Три богатыря. начало пути

Илья Муромец

Илюша — старший и самый любимый из троих богатырей. С ним связаны славные ратные подвиги и настоящие чудеса. Удивительно уже то, что после 30 лет сидения на печи этот диво-молодец, одаренный недюжинной силой, превратился в легендарного защитника Отечества.

Прототипом Ильи Муромца был Илия Печерский. Сейчас мощи этого святого сподвижника хранятся в Киево—Печерской лавре. Там же содержится документ с упоминанием богатыря по прозвищу «Чоботок» (в переводе с украинского — «Сапожок»). Именно так стали звать Муромца после того, как он умудрился положить несметное число врагов одним своим сапогом. Другого оружия на тот момент под рукой не оказалось.

Подтверждение того, что с Ильи Печерского и был «списан» образ славного русского богатыря, можно найти в книге «Тератургима» (1638). В ней лаврский монах Афанасий Кальнофойский указывает, что в Святой Лавре нашел свое последнее пристанище Илия, до принятия пострига бывший прославленным витязем и защитником земли русской.

В 1988 году останки Илии Печерского обследовала комиссия Минздрава. Было установлено, что при жизни он действительно имел богатырский для Древней Руси рост (177 см), долгое время был прикован к постели из-за заболевания позвоночника, а затем состоял на службе в княжеской дружине. О последнем факте свидетельствовали сросшиеся переломы и другие следы множества боевых ранений.

Забава Путятишна в культуре

Былина легла в основу комической оперы русского композитора Михаила Михайловича Иванова. Первая постановка датирована 1899 годом. Произведение построено на том, что Забава влюбляется в королевича, который на самом деле оказывается Василисой Микулишной. Соловей Будимирович пытается разобраться с сопернриком. В конце оперы все встает на свои места, и Забава выходит замуж за венецианского богатыря.

Русская народная сказка «Летучий корабль» повествует о крестьянском сыне, построившем из дерева волшебный корабль, а после женившемся на прекрасной принцессе. В одноименном советском мультфильме фигурирует своевольная и упрямая Забава. Добрый фильм, наполненный мудрыми цитатами, яркими картинками и замечательными песнями, «приютил» мифологических персонажей — Водяного и Бабок-ёжек.

Дочь короля не желает выходить замуж за богатого. А вот отец мечтает увидеть в качестве зятя боярина Полкана. Строптивая невеста запирается в покоях и проводит дни, печально глядя за горизонт.

Однажды богатая наследница видит трубочиста Ивана и сразу влюбляется. Юноша строит летучий корабль и приносит его в дар королю, чтобы тот дал разрешение на брак.

В мультфильме Забава — круглолицая румяная красавица с длинными светлыми волосами. Одетая в пышные наряды, девушка грустит и чувствует себя птицей в золотой клетке. Когда удается сбежать с трубочистом, с нее слетают царские одежды и украшения. Так, босиком и без дорогих платьев, молодая принцесса обретает долгожданное счастье. Озвучила роль невесты Ивана Татьяна Шабельникова.

В «Добрыне Никитиче и Змее-Горыныче» из цикла мультфильмов о трех богатырях героиня изображается с темными волосами, заплетенными в две косы, и голубыми глазами. Знатная княжна влюбляется в бедного гонца. Князь Владимир, пытаясь избавиться от неказистого ухажера, посылает того на верную смерть. А любимую племянницу проигрывает купцу Колывану.

Добрая, но умеющая постоять за себя супруга Елисея проявляет воинственный характер, когда мужа сажают в темницу в Царьграде. Император заморской страны хочет казнить гонца, чтобы женить сына на наследнице Киевского государства. Хитрая и, как оказалось, далеко не хрупкая девушка расстраивает эти планы.

Персонажи[править]

  • Князь Киевский — князь жадный, хитрый, при этом трусливый, немного инфантильный. Однако способен на подвиг и в целом, герой положительный. Общий персонаж всех пяти фильмов.
  • Илья Муромец — самый старший богатырь. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Женат на журналистке Алёнушке, летописце и феминистке («Я не баба, а летописец»).
  • Алёша Попович — самый младший богатырь, глуповат, но весел и честен. Не смог обучиться грамоте. Его первый подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена, юная красавица Любава, а также говорящий конь Юлий, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался.
  • Добрыня Никитич — самый образованный богатырь. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы (при этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания первого солнечного луча его лица). Как правило, Добрыня не только сильный, но и образованный, много знает и умеет. Женат на властной и хозяйственной Настасье.
  • Гай Юлий Цезарь (или просто Юлий) — конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Отличается умом (при этом уровень его знаний ближе к сегодняшним дням). Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Его прототипами послужили Сивка-Бурка, Конёк-горбунок и Осёл из тетралогии «Шрек». Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами, которые позднее продали его Тихону, забрав взамен рубашку, сапоги и меч.
  • Баба Яга — потомственная колдунья в шестом поколении («Я Баба Яга в шестом поколении!»), знающая толк в древней тёмной магии.
  • Колыван — один из главных злодеев. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Врёт, умён, но труслив, низок и толст.
  • Бекет — крымский хан. Врёт, что страдает склерозом. Пытался убить Елисея. Также он пытался побить своим войском Добрыню, но тот разбил его войско и забрал всё, что у него было.
  • Гомума — гигантская горилла, которую пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга. Инфантильная, любит играть в «войнушку», не задумываясь о том, что своими действиями она причиняет другим вред.
  • Жёны богатырейЛюбава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи), Настасья Филипповна (жена Добрыни). И в избу горящую войдут, и скалкой приголубят.
  • Тихон — дядька (наставник) Алёши, заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы.
  • Бабка — бабушка Любавы. Ворчлива, согбенна, но всё время заботится обо всех и помогает в нелёгких делах и трудностях.
  • Змей Горыныч — трёхголовый антропоморфный дракон и лучший друг Добрыни Никитича. Страдает растроением личности. Вследствие этого каждая голова говорит своим голосом, а в речи все три головы часто путают единственное и множественное число в речи: «Проигрался мы Колывану в лото», и тому подобное. Если в былинах Добрыня бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет Змею, как себе. Ещё Змей является мастером восточных единоборств, так как в четвёртой части он служил священным драконом в Китае.
  • Бурушка — конь Ильи Муромца. Как и в былинах, Илья дорожит им.
  • Конь Добрыни — мощный конь-тяжеловоз. На нём Добрыня шёл в поход на хана Бекета во втором фильме.
  • Папуасы — туземцы маленького роста. Умеют писать, читать и говорить. Просили богатырей, чтобы последние стали их царями и спасли от Гомумы.
  • Писарь — помощник князя и ярко выраженный чинопочиталец.
  • Кролики — гигантские кролики, приспешники Бабы Яги. Живут в шкатулке и вооружены дубинами из морковки. Одни из главных злодеев мультфильма. Боятся корову и стараются её избегать, начиная с потасовки в коровнике.
  • Корова — второстепенный персонаж. Влюбилась в Юлия и спасла его, забодав кроликов.

Внешний вид

В самом первом фильме Настасья выглядит очень молодо. На её лице нет обилия косметики. Обычное лицо русской девицы с красными щеками и персиковыми губами. Глаза голубые, как сказал Добрыня: «как васильки». Волосы у неё светло-русые, заплетены в немного растрёпанную косу, которая на конце перевязана розовым бантом. Платье у неё тёмно-синего цвета, есть светло-голубой фартук. Белая рубашка.

У Настасьи в новых сериях образ становится сочнее. Лицо покрыто косметикой: губы клубнично- алые, щёки светло-розовые, есть веснушки. В ушах у неё появились серёжки бирюзового цвета в виде капелек. Платье вместо синего стало бирюзовым, на талии есть красный пояс, сзади такого же цвета бант, фартук стал светло-бирюзовым, на его конце две красные полосы. Коса почти никак не изменилась, стала немножко темнее, поменялся цвет банта — не розовый, а красный.

Безделье и потеря богатырской силушки

Итак, начинает с того, что Добрыня всю ночь просидел, наблюдая за боями двух речных раков. Оно и понятно, всех врагов одолели, Родине ничего не угрожает, можно и расслабиться. Но Настасья уверена, что раз муж дома, то он должен помогать ей по хозяйству, а не развлекаться по ночам. Потому прямо с утра отправляет мужа на рынок, где он встречает Илью и Алешу. Тех тоже жены отправили на рынок за покупками да по делам хозяйственным.

И тут богатыри приходят к выводу, что праздное безделье идет им во зло. Теряют они силушку свою богатырскую. Пошли богатыри к Горынычу со своей бедой, символом которой стали сапоги с каблуками. То есть, ту скорее намек на то, что они стали «подкаблучниками», а не богатырями. Тогда-то Горыныч и рассказал им историю о китайском драконе. Если завладеть его зубом, то сразу силы прибавится. Недолго думая, богатыри отправились прямехонько в Китай.

Кстати, у Ильи и Алеши проблем с женами как таковых нет. Аленушка занята своей работой, ей за мужем следить некогда, напротив, это она привлекает Илью к написанию летописей. Любава наоборот души не чает в своем Алешеньке и готова положить себя ради мужа, потому если ей что-то и не нравится, то она особо не возмущается. А вот Настасья совсем другая, она постоянно требует от мужа внимания. В этот раз она так разобиделась, что и вовсе ушла со словами «Не ценишь жену, вот и живи один.».

Кадр из мультфильма «Три богатыря и Морской царь»

Кассовые сборы и реакция зрителей[править]

В общей сложности, картина заработала сумму, эквивалентную 31,5 млн долларов США. В целом, мультфильм получил отрицательные отзывы и был признан зрителями худшим не только из франшизы, но и из всех мультфильмов студии «Мельница», несмотря на положительную оценку со стороны профессиональных критиков. Так, мультфильм стал лучшим по версии «RIMA-2012».

Собрав в первый уик-энд рекордные 327 миллионов рублей и заняв первую позицию среди кинопремьер, мультфильм заметно сдал во второй, собрав всего около 62 миллионов рублей и опустившись на четыре позиции в чарте кинопремьер. В конечном счёте, пятая часть франшизы оказалась самой провальной из всей франшизы о богатырях по результатам отзывов обычных зрителей на популярных и авторитетных Интернет-порталах.

Как Князь Киевский открыл двери в Европу…

В этой части снова появляется Колыван, который благополучно избежал наказания за свои преступления во втором фильме. Все это время он скрывался в Европе. Собственно, как и большинство преступников с большими деньгами. Теперь вот, живет-то Колыван в Европе, но видимо зарабатывать деньги там не так просто.

Вот и решил опальный купец возвратиться на родину, дабы наладить торговлю европейскими сувенирами китайского производства. Тут явная издевка над заграничными товарами, которые мы покупаем только потому, что импортное

А то, что гроша ломанного не стоит, это неважно. Но вернемся к сюжету

Чтобы Колывана никто не узнал, он надел парик и заморское платье.

Только товары на рынке разложил, только торговля пошла, тут Юлий подоспел и к Князю Киевскому гостя заморского привел. А тот попросил гостя научить русский люд всему заморскому. Ну да, наши в лаптях, а у них туалеты на улице платные. В общем, открыл Князь двери в Европу, да еще и разрешил иностранному гостю руководить страной. То есть Князь по сути сдал Отчизну добровольно и без боя.

Кадр из мультфильма «Три богатыря на дальних берегах»

Что такое былины?

В 1839 году этнограф и собиратель фольклора Иван Сахаров, работая с различными народными текстами, ввел термин “былина”. Тут не буду вдаваться в литературные подробности и нюансы этого жанра. Скажу лишь, что это народные песни о древних событиях и героях.

Первые былины создавались в X-XI столетиях, по горячим следам самых важных событий Руси. Неудивительно, что в самых древних былинах упоминается великий князь Владимир, крестивший Русь. Но поскольку песни народные, то герои также должны быть народными. Так в русский эпос попадают богатыри — воины и герои русской дружины.

Андрей Шишкин «Русский воин с топором»

В XIV-XVI столетиях былины также сочинялись, но русские богатыри уступают место другим героям. Вторым народным источником, в котором упоминают богатырей, были сказания — рассказы о подвигах русских героев. Любой эпос — это часто устная передача из поколения в поколение, из-за чего истории набирают новых деталей и подробностей. Чтобы герои казались еще более храбрыми, в них добавляют элементы религии, мифологии, наделяют богатырей сверхспособностями.

Упоминания об отдельных богатырях и их подвигах сохранились на страницах летописей, из-за чего историки утверждают, что у отдельных богатырей из былин были свои исторические, реально существующие “оригиналы”.

Игорь Ожиганов «Воин»

[править] Антагонисты в фильмах

  • Тугарин Змей — главный антагонист первого фильма. Злой и сильный батыр — полководец громадных размеров, командующий армией кочевников-тюрок. К змеям он никакого отношения не имеет, но гораздо более опасный. На демоническое происхождение указывает гром и молния, когда он гневается или оказывается поверженным. Демонстрирует нечувствительность к боли, надрезая саблей кожу на своей груди и желая этим устрашить противника. Был побежден Тихоном и Бабулей с помощью тележки. В конце мультфильма был заперт в клетку, развлекая народ Киева.
  • Колыван — знатный купец и главный антагонист второго фильма. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Любит пряники, но другие не любят их. Умён, коварен и труслив. В конце второго фильма избежал казни (или прощения), ускользнув от героев. Также присутствует в одном из последующих фильмов. Также появляется в пятом фильме, где называет себя «барон фон Курдюк».
  • Баба-Яга — потомственная ведьма в шестом поколении. Корыстолюбивая, но не такая злая, как в сказках. Живёт в избушке на курьих ножках в болотистой местности на Кудыкиной Горе, где небо всегда зелёное. Третья должница Колывана. Сначала хотела иметь дачу под Киевом, но после того как увидела, как Змей Горыныч летает, поняла, что умеет улучшать экологию окружающей среды. Мало того, когда Добрыня победил Колывана, Баба-Яга решила, что останется жить на Кудыкиной Горе. Как и Колыван, присутствует в пятом фильме где является главной антагонисткой, она хотела стать царицей. Знает толк в тёмной магии.
  • Соловей-Разбойник — главный антагонист третьего фильма. Злой, коварный, жадный и хитрый супостат. Главное оружие его — свист, мешающий устоять на ногах. Все же Соловья победила обыкновенная полуглухая бабка из Царьграда, выбившая ему зуб.
  • Шамаханская царица — главная злодейка фильма, царица из восточной страны (государство Ширван, Шемаха), владеющая колдовскими чарами. Постарев, она прячет своё лицо под никабом (кроме магических глаз, которые по-прежнему прекрасны), и никто до определённого момента даже не догадывается о том, что царица уже старая (и к тому же лысая). Мечтает вернуть себе утраченную молодость и былую красоту. Очень злая и жестокая. Она никого не любит, кроме самой себя, и груба со всеми, даже с самим князем Киевским, которого околдовала и в себя влюбила.
  • Дуб-шулер — главный антагонист шестого фильма, дерево-мошенник и бизнесмен. Впервые появился в первом фильме, где хотел снять с Юлия шкуру. Но теперь он хотел не Юлия убить, а, воспользовавшись доверием наивного коня, править Киевом. Обманув князя, захватил власть в Киеве, превратив город в своеобразный Лас-Вегас с казино и прочими азартными играми и даже переименовав его в «Лас-Киев». После второго раунда игры из-под Троянского коня появились богатыри; тогда Дуб снял лиственную часть и стал неуязвимым пнём, но всё-таки был побеждён обыкновенными мышами.

История создания персонажа

Русские былины являлись увлекательным способом познания мира. Чаще они отражали реальные, но приукрашенные события. Изменение в описании исторических фактов преследовало цель восхваления героев, богатырей, всего русского народа.

Еще одна причина привнесения элементов сказки — создание архетипов. Образы смелого воина, бескорыстной русской девушки, хитрого иноземного захватчика помогали передавать из поколения в поколение представления о добре и чести.

Память народа хранит истории, описывающие жизнь при дворе князя Владимира. О приключениях богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца сегодня известно каждому из школьной программы, а также благодаря популяризации этих персонажей в кинематографе.

Есть в былинах и откровенно сказочные персонажи, чаще всего злодеи. Это Змей-Горыныч, Соловей-разбойник, Баба-яга. Не обошлось и без угроз в виде захватчиков — например, татаро-монгольского ига. Но нельзя говорить о славянских сказаниях как о политическом мифе. Это воссоздание образа целого народа, его устоев, обычаев, менталитета.

Что касается женщин, то они наделялись высокой моралью. Кроткие и послушные, девы нередко проявляли жертвенность, преданность и смелость, тем самым рисуя облик верной подруги воина.

Забава Путятишна в былинах предстает племянницей князя Владимира. В героине преобладают не только покорность, кротость, но также своеволие и смелость. Такие разночтения в характеристике персонажа, возможно, вызваны тем, что ее путали с другой русской красавицей — Василисой Микулишной.

Самая ранняя история о Забаве повествует об освобождении ее из плена Змея Горыныча. В сказании фигурирует другой колоритный завсегдатай былин — Добрыня Никитич.

В некоторых источниках приводятся доказательства, что героиня имеет реальный прототип родом из Киевской Руси. Ее отцом был воевода Путята Вышатич. А вот наличие родственных связей с князем Владимиром в биографии девушки оспаривается.

Возможно, русская красавица стала племянницей великого государя в связи с тем, что Змею-Горынычу надлежало похищать только знатных особ. По другой гипотезе, одна из сестер Владимира вполне вероятно могла выйти замуж за тысяцкого. Подтверждения такая информация не нашла.

Сюжет

В городе Руси-Ростове родился в поповской семье сын, и назвали его родители Алёшей. А когда он вырос и стал богатырём, который всё время попадал в неприятности.

Однажды к Ростову подступает тугарская вражеская орда во главе с Тугариным Змеем и требует, чтобы жители города выплатили дань. Алёша и его дядя Тихон предлагают план: спрятать золото в пещере, подождать пока Тугары зайдут туда, затем завалить выход огромным камнем. Жители одобряет его. Однако план проваливается: скинутый камень отваливается от пещеры и разрушает весь Ростов, а Тугары убегают с золотом.

Алёша, не намеренный с этим мириться, решает, один, отправиться на поиске золота. Однако Тихон отправляется вслед за ним. По следам Алёши также идут влюблённая в него девушка — Любава, её Бабуля, и ослик Моисей. Тихон по пути обкрадывают цыгане, оставляя его в нижнем белье, и всовывают ему «богатырского» коня. Вскоре Тихон находит Алёшу, вместе они снимают кляп с коня и конь оказывается говорящим и с именем — Юлий. Тут же они встречают Любаву, Бабулю, Моисея. Все вместе они отправляются на поиски золота.

Вскоре они доходят до домика богатыря Святогора, который рассказывает им, что видел, недавно тугар с золотом, а также подсказывает им короткую дорогу до их пещеры, и дарит Алёше свой меч. Путники отправляются в пещеру Тугар. Однако выйдя из пещеры другим выходом, они видят свой Ростов, а пещерой оказывается та самая в которой они золото прятали. Алёша и Тихон понимают, что именно здесь Святогор и видел тугар. Расстроенный Алёша заваливает выход из пещеры найденным камнем. Неожиданно Бабуля замечает, что камень — указательный, который сообщает, что тот кто пойдёт налево, богатым станет, тот кто направо женатым, а тот кто прямо, найдёт свою смерть. Алёша вернув, камень на то перепутье, где он его нашёл решает пойти прямо. Однако Любава, которая хочет выйти замуж, сердиться на него и вместе с Бабулей, и Моисеем уходит направо, а желающий разбогатеть Юлий налево.

Вскоре Юлий выходит на говорящий Дуб, которое предлагает сыграть ему, отгадывая числа. Когда Юлий проигрывает дерево приказывает своим охранникам снять с Юлия шкуру, но тот сбегает. Тем временем Алёша и Любава, поняв, что любят друг друга, находят друг друга, вскоре их находит и Юлий и вместе они отправляются на поиски тугар.

Вскоре они находят тугарский лагерь и ночью проникают туда, затем они залезают в шатер Тугарина Змея и уносят золото. Однако Алёша, не сдержавшись всех будет и вызывает тугар на бой. Хоть и с трудом, но ему удаётся одолеть всю тугарскую оду, однако Тугарин Змей похищает Любаву и приказывает Алёше принести ему золото, к старом дубу. Алёша, приказав Тихону, Бабуле, и Моисей вернуть золото в Ростов, на Юлии едет спасать Любаву. Но, Бабуля, Тихон, и Моисей не желая отпускать их одних, решают оставить золото на сохранении Князю Киевскому, а самим пойти на подмогу.

Тем временем Алёша и Юлий находят Тугарина. Пока Тугарин и подошедшие охранники дерева спорят кому должен принадлежать Юлий, Алёша спасает Любаву, а затем вступает в бой с Тугариным, однако тот одолевает его, но подоспевшие Бабуля, Тихон, и Моисей одолевают Тугарина. После чего все вместе возвращаются в Киев, где Алёша оставляет Тугарина в качестве подарка Князю, после чего забрав золото, вместе с друзьями возвращается в Ростов.

Алеша Попович и Тугарин Змей (мультфильм)

Сюжет

Cо времён последнего подвига трёх богатырей прошло около полугода. Из-за отсутствия врагов они расслабились, и их поглотила бытовая рутина. Желая скрыться от домашних обязанностей, Добрыня Никитич придумал играть с речными раками и целыми днями устраивал между ними бои. Видя это, Настасья заявила, что уйдёт от своего мужа, так как он не ценит её и видит в ней только служанку. Расстроенный Добрыня, пытаясь исправиться, идёт на рынок, чтобы купить овощи. Там он встречает Илью Муромца и Алёшу Поповича, который отвлёкся при виде друзей и проиграл медведю состязание по армрестлингу.

От огорчения богатыри констатируют, что силы у них поубавилось. По совету верного друга Змея Горыныча они решили отправиться в Китай за зубом его дальнего родича, который якобы может вернуть им былую силу. В это время Князь получил от Юлия книгу о сокровищах Морского царя и с боярином Антипом отправился на корабле в путешествие за золотом. Но узнавшая о похищении громадный осьминог Брунгильда утаскивает Юлия на дно. Доставленный к Морскому царю конь ради своего спасения рассказывает о городе Киеве, где можно найти невесту на выбор.

Озабоченный необходимостью женитьбы, царь затопляет город. Брунгильда оказывается ближайшей помощницей правителя, тайно влюблённой в него, но она строго соблюдает неизвестную клятву, которую давно дала его матери. Команда корабля, на котором Князь ходил за золотом, оказалась пиратской и закономерно подняла бунт. Чтобы отвести угрозу, он объявляет себя их капитаном и предлагает команде награбить ещё золота. Но пираты всё равно высаживают Князя и Антипа в шлюпку за то, что по их вине команда во время шторма потеряла всё добытое золото.

Доплывшие до Антарктики Князь и Антип находят пингвинов, которые помогают им добраться до места, где раньше был Киев. В Китае богатыри строят засаду для поимки мифического дракона, попутно помогают торговцам, шедшим по Великому шёлковому пути, быстрее достичь цели — приподнимают Великую Китайскую стену и создают проход. Находясь в засаде, богатыри ловят и вырывают зуб у дракона, которым оказывается Горыныч, прилетевший сообщить о затоплении Киева.

Настасья, её подруги и все остальные киевлянки под действием магии Морского царя получили русалочьи хвосты вместо ног. Желая разобраться, жёны богатырей плывут прямо к Морскому царю. Однако они обнаруживают во дворце беспорядок и начинают прибираться.

Растроганный царь выходит из укрытия, откуда наблюдал за уборкой, и, несмотря на строгость Настасьи, которая ударила его полотенцем, потребовала вернуть ноги и освободить Киев, влюбляется в неё с первого взгляда.

Под влиянием Юлия, который даёт советы в надежде, что его вернут на берег, Морской царь решает жениться на Настасье. Не встречая взаимности, он решает применить приворотное зелье. Достать его у Кикиморы он поручает богатырям, которые как раз принесли похищенное у него золото. Юлий слишком поздно узнал имя невесты. Он попытался отвратить царя от женитьбы информацией о её замужестве, на что царь отвечает, что можно сделать её вдовой.

Приглашённые во дворец жёны богатырей даже и не догадываются о предстоящей свадьбе. Их мужья добывают у Кикиморы зелье на основе травы-муравы, оставив взамен новый построенный дом. Чувствуя неладное, Добрыня возвращается к Морскому царю раньше и врывается во дворец в тот момент, когда царь делает предложение Настасье. Последний обращает против него свой трезубец, но его супруга, видя такую жестокость, моментально прощает Добрыню. Подоспевшие богатыри приводят его в чувство, и начинается их битва с морскими обитателями.

СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.

Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.

Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.

Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.

«Ценная» идея Юлия и подводный Киев

Так вот, сокровища Морского царя Князь и Юлий нашли сразу, в книге было указано точное место. Вот только тут же им пришлось познакомиться с огромным осьминогом, который забрал Юлия и опустил его на дно морское в царство Морского царя. А тот как раз в это время выбирал себе невесту. Стоит ли говорить, что Юлий умудрился выбраться и из этой ситуации.

Для начала он подкинул Морскому царю идею, что много красавиц живет в Киеве. После чего Эдуард сделал Киев частью своего царства. Причем он не опустил город на дно, напротив, он поднял уровень мирового океана. Так что, по сути, должен был случиться почти всемирный потоп. Кстати, столь ценная идея вовсе не избавила Юлия от наказания – того отправили на каменоломни, где он усиленно пытался поднять на бунт морских коней.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и Морской царь»

[править] Богатыри

  • Алёша Попович — самый младший богатырь, приглуповатый, весёлый и честный. Не смог обучиться грамоте (но в четвёртом фильме видно, что он всё же обучился грамоте и умеет читать). Первый его подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена — юная красавица Любава, с которой он живёт душа в душу, говорящий конь Юлий, котёнок Жак, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался. Постоянно кричит: «Отведай-ка силушки богатырской!».
  • Добрыня Никитич — богатырь. Мудрый и сильный, но строгий. Состоит на дружеской ноге с Горынычем, несёт пограничную службу. Поначалу он несколько презирал Елисея, но все же привязался к нему по-своему. Именно Добрыня помог своему молодому другу жениться на Забаве. Начальник дружины Князя Киевского. Женат на властной и хозяйственной Настасье. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы. При этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания солнечного луча его лица. Имеет верблюда Васю, которого ему достал его Елисей, а также коня тяжеловеса.
  • Илья Муромец — самый сильный из трёх богатырей. Очень суеверный и наблюдательный. Относится к Князю несколько панибратски. Крепко любит своего коня Бурушку. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Илья незаметно для себя влюбился в «назойливую» Алёнушку и между 3-й и 4-й частями женился на ней. Беззаветно предан своим названым братьям и является их лидером.

История создания

Писатель Федор Достоевский

Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.

Роман Достоевского «Идиот»

Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.

Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.

Восточные единоборства и богатыри русские

В который раз убеждаюсь, что восточные единоборства придумали специально для кино ну и для соревнований. Во всяком случае никакого духовного прогресса они почти не несут. Иначе все китайцы и те, кто практикует разные системы давно бы стали просветленными. О состоятельности восточных единоборств в настоящем бою. Добрыня за пару минут показал, что против лома нет приема.

Богатыри наши такие себе добродушные увальни. Ну кроме Алеши, но тот такой пылкий скорее из-за молодости лет. Собственно, таковыми и должны быть сильные люди. Зная, что могут одолеть кого угодно, они вполне могут позволить себе быть добрыми и не стремиться ни у кого отобрать его место. Не зря люди мелкие во всех отношениях страдают комплексом Наполеона.

Кстати, у богатырей тоже есть свои фамильяры — у Добрыни конь Бурушка, у Ильи — верблюд Вася, а у Алеши видать за большой глупостью сразу два и при этом совершенно противоположные. С одной стороны тихий и безотказный осел Моисей,  с другой не в меру болтливый конь Юлий. Повеселила тюрьма киевская, прям мультяшный «Куб» с кучей ловушек.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

Интересные факты

Та самая летопись которая написанная Алёнушкой.

Тот самый плакат

В фильме Три богатыря и морской царь Алёнушка набирает текст в газету, и видно как она набирает слово: «Пмёньсеи» что означает слово: Пенсии.

Алёнушка пишет летопись «Будни русских героев», на главной странице Илья Муромец.

С Алёнушкой был отдельный плакат к фильму Три богатыря и принцесса Египта, впрочем как и со всеми главными героями.

В фильме Три богатыря и Шамаханская царица Её муж набирает текст который она диктует, а именно: «Таким образом открытие северного дровяного пути, который некоторые поспешили назвать «северным потоком» неуклонно толкает рейтинг Князя Киевского в верх, что и доказывает то, что собственно в доказательствах уже не нуждается» это очень похоже на тогдашнюю политическую ситуацию, когда Россией, через Украину в Германию был проложен газопровод под названием Северный поток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector