Люсьена овчинникова: личная драма самой счастливой из «девчат»
Содержание:
- Люсьена Овчинникова всю жизнь была верной своему мужу, и ушла вслед за ним
- Фильмография[ | ]
- Люсьена Овчинникова, Валентин Козлов: супружеская жизнь
- Краткие сведения из биографии актера
- Смерть
- В каких фильмах снимался Козлов?
- Минск
- Одна беда на двоих
- Овчинникова, Люсьена Ивановна
- Три мужа и скоротечность счастья
- «Ой, девчонки, какая же я счастливая!»
- Сбежала из дома, чтобы стать «Любовью Орловой»
- Ссылки
- Работа и первые карьерные перспективы
- Детство актрисы
- «Из какой вы семьи, девочка?»
- Последние дни в браке
Люсьена Овчинникова всю жизнь была верной своему мужу, и ушла вслед за ним
Эта актриса обладала чудесной улыбкой, веселым и легким нравом. Несмотря на то, что Люсьене чаще всего доставались роли второго плана, каждый образ оставался в памяти зрителя навсегда.
Девочка родилась в семье военного. Она почти не помнит свою мать, поскольку женщина умерла очень рано. Отец не стал долго горевать, и женился во второй раз. Нельзя сказать, что мачеха смогла заменить маленькой Люсе родного человека. Отношения между ними складывались не очень хорошо, тем более, что у женщины была своя дочь, которая часто ставала причиной конфликтов.
Поскольку отец Люси был пограничником, им часто приходилось переезжать из города в город. Девочка с ранних лет осознавала, что желает связать свою жизнь с театром или кино. Но из-за постоянных переездов у девочки возникли проблемы в общении с ровесниками. Дети часто ее травили, и Люся выросла немного замкнутой. Несмотря на то, что у девочки была самая обычная внешность, до наступления совершеннолетия сформировалось большое количество комплексов неполноценности по этому поводу. Ей все время казалось, что она незаметная, серая, невзрачная. Также не самую последнюю роль в формировании такого отношения к себе сыграла нелюбовь мачехи и равнодушие отца.
После получения аттестата Люсьена сбежала в Минск, чтобы поступить в театральный институт. Она не взяла с собой из дома практически ничего, оставила даже документы. Отцу позже пришлось их передавать через проводников поезда. Но с поступлением не заладилось, поскольку девушка опоздала. На момент ее приезда вступительные экзамены уже прошли.
Овчинникова не захотела возвращаться назад. Она приняла решение самостоятельно зарабатывать деньги и не зависеть от отца. После того, как Люсьена проработала в одном из магазинов, она уехала покорять Москву. В ГИТИС ей удалось поступить с первого раза.
Во время обучения девушку заметили режиссеры, и отметили ее ответственность. У Люсьены прекрасно получалось воплощаться в смешные и комедийные образы. Также она исполняла и серьезные роли. После окончания вуза перспективная актриса получила приглашение на работу в Театре им. Маяковского.
Девушка была очень скромной, и стеснялась пойти и выбить себе главную роль. Люсю всю жизнь убеждали в том, что другие люди более достойные, чем она сама.
В жизни Люсьены часто возникали такие ситуации, когда она собиралась отказываться от важных ролей по той причине, что считала себя недостаточно профессиональной или опытной, чтобы их исполнять. Это прежде всего касается картин «Девчата» и «Мама вышла замуж».
У Овчинниковой был настолько мягкий и уступчивый характер, что пойти и отстоять свои интересы она не могла. В ее творчестве было много взлетов и падений, а роли, которые исполняла эта актриса, чаще всего были второстепенными. Но каждый из этих образов уникален, и зрители замечали, помнили и любили актрису. В жизни женщины был не один шанс сделать головокружительную карьеру, но она ими не воспользовалась.
У актрисы были отношения с Владимиром Храмовым и Александром Ходоковым. Но оба раза до похода в ЗАГС дело не дошло. Потом Люсьена вышла замуж за Валентина Козлова. Этот мужчина стал смыслом ее жизни. Они сумели построить крепкую семью. Брак просуществовал более трех десятилетий. Но детей у пары не было, что немного омрачало семейное счастье.
Когда мужа попросили уйти из театра (поговаривают, что за склонность к алкоголизму), то Люся ушла вслед за любимым мужчиной. Близкие люди и коллеги по цеху советовали остаться, ведь она была прекрасной актрисой, любимой зрителями. Но женщина не очень сильно держалась за свою работу.
Некоторое время актрису приглашали на роли в кино, но в конце восьмидесятых предложения иссякли. Единственным способом исправить сложное финансовое положение были редкие выступления. Когда муж Люсьены умер, у женщины на нервной почве начались проблемы с сердцем. Она пережила своего мужа всего на четыре месяца и умерла от сердечного приступа.
Фильмография[ | ]
Роли в кино
- 1957 — Хождение по мукам (фильм № 1 «Сёстры») — Луша, горничная
- 1959 — Отчий дом — Нюрка Макарова
- 1959 — Солнце светит всем — Зоя, кондуктор
- 1960 — Первый день мира — Наташа, медицинская сестра
- 1960 — Девичья весна — Анастасия Пчёлкина, повар на пассажирском теплоходе «Эльбрус»
- 1961 — Разноцветные камешки — Нина
- 1961 — Девчата — Катя, обрубщица сучьев, соседка Тоси по комнате в общежитии
- 1962 — Девять дней одного года — Нюра, сестра Гусева
- 1963 — Утренние поезда — Инка
- 1964 — Лёгкая жизнь — Маша
- 1964 — Повесть о Пташкине — Феня
- 1964 — Хоккеисты — Надя Кудрич, жена Петра
- 1965 — Верность — вдова
- 1965 — Звонят, откройте дверь — Нечаева, мать Тани
- 1965 — На завтрашней улице — Настя Буланова
- 1966 — Женщины — Анечка, работница мебельной фабрики
- 1967 — Журналист — Тамара, подруга Шуры
- 1967 — Сильные духом — Галя
- 1968 — Встречи на рассвете — Людмила, колхозница-птичница
- 1969 — Мама вышла замуж — Зина Голубева (главная роль)
- 1969 — Белый флюгер — Варвара Дорохова, мама Федьки и Карпухи
- 1970 — На пути к Ленину — Римма, секретарь ЦК ВЛКСМ
- 1971 — Телеграмма — жена новосёла, играющая на баяне и поющая песню «А где мне взять такую песню?» (нет в титрах)
- 1972 — Включите северное сияние — Мария Петровна, мама Наташи и Лёни
- 1972 — Вера, Надежда, Любовь — Глаша, подруга Веры
- 1972 — Ждём тебя, парень — Лиза Фролова, жена Гаврилы
- 1973 — Большая перемена — Валя, невеста бригадира Петрыкина
- 1974 — Большое космическое путешествие — Зоя Петровна, мама Дружинина
- 1975 — Ольга Сергеевна — Маргарита
- 1975 — Такая короткая долгая жизнь — Тамара Павловна Калугина
- 1975 — Это мы не проходили — Полина Сергеевна, мать Милы
- 1975 — Мои дорогие — Шура Петрова
- 1976 — Двадцать дней без войны — Ксения Сергеевна, бывшая жена Лопатина
- 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы — эпизод
- 1976 — Колыбельная для мужчин — Клавдия Ивановна
- 1977 — Люся — тётя Паша, участница экспедиции
- 1977 — Риск — благородное дело — камео
- 1978 — И снова Анискин — Ольга Пешева, доярка
- 1979 — Камертон — Мария Фёдоровна, мама Ганушкина
- 1981 — Плывут моржи — Зоя Дмитриевна
- 1982 — Свидание с молодостью — Люся Иванова
- 1983 — Приступить к ликвидации — Климова
- 1983 — Пробуждение — Валентина Воропаева
- 1985 — Валентин и Валентина — Рита, проводница поезда, подруга матери Валентина
- 1985 — Город над головой — Шура
- 1986 — Джигит всегда джигит — Анна Петровна, главный врач профилактория
- 1989 — Женщины, которым повезло — Антонина Михайловна, учитель словесности
- 1989 — Неприкаянный
- 1990 — Место убийцы вакантно… — жена Кныша
- 1991 — Агенты КГБ тоже влюбляются — мать Миши-Толяна
- 1991 — Семнадцать левых сапог — Марья
- 1991 — Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке — Варвара
- 1992 — Менялы — администратор гостиницы
- 1992 — Убийство на Ждановской — Ирина Евгеньевна Сергиенко, дежурная на станции «Ждановская»
- 1993 — Альфонс — продавец в колбасном отделе
- 1994 — Трень-брень — бабушка Даша
- 1997 — Ночь жёлтого быка (Туркмения)
Озвучивание мультфильмов
- 1967 — Маугли. Ракша — мать-волчица Ракша, приёмная мать Маугли
- 1971 — Маугли. Возвращение к людям — мать-волчица Ракша, приёмная мать Маугли
- 1973 — Фока — на все руки дока — Белёна
- 1973 — Детство Ратибора — Анея
- 1973 — Персей — младшая из трёх сестёр-старух Грайи
- 1973 — Сокровища затонувших кораблей —
- 1975 — Лиса и медведь — лиса
- 1977 — Последний лепесток — мама Жени
Люсьена Овчинникова, Валентин Козлов: супружеская жизнь
Несмотря на крепкие семейные узы, Валентину Козлову все же пришлось расстаться со своей первой женой. Его новой избранницей стала известная на тот момент актриса театра и кино Люсьена Овчинникова. С ней они познакомились во время очередных съемок. По словам очевидцев, у них завязался бурный роман, в конечном итоге приведший к громкой свадьбе.
Однако и этот брак не был для актера счастливым. Настали времена, когда его непростой характер перестал устраивать режиссера театра. В начале 1972 года он со скандалом ушел прочь. За ним последовала и его супруга.
Дальше было еще несколько театров, где Валентин безуспешно пытался закрепиться, но ему это так и не удалось. Супруга героя всячески пыталась поддержать мужа. Она даже старалась договариваться с режиссерами, в буквальном смысле выпрашивая для возлюбленного хотя бы маленькую эпизодическую роль. Но все было тщетно. 1972 год стал переломным моментом для карьеры обоих актеров. Валентин все чаще прикладывался к бутылке, стал вспыльчивым, нервным, и поговаривают, что иногда поколачивал жену.
Краткие сведения из биографии актера
Валентин Козлов, биография которого не столь богата событиями, родился в международный женский день — 8 марта 1937 года. Он рос в обыкновенной советской семье, не страдающей манией величия, но придерживающейся традиционных принципов морали. Валентин окончил среднюю школу, а затем долгое время учился в Ленинградском военно-механическом институте. А после его ожидали увидеть в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Д.Ф. Устинова.
Как видите, Валентин был грамотным и умным человеком, которому не чужды наука и техника. Его привлекали различные работы по проектированию и конструированию. Он всерьез увлекся инженерией и время от времени вынужден был совершенствовать свои знания и навыки.
Смерть
Люсьены Овчинниковой не стало спустя 4 месяца после смерти любимого мужа. Кроме него, близких людей у актрисы не оставалось. Тоска и полная невостребованность в любимой профессии стали главными причинами ухода артистки в лучший мир. Овчинниковой не стало 8 января 1999 года. В заключении о смерти говорилось, что официальной причиной стал оторвавшийся тромб.
Могила Люсьены Овчинниковой
Похороны прошли скромно, на поминках присутствовало несколько человек. Тело Люсьены Овчинниковой кремировали, так как денег на полноценное захоронение не хватало. Могила с прахом была установлена в колумбарии московского Введенского кладбища. Мемориальная плита оформлена скромно – фотография молодой актрисы, даты жизни и искусственные цветы.
В каких фильмах снимался Козлов?
Несмотря на свою прекрасную внешность и спортивное телосложение, Козлов не был востребован в кино. Его приглашали крайне редко. За всю свою непродолжительную актерскую деятельность его видели всего в 5 картинах, одна из которых и позволила ему окунуться в лучи славы (роль Володи Яковлева в «Неподдающихся»). Пусть это было и недолго.
Валентин Федорович играл в основном эпизодические роли. Например, он снялся в «Таинственной стене», «Седьмом путнике», «Мятежной заставе» и «Весне на Одере»
Но даже и эти роли не привлекли внимание других кинорежиссеров. Поэтому данные картины стали для героя последними, в которых он принимал участие
Минск
Утренние поезда (1963)
У нее не было денег, а хлеба в дорогу, чтобы Люсьена не голодала, ей дала подруга. Паспорт остался дома. Его папа потом передал сбежавшей дочке с поездом. В Минске Люся отправилась к своей тетке, которая там жила, а от нее — на вступительные. Но девочка опоздала.
Была середина лета, все студенты давно были зачислены, и вчерашнюю школьницу из Ашхабада никто даже не стал слушать. Но обратно к отцу Люся не поехала. Устроилась в парфюмерный магазин помощником продавца.
Через год она уже накопила немного денег и тщательно подготовилась к экзамену в театральный. Но теперь ей не хотелось оставаться в Минске — целью Овчинниковой была Москва.
В ГИТИСе, куда девушка приехала поступать, строгая комиссия долго рассматривала прибывшую барышню. Прослушав программу, ее подозвали к столу экзаменаторов. «Из какой вы семьи?», — тихо спросил председатель. «Военные мы», — почему-то шепотом ответила Люся.
Ее зачислили.
Все время обучения в театральном девушка показывала самые разные таланты, но запомнилась педагогам как яркая комедийная актриса. В этом амплуа ее и видели, пока для дипломного спектакля Люсьена не выпросила сложную драматическую роль.
В новом для себя образе она предстала просто блистательно, что повлекло за собой предложение — девушку пригласили в театр имени Маяковского.
Одна беда на двоих
Актриса мечтала о главных роляхДо середины 70-х карьера Люсьены Овчинниковой складывалась успешно. Актриса продолжала работать в театре имени Маяковского, играла в популярных фильмах, правда, преимущественно героинь второго плана. В 1973-м звезду даже удостоили звания заслуженной артистки РСФСР. Это произошло после того, как любимица зрителей появилась в эпизоде ленты «Большая перемена». Однако по-настоящему ярких ролей все не было. Люсьена Ивановна не умела выпрашивать, поэтому довольствовалась скромными работами. Все бы неплохо, но к творческой неудовлетворенности добавлялось еще и домашнее насилие. То, что в семье Овчинниковой не все гладко, знали и коллеги, и друзья. «Мы с Люсьеной вместе ходили в бассейн. Когда я однажды увидела на ее руке черные следы, сказала: «Люся, это невозможно! Разводись с ним!» Она вроде покивала. Но ничего предпринимать не стала», — рассказывала подруга звезды. В 1976 году артистка неожиданно покинула театр Маяковского. Произошло это по вине ее мужа. Валентина Козлова сократили, и Овчинникова ушла вслед за ним. Тогда ей казалось, мол, невелика потеря, ведь ролей в кино было достаточно. Но позже стало очевидно, что артистка совершила фатальную ошибку. В тот период у Люсьены Ивановны уже наметились проблемы с алкоголем. Она выпивала, глядя на мужа, который тоже не мог справиться с вредной привычкой. «Люся умела на время съемок взять себя в руки. Но в другое время, начав «угощаться», не могла сразу остановиться. Я пыталась ее ограждать от этого, предупреждала в компаниях, чтобы ей много не наливали. Но Люсю не так просто было остановить. Смотрю, как-то часто она бегает в туалет. Что такое? А она туда, оказывается, бутылочку с собой берет», — вспоминала Тамара Тур.
Тамара Тур была единственной близкой подругой Овчинниковой в последние годы жизниПагубная привычка даже стала причиной ссоры с давней приятельницей Надеждой Румянцевой. Она, заметив увлечение Люсьены Ивановны спиртным, хотела посодействовать в том, чтобы получить лечение в специализированной клинике. Однако Овчинникова резко отказала коллеге, после чего их общение сошло на нет. А вот Стас Садальский утверждает, что у звезды «Девчат» не было проблем с алкоголем. «Пьющего артиста всегда видно по отекам, жилкам на лице. У Люси была прекрасная кожа. Это миф, что она пила», — уверен актер. Стать матерью Люсьена Ивановна тоже не смогла. Друзья вспоминали, что артистку по молодости не волновали вопросы продолжения рода, лишь в последние годы жизни она стала сожалеть о том, что осталась одна. Вплоть до конца 80-х Овчинникова снималась. Хваталась за любую работу, ведь нужно было обеспечивать не только себя, но и мужа, который все чаще уходил в запои из-за нереализованных амбиций. Однако с приходом новой эпохи для страны в биографии Люсьены Ивановны тоже началась иная глава. И главной темой в ней стало забвение.
Овчинникова, Люсьена Ивановна
Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года в городе Олевске Украинской ССР в семье офицера-пограничника. В возрасте шести лет девочка лишилась матери, отец женился вновь, и Люсьена училась жить с мачехой. Отцу, в силу его профессии, часто приходилось переезжать, менять гарнизоны на Украине, в Карелии, Грузии, Туркмении. В итоге среднюю школу Люсьена окончила в Ашхабаде, столице Туркменской ССР.
С детства Люсьена мечтала стать актрисой. Когда её спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», она неизменно отвечала: «Актрисой, как Любовь Орлова», но, будучи очень застенчивой, даже не посещала школьный драматический кружок. Несмотря на это, в возрасте семнадцати лет, сразу после школы, Люсьена буквально в одном платье, без денег и паспорта (его потом поездом передал отец) сбежала из Ашхабада в Минск, где жила её тётя, чтобы попытаться поступить в Минский театральный институт. Она опоздала — к моменту её приезда экзамены уже прошли и начались занятия, которые к тому же велись на белорусском языке. Не поступив в ВУЗ, Люсьена не вернулась домой, а поступила на работу ученицей продавца в парфюмерный отдел минского универмага. В следующем году девушка поехала в Москву поступать в театральный институт.
В 1955 году окончила актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (курс народного артиста РСФСР Григория Конского).
С 1955 по 1976 годы — актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
С 1976 по 1983 годы работала в Московском литературно-драматическом театре Всероссийского театрального общества (ВТО).
В 1985—1986 годах — актриса Ашхабадского русского драматического театра.
В 1990-е годы (состояла в труппе) служила в Государственном театре киноактёра в Москве.
Дебютом Люсьены Овчинниковой в кино стала органично сыгранная роль деревенской девушки Нюрки Макаровой
в фильме «Отчий дом» (1959) режиссёра Льва Кулиджанова.
Всесоюзную популярность принесла актрисе роль Кати
в фильме «Девчата» (1961) режиссёра Юрия Чулюкина. В этом фильме героиня Овчинниковой Катя исполнила в дуэте с героем Николая Погодина Сашкой-гармонистом ставшую впоследствии популярной песню «Старый клён» композитора Александры Пахмутовой и поэта Михаила Матусовского.
После роли в фильме «Девчата» режиссёры начали активно приглашать актрису на роли второго плана и эпизодические роли: «Девять дней одного года» (1962), «Утренние поезда» (1963), «Верность» (1965), «Журналист» (1967) и другие.
Свою первую главную роль Люсьена Овчинникова сыграла в производственной драме режиссёра Фёдора Филиппова «На завтрашней улице» в 1965 году. Её героиня Настя Буланова работает на стройке гидроэлектростанции, но у Насти проблемы от разгульного характера и пьянства. При помощи секретаря парткома и добрых советских людей, Настя встаёт на путь исправления.
В 1969 году Люсьена Овчинникова сыграла ещё одну главную роль в кино — роль Зины Голубевой
в фильме режиссёра Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». Плита колумбария актрисы Люсьены Овчинниковой на Введенском кладбище Москвы. В 1973 году, после исполнения эпизодической роли Вали, невесты Петрыкина,
в советском телевизионном многосерийном фильме «Большая перемена» (1972—1973), Люсьене Овчинниковой было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».
Кроме того, актриса снималась в советских сатирических киножурналах «Ералаш» и «Фитиль», озвучивала мультфильмы.
Люсьена Овчинникова скончалась 8 января 1999 года в Москве на 68-м году жизни, всего на четыре месяца пережив своего мужа Валентина Козлова. Причиной её смерти стал оторвавшийся тромб. Похоронена актриса 12 января 1999 года на Введенском кладбище в Москве (колумбарий).
Три мужа и скоротечность счастья
В реальной жизни актриса имела большую популярность у мужчин. Еще бы: красавица, талантище, и при этом – ни капли заносчивости, холодности. В жизни как и ее экранные героини, Овчинникова была веселой, легкой и уютной. Вот только создать счастливую, надежную семью у нее так за всю жизнь и не получилось. Все ее официальные и неофициальные браки были словно с надломом: если счастье и было, то ненадолго.
Съемки кинофильма Валентин и Валентина по одноименной пьесе Михаила Рощина. Режиссер Георгий Натансон. Проводница Рита – актриса Люсьена Овчинникова (справа), проводница Лиза (мать Валентина) – актриса Нина Русланова. Фото Валентин Мастюков /Фотохроника ТАСС/
Первый раз Люсьена влюбилась еще во время учебы на старших курсах. Ее избранником стал студент режиссерского факультета того же вуза Владимир Храмов. В отличие от легкой и неконфликтной Люсьены, ее избранник имел довольно сложный характер, умудрялся поссориться даже с самыми неконфликтными людьми. Она часто мирила его с коллегами и друзьями. Актриса очень уважала своего гражданского мужа, прислушивалась к его советам. Но в результате настоящей семьи у них так и не получилось. Подруга актрисы Тамара Тур вспоминала:
Постепенно они с Владимиром Храмовым отдалились друг от друга, и через несколько лет мирно расстались.
Вторым гражданским мужем актрисы стал коллега, актер Театра Маяковского красавец Александр Холодков. Он невероятно красиво ухаживал за ней, делал сюрпризы, бросался вслед за Люсьеной, когда она уезжала на съемки. Правда, предложения так и не сделал, хотя они много лет жили вместе и все в театре считали их мужем и женой. Однако в какой-то момент их пара превратилась в любовный треугольник: третьей стала актриса того же театра Вера Орлова, с которой у Холодова вспыхнул роман.
Актер скончался в 1965 году. Вера Орлова и Люсьена Овчинникова вместе стояли у гроба любимого человека, принимая соболезнования от друзей и знакомых.
Перенести утрату Люсьене Овчинниковой помог актер Валентин Козлов, который в этот трудный период оказался рядом и за которого она впоследствии вышла замуж.
Оба они продолжали служить в Театре Маяковского. Правда, Валентин Козлов ни в театре, ни в кино никогда так и не смог стать таким же популярным актером, как его звездная жена. И это очень беспокоило его. Он чувствовал себя униженным, не мог простить ей популярность, успех, поклонников. Стал ревновать жену, а потом пристрастился к алкоголю.
К слову, для ревности у него были основания – Люсьена действительно могла иногда увлечься своими экранными партнерами. Так, в 1969 году во время съемок фильма «Мама вышла замуж» у нее вспыхнул роман с Олегом Ефремовым. Актриса Тамара Тур так вспоминала об этом:
Кадр из х/ф Мама вышла замуж, реж. Виталий Мельников, 1969 г.
Так или иначе, но в этом браке Люсьена Овчинникова и Валентин Козлов прожили до конца его жизни – целых 32 года. Друзья говорили, что они не были очень счастливой парой, муж все больше пил, не был востребован как актер и тяжело переживал это.
Она же хваталась за любую работу: ведь надо было зарабатывать себе и мужу на жизнь. Несмотря на то, что ее узнавали на улице, звание заслуженной артистки РСФСР ей дали только в 42 года, после роли в фильме «Большая перемена».
кадр из х/ф Большая перемена, реж. Алексей Коренев, 1972 г.
Вслед за уволенным за пьянку мужем она покинула Театр им. Маяковского и играла то в ВТО, то в Ашхабадской «драме». Наконец стала числиться, а не играть в печально знаменитом Театре киноактера, который называли «кладбищем живых звезд». Тем более что наступало тяжелое для всех время: рушился Союз, платили копейки, хорошее кино снимать почти перестали.
Женская судьба знаменитой актрисы складывалась совсем не так безоблачно, как ей приписывала народная молва. Принимая многочисленные комплименты от поклонников, ловя на себе их влюбленные и восхищение взгляды, она так мечтала о простом женском счастье, крепкой семье, детях. Она ждала внимания, заботы и теплоты от того, в кого влюблялась. Ее женственных героинь с лучистыми глазами обожала вся страна, а проводить в последний путь заслуженную артистку пришли всего несколько человек.
«Ой, девчонки, какая же я счастливая!»
Жизнь Люсьены Овчинниковой перевернулась после «Девчат», где она сыграла Катю. Именно после этого фильма режиссеры стали активно приглашать ее в кино. А много лет спустя, когда работы стало меньше, «Девчата» начали кормить актрису. Она возила комедию по городам и весям и пела полюбившийся многим «Старый клен»…
К сожалению, близких людей, которые сегодня могли бы рассказать о Люсьене Ивановне, не осталось. Детей у нее не было… Удалось разыскать Валерию Ивановну, которая представлялась сестрой Люсьены Ивановны, а на самом деле оказалась дальней родственницей. Они виделись примерно раз в год. Но встретиться ради материала о замечательной актрисе Овчинниковой Валерия Ивановна не сочла нужным. Да и по телефону была не очень любезна: «Хороший она была человек… Да, встречались… Нормальные были отношения…»
Статья по теме
Фильм «Девчата»: жизнь на экране и вне его Давняя подруга актрисыТамара Петровна Тур была более разговорчивой, хотя тоже едва ли не после каждого вопроса вздыхала: «Не хочу об этом рассказывать». Ее понять можно: Люсьена Ивановна приехала в Рождество посмотреть на Тамариных внучат. И умерла на руках у подруги. Тамара Петровна сравнивала Люсьену Овчинникову с другой актрисой из «Девчат»: Надеждой Румянцевой. Мол, та и более энергичной была, и материально лучше обеспечена…
— Люсьена тоже могла достичь более высокого уровня, — считала Тамара Петровна. — Но заработала лишь жалкую пенсию. Она всегда говорила, не надо ей ни шуб, ничего… Всего на четыре месяца пережила мужа… Детей не было, аборты, конечно, делала, как все женщины… Хозяйкой была плохой…
Актриса и сама признавалась, что поначалу даже яйца не могла сварить. Первым ее супругом стал режиссер Владимир Храмов. Люсьене тогда было 23. «Много, — сказала Тамара Петровна. — Таких девушек перезрелками называли». Жизнь с ним не заладилась: супруги расстались. Люсьена Ивановна вышла замуж ещё раз, но вскоре овдовела. Третий брак был самым долгим (говорят, актриса прожила с мужем 32 года) и на первый взгляд удачным. Валентин Федорович Козлов снимался в картине «Неподдающиеся», служил в «Ленкоме», в Маяковке. Но отовсюду его выгоняли…
Люсьена Овчинникова и Надежда Румянцева в фильме «Девчата», 1961 г. Фото: www.globallookpress.com
Сбежала из дома, чтобы стать «Любовью Орловой»
Еще в детстве на вопрос, кем ты хочешь стать, Люсьена уверенно отвечала: «Любовью Орловой!». Только так – стать актрисой и непременно самой знаменитой, а как же иначе?
При этом родители девочки были далеки от театра. Люсьена родилась в семье офицера-пограничника. Звучное и необычное имя ей дала мама, которая умерла, когда девочке было всего шесть лет. Отец через какое-то время женился во второй раз, и Люсьене пришлось привыкать к новой маме и сводной сестре. Впрочем, никакой сказки про злую мачеху в ее жизни не было: семья жила вполне дружно.
Вслед за отцом семья Овчинниковых часто переезжала. Люсьена успела пожить в гарнизонах Украины, Карелии, Грузии и Туркменистана. За свое детство она по много раз пересмотрела все фильмы с Любовью Орловой и вообще все кино, которое привозили в гарнизонные клубы. Тем более что там его крутили бесплатно. Как не похожа была экранная жизнь на то, что девочка видела вокруг. Ее желание стать актрисой крепло с каждым годом.
Аттестат Люсьена Овчинникова получила в Ашхабаде. Но продолжать учиться в Туркмении ей не хотелось, а отпускать дочку в Москву – поступать в институт – не соглашался отец.
Правда на вступительные экзамены в Минский театральный институт Люсьена опоздала. Но и возвращаться домой не захотела: устроилась работать.
Ссылки
- [www.ruskino.ru/acter/forum.php?aid=832&class=star Овчинникова Люсьена Ивановна, актриса.] // ruskino.ru
- [akter.kulichki.com/publ/ovchinnikova_l.htm Как они умерли. Люсьена Овчинникова (1931—1999).] // akter.kulichki.com
- [animator.ru/db/?p=show_person&pid=1231 Овчинникова Люсьена Ивановна.] // animator.ru
- [www.tv-ostankino.ru/archivecultfigures?id=24 Люсьена Овчинникова в телепрограмме «Кумиры».] // tv-ostankino.ru
- [fotki.yandex.ru/next/users/biseregg/tag/%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%91%D1%80%D1%8B%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE/album/196699/view/76918?page=4&search-author=biseregg ФОТО. Люсьена Овчинникова на советской почтовой открытке (издание Бюро пропаганды советского киноискусства, 1973 год).] «Яндекс.Фотки» // fotki.yandex.ru
- [www.liveinternet.ru/users/3199390/post290556308/ ВИДЕО. Художественные фильмы с участием Люсьены Овчинниковой «Отчий дом» (1959), «Девичья весна» (1960), «Мама вышла замуж» (1969) и документальный фильм Валентины Пимановой «Люсьена Овчинникова. Жизнь в ожидании любви» (2008).] Портал «LiveInternet» // liveinternet.ru (nadia obo)
Работа и первые карьерные перспективы
После получения высшего образования Валентин Козлов решил опробовать свои знания на практике. Для этого в 1939 году он устроился работать в один из цехов Ленинского металлического завода. Там он проработал вплоть до 1943 года. За это время ему удалось пройти длинный и тернистый путь, взбираясь по крутой карьерной лестнице. Сначала он занимал должность простого инженера. Затем в его обязанности вошло и проектирование, из-за чего к его должности приставили дополнение «конструктор».
Позднее Валентин Козлов получил повышение и стал начальником отдела и подотдела. А после его ожидала должность заместителя начальника конструкторского бюро. И это был вполне ожидаемый взлет талантливого и упорного человека, кем и был наш герой. По словам его коллег, Валентин Федорович славился своим пытливым умом, трезвой рассудительностью и невероятным трудолюбием. Немного позднее все эти навыки ему пригодились при работе в НИИ.
Детство актрисы
Отец Люсьены – офицер-пограничник – сменял один гарнизон за другим, а семья была вынуждена следовать за ним. Мать девочки умерла, когда ей было всего шесть лет, вскоре отец нашел новую жену, которой стала простая добрая женщина. Несмотря на то, что мачеха любила ее, девочка часто страдала от одиночества.
Постоянные переезды не позволяли Люсьене привыкнуть к новой школе, завести настоящих друзей. Как только она сближалась с кем-то, тут же приходилось сменять место жительства, и все начиналось заново. Одно оставалось неизменным – киноленты, которые демонстрировались во всех Домах офицеров. Именно там Люсьена впервые увидела Любовь Орлову, которая стала ее кумиром на всю жизнь.
Ничего странного не было в том, что и первую свою любовь девочка увидела на экране, а не в жизни. Ею стал Евгений Самойлов, уже известный в то время актер. Разве могла она тогда предположить, что совсем скоро будет играть с ним на одной сцене?
«Из какой вы семьи, девочка?»
Через год она отправилась в Москву – поступать в ГИТИС. О вступительных экзаменах актриса впоследствии вспоминала так:
Ей посчастливилось учиться на курсе народного артиста РСФСР Григория Конского, среди выпускников которого – прославленные Людмила Касаткина, Марк Захаров, Владимир Коренев, Станислав Садальский и многие другие. Вуз девушка окончила в 1955 году. Причем на дипломном спектакле ей удалось переломить бытовавшее среди преподавателей мнение, что ее амплуа – комедийная актриса. Девушка блестяще исполнила главную роль в пьесе Арбузова «Таня» – о женщине, которая берет судьбу в свои руки.
После окончания учебы ее пригласил в Театр им. Маяковского главный режиссер Николай Охлопков, который сам некогда окончил ГИТИС и внимательно следил за талантливыми студентами родного вуза. В этом театре она проработала целых 18 лет и сыграла почти три десятка ролей.
15 мая 1960 г. Народный артист СССР, главный режиссер Московского академического театра имени Маяковского Николай Павлович Охлопков на вечере, посвященном своему 60-летию, с актрисами театра. В центре на втором плане актрисы Люсьена Ивановна Овчинникова и Светлана Владимировна Немоляева (слева направо). Александр Коньков/ТАСС
Она создала на сцене целую галерею разноплановых и непохожих друг на друга образов – от Любы Шевцовой из «Молодой гвардии» до Клеопатры из «Думы о британке». Зрители скоро оценили молодую актрису: она играла интересно, используя широкий диапазон красок и приемов, всякий раз проживая на сцене целую жизнь своих героинь – как будто на едином глубоком вдохе.
Среди зрителей у Люсьены Овчинниковой появилось множество поклонников, которые специально брали билеты на спектакли, где играла именно она. Но судьба сложилась так, что всесоюзную известность она получила благодаря кинематографу.
Последние дни в браке
В 1973 году супружеская пара, которой так и не удалось завести детей, получила небольшую квартиру в столице. После переезда они стали активно искать работу. Валентину удалось устроиться на должность преподавателя в Московский лесотехнический университет, где он рассказывал студентам о принципах работы различных приборов и механизмов. В кино и театр его больше не звали, а заработанных денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами.
В один из дней Валентин удалился в ванную, откуда так и не вышел. 30 августа 1998 года герой умер. Для его супруги это стало настоящим ударом и большой трагедией. Но большинство неприятностей было связано с отсутствием денег. Как оказалось, у Овчинниковой не было возможности даже организовать скромные похороны. На помощь ей пришел Станислав Садальский. Сама Люсьена пережила своего бывшего мужа всего на четыре месяца. Вот так и окончилась трогательная и печальная жизнь непризнанного актера Валентина Козлова и его известной супруги.