Фаина раневская: ироничный образ бытия, всенародная любовь и несчастная личная жизнь великой актрисы
Содержание:
Детство
Настоящие имя и фамилия актрисы Фельдман Фанни Гиршевна. Фаина появилась на свет в городе Таганроге 27 августа 1896 года. Еврейская семья Фельдманов была состоятельной.
Отец, Фельдман Гирш Хаимович, был уроженцем небольшого городка Смиловичи, который располагался в Игуменском уезде Минской губернии. Он был довольно влиятельным фабрикантом, имел предприятие по производству масляных и сухих красок, магазин, где торговали строительными материалами, несколько складов и жилых домов и даже пароход «Святой Николай». В ведомстве учреждений императрицы Марии Гирш Хаимович являлся почётным членом. Также отец был староста синагоги и основал приют для евреев преклонного возраста.
Мама, Милка Рафаиловна (девичья фамилия Заговайлова), родом была из Витебской губернии. Она занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Мама обожала искусство, в особенности литературу, была страстной поклонницей Чехова А. П.
Родители поженились в конце декабря 1889 года. Всего в семье родилось пятеро детей. Кроме Фаины, ещё была девочка Белла и три мальчика – Лазарь, Яков и Рудольф. Когда Фаине было 5 лет, умер её младший братик (совсем младенцем).
Фаине было 2 годика, когда по заказу отца отстроили новый добротный дом, ранее принадлежавший купцу Камбурову М. Н., и семья Фельдманов переехала в него. Двор был узким и длинным, вымощен булыжником, а возле дома во дворе на цепи жил пёс по кличке Букет.
Скорее всего от матери по наследству передались дочери Фаине артистичность и чувствительность, любовь ко всему прекрасному – театру, музыке, книгам. Фаина хорошо помнила момент, когда её обычно сдержанная и тихая мама громко рыдала, уронив голову на подушку. Девочка забежала в комнату и увидела у неё в руках газету, где сообщалось о смерти Чехова. Фаине тогда было 8 лет, она испугалась, стала переживать и плакать вместе с мамой.
Будучи взрослой, Фаина Георгиевна часто вспоминала своё детство как несчастный период жизни. Почему так? Ведь у неё всё было: любящие родители, братья и сестра, материальный достаток в семье. Но девочка была слишком ранимой и чувствовала себя одинокой. От рождения она страдала лёгким заиканием, стеснялась этого, избегала своих сверстников и не заводила подружек, чтобы никто не насмехался над нею.
Ещё Фаина очень завидовала красоте своей старшей сестры Изабеллы, а себя считала неуклюжей и несимпатичной. Она придумала называть всех красивых девушек фифами и потом всю жизнь применяла это слово для красоток.
Учиться девочке совсем не нравилось. Она так и не научилась писать без ошибок, а арифметику считала невыносимой пыткой. Тем не менее она обожала читать. Еле-еле окончив младшие классы в Мариинской женской гимназии в Таганроге, Фаина упросила родителей забрать её оттуда.
Дальнейшее образование девочка получала дома, как и положено ребёнку из состоятельной семьи. Она занималась пением и танцами, обучалась музыке и иностранным языкам. Но всё равно это ей не нравилось, в душе она ненавидела свою гувернантку, немку, которая учила её языку. Фаине хотелось только читать, она могла это делать запоем, и днём и ночью. А если в книге были печальные моменты, то девочка рыдала навзрыд, тогда родители забирали у неё книжку и ставили дочь в угол.
Краткая биография
В 1915 г. поселилась в комнате на Большой Никитской. Деньги на съем жилья Фаине втайне от отца посылала мать. В столице юная провинциалка завела новые знакомства, в числе ее друзей были известные поэты Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Она также встретилась с актером Василием Качаловым, чья игра приводила девушку в восторг. Юная артистка так и не смогла поступить ни в одну театральную школу и некоторое время работала в Малаховском дачном театре, на практике постигая актерское искусство. Устроиться в театр ей помогла опытная актриса Гельцер.
Осенью того же года подписала контракт с труппой мадам Лавровой. Девушке предстояло играть кокеток, петь и танцевать на сцене. Фаина отправилась в Керчь, однако театр не пользовался успехом. Однажды один из актеров труппы сравнил актрису с Раневской, героиней пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Девушка очень любила это произведение, поэтому позже выбрала фамилию «Раневская» в качестве своего творческого псевдонима.
В 1916 г. перешла в частную антрепризу Павлы Вульф, талантливой женщины, которая впоследствии стала лучшей подругой и наставницей начинающей артистки.
После Октябрьской революции семья актрисы, боясь раскулачивания и антисемитских настроений, вынуждена была покинуть страну. Все родные молодой женщины поселились в Праге, сама же Фаина осталась в советской России.
В 1918 г. была принята в труппу 1-го Советского театра в Крыму, где в последующие годы сыграла более десяти ролей в постановках пьес А. Чехова, А. Островского и других классиков отечественной литературы. Во время Гражданской войны участвовала в нескольких частных антрепризах.
В 20-е гг. сменила несколько театров, работала в Баку, Архангельске, Смоленске, Сталинграде.
В 1931 г. устроилась в Камерный театр Таирова в столице.
В 1933 г. поступила в Центральный театр Красной Армии.
В 1934 г. дебютировала в кино, сыграв одну из главных ролей в немом фильме Михаила Ромма «Пышка». Актриса редко соглашалась сниматься в кино, считая многие предложения режиссеров позорными.
В 1937 г. получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1939 г. блестяще сыграла небольшую, но запоминающуюся роль в комедии «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!», которую часто повторяла героиня Раневской, особенно понравилась зрителям и стала крылатой. Всю оставшуюся жизнь актриса слышала эти слова от своих поклонников и даже от мальчишек-хулиганов на улице.
В том же году на экраны вышли ещё два фильма с участием Фаины Георгиевны – «Ошибка инженера Кочина» и «Человек в футляре».
В 1941 г. снялась в одной из ключевых ролей в картине «Мечта».
Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ташкент, но и в эвакуации продолжила выступать на театральных подмостках.
В 1943 г. была принята в труппу Театра драмы.
В том же году озвучила Бабариху в мультфильме «Сказка о царе Салтане».
В 1944 г. пробовалась на роль Ефросиньи Старицкой в новом историческом фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Актриса мечтала сняться в картине знаменитого режиссера и была рада, когда ее утвердили на роль. Однако позже чиновники от мира кино отдали роль Серафиме Бирман. Фаина Георгиевна решила, что это произошло из-за ее национальности. В те времена евреи считались неблагонадежной нацией, им часто отказывали в приеме в хорошие вузы и на высокооплачиваемую работу. Бирман же по документам значилась молдаванкой.
В 1947 г. снялась в музыкальной комедии «Весна» и сказке «Золушка». В том же году получила звание Народной артистки РСФСР.
В 1949 г. впервые удостоилась Сталинской премии. Актрисе вручили награду за участие в постановке «Закон чести».
В том же году перешла в Театр им. Моссовета.
В 1951 г. получила сразу две Сталинские премии, одну – за роль в спектакле «Рассвет нал Москвой», вторую – за съёмки в фильме «У них есть Родина».
В 1955 г. вновь сменила место работы и поступила в МДТ им. Пушкина.
В 1958 г. сыграла роль второго плана в киноленте «Девушка с гитарой».
В 1960 г
исполнила главную роль в комедии «Осторожно, бабушка!».
В 1961 г. получила звание Народной артистки СССР.
В 1963 г
вернулась в Театр им. Моссовета и проработала в нем практически до самой смерти.
В 1966 г. снялась в комедии «Сегодня – новый аттракцион».
В 1970 г. озвучила домохозяйку Фрекен Бок в популярном детском мультфильме «Карлсон вернулся».
В 1976 г. стала кавалером ордена Ленина.
В 1978 г. сыграла главную женскую роль в телеспектакле «Дальше – тишина…».
В 1984 г. заболела пневмонией и была госпитализирована в Кунцевскую больницу. 19 июля у артистки случился инфаркт. Великую актрису похоронили на Новом Донском кладбище в одной могиле с ее сестрой Беллой.
Личная жизнь
Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника». Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.
Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся…» Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:
Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.
Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.
Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…»
В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.
Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «…и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»
О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.
Театр
Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.
Фаина Раневская в начале карьеры
Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.
В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.
Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.
Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.
Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.
Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».
Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.
Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.
В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.
В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.
После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.
Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»
Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.
С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.
Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».
К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.
Фаина Раневская на сцене театра
Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.
Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.
Шторм (1962)
Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.
За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.
А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)
Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.
Начало творческого пути
Фаина приехала в Москву с одной-единственной целью – поступить на учёбу в театральную школу. Но ни в одну её не приняли по причине бездарности. С трудом получилось устроиться в частную школу, но и оттуда в скором времени пришлось уйти, так как не было средств на оплату занятий.
На Большой Никитской улице она снимала маленькую комнату, мать всё-таки посылала ей деньги тайком от отца. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским и Осипом Мандельштамом. Через них произошло знакомство Фаины с актрисой Гельцер, которая порекомендовала молодую девушку в подмосковный летний Малаховский театр.
Её задействовали в массовке, но для Фаины уже было огромным счастьем находиться рядом с такими знаменитыми артистами того времени, как Садовская, Певцов, Петипа. Кстати, именно Певцов однажды после спектакля сказал в гримёрной комнате девушкам из массовки, указывая на Фаину: «Вспомните меня, милые барышни, из неё получится настоящая актриса».
На этот период, летних дачных театральных постановок в Малаховке, приходится рождение её псевдонима. Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у неё из рук купюры и стал уносить. Она смотрела на всё это и сказала: «Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают». Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: «Да вы прямо как Раневская из «Вишнёвого сада». Вот так Фанни Фельдман ушла в прошлое, и родилась будущая кинозвезда Фаина Раневская.
После окончания летнего малаховского театрального сезона Фаине снова пришлось искать работу. Куда только не бросала её судьба:
- Сначала она поработала в Керчи в антрепризной труппе Лавровской. Но вскоре театр распродал весь свой реквизит и гардероб по причине того, что не получал достойных сборов.
- Фаина перебралась в Феодосию, где попала в труппу к антрепренеру Новожилову, который в конце сезона сбежал из города, не заплатив актёрам.
- Раневская уехала в Кисловодск, однако работа здесь не приносила никакого морального удовлетворения.
В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, Фаина осталась в России одна, она уехала в Ростов-на-Дону. Здесь она познакомилась с женщиной, которая не только помогла Фаине пробиться в мир кино, но и стала её надёжным другом на всю жизнь. Это была актриса Вульф Павла Леонтьевна.
Вместе они пережили в Крыму трудные и голодные годы гражданской войны. Как вспоминала потом Раневская, неизвестно как бы они выжили, если б не забота Максимилиана Волошина, который приходил по утрам с рюкзачком на спине и приносил завёрнутую в газетку маленькую рыбку, месиво, называемое хлебом, и с трудом раздобытую в аптеке бутылочку касторового масла.
Фильмы про Фаину Раневскую
В память о Фаине был снят не один фильм, сериал и телепередача. Ежегодно дату смерти Раневской отмечают как день скорби. Помимо цифровых картин, про женщину также были написаны спектакли, которые часто ставят на сценах престижных российских театров.
На 2021 год «Первый канал» назначил дату выхода полноценного биографического сериала о жизни Раневской. Режиссер картины – Дмитрий Петрунь, на счету которого не одна успешная работа. Выход сериала приурочен к почетной дате – 125-летию легендарной актрисы и философа.
Первым спектаклем, который произвел на Раневскую неизгладимое впечатление, был «Вишневый сад»
Личная жизнь Фаины Раневской
Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться. Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей…
Фаина Раневская. Красота — страшная сила Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…
Фаина Раневская: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня»
Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».
Маргарита Терехова, Фаина Раневская и Ростислав Плятт
Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.
И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер…
Фаина Раневская с сестрой Беллой во время её приезда в СССР и верным «Мальчиком»
Известно было окружению Раневской и о ее особой симпатии к певцу Георгу Отсу, однако актриса упорно опровергала досужие слухи.
Фаина Раневская и Марина Неелова
В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой…
«Да ведь вы совсем как Раневская из „Вишневого сада!“»
Детские фотографии Ф. Г. Раневской
Фанни Гиршевна Фельдман родилась 27 августа 1896 года в городе Таганрог в семье Гирши Хаймовича Фельдмана и Милки Рафаиловны Заговайловой. Отец Раневской был человеком состоятельным — владельцем нефтяных промыслов, фабрики сухих красок, пассажирского парохода «Святой Николай», магазина в Таганроге и нескольких домов. В послереволюционные годы семья Раневской покинула Россию, обосновавшись в Праге.
С детских лет она любила изображать разных людей, копировать все, что буквально попадалось ей на глаза. Впоследствии Фаина Георгиевна говорила: «Профессию я не выбирала, она во мне таилась».
Ф. Г. Раневская в молодости
В 1915 году с Раневской произошел комичный случай. Она пришла к директору одного из подмосковных театров с рекомендательным письмом знакомого антрепренера, а в нем было написано: «Это совершенная бездарь». Прежде чем завоевать всенародную любовь, ей пришлось играть сотни мелких разноплановых ролей и служить в провинциальных театрах. Первый контракт Раневская заключила с театральной труппой мадам Лавровской в городе Керчь за 35 рублей жалования, но «со своим гардеробом». Для того, чтобы разнообразить свои костюмы, молодой Раневской приходилось идти на хитрости. В давности у нее была горжетка из белой лисы, которая со временем превратилась в грязно-серую и изрядно поеденную молью. Артистка придумала выкрасить ее черными чернилами, и получилась роскошная черно-бурая лисица. Во время спектакля «Глухонемой» Фаина Георгиевна вышла в платье с накинутой на плечи роскошной горжеткой. Когда по ходу пьесы она распахнула пальто, то вся ее шея была окрашена в черный цвет, что вызвало в зале волну хохота, которая мало соответствовала драматургии пьесы.
Существует интересная версия происхождения сценического псевдонима Раневской, который впоследствии стал ее фамилией. Во время прогулки по Керчи Фаина Георгиевна решила зайти в банк, чтобы снять деньги, которые ей присылала мать из Праги — тайком от довольно прижимистого супруга. На выходе из банка артистка споткнулась о ступеньку, а сильный порыв ветра подхватил и унес деньги. На что Фаина Георгиевна со вздохом сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!». На что ее спутник заметил: «Да ведь вы совсем как Раневская из „Вишневого сада“. Только Любовь Андреевна Раневская с ее „я всегда сорила деньгами“ могла так сказать. Раневская — самый подходящий для вас псевдоним». Сама же Фаина Георгиевна шутила: «В действительности, я — Раневская потому, что все роняю».
Кино
Сниматься начала непростительно поздно — почти в 38 лет. Сыграла всего около тридцати ролей, и только одна была главной («Мечта»).
Популярность в народе росла день ото дня. Это беспокоило и пугало Раневскую. Без особой нужды она старалась не выходить на улицу и не гулять в людных местах. Она жаловалась друзьям на невозможность пройти, не услышав вслед «Муля, не нервируй меня!»
Актриса очень украсила своим представлением роли мачехи фильм «Золушка». Каким-то образом ей удалось совместить милую улыбчивость с подлыми поступками и беззаветной материнской любовью.
Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.
Вот такая она — Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.
Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб — тому живое напоминание.
Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям — насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.
Начало карьеры: путь к признанию
Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась.
Фаина Раневская в молодости
Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег… И доучиться не довелось.
Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.
Знакомство с Екатериной Гельцер (на фото справа) сыграло большую роль в жизни Раневской
Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.
Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.
Молодая Фаина Раневская
Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.
В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.
Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика
Жизнь этой женщины – целая эпоха. Рожденная в царской России, она играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. А ведь актрисы Фаины Раневской могло бы не быть. Во всяком случае ее родители прочили девушке совсем другое будущее.
«Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника», – написала она в своей анкете. Ее настоящее имя – Фанни Фельдман. Будущая великая актриса родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге, в очень состоятельной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, а также цех для выделки шерсти. Кроме этого, ему принадлежал магазин строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что и он был весьма остер на язык, так что язвительность и меткость высказываний – фамильная черта, которую будущая актриса унаследовала от отца.
Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семейства не просто делал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге приют для престарелых евреев, а также приобрел на собственные средства орган и установил его в таганрогской хоральной синагоге, где был старостой.
Возможно, именно семейное воспитание привело к тому, что и Раневская, будучи уже знаменитой актрисой, спонсировала Дом ветеранов сцены, оставляя себе лишь небольшую часть денег – ровно столько, сколько хватало на питание и коммунальные услуги.
Мама будущей актрисы Милка Рафаиловна вела домашнее хозяйство, содержала в образцовом порядке семейный дом и была безупречной еврейской мамой. Именно она тайком от всего семейства несколько лет подряд поддерживала младшую дочку, когда та вдруг решила пойти наперекор всему и стать актрисой.
Фото: Википедия (мать Фаины Раневской)
Непростой характер Фанни Фельдман демонстрировала с самого раннего детства. Она была пятым ребенком в семье и считалась почти дурнушкой. Трое старших братьев насмехались над ее заиканием, за что всегда получали от девочки яростный отпор. А с сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше ее самой, Фанни очень хотела дружить, но ничего не получалось. Еще бы – та была очень хороша собой, и маленькая Фанни, завидуя до слез, все время задирала ее, расстраивалась, просила прощения и – снова язвила.
Еще тогда, в детстве, начала появляться знаменитая манера отвешивать время от времени острые точные шуточки, которыми впоследствии так славилась «великая и ужасная» актриса Раневская.