Николас виндинг рефн

Визионер, фетишист и бунтарь

29 сентября Николасу Виндингу Рефну исполнилось 50. Датчанин сделал многое, чтобы его имя оказалось на кино-Олимпе, – стал сенсацией на родине, штурмом взял Голливуд, завоевал уважение среди коллег и любовь публики. Хотя абсолютное признание получил лишь «Драйв», самый известный из его проектов. Другие фильмы получали противоречивые отзывы. И это неудивительно: Рефн на своем примере не устает доказывать, что от любви до ненависти один шаг.

Николас Виндинг Рефн парадоксален по своей натуре – стерильность и отстраненность удивительным образом соединяются в его работах с реками крови и старым добрым ультранасилием, а холодность и цинизм – с глубоко личными переживаниями. Чего только стоит история, когда режиссер разрыдался в машине, услышав Can’t Fight This Feeling – считается, что именно тогда пазл «Драйва» окончательно сложился.

Противоречия легко отыщутся при одном взгляде на фильмографию режиссера. Эволюция его стиля – от документальной манеры съемки до глянцевого эстетизма – слишком заметна, чтобы просто так от нее отмахиваться. Рефн за четверть века прошел все – и огонь, и воду, и медные трубы (за несколько лет его ждали успех и провал в Каннах), однако остался самобытным режиссером, умеющим твердо стоять на своем. Это одна из его несомненных авторских фишек, но легко отыщется еще несколько вещей, выделяющих Николаса Виндинга среди остальных кинематографистов.

Дислексия и дальтонизм

В основе уникального авторского стиля Николаса Виндинга Рефна лежит сугубо прагматическая причина – у режиссера дальтонизм, он не способен различать оттенки и полутона. Однако постановщик умел превратить недостаток в преимущество. Одно дело – использовать выкрученную контрастность, как это было в первых работах, или насаждать неон, как в последних, и совсем другое – изобретать собственный язык повествования со множеством нюансов и подтекстов.

Утонченность вкуса и умение совмещать несовместимое привели к тому, что китчевые элементы в фильмах Рефна перешли в разряд стильных и статусных атрибутов и стали его визитной карточкой. Режиссер с таким мастерством видоизменяет их, что это не может не восхищать. При этом упрекнуть Рефна в воинствующем эстетизме сложно.

Хотя критики периодически припоминают ему отсутствие академического образования, понимание, какие приемы используются в кино и как индустрия вообще функционирует, у Рефна, несомненно, есть. Он щепетилен в своем выборе, и это заметно невооруженным глазом.  Например, помимо использования авторской цветовой палитры, одним из излюбленных приемов у него является симметрия. Не такая очевидная, как у Кубрика, конечно, но не менее выигрышная. Наполнение кадра у Рефна максимально емкое и лишено ненужного воздуха, несмотря на обманчивый минимализм. Разумеется, не всегда и не везде – в невоздержанности постановщика тоже упрекают, но это – продуманные излишества.

Творческой разнузданности и желания нарушать правила, если они не вписываются в личный концепт, у Николаса Рефна тоже хоть отбавляй. Речь, конечно, об ультранасилии: режиссер снимает картины о маргиналах и отбросах общества, изгоях, обитателях тюрем, притонов, борделей, и не стоит удивляться тому, что в историях об антигероях хлещет кровь.

Шокирующий натурализм при этом отталкивает одних и привлекает других, однако к реакции публики Николас не слишком внимателен, и это тоже цепляет. Один из самых низко оцененных своих фильмов «Только бог простит» режиссер поставил в один ряд с «Гражданином Кейном» – признанной классикой кинематографа. И в этом заявлении считывается не самоуверенность и бахвальство, а скорее безапелляционная верность себе и собственным решениям.

Примечания

  1.  (англ.). Festival-cannes.com. Дата обращения: 21 декабря 2011.
  2.  (англ.) (недоступная ссылка). FilmJournal. Дата обращения: 21 декабря 2011.
  3.  (англ.). The Telegraph. Дата обращения: 21 декабря 2011.
  4.  (англ.). The New York Times. Дата обращения: 21 декабря 2011.
  5. . www.maximumfun.org. Дата обращения: 27 февраля 2019.
  6. . IMDb. Дата обращения: 27 февраля 2019.
  7. . Известия. Дата обращения: 8 июля 2012.
  8. ↑  (англ.). Maximum Fun (12 September 2011). Дата обращения: 30 марта 2020.
  9.  (англ.). the Guardian (8 September 2011). Дата обращения: 13 октября 2021.
  10.  (англ.). The Critetion Collection (2012). Дата обращения: 22 июля 2013.

биография

Молодежь и откровение в Дании

Рефн вместе с Томом Харди , главным актером фильма о Бронсоне .

Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссер, живущий в Копенгагене . Он сын редактора Андерса Рефна и фотографа Вибеке Виндинг.

В 1978 году он вместе с матерью и отчимом переехал в США , в Нью-Йорк . Они оставались там до 1987 года, а затем вернулись в Данию . Николас проходил курсы в Нью-Йорке в Американской академии драматических искусств .

Он известен реализацией трилогии « Толкатель » , фильмов, выпущенных между 1996 и 2005 годами .

В 2008 году он был членом жюри пятнадцатого фестиваля Fantastic’Arts .

Режиссер с ведущим актером « Тихий воин» Мэдсом Миккельсеном на кинофестивале в Торонто в году .

Голливудский прорыв (2010-е)

Режиссер Каннского кинофестиваля 2014 года , где входит в жюри.

В март 2010, он признал, что больше не привязан к голливудской адаптации «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» , предпочитая сосредоточиться на новом фильме, который вскоре будет сниматься в Азии. Он получил награду за лучшую режиссуру за свой фильм « Драйв» на Каннском кинофестивале 2011 года .

В Май 2013, Николас вернулся в Канны во второй раз, чтобы представить Only God Forgives на официальном конкурсе. Это его второе сотрудничество с Райаном Гослингом после Drive . По окончании официального показа в Каннах фильм засвистел. Когда Николасу Виндингу Рефну сказали, что пленку присвистнули, он не удивился и ответил, что «Искусство создано для разделения, потому что, если искусство не разделяет, оно не проникает, а если оно не проникает, вы просто потребляете». Это «. В отличие от Каннского кинофестиваля 2011 года , Николас Виндинг Рефн не получил приз в 2013 году на набережной Круазетт.

В Июнь 2012 г., мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн отвечает за адаптацию фильма « Барбарелла» 1968 года в телесериале. Он будет режиссером и исполнительным продюсером в этом сериале, хотя нет уверенности, что он будет снимать другие эпизоды после пилота. ВМай 2013, серия все еще находится в стадии написания. ВЯнварь 2014, мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн остается исполнительным продюсером сериала, но не будет снимать эпизоды.

Склонность режиссера к зрелищному насилию и тьме, без умеренности, обнаруживает желание исследовать все грани человеческого существа и исследовать темные уголки личности. Тема насилия также позволяет ему развивать своеобразное повествование и пластические исследования (расширенная темпоральность, гипнотическая атмосфера, призрачные персонажи и кошмарная вселенная, запутывающая стилизованный свет и отсылки к классике кино). Когда вышел Бронсон , Николас Виндинг Рефн сказал: «Искусство — это акт насилия. Мне интересны крайности, смесь поэзии и насилия » [ исх.  желаемый] . Он также придает большое значение визуальному аспекту, в частности цвету: «Я работаю по контрасту. Я использую много красного, чтобы передать эмоции. Кино — это прежде всего визуальная среда: слова не имеют значения » . Он особенно известен использованием насыщенных цветов.

В мае 2014 года он входит в жюри художественных фильмов 67- го Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион .

В феврале 2015 года Рефн записал интервью с Уильямом Фридкиным о Конвое страха .

Его вдохновляют некоторые звезды эстрады. В октябре 2015 года Николас Виндинг Рефн заявил, что его чувствительность очень близка к девчачьей поп-музыке и что он хотел бы снимать музыкальные клипы для Кейт Буш или Goldfrapp . Во время фестиваля Lumière 2015 Николя Виндинг Рефн демонстрирует часть своей коллекции постеров для кино и публикует «Художественное искусство», «Маленькая история эксплуатации кино 60-х и 70-х годов» на 316 постерах ( ISBN  978-2955287309 ) .

В мае 2016 года он снова участвует в конкурсе на 69- м Каннском кинофестивале со своим новым фильмом «Неоновый демон» , хоррор-эротическим триллером с Эль Фаннинг , Кристиной Хендрикс и Киану Ривзом в главных ролях .

В мае 2019 года он вернулся в Канны, но вне конкурса, чтобы представить два эпизода своего нового сериала « Слишком стар, чтобы умереть молодым» с Майлзом Теллером в главной роли. Он также проводит там мастер-класс, чтобы оглянуться на свою карьеру. Режиссер впервые в истории снимается на обложке французского журнала.март 2019.

Аллегоричность

Рефн не обращает никакого внимания и на жанровые рамки. «Неонового демона», например, режиссер охарактеризовал так:

Сочетание несочетаемого, но замысел в итоге удалось осуществить. Не менее интересна и история с «Драйвом» – это кино постановщик одновременно описывал и как нуар, и как супергеройский фильм, и как сказку для взрослых.

Аллегорию и мифологию можно найти в каждом проекте Рефна. Из-за сюжетной канвы у датчанина постоянно выглядывает античная трагедия, а в самой истории непременно находится микс архетипов, которые он раскладывает и интерпретирует на свой лад. На эту тему не высказался только ленивый: миф об Эдипе легко считывается в «Только бог простит», как и легенда о Нарциссе – в «Неоновом демоне».

Сюрреалистические элементы выбивают почву из-под ног не только у зрителей, но и у героев, и ведут тех к завершению необходимой трансформации – мучительному перерождению, принятию собственной природы и последствий, заложенных мирозданием. Рефн, который не раз говорил о личных экзистенциальных кризисах и о том, что в персонажей часто вкладывает частицу себя, любит наблюдать за тем, как герои оказываются погребенными под проблемами, количество которых растет как снежный ком. Это одновременно и придает повествованию необходимой динамики и напряжения, и ведет к точке невозврата, без которой не обходится ни один проект режиссера. В его кинематографической вселенной обстоятельства подгоняются под героев – и персонажи, в конце концов сбросив все маски и избавившись от всего лишнего, становятся теми, кем и должны быть.

«Токийский скиталец» и «Рожденный убивать» (1966, 1967, Сэйдзюн Судзуки)

В этих диковатых японских фильмах о гангстерах нередко лежат истоки привычного европейскому зрителю криминального кино — от саг Скорсезе до комедий Гая Ричи. В картинах Сэйдзюна Судзуки сумасбродность и экспрессия возведены в абсолют, а нуар перемешан с бьющим по глазам поп-артом — настолько же далёким от вычурности, насколько и творчество Рефна, вопреки отчаянным обвинениям противников режиссера. Темп «Токийского скитальца», как и снятого следом «Рожденного убивать», заставляет вспомнить фильмы «датского периода» Рефна и лучше всего описывается словами еще одного самовзрощенного мастера кинематографа Дэмьяна Шазелла: «мюзикл, только с пистолетами».

Для тех, кому у Рефна нравятся: «Дилер», «Драйв», «Только бог простит».

Кадр из фильма «Токийский скиталец»

Режиссерский стиль

Рефн говорил о характеристиках в своих фильмах:

Рефн предпочитает снимать свои фильмы в хронологическом порядке: «Я читал, что делал это в некоторых своих фильмах, поэтому я подумал:« Это довольно крутой подход ». И после того, как я сделал это в моем первом фильме, я подумал: «Как вы можете сделать фильм по-другому?» Это похоже на картину: вы пишете фильм по ходу дела, и мне нравится неуверенность в том, что я не знаю точно, чем все закончится ». Рефн подробно рассказал о съемках в хронологическом порядке в сентябре 2011 года со ссылкой на Drive :

О своем подходе к работе с актерами Рефн сказал:

Дальтонизм Рефна повлиял на его стиль: «Я не вижу средних цветов. Вот почему все мои фильмы очень контрастные, если бы это было что-то еще, я бы этого не увидел».

Влияния

Рефн процитировал просмотр Техасской резни бензопилой (1974) как источник вдохновения для своей кинематографической карьеры:

Рефн много раз говорил, что его наибольшее влияние в кинематографе оказал режиссер Алехандро Ходоровски (которому Рефн посвятил «Только Бог прощает»), о котором он сказал:

Он заявил, что для своего первого фильма « Толкатель» он украл все из номинированного на Оскар» Джилло Понтекорво 1965 года «Битва за Алжир» и итальянского фильма ужасов 1980 года « Каннибал Холокост» . На его впечатления от просмотра фильмов также повлияли фильм Кассаветиса « Убийство китайского букмекера » 1976 года и классический инди- фильм Клерков Кевина Смита 1994 года .

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  • на IMDb
  • в датской базе данных фильмов
  • (на английском и французском языках) на
  • посвященный кинорежиссеру Николасу Виндингу Рефну
vтеНиколас Виндинг Рефн
Фильмы
  • Толкатель (1996)
  • Bleeder (1999)
  • Страх Икс (2003)
  • Толкатель II (2004)
  • Толкатель 3 (2005)
  • Бронсон (2008)
  • Восход Валгаллы (2009)
  • Драйв (2011)
  • Только Бог прощает (2013)
  • Неоновый демон (2016)
Телесериал
Награды для Николаса Виндинга Рефна
vтеПремия Общества кинокритиков Хьюстона за лучшую режиссуру
  • Тим Бертон (2007)
  • Дэнни Бойл (2008)
  • Кэтрин Бигелоу (2009)
  • Дэвид Финчер (2010)
  • (2011)
  • Бен Аффлек (2012)
  • Альфонсо Куарон (2013)
  • Ричард Линклейтер (2014)
  • Алехандро Г. Иньярриту (2015)
  • Дэмиен Шазель (2016)
  • Грета Гервиг (2017)
  • Альфонсо Куарон (2018)
  • Бон Джун Хо (2019)
vтеПремия Общества кинокритиков Сан-Диего за лучшую режиссуру
  • Джоэл Коэн (1996)
  • Джеймс Кэмерон (1997)
  • Джон Мэдден (1998)
  • Дэвид Линч (1999)
  • Кэмерон Кроу (2000)
  • Терри Цвигофф (2001)
  • Джилл Спречер (2002)
  • Питер Джексон (2003)
  • Клинт Иствуд (2004)
  • Беннетт Миллер (2005)
  • Клинт Иствуд (2006)
  • Пол Томас Андерсон (2007)
  • Дэнни Бойл (2008)
  • Квентин Тарантино (2009)
  • Даррен Аронофски (2010)
  • (2011)
  • Бен Аффлек (2012)
  • Альфонсо Куарон (2013)
  • Дэн Гилрой (2014)
  • Джордж Миллер (2015)
  • Дэвид Маккензи (2016)
  • Грета Гервиг (2017)
  • Дебра Граник (2018)
  • Бенни и Джош Сафди (2019)
  • Хлоя Чжао (2020)
vтеПремия Satellite за лучшую режиссуру
  • Джоэл Коэн (1996)
  • Джеймс Кэмерон (1997)
  • Терренс Малик (1998)
  • Майкл Манн (1999)
  • Стивен Содерберг (2000)
  • Баз Лурманн (2001)
  • Тодд Хейнс (2002)
  • Джим Шеридан (2003)
  • Мел Гибсон (2004)
  • Энг Ли (2005)
  • Билл Кондон / Клинт Иствуд (2006)
  • Джоэл Коэн и Итан Коэн (2007)
  • Дэнни Бойл (2008)
  • Кэтрин Бигелоу (2009)
  • Дэвид Финчер (2010)
  • (2011)
  • Дэвид О. Рассел (2012)
  • Стив Маккуин (2013)
  • Ричард Линклейтер (2014)
  • Том Маккарти (2015)
  • Кеннет Лонерган (2016)
  • Джордан Пил (2017)
  • Альфонсо Куарон (2018)
  • Джеймс Мангольд (2019)
  • Хлоя Чжао (2020)
Авторитетный контроль
  • BNF :
  • GND :
  • ISNI :
  • LCCN :
  • NKC :
  • NLK :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • SELIBR :
  • SUDOC :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities :
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector