Александра пахмутова

Песни для фильмов

Схожая судьба ожидала сотни произведений композитора. Полные особой гармонии песни стали неотъемлемой частью множества кинокартин. Фильм «Девчата» невозможно представить без строчек Михаила Матусовского и задорной мелодии Пахмутовой. Конечно, «было б скучно, наверно, на свете без девчат», а «Старый клен» часто по ошибке причисляют к разряду народных.

«Три тополя на Плющихе» — это и песня «Нежность». Хотя изначально Александра Пахмутова была не слишком настроена писать песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но увидела Доронину и глаза Ефремова… Мелодия родилась буквально за несколько шагов — от Студии Горького до стоянки такси. Песню полюбили и зрители, и космонавты, которые не понаслышке знали, как «дарят звезды свою нежность».

Биография А. Пахмутовой

Начать можно с того, что время появления на свет А. Пахмутовой пришлось на конец двадцатых годов 20 века, 9 ноября 1929 года. Родилась она в небольшом посёлке, называвшемся Бекетовка, располагавшегося тогда недалеко от Сталинграда. Сейчас это место является частью территории города и более не существуеткак отдельный посёлок, а собственно то самое место, где она родилась, находится на улице Омской. Её родителями были Николай Андрианович (1902—1983 гг.) и Мария Амплеевна (1897—1978 гг.).

Удивительно, но маленькая Александра Николаевна (тогда ещё просто Саша) впервые попыталась проводить свои музыкальные опыты по достижении всего 3-х лет. В этом возрасте родители, видя явную музыкальную одарённость дочки, стали обучать её азам игры на пbанино. Разумеется, о знакомстве с нотами в этом возрасте и речи идти не может… Первым же собственным музыкальным произведением композитор называет собственную пьесу  «Петухи поют». Сочинила её маленькая Саша, в возрасте всего пяти лет.

По достижении семи лет Саша становится ученицей музыкальной школы. К сожалению, учёба там прервалась. Поскольку это был 1941 год, а он ознаменовал начало страшной Великой Отечественной войны.

В августе 1942 года маленькую Сашу эвакуировали в Караганду, где она продолжает получать своё музыкальное образование. Когда же в 1943 г. Красная армия перенесла боевые действия на территорию противника, Александра переезжает в Москву. Нужно отметить её удивительное мужество – ехать по полуразрушенной стране, где только недавно шла самая страшная война в истории. Когда ей исполняется 14 лет, Александра становится ученицей ЦМШ с посещением специализированных уроков по игре на фортепиано, участвует в работе кружка юных композиторов, организованный В. Шебалиным.

После получения диплома в 1953 г. Александра Николаевна продолжает обучение и по прошествии 3-х лет заканчивает аспирантуру.

Очень большую роль в появлении действительно любимых всеми песен сыграло знакомство, а впоследствии долгие годы семейной жизни и совместного творчества с  Н.Н. Добронравовым. Правдой будет, если сказать, что познакомила их именно музыка. Встретились они в редакции Всесоюзного радио

В то время Александра Николаевна получила приглашение поработать над музыкой для радиопередач «Пионерская зорька» и  «Внимание, на старт!», в которых Николай Николаевич исполнял собственные стихотворения. Получилось так, что практически немедленно появился их первый дуэт «Лодочка моторная»

Их взаимная симпатия оказалась настолько сильной, что после трёх месяцев знакомства Александра Пахмутова и Николай Добронравов приняли решение зарегистрироваться в ЗАГСе.

Регистрация проходили в августе, стояла жара, но днём внезапно хлынул летний ливень. Наверное, судьба подавала им знак. Свадебным путешествием стала поездка к абхазским родственникам. Оба супруга до сих пор считают эту поездку счастливейшими днями их жизни. Проводили время весело – блюда кавказской кухни, приготовленные тётей А. Пахмутовой были великолепны, молодожёны всё время напролёт плавали в Чёрном море, отдыхали…

По признанию многих известных творческих людей, их семья не только талантлива, Александра Николаевна и Николай Николаевич – одна из очень гостеприимных дуэтов периода СССР.

Лев Валерьянович Лещенко вспоминал, что Пахмутова и Добронравов умели поддерживать в доме замечательно теплую, дружескую атмосферу. Обращались же они друг к другу исключительно «Колечка» и «Алечка». И не видели в этом ничего особенного –просто видимо, именно такое обращение служило им одним из тех самых «рецептов счастья». «Просто-напросто не нужно создавать какие-то придирки по мелочи, не выпячивать свою принципиальность» считают звёздные супруги. Недаром Николай Николаевич, когда рассказывает про то, на чём основывается счастье в их семье, любить обращаться к словам знаменитого французского писателя: «Любить – это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Наверное, это их случай.

Александра Пахмутова жената на Николае Николаевиче Добронравове на протяжении вот уже более пяти десятков лет, хотя поверить в это можно далеко не сразу. Просто слишком влюблёнными глазами всегда глядят они друг на друга, слишком долго могут разговаривать о том, что им хочется воплоить в жизнь.

К сожалению, своих собственных детей у Анны Николаевны и её мужа нет… Зато с уверенностью можно сказать, что в какой-то степени их дети – это мальчишки и девчонки всей России – настолько огромна любовь детей к их детским произведениям. В их числе «Всегда готовы!», «Гайдар шагает впереди», «Лодочка моторная», «Мальчиш-Кибальчиш», «Мы — гагаринцы» и многие другие.

Семья Александры Пахмутовой и ее краткая биография

Будущая знаменитость родилась неподалеку от Волгограда в начале ноября 1929 года. Ее отец работал в сфере энергоснабжения, однако обладал и творческой жилкой — неплохо играл на фортепиано и других музыкальных инструментах, увлекался живописью и слыл мастером на все руки.

Родители ребенка еще в раннем возрасте заметили исключительные способности маленькой Саши.

С трех лет она начала учиться музыке и сочиняла небольшие произведения. Конечно, отец и мать приложили все усилия, чтобы развить дарование дочери. Начальное профессиональное образование она получила в музыкальной школе в родном Волгограде. Затем семья Александры Пахмутовой попала в эвакуацию, но и там девочка продолжала заниматься любимым делом.

Александра в молодости с коллегами

Она мечтала поступить в консерваторию и вскоре осуществила свое намерение. После получения диплома девушка поступила в аспирантуру композиторского факультета и проучилась там еще три года.

Александра Пахмутова в начале карьеры

Ее дальнейшая карьера была весьма успешной благодаря природным данным и исключительному трудолюбию

Очень скоро Александра Пахмутова заняла важное место в музыкальной жизни нашей страны, став одним из прославленных деятелей культуры

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.

Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».

Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме

Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Обретение признания

Еще в годы обучения будущая артистка СССР неустанно трудилась, придумывая музыкальные композиции в разнообразных жанрах. Ее музыку исполняли симфонические оркестры, а в театре игра артистов сопровождалась мелодиями, сотворенными великим умом Александры Николаевны.

Александра Пахмутова в составе делегации

Музыка величайшего композитора СССР звучала в лучших театрах страны, где ставили пьесы и балет. Не чужды были Пахмутовой и песни, которые она писала с огромным удовольствием, сочетая их с душевными текстами.

Талант не остался незамеченным. В 1968, будучи известной и замужней женщиной, Александра Николаевна вступила в единое творческое объединение творческих людей – «Ордена Ленина Союз композиторов СССР». Так артистка не только служила на благо своей страны, но и способствовала развитию музыки. В ее обязанности входило:

  • налаживание связей с прогрессивными зарубежными композиторами,
  • поддержка начинающих музыкальных деятелей в сфере культуры и оказание помощи в закреплении за ними авторских прав на произведения,
  • воспитание талантливой молодежи на социалистической музыке.

Александра Николаевна не представляет свою жизнь без музыки

На протяжении всей службы при союзе композиторов, Александра Пахмутова считала, что ее долгом является найти талантливых детей, которые раскроют свой талант под ее руководством. При должности Александра проработала до 1991, ознаменовавшегося роспуском союза композиторов из-за распада СССР.

В 1976 в честь композитора была названа целая малая планета, которая зарегистрирована астрономами под номером 1889 в США. Олимпийский комитет также оказал Пахмутовой огромную честь. Знаменитая композиция «О спорт ты мир!» была написана великой женщиной по спецзаказу к международным соревнованиям в Москве в 1980.

Тяжелый период 90-х годов не повлиял на творческую биографию Александры Пахмутовой, для которой семья стояла на одной ступени с карьерой, а дети, взятые «под крыло» требовали дальнейшего обучения и развития в карьере. Поэтому вместе с супругом поэтом-песенником она продолжала выискивать таланты и помогать им начать свой тяжелый, но удивительный творческий путь.

Маленькая женщина при жизни стала Великим композитором

Александра Николаевна Пахмутова продолжает играть на фортепьяно, не представляя своей жизни без музыки. Но делает она это больше для себя, извлекая из инструмента новые мелодии, которые будут услышаны еще несколькими поколениями зрителей. Величайшая женщина нашего времени продолжает вести светскую жизнь, регулярно посещая концерты и театральные спектакли, где звучит ее музыка.

Всегда улыбчивая и радостная Александра Николаевна с радостью делится своим опытом с подрастающим поколением композиторов. А они относятся к ней с должным почтением и восхищаются ее удивительными талантами. Поэтому среди нового поколения артистов, выращенных на музыке Пахмутовой, есть не только отечественные музыканты, но и зарубежные звезды. Талант композитора использовали в своих выступлениях:

  • Иосиф Кобзон,
  • София Ротару,
  • Муслим Магомаев,
  • Людмила Зыкина,
  • Михаил Боярский и многие другие.

Пахмутова стала Лауреатом Государственной премии СССР

Сложно перечислить все коллективы, которые играют музыку Пахмутовой, но особо выделились и запомнились людям: Песняры, Самоцветы, Народный хор Пятницкого, группы С. Намина а также английские музыканты, объединившиеся в Living Sound.

Творческий путь

Учёба в Центральной музыкальной школе

Когда Саше исполнилось 14, она решила учиться в Москве. Девочка объявила родителям, что собирается добираться до столицы самостоятельно.

Однако случилось настоящее чудо: Николаю Андриановичу понадобилось поехать туда в командировку. Саша отправилась вместе с ним на экзамен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

Члены комиссии — завуч ЦМШ Екатерина Мамоди и профессор консерватории, пианист Теодор Давидович Гутман — отметили исключительную одарённость девочки, абсолютный слух и отличное чувство формы. Они высоко оценили её творчество. Абитуриентка сыграла им прелюдию и вальс собственного сочинения.

Девочку зачислили в 6-й класс ЦМШ «ввиду отличных перспектив».

Проблему отсутствия общежития при учебном заведении родители решили при помощи московских друзей, которые приняли Алю в своей однокомнатной квартире на время учёбы. Играла на инструменте только в школе перед занятиями, в квартире для него просто не было места. Добиралась до ЦМШ пешком, так как транспорт ранним утром ещё не ходил.

Бытовые трудности в Москве Пахмутову не пугали. Все её мысли были заняты учёбой, сочинением музыки, занятиями в кружке юных композиторов, которым руководили Виссарион Шебалин и Николай Пейко. Её приняли туда по рекомендации первого директора ЦМШ Ираиды Васильевой. Она рассказала Шебалину о девочке-самородке из Сталинграда и показала ему её сочинения.

Консерватория

После окончания ЦМШ Пахмутова поступила в 1948 году на теоретико-композиторское отделение Московской консерватории в класс Шебалина.

Уникальное педагогическое чутьё позволяло Виссариону Яковлевичу достаточно быстро определить потенциал каждого ученика и перспективы его дальнейшего развития. Он поощрял стремление к постоянному профессиональному росту и расширению кругозора. И при этом не считал себя вправе решать за студента, каким жанром ему следует заниматься, и ущемлять его самобытность.

Диплом Пахмутова защитила с отличием. Иной оценки её сочинения — песня «Походная кавалерийская» на слова Юлии Друниной, кантата «Василий Тёркин», миниатюры для струнного квартета на народные темы, обработки русских народных песен «На Иванушке чапан», «Не заря ты, зорюшка» для голоса с фортепьяно и симфоническая «Русская сюита» — и не могли получить.

При создании симфонической сюиты молодая студентка не ограничилась штудированием печатных сборников, отправилась в фольклорную экспедицию в Хопёрский район. Там она встречалась с хранителями и исполнителями народной песни, много записывала и слушала.

Премьера «Русской сюиты» в исполнении симфонического оркестра студентов МК состоялась в Москве на торжественном вечере в честь 84-го выпуска студентов и была с восторгом принята аудиторией. Высокую оценку этому произведению дал и Шебалин в своей статье «Первая встреча». Он отметил задушевность мелодий, хорошую оркестровку, природное чувство оркестра у своей ученицы. Виссарион Яковлевич писал, что верит в успехи своей трудолюбивой ученицы и её способность преодолеть любые препятствия.

Аспирантура

После блестящей защиты диплома в 1953 году Пахмутова поступила в аспирантуру снова к Шебалину. В 1956 она защитила диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Во время учёбы в аспирантуре было создано одно из лучших её инструментальных произведений — «концерт для трубы с оркестром». Он стал очередной творческой удачей Пахмутовой, свидетельством её значительного творческого роста. Произведений для этого инструмента создаётся мало. Достойных — ещё меньше. Сочинение Александры Николаевны есть в репертуаре у многих музыкантов из разных стран.

Музыкальные произведения

Их гостями часто бывали самые выдающиеся артисты, музыканты, просто знаменитости. Эти поэт и композитор создали множество хитов, запомнившихся нескольким поколениям и не потерявшие популярность и на сегодняшний день. Это и шлягеры «Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», и гимны спорта «Команда молодости нашей».

Особенную популярность «Трус не играет в хоккей!» завоевала уже в 1980-е годы, в тот период, когда сборная команда Советского Союза по хоккею с шайбой стала сильнейшей командой мира, разгромив даже родоначальников хоккея, канадцев. Все считали, что песня рассказывает о тогдашних звёздах команды, но создана она была задолго до этих событий, в 1968 году.

На творческом пути этой семьи часто поджидали трудности, но тайна неизменного успеха их творений заключалась ещё и в том, что А. Пахмутова и Н. Добронравов всегда боролись, поддерживая друг друга.

В интервью газете «Аргументы и Факты» они говорили даже «у нас полно песен, которые запрещали». Например, долго шла к популярности песня, которая была посвящена бойцам Первого Белорусского фронта, поскольку цензоры исключили строки: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский…», ведь в тот период принято было воспевать только одного героя — Леонида Ильича… С этим эпизодом было связано многое – Пахмутовой пришлось бороться, звонить «наверх», конфликтовать.

Придирки были как в отношении текстов, так и музыки. Песня «И Ленин такой молодой» была написана в бешеном ритме, с боем барабанов. Песня получила оценку «сумасшедшая», её отправили «на полку». Несмотря на это, Пахмутова не стала ничего менять и оказалась права – через полтора года песня стала хитом.

Необходимо отметить – семейная пара героев этой статьи не ограничивалась собственным счастьем – она помогала обрести его многим звёздам первой величины советской эстрады. Так, Муслим Магомаев, влюблённый в замечательную артистку Тамару Синявскую, поссорился с ней из-за того, что она отказалась дать развод своему тогдашнему супругу. В результате на свет появились такие шедевры, как «Мелодия», которую великолепно исполнял Муслим Магомаев («Ты моя мелодия…») и «Прощай, любимый» для оперной певицs московского Большого театра Т. Синявской («Весь мир наполнен песней лебединой…»). По словам этих двух исполнителей, эти композиции настолько запали им в душу, что привели к их свадьбе в 1974-м. Сами же эти песни превратились в музыкальные талисманы любви этой легендарной пары.

Александра Пахмутова сейчас

Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри.

В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль ее песен «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока.

Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица Анна Нетребко, актер Сергей Юрский.

Александра Пахмутова и Владимир Путин

В ноябре 2019 года Александра Пахмутова отметила свое 90-летие творческим вечером, который прошел на сцене Большого театра. На юбилейный концерт прибыли друзья и коллеги семейной пары Пахмутовой и Добронравова — Лев Лещенко, Александр Градский, Тамара Гвердцители, Сергей Безруков и другие. Сама композитор, как и на многих других выступлениях, находилась за роялем, аккомпанируя артистам, исполняющим ее песни.

Поздравил композитора и президент России Владимир Путин. Глава государства объявил о присуждении ей высшей награды страны — ордена Андрея Первозванного. В Волгограде к юбилейной дате приурочили открытие памятника, который представляет собой фигуру девочки, играющей на аккордеоне.

В родном городе композитора состоялась встреча с ее поклонниками, которые преподнесли Пахмутовой в дар неизвестные ранее фото ее родителей, чему Александра Николаевна была приятно удивлена.

В мае 2020 года состоялась премьера фильма «Крепкая броня», в котором прозвучала песня Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга».

Живя мечтою

Александра Пахмутова родилась в небольшом городке в обычной семье рабочих. Ей повезло, что родители очень рано заметили ее музыкальный талант. На тот момент девочке было всего три года. И именно с этого возраста она впервые села за фортепиано. Уже через несколько месяцев занятий Александра пыталась сочинять собственную музыку. Когда девочке было пять лет она написала свою первую песню, которая называлась «Петухи поют». И только спустя два года Александра поступила в музыкальную школу.

Потом была война. Александре пришлось на некоторое время приостановить занятие музыкой. Но все это время она не забывала о своей главной цели. Девочка еще с ранних лет решила, что станет музыкантом. Во время войны ее семья проживала в Караганде. Так Александра оттачивала свои музыкальные навыки и выступала перед военными в госпиталях.

После окончания войны Пахмутова с разрешения родителей переехала в Москву. Там она поступила в «Школу одаренных детей» при консерватории имени Чайковского. Окончив школу Александра без проблем поступила в консерваторию, а потом и в аспирантуру при ней.

Кто не знаком тесно с биографией композитора думают, что она создавала в основном эстрадные композиции. Но на самом деле она автор нескольких серьезных произведений, которые исполняют лучшие мировые оркестры. Однако известность Александре Пахмутовой принесли именно детские и эстрадные песни, которых написано более 400 композиций.

Одна любовь

С первых лет брака Александра и Николай старались находить общий язык, основываясь на взаимные уступки в той или иной ситуации. Они принимали друг друга полностью, с недостатками и достоинствами, не пытаясь внести коррективы в уже сформированную личность второй половинки. Именно таков простой и в тоже время сложный рецепт семейной идиллии музыкальной пары.

На протяжении всей своей семейной жизни Александра и Николай всегда были вместе, представляя собой воплощение единой симфонии. Он – декламирующий стихи и отрывки из сборника советских поэтов. Она – порхающая возле фортепьяно с грацией бабочки. Казалось бы, не существует в мире идиллии, которая могла бы связать двух творческих людей.

Но стоит посмотреть на интеллигентного и галантного Николая и его очаровательно строгую супругу, и понимаешь – вот она настоящая любовь! Именно это невероятное чувство даже спустя 60 лет брака осталось в семье двух творческих людей. И все потому, что супруги всегда смотрели в одном направлении, стремясь не тратить жизнь на пустые ссоры.

Всю свою жизнь супруги писали одно произведение — симфонию семейной жизни

Они везде появляются вместе, представляя собой идеальную семейную пару, для которой до сих пор живы чувства, наполненные нежностью и уважением друг к другу. Ни один поклонник творчества Александры Пахмутовой не может представить ее биографию без семьи, где есть только единственный и неповторимый супруг, но под запретом слово «дети».

Даже теперь, когда уже не стыдно разговаривать об ошибках молодости, строгая артистка старательно избегает больной темы. Поклонники ее творчества предполагают, что причиной отсутствия детей является бесплодие одного из супругов. А возможно, как это часто случается у строящих карьеру людей, артисты слишком поздно задумались о них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector