Бернардо бертолуччи. лучшие фильмы
Содержание:
- «Осажденные»
- Личная жизнь
- С кем работал Бертолуччи
- Серьезная работа в кино
- Фильм Про. Коллекции
- Конформист
- Последнее танго в Париже
- Двадцатый век
- Последний император
- Ускользающая красота
- Мечтатели
- Ты и я
- Много уровней «Конформиста»
- Политика и личные убеждения
- Что смотреть дальше
- «Конформист» (1971)
- «Конформист»
- Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)
- История жизни Бернардо Бертолуччи
- Ранний период жизни
- Заключение
«Осажденные»
Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.
Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.
Личная жизнь
Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.
Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти
Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.
Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.
Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу
В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.
Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.
С кем работал Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда». 1992 год
Пять картин, в том числе «Двадцатый век», Бертолуччи создал вместе с Эннио Морриконе — одним из самых знаменитых кинокомпозиторов, обладателем двух «Оскаров». В четырех фильмах — «Партнере», «Конформисте», «Двадцатом веке» и «Ускользающей красоте» — снялась Стефания Сандрелли, одна из главных актрис итальянского кино 1970-х.
Восемь фильмов, включая ключевые работы («Конформист», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Последний император»), снял выдающийся оператор, обладатель трех «Оскаров» Витторио Стораро. Бертолуччи называл его «волшебником светотени». Стораро был не только практиком, но и теоретиком операторского искусства, он написал фундаментальную работу «Живопись светом». Камера Стораро помещает героев Бертолуччи в залитые светом гигантские пространства, где они как на ладони; другим персонажам, наоборот, помогает прятать эмоции с помощью контрастного освещения и теней; демонстрирует десятки оттенков столь любимого режиссером серого; помогает зрителю перенестись в другую эпоху с помощью тонкой и точной стилизации.
Серьезная работа в кино
Когда Бернардо исполнился 21 год, он познакомился с режиссером Пазолини и помогает ему в съемках. После этого его путь определился окончательно: он бросил университет и начал снимать кино. Его первой работой стала картина «Костлявая кума» про убийство проститутки и его расследование.
И поскольку в его жизни поэзия переплетается и перекликается с кино, критики увидели в этой картине стремление режиссера показать «победу образа над словом» — так много здесь было панорам, движений камерой чередований разных кинематографических приемов.
Непонятно как, но Бертолуччи еще успевает писать стихи, и через год выпускает сборник «В поисках загадки», за который также получает премию Виареджо.
Всемирную известность как режиссер Бернардо Бертолуччи получил за картину «Конформист»(1970), в которой пытался исследовать психологические истоки фашизма. После этого у него выходит еще много известных на весь мир фильмов – таких, как романтическая история «Последнее танго в Париже», эпопея «Двадцатый век» о переплетении судеб разных людей и их классовой вражде.
Фильм Про. Коллекции
Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.
Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы
Конформист
Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер
Последнее танго в Париже
Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер
Двадцатый век
Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер
Последний император
Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер
Ускользающая красота
От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»
Мечтатели
Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер
Ты и я
Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»
Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже
Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул
Новинка
Много уровней «Конформиста»
«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.
«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.
Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.
Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».
Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.
«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.
На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.
Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.
«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.
Политика и личные убеждения
Бертолуччи был атеистом .
Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.
27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.
В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.
Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.
Что смотреть дальше
1 / 3
Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)
3 / 3
Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox
После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследование природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тоталитаризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.
Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после самоубийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой француженкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запрещает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от социального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.
В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).
1 / 3
Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company
3 / 3
Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt
После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повествования — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.
1 / 2
Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures
2 / 2
Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+
После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).
1 / 3
Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz
2 / 3
Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica
3 / 3
Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film
А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.
Как начать смотреть Куросаву
Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф
«Конформист» (1971)
Сюжет картины рассказывает о докторе Марчелло, который в детстве стал жертвой сексуального насилия. А события 1930-1940 годов, которые происходит в его родной Италии, напоминают насилие над целым народом. Доктор против своей воли вынужден возглавить ликвидацию одного из своих сограждан, который не согласился подчиниться фашистскому режиму.
Этот фильм принес 29-летнему Бернардо Бертолуччи славу, создав ему репутацию одного из ведущих режиссёров современности, а сама картина была признана критиками шедевром мирового кино. Усложненность структуры повествования фильма оказало большое влияние на развитие мирового кинематографа, положив начало созданию психологических драм нового поколения, таких, как, например, «Крестный отец».
«Конформист»
В 1970 году Бернардо Бертолуччи завершил работу над фильмом «Конформист». Герой картины, Марчелло Клеричи, в детстве пережил сексуальное насилие. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь
Он не любит привлекать к себе внимание, выделяться из толпы
Марчелло хочется быть не только незаметным, но и законопослушным. Однако преступным является само государство, в котором он живет. Нацистские власти приказывают герою отправиться во Францию и ликвидировать итальянского профессора, который выступает против фашизма. Подчинение дается ему нелегко.
Фильм «Конформист», уделяющий максимум внимания психологическим истокам фашизма, принес своему создателю мировую славу. Сюжет картины был позаимствован из одноименного произведения Альберто Моравиа.
Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)
2012
- Ты и я / Io e teРежиссер, Сценарист
- Пол Боулз: Дверь клетки всегда открыта / Paul Bowles: The Cage Door is Always Open (Бернардо Бертолуччи)
2011
- Путь Куросавы / Kurosawa, la voie (Бернардо Бертолуччи)
- История кино: Одиссея / The Story of Film: An Odyssey (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый)
- Una historia de Zinemaldia (Бернардо Бертолуччи)
2005
- Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Бернардо Бертолуччи)
- Элио Петри: Заметки режиссера / Elio Petri… appunti su un autore (Бернардо Бертолуччи)
- Тысяча фильмов / Cinema mil (Бернардо Бертолуччи)
- There Is No Direction (Бернардо Бертолуччи)
2004
- Souvenirs d’un président de festival de Cannes (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый)
- Come inguaiammo il cinema italiano — La vera storia di Franco e Ciccio (Бернардо Бертолуччи)
- Испытание артистов / Épreuves d’artistes (Бернардо Бертолуччи, хроника)
2003
- Мечтатели / The DreamersРежиссер
- Слова моего истинного учителя / Words of My Perfect Teacher (Бернардо Бертолуччи)
- Воображать / Imagine (Бернардо Бертолуччи)
2002
- На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The CelloРежиссер, Сценарист
- Пьер Паоло Пазолини и правота мечты / Pier Paolo Pasolini e la ragione di un sogno (Бернардо Бертолуччи)
- Клод Жютра: Незаконченная история / Claude Jutra — An Unfinished Story aka: Claude Jutra, portrait sur … (Бернардо Бертолуччи — режиссер)
- Бернардо Бертолуччи. Зачем нужно кино? / Bernardo Bertolucci: A cosa serve il cinema? (Бернардо Бертолуччи)
- Мир кино / Shi jie dian ying zhi lv (Бернардо Бертолуччи)
2001
- Триумф любви / The Triumph of LoveСценарист, Продюсер
- Салó: Документальный фильм / Salò: Fade to Black (Бернардо Бертолуччи)
1996
- Ускользающая красота / Stealing BeautyРежиссер, Сценарист (рассказ)
- E! Правдивая голливудская история / E! True Hollywood Story (Бернардо Бертолуччи)
1992
- Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Le Maître de la Cour)
- Живопись светом: Витторио Стораро / Writing with Light: Vittorio Storaro (Бернардо Бертолуччи)
- De domeinen Ditvoorst
- Ночное шоу с Джейем Лено / The Tonight Show with Jay Leno (Бернардо Бертолуччи)
1988
- 60-я церемония вручения премии «Оскар» / The 60th Annual Academy Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Adapted Screenplay)
- 45-я церемония вручения премии «Золотой глобус» / The 45th Annual Golden Globe Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Screenplay)
1984
- Прощание с Энрико Берлингуэром / L’addio a Enrico BerlinguerРежиссер
- Три кинотеатра / Cinema 3 (Бернардо Бертолуччи)
1981
- Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicoloРежиссер, Сценарист
- Кто бы ни говорил, что правда должна умереть / Wie de Waarheid Zegt Moet Dood (Бернардо Бертолуччи)
1976
- Двадцатый век / NovecentoРежиссер, Сценарист
- Бертолуччи согласно кино / Bertolucci secondo il cinema (Бернардо Бертолуччи)
1972
- Последнее танго в Париже / Ultimo tango a ParigiРежиссер, Сценарист (и сюжет), Режиссер (Режиссер), Сценарист (Сценарист)
1968
- Партнер / Partner.Режиссер, Сценарист (рассказ)
- Однажды на Диком Западе / C’era una volta il WestСценарист (рассказ)
1967
- Нефтепровод / La via del petrolioРежиссер, Сценарист
- Любовь и ярость / Amore e rabbiaРежиссер, Сценарист
- Ballata da un miliardoСценарист
1964
- Перед революцией / Prima della rivoluzioneРежиссер, Сценарист (рассказ)
- Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Бернардо Бертолуччи)
История жизни Бернардо Бертолуччи
После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала.
В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации.
Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года.
Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной.
Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории.
кадр из фильма «Последний император»
Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов.
«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…»
Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!..
кадр из фильма «Маленький Будда»
Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время…
Ранний период жизни
Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).
Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).
У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.
Заключение
Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.
Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.
Автор статьи: Ульяна Гуляева