Новое в блогах
Содержание:
Братья и сестра
Она писала, как будучи маленькой, вечно находилась в обиде на своих ближайших родственников. С детства Фанни не отличалась миловидностью, в придачу еще и сильно заикалась. И особенно заметны недостатки внешности были на фоне красавицы сестры. Все особенности гадкого утенка Фанни высмеивали братья, поэтому ссоры происходили ежедневно, она со своим горячим и вспыльчивым характером не могла стерпеть обиду. Кроме того, девочка была остра на язык, чем повергала в шок родителей и преподавателей. Интересно, что впоследствии многие свои образы Фаина Раневская позаимствовала из детских воспоминаний. Крикливые дамы, домработницы, распевающие арии во время мытья окон, ворчливые старухи – все эти люди когда-то составляли жизнь маленькой девочки.
Много лет спустя, после Великой Отечественной войны, они вновь встретятся с сестрой Изабеллой, с которой ее сравнивали всю жизнь. Изабелла к тому времени успела побывать замужем, жила во Франции. После кончины супруга уехала жить в Турцию, оттуда она и прислала весточку Фаине, с намерением вернуться в СССР. При помощи своих связей с министром культуры Фурцевой Фаине Георгиевне удалось уладить переезд единственного оставшегося родного человека. Но у жизни на все свои планы. Позже выяснилось, что Изабелла больна раком, никакие врачи, лекарства не смогли помочь вернуть здоровье. Фаина Георгиевна ухаживала за ней до последних минут.
Смотрится празднично, а на вкус – просто объедение: готовим многослойный чизкейк
Взгляд говорит обо всём: очаровательная дружба рыжей девчушки и её крысы
С масками: январь стал лучшим месяцем для фитнес-отрасли с начала коронавируса
На фото Раневская справа.
Личная жизнь и печальный уход
В любовных делах Фанни потерпела фиаско в юности, и возможно поэтому замужем актриса так ни разу и не была.
Фаина Раневская и Эраст Гарин в фильме «Золушка», 1947 год
Будучи юной девушкой, она влюбилась в коллегу из своей труппы . Ей казалось, что симпатия взаимна. Но когда актер пришел к Раневской в гости не один и попросил ее позволить провести время со спутницей в ее квартире, пока сама Фаина куда-нибудь уйдет, Раневская поняла, что разочаровалась в любви навсегда.
Правда, Фаине Георгиевне предписывали роман с маршалом Федором Толбухиным. Но этот факт не имеет подтверждения, возможно актриса и военный были просто друзьями.
С одинокой Фанни одно время жила сестра, приехавшая из Франции. А после ее скоропостижной кончины, актрису радовал любимый пёс, прозванный Мальчиком.
Так же у актрисы были две близких подруги из мира творчества: Павла Вульф и Татьяна Пельтцер. Больше никого в свою жизнь Раневская не пускала.
На самом деле у звезды театра и кино было слабое здоровье. Фаина Георгиевна часто проводила время в больнице, но духом никогда не падала, а над своими болячками она любила иронизировать.
Актриса ушла из жизни на 87-м году жизни. Причиной стал инфаркт, осложнённый пневмонией.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Театр
В Москву Фанни приехала налегке: отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским. Тогда же встретилась с артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть девушке известная артистка Екатерина Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.
Фаина Раневская и Марина Неёлова
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдман эмигрировало. Но был и счастливый момент — девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», где она сыграла роль Маргариты.
Потом последовали постановки, где артистка играла более заметных героинь. В спектакле «Вишнёвый сад» она примерила на себя образ Шарлотты. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Фаина Раневская и ее сестра Изабелла
При этом Фаина Георгиевна затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих артистов, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Юрием Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Раневской. Тем не менее на этой сцене артистка появлялась четверть века.
Здесь она сыграла заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина». В 1978 году вышла телевизионная версия постановки. Вместе с ней главную роль исполнил Ростислав Плятт, он сыграл Барклея Купера.
Окончила Фаина Раневская театральный путь в Театре им. А. С. Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С него начиналась её театральная биография, здесь и закончилась в 1963 году.
Театр
В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.
Фаина Раневская в театре
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».
Фаина Раневская в молодости
Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Фаина Раневская в спектакле “Шторм”
При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».
Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.
Фильмы
Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.
Фаина Раневская в фильме “Пышка”
В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.
В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» – супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».
Фаина Раневская в фильме “Подкидыш”
В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.
А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.
Фаина Раневская в фильме “Золушка”
В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.
Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.
Фаина Раневская в фильме “Сегодня новый аттракцион”
Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.
Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.
Краткая биография
В 1915 г. поселилась в комнате на Большой Никитской. Деньги на съем жилья Фаине втайне от отца посылала мать. В столице юная провинциалка завела новые знакомства, в числе ее друзей были известные поэты Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Она также встретилась с актером Василием Качаловым, чья игра приводила девушку в восторг. Юная артистка так и не смогла поступить ни в одну театральную школу и некоторое время работала в Малаховском дачном театре, на практике постигая актерское искусство. Устроиться в театр ей помогла опытная актриса Гельцер.
Осенью того же года подписала контракт с труппой мадам Лавровой. Девушке предстояло играть кокеток, петь и танцевать на сцене. Фаина отправилась в Керчь, однако театр не пользовался успехом. Однажды один из актеров труппы сравнил актрису с Раневской, героиней пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Девушка очень любила это произведение, поэтому позже выбрала фамилию «Раневская» в качестве своего творческого псевдонима.
В 1916 г. перешла в частную антрепризу Павлы Вульф, талантливой женщины, которая впоследствии стала лучшей подругой и наставницей начинающей артистки.
После Октябрьской революции семья актрисы, боясь раскулачивания и антисемитских настроений, вынуждена была покинуть страну. Все родные молодой женщины поселились в Праге, сама же Фаина осталась в советской России.
В 1918 г. была принята в труппу 1-го Советского театра в Крыму, где в последующие годы сыграла более десяти ролей в постановках пьес А. Чехова, А. Островского и других классиков отечественной литературы. Во время Гражданской войны участвовала в нескольких частных антрепризах.
В 20-е гг. сменила несколько театров, работала в Баку, Архангельске, Смоленске, Сталинграде.
В 1931 г. устроилась в Камерный театр Таирова в столице.
В 1933 г. поступила в Центральный театр Красной Армии.
В 1934 г. дебютировала в кино, сыграв одну из главных ролей в немом фильме Михаила Ромма «Пышка». Актриса редко соглашалась сниматься в кино, считая многие предложения режиссеров позорными.
В 1937 г. получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1939 г. блестяще сыграла небольшую, но запоминающуюся роль в комедии «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!», которую часто повторяла героиня Раневской, особенно понравилась зрителям и стала крылатой. Всю оставшуюся жизнь актриса слышала эти слова от своих поклонников и даже от мальчишек-хулиганов на улице.
В том же году на экраны вышли ещё два фильма с участием Фаины Георгиевны – «Ошибка инженера Кочина» и «Человек в футляре».
В 1941 г. снялась в одной из ключевых ролей в картине «Мечта».
Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ташкент, но и в эвакуации продолжила выступать на театральных подмостках.
В 1943 г. была принята в труппу Театра драмы.
В том же году озвучила Бабариху в мультфильме «Сказка о царе Салтане».
В 1944 г. пробовалась на роль Ефросиньи Старицкой в новом историческом фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Актриса мечтала сняться в картине знаменитого режиссера и была рада, когда ее утвердили на роль. Однако позже чиновники от мира кино отдали роль Серафиме Бирман. Фаина Георгиевна решила, что это произошло из-за ее национальности. В те времена евреи считались неблагонадежной нацией, им часто отказывали в приеме в хорошие вузы и на высокооплачиваемую работу. Бирман же по документам значилась молдаванкой.
В 1947 г. снялась в музыкальной комедии «Весна» и сказке «Золушка». В том же году получила звание Народной артистки РСФСР.
В 1949 г. впервые удостоилась Сталинской премии. Актрисе вручили награду за участие в постановке «Закон чести».
В том же году перешла в Театр им. Моссовета.
В 1951 г. получила сразу две Сталинские премии, одну – за роль в спектакле «Рассвет нал Москвой», вторую – за съёмки в фильме «У них есть Родина».
В 1955 г. вновь сменила место работы и поступила в МДТ им. Пушкина.
В 1958 г. сыграла роль второго плана в киноленте «Девушка с гитарой».
В 1960 г
исполнила главную роль в комедии «Осторожно, бабушка!».
В 1961 г. получила звание Народной артистки СССР.
В 1963 г
вернулась в Театр им. Моссовета и проработала в нем практически до самой смерти.
В 1966 г. снялась в комедии «Сегодня – новый аттракцион».
В 1970 г. озвучила домохозяйку Фрекен Бок в популярном детском мультфильме «Карлсон вернулся».
В 1976 г. стала кавалером ордена Ленина.
В 1978 г. сыграла главную женскую роль в телеспектакле «Дальше – тишина…».
В 1984 г. заболела пневмонией и была госпитализирована в Кунцевскую больницу. 19 июля у артистки случился инфаркт. Великую актрису похоронили на Новом Донском кладбище в одной могиле с ее сестрой Беллой.
Календарь «Сплетника»: неповторимая Фаина Раневская
27 августа 1896 года в Таганроге родилась Фаина Гиршевна Фельдман. Она же – Фаина Георгиевна Раневская, одна из величайших актрис своего времени.
Маленькая Фаина
Раневская говорила, что не она решила быть актрисой, а профессия всегда таилась внутри нее. Наружу она прорвалась в 1915 году – тогда молодая Фаина уехала из Таганрога в Москву. Но в лучшие театральные училища ей не удалось поступить. Зато ее взяли в Малаховский театр в Подмосковье. Приехав в Москву, Раневская познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским. Однако надолго в на тот момент будущей столице она не задержалась – на протяжении 15-ти лет актриса играла в разных театрах, гастролировала по всей стране.
Раневская так и не сумела, как многие другие актеры, найти свой театр. На каждом «рабочем месте» случались какие-то проблемы. Она играла и в Камерном театре (позже – театре им. Пушкина), и в театре Красной Армии, и в театре им. Моссовета. С последним чаще всего ассоциируют имя Фаины Георгиевны. Ее эпизодические герои там зачастую были ярче ключевых персонажей пьес. Например, так случилось со спектаклем «Шторм». В нем Раневская не просто великолепно играла – она даже переписала и переработала слова для своего эпизода. Говорят, что худрук Юрий Завадский снял Раневскую с этого спектакля именно из-за того, что она затмевала остальных актеров. Вообще, у Фаины Георгиевны были непростые отношения с Завадским. В итоге из театра Моссовета ей пришлось уйти в 1955-м. Правда, в 1960-х она вернулась в театр к Завадскому и играла там вплоть до ухода со сцены (Фаина Георгиевна перестала играть примерно за год до смерти).
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934-м году – в фильме Михаила Ромма «Пышка». На съемочной площадке с гениальным Роммом Раневская встречалась и позже, в 1940-м. Она сыграла в его знаменитой драме «Мечта». Ромма Раневская очень уважала, отзывалась о нем с исключительной теплотой.
«Пышка»
В 1939-м Фаина Георгиевна сыграла одну из своих известнейших ролей – в картине «Подкидыш». Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» – придумана Фаиной Георгиевной. Впоследствии она о ней даже жалела, в чем признавалась подруге Анне Ахматовой. Раневская сокрушалась, что все ассоциируют ее с «Мулей». Ахматова, кстати, отвечала:
«Сжала руки под темной вуалью» – это мои «Мули»…
Даже Леонид Ильич Брежнев на вручении Ордена Ленина Раневской сказал:
А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!
Фаина Георгиевна парировала:
Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!
Генсек оправдался тем, что просто очень любит актрису.
Кадр из фильма «Подкидыш»
Каждая роль Раневской вписана в историю кинематографа – и ее мачеха в «Золушке», и Маргарита Львовна в «Весне», и Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!», и другие. Однако при упоминании Фаины Георгиевны в голову приходит, в первую очередь, злополучное высказывание про несчастного Мулю
«Золушка»
«Весна»
«Свадьба»
«Небесный тихоход»
«Легкая жизнь»
«Осторожно, бабушка!»
Фрекен Бок — тоже отчасти детище Раневской. Она озвучивала эту героиню
О Раневской написано множество книг. Особенно много изданий, в которых собраны афоризмы великой актрисы. Один из самых известных – про кино:
Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность!
Личная жизнь у Фаины Георгиевны не задалась. Сама она рассказывала, что любила всего один раз. В юности влюбилась в красавца-актера, и как-то раз он сказал, что заглянет к ней вечером. Молоденькая Раневская принарядилась и стала ждать своего «принца». «Принц» явился пьяным и в компании неизвестной дамы. Фаине он сказал:
Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков.
Вот так закончилась первая и последняя любовь Раневской.
Фаина Георгиевна сама признавала, что была очень одинока. Разве что, в начале 1960-х ей было проще – с ней жила ее сестра Изабелла. Однако в 1964-м Белла скончалась от рака.
От одиночества Раневская спасалась работой. Тем не менее, под конец жизни она признала, что не сделала 99 процентов того, что могла. Но даже при этом английская энциклопедия «Кто есть кто» внесла ее в десятку величайших актрис ХХ-го века.
Личная жизнь
Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника». Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.
Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся…» Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:
Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.
Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.
Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…»
В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.
Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «…и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»
О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.
Детство и юность
Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.
Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.
В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.
В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.
В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.
Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.
Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.
Личная жизнь
Личная жизнь гениальной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, причина была в нестандартной внешности, неуживчивом характере или печальном опыте. Первая любовь осталась безответной, потом случилось разочарование в молодом человеке, который ей нравился. В итоге Раневская перестала доверять мужчинам.
На склоне лет она была очень одинока. В одно время рядом с ней находился журналист Глеб Скороходов. Он оставался единственной связью артистки с внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и с присущим ей юмором говорила: «Я его усыновила, а он меня уматерил»! Но их дружба закончилась внезапно – Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал на основе ее воспоминаний о детстве, юности, раннем периоде творчества.
В последние годы жизни рядом оставался только верный пес Мальчик. Безродную дворняжку Фаина Георгиевна подобрала на улице, выходила, отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Собачка очень скучала, когда актрисы не было дома, поэтому она частенько брала ее с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы установили фигурку любимого пса.