Петр тодоровский-младший

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе 

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Оператор

По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».

В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.

Совместная работа

В 2007 г. режиссер снял фильм «Тиски». В этом фильме рассказывается о молодом человеке, который невольно вовлечен в преступный наркобизнес. В этой картине Евгения Владимировна Брик играла второстепенную роль девушки Таи. Конечно же, роль не была серьезной, но позволила приобрести некоторый опыт и умения. В общем, перспективы впереди ее ждали невероятные.

Валерий Тодоровский на премьере фильма «Стиляги»

В 2008 г. на экраны кинотеатров вышел знаменитый фильм-мюзикл «Стиляги», который также снимал Валерий Тодоровский. Супруге досталась роль комсомолки Кати, которая боролась с нарушениями, совершаемыми молодежью того времени. Брик играла отрицательного персонажа, этот образ ей удался великолепно. За работу в фильме мужа актриса была награждена сразу несколькими престижными кинопремиями.

Валерий Тодоровский на съемках фильма «Оттепель»

Еще одна крупная роль в фильме Валерия Тодоровского была сыграна в сериале «Оттепель». Изначально Евгения Брик претендовала на главную роль в этой картине. Однако образ Ларисы ей понравился больше, поэтому после консультации с супругом она сыграла именно эту роль. Зрителям Евгения Брик запомнилась откровенными кадрами в сериале, где актриса снята обнаженной.

Все крупные роли Евгении Брик, безусловно, сыграны именно в фильмах Валерия Тодоровского. Тем не менее, нельзя говорить о том, что эти роли получены только из-за того, что актриса состоит в браке с известным режиссером.

Валерий Тодоровский за работой

Напротив, Евгений Тодоровский достаточно придирчиво относится к творчеству супруги, всегда высказывает конструктивную критику и никогда не предлагает ей роли, с которыми бы она не справилась. К тому же, кинокритики высоко оценивают актерское мастерство актрисы.

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

Петр Тодоровский

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

Петр Тодоровский в молодости

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

По словам Никиты Ефремова

В беседе с журналистами актер признался, что сценарий ему понравился с самого начала, однако он с первого раза не понял, что именно ему импонирует. Пришлось перечитывать текст несколько раз, чтобы произошло его проникновение в сознание.

Подсознательно он прочувствовал какие-то моменты, не до конца им принимаемые, поэтому поначалу произошло некое отторжение. Актера заинтересовало то, как у его героя происходил переход от осознания одолевающих его проблем к их чувственному восприятию.

По мнению Ефремова, в фильме подобрались замечательные партнеры, и он рад, что ему доведется работать в этом проекте с Е. Ткачуком, И. Старшенбаум, Д. Балабановой. От сотрудничества с режиссером Тодоровским Никита ожидает многого. Он надеется, что созданное ими кино поможет кому-нибудь адекватно повести себя в экстремальной ситуации.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.

Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, — по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием — создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой был снят ряд фильмов режиссера: «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие.

Сын Тодоровских — Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – «Оттепель», «Стиляги», «Страна глухих».

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Композитор и музыкант

Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: «После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария».

Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: «Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену».

Петр Ефимович сочинял музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами («Сильнее урагана» Василия Левина, «Над нами Южный Крест» Игоря Болгарина, «Праздник» Гарика Сукачева). А в лентах «Рабочий поселок» Алексея Германа, «Вылет задерживается» Леонида Марягина и «Жизнь забавами полна» режиссер выступил вдобавок как вокалист.

В 1999 году вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным Петр Ефимович записал компакт-диск «Ретро вдвоем». Позже вышла вторая часть — «Ретро вдвоем-2».

Биография

Петр Ефимович Тодоровский родился в украинской глубинке, в бедной еврейской семье. «Детство у меня было жуткое. Мы очень тяжело перенесли голод 1933 года. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп», — вспоминал режиссер.

Но это было не единственное испытание, уготовленное судьбой. В начале Великой Отечественной войны семью Тодоровских эвакуировали в Сталинград. Здесь шестнадцатилетний Петя, еще не окончивший школу, вместе с отцом работал на разгрузке угля, на электростанции.

В конце 41-го из-за смещения линии фронта пришлось вновь переезжать. На этот раз в Саратовскую область (деревня Песчатый Мар). В 1943 году молодой человек поступил в Саратовское военное училище. И через считанные месяцы его отправили в качестве командира минометного взвода в Беларусь. Так Петр оказался на передовой, принял участие в нескольких боевых операциях, в том числе взятии Берлина. Дошел до Эльбы и оттуда был комиссован по ранению.

В послевоенные годы проходил службу в гарнизоне Песочное под Костромой. В 49-ом уволился в запас и некоторое время работал на заводе стеклотары, параллельно доучиваясь в вечерней школе.

Все эти нелегкие годы молодой человек мечтал снимать фильмы. В будущую профессию Петр Тодоровский влюбился еще на фронте, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит это ремесло.

В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
  • Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
  • Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Актерский состав в фильмах Тодоровского

В фильмах Тодоровского играли такие замечательные актеры, как Любовь Полищук, Елена Яковлева, Наталья Андрейченко, Николай Бурляев. Пробовал сниматься и сам режиссер; в кинофильме «Был месяц май» он исполнил одну из ключевых ролей.

В 1967 году за весомый вклад в развитие киноискусства Петр Тодоровский получил звание «Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР», в 1989 стал «Народным артистом РСФСР».

В конце столетия, после распада Советского Союза, поставил такие достойные внимания ленты, как «Анкор, еще анкор», «В созвездии Быка», «Какая чудная игра», «Риорита».

За свои фильмы Петр Тодоровский получал высокие государственные награды. В декабре 2005 года он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», ставшим последней наградой в судьбе режиссера.

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

Петр Тодоровский

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

Петр Тодоровский в молодости

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

Лавстори (2017)

Комедия, Мелодрама, Приключения, Русский фильм

Режиссер: Петр Тодоровский

В ролях: Александр Петров, Вильма Кутавичюте

Фильм рассказывает историю о неудачливом актёре Севе Горелове, который случайно встречает свою первую любовь Машу Соколову, когда-то юную и беззаботную девушку, а теперь тридцатилетнюю избалованную подругу успешного бизнесмена. Сева подрабатывает в такси, и Маша случайно становится его клиенткой. Ехать далеко, в Сочи, на родину их с Севой подростковой любви. Там у Маши через несколько дней свадьба, но не с Севой, конечно, а с её покровителем. С самого начала кажется, что ничем хорошим это путешествие не закончится, и тем не менее, впереди 1600 километров приключений.

Почти Купидон

Значительную роль сыграл Тодоровский в судьбе Виталия Соломина и его второй жены Марии Леонидовой, ведь именно на съемках его картины «Городской романс» актер и случайно попавшаяся на глаза ассистенту режиссера на улице девушка впервые встретились. Вспыхнувшая между двумя людьми страсть оказалась настолько сильной, что даже заставила понервничать непосредственного виновника судьбоносной встречи.

Для того чтобы Леонидова, проводившая ночи с возлюбленным, прекратила заявляться на площадку заспанной, Тодоровский заменил Соломина на Киндинова. Однако дальнейшая история показала, что мимолетное увлечение оказалось чем-то гораздо в большей степени серьезным — Виталий и Мария поженились.

Оператор

По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».

В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
  • Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
  • Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Трясина (1978)

Военный, Драма, Советский фильм

Режиссер: Григорий Чухрай

В ролях: Валентина Теличкина, Владимир Заманский, Мария Виноградова

Действия фильма разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Война уже унесла у крестьянки Матрены Быстровой мужа и старшего сына. Единственная радость в ее жизни – младший сын Митя. Когда ему приходит повестка, мать ни за что не хочет отпускать его на фронт. А война уже рядом с деревней, где живут Быстровы. На станции, находящейся неподалеку, идут боевые действия. Женщина решает спрятать своего ребенка, ведь иначе его неминуемо убьют в этой кровавой мясорубке войны. Она закрывает Митю на чердаке, где ему теперь придется провести ни один год.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Детство и юность

Валерий Тодоровский – коренной одессит. Он родился в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда знаменитого кинорежиссера, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны.

Валерий Меладзе: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Валерий Тодоровский с родителями в детстве

Отец с ранних лет брал сына на съемочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось все: как надежно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

А еще ему нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в павильоне артисты беспрекословно слушают только его. Неудивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придется всего добиваться самостоятельно.

Валерий Тодоровский с отцом в молодости

Так оно и получилось. Валерий уверенно, хотя и небыстро, шел к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошел учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Вывод

Народный артист РСФСР Петр Тодоровский был советским и российским оператором, режиссером, сценаристом и кинокомпозитором. Он оставил зрителям 17 правдивых и мудрых картин о дружбе, взаимоотношениях мужчины с женщиной и о войне, пробороздившей не заросшую полосу в его судьбе.

Награжден:

  • 8 орденами.
  • 2 медалями.
  • Почетным призом фестиваля «Московская премьера»
  • Государственной премией.
  • Премией «Опера-прима» Венецианского кинофестиваля.
  • Премией 2-го Всесоюзного кинофестиваля.
  • 2 премиями «Ника»
  • Премией «Золотой Овен»
  • Главным призом фестиваля «Кинотавр»
  • Призом фестиваля «Киношок»
  • специальным призом и Благодарностью Президента РФ;
  • премией и призом «Человек года».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector