Валентина караваева

Слава

Валентина Караваева доучилась в 1941 году. А вскоре Германия вторглась в СССР. Юлию Райзману приказали снять картину, которая бы повысила моральный дух народа. Он принялся за ленту, рассказывающую о любви телеграфистки и шофера. А на главную роль взял свою вчерашнюю ученицу Валентину.

Получившийся в итоге фильм под названием «Машенька» оказался сверхуспешным. Лиричная история о прекрасной девушке произвела на зрителей гораздо больший эффект, чем сюжеты о бравых солдатах, побеждающих врагов.

Во многом это была заслуга Караваевой, прекрасно сыгравшей свою роль. Любовь народа, признание коллег, Сталинская премия — Валентина Ивановна была вне себя от радости.

Детство и семья

Валентина Караваева родилась в 1921 году в деревне Бузолево. Вскоре после ее появления на свет Караваевы переехали в Тверскую область в город Вышний Волочек. Зачастую многие биографы рядом с именем «Валентина» указывают в скобках «Алла». Дело в том, что именно так на самом деле и звали актрису. Переименовала она себя сама, когда ей едва исполнилось 5 лет. Уже тогда Алла мечтала о сцене и сказала матери, что имя Валентина больше подходит для артистки.

Неизвестно откуда взялась у Валентины такая одержимость театром. Ее родители никакого отношения к искусству не имели. Сама актриса утверждала, что она из рабочей семьи. Однако в действительности, как пишет Эльга Лындина в своей книге «Актеры нашего кино», отец Караваевой был священником. Он рано умер, и его супруге пришлось самой обеспечивать своих детей.

Разбитая мечта

 Понравилась лента не только простым зрителям. Валентине именно за ее Машеньку вручили Сталинскую премию. Двадцатиоднолетней актрисе Сталин сам пожал руку. Вполне возможно, что это и спасло в дальнейшем ей жизнь.

Однако счастье Караваевой длилось недолго. Прошло всего несколько месяцев после награждения. В 1944 Валентина попала в автоаварию по дороге на съемки новой картины «Небо Москвы».

При столкновении машины с трамваем водитель погиб. Актриса осталась жива, однако от подбородка до уха у нее протянулся страшный шрам. Лицо привлекательной прежде девушки осталось изуродованным.

Это исключало возможность киносъемок. Оставались лишь эпизодические роли. После Победы Караваевой удалось устроиться в театр имени Моссовета. Роли там ей давали далеко не второстепенные.

Но надежды возвращения прежнего лица исполнительница не оставила. Ей ничем не могли помочь специалисты отечественные. Однако в это время Валентина познакомилась с британским дипломатом Джорджем Чапменом.

Тому давно нравилась веселая обаятельная девушка из картины «Машенька». Даже со шрамом он ее узнал. Поженились молодые люди в 1945. Памятуя о премии, Сталин дал отчаявшейся личное разрешение на выезд.

Роковой случай

Лирическая лента сделала Валентину знаменитой на всю страну. Вскоре её пригласили в Кремль и вручили Сталинскую премию. Это была высокая награда, которая открывала большие возможности. Караваева была уверена – её звездный час пришел. Это настоящий успех и триумф. Критики прочили актрисе громкую славу. В свои 20 лет она всенародная любимица. Валя счастлива и твердо верит: скоро сбудется самая заветная мечта, она сыграет Нину Заречную, и все увидят её “Чайку”.

Меньше, чем через год, Юлий Райзман приступил к съемкам очередной ленты “Небо Москвы”. Главную роль отдает уже знаменитой на весь Советский Союз Валентине Караваевой. Актриса приехала в Куйбышев и поселилась в гостиницу. Раним утром за ней приехала машина. На одном из перекрестков водитель потерял управление и столкнулся с трамваем. В живых осталась только Валентина. Её срочно доставили в ближайший военный госпиталь. От сильного удара актриса получила многочисленные травмы. На лице был глубокий порез.

Медикам чудом удалось спасти ей жизнь. После операции она пришла в сознание и сразу попросила дать зеркало. Не забинтованными остались только глаза и рот. Актриса спросила, сможет ли она играть? На этот вопрос доктор уклончиво ответил: “Нужна еще одна операция. А там посмотрим… Но иметь детей Вы никогда не сможете”.

Через неделю Караваевой сняли повязку. Девушка быстро взяла зеркало. Взглянув в него, ей показалось, что оно треснуло. К сожалению, с зеркалом все было в порядке. За трещину Валентина приняла глубокий шрам от губ до кончика уха. На тот момент Караваева еще не осознала, что багровый шрам навсегда провел черту, между её прошлой и будущей жизнью…

Побег в Москву

К пятому классу Валентина уже твердо решила, что ей больше нечего делать в обычной школе. Она захотела получить актерское образование. Для этого школьница начала разыгрывать дома всевозможные сценки, заучивать стихи, петь песни, параллельно рассылая в театральные школы страны письма с просьбой принять ее на обучение.

По легенде, 14-летняя Валентина даже отправила письмо Сталину, и в ответ ей пришло приглашение в киношколу при «Мосфильме». Сегодня уже неизвестно, насколько эта версия правдива, но Караваевой действительно удалось добиться своего.

Она написала родственникам прощальную записку и сбежала из дома в Москву. Там ее приняли в киношколу, выделили стипендию и общежитие.

На каждом занятии Валентина выкладывалась на полную, чем поразила своего преподавателя, режиссера Юлия Райзмана. Тихая и неприметная ученица будто превращалась в другого человека, когда выходила на сцену. Она с воодушевлением играла на репетициях любых персонажей. Очень скоро ей стали давать эпизодические роли в кино.

Забвение

Ее еще пару раз пригласили на эпизодические роли, и на том всё закончилось. А в конце 70-х закончилась и ее карьера в дублировании зарубежных фильмов. Для некогда знаменитой «Машеньки» наступило забвение.

Артистка осталась практически без средств и вела затворнический образ жизни. Постепенно она распродала все наряды и украшения, которые ей когда-то подарил Чапмен. Из-за ее сложного характера у нее не осталось друзей. Но она по-прежнему была одержима идеей сыграть в кино Нину Заречную. Караваева решила самостоятельно снять «Чайку».

На оставшиеся средства она купила любительскую камеру, переоборудовала собственную квартиру в импровизированную студию, пошила костюмы и начала снимать. Сама играла все роли, сама проявляла пленку, она бесконечно переснимала различные сцены, пытаясь сделать всё идеально.

Валентина Ивановна занималась этим на протяжении последних 22 лет своей жизни. По свидетельствам соседей, из однушки актрисы постоянно было слышно, как она репетирует какие-то реплики.

Она скончалась в декабре 1997 года. Точная дата осталась неизвестна. Когда в доме Караваевой прорвало трубу, работники коммунальных служб вскрыли квартиру 76-летней актрисы. Валентина Ивановна лежала на полу залитой водой комнаты, она была облачена в сценический наряд, а вокруг плавали обрывки кинопленки. Над головой женщины висела бумажная чайка.

Роковая авария

Вскоре после «Машеньки» Юлий Райзман пригласил актрису в свой новый фильм «Небо Москвы». Съемки проходили в городе Куйбышев. Поскольку теперь Караваева уже была звездой, на работу ее возил автомобиль с водителем.

Во время очередной такой поездки машину занесло, и она влетела в трамвай. Шофер скончался, а Валентина Ивановна получила множество травм.

Врачам удалось спасти девушку. Очнувшись на больничной койке, актриса обнаружила, что ее лицо полностью забинтовано. Доктор сказал Караваевой, что она не сможет иметь детей, но эту новость она будто пропустила мимо ушей. Валентина только спросила, сможет ли она сниматься в кино. Но четкого ответа не последовало.

Когда бинты сняли, стало понятно, в чём дело. На щеке Караваевой остался большой шрам от уха до подбородка. Артистка легла на операцию, чтобы скрыть след от раны, но это не принесло существенного результата. Валентина Ивановна утратила работу на киностудии.

С ее портретом воевали и умирали

В 14 лет, не получив ответа от театральных школ и студий, девочка решила написать самому Сталину: «Москва. Кремль. Дорогому товарищу…» Так сильна была Валина мечта стать актрисой. В Вышнем Волочке осуществить ее было нереально.

Прочитал ли письмо сам Сталин, неизвестно, тем не менее девочке разрешили поступить в киношколу к режиссеру Юлию Райзману. Студенткой Валя начала сниматься. Но ничего выдающегося в ней никто не заметил даже на пробах «Машеньки». Только когда были пересмотрены все красавицы того времени, Валя попросила Райзмана дать ей второй шанс. И он оказался решающим.

Валентина Караваева в фильме «Машенька», 1942 год. Фото: Кадр из фильма

Роль телеграфистки Маши Степановой удалась. Картина произвела фурор: с портретом актрисы в кармане гимнастерки солдаты шли в бой, с ним же и умирали…

В 22 года Караваева получила высшую награду тех лет, став самым молодым лауреатом Сталинской премии.

В том же году был снят боевой киносборник «Наши девушки», где актрисе предложили сыграть телефонистку Тоню. Однако фильм положили на полку.

Больше ничего существенного в ее жизни уже не будет. По крайней мере в кино. В общей сложности — десяток работ. И одна выдающаяся «Машенька», сделавшая Караваеву звездой.

Эмиграция

После пяти отыгранных спектаклей Валентина Караваева покинула театр. Муж предложил ей уехать за границу. Артистка загорается идеей, что западные хирурги смогут наконец избавить ее от шрама на лице. Чтобы получить разрешение властей, она написала письмо в Кремль. В итоге Караваеву выпустили.

Оказавшись на родине супруга, Валентина Ивановна довольно быстро освоилась. Выучила английский, познакомилась с окружением возлюбленного. Муж часто покупал Караваевой дорогие подарки, пара посещала светские мероприятия.

Вскоре пара перебралась в Швейцарию. В Женеве Валентина открыла небольшой театр для русских эмигрантов. Единственной постановкой в репертуаре, конечно же, была «Чайка». Но такое положение дел продлилось лишь несколько лет.

В конце 40-х годов Валентина легла в одну из лучших швейцарских клиник. Шрам стал тоньше, но всё еще был заметен. А вдобавок у артистки онемела верхняя губа. По словам врачей, операции в СССР были сделаны грубо, поэтому получился такой результат.

Бедная семья и коварный недуг

Валентина Ивановна появилась на свет в мае 1921 года. Родные места – Тверская губерния, небольшой городок Вышний Волчек. При рождении девочку нарекли Аллой. Она росла своенравным ребенком и уже в пять лет придумала себе новое имя – Валя. Родителям объяснила, что оно больше подходит для актрисы, а ею она станет непременно.

Отец с матерью удивлялись, откуда у дочери такое рвение играть в театре и сниматься в кино. Ведь никто из близких не принадлежал к миру искусства. Семья жила крайне бедно, не всегда была возможность купить продукты, необходимую одежду, древесину, для растопки печи в бараке. Это привело к тому, что десятилетняя Валюша заболела туберкулезом.

Врачи старались победить коварный недуг, однако малышка “угасала” на глазах. В палате находились другие больные, но только одна сердобольная соседка постоянно подбадривала девочку. Чтобы её утешить, подарила томик А.П. Чехова. Когда Вале становилось легче, она читала пьесу “Чайка”, восхищаясь героиней и представляя себя Ниной Заречной. С тех пор Караваева была уверена – она Чайка и в этом её счастье.

Благодаря книге Валя воспряла духом. Даже бросила вызов болезни, уверенная в том, что обязательно выздоровеет. Ведь теперь она знала, ради чего стоит жить и смело шла к цели. Через время Караваева действительно пошла на поправку. Создается такое впечатление, что “Чайка” помогла девочке преодолеть все невзгоды.

Сталинская премия

Окончив школу, девушка тут же отправилась покорять столицу. С первого раза она поступила в школу при студии «Мосфильм». Едва Валентина завершила обучение, как грянула война. Однако кино снимать не перестали. Мало того, именно в военные годы к Караваевой пришла настоящая слава. Это случилось благодаря мелодраме Юлия Райзмана «Машенька» 1942 года, в которой Валентина Караваева исполнила главную роль.

Картину высоко оценило руководство Советского Союза. Все члены съемочной группы были удостоены Сталинской премии. А Караваева стала самым молодым лауреатом этой награды. Ей был всего 21 год. Иосиф Виссарионович даже лично пожал Валентине руку. Казалось, теперь для актрисы открыты все двери.

Театр и фильмы

Дебютировала в кино Караваева в 1939 году ролью безымянной подружки главной героини, сыгранной Зоей Федоровой, в фильме Бориса Барнета «Ночь в сентябре». Лента обличала вредителей, пытавшихся помешать шахтерам-стахановцам.

Картина «Машенька» снималась для подъема боевого духа советских солдат и была наполнена лиризмом. Каждый боец после просмотра фильма верил, что дома ждет верная подруга и, говоря словами Михаила Исаковского из песни «Огонек», «все, что было загадано, все исполнится в срок». Как и Валентина, Юлий Райзман, а также соавтор сценария Евгений Габрилович за «Машеньку» удостоились Сталинской премии.

После аварии фильмография Караваевой пополнилась только одной значительной ролью. В 1964 году Эраст Гарин (король из знаменитой экранизации пьесы Евгения Шварца «Золушка») снял Валентину в фильме по другой известной шварцевской пьесе «Обыкновенное чудо». Сам режиссер по традиции создал в картине образ сказочного монарха.

В театре Валентина Ивановна сыграла чуть больше ролей, чем в кино. Перед замужеством актрисе довелось создать образ Нины Заречной в спектакле Юрия Завадского в Театре имени Моссовета. Чеховскую «Чайку» Караваева ставила и в эмиграции.

Валентина Караваева в фильме «Обыкновенное чудо»

После возвращения на родину артистке предложили присоединиться к труппе Вышневылоцкого драматического театра. Однако Валентина вернулась в столицу СССР и в 50-х годах XX века выходила на сцены московского Театра имени Александра Пушкина и Театра-студии киноактера, а также занималась дубляжом.

Карьере уроженки Вышнего Волочка препятствовал не только шрам, но и скверный характер. Когда Валентине доводилось играть в театре, актриса принималась объяснять режиссерам, что они не понимают авторский замысел. Когда Караваева дублировала зарубежные фильмы, то не воспроизводила интонации западных звезд (среди которых были Марлен Дитрих и Грета Гарбо), а воплощала в голосе собственное видение ролей.

С конца 60-х годов до кончины Валентина Ивановна играла в собственном «театре», в котором была актрисой, режиссером, зрителем и критиком. На деньги, вырученные от продажи подаренных Джорджем шуб, Караваева купила кинокамеру на штативе, проектор и бобинный магнитофон.

Ежедневно артистка разыгрывала перед камерой «Чайку», иногда заменяя любимую пьесу на «Вишневый сад» и «Анну Каренину». Затем проявляла пленку и просматривала результат, отмечая актерские ошибки. С наступлением следующего дня все продолжалось по кругу. Моноспектакль, продолжавшийся почти 30 лет, вдохновил режиссера Георгия Параджанова на создание документального фильма «“Я — Чайка”. Тайна жизни актрисы Караваевой».

Брак с британским миллионером

В течение нескольких лет Валентина Караваева безуспешно просила хоть какую-то роль. Актрисе выделили комнату в гостинице, но работы для нее не было. Но потом судьба девушки приняла неожиданный оборот. В 1945 году у Валентины начался роман с Джорджем Чапменом — атташе британского посольства.

Точно неизвестно, как они познакомились. По одной версии, во время официального приема в британском посольстве. По другой, Чапмен искал с ней знакомства после просмотра «Машеньки». Третья версия гласит, что атташе увидел Валентину в гостинице «Москва» с забинтованным лицом и влюбился в ее глаза.

Как бы там ни было, спустя месяц ухаживаний состоятельный аристократ сделал актрисе предложение. Валентина согласилась, хотя в те времена это легко могло стать поводом для ареста.

Вскоре девушку вызвали на Лубянку. Валентина провела там несколько часов, после чего ее отпустили. Это стало поводом для слухов, будто артистку завербовали советские спецслужбы.

После этого в судьбе Караваевой будто снова началась белая полоса. Мало того, что им с Чапменом позволили пожениться, кинозвезду пригласили в Театр Моссовета сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Чайка». Ту самую роль, которая была практически смыслом жизни для Караваевой.

Репетиции постановки шли с трудностями. Валентина Ивановна отлично справлялась со своей работой, но часто спорила с режиссером и говорила коллегам, как лучше играть их персонажей.

Тем не менее премьера, состоявшаяся 9 мая 1945 года, прошла триумфально. Валентину Ивановну называли гениальной актрисой и лучшей Ниной Заречной в истории. Однако сама Караваева не была до конца удовлетворена — она хотела воплотить Нину Заречную на большом экране.

Детство и юность

Единственное, что точно известно из детства Караваевой — это место и дата рождения. Будущая актриса появилась на свет в Вышнем Волочке Тверской губернии в 1921 году.

Мать и отец, о которых Караваева сообщала в анкетах противоречивую информацию, назвали дочь Аллой, но девочка заставила изменить в паспортном столе имя на Валентину. По одной информации, уроженка Вышнего Волочка «превратилась» в Валю в 5 лет, по другой — в 10, когда решила стать артисткой и сочла имя Алла непригодным для карьеры.

Валентина Караваева в молодости

В детстве Караваева болела туберкулезом. Медсестра, пожалевшая девочку, заточенную в больничных стенах, принесла ей том Антона Чехова. Рассказы и повести понравились пациентке, но наибольшее впечатление произвела пьеса «Чайка». Перечитывая произведение, девочка все больше ощущала себя Ниной Заречной, вместе с героиней произносила «Я — чайка!» и грезила о сцене.

Выздоровев, бывшая Алла формально вела жизнь обычной юной жительницы Страны Советов — ходила в школу, стала пионеркой. Но и на уроках, и на собраниях Валентина как молитву повторяла монологи и диалоги из полюбившейся пьесы.

Пионерка написала Сталину о мечте стать артисткой и приносить пользу советскому народу. Случилось чудо: Валю пригласили учиться в школу при «Мосфильме». Девочка не сообщила семье о переписке.

Получив летом 1935 года справку об окончании семи классов и оставив родителям короткую записку, Караваева сбежала в Москву. Валентину зачислили на курс Юлия Райзмана и предоставили койку в общежитии.

Первое письмо матери уроженка Тверской губернии отправила только через 6 лет после бегства, когда вузовский наставник утвердил Караваеву на главную роль в фильме «Машенька». Начинающая актриса написала, что готова пожертвовать всем, лишь бы сыграть героиню «правдиво и горячо». С принесения этого обета над девушкой завис меч судьбы. Роль Машеньки Валентине удалась, но за триумф артистка заплатила непомерно большую цену.

Не о такой славе мечтала

История жизни и смерти Валентины Караваевой стала известна в конце 1990-х — начале 2000-х, и у всех, помнится, вызвала шок: поверить в нее было почти невозможно, казалось, это плод чьего-то больного воображения. Спустя год после ухода актрисы Глеб Скороходов посвятил ей передачу. Даром что ни ему, ни Виталию Вульфу она так и не дала интервью. Как ни просили.

А Георгий Параджанов, попавший в «нехорошую» квартиру вскоре после похорон Валентины Ивановны, сделал о ней документальный фильм. Так Караваева спустя несколько лет после смерти снова обрела известность. Но разве о такой славе она грезила?

Театр одного актера и смерть в одиночестве

Однако и в Советском Союзе Караваева счастья не нашла. Режиссеры доверяли ей только эпизоды, поэтому Валентине не оставалось ничего другого как стать мастером дубляжа. Голосом актрисы заговорили многие заграничные звезды: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Но Караваева по-прежнему мечтала о больших ролях. По свидетельствам Эльги Лындиной, Валентина Ивановна стала разыгрывать сценки из классических пьес у себя дома, воображая перед собой полный зрительный зал. Свои домашние спектакли Караваева снимала на маленькую любительскую камеру. Получалось почти настоящее кино.

В этой же самой квартире Валентина Ивановна и закончила свои дни. Как указано в книге Веры Васильевой «Золушка с Чистых прудов», тело Караваевой случайно обнаружили соседи. Предположительно, артистка умерла в конце декабря 1997 года. Поэтому на надгробном памятнике Караваевой значится не дата ее смерти, а дата погребения — 12 января 1998 года.

Шанс на счастье

 Повсюду шептались, что брак заключен только из-за выгоды: актрисе необходима пластическая операция за рубежом.  Советская Золушка сумела организовать при русской общине в Женеве театр, для которого сама ставила пьесы и играла.

Валентина не один раз обращалась за границей к специалистам. Но и там ничего не вышло. Даже лучшие хирурги разводили руками. Пострадавшее лицо подкорректировать удалось лишь слегка.

Отчаявшаяся Караваева решилась на возвращение. Супругу тщетно отговаривал любящий муж. Он уверял ее, что ее поступок подобен смерти. Но оставшаяся без ролей и без надежды исполнительница ничего не желала слушать.

В начале пятидесятых Валентина вернулась в СССР. После развода в 1950-1951 она оставила себе фамилию Чапмен.

Личная жизнь

В 1944 году в тыловом Куйбышеве Караваеву, самого молодого лауреата Сталинской премии в СССР, персональный водитель вез на съемки следующего художественного фильма Райзмана «Небо Москвы». На полном ходу автомобиль врезался в трамвай. Шофер погиб, а актриса попала в госпиталь, в котором лечили раненых бойцов Красной армии.

Когда Валентина пришла в сознание, врачи сообщили пациентке, что детей она иметь не сможет. Но девушку волновало не продолжение рода, а возобновление артистической карьеры. К несчастью, на лице Караваевой остался шрам, поставивший крест на честолюбивых мечтах. Она обивала пороги киностудий, но везде получала отказы.

Приобретенный дефект внешности, многолетний роман с полковником Александром Константиновичем, фамилия которого в мемуарах не сохранилась, и «железный занавес» не помешали актрисе выйти замуж за английского дипломата Джорджа Чапмена и уехать с супругом в Великобританию. Существует версия, что на изменения в личной жизни Валентину подтолкнули органы государственной безопасности, и за рубежом артистка выполняла секретное задание.

Валентина Караваева со шрамом после аварии

Конечно, Караваева писала просительные письма в Кремль. В первом умоляла выпустить ее за границу, чтобы при помощи европейской медицины ликвидировать шрам и вновь служить советскому кинематографу. Во втором, с мольбой о возвращении, каялась в ошибках и обличала капитализм. К метаниям Валентины советское правительство отнеслось удивительно лояльно, удовлетворив обе просьбы. Для не менее известной артистки Зои Федоровой роман с американцем в те же годы вылился в отбывание наказания в сталинских лагерях.

Вопреки ожиданиям актрисы, лечение на деньги мужа в лучших клиниках Женевы не только не избавило ее от шрама, но и частично парализовало лицо. С тех пор Караваева на все фото снималась в единственном ракурсе, при котором косметический дефект не был виден. Наряды, украшения и даже собственный мини-театр, организованный Валентиной с русскими эмигрантами, не смогли примирить артистку с оторванностью от советских зрителей. Возможно, окончилось выполнение секретной миссии.

Несмотря на мольбы Джорджа, Караваева в начале 50-х годов XX века вернулась в СССР. Последним подарком супруга, убежденного, что в Советском Союзе Валентину будут пытать, и через 2 года после ее отъезда погибшего в автокатастрофе, стали 2 капсулы с ядом. Когда бывшая звезда убедилась в невостребованности на родине, то выпила ядовитое зелье. Однако врачи в третий раз спасли Караваевой жизнь.

Валентина Ивановна не утратила умения писать просительные письма. Благодаря посланию, адресованному Фурцевой, постаревшая исполнительница главной роли в «Машеньке» сменила комнату в коммуналке на однокомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве.

Дата смерти неизвестна

Так прошли ее последние годы. Но «последние» — это три десятка лет! Практически в одиночестве, без социума. В крошечной квартире, где самой большой ценностью оказались километры отснятой кинопленки…

Параджанов, использовавший уникальные кадры в своем фильме об актрисе, говорил потом, что, играя и снимаясь, хоть и дома, Караваева каждый день реанимировала сама себя. Чтобы не сойти с ума. Не спиться. Не покончить с собой (достаточно одной попытки и клинической смерти).

Но ведь такое существование и было сумасшествием… Почти 30 лет Валентина Ивановна медленно умирала. И никому до нее не было дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector