Вий

Вечный образ Вия

Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.

Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.

Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.

“Гоголь. Вий” (2018)

Фильм «Гоголь. Вий»: Хома Брут, Панночка и Вий

Российский фильм в жанре детектив “Гоголь. Вий” режиссера Егора Баранова вышел на экраны в 2018 году. Картина стала продолжением ленты “Гоголь. Начало” (2017) и вторым из трех фильмов киносериала “Гоголь”. Главные роли исполнили Александр Петров (Гоголь), Евгений Стычкин (Бинх), Таисия Вилкова (Лиза), Юлия Франц (Оксана), Алексей Вертков (Хома) и Ксения Разина (Ульяна “Панночка”).

В прокате фильм “Гоголь. Вий” собрал более $7 млн, гораздо меньше, чем вышеуказанные экранизации, а также получил средние оценки кинокритиков. Многие отмечали, что российским режиссерам удалось удачно освоить жанр хоррора и мистики.

Различие картины и оригинальной повести состоит в том, что Хома Брут возвращается в Диканьку, чтобы вновь сразиться с Вием. Помогает ему в этом сам Николай Васильевич, который, по сюжету, так и не стал писателем, вместо этого открыв в себе талант детектива.

Третья часть истории “Гоголь. Страшная месть” повествует о битве с Темным Всадником. Дата выхода картины — 2018 год.

Вия Фрицевна Артмане

Семья:

  • муж – Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
  • сын – Каспар Димитерс (1957), музыкант;
  • дочь – Кристиана Димитере (1965), художник.

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: “Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым.

Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.

Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Евгений Матвеев

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме “После шторма”. Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм “Родная кровь”, в котором она снималась с Евгением Матвеевым.

Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме “Родная кровь”

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев – ее настоящий отец.

С дочерью Кристианой

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились – рушить свои семьи они не станут, она – ради сына, а он – ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.

Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.

Дети Вии Артмане

Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.

Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но  она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.

Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко “Золотой век”. Это была одна из последних ее работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем ЕлизаветаВыходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!

Об актрисе сняты документальные фильмы “Разговор с королевой”(1980), “Обидеть королеву. Вия Артмане” (2007) и “Вия Артмане. Королева в изгнании” (2008).

Вия Артмане: биография (видео)

Легенды славян

Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.

Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.

В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.

Если человек хоть раз взглянул на Вия – это означало верную смерть. Это божество взглядом могло превратить в пепел деревню или целый город.

В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.

В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.

После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.

Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.

«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте – Пекле

Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»

Детство и юность

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.

Вия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Последние годы и печальный уход

К сожалению, когда знаменитая актриса достигла пожилого возраста, былое величие забылось. Власти лишили ее шикарной квартиры в Риге, и Вия Фрицевна была вынуждена жить на даче.

Вия Артмане (слева в фильме «Театр)

Актрису мучили хронические заболевания, в числе которых трофические язвы на ногах.

Утешала звезду лишь религия, в конце жизни она приняла крещение под именем Елизавета.

После инфаркта и нескольких инсультов, актриса уже не смогла оправиться и в октябре 2008 года ее не стало. Королеве рижского кино было 80 лет.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Образ в народном фольклоре

Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.

Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.

Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.

И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.

Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.

Знаменитые веки Вия

Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?

Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.

Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Прием

Яннеке Пэрриш из The Focus Pull Journal дал фильму оценку 6.0 из 10, критикуя некоторые спецэффекты как «до смешного плохие» и написав, что «самая большая слабость фильма заключается в том, как он тратит впустую его тщательно выстроенное напряжение». Он заключил: «Это интересный взгляд на советское кино и на то, как можно снимать фильм в среде цензуры и регулирования. Вий , в конце концов, более интересен как реликвия, чем как самостоятельный фильм, хотя и имеет свое моменты, и, безусловно, имеет стиль «.

Ричард Гиллиам из AllMovie дал фильму четыре звезды из пяти, высоко оценив дизайн, темп и игру Куравлева. В своей книге « 1001 фильм, который вы должны увидеть перед смертью» Стивен Джей Шнайдер называет фильм «красочным, занимательным и по-настоящему устрашающим фильмом о демонах и колдовстве, который может похвастаться замечательными спецэффектами, созданными российским мастером кинематографического фэнтези Александром. Птушко ». Энн Биллсон написала в Sight & Sound, заявила, что «благодаря эффектам, выходящим за пределы ограничений своего времени, сверхъестественные вхождения ‘Viy’ все еще могут вызывать дрожь» и что «это изысканное представление является обязательным для посещения каждым поклонником фолка. -жорсы и мрачные сказки «. Мартин Ансуорт из Starburst дал фильму пятизвездочную оценку, заявив, что «особенным Вия делает не столько режиссура Константина Ершова и Георгия Кропачёва, сколько эффекты, созданные Александром Птушко наряду с кинематографией Виктора Пищальникова и Федора Проворова. Вначале есть пугающие моменты, которые выделяются, особенно трансгрессивная сцена со старой ведьмой (которую играет актер Николай Кутузов), которая является одними только кошмарами. -эффекты камеры, ловкие ракурсы и нарастающее чувство страха, которое взрывается атакой странных, кошмарных персонажей ».

Емельян Пугачев (1978)

Биография, Драма, Исторический, Советский фильм

tagHD 720

Режиссер: Алексей Салтыков

В ролях: Евгений Матвеев, Вия Артмане, Тамара Сёмина

Емельян – донской казак, который неоднократно находился на краю гибели. Царь Пётр Фёдорович готовит восстание против крепостников, которое должен возглавить Емельян. Казак понимает, что вероятней всего он уже не увидит супругу и детей, а потому прощается с семьёй и уходит, благословлённый старцем Филаретом. Восставшим с лёгкостью удаётся расправиться с крепостниками. Однако бунтовщиков нужно было как-то наказать, и тогда Катерина II решает отправить войска, которые должны были разбить армию восставших и привести к ней их главаря. Бунтовщикам предложили отдать главаря взамен на жизнь, и они соглашаются.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Творчество

Роли в театре

Латышский художественный академический театр им. Я. Райниса

  • — «Молодость» Л. Зорина — Оля Морозова
  • — «Стакан воды» Э. Скриба — Абигайль
  •  — «Марта» А. Ю. Броделе — Дама с собачкой
  •  — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
  •  — «Маскарад» М. Лермонтова — Нина
  •  — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
  •  — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Расма
  •  — «Цветущая пустыня» А. Упита — Скуне
  •  — «Вей, ветерок!» Я. Райниса — Байба
  •  — «Анна Каренина» по роману Л. Толстого — Маша Чибисова, Китти
  •  — «Играл я, плясал я» Я. Райниса — Лельде
  •  — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской — Меля
  •  — «Хотя и осень» Г. Приеде — Лигита
  •  — «Гражданин мира» Д. Щеглова — Дженихен
  •  — «Женитьба Мюнхгаузена» М. Зивертса — Якобина
  •  — «Сага о Йёсте Берлинге» С. Лагерлёф — Дона
  •  — «Вайделоте» Аспазии — Мирдза
  •  — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
  •  — «Найденная радуга» Я. Лусиса — Жаклин
  •  — «Война и мир» по роману-эпопее Л. Толстого — Элен
  •  — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Ева
  •  — «Илья Муромец» Я. Райниса — Латигола
  •  — «Дон Жуан» Л. Украинки — Донна Анна
  •  — «Пер Гюнт» Г. Ибсена — Сольвейг
  •  — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо — Ольга Чигорелла
  •  — «Огонь и ночь» Я. Райниса — Лаймдота
  •  — «Снимается кино» Э. Радзинского — Ирина Кирьянова
  •  — «Мотоцикл» П. Петерсона по произведениям И. Зиедониса — Билетёрша
  •  — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
  •  — «Идиот» по Ф. Достоевскому — Настасья Филипповна
  •  — «Список благодеяний» Ю. Олеши — Елена Гончарова
  •  — «Индраны» Р. Блауманиса — Иева
  •  — «Тоомас Нипернаади» А. Гайлита — Малле
  •  — «В какую гавань?» А. Григулиса — Мадам Альта
  •  — «Приглашение в замок» Ж. Ануя — Леди Доротея Индия
  •  — «Индулис и Ария» Я. Райниса — Ария
  •  — «Дурак и утюжники» П. Путныньша — Вирба
  •  — «Ричард III» У. Шекспира — Елизавета
  •  — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Мэксин Фолк
  •  — «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова — Гюльжан
  •  — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
  •  — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Э. Ветемаа — Анна-Майя
  •  — «Всё в саду» Э. Олби — Дженни
  • 1975 — «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера — Фрида Симсон
  •  — «Чайка» А. Чехова — Аркадина
  •  — «Розарий» Э. Ветемаа — Мелюзина
  •  — «Вдовы» А. Кертеса — Анна
  •  — «Елизавета, королева английская» Ф. Брукнера — Королева Елизавета
  •  — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Роплайнете
  •  — «Наши дети» П. Путниньша — Янина Галея
  •  — «Женщины, женщины»
  •  — «Грехи Трины» Р. Блауманиса — Трина
  •  — «Ложь разума»
  •  — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Няня
  • — «Опасные связи» К. Хэмптона по одноимённому роману Ш. де Лакло — Госпожа де Розмонд
  • 1996 — «Тереза Ракен» по роману Э. Золя — Госпожа Ракен
  •  — «У сердца есть крылья»
  • «Мёртвые души» Н. Гоголя
  • «Синие кони на красной траве» М. Шатрова — М. Ульянова

В качестве приглашённой актрисы:

1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр

  •  — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
  •  — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Фильмография

  •  — После шторма — Рута
  •  — За лебединой стаей облаков — Даце Страуме
  •  — Чужая в посёлке — Эльза
  •  — На пороге бури — Мара Вилде
  •  — Спасибо за весну (Верба серая цветёт) — Велта
  •  — Вступление — соседка
  •  — День без вечера — Кайре
  • 1963 — Родная кровь — Соня
  •  — Ракеты не должны взлететь — Перл
  •  — Никто не хотел умирать — Она
  • 1966 — Эдгар и Кристина — Кристина
  • 1966 — Киевские фрески (не был завершён) — Женщина
  •  — Подвиг Фархада — Вера
  • 1967 — Сильные духом — Лисовская
  • 1967 — Туманность Андромеды — Веда Конг
  • 1968 — Времена землемеров — Лиена
  •  — Тройная проверка — фрау Грета
  • 1969 — Ночь перед рассветом — Карла
  • 1969 — Лучи в стекле — Ирис
  • 1969 — Гладиатор — Анни Тыху
  •  — Баллада о Беринге и его друзьях — Анна Беринг
  •  — Я, следователь — Ванда Линаре
  •  — Танец мотылька — Нино
  •  — Ель во ржи — Дагмара
  •  — Подарок одинокой женщине — Кнёпиене — Гита
  •  — Морские ворота — Кристина
  • 1975 — Стрелы Робин Гуда — Кэт
  •  — Мастер — Айна Петровна
  • 1977 — Обмен — Жилювене
  •  — Театр — Джулия Ламберт
  • 1978 — Емельян Пугачёв — Екатерина II
  •  — Твой сын — Эльза Витрупе
  •  — Государственная граница. Мы наш, мы новый… — Зинаида Кирилловна, мать Володи
  • 1980 — Жаворонки — Гундега
  •  — Следствием установлено — Рута Граудиня
  •  — Чужие страсти — Анна Валдмане
  •  — Последняя индульгенция — Эрна Зале
  • 1985 — Проделки сорванца — комендантша приюта
  •  — Тайна Снежной королевы — госпожа Осень
  •  — Моонзунд — хозяйка книжного салона
  • 1987 — Человек свиты — секретарь директора Аглая Андреевна
  •  — Спасённому — рай — Ивантеева
  •  — Катафалк — Евгения Андреевна
  • 1990 — Только для сумасшедших — Зина
  •  — Любовь — бабушка Марины
  •  — Анна
  •  — Каменская. Игра на чужом поле — Регина Вальтер
  •  — Золотой век — Екатерина II
  • «Vija Artmane». — Рига: Liesma, 1979.
  • «Сердце на ладони». — М.: «Молодая гвардия», 1990.
  • «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». — Рига, 2004.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector