«служебный роман»: актёры знаменитой комедии
Содержание:
Современная версия
И напоследок. В 2011 году был снят «новый» «Служебный роман». В главных ролях актёры вновь выступили довольно талантливые. Картина вызвала у зрителей огромный интерес. В съёмках приняли участие: Зеленский Владимир, Ходченкова Светлана, Заворотнюк Анастасия, Башаров Марат.
Тем не менее такого успеха, как картина 1977 года, этот фильм не имел. Возможно, всё дело в том, что в его основе просто-напросто лежало повторение уже давно всем известной истории. Лучше, чем она была показана, сыграть, наверное, невозможно. Как бы ни старались актёры, атмосферу прошлых лет передать они не смогли. А вот картина Рязанова по-прежнему остаётся любимой и востребованной.
Одним словом, если вам хочется весело и интересно провести своё свободное время, обратите внимание именно на эту киноленту. «Служебный роман» – тот фильм, который никого не сможет оставить равнодушным. Смотрите, и вы не пожалеете!
Смотрите, и вы не пожалеете!
Другие интересные факты о “Служебном романе”
В пьесе “Сослуживцы” секретарша Верочка имела мужа (в фильме его должен был сыграть Александр Фатюшин), с которым она всё время скандалила. Были сняты несколько сцен, но Фатюшин вдруг заболел. Но Верочке это не помешало: она ругалась со своим мужем по телефону. Фатюшин даже не озвучивал себя, голос за кадром звучал Олега Басилашвили.
По пьесе Вера выглядела совершенно иначе — это была молоденькая стройная красотка. Но Рязанов и Брагинский для фильма роль Верочки “переписали” под Ахеджакову. Единственное, что осталось от секретарши из пьесы — это то что она была модницей и обучала “мымру” “походке от бедра” и основам макияжа. И та, и другая сыграли эту сцену великолепно!
Если бы весь отснятый материал со множеством экспромтов актёров вошёл в фильм, то серий было бы три, а не две.
Кстати, сцена “романтического ужина” Новосельцева и Калугиной у неё дома придумана не Рязановым — это экспромт двух актеров, который был сыгран удивительно душевно.
Очень смешная сцена, когда Новосельцев с подачи Самохвалова обращается к Калугиной с “рационализаторским предложением” — тоже актерский изыск.
Актрисе Людмиле Ивановой даже не пришлось вживаться в роль активистки Шурочки, так как она сама в то время занимала подобный пост в театре “Современник”.
Практически все события в фильме разворачиваются в помещениях, поэтому Эльдар Рязанов “разбавил” картину многолюдными улицами и красивыми пейзажами Москвы.
Чтобы подчеркнуть социальное положение героев фильма, они жили в разных местах: директор Калугина — проживала в “крутом” доме на Б. Никитской, Самохвалов — в центре Москвы на ул. Горького, в доме рядом с Центральным телеграфом. Простые сотрудники обитали в спальных районах: Новосельцев — в переулке Чернышевского, секретарша Верочка — на Чертановской улице, а Рыжова — под Москвой.
Ещё один интересный “персонаж” фильма — это бронзовый конь, с которым носился Новосельцев. Когда-то его уже снимали в “Бриллиантовой руке” и “Семнадцати мгновениях весны”.
После долгих поисков подходящих стихов или песни для музыкальной заставки Рязанов сам написал слова теперь знаменитой песни “У природы нет плохой погоды”. В 1978 году эта песня получила приз на фестивале “Песня года”.
Поистине — настоящее искусство способно творить чудеса. И не одно поколение учится у героев “Служебного романа” — и благородству души, и порядочности. Да, после просмотра этого фильма человек становится добрее и чище душой!
Возможно, вам также будет интересно узнать, какой известный советский фильм чуть не поставил точку в карьере Людмилы Гурченко.
Олег Басилошвили
Этот актер предстал перед зрителем в области элегантного мужчины, обладающего безграничным обаянием и цинизмом. Имя его – Юрий Самохвалов. По фильму он – однокурсник Новосельцева. Он пришел в статистическую контору, в которой работал его друг молодости, показав себя как востребованный профессионал, который работает за рубежом.
Фото: 24smi
Юрий сразу же становится заместителем директора. Именно это лицо начинает играть ключевую роль в жизни Калугиной и Новосельцева. В жизни, как и в кино, актер – добрый и целеустремленный человек. На сегодняшний день он продолжает съемки в кинокартинах. Он имеет свыше сотни ролей, включая работу в театре. С 1990 г. Олег является активным общественным деятелем.
Сюжет[править]
В одном московском статистическом учреждении работает Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков) — отец-одиночка и скромный офисный планктон, у которого никак не получается добиться повышения по службе. Но однажды в учреждение приезжает Самохвалов (Олег Басилашвили) — новый замдиректора, который хочет коллегам понравиться и поэтому дарит им подарки и приглашает к себе домой. Как выяснилось, он раньше дружил с Новосельцевым, отчего пытается помочь ему с продвижением и советует «приударить» за начальницей — сухой, неженственной и суровой Людмилой Калугиной (Алиса Фрейндлих), которую все боятся и за глаза называют Мымрой. Новосельцев от безысходности соглашается. На вечеринке у Самохвалова Новосельцев напивается, читает начальнице стихи, танцует, обзывает её сухой и чёрствой. Та обижается и уезжает. На следующий день он приходит к ней в кабинет извиняться, и во время разговора-перепалки Калугина начинает плакать, Новосельцев её успокаивает и постепенно понимает, что она не такая уж холодная и чёрствая, узнает, что она страшно одинока, что ей всего тридцать шесть, и между героями постепенно зарождаются настоящие чувства…
Алиса Фрейндлих – Людмила Прокофьевна Калугина
- «На Верхней Масловке»
- «Линия Марты»
- «Д`Артаньян и три мушкетера»
Симпатичной и обаятельной актрисе пришлось до неузнаваемости изуродовать себя для роли «сухаря в юбке». Она справилась с задачей на «отлично» и предстала перед зрителями в образе строгой женщины неопределенного возраста. Именно роль Калугиной сделала Фрейндлих всенародно любимой артисткой. Алиса Бруновна продолжает играть в театре и периодически появляется в кино. Особым успехом пользовался детектив «Женская логика», в котором Фрейндлих сыграла главную роль любознательной пенсионерки детектива.
В конце 2020 года поклонники актрисы всерьез обеспокоились здоровьем Алисы Бруновны после того, как в СМИ попала информация о том, что Фрейндлих госпитализирована с диагнозом «коронавирус». Сообщалось, что поражение легких составило 80%, и, с учетом возраста актрисы, врачи надеялись на чудо.
К счастью, в феврале знаменитую артистку выписали, и теперь зрители с нетерпением ждут появления Фрейндлих в кино и на сцене театра.
Андрей Мягков
Этому актеру также досталась главная роль. Он сыграл Анатолия Ефремовича Новосельцева – коллегу и подчиненного «мымры». Это был образ обычного государственного служащего, работавшего на классическом советском предприятии. Он стал типичным неудачником, брошенным супругой, воспитывавшим двоих детей в одиночку.
Фото: 24smi
Анатолий хотел повысить свое жалование, это сподвигло его на отчаянный шаг: он начал ухаживать за своей старомодной начальницей и незаметно для себя влюбился в нее. Такой поворот событий превратил героя в настоящего рыцаря. После этой роли сам Андрей получил Государственную премию СССР.
Фото: eg
В начале 1990- Мягков, продолжая актерскую деятельность, занялся режиссерским мастерством. Он начал работать в театре имени Чехова, в котором работает до сих пор. С того времени артисту удалось сделать несколько постановок, которые стали весьма популярными среди зрителей. В настоящее время съемки в кино он практически прекратил по той причине, что современные фильмы считает недостойными.
Алиса Фрейндлих (Людмила Калугина)
Алиса Фрейндлих тогда и сейчас
Главную роль в фильме «Служебный роман» сыграла советская и российская актриса Алиса Фрейндлих. В комедии она предстала перед зрителями строгой и некрасивой начальницей «родного статистического учреждения» Людмилой Прокофьевной Калугиной — женщиной неопределенного возраста со старомодными очками в грубой оправе, которая «вся скрючится и скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу».
Для воплощения в образ Фрейндлих совершила поистине героический поступок, согласившись изуродовать себя до неузнаваемости. Ей это удалось сполна – за роль Калугиной Алисе Бруновне присвоили звание «Лучшей актрисы года».
После «Служебного романа» Алиса Фрейндлих продолжила свою актерскую карьеру. Она снялась в нескольких десятках фильмов, которые вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа, а также стала ведущей актрисой Большого драмтеатра им. Товстоганова.
Что тут есть[править]
- А что, пусть будет! — немало известных сцен в фильме — импровизация. Например, момента, когда Новосельцев использует Верочку как щит, в сценарии не было.
- Говорящей фамилией обладает самовлюблённый и расчётливый Самохвалов.
- Дети в финале — в конце сообщается что у Новосельцевых теперь трое детей.
- Драмеди — жанр фильма. Фирменный стиль Эльдара Рязанова, характерный для «среднего» периода его творчества (1966—1984).
- Да она красавица! — так можно сказать о Калугиной после того, как Верочка научила её за собой ухаживать.
- Зрелая любовь — Калугиной 36, Новосельцеву тоже что-то в пределах 40.
- Кнопка берсерка — стоит только Новосельцеву обозвать Людмилу Прокофьевну Калугину мымрой, как она от простых словесных оскорблений переходит к куда более решительным действиям.
- Музыкальный символ — «У природы нет плохой погоды».
- Музыкальным триппером можно назвать, наверное, все песни отсюда.
- На тебе! — Рязанов всю жизнь недолюбливал советскую бюрократию, натерпелся от неё… Вы когда-нибудь вглядывались в таблички, густо висящие близ парадного входа в здание, где трудятся Калугина и Новосельцев? Оказывается, в здании размещены вот такие интересные организации: «Центральный резерв нежилых помещений», «НИИ ЧЕГО», «Главбурение», «Управление внешних сношений», «Главшерсть», «Главкость», «Специзолятор», «Мосрыбстрой». А статистическое учреждение, в котором работают главные герои, называется божественно просто — «Статистическое учреждение» (это своеобразная отсылка к аналогичной натебейке в многострадальном гайдаевском «Женихе с того света»: «КУКУ (Кустовое управление курортных учреждений)», «НИИГУГУ», «Горупркомхоз: Нежилотдел», «Горупрместпром: Заготлыко», «ЧУИВ» [?!], «Горздравотдел: Райпиявка при Горпиявке»).
- Ну ты как ляпнешь! — Новосельцев этим отличается с завидным постоянством.
- Протащить под радарами — товарищ Новосельцев пытается продемонстрировать вокальные данные, напевая «Тихо в лесу, только не спит барсук» (на мотив «На сопках Маньчжурии»). Если учитывать, что похабная частушка про повесившего на сук свои тестикулы барсука появилась несколько раньше фильма, непонятно, как хулиганство сценаристов не было замечено. (Но Анатолий Ефремович, разумеется, вместо «яйца» спел «уши». И это не только дань режиссёра и актёра цензуре: это, чисто ватсониански, персонаж «смягчил», поопасавшись слишком-то уж скандализовать Людмилу Прокофьевну!).
- Пьяный — это забавно — Новосельцев набирается и устраивает дебош в квартире своего коллеги, пытаясь подкатить к начальнице.
- Осрамиться по пьяни — это тоже про Новосельцева, ведь хорошего впечатления он не произвёл. Более того, он боялся, что теперь его уволят!
- Родитель-одиночка — Новосельцев один растит двух сыновей.
- Сексуальное домогательство — Ольга Рыжова бесцеремонно домогается Самохвалова. Пополам с Любовь зла
Самохвалов просто уже не знал, что делать. Он уже неоднократно говорил Рыжовой, что не собирается отвечать ей взаимностью и что он женатый человек, но она ничего и слушать не хотела и буквально напрашивалась на подобную реакцию.
, ибо он в ответ начинает козлить. Ибо сколь бы сильно ни допекла его Оля, охваченная амоком и не желающая слушать никаких резонов — в свою очередь, Юре совсем не следовало натравливать на неё «общественность» (о чём Юре справедливо, жёстко и резко сказала Калугина — а Новосельцев Юру за это же самое треснул по морде).
- Синий чулок — Людмила Прокофьевна Калугина, сперва начальница, а потом ещё и возлюбленная и жена главного героя. Создатели фильма гениально показали её преображение, когда вместо мешковатого костюма и ужасных очков на ней оказываются строгое и элегантное платье, косметика на лице и комплект колечко + серёжки на теле. И да, конечно же, смена причёски с «демонстративно как мужская» на «ух, какая я лапочка средних лет!» (и нет, последнее — не парик, в отличие от пьесы-первоисточника).
- Снежная королева оттаяла — это тоже про Калугину, которая постепенно перестала быть сухой «Мымрой».
- Сирано — Самохвалов выступает в роли Сирано для Новосельцева. Правда, первоначально Новосельцев умудряется свести на нет все его усилия, а затем — прекрасно справиться и без него. При этом практически не изменив поведения.
- Хорошие сапоги, надо брать — тропнеймер. Людмила Прокофьевна высказывает своё мнение по поводу сапог, к которым приценивается её секретарша Верочка: «Очень вызывающие, я бы такие не взяла». «Значит, хорошие сапоги, надо брать», — заключает та.
Сюжет киноленты
По сюжету действие происходит в 1976 году дождливой осенью. Главными героями картины являются Анатолий Ефремович Новосельцев – рядовой работник статистической конторы и Людмила Прокофьевна Калугина – его начальница.
Новосельцев – неуверенный в себе мужчина, отец двух сыновей, которых воспитывает в одиночку. Жена от него ушла к другому мужчине. Детей Новосельцев забрал к себе по решению суда. Анатолий работает в крупной статистической конторе старшим специалистом. У него нет предпосылок к карьерному росту, что прибавляет мужчине неуверенности.
Людмила Прокофьевна является директором статической конторы, где работает Новосельцев. Калугина очень одинокая женщина. Она разорвала отношения с подругами из-за того, что одна из них увела у нее мужа. Людмила Прокофьевна богата. Она имеет большую квартиру, автомобиль «Волга» и даже личного водителя.
Людмила Прокофьевна с головой погрузилась в работу. В контору она приходит раньше всех, а покидает рабочее место позже всех. Женщина не ухаживает за собой. Она полностью отрицает свое женское начало, предпочитая красивым нарядам деловые мешковатые костюмы. За глаза подчиненные называют ее мымрой, что очень огорчает несчастную начальницу. Калугиной всего 36 лет. Но она выглядит гораздо старше.
Коллега и хорошая приятельница Новосельцева Ольга Петровна Рыжова советует Анатолию попросить у начальницы повышения до начальника отдела легкой промышленности. Она считает, что мужчина достоин этой должности. А повышение поможет ему поправить свое финансовое положение.
Заместителем Калугиной назначают нового работника Юрия Григорьевича Самохвалова, одногруппника Рыжовой и Новосельцева. Ранее у Ольги Петровны и Юрия был бурный роман. Ольга до сих пор влюблена в мужчину и даже не скрывает это.
Самохвалов решает помочь своему другу и пытается получить для него повышение. Но Калугина уверена, что Новосельцев является посредственным и безынициативным человеком, который не достоин должности начальника. На самом деле Новосельцев просто привык к своей работе.
Когда попытка Самохвалова продвинуть друга оказывается безуспешной, он советует Новосельцеву начать ухаживать за начальницей. Анатолий категорически отказывается это делать, считая такой поступок неэтичным. Но потом соглашается.
Чтобы как-то сблизить Новосельцева и Калугину, Самохвалов устраивает вечеринку в честь вступления в должность. Но на вечере Людмила Прокофьена не поддается на уговоры. Она остается строгой, неприступной начальницей.
Подвыпив, Новосельцев читает стихи. Он думает, что поэзия произведет впечатление на Людмилу Прокофьевну. Но она полностью отвергает такой вид ухаживания. Тогда Анатолий обозлился и при всех назвал начальницу черствой, сухой и бессердечной.
На следующий день Новесельцев решил извиниться за грубые слова. Однако его неуклюжесть приводит к тому, что начальница рассердилась, а затем заплакала. Анатолий пытался утешить Калугину. Тогда женщина рассказала ему печальную историю своего одиночества.
Выслушав Людмилу Прокофьевну, Новосельцев решил, что начальница не такая уж и бездушная. Он увидел в ней легкоранимую, тонкую натуру, которая нуждается в защите.
Теперь Новосельцев решил ухаживать за начальницей не из-за повышения, а потому что она ему действительно приглянулась. Однажды Калугина пригласила Анатолия к себе домой. Когда Новосельцев вошел в квартиру, он увидел не старую мымру, а прекрасную женщину.
После свидания с Новосельцевым, на следующий день, Калугина опаздывает на работу. И когда она вошла в офис, все были потрясены. В этой прекрасной женщине теперь не узнать старой мымры.
Тем временем Рыжова начинает забрасывать Самохвалова любовными письмами. Верочка, секретарша Калугиной, активно обсуждает историю Юрия и Ольги. Юрий пытается отвадить Рыжову и просит активистку Шурочку поговорить с ней.
Узнав о подлости Самохвалова, Новосельцев ругается с другом и даже дает ему пощечину. Чтобы отомстить Новосельцеву, Юрий рассказывает Калугиной, что Анатолий начал ухаживать за ней, чтобы получить повышение.
Услышав рассказ Самохвалова, Людмила Прокофьевна решила, что мир рухнул. Она вновь не верит мужчинам, а особенно Новосельцеву, который так бессердечно воспользовался ее положением.
Однако через некоторое время влюбленные мирятся. Из титров зритель узнает, что у Людмилы Прокофьевны и Анатолия появился третий мальчик.
Актеры фильма «Покровские ворота».
Список источников
Фильмы
В дебютной картине — музыкальной комедии «Трембита», сделавшей ее знаменитой, — Людмила снялась еще будучи студенткой. Именно фото в образе Василины стало визитной карточкой актрисы. Руководители курса, Шихматов и Львова, не возражали против участия Купиной в съемках, поскольку сосед и друг их семьи Владимир Масс был соавтором как сценария фильма, так и либретто первоисточника — одноименной оперетты Юрия Милютина.
«Трембита» стала кинодебютом не только для Людмилы, но и для Ильи Олейникова, исполнившего маленькую роль молодого селянина Михася, причем в титрах ленты указывалась подлинная фамилия будущей звезды «Городка» — Клявер. А вот Савелий Крамаров, создавший образ Петро, к началу съемок «Трембиты» был уже маститым актером с обширной фильмографией.
Главные роли в экранизации оперетты исполнили Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов. Вокальные партии почти всех персонажей этих актеров исполнили оперные певцы. Но за Купину, как за Барбару Брыльску в «Иронии судьбы…», не только пела другая вокалистка, но и разговаривала другая актриса. Заговорить Василине помогла Ия Саввина, а запеть — Людмила Ревина. В итоге голос героини звучал очень по-взрослому, что пошло картине только на пользу: по сюжету девушка фактически была главой семьи и из родственников имела только престарелого деда Атанаса, в которого перевоплотился актер Алексей Чернов.
Людмила Купина в фильме «Вечный зов»
К сожалению, в дальнейшей кинокарьере Купиной не было центральных ролей. В телеэпопее «Вечный зов», снимавшейся режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым на протяжении десятилетия, актриса создала образ Марии Васильевны — секретаря Петра Полипова, сыгранного Юрием Смирновым. В 1975 году ученица Шихматова и Львовой сыграла жену главного героя киноповести «Среди лета» Владимира Рубана. Роль супруги одного из персонажей, охотника Павла Петрякова, досталась Людмиле и в детективе «Крик тишины».
В картине «Служебный роман» Купина промелькнула в образе безымянной «сотрудницы статистического учреждения», возглавляемого Людмилой Прокофьевной Калугиной. Героиня актрисы на работе куталась в клетчатый шарф. С Людмилой Ивановой, сыгравшей в шедевре Эльдара Рязанова неугомонную общественницу Шурочку, звезда «Трембиты» пересеклась и в своей последней ленте — комедии «Вам что, наша власть не нравится?» 1988 года.
Долгие годы Купина отработала в московском Театре киноактера. На театральных подмостках актриса создала яркие образы в спектаклях «Без вины виноватые», «Ссуда на брак» и «Требую суда!».
Фрейндлих Алиса
Вообще, режиссёр, как следует, постарался над картиной «Служебный роман». Актёры и роли соответствуют друг другу просто идеально. Чего только стоит игра Алисы Фрейндлих! Артистка воплощает на экране типичного руководителя. Несмотря на свои зрелые годы, Людмила Прокофьевна не смогла построить свою семью. Она – абсолютно одинокая женщина. Очень строгая к своим работникам. За глаза сотрудники называют её «мымрой». Хотя, какова она в душе, никто на самом деле не знает. А ведь она – нормальная женщина, которая, как и все, умеет улыбаться, плакать и любить.
История героини печальна и драматична. В своё время она была оставлена любимым мужчиной, который женился на её лучшей подруге. С тех пор близко к себе женщина никого не подпускает. Она сосредоточена на работе. Она не хочет, чтобы её вновь кто-то ранил, заставил страдать, причинил боль. Однако судьба-злодейка умеет готовить свои испытания…
Лия Ахеджакова (Верочка)
Актеры «Служебный роман» 1977 — Лия Ахеджакова
Актриса Лия Ахеджакова в «Служебном романе» сыграла секретаршу Верочку — «девушку с претензиями», которая была информирована обо всех и обо всем. На протяжении всего фильма она по телефону выясняла своим семейные проблемы с мужем, что не мешало ей успевать выполнять свою «вредную» работу. Верочка очень хорошо разбирается в моде и любых других сферах человеческого бытия, о которых свободно рассуждает даже с начальницей, порой забывая о субординации.
После «Служебного романа» к Лии Ахеджаковой пришла всенародная любовь. До сегодняшнего дня актриса продолжает активно сниматься в фильмах и играть в театре.
Актерский состав выбирали недолго
Актеров для этой кинокомедии нашли очень быстро. Рязанов оставил ценные “резервы” из кинопроб в его предыдущих картинах. К примеру: Светлана Немоляева, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих снимались в пробах в фильме “Ирония судьбы”. Из “Иронии…” в “Служебный роман” перекочевали также Андрей Мягков и Лия Ахеджакова.
Со слов Рязанова, к образу Новосельцева (этакого безынициативного недотепы) Мягкову намеренно добавили усики, и надели очки в “ужасной” оправе, чтобы он больше соответствовал своему теперешнему образу. Это было необходимо сделать, так как пару лет назад актер Андрей Мягков в роли Жени Лукашина в фильме “Ирония судьбы” был весьма романтичным. А режиссер очень хотел, чтобы Новосельцев был вовсе на него не похожим.
В роли Калугиной режиссер видел только Алису Фрейндлих. Удивительно, это один из редких случаев в советском кино, когда Рязанову позволили снимать тех, кого выбрал он лично. Не было никаких кинопроб и волокиты с худсоветом.
Чтобы образ директорши-мымры был завершён, режиссёру с актрисой пришлось долго искать подходящий наряд и аксессуары. И, как обычно, совершенно случайно, на съёмочной площадке появились очки. И в этих очках Алиса Фрейндлих сразу стала вылитой “мымрой”.
Олег Басилашвили в этом фильме хотел сыграть Новосельцева и как только мог, убеждал Рязанова дать ему эту роль. Отрицательный герой Самохвалов актеру был не симпатичен, но Рязанов был прав, распределив роли: Басилашвили отлично сыграл свою роль.