Топ-16 лучших скандинавских детективов

Виновный

  • Оценка
    6,8 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    триллер, драма, криминал
  • Страна
    Дания
  • В главных ролях
    Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави
  • Режиссёр
    Густав Мёллер
  • Длительность
    85 мин. / 01:25
  • Студия
    Det Danske Filminstitut
  • Дата премьеры
    21 января 2018
  • Сценарий
    Густав Мёллер, Эмиль Нюгор Альбертсен

Где-то в конце лета 2021 года в сети появилась инфа о новом фильме Netflix, в котором главную и единственную роль будет играть Джейк Джилленхол. Похожие актерские перформансы зритель мог видеть от Тома Харди в фильме «Лок» 2014 года режиссера Стивена Найта и от Константина Хабенского в «Коллекторе» 2016 года Алексея Красовского. Однако фильм с Джейком – ремейк датской картины 2018 года, выдвинутой на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и вошедшей в шортлист. Интересно, что картина стала дебютом для режиссера Густава Мёллера.

Отстраненный от службы полицейский Асгер Хольм вынужден работать оператором службы спасения в ожидании суда. Сами обстоятельства его дела остаются туманными для зрителя, никто прямо не проговаривает, в чем обвиняют героя (привет, «Коллектор»). В задачи полицейского на новой работе входит немногое: отвечать на звонки, выслушивать проблему человека и в зависимости от серьезности происшествия решать, нужно ли вызывать гражданину скорую помощь или полицию.

Под конец очередной смены (в теории последней, ведь на следующий день у Асгера слушание) герой отвечает на звонок. Неизвестная женщина странно говорит с оператором, обращаясь к нему, как к своему ребенку. Специалист быстро понимает, что женщина делает вид, потому что не может прямо говорить и скорее всего похищена. Асгер передает информацию в полицию, а сам связывается с дочерью женщины, определив ее имя, адрес и телефон по базе. Оказывается, что отец увез куда-то мать, а дочери запретил подходить к маленькому брату. Полиция сразу решает, что батька спятил и начинает охоту за беглецами, но Асгер копает глубже и вскрывает страшные подробности и тайны.

Режиссер грамотно нагнетает атмосферу и накручивает напряжение, показывая только одного героя и его реакцию на новые и новые данные. Более того, камера чаще всего концентрируется на лице персонажа, позволяя автору играть с освещением, отображая состояние Асгера. Через минимализм постановщику удалось рассказать о большой и сложной драме в семье.

Трейлер:

Кстати, скандинавы славятся и своими триллерами, вот и у нас подборочка.

Бессонница

  • Оценка
    6,9 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    детектив, криминал, драма
  • Страна
    Норвегия
  • В главных ролях
    Стеллан Скарсгард, Мария Матьезен, Сверре Анкер Оусдаль и др.
  • Режиссёр
    Эрик Шёлдбьерг
  • Длительность
    96 мин.
  • Студия
    Norsk Film
  • Дата премьеры
    14 марта 1997
  • Сценарий
    Николай Фробениус, Эрик Шёлдбьерг

Тяжко работать вахтовым методом. Особенно если ты один из лучших детективов Осло, а вынужден мотаться на край света, а точнее на край той самой Швеции по первому зову.

Правда, на этот раз Йонаса Энгстрема вызвали по серьезному делу – найден труп семнадцатилетней девушки Тани. Местные копы оказываются совершенно бессильны перед серьезным делом. А вот образованные, причесанные, читающие книги по криминалистике вооруженные спецы – другое дело. Пренебрежительно отпуская шуточки в адрес нерадивых сотрудников, Энгстрем раздает указания, которые быстро выводят на след убийцы. Но во время облавы, устроенной для поимки убийцы, по халатности местных преступнику удается сбежать и скрыться в тумане. Йонас в горячке погони стреляет в беглеца, но попадает в напарника. Параллельно основному делу начинается внутреннее расследование событий, произошедших в тумане.

Режиссер умело нагнетает ситуацию и обстановку вокруг главного героя, заставляя зрителя тревожно ждать развязки. Помимо обрушившихся на копа проблем, Энгстрема доводит бесконечный день, который не сменяется ночью. Он не может спать, постепенно погружаясь в параноидальный трип. Зритель видит мир таким, каким видит его герой. Будто сфотографированная на старую дешевую фотопленку, реальность предстает выжженной и уже остывшей пустыней, где люди – тени, а город – чья-то дурная выдумка. Чувство вины и неспособность разорвать порочный круг добивают героя, и даже уже начинаешь испытывать к нему сочувствие, хотя это абсолютно циничный расчетливый человек. Он похож на Понтия Пилата, который так устал от всех этих людишек и их проблем, что уже давно ничего не чувствует. Убийство напарника – последнее испытание для него.

Трейлер:

Отель для самоубийц

  • Оценка
    5,4 / 5,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    драма, детектив
  • Страна
    Дания, Норвегия, Германия
  • В главных ролях
    Николай Костер-Вальдау, Тува Новотны, Сольбьёрг Хёйфельдт
  • Режиссёр
    Йонас Александр Арнбю
  • Длительность
    90 мин. / 01:30
  • Студия
    Snowglobe Films
  • Дата премьеры
    3 октября 2019
  • Сценарий
    Расмус Бирч

Режиссер Йонас Александр Арнбю в своем фильме «Отель для самоубийц» заходит на территорию Йоргоса Лантимоса и его самого известного произведения «Лобстер». Не так сумасшедше и странно, но все же.

В недалеком будущем страховой агент Макс живет довольно обеспеченной жизнью: брендовые вещи, дорогие гаджеты и все дела. Да и вообще жизнью героя управляют технологии. Его будит приложение, которое немедленно требует оценку самочувствия и по итогу выдает рекомендации пользователю. И вот однажды ИИ советует Максу потренировать дикцию. В итоге оказывается, что у героя разрастающаяся неоперабельная опухоль в мозгу, и все его попытки следовать указаниям машин тщетны.

Когда одна из клиенток нанимает героя для поиска ее пропавшего мужа, Макс попадает в специализированный отель, где люди могут комфортно уйти из жизни. Очень удобное совпадение. В этом месте за отдельную плату можно вызвать женщину, чтобы та исполнила роль матери или жены для успокоения. Макса угнетает наблюдение за людьми, увлеченными планированием своей смерти и он решает сбежать.

Антиутопия по Арнбю выглядит издевательки и жестоко. Все путешествие героя становится бессмысленным не потому что он сам себе придумал реальность в попытке сбежать от прошлого, а потому что настоящее героя настолько безумное, что думать о будущем просто нелепо. Главный герой растерян, хотя он профессиональный страховщик – человек, отвечающий за будущее других.

Трейлер:

Описание фильма «Мистериум. Начало» (2013)

Опергруппа во главе с детективом Карлом Мёрком выслеживает бандитов. Мёрк, вместо того, чтобы дождаться подкрепления, решается на штурм дома, где скрываются подозреваемые, сходу. Никакого плана не было. Они с коллегами просто вломились в жилище, где получили ожесточенный вооруженный отпор, в результате которого один из напарников отправился в реанимацию, а второй и вовсе – на кладбище. Сам Мёрк также получил ранение, хотя и легкое.

Ясно, что после такого «ведения дел» начальник по голове его не погладил. Сдержанно отчитав, он завуалированно дал ему понять что больше в его способностях не уверен, и отправляет Мёрка «перебирать бумажки» в архив нераскрытых дел, так называемый «Отдел Q». Так он и работу сохранит и, собственно, особо работать и не будет.

Можно, кстати, глянуть трейлер фильма «Мистериум. Начало» (2013), но он, к сожалению, на датском, хотя и с английскими субтитрами.

Но упертый Мёрк и там нашел за что зацепиться. Вместо того, чтобы, просто перебирая бумажки, закрывать по три дела в неделю, якобы, за недостатком улик или по истечению срока давности, он берется за первый же попавшийся на глаза висяк и начинает копать словно бешеный крот.

В помощники ему был придан набожный мусульманин арабской наружности Асад, который раннее ничем особым не отличился и к оперативно-следственной работе не привлекался. Наивный парень чуть ли не гордится своим назначением в «Отдел Q», считая это за некое долгожданное повышение. Его не расстроили даже слова Мёрка о том, что этот отдел ни какое не повышение, а самый настоящий тупик его карьеры. На совет напарника «хватать манатки и валить отсюда подальше» он только сдержанно бровями повел.

Когда же Мёрк, воодушевленный все тем же первым встречным висяком о некогда пропавшей без вести на пароме женщине, прыгает в машину чтобы приступить к расследованию, вместе с ним в машину с другой стороны ломится и наивный Асад, подразумевая, что они же теперь, вроде, «банда».

Мёрк сдержанно пожимает плечами и бьет по газам, отправляя машину и вместе с ней их новоявленную «следственную группу» вперед, навстречу смертельно опасным приключениям. Можно посмотреть небольшой отрывок, так сказать «сэмпл», фильма «Мистериум. Начало» (2013). Спойлером это не будет.

Интересно, как отнесется начальство к тому, что вместо того, чтобы просто поставить подпись на бумажке и тем самым закрыть дело, Мёрк решает каждый встречный-поперечный висяк расследовать? И как к его расследованию отнесутся те, кто раннее занимался этим делом и зашел в тупик? Это что получается, Мёрк считает их некомпетентными дилетантами?

Наверно, так оно и есть.

Плюсы и минусы фильма

Единственный ощутимый минус, который мы усмотрели в фильме «Мистериум. Начало» (2013), связан в ощутимой противоречивости характера главного героя – Карла Мёрка в начале фильма. Мы, конечно, понимаем, что создателям нужно было каким-то образом «загнать» детектива в архив «висяков». Но можно бы было придумать и нечто менее идиотское.

Ведь с виду Мёрк хоть и вспыльчивый человек, но ему не чуждо чувство меры. Так какого же, извините, он поперся в дом не дождавшись подкрепления?

Так же создателям сюжетной линии фильма «Мистериум. Начало» нужен был человек, к которому бы Мёрк ходил «исповедоваться». И им оказался выживший в той «кривой» спецоперации.

Но этот выживший, если он, конечно, не сдвинут психически, не захотел бы больше видеть Мёрка, поскольку считал бы его виноватым за свое положение. А потому постоянные визиты детектива только расшатывали бы бедному обездвиженному бедолаге нервы.

В остальном фильм вполне тянет на 7 из 10, что редкость для сегодняшнего кинематографа.

Основной плюс в том, что фильм не голливудский, а потому ни на переднем, ни на заднем планах не маячат, отвлекая от основной сюжетной линии, уже набившие оскомину одни и те же приевшиеся рожи голливудских актеров и актрис.

Франшиза «Мистериум»

Фильм изначально задумывался как стартовый в будущей франшизе. Когда же он еще и окупился в прокате более чем вдвое, продюсеры тут же дали старт съемкам продолжения, которое вышло в 2014-м году. Полностью франшиза выглядит следующим образом:

  • 1 «Мистериум. Начало» (2013), фильм, о котором только что говорилось.
  • 2 «Мистериум: Охотники на фазанов (2014), в котором герои расследуют дело об убийстве двух детей близнецов. Убийцей тогда был признан местный чудаковатый полу-бомж и на этом все закончилось. Но дотошный Карл Мёрк сразу разглядел в деле несрастухи и подтасовки.
  • 3 «Мистериум. Тьма в бутылке» (2016), в котором уже сработавшийся дуэт берется за расследование дела о пропавших детях, об исчезновении которых, почему-то, никто из родителей не заявлял.
  • 4 «Мистериум. Журнал 64» (2018), единственный фильм франшизы, который не окупился в прокате несмотря на то, что из всей франшизы он вышел самым интересным и захватывающим. Карл Мёрк и Ассад берутся за расследование дела о замурованных в одном из зданий людских мумиях, рассаженных за одним столом.

Каждый фильм – своя отдельная история, и каждый достоин просмотра. О потраченном на них времени вряд ли кто-то пожалеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector