жена Олега Ефремова – Лилия Толмачева

Очаровательная девушка, приехавшая в Москву из деревни, и вступившая в студию МХАТ, нравилась многим парням, но влюбилась в обаятельного студента. Лилия Толмачева стала первой женой Олега Ефремова.

Олег Ефремов в молодости

На третьем курсе пара узаконила отношения, молодые жили в маленькой комнате, перегороженной шкафом. Актрисе Лилии Толмачевой хотелось создать семью, но счастье длилось недолго.

Лилия Толмачева – первая жена Олега Ефремова

Красавица любила супруга, а он выпивал, заводил романы на стороне. Брак Олега Ефремова с Лилией Толмачевой, просуществовал полгода. Актриса ушла от мужа, но не рассталась с театром, создала семью, однако не родила детей.

Современник

В 1956 году Олег Ефремов организовал «Студию молодых актеров» (впоследствии Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра. Актеры под руководством Олега Ефремова противопоставляли себя закостеневшему «главному театру страны» и ставили молодых драматургов и писателей — Виктора Розова, Александра Володина, Евгения Шварца, Константина Симонова, Василия Аксенова. Олег Ефремов говорил, что «искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство».

На сцене «Современника» играл в спектаклях «Вечно живые», «Назначение», «Никто». Драматург Яков Варшавский писал, что в игре Ефремова «есть та внутренняя техника, которая позволяет актеру быть красноречивым и до конца понятным даже там, где автор намеренно делает его немногословным».

Среди режиссерских работ Олега Николаевича в «Современнике»: «Пять вечеров» Александра Володина, «Сирано де Бержерак» Эдмонда Ростана, трилогия «Декабристы» Леонида Зорина, «Народовольцы» Александра Свободина, «Большевики» Михаила Шатрова, «Традиционный сбор» Виктора Розова, «Голый король» Шварца.

Актриса Людмила Иванова вспоминала о работе Ефремова: «Он так подробно работал над всеми сценами, над всеми образами, не допуская ни секунды фальши. Он говорил, что все мысли актера читаются зрителем, и нужно, чтобы эти мысли были. Важны не слова, а то, что человек думает, чем живет. Ефремов учил нас действовать страстно, защищать свои убеждения».

«Современник»

Параллельно с работой в ЦДТ Ефремов преподавал в школе-студии МХАТ. Студенты его боготворили, из них и собралась первая труппа нового театра, которому придумали название «Современник». Такое имя театр полностью оправдывал, затрагивая в своих постановках самые актуальные проблемы. Здесь не было даже занавеса, со зрителем играли честно, ставили спектакли по пьесам Василия Аксенова, Александра Солженицына, Александра Галича. Дебютной постановкой «Современника» в 1956 году стала пьеса В. Розова «Вечно живые».

Ефремов работал в театре режиссером, он же был и ведущим актером, определял стиль и тон. К 1960 году «Современник» набрал такую популярность, что стал известен не только московским театралам.

Труппа начала гастролировать по стране с такими постановками:

  • «Большевики»;
  • «В поисках радости»;
  • «Голый король»;
  • «Продолжение легенды»;
  • «Народовольцы»;
  • «Два цвета»;
  • «Назначение»;
  • «Пять вечеров»;
  • «Декабристы»;
  • «Старшая сестра»;
  • «Традиционный сбор»;
  • «Пятая колонна»;
  • «Всегда в продаже».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector