Штрафбат №8: почему его называли «бандой рокоссовского»

Биография

Наверное, мало найдется зрителей, которым бы не нравился этот актер. Его Глымов из «Штрафбата» и ученый-паразитолог Викентий из «Артистки», кажется, не оставили равнодушными никого. У Юрия Степанова, а речь идет о нем, появилась многомиллионная армия поклонников.

Родился артист в Иркутской области летом 1967 года. Но в поселке Рысево прошли лишь первые годы жизни Юрия. Отцу, работавшему агрономом, предложили возглавить совхоз в деревне Тайтурке. Туда за ним отправилась семья – трое детей и жена, работавшая учительницей.

Актер Юрий Степанов

Двух сыновей глава семьи воспитывал жестко. Уже в ранние годы мальчики знали, что такое работа по хозяйству и твердая отцовская рука. Юрий не особо радовал родителей школьными отметками, но много и с удовольствием читал. А еще с детских лет увлекся боксом. Тренер, сколотивший группу из деревенских ребят, был для них настоящим авторитетом. Преподаватель показывал парням силовые приемы, в свободное время водил подопечных в походы, учил рыбачить и охотиться. А еще занимался с детьми в местном Доме культуры. После первого любительского спектакля, в котором Степанову досталась ключевая роль, мальчик впервые задумался о сцене.

Юрий Степанов в молодости

У отца Юрия были другие виды на будущее сына. Отец хотел видеть сына охотоведом и ждал, что после окончания школы Юрий поступит в сельскохозяйственный институт. Но Степанов-младший поступил в Иркутский театральный вуз, который окончил с красным дипломом. Надежды отца, что сын «наигрался» в актера и теперь возьмется за серьезное дело, не оправдались. Отборочная комиссия, побывавшая в иркутском театральном накануне выпуска, посоветовала Степанову ехать в Москву и поступать в ГИТИС, в мастерскую Петра Фоменко. Так Юрий и сделал.

О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель.

15 октября 2004 г.

О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель. » КИНОРЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ: МЫ ПОЛГОДА ПРОВЕЛИ В ОКОПАХ. — Николай Николаевич, до “Штрафбата” вы не снимали фильмы на военную тему. Что вдохновило вас на это? — В какой-то степени это случай: однажды мне в руки попали первые три серии сценария “Штрафбат” Эдуарда Володарского. Сценарий находился в кинокомпании моего брата — продюсера Владимира Досталя, они уже собирались запускать этот проект и искали режиссера. Прочитав первые страницы, я понял, что от такого материала отказаться просто нельзя. К тому же я вспомнил, что мой отец не только прошел войну, но и был в плену. Из немецкого лагеря чудом не попал в советский. Я подумал, что моим двум сыновьям, современным молодым людям, тоже было бы полезно посмотреть на войну под таким углом, в нестандартном ракурсе. Тем более что о штрафниках наши военные историки говорить не любят, их могилы неизвестны или безымянны. Штрафников, как пушечное мясо, бросали на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев. Выбора у них не было — впереди их косили немцы, сзади — заградительные отряды НКВД, специально созданные для того, чтобы стоять за штрафными частями и останавливать их пулеметным огнем. Вот о такой войне мне и захотелось снять фильм. — Надо сказать, задача у вас была нелегкая, если учесть, что опыта в художественном осмыслении темы штрафбата в нашем кино до сих пор просто не было… — Единственный игровой фильм на эту тему под названием “Гуга” сняли в эпоху перестройки на Одесской студии. Мне он показался фрагментарным, неглубоким, не раскрывающим всей трагедии штрафников… В какой-то степени ее касались публицисты, писатели — скажем, Гроссман, Астафьев, Солженицын. Но такого объемного художественного произведения, какое создал Эдуард Володарский, действительно еще не было. — Вы считаете эту тему взрывоопасной? — Не то чтобы взрывоопасной… У нас были сомнения: а как государственный телеканал отнесется к такому фильму? Но тем не менее канал “Россия” приобрел права на эту картину, причем сам проявил инициативу, показал в прайм-тайм и сейчас считает ее одним из самых удачных проектов российского телевидения. Рейтинги “Штрафбата” достигли такого уровня, что перекрыли и “Бригаду”, и “Идиота” — как по Москве, так и по России в целом. — Работая над картиной, вы пользовались какими-то секретными материалами? — Мы пользовались архивными материалами, смотрели много хроники. В последней, 11-й серии вместо заключительных титров идет огромный список штрафных батальонов и рот, которые с 1942 по 1945 год были на всех советских фронтах. За этим списком — огромное количество людей, отдавших свою жизнь за победу, которым мы и посвящаем наш фильм. Володарский встречался и беседовал кое с кем из оставшихся в живых штрафников. Но готовый фильм мы все же не успели им показать: они, к сожалению, до этого дня не дожили. И не увидели, что у нас получилось. — А вы задумали, наверное, сказать какую-то неизвестную правду о войне? — Виктор Астафьев незадолго до смерти в одном интервью сказал очень горькую, но, по-моему, очень правильную фразу: “Мы войну выиграли мясом”. Вот об этом наш фильм. У нас ведь как? “Мы за ценой не постоим”. Вот и не стояли за ценой, кидая на фронт, как спичечные коробки, штрафроты и штрафбаты… Конечно, мы не хотим сказать, что штрафники выиграли войну. Но мы хотим сказать, что и они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент Победы. — В прессе писали, что консультанты — участники войны, прочитав сценарий до запуска картины, сочли, что в нем искажается правда о войне, но с их мнением не посчитались. В итоге в титрах фамилий консультантов нет. Это действительно так? — Ничего подобного. Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты — по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, — докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал… — Хотелось бы снять еще одну военную картину? — Сейчас это неподъемный труд — делать историческое военное кино в наших условиях. Мы полгода провели в окопах, в траншеях — в любую погоду, в дождь и в жару. Снимали все лето и осень прошлого года. Молодцы артисты, спасибо им. Они все выдержали.»(Газета «Труд» 14.10.04.) Все понятно — надергано все, что угодно, кроме первоисточников. И даже военных консультантов, специалистов в своем деле, не пригласили.

Новое

ТЕКСТЫ

Наталья Ким: Лала. Рассказ Натальи Ким

Валерий Хаит: Паустовский и КВН, или отсроченное чудо

Полина Жеребцова: «Курьер». Отрывок из нового романа Полины Жеребцовой

Обаятельные неудачники. Интервью с Татьяной Леонтьевой

Екатерина Варкан: Сказка про Грибоедова

Ольга Громова: Наташа и Валя. Отрывок из новой книги Ольги Громовой

Ирина Сисейкина: Жизнь после ДДТ

Надежда Ажгихина: Почему мы ее не знали? Рассказ Надежды Ажгихиной

Александр Минаев: Призрачный мир. Репортаж из Абхазии

ВИДЕО

Ян Шенкман: «С одесского кичмана». Любимая песня Сталина. Поет Виктор Пузо
4833

Ян Шенкман: Три дезертира против трех президентов. Любимая песня Бориса Виана
1437

Ян Шенкман: Любимая песня Михаила Горбачева
2469

«Волков, Добровольский, Пацаев»
1259

Дмитрий Лисин: «Мотыльки». Любимая песня композитора Мартынова
6356

Дмитрий Лисин: Вадим Репин. Медовый звук скрипки Гварнери
3531

Трус не играет в хоккей. Любимая песня Василия Шумова
4564

И придем еще. Лица Болотной площади
971

Ян Шенкман: Вечная весна на Болотной площади
1009

КАРТИНКИ

Майя Теренина: Мир на голове
3663

Андрей Щеглов, Андрей Каменев (фото): Дорога в никуда. Route 66
7718

Ян Шенкман: Три дня свободы. Репортаж из Выксы
1797

Лондон, который мы потеряли
3780

Бэнкси. Наскальная живопись
2836

Олег Климов: Страна красных шаманов. Фоторепортаж Олега Климова
3194

Megaq: Не только «Интерны». Другие лица Кристины Асмус
10405

Андрей Бильжо: 2012 – год бандерлогов. Новые рисунки Андрея Бильжо
8522

Мирослав Робка: 19 августа, 21 год спустя. Фото Мирослава Робки
1424

НОВОСТИ

Анна Залысина: Отец тридцати детей в одиночку
764

Анна Залысина: Полицейские — убийцы лося
1394

Анна Залысина: Тележурналист застукал себя на месте преступления
611

Анна Залысина: В Риге вырос фаллос
2493

Анна Залысина: Полиция разогнала китайскую свадьбу
1050

Анна Залысина: Шон Пенн призывает отказаться от секса
584

Анна Залысина: Украинский хряк предсказывает будущее
679

Анна Залысина: Японец японцу отрубил руку самурайским мечом
1767

Анна Залысина: В Астане появится собственный супергерой
974

БЛОГИ

amoro1959: изучая одну фотографию. что случилось с режимом Путина?
3408

amoro1959: выборы собянина
572

kashin: Написал про фильм про Харламова
738

amoro1959: все пойдет своим чередом
641

kashin: Написал про СК
615

Валерий Зеленогорский: Дневное-2. Состояние-7456.
837

roizman: Как подойти
618

amoro1959: черты будущего
574

kashin: Про Квачкова
670

В реальной жизни[править]

Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.

Очень приблизительно их можно разделить на группы:

  • Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
  • Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
  • Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.

В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?

В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.

Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.

Популярное

ТЕКСТЫ

Валерия Новодворская: Поэт на договоре. Валерия Новодворская о Евгении Евтушенко
203827

Светлана Иванова: Астролог Михаил Левин: «Путин уйдет в течение двух лет»
182325

Игорь Свинаренко: Дмитрий Петров. Английский я выучил по «Голосу Америки»
169108

Валерия Новодворская: Число зверя. Валерия Новодворская – о Владимире Ленине
127317

Егор Мостовщиков: ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ЗЕВНУТЬ. Как с этим бороться
123633

Светлана Иванова: Эверест — зона смерти. Репортаж Светланы Ивановой
123611

Валерия Новодворская: Песня ухода. Валерия Новодворская об Иосифе Бродском
117311

Василий Прозоровский: ЧЕЛОВЕК В РУБЛЯХ. Цена и стоимость жизни
87320

Игорь Свинаренко: Анамика Саксена: хождение за три моря
82314

ВИДЕО

Бунин без нобелевского глянца. Лекция Дмитрия Быкова
12870

Коммунисты поймали мальчишку (Николай Вильямс. Исп. Борис Гребенщиков). Любимая песня Людмилы Алексеевой
9850

Катя Пономарева. Мой муж занимался политикой еще в школе
6537

Дмитрий Лисин: «Мотыльки». Любимая песня композитора Мартынова
6356

Самоубийство, которого не было. Лекция Дмитрия Быкова
6173

В гостях у «АукцЫона». Леонид Федоров и Дмитрий Озерский
6069

Ян Шенкман: Конь унес любимого. Любимая песня Псоя Короленко
5205

Ян Шенкман: «С одесского кичмана». Любимая песня Сталина. Поет Виктор Пузо
4833

Быков о Солженицыне. Гений и талант – понятия враждебные
4830

В ролях

  • Алексей Серебряков — Василий Степанович Твердохлебов, командир штрафного батальона пожже рядовой штрафного батальона, (1-11 серия)
  • Юрий Степанов — Антип Петрович Глымов, бывший вор в законе, позже — ротный (командир роты) в батальоне (1-11 серия) (погиб в 11-й серии)
  • Роман Мадянов — майор Харченко, начальник особого отдела (2-10 серия) (погиб в 10-й серии)
  • Юрий Шибанов — Павел Бурыкин
  • Павел Деревянко — Цыпа (1-3 серия) (убит в 3-й серии)
  • Николай Мачульский — Хорь (1-3 серия)
  • Анна Асташкина — жена командира
  • Александр Баширов — Алексей Шустров («Стира»), опытный шулер (все серии, кроме 7)
  • Евгений Березовский — майор СС
  • Лев Борисов — дед Зои (7 серия)
  • Алексей Жарков — генерал-майор Илья Григорьевич Лыков (2-11 серия)
  • Илья Коврижных — Савелий Цукерман (4-11 серия)
  • Полина Кутепова — Катерина (6 серия)
  • Андрей Мерзликин — капитан Вячеслав Бредунов (5-6, 8 серия)
  • Дарья Мороз
  • Иван Моховиков — Виктор Редькин (1-3 серия) (убит в 3-й серии)
  • Дмитрий Назаров — Отец Михаил (Тимофей Александрович Менделеев) (7-11 серия)
  • Юлия Сёмина — Вера Твердохлебова
  • Владимир Скворцов — Артём
  • Андрей Смоляков — командир роты Фёдор Баукин (1-4,6 серия)
  • Виктор Супрун — гармонист Шлыков (1-4, 6-11 серия)
  • Максим Коновалов — парень на воровской малине
  • Александра Чичкова — медсестра Галина
  • Надежда Маркина — хозяйка
  • Ольга Калашникова — медсестра Светлана (4-6,9-11 серия)
  • Владимир Кашпур — Зимянин (7 серия)
  • Кирилл Плетнёв — Дубинин (1-2 серия)
  • Тимофей Трибунцев — Чудилин (6-11 серия)
  • Алексей Пушкин — капитан Александр Владимирович Сазонов (1,7 серия)
  • Максим Литовченко — Виктор Кобылко (1-4,6 серия)
  • Владимир Капустин — Георгий Точилин (1-5 серия)
  • Михаил Еремеев — Родянский
  • Александр Никифоров — Анатолий Петрович Муранов (1-4 серия)
  • Владимир Топцов — полковник Иван Иванович Телятников
  • Сергей Цепов — Оглоблин (1-4,6 серия)
  • Сергей Перелыгин — Семён Яковлевич Дронский (4,6-11 серия)
  • Максим Дрозд — Степан Булыга (6-11 серия)
  • Владимир Яворский — Юрий Григорьевич Балясин, ротный
  • Наталья Ишутина — Зоя (7 серия)
  • Грегори-Саид Багов — генерал-майор Чепуров, начальник особого отдела армии (7-10 серия)
  • Владимир Приезжев — Рябинин
  • Алексей Горячев — следователь капитан Курыгин (8-9 серия)
  • Михаил Дементьев — шофер Анатолий (9 серия)
  • Тагир Рахимов — Мустафа Кулегенов
  • Давид Хугаев — Идрис Ахильгов (10-11 серия)
  • Анатолий Горячев — подполковник Зубарев
  • Дмитрий Медведев — немецкий солдат, пивший с Глымовым (9-10 серия) (убит в 10-й серии)
  • Михаил Крылов — Степан Шутов (3-5 серия)
  • Василий Мищенко — Родион Светличный
  • Алексей Ошурков — ротный Сергей Викторович Шилкин (6-11 серия)
  • Олег Валкман — вор Мирон (7 серия)
  • Шота Гамисония — Вахтанг Микеладзе (3 серия)
  • Ольга Дегтярёва — Екатерина
  • Николай Исаков
  • Надежда Каменькович — Надежда, дочь Катерины
  • Иван Лапин — переводчик
  • Александр Мякушко — Пётр Воскобойников
  • Андрей Невраев — начальник учебных курсов, лейтенант
  • Александр Цуркан — зэк Семён Дрожкин
  • Ирина Карева — старшая медсестра
  • Кирилл Бурдихин — пленный красноармеец
  • Григорий Багров — штрафник Журавль
  • Михаил Лукашов — Валерий Шальнов
  • Андрей Тубелис — пленный красноармеец
  • Игорь Мещерин — немецкий полковник
  • Георгий Шахет — военный врач в госпитале
  • Валентин Варецкий — немецкий генерал
  • Дмитрий Лямочкин — Лапиков
  • Олег Мазуров — Степан
  • Максим Зыков — пленный красноармеец
  • Михаил Самохвалов — подполковник, начальник тюрьмы
  • Виталий Зикора — врач-хирург
  • Николай Точилин — полковник, начальник разведки
  • Иван Тимченко — Степан
  • Геннадий Подшивалов — старшина в госпитале
  • Кирилл Болтаев — Андрей Рубашкин (4-5 серия)
  • Василий Дахненко — капитан Генрих Бенхов, пленный немецкий офицер (5 серия)
  • Дмитрий Бобров — комбат Андрей Сергеевич Головачёв (9-10 серия)
  • Леонид Громов — следователь капитан Сычёв (1 серия)
  • Александр Чернявский — капитан НКВД
  • Мария Шашлова — Мария
  • Евгений Косырев — повар с перевязанной головой
  • Денис Курочка — пленённый немецкий солдат
  • Юрий Пономаренко — старший лейтенант артиллерии
  • Евгений Сологалов — майор Андрей Витальевич, был представлен к званию Героя СССР
  • Екатерина Директоренко — Валентина
  • Павел Мисаилов (эпизод, в титрах не указан)
  • Владислав Котлярский — Белянов

На роль Цукермана режиссёр фильма изначально пригласил известного российского юмориста Максима Галкина, но под давлением руководства Первого канала Галкин вынужден был отказаться от этой роли[источник не указан 1150 дней].

Премии и зрительское признание

Телесериал был отмечен на следующих конкурсах и фестивалях:

  • Финалист конкурса ТЭФИ-2005 в пяти номинациях.
  • Победитель конкурса ТЭФИ-2005 в номинации «Телевизионный художественный сериал».
  • Лучший телевизионный художественный фильм, награда «Золотой меч», II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Лучший сценарий к фильму, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Исполнение главной роли, диплом жюри, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.

Зрительские рейтинги:

  • Ruskino.ru: 3,404 из 6 — 23636 голосов.
  • IMDb: 7,1 из 10 — 768 голосов.

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах.
По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

Критика

В личном звонке режиссёру телесериала «Штрафбат» Николай Губенко сказал, что несмотря на некоторые идеологические и политические претензии к сценарию, он считает, что это памятник русскому солдату.

Российский военный историк, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Гареев подверг телесериал критике:

Кроме этого, Гареев М. А. отмечает в телесериале ряд исторических ошибок и неточностей: «в штрафбате никаких уголовников, равно как и политических заключённых, просто не могло быть. Из уголовников формировали штрафные роты. Командовали штрафными подразделениями только кадровые офицеры. <…> Все штрафные подразделения составляли не более 1,5 % от всей численности действующей армии».

В аннотации к книге доктора исторических наук Юрия Рубцова «Новая книга о штрафбатах» звучит обвинение сериала в том, что он «старательно протаскивает мысль, что штрафники-де „выиграли войну“».

Станислав Говорухин в интервью Дмитрию Гордону:

Мифы о штрафбатах[править]

Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):

  • В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
    • На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
    • С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
  • Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
  • В бой их часто посылали без оружия.
    • Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
    • Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
  • Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
  • За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска

    Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.

    .

  • Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
    • На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
    • Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector