Орда (фильм)

МОНГОЛЬСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ XIV ВЕКА

Оригинальный саундтрек «ОРДЫ» написан композитором Алексеем Айги. В записи музыки к фильму также приняла участие московско-улан-удэнская группа «НАМГАР», один из наиболее котирующихся на мировой сцене коллективов, исполняющих традиционные музыкальные произведения монгольских народов.

АЛЕКСЕЙ АЙГИ, композитор:

Задачи на «ОРДЕ» были сложные, но в чем-то и раскрепощающие. Как воссоздать то, что не сохранилось, о чем не осталось никаких упоминаний? Поэтому мы, можно сказать, написали все заново. Вероятно, это даже хорошо, что нам фактически не от чего было отталкиваться; иначе игнорировать уже существующие примеры было бы некорректно. А так – практически полная свобода! Конечно, в качестве референсов мы использовали народную музыку из регионов, где когда-то властвовала Орда. Опираясь на нее, смешивая основные элементы, мы и написали саундтрек к фильму Андрея Прошкина.

Работу оказалась разделена на два этапа. Сначала мы записали композиции, которые звучат в кадре и под которые снимались некоторые сцены. Здесь в основном использовались аутентичные инструменты (ятаги, чанзы и т.д.), которые иногда поддерживал контрабас (его на съемках заменили басовым морин хуром, который пришлось ввозить из-за рубежа — в России такого не было; теперь он у меня в коллекции – расстаться с ним я не мог). Записывались мы на «Мосфильме» (звукорежиссером был Геннадий Папин, с которым я работаю уже 15 лет, со «Страны глухих»). Иногда в ход шли самые неожиданные предметы. Я, например, помню, как стучал по какому-то мусорному баку. Даже Прошкин бил в какой-то барабан. Такой и была воображаемая музыка Орды. На тот момент еще не было отснято ни одного кадра, и Андрей давал установки исключительно на словах (он мне ставил и музыку, но, дав послушать один раз, сразу стер, чтобы я работал сам и надо мной ничто не довлело). Он тогда сказал: «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века». Поэтому я и старался сделать нечто яростное и мощное. Первую часть саундтрека мы написали быстро. А потом пришлось довольно долго ждать, пока подойдут к концу съемки. Этот перерыв, по моим ощущениям, длился месяцев восемь.

Второй этап был более продолжительным. Подобрать нужные инструменты мне помогли музыканты из бурятской группы «Намгар», которые сейчас живут в Москве. Музыка бурятов очень близка монгольской. Мы собирались, много импровизировали, писали и записывали. В записи второй части саундтрека также задействован оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и музыканты моего ансамбля; также важную часть музыки исполнили два сопрано. Режиссер, кстати, не хотел никакого пафоса и просил нас, что мы не давили картинку духовностью и красотой. С Андреем, вообще, не просто. Он очень въедливый. Многое приходилось переделывать. Но в итоге все, вроде бы, хорошо получилось. И кино вышло большое – когда я увидел первую сборку, у меня вообще было ощущение, что смотрю какой-то хороший голливудский фильм. Работать с таким материалом – большая удача. Рекомендовать картину можно, наверное, всем. Надеюсь, скоро издадим саундтрек «ОРДЫ» на CD.

Актёры и кастинг

Актёр Роль
Максим Суханов митрополит Алексий
Андрей Панин хан Тинибек
Роза Хайруллина ханша Тайдула
Александр Яценко Федька, келейник митрополита Алексия
Виталий Хаев князь Иван Красный
Иннокентий Дакаяров хан Джанибек
Алексей Егоров Бадакюль
Федот Львов Тимер
Геннадий Турантаев продавец рабов
Ирина Никифорова служанка Тайдулы
Моге Ооржак Бердибек
Толепберген Байсакалов Абильда
Даулет Абдыгапаров сотник хана Джанибека
Алексей Шевченков истопник Василий
Александр Цой китайский фокусник
Юрий Пронин священник

В поисках актёров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и Монголию. В фильме играют татары, казахи, киргизы, тувинцы, калмыки и буряты. Основные ордынские роли исполнили Роза Хайруллина, Андрей Панин (из которого был сделан азиат с помощью пластического грима) и якутские актёры — Алексей Егоров, Федот Львов, Геннадий Турантаев, Ирина Никифорова и Иннокентий Дакаяров.

На главную роль режиссёр пригласил Максима Суханова, сумевшего отразить ум и человеческую мощь святителя Алексия.

Распад Золотой Орды

За год хан Тохтамыш навёл порядок в Орде, а после занялся вассалами. В 1382 году он напал на Москву и снова вынудил русские земли выплачивать дань. А затем пошёл войной на своего недавнего союзника Тамерлана. Это было ошибкой. Тамерлан нанёс Орде несколько жестоких поражений, уничтожил ряд поволжских городов (в том числе Сарай) и разграбил Крым. От этого удара Золотая Орда так и не смогла оправиться. 

Начавшийся во времена смуты распад государства продолжился с новой силой. К середине XV века Золотая Орда распалась. Из её состава вышли Сибирское, Узбекское, Казанское, Астраханское, Крымское, Казахское ханства и Ногайская Орда. Территория, подвластная хану, стала называться Большой Ордой. 


Распад Золотой Орды‍

Хан Большой Орды Ахмат попытался сохранить контроль над русскими землями, но безуспешно. Военное противостояние с московским князем  Иваном III в 1480 году, известное как «великое стояние на Угре» закончилось отступлением ордынцев, и Русь обрела независимость.  

Большая Орда прекратила своё существование в начале XVI века. Постепенно все территории бывшей Золотой Орды вошли в состав России.

Расцвет Золотой Орды

В первой половине XIV века, во времена правления хана Узбека и его сына Джанибека, Золотая Орда достигает пика своего могущества. 

Узбек показал себя жёстким правителем — он укреплял ханскую власть и держал в страхе своих вассалов. За время его правления в Орде было убито девять русских князей, вызванных к хану «на ковёр». Хан был единоличным правителем Орды, но для управления страной работал развитый государственный аппарат. 

Исполнительным органом власти был диван — канцелярия, в которую входили представители высшей аристократии. Во главе дивана стоял визирь, руководивший сбором налогов.  

Реформы хана Узбека позволили упростить управление страной и сбор налогов. Раньше административное деление было неустойчивым, но Узбек установил чёткую систему. Он поделил Орду на четыре улуса, а каждый из них — на 70 более мелких областей — туменов. 

Во главе улусов стояли чиновники — улусбеки. Им подчинялись темники (начальники тумнов), минбаши (тысячники), йозбаши (сотники) и так далее. Главным улусбеком был беклярбек — верховный военачальник, главный судья и второй человек после хана. 70 знатнейших улусбеков и темников составляли курултай — совет, на котором принимались важные решения. Полномочия и полнота власти курултая при разных ханах менялись. 

Узбек-хан активно развивал инфраструктуру и торговлю — при нём прокладывались новые дороги и учреждались ямы — станции, где гонцы могли сменить лошадей (русская ямская система была заимствована у Орды). Торговые пути становились удобнее и безопаснее. Велась активная торговля с Европой, Ближним Востоком, Индией и Китаем. 

После разгрома армии Византийского императора он женился на его дочери, выдал племянницу за султана Египта, а сестру — за московского князя Юрия Даниловича, чтобы укрепить дипломатические связи.

Узбек построил новую столицу Орды — Сарай-аль-Джедид («Новый дворец»), где процветали ремёсла, торговля и наука. Современники называли этот город одним из самых красивых и богатых на Востоке.   

Хан отказался от традиционного культа огня, объявил официальной религией ислам и обязал принять его всех чиновников и военачальников. С несогласными — жестоко расправлялся. 

Требование сменить веру не касалось простого населения Золотой Орды, в которое входили славяне, финно-угры и византийцы. Вообще ордынцы терпимо относились к другим религиям: храмы и монастыри завоёванных народов даже не облагались данью.

Сюжет сериала «Золотая Орда»

Кадр из сериала «Золотая Орда»

Конец XIII-го века. Древняя Русь под игом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис, и старший сын Владимир.

В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды – Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса. Ярослав не готов нарушить законы Веры и Чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину…

Тенгри оставляет князю Ярославу «подарок» от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава. Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий, психически не здоровый старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного тоя жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Тенгри-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки…

Актёры и роли в сериале:

Александр Устюгов — князь Ярослав
Юлия Пересильд — княжна Устинья
Светлана Колпакова — княгиня Радмила
Сергей Пускепалис — воевода Ерем
Эльмира Калимуллина — Зейнеп
Аружан Джазильбекова — Наргиз
Артур Иванов — князь Борис
Владимир Верёвочкин — Владимир
Максим Сапрыкин — Даниил

Обособление Золотой Орды


Золотая Орда во второй половине XIII века‍

С 1257 по 1266 годы Золотой Ордой правил брат Бату, хан Берке. Его правление связано с развитием культуры и экономики государства. По одной из версий, Берке был первым ханом, принявшим ислам. Религиозно-культурные связи помогли ему привлечь в Орду учёных, поэтов, ремесленников и купцов из Ирана, Египта и других мусульманских стран. Наладились торговые связи с европейскими и восточными государствами. В основанной Бату столице — Сарае — появились роскошные дворцы, мечети и караван-сараи.

Постепенно монголы и тюрки, составлявшие костяк Орды, переходили к оседлому образу жизни. У кочевых монголов не было собственной развитой культуры, они перенимали достижения цивилизации покорённых народов и постепенно смешивались с местным населением. Улус Джучи становился всё больше похож на феодальное государство, чем на орду кочевников. 

В 1269 году новый правитель Золотой Орды, Менгу-Тимур, вместе с ханами других улусов провозгласил независимость своих владений от Монгольской империи. С этого момента Золотая Орда официально стала самостоятельным государством. 

После смерти Менгу-Тимура в 1282 году в Орде наступил политический кризис. Темник Ногай, управляющий западными владениями Орды в районе Дуная, не подчинился власти нового хана. Позже он попытался заполучить полную власть над государством, но это ему не удалось. Тогда Орда раскололась на Волжскую и Дунайскую. Через 10 лет хан Тохта сумел разбить войска Ногая и восстановить целостность страны. 

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!  

Интересные факты о съемках сериала «Золотая Орда»

  • Съемки сериала проходили в Москве, Подмосковье и в Крыму, где была построена декорация ставки Великого хана. Площадь декорации города Владимир — с княжеским теремом, домами, сараями, банями, сторожевыми вышками, церковью – составила 5000 м².
  • В течение почти полугодичного кастинга было отсмотрено более двух тысяч актеров, которых искали не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Китае и Японии. В итоге в фильме сыграли около 150 артистов.
  • Для проекта было изготовлено и арендовано 2000 исторических костюмов, среди которых – костюмы из фильмов «Садко» и «Руслан и Людмила».
  • Холодное оружие и доспехи для «Золотой Орды» изготовлял художник Сергей Микульский, собравший уникальную коллекцию доспехов и оружия из стали, титана и бронзы, которая является основной в российском кинопроизводстве при создании исторических фильмов, сказок и фэнтези.

Съёмки

Съёмки проходили с середины июня до начала декабря 2010 года с перерывами. Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Создатели фильма консультировались с учёными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

На пресс-конференции после показа фильма на 34-м ММКФ режиссёр Прошкин сказал, что создатели не ставили целью создание скрупулезной исторической картины, а отталкивались от ремарки в сценарии: «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было». Режиссёр подчеркнул, что снимался некий миф, в фильме есть мотивы ордынские, там есть мотивы азиатские и африканские, но главное, там фантазия художников, перед которыми ставилась задача не быть реалистами, не копировать какие-то вещи, а использовать фантазию, создавать новое, отталкиваясь от реальности. Столица Золотой Орды предстаёт неким почти марсианским для нашего глаза городом.

Декорация Москвы XIV века построена на берегу Клязьмы во Владимирской области около деревни Щекино, (5 км восточнее г. Вязники). В павильонах на «Мосфильме» воссоздан интерьер Успенского собора XIV века. Облачение, в котором митрополит, в исполнении Максима Суханова проводит службу, весит 20 килограммов, его украшения настоящие, кованые. Были восстановлены костюмы, интерьеры, роспись храмов, детали этикета и протокола — то, как князья встречали тогда ханских послов.

Декорации, выстроенные для фильма «Орда»

Съёмки Орды проходили в Харабалинском районе Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находился город Сарай-Бату и сейчас проводятся раскопки. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы. По инициативе губернатора Александра Жилкина на базе декорации создан новый туристический центр Астраханской области культурно-исторический комплекс «Сарай-Бату».

В массовых сценах фильма участвовали около 300 жителей (в основном восточной внешности) из близлежащих сёл Харабалинского района (где половину населения составляют казахи) и более 100 местных наездников. Во время съёмок в степях киногруппа работала в экстремальных условиях: жара порою достигала 50 градусов, случались и пыльные бури, которые ломали декорации и аппаратуру. Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провёл в больнице.

Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики.

Завоевания Бату

Хан Джучи правил своим улусом недолго. Затем власть принял его сын Бату, которого в русских землях называли Батый. С начала 1220-х до первой половины 1240-х годов он совершил несколько завоевательных походов на запад. В состав Орды вошли Южное Приуралье, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Княжества Руси были разорены и обложены данью. Затем монголы вторглись в Европу, разграбили Сербию, Чехию, Венгрию и несколько других стран и остановились только у побережья Адриатического моря. 

Ни одна армия мира не могла противостоять тысячам всадников, умеющих стрелять на полной скорости. Стены русских и европейских городов рушились под ударами мощных осадных машин, созданных по китайским чертежам. 

ВЫБОР АКТЕРОВ

В поисках ордынских персонажей ассистенты по кастингу, работавшие на проекте, проехали практически всю Евразию. В итоге были выбраны актеры из Казахстана, Хакасии и Калмыкии, а основных ордынских персонажей сыграли артисты из Якутии. Кроме того, в картине были заняты актеры из Италии.

Многие занятые в картине российские актеры ранее уже работали с Андреем Прошкиным – Александр Яценко в «Солдатском Декамероне» и «Апельсиновом соке», Виталий Хаев в «Миннесоте», Алексей Шевченков в «Играх мотыльков», «Солдатском декамероне» и «Миннесоте».

Актрису Розу Хайруллину на роль ханши Тайдулы Андрею Прошкину порекомендовал художник-постановщик «ОРДЫ» Сергей Февралев.

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

Актеров мы подбирали мучительно и долго. Скажем, митрополит Алексий – крупная историческая фигура. И тут важна не только внешность или пластичность, но и масштаб личности артиста. Мне кажется, что Максим Суханов – парадоксальный, но при этом самый правильный выбор.

Тяжелее всего было с ролями ордынцев. В поисках нужных актеров мы объездили полматерика – от Монголии до Казахстана, от Киргизии до Бурятии, от Якутии до Калмыкии. У нас снимаются актеры со всей постсоветской Азии, но основные ордынские роли у нас исполнили артисты из Якутии. Честно говоря, я был поражен замечательной актерской школой, существующей в этой республике; самобытностью этих актеров. И мы ведь не то, чтобы сняли «сливки», взяв ведущих артистов из разных театров. Отличных актеров в Якутии реально оказалось гораздо больше, чем мог вместить наш фильм.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Мы с Андреем сразу договорились, что на роль Алексия нужно будет взять мощного актера – как раз такого, как Макс Суханов – внешне сильного, но способного при этом передать бессилие перед ситуацией, описываемой в фильме. И только благодаря своему смирению, персонаж Максима совершает невозможное. Это невозможное становится прелюдией к Куликовской битве. И, как следствие, к освобождению Руси.

ГРАФИКА

Всего на создание графики, компоузинга и 3D (не считая моделинга, который осуществлялся до начала съемок) ушло около четырех месяцев.

АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ, Генеральный продюсер студии CGF, VFX-супервайзер «ОРДЫ»:

Нашей основной задачей при работе над фильмом стало построение гигантского города Сарай-Бату в дополнение к эскизам декораций, созданных художником-постановщиком Сергеем Февралевым, и разработка некоторых эффектов, снять которые физически было небезопасно (например, прохождение через костры или тушение свечи ударом остро отточенной сабли), дорого (скажем, размножение армии Джанибека при виде с противоположного берега реки) или вообще невозможно (отрубание головы или полет шара в сцене с китайским фокусником).

Естественно, больше всего времени у нас ушло на создание модели города, который на общем плане занимал все пространство кадра вплоть до самого горизонта. Площадь декорации была огромна (многие десятки метров в длину и ширину). Макет же был примерно 2Х2 метра, но отражал в миниатюре все особенности местности, ее рельеф и т.д.

АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ, VFX-продюсер и супервайзер визуальных эффектов «ОРДЫ»:

Сцена с шаром снималась в декорациях на «Мосфильме». Тут хочется отметить профессионализм актера, игравшего китайского фокусника. Взаимодействовать с ним в этом непростом эпизоде нам было очень легко. Мы придумали характер движения шара, а затем в ходе нескольких репетиций отрабатывали пластическое взаимодействие артиста с воображаемым объектом, и это у него, на мой взгляд, получилось просто отлично. Все было выполнено им с филигранной точностью. Нам оставалось только анимировать пушистую поверхность шара и привести ее движение в соответствие с расположением рук и направлением взгляда актера.

Кроме того, если вспомнить эту сцену, в ее начале фокусник подбрасывает в воздух веера, которые превращаются в снегопад пушинок, медленно опадающих на пол во дворце хана. Веера после их взлета мы, естественно затерли, но и пух, имевшийся на площадке, был использован нами только в качестве референса. Потом мы его тоже удалили из кадра, чтобы иметь возможность поиграть с крупностью, скоростью падения и траекторией полета нарисованных пушинок в кадре.

АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ:

Очень интересна была работа над сценой со свечой. Напомню, что в этом эпизоде хан Тинибек, размахнувшись, гасит ударом сабли свечу в руке папского легата из Авиньона. Острие при этом проходит всего в нескольких сантиметрах от лица актера, играющего посла. Снимать такое вживую было очень рискованно. Поэтому решено было дорисовывать сцену на компьютере. Но изначальные заготовки для дальнейшей работы нам все же были нужны. Всех секретов выдавать не буду, однако скажу, что в том кадре Андрей Панин делал замах полноценной саблей, а наносил удар, держа в руке только ее ручку (лезвие дорисовывалось на компьютере). Ну а как один предмет трансформировался в другой – не скажу. Пусть это останется тайной! Впрочем, свечку саблей все же тушили для того, чтобы понять, например, как отлетает горящий фитилек, как рассеивается дым… Но снималось это отдельно.

АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ:

Самой сложной была сцена с отрубанием головы русского пленного. Технологически все было отработано, но этот фрагмент был очень важен для режиссера монтажно. Да и вообще, изображать смерть на экране правдоподобно – очень ответственная задача. И до «ОРДЫ» наша студия, кстати, такого не делала, и, естественно, ничего подобного нам видеть в реальной жизни не доводилось. Поэтому у всех были свои представления о том, как должна реагировать на удар отточенного лезвия кровеносная система, как будут направлены брызги крови, куда упадет голова и т.д. Но абсолютно точно никто, конечно же, сказать не мог. Мы моделировали что-то на компьютере, но в итоге для того, чтобы достичь нужного эмоционально-драматического эффекта нам все же пришлось внести определенные коррективы.

ЕГОР ТОМСКИЙ, руководитель департамента превизуализации студии CGF:

Режиссер поставил задачу – показать отрубание головы одним кадром. Начали с того, что создали некую анимационную сцену, отражавшую наше представление о том, как этот кадр должен в итоге выглядеть. Потом уже подставляли каскадера, объясняли группе, где должна быть «зеленая» голова, как должна прыскать кровь в камеру и т.д. Словом, интересный получился момент, есть о чем вспомнить.

ПРАВДА, ВЫМЫСЕЛ И ПОСТРОЕНИЕ МИРА

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

На мой взгляд, в кино, прежде всего, важна художественная правда, а не бытовая. В любой – даже самой реалистической — картине на историческую тематику кинематографисты врут постоянно. Ведь в каждой эпохе был свой ритм, свое время, своя плотность событий, манера речи, словарный состав и т.д. Поэтому у нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно называл XIV век. Да, мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «ОРДЕ» 100-150 лет. Кстати, примерно таким же путем шел Андрей Арсеньевич Тарковский в «Андрее Рублеве». И историки эту картину ненавидят. Говорят, после выхода этого фильма на экраны его главному историческому консультанту коллеги перестали пожимать руку. Печально, но так уж приходится работать кинематографистам. Иногда для того, чтобы сказать правду, приходится жертвовать достоверностью.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Остались исторические источники, летописи. Но у нас же господствует традиция, выраженная тезисом: «История – это настоящая политика, опрокинутая в прошлое». Я далек от этой точки зрения, но, тем не менее, считаю, что если мы беремся за историческую картину, то она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня. А реконструировать реалии далекого прошлого нужно лишь для того, чтобы зритель не утратил моментально доверия к фильму. Скажем, я не думаю, что великая патриотическая картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (или «Иван Грозный») так уж исторически правдива. Но возможные ошибки этих фильмов не идут ни в какое сравнение с проколами сегодняшних исторических картин (как телевизионных, так и предназначенных для кинопроката), где запросто герой может играть на шестиструнной гитаре в XVII веке и т.д. Если говорить о правдивости, такого, мы, естественно, всячески старались избежать. И, как мне представляется, от «ОРДЫ» все же остается ощущение подлинности.

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Орда в середине XIV века начала официально исповедовать ислам, и одним из последствий этого шага стало отрицание изобразительного искусства. Поэтому до наших дней не дошло ни одного визуального источника, запечатлевшего Сарай (от более северных ордынских городов свидетельств материальной культуры сохранилось значительно больше). Каким был город, сколько этажей было в домах?.. На многие из этих вопросов у нас не было однозначных ответов. К тому же Сарай, один из самых крупных городов мира на тот момент, был разрушен Тамерланом до фундамента (и на сегодняшний день он раскопан не более, чем на 2%; а ведь в нем жило более 100 тысяч человек и он занимал площадь семь на три километра). Поэтому часто приходилось изобретать целый мир заново. Но это придавало дополнительную свободу, раскрепощало, давало возможность импровизировать, придумывать.

Мне понравился внеисторический подход режиссера к картине. Андрей сразу сбил с меня желание выстроить на экране что-то ушедшее и забытое, но некогда реальное

Для него было очень важно, чтобы декорации участвовали в сюжетном конфликте не меньше, чем артисты. Поэтому, основной задачей стало не кропотливое воспроизведение былого, а создание мира, который, пусть и уходя корнями в прошлое, был бы интересен сегодняшнему зрителю

СЕРГЕЙ КРАВЕЦ, генеральный продюсер:

Исторические источники, которыми мы пользовались на «ОРДЕ» условно можно поделить на две группы. Первая — русские летописи, жития, предания. Вторая – свидетельства иностранных путешественников, которые подробно описывали устройство Орды. Им мы следовали предельно точно. Воспроизводили подробности дипломатических процедур, приемов; воссоздавали детали одежды и утвари. Хотя, конечно, мы совмещали с этими деталями и наши представления сегодняшнего дня.

Игровое кино в принципе не предполагает стопроцентного следования историческим фактам. Это прерогатива исторических исследований. Как только в дело вступает авторская фантазия, вымысел – верность деталям сразу отходит на второй план. В самом деле, никто же не изучает историю Франции по «Трем мушкетерам», но мы с интересом погружаемся в мир Дюма. И уже не имеет значения, был ли кардинал Ришелье таким как в книге. И даже ясно, что, конечно же, нет! А кино по роли вымысла в нем существенно превосходит литературу. Задача кинематографа – моделируя реальность в деталях, создать наполненное художественной правдой произведение искусства, добиться ощущения духа времени в фильме.

Критика

Ещё до выхода в прокат фильм «Орда» был показан на нескольких закрытых просмотрах. Церковный историк, профессор, протоиерей Георгий Митрофанов высоко оценил фильм и работу актёра Максима Суханова. По его мнению, «величие митрополита Алексия в этом фильме в том, что за короткий промежуток времени он проходит путь, который проходит всё человечество: от сомнения и маловерия, через почти непереносимые страдания, — до безраздельного полагания самого себя на волю Божию».

В татарских средствах массовой информации, ещё до того, как картина вышла в прокат, высказывались опасения, что в фильме подтасованы исторические факты, показано мнимое духовное превосходство русских над ордынцами. Когда фильм вышел на экраны, в татарских СМИ появились возмущённые статьи о злонамеренном искажении истории и культуры Орды. Но были в Татарстане и положительные отзывы о фильме. Востоковед Азат Ахунов отмечает неисторичность фильма, но считает, что «отсутствие православного антуража, излишней елейности и сусальности делает фильм пригодным для просмотра и мусульманами, и буддистами, поскольку говорит о вечных ценностях, цепляет духовные струны любого мыслящего и верующего человека».

Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, консультировавший создателей фильма, отказался от сотрудничества со съёмочной группой из-за антинаучности самой картины: «„Орда“ выдержана в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках» (из интервью Радио «Азатлык»). Историк отмечает, что хотя «работа художника достойна уважения, но к историческому Сараю этот город не имеет никакого отношения». По мнению Рудакова, в построенной декорации «нет ни одного золотоордынского здания». Впрочем, историк отметил, что с художественной точки зрения фильм должен был получиться весьма удачным и понравиться массовому зрителю.

Кинокритик и обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин считает, что режиссёр Прошкин совершил подвиг, взявшись за фильм из русской истории XIV века, при том что исторических свидетельств и визуальных материалов почти не сохранилось. По мнению Кичина, фильм менее всего напоминает пасхальные жития святых, и решён в «стилистике авантюрного эпоса, с головокружительной работой оператора Юрия Райского, суровой фантазией художника Сергея Февралева и фантастической звуковой средой, созданной композитором Алексеем Айги».

Алексей Гусев («Сеанс») отметил в фильме присутствие «подлинного режиссёрского драйва».

Андрей Плахов («Коммерсантъ») согласился, что ордынская придворная интрига разыграна с «выдающимся темпераментом», однако посетовал, что «вся вторая линия сюжета, проходящая через православную Москву, выглядит несколько формальной и стереотипной, она никак не может энергетически конкурировать с Ордой». В результате, однако, это «переакцентировало в сторону глубокого психоанализа Орды как историко-мифологического феномена… В какой-то момент мы ловим себя на том, что изощрённое коварство и страсть к власти, которые принято называть византийскими или макиавеллиевскими, на самом деле присущи именно нашим соотечественникам и современникам».

По мнению кинокритика Антона Долина, «Арабов с Прошкиным рискнули ответить сразу на два (отнюдь не взаимоисключающих) вопроса: „Почему мы — Орда?“ и „Почему мы — не Орда?“».

Театровед и кинокритик Лилия Шитенбург считает, что режиссёр разборчив в средствах и умело создаёт иллюзию «чистой», как бы незаинтересованной созерцательности — отчего «Орда» эффектно балансирует между житием и историческим эпосом. Одно из главных достоинств фильма, по мнению критика, — отважная, тонко задуманная и исполненная параллель между Золотой Ордой и родным отечеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector