Крамаров савелий викторович

Питание и образ жизни Крамарова

Марина рассказывала, что ее муж отличался просто фанатичным ведением ЗОЖ. Он скрупулезно изучал все рекомендации диетологов, развешивал по дому рецепты здоровья. Утро актера начиналось с чая из лечебных трав, молитвы Богу, зарядки на свежем воздухе, бега и купания в океане.

По возвращении Савелий завтракал фруктами, проводил гигиенические процедуры, ел свежие овощи. На обед были разные крупы, заваренные кипятком в термосе и настоянные несколько часов, заправленные маслом, изюмом, зернами семечек или медом. Ужин состоял из каш, сырых овощей, соевого тофу. Все натуральные продукты для своего питания Крамаров приобретал в магазине здорового питания.

Савелий не ел мясо, вареные продукты, мучное, сахар, молочные продукты, яйца, соль. Иногда просил жареной картошки, но без масла и соли. Порой голодал по 10 дней.

Крамарова отличало сильное здоровье: он вообще никогда не болел, был полон сил и энергии, не употреблял лекарств.

Кинокарьера в США

Первой заметной работой в кино на западе для актера стала роль советского космонавта Владимира Руденко в научно-фантастическом фильме режиссера Питера Хайамса «Космическая одиссея 2010 года». По сюжету, членам космического экипажа предстоит активировать выведенный из строя суперкомпьютер. Фильм участвовал в нескольких номинациях на Оскар в 1985 году.

Кроме того, в 1984 году актер снялся в успешной комедийной мелодраме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл агента КГБ, который пытается убедить советского музыканта вернуться на родину, между делом приторговывая хот-догами на улицах Нью-Йорка. С Крамаровым на площадке играли: Робин Уильямс, Мария Кончита Алонсо, Александр Бениаминов, Кливант Деррикс и др.

Летом 1986 года на экраны вышла еще одна картина с участием актера

В криминальном боевике Уолтера Хилла «Красная жара» Крамаров сыграл сотрудника консульства, который сообщает главному герою – отважному капитану милиции Ивану Данко о недовольстве начальства ходом и результатами его оперативных действий. В боевике снялись: Арнольд Шварцнеггер, Джеймс Белуши, Питер Бойл, Лоренс Фишберн, Джина Гершон и др

В 1993 году Савелий снялся в романтической драме Гленна Гордона Кэрона «Любовная история». Случайно встретившись, Майк и Терри влюбляются друг в друга. Будучи несвободными, они решают испытать свое чувство. В мелодраме Крамарову досталась эпизодическая роль – русского матроса-телефониста. Это был одиннадцатый и последний иностранный фильм с его участием. Состоял в Американской гильдии актеров.

Фильмография

  • 1964 — «Сказка о потерянном времени» (Режиссер Александр Птушко)
  • 1965 — «Тридцать три» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1966 — «Неуловимые мстители» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
  • 1968 — «Новые приключения неуловимых» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
  • 1971 — «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)
  • 1971 — «12 стульев» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1975 — «Афоня» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1975 — «Не может быть!» (Режиссер Леонид Гайдай)
  • 1976 — «Мама» (Режиссер Элизабета Бостан)
  • 1977 — «Мимино» (Режиссер Георгий Данелия)
  • 1984 — «Космическая одиссея 2010» (Режиссер Питер Хайамс)
  • 1988 — «Красная жара» (Режиссер Уолтер Хилл)
  • 1989 — «Танго&Кэш» (Режиссеры: Андрей Кончаловский, Альберт Магноли)
  • 1993 — «Настя» (Режиссер Георгий Данелия)

Семья

С первой супругой Савелий Викторович познакомился во время учебы в ГИТИСе. Молодые люди развелись, пробыв в браке меньше года. Начав сниматься в кино, у актера начались отношения с Марией Шатинской, она работала гримером. Отношения между ней и Крамаровым продлились около тринадцати лет. За это время у них родилась дочка, которая в младенчестве погибла.

В 1986 году Савелий Крамаров женился на Марине Зборовской. Через два года у них родилась дочь. Девочку назвали в честь матери актера – Батия. Крамаров развелся с Мариной, но сохранил с ней приятельские отношения ради дочери, которую обожал. Третьей супругой стала Наталья Сирадзе. Они поженились в октябре 1994 года и прожили в браке чуть более полугода.

Смерть

Хотя Крамаров уделял своему здоровью пристальное внимание и вел здоровый образ жизни, в январе 1995 года у него обнаружили злокачественное новообразование толстого кишечника. Спустя месяц была сделана операция и он прошел курс химиотерапии

В результате проведенной операции возникли осложнения в сердце, что привело к инсульту. 6 июня 1965 года он умер в клинике от повторного кровоизлияния в мозг.

Был похоронен на еврейском кладбище в маленьком городе штата Калифорния, неподалеку от Сан-Франциско. В 1997 году друзья – скульпторы Вячеслав Бухаев и Михаил Шемякин установили на его могиле монумент. За несколько лет до смерти актер смог дважды побывать на родине. Сначала в 1992 году в качестве почетного гостя российского кинофестиваля в Сочи, а потом в 1994 году.

Эмиграция в США

Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.

Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».

Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».

Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл!..»… Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…

Савелий Крамаров покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с ним после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал гастроли Крамарова в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. В Лос-Анджелесе Крамаров стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино.

В США Савелий обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — артиста Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл роль КГБшника Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что Крамаров в Америке стал торговать сосисками.

Вскоре Крамаров снялся в фильме «2010: год вступления в контакт», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

Потом были фильмы «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Крамаров вступил в Гильдию киноактеров США, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Люди, проработавшие с Крамаровым, относились к нему с интересом и уважением.

В 1992 году Савелий Крамаров приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.

[править] Карьера

Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в Москве в еврейской семье. Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900, Черкассы — 28 марта 1951, Туруханск), известный московский адвокат, арестован НКВД в 1938 году, повторно — в 1950 году; после лагерей в семью не вернулся, связал свою жизнь с другой женщиной. Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек, умерла, когда Савелию было 16 лет. Савелия затем взял на попечение его дядя Леопольд Соломонович Волчек.

После окончания школы попытался поступить в театральный институт, однако не был принять. Поступил в Московский лесотехнический институт на факультет озеленения. В 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств. В 1958 году окончив Лесотехнический институт, некоторое время работал по специальности.

Затем разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ.

В 1967 году поступил на работу в Театр миниатюр.

В 1972 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Однако, окончив ГИТИС, так и не устроился ни в один из советских театров.

В 1974 году — Заслуженный артист РСФСР.

Тем временем его дядя репатриировался в Израиль, а сам Крамаров стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в Шаббат. Крамарова стали снимать всё реже, а в последние 3 года перед отъездом и вообще перестали предлагать роли.

В результате актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, так как в Израиле у него жил единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из Советского Союза, так как Крамаров снялся более чем в 40 фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».

Из СССР Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог.

В 1981 году вместе с актёром Александром Левенбуком Крамаров написал письмо американскому президенту Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо передавали в эфире радио «Голос Америки».

31 октября 1981 года покинул СССР направляясь в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктора Шульмана, который организовал гастроли Крамарова в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. В Лос-Анджелесе актёр стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино.

В США сотрудничал и дружил с Ильёй Баскиным.

Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа, брак распался.

Затем прожил 13 лет в гражданском браке с архитектором Марией Шатинской. Их дочь умерла во младенчестве. Когда Крамаров принял решение уехать из СССР, его гражданская супруга не захотела покидать родину, и они расстались.

В 1986 году женился еще раз, жена Марина через год родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Бенедикта, по домашнему — Бася. Через год после её рождения Марина уехала с дочерью в Лас-Вегас.

Последней женой стала Наталья Сирадзе, на 21 год моложе Крамарова, они поженились в октябре 1994 года, с ней Крамаров прожил полгода до смерти.

Умер 6 июня 1995 года в Сан-Франциско.

Личная жизнь

В биографии Савелия Крамарова было 3 брака. В юности артист очень страдал от недостатка внимания со стороны представительниц противоположного пола. На выпускном парень пригласил танцевать одноклассницу Наташу, в которую был до безумия влюблен. Девушка с презрением посмотрела на стоптанные туфли и старый костюм юноши, а после отвернулась от него.

В середине 70-х артиста нередко можно было встретить возле модных бутиков, где он гулял, демонстрируя ключи от своего автомобиля. Таким образом Савелий надеялся познакомиться с девушкой. Однако в силу комичных образов на экране, на него никогда не смотрели всерьез, а лишь воспринимали как дурачка.

Со своей первой супругой, однокурсницей Людмилой, Крамаров познакомился во время учебы в ГИТИСе. Спустя некоторое время молодые люди поженились, но этот брак вскоре распался. До сих пор неизвестно, что именно стало причиной развода.

Его следующей избранницей стала девушка по имени Мария, которая была архитектором. С ней Савелий жил гражданским браком в течение 13 лет.

Жизнь артиста кардинально изменилась в 1986 году, он женился во второй раз. Уже через год Марина подарила своему знаменитому мужу дочь Басю. Крамаров был несказанно рад появлению малышки, причем она является единственным ребенком знаменитости. Однако и этот брак просуществовал недолго, вскоре супруги развелись.

Последней любовью звезды была Наталья Сирадзе. Вместе с этой женщиной артист прожил год в Америке. Возможно, их отношения продлились бы дольше, если б не кончина Савелия.

СЫН ВРАГА НАРОДА

Родители актера Бенедикта Соломоновна и Виктор Савельевич Фото: Кадр из документального фильма «История жизни. Савелий Крамаров»

Казалось бы, у Савелия Крамарова были все шансы на счастливое детство: он родился в семье известного на всю Москву адвоката. Отец неплохо зарабатывал, но собственная принципиальность часто выходила ему боком.

Защищая врагов народа, Виктор Савельевич часто пытался предотвратить казни своих подопечных, и в итоге сам попал в число неугодных режиму. Впервые главу семьи репрессировали в 1938 году. С этих пор матери Крамарова приходилось трудиться на трех работах, чтобы хоть как-то прокормить сына.

Несмотря на все эти невзгоды, юный Савелий продолжал неплохо учиться и держался подальше от плохих компаний. Позже уже повзрослевший актер удивлялся тому, что в кино ему доставались преимущественно роли хулиганов, к коим он себя никогда не относил.

Из-за необычной внешности Крамарову предлагали узкий круг ролей Фото: Кадр из фильма «Большая перемена»

Родители Крамарова ушли из жизни почти одновременно: отец якобы покончил с собой после повторного ареста НКВД, а мать настиг рак, который много лет спустя поставит крест и на будущем самого актера. Несовершеннолетний Савелий оказался на попечении дяди, но в то время он уже мечтал глобально изменить свою жизнь.

Актёрская манера

Крамаров — яркий самобытный комик конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли Крамарову создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Герои Крамарова всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Крамаров был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст Крамаров умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.

По мнению многих кинокритиков, смешной, нелепый и симпатичный Волк из мультипликационного сериала «Ну, погоди!» был создан на основе собирательного сценического образа Савелия Крамарова. Можно также провести некоторые параллели между Крамаровым и знаменитым французским комиком Фернанделем.

Так как персонажи типажа Крамарова не могут быть главными в фильме, главной киноролью Крамарова можно считатьроль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма А. Серого «Джентльмены удачи» (1971).Со всей убедительностью Крамаров показывает человека неплохого, не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Можно предположить, что Федя в юности попал под дурное влияние закоренелого негодяя, что привело его в тюрьму. Для Феди ещё не всё потеряно; видно, как талантливый детсадовский воспитатель, воплощаемый Е. Леоновым, помогает Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме Крамаров великолепно вписался в ансамбль признанных мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех и стал культовым, многие фразы, из него, в том числе крамаровские, стали крылатыми.

Крамаров участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», играя у Л. Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у М. Захарова — слесаря-кустаря-одиночку В. Полесова.

Косой из «Джентльменов удачи»

  • «Сан Саныч, а Гаврила Петрович опять по фене ругается».
  • «Чуть что — сразу Косой».
  • «А он ещё губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал».
  • «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и — в Ялту».
  • «Вот у меня один знакомый, тоже учёный, у него три класса образования, так он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей».
  • «Кто ж его посадит?! Он же памятник!»
  • «И дерево там — такое!»
  • «Карту купи, лапоть!»
  • «Лошадью ходи, век воли не видать!»
  • «Всё. Кина не будет. Электричество кончилось».
  • «Так он же на этом скачке расколется! Редиска! При первом же шухере!»

Феофан из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

  • «Почки заячьи верчёные, головы щучьи с чесноком, икра чёрная, красная… Да, заморская икра… баклажанная…»
  • «Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили».
  • «Демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись. Хвать! Ан демонов-то и нету».
  • «Не вели казнить, великий государь-надёжа!»
  • «Не гневайся, боярин, не признаю я тебя».

«Косой» в голливуде

Приехав в США, Савелий сначала поселился у друга-актера, а позже купил домик в Сан-Франциско. Как и положено голливудскому актеру, он обзавелся личным агентом, который выбил для него эпизодические роли в нескольких фильмах, в том числе «Красной жаре» (1988 г.) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Голливудская карьера сожилась бы намного удачнее, если бы актер лучше знал английский язык. Знакомая Савлеия, Пиасательница Виктория Токарева, говорила в интервью: «Все понимали, что Луи де Фюнеса из него там не выйдет. Я думаю, Саве нельзя было уезжать в Голливуд — тут его очень любили, а там он был никем. Ни ролей, ни самореализации. Может это его и сгубило…» Краморов действительно изнывал от тоски по родине. Но эти патриотические чувства быстро приглушались американским комфортом. За один съемочный день в США платили столько, сколько Савелий не мог заработать в Союзе и за год. Он купил себе «мерседес», дорого оставил коттедж, построенный недалеко от океана: бронзовая статуя Шекспира в полный рост, мебель в стиле ампир, антикварные часы и статуэтки, картины русских художников в тяжелых золотых рамках, роскошные люстры. Все это доставляло ему огромное удовольствие. Когда звонил телефон, актер снимал трубку: «Помещик Краморов слушает!». Наконец-то он смог позволить себе курсы по индийской йоге, о которых мечтал, а также операцию по исправлению косоглазия.

Однажды его фамилию забыли указать в титрах. Профсоюз американских актеров выбил ему такую компенсацию, что Крамаров мог бы не работать года три. И все же сытая жизнь не могла компенсировать нарастающей ностальгии. Друзья и коллеги постоянно звали обратно — если не вернуться, то хотя бы поработать. Актер решился на это лишь спустя 10 лет, став почетным гостем кинофестиваля «Кинотавр».

Лететь в Россию было страшно — а друг обратно не выпустят? Савелий постоянно звонил друзьям: «Опасно у вас там? А очень голодно?» С собой в самолет он взял целый чемодан «здоровых» продуктов — яблоки, орехи, изюм, мед. На фестивале зрители встретили любимого актера бурными овациями, как будто тот никуда и не уезжал.

На самом деле в этой поездке у Крамарова была тайная цель. Он пришел к своему московскому другу и попросил пойти с ним на Донское кладбище, где покоился прах его матери. «Я очень скучаю по маме и хочу отвезти ее в Америку, пусть она всегда будет рядом со мной!» — эти слова актера звучали безумно. Однако приятель знал, насколько Крамаров боготворил свою мать, которую потерял в 16-летнем возрасте. На получение официального перезахоронения ушли бы годы и тонны бумаг. Он помог Саве н айти урну с прахом, выкрасть ее из некрополя и тайно пронести на борт самолета.

Детство и юность

Артист появился на свет 13 октября 1934 года в российской столице. Семья Крамарова на момент рождения сына была довольно благополучной: отец, Виктор Савельевич, был известным в Москве адвокатом, мать, Бенедикта Соломоновна, занималась ведением домашнего хозяйства. Когда мальчику было 4 года, главу семейства арестовали, обвинив в агитации против политического строя в Советском Союзе. Затем мужчину осудили на 8 лет.

Сава практически не помнил своего папу. После отбывания наказания мужчина ненадолго приехал в столицу, чтобы увидеть родных. Однако оставаться в Москве ему запретили, поэтому Виктор был вынужден вернуться в Бийск. Затем его повторно взяли под стражу и отправили в Красноярск. По прошествии времени отец артиста умер. Выдвигалось предположение, что Крамаров-старший покончил с собой.

Молодой человек остался сиротой в возрасте 16 лет, его мама скончалась от рака. Вскоре школьника забрал к себе дядя по материнской линии. Сава был трудным подростком, он абсолютно не хотел учиться, много дрался и частенько сбегал с уроков. Единственной отдушиной для парня был кинотеатр, в который его бесплатно пускала соседка по коммуналке тетя Дуся, работавшая там контролером. Вскоре Крамаров стал всерьез задумываться о получении актерской профессии.

Окончив школу, Савелий подал документы в один из театральных вузов Москвы, но вступительные экзамены он провалил. Недолго думая, он поступил в лесотехнический вуз. Через год студент второго курса стал штурмовать театральную студию под названием «Первый шаг», которая работала при центральном доме сотрудников сферы искусства. Примечательно, что конкурс был огромным, но Крамаров сумел обойти всех конкурентов.

Получив диплом лесотехнического института, Савелий был вынужден какое-то время работать по профессии. Однако этот период в биографии будущего артиста длился недолго, ведь к освоенной специальности у него вовсе не лежала душа.

Краткая биография

  1. В 1954 г., ещё будучи студентом факультета озеленения, поступил в театральную студию, которая была открыта при Центральном доме работников искусств.
  2. В 1958 г. окончил институт и устроился работать по специальности, однако по-прежнему мечтал о карьере актера. Молодой человек сделал решительный шаг и отправил свои фотографии во все советские киностудии. Одна из студий заинтересовалась харизматичным юношей и пригласила его на съёмки.
  3. В 1959 г. дебютировал в кино, сыграв хулигана в киноленте «Ребята с нашего двора».
  4. В 1960 г. получил две небольшие роли в картинах «Им было девятнадцать» и «Прощайте, голуби».
  5. В 1961-1965 гг. снялся в десятке фильмов, в основном начинающему актеру давали второстепенные и эпизодические роли хулиганов или солдат.
  6. В 1966 г. обрёл всесоюзную известность после участия в приключенческом фильме «Неуловимые мстители». Артист появился лишь в небольшом эпизоде, однако сразу же запомнился зрителям, а фраза его персонажа о «мертвых с косами» стала крылатой. После роли Илюхи Верехова предложения о съёмках посыпались на молодого актера, как из рога изобилия. Последующие 10 лет Савелий снимался практически без перерывов, каждый год на экраны страны выходило сразу по несколько картин с его участием.
  7. В 1967 г. вошёл в труппу Театра миниатюр.
  8. В 1971 г. снялся в приключенческой комедии «Джентльмены удачи». Роль бандита по кличке Косой стала одной из самых значимых в карьере артиста, в ней удачно сочетались как комедийный дар, так и драматический талант актера.
  9. В 1972 г. признанный артист решил получить профессиональное образование и поступил в ГИТИС.
  10. В том же году сыграл жадного ученика в комедии «Большая перемена».
  11. В 1973 г. появился в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» в небольшой, но яркой роли дьяка. Зрители полюбили второстепенного персонажа наравне с главными героями, а произнесенные им фразы вновь «пошли в народ».
  12. В 1974 г. получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
  13. В 1975 г. снялся в комедиях «Афоня» и «Не может быть!».
  14. В 1976 г. исполнил эпизодические роли в картинах «12 стульев» и «Мимино».
  15. В 70-е гг. принял иудаизм и стал глубоко религиозным человеком, старался исполнять заповеди, отказывался от съёмок в субботу, регулярно ходил в синагогу. Ортодоксальность актера не понравилась высокому начальству, артиста перестали приглашать в кино. Вслед за дядей собирался эмигрировать в Израиль, однако получил отказ на выезд из страны.
  16. В 1981 г. написал открытое письмо американскому президенту Р. Рейгану, в котором жаловался на отсутствие работы и просил принять его в США. Текст письма не раз прозвучал в программах радио «Голос Америки».
  17. 31 октября того же года артисту позволили выехать из Советского Союза, однако он отправился не в Израиль, а в США. Актер поселился в Лос-Анджелесе у своего друга и коллеги Ильи Баскина, затем снял квартиру в том же квартале.
  18. В 1982 г. получил первую роль в американском кино, сыграл агента КГБ в комедии «Москва на Гудзоне».
  19. В 1984 г. сыграл космонавта в фантастическом фильме «Космическая одиссея 2010».
  20. В 1986 г. снялся в криминальной комедии «Вооружен и опасен».
  21. В 1987 г. получил небольшие роли в кинофильмах «Двойной агент» и «Домашняя война».
  22. В 1988 г. принял участие в съёмках популярного боевика «Красная жара», где исполнил роль связного.
  23. В 1989 г. появился в эпизоде комедийного боевика «Танго и Кэш».
  24. В конце 80-х был принят в Гильдию киноактеров США. На деньги от гонораров купил собственный дом в Санта-Монике.
  25. В 1992 г. в качестве почетного гостя посетил кинофестиваль «Кинотавр».
  26. В 1993 г. был приглашен на съёмки российского фильма «Настя» режиссера Г. Данелия. В картине артист вновь примерил образ Косого из комедии «Джентльмены удачи». В том же году снялся в картине «Русский бизнес», роль дяди Васи стала последней работой звезды в отечественном кино.
  27. В 1994 г. вновь побывал в России. Эта поездка на родину стала последней в жизни артиста.
  28. В том же году в последний раз появился в американском кино, сыграв русского матроса в драме «Любовная история».
  29. В начале 1995 г. почувствовал боль в животе и прошел медицинское обследование. Врачи диагностировали у артиста рак сигмовидной кишки. В феврале хирурги удалили опухоль, операция вызвала эндокардит и затем тромбоз. У Савелия Викторовича случился инсульт, после которого он уже не смог восстановиться. 6 июня случился второй инсульт, унесший жизнь талантливого актера. Через несколько дней Крамарова похоронили в пригороде Сан-Франциско на еврейском кладбище «Холмы вечности».
  30. Осенью 1997 г. на могиле актера установили памятник.

Савелий Крамаров в старости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector