Вдова юрия любимова: «к сыну он никогда не проявлял интереса»
Содержание:
Детство и юность
Родился маленький Юра в 1917 году в Ярославле. В стране во всю гремела революция, но купеческая семья Любимовых жила довольно хорошо. Родители Юрия были людьми образованными: Пётр Любимов был выпускником коммерческого училища, мать выучилась на педагога, и работала в начальной школе.
В 1922 году они переезжают жить в Москву, где отец будущего артиста открывает торговую лавку по продаже зарубежной сельди в Охотном ряду. В конце 20-х годов Любимого-старшего обвиняют в нетрудовых заработках, и лишают его всех прав гражданина страны.
Далее следуют многочисленные аресты и допросы. Для безопасности своей семьи, Пётр Любимов разводится с супругой. Жена с детьми еле сводит концы с концами, выжить помогали многочисленные родственники.
Школьник Юрий смог закончить только 7 классов, продолжить обучение он не мог из-за отца. Чтобы получить рабочую специальность, будущий драматург поступает в техникум. Но искусство лицедейства манит молодого парня всё сильнее. С детства он запомнил спектакль с великолепной игрой К.Станиславского.
Любимов решает поступить в театральную студию 2-го МХАТа. Став студентом, он дебютировал на сцене в 1935 году, исполняя крошечную роль в постановке «Мольба о жизни». Так, Юрий Любимов начал свой творческий путь.
О личной жизни
Юрий Любимов официально вступал в брак 3 раза. Впервые он женился ещё в студенческие годы, но супруги через некоторое время расстались.
Второй женой режиссёра была балерина Ковалёва Ольга Евгеньевна. В этом браке родился сын Никита, но и этот союз был недолговечным.
С 1959 по 1975 годы Юрий Петрович жил в гражданском браке с известной актрисой советского кино Целиковской Людмилой, которая была высокого мнения о таланте супруга.
Людмила Целиковская
В 1978 году мэтр театра познакомился в Венгрии на гастролях с журналисткой Каталин Кунц, которая стала его третьей официальной женой. В этом браке в 1979 году появился на свет сын режиссёра – Пётр.
С Каталин Кунц и сыном Петром
Детство и юность
Михаил Петрович родился 27 мая 1934 года в Днепропетровске. Именно в день и год, когда новорожденный Миша издал первый крик, в Советском Союзе ввели звание «Заслуженный мастер спорта».
Михаил Любимов в молодости (в центре)
В детстве украинские сверстники дразнили Любимова «Геббельсом». Мальчик большеголовостью напоминал карикатуру Кукрыниксов на главного нацистского идеолога. Во время войны Михаила с матерью эвакуировали в Ташкент.
В 11 лет в биографии Любимова произошла трагедия — умерла мать Миши Людмила Вениаминовна. Переживания не помешали юноше окончить школу в Куйбышеве с золотой медалью и поступить в Московский институт международных отношений.
Театр
После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым, оформленных художниками В. Рындиным, К. Юоном, Н. Акимовым, В. Дмитриевым… Среди его ролей:
- Олег Кошевой («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947 г.),
- Крис («Все мои сыновья» А. Миллера, 1948 г.),
- Шубин («Накануне» И. Тургенева, 1948 г.),
- Кирилл Извеков (сценическая дилогия по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, 1950 и 1951 гг.),
- Тятин («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1951 г. — Государственная премия СССР 1952 г.).
В 1951 году Ю. Любимов принимает от Р. Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), а в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.). На сцене вахтанговского театра Ю. Любимов играет Треплева («Чайка» А. Чехова, 1954 г.), одну из самых загадочных ролей мирового репертуара, первым исполнителем которой в легендарном спектакле МХТ был молодой В. Мейерхольд. Кроме того, в репертуаре актера Ю. Любимова Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1956 г.) и Моцарт («Маленькие трагедии» А. C. Пушкина, 1959 г.).
В 1954 году Ю.П. Любимов получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Юрий Петрович признавался, что в бытность свою актером не придавал те атру политического значения. Правда, однажды, будучи еще совсем молодым человеком и к тому жепредседателем молодежной секции Всероссийского театрального общества,на одном из совещаний он заявил, что «наши театры все подстрижены, как английский газон» – и немедленно потерял свой пост председателя.
О том, что Любимов испытывал некоторую неудовлетворенность своим положением и классической манерой игры, говорит, например, то, что уже будучи зрелым артистом, он два года ходил на семинар к режиссеру, педагогу и некогда ближайшему ученику Станиславского Михаилу Николаевичу Кедрову. Там досконально изучал метод Станиславского, который для советской сцены стал каноническим. Начало преподавательской деятельности Любимов объяснял неудовлетворенностью своего положения: «…последние годы, когда я играл, я почувствовал, что тупею, что мне очень не нравится, как я работаю. Я стал ощущать, что очень плохо обучен своему ремеслу. Ну и, может быть, это самомнение, мне стало казаться, что я все-таки могу помочь молодым своим коллегам — кто хочет заниматься этой профессией — все-таки на своем опыте я понял просчеты какие-то в образовании — в актерском, специальном. Хотя у меня были хорошие очень педагоги: Мартьянова, Белокуров, Чебан, Бирман, Гиацинтова, Тарханов, Толчанов, Захава, Щукин» («Рассказы…» С.204).
Лишение гражданства
В марте 1984 года Ю.П.Любимова освобождают от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным К. Черненко, лишают советского гражданства.
«Мир облагодетельствован его изгнанием» — так была оценена в западной прессе работа Любимова за рубежом. Постановки «Преступления и наказания» Ф.Достоевского в Австрии, Англии, США, Италии были удостоены высших театральных премий, в том числе в Австрии — Премии Иозефа Кайнца. Спектакль «Бесы» по роману Ф.Достоевского, поставленный в лондонском театре Альмида, гастролировал по всей Европе, в частности, по приглашению Д.Стрелера — в парижском Театре Европы (1985).
Получив приглашение И.Бергмана, Ю.Любимов ставит в стокгольмском Королевском драматическом театре спектакли «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988). Создает «Ревизскую сказку» по Н.Гоголю (1986, Бургтеатр, Вена), «Закат» по И.Бабелю (1986, театр «Габима», Тель-Авив), «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина (1986, Королевский драматический театр, Стокгольм), «Гамлет» по У.Шекспиру (1989, театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания; 1989, театр Гинза, Токио).
Не менее плодотворной была его работа в оперном театре: «Саламбо» М.Мусоргского (1986, Гранд Опера, Париж); «Лулу» Берга (1983, театр Реджио, Турин; 1987, Лирик опера, Чикаго); «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1983) и «Риголетто» Дж. Верди (1984), Театр Коммунале, Болонья; «Фи-делио» Л. Бетховена (1985, Штатсопер, Штутгарт); «Мастер и Маргарита» Р. Кунада (1986, Оперный театр, Карлсруэ); «Енуфа» Л. Яначека (1986, цюрихский Оперный театр и лондонский Ковент Гарден); 1993 — боннский Штатсопер); «Евгений Онегин» П. Чайковского (1987, Штатсопер, Бонн); «Тангейзер» Р.Вагнера (1988, Штатсопер, Штутгарт); «Золото Рейна» Р. Вагнера (1988, Ковент Гарден, Лондон). Кроме того, в миланском Ла Скала режиссер воплотил «Страсти по Матфею» И.С. Баха (1985).
Детство и юность
Павел Григорьевич Любимов родился в Москве за 3 года до начала Великой Отечественной войны. О раннем детстве будущего режиссера, названного в честь дедушки, известно мало. Мальчика, с малолетства сочинявшего стихи и рассказы, обожали бабушка, мама Лера – будущий редактор киностудии юношеских фильмов и тетя Люда, профессиональный кинокритик.
Павел Любимов в молодости / Кино-театр
Планы Павла на поступление в Институт иностранных языков сменились желанием стать кинорежиссером после трагического происшествия – на глазах юноши от огнестрельного ранения погиб его товарищ. Кинодебют молодого постановщика – фильм «Тетка с фиалками» – удостоился премии на Краковском фестивале.
Личная жизнь
Личная жизнь советского разведчика была почти такой же насыщенной, как у его вымышленного британского коллеги Джеймса Бонда. В молодости будущий писатель взял в жены сверстницу — актрису театра имени Николая Гоголя Екатерину Вишневскую. В браке родился единственный сын Михаила Петровича — Александр. Благодаря двум супругам отпрыска, Любимов-старший сейчас дедушка с 4 внуками.
Первая сноха Михаила Петровича — Татьяна Пушкина. Она родила внучку Катю, последовавшую по стопам бабушки, в честь которой была названа. Екатерина Любимова служит в Театре имени М. Н. Ермоловой. Девушка снялась в лентах «Явные тайны», «Школьный стрелок» и «Никто не умирает по утрам». Вторая сноха Михаила Петровича — преподаватель японского языка Наталья Кунникова — подарила Александру Любимову 3 сыновей — Кирилла, Олега и Константина.
Во время первого брака у разведчика был непродолжительный роман с советской кинозвездой Натальей Фатеевой. Доводилось Любимову-старшему применять мужское обаяние и для выполнения служебных заданий, в частности соблазнять даму-агента ЦРУ.
Однако не измены стали причиной первого развода Михаила Петровича. Екатерине Павловне наскучила сытая жизнь в Лондоне, женщина хотела блистать на российских подмостках. Именно Вишневская подала документы на расторжение брака. Удивительно, но Михаил Петрович остался в дружеских отношениях как с Фатеевой, так и с бывшей первой супругой. Любимов был и приятелем второго мужа Екатерины Павловны.
Михаил Любимов с женой и внучкой
Второй развод — с сотрудницей издательства Тамарой — также обошелся без скандалов, но стоил Михаилу Петровичу карьеры. Глава КГБ Владимир Крючков предлагал Любимову вернуться к жене, но уроженец Днепропетровска уже видел себя писателем, а не разведчиком, он был даже рад отставке.
Третий брак Михаила Петровича оказался прочным и гармоничным. С женой Татьяной Сергеевной бывший резидент живет уже 4 десятилетия. Любимцем семьи является огромный черный кот, фото с которым стали визитной карточкой литератора.
Служба в разведке
Отец Михаила — сотрудник ОГПУ Петр Любимов, во второй половине 40-х годов XX века возглавлявший СМЕРШ в Прикарпатье, был против того, чтобы сын связывал судьбу со шпионажем. Но молодой человек, считавший разведку «оплаченной формой наслаждения», был непреклонен в своем выборе и в 1959 году начал работать в Первом главном управлении КГБ.
В начале 60-х годов ХХ столетия Михаил Петрович, занимая должность второго секретаря советского посольства в Лондоне, покорял британских знакомых умением с шармом одеваться и беседами о симпатиях к западным ценностям и европейской культуре. Молодой дипломат получил прозвище Улыбающийся Майк. Однако доброжелательная улыбка и галстуки помогали Любимову входить в доверие и добывать необходимую Советскому Союзу информацию.
В 1965 году Михаила Петровича выслали из Лондона. Впоследствии Любимов занимался разведкой в Дании, работал и возглавлял в КГБ организацию шпионской сети в Великобритании. В 1980 году уроженец Днепропетровска вышел в отставку.
Детство и юность
Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.
Юрий Любимов
В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.
Юрий Любимов в молодости
Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.
Режиссура
Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К. С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.
Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. «Добрый человек из Сезуана» стал поистине революцией в театральном искусстве.
На сегодняшний день Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке около 50 спектаклей. С момента рождения Театр на Таганке Юрия Любимова стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). Членами художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров, такие известные писатели и поэты как А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов, кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов.
Над созданием спектаклей Ю. Любимов работал с композиторами:
- Д. Шостаковичем («Павшие и живые», «Жизнь Галилея»),
- А. Шнитке («Ревизская сказка», «Турандот или Конгресс обелителей», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)»,
- Э. Денисовым («Послушайте!», «Живой», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Дом на набережной», «Три сестры», «Самоубийца», «Медея», «Подросток»),
- С. Губайдулиной («Перекресток», «Электра»),
- Н. Сидельниковым («Бенефис», «Деревянные кони»),
- В. Мартыновым («Братья Карамазовы», «Марат и маркиз де Сад», «Шарашка», «Хроники», «Евгений Онегин», «Театральный роман», «Сократ/Оракул», «Фауст») и др.;
с художниками:
- Б. Бланком («Добрый человек из Сезуана», «Евгений Онегин», «Театральный роман»),
- Д. Боровским («Живой», «Мать», «Час пик», «Что делать?», «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Под кожей Статуи Свободы», «Товарищ, верь…», «Деревянные кони», «Пристегните ремни», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Перекресток», «Преступление и наказание», «Турандот, или Конгресс обелителей», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Самоубийца», «Электра», «Медея», «Шарашка»),
- Э. Стенбергом («Антимиры», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Бенефис», «Мастер и Маргарита»),
- Ю. Васильевым («Павшие и Живые», «Пугачев», «Мастер и Маргарита»),
- Э. Кочергиным («Ревизская сказка»),
- С. Бархиным и М. Аникстом («Тартюф», «Мастер и Маргарита»),
- Ю. Кононенко («Три сестры»), А. фон Шлиппе («Живаго (Доктор)», «Подросток»),
- А. Фрейбергсом («Хроники»),
- В. Бойером («Марат и маркиз де Сад»),
- Б. Мессерером («Фауст») и другими.
К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Ж. Вилар посещал Театр на Таганке и дал очень высокую оценку его стилю и эстетике. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).
В 1974 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Ю. Любимов ставит балет «Ярославна» на музыку Б. Тищенко. А в 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго.
Творчество
До перестройки бывший разведчик опубликовал 2 пьесы, поставленные в советских театрах. Когда Михаил Горбачев объявил о необходимости расширения гласности, Любимов начал печататься в рупорах «нового мышления» — газете «Московские новости» Егора Яковлева и журнале «Огонек», возглавляемого Виталием Коротичем.
Михаил Любимов и Александр Любимов / «Аргументы и факты»
Фурор произвел роман Михаила Петровича «Жизнь и приключения Алекса Уилки, шпиона». Непринятие литератором рыночных реформ Бориса Ельцина и Егора Гайдара отразилось в произведении-мистификации Любимова «Операция «Голгофа»», сюжет которого строится вокруг «секретного плана КГБ» ввергнуть Россию в ужасы дикого капитализма, чтобы народ попросил о реставрации опостылевшего в эпоху Леонида Брежнева социализма.
Популярностью пользовались книги бывшего разведчика «Шпионы, которых я люблю и ненавижу» и «Путеводитель КГБ по городам мира». Прототипом антигероя «Выстрела», второй части романа Михаила Петровича «И ад следовал за ним», стал перебежчик Олег Гордиевский, долгие годы работавший заместителем Любимова. Из-за рассекречивания предателем советской агентурной сети свыше 3 десятков агентов Москвы, работавших в Великобритании под прикрытием, были объявлены персонами нон-грата.
Новый период
В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу, а «зрительский интерес остался неизменным». «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», — написала «Российская газета».
23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце. Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.
На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.
Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина. Чтобы максимально удовлетворить интерес зрителей к спектаклю, 16 июня 2013 года состоялась прямая трансляция «Князя Игоря» на собственном канале ГАБТ на YouTube, а также на телеканалах Mezzo (Франция) и «Культура» (Россия).
С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.
20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольер, где Любимов стал автором либретто(музыка Владимира Мартынова) болезнь помешала осуществить постановку. Спектакль поставил режиссёр Игорь Ушаков по просьбе самого Юрия Петровича.
2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность». Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40, во сне, на 98-м году жизни. 8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище Москвы.
Фильмы
На рассказ «Женщины», опубликованный в журнале «Знамя», внимание начинающего режиссера обратила тетя Люда. Автор произведения – дальняя родственница Владимира Ильича Ленина – Ирина Велембовская работала школьным дворником и не могла поверить, что незамысловатая история трех работниц мебельной фабрики будет экранизирована, даже не тратила полученный гонорар
Картина Павла Любимова открыла писательнице дорогу в кинематограф, в последующие годы были экранизированы повести Велембовской «Сладкая женщина» и «Молодая жена».
Нина Сазонова и Инна Макарова (кадр из фильма «Женщины»)
Фильм «Женщины», снятый в Ярославле и его окрестностях, подарил зрителям 2 музыкальных шлягера авторства Яна Френкеля – «Вальс расставания» («Нам расставаться настала пора») и «Любовь-кольцо», а также знакомство с молодой артисткой Галиной Яцкиной, снявшейся до этого только в одной ленте. Две другие женские роли исполнили звезда советского кино Инна Макарова и опытная актриса Нина Сазонова, ранее блиставшая преимущественно в эпизодах. Основной слоган картины:
Через 11 лет после «Женщин» героиней картины Любимова снова стала юная мать-одиночка. Лента «Школьный вальс», в которой главную отрицательную роль исполнила «принцесса» из «Обыкновенного чуда» – молодая актриса Евгения Симонова, произвела фурор. Впервые в советском кинематографе результатом школьного романа стала беременность.
Елена Цыплакова (кадр из фильма «Школьный вальс»)
Артистка Елена Цыплакова, сыгравшая волевую, не побоявшуюся оставить ребенка Зосю, до участия в «Вальсе» уже перевоплощалась в школьниц в фильмах Динары Асановой. Роль отца Зоси исполнил Юрий Соломин, с братом которого – Виталием Соломиным, проснувшимся знаменитым после премьеры «Женщин», в 80-х годах у Цыплаковой случился любовный роман. К сожалению, из-за болезни артистка, в отличие от своей героини, не смогла познать радость материнства.
Артист Сергей Бачурский, сыгравший в «Школьном вальсе» рабочего парня Сашу, обиделся на Павла Любимова: густая шевелюра 20-летнего актера по решению режиссера смазывалась вазелином и в кадре выглядела неопрятно. Роль юного соблазнителя Гоши Кораблева стала единственной звездной работой кинодебютанта Сергея Насибова. В 2014 году артист говорил о намерении снять продолжение ленты.
Георгий Юматов (кадр из фильма «Второй раз в Крыму»)
В картине Павла Любимова «Второй раз в Крыму» актер Георгий Юматов исполнил роль, очень похожую на сыгранную в культовом фильме «Офицеры». Юматовский персонаж – вновь генерал, потерявший во время войны сына. Вместе со звездой снялась его супруга Муза Крепкогорская. Любимовский фильм «Следопыт» по мотивам произведения Фенимора Купера стал последним в кинокарьере Андрея Миронова. Не успев озвучить роль Санглие, артист скончался на гастролях в Риге.
Павел Любимов срежиссировал 2 десятка сюжетов для юмористического киножурнала «Ералаш», а также снялся в музыкально-телевизионном представлении Юлия Гусмана «Что такое Ералаш?», посвященном 10-летию киноальманаха для детей.
Михаил Любимов сейчас
Несмотря на пожилой возраст и пандемию коронавирусной инфекции, бывший разведчик плодотворно провел 2020 год. Издательский дом «Аргументы недели» в 2020-м выпустил расширенную и обновленную версию романа Любимова-старшего «Декамерон шпионов. Записки сладострастника».
В связи с выходом книги в сентябре автор дал одноименной газете развернутое интервью, в котором высказался в том числе об отравлении Алексея Навального. Публицист сообщил, что с большим уважением относится как к борьбе с коррупцией, так и к фонду Алексея Анатольевича, однако считает, что покушение на Навального и муссирование слухов о нем выгодно только врагам России.
В декабре 2020-го Любимов стал гостем программы Бориса Корчевникова «Судьба человека». Писатель поделился с телезрителями подробностями жизни и творчества, в частности рассказал, что является страстным коллекционером артефактов, хранит деловые и любовные записки.
Карьера переводчика. Последние годы жизни
В 1994 году Павел Григорьевич завершил работу над своей последней кинокартиной – «Призрак дома моего», где он выступил в роли не только режиссёра, но и сценариста. После этого он оставил работу в кино: распад Советского Союза и происходящие в стране политические и экономические катаклизмы вызвали творческий кризис у многих деятелей искусства начала 90-х годов ХХ века.
Уйдя с киностудии, Любимов занялся литературными переводами на русский язык произведений современных американских и английских писателей. Всего им было переведено свыше 25 книг, среди которых «Котёл» Ларри Бонда, романы Рут Ренделл и Барбары Картленд и другие. В 2000-м году Любимову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
В 2008 году Павел Григорьевич выступил борцом за справедливость: его, как и многих других деятелей кинематографа, возмущала ситуация, при которой авторские выплаты при показе фильма получали сценаристы и композиторы, но не режиссёры, поскольку они не считались авторами кинокартины. Он подал иск в Конституционный суд России, судебная тяжба тянулась два года, но выиграть дело Любимову не позволила смерть.
Последние несколько лет жизни режиссёр страдал от рака лёгких. 23 июня 2010 года он скончался. Перед смертью Любимов просил, чтобы его похороны прошли тихо, скромно, без торжественных панихид и громких речей. Прощание с Павлом Любимовым состоялось в Митинском крематории, а похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с могилой матери и тёти.
Лишение гражданства и вынужденная эмиграция
В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год) и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова (1983 год).
Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в том же году в газете «Times» интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.
В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно и оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко.
После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).
Запад с удовольствием принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.
Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста.