Николай губенко: сложная судьба, большая любовь и уход в преддверии 79-летия
Содержание:
«И жизнь, и слезы, и любовь»
В картине, вышедшей на экраны в 1983 году, показан дом престарелых, расположенный в маленьком провинциальном городке. «Контингент», именно так называется это мрачное учреждение, находится в упадке, а его обитатели предоставлены самим себе. Все изменяется, когда должность главврача занимает Варвара Дмитриевна. Ее роль исполнила Жанна Болотова.
В фильме сыграли Евгений Евстигнеев, Любовь Соколова, Сергей Мартинсон. Сценарий написал Николай Губенко. Режиссерскую работу высоко оценили на фестивале в Рио-де-Жанейро. Кроме того, Николай Губенко был удостоен престижной кинонаграды на родине.
Биография[ | ]
Родился 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы, во время бомбёжки. Отец был военным лётчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году. До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода и была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. У Николая было три сестры и брат. По окончании войны с 1947 жил и учился в детском доме № 5 в Одессе. Затем был переведён в Суворовское училище с углублённым изучением английского языка, стал играть в театральном кружке. По окончании училища поступил в театральную студию при Доме актёра.
В 1958 году, по окончании театральной студии, его единственного зачислили в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя, где он играл небольшие эпизодические роли и в массовке. В начале 1960-х годов переехал в Москву и поступил на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), который окончил 1964 году, и был принят в труппу Театра на Таганке. В 1962 году сыграл главную роль в спектакле объединённой мастерской ВГИКа «Карьера Артура Уи» по пьесе Б. Брехта.
Дебютировал в кино ролью в фильме «Застава Ильича», вышедшем в 1964 году. Первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по Брехту.
В конце 1960-х годов его женой стала однокурсница по ВГИКу актриса Жанна Болотова, вместе они прожили более пятидесяти лет.
В 1968 году ушёл из театра на Таганке и вернулся во ВГИК на отделение режиссуры.
В 1970 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. В качестве режиссёра снял шесть полнометражных художественных фильмов, пять из них — по собственному сценарию и один короткометражный.
В 1977—1978 годах читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
В 1964—1968 годах и с 1980-х годов — актёр Театра на Таганке, в 1987—1991 годах — главный режиссёр театра.
После возвращения Юрия Любимова часть коллектива призывает Губенко остаться художественным руководителем театра. В 1993 году становится руководителем театра «Содружество актёров Таганки», разместившегося в новом здании.
Являлся членом КПСС с 1987 года, на XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года был избран членом ЦК КПСС.
С 21 ноября 1989 года по 28 августа 1991 года — министр культуры СССР. После отставки Кабинета министров в августе 1991 года в течение трёх месяцев (до 27 ноября) был исполняющим обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом (вместо него был создан Комитет СССР по культуре).
С 1992 по 2021 год — президент Международной ассоциации содействия культуре.
Являлся членом КПРФ. Избирался в Госдуму II и III созывов (1995—2003) от КПРФ, был заместителем председателем Комитета по культуре и туризму (1995—1999) и председателем Комитета по культуре (1999—2003). С 20 апреля 1997 года по 25 мая 2002 года — член Президиума ЦК КПРФ. 25 мая 2002 года был исключён из КПРФ за отказ уйти с поста председателя Комитета, однако вскоре был восстановлен в партии.
В 2001—2006 годах — в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
В 2005 году был избран в Мосгордуму от КПРФ. На выборах в Московскую городскую думу 2009 года входил в первую тройку избирательного списка КПРФ.
21 октября 2009 года был избран заместителем председателя Московской городской Думы, 24 сентября 2014 года переизбрался на этот пост. В январе 2021 года на сессии городского парламента предложил ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию. В апреле 2021 года призвал ввести в России налог на бездетность.
В сентябре 2021 года был вновь избран депутатом и вице-спикером Московской городской Думы.
Скончался 16 августа 2021 года за день до своего 79-летия в Москве после продолжительной болезни от остановки сердца. Прощание с актёром состоялось 19 августа в театре «Содружество актёров Таганки». Похоронен на Кунцевском кладбище.
Карьера
Примерно в 1960 году Губенко приехал в Москву и сдал вступительные экзамены на актерский факультет ВГИКа , курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, который он закончил в 1964 году. Во время учебы он познакомился со своей будущей женой, актрисой Жанной Болотовой . В студенческие годы он сыграл одну из главных ролей в культовом советском фильме « Мне двадцать» (первоначально назывался «Ворота Ильича» ) режиссера Марлена Хуциева . У него была долгая и сложная производственная история. Законченный в 1962 году, он был показан в Московском Кремле и сильно разозлил Никиту Хрущева, который сравнил его с идеологическим развлечением и критиковал его за «совершенно неприемлемые и чуждые советским людям идеи и нормы общественной и частной жизни».
Окончательная версия вышла только в 1965 году, когда Губенко уже окончил институт. Он сыграл Адольфа Гитлера в своей дипломной пьесе по пьесе Бертольда Брехта « Непреодолимое восхождение Артуро Уи» . Как позже вспоминал Губенко, всю свою ненависть он вложил в роль человека, ответственного за смерть его родителей. Его выступление получилось настолько мощным, что посетивший спектакль Юрий Любимов сразу же сделал ему предложение поступить в Театр на Таганке , хотя Губенко учился на киноактера. Там он проработал с 1964 до конца 1960-х, когда решил посвятить себя кино и поступил на режиссерские курсы во ВГИК (также у Герасимова и Макаровой), которые окончил в 1970 году.
С 1971 по 1988 годы Губенко снял шесть фильмов. Первый «Солдат возвращается с фронта» был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых . Его « Раненая игра» 1976 года (или « Подранки» ) была основана на его собственном оригинальном сценарии. Сюжет освещал жизнь детей-сирот в послевоенной Одессе . По словам Губенко, он был 50/50 автобиографичным и содержал много личных подробностей. Пятнадцать главных ролей исполнили настоящие сироты — он наблюдал за тысячами воспитанников детских домов и интернатов по всей стране. Фильм посмотрели 20,3 миллиона человек и был включен в Каннский кинофестиваль 1977 года . Он также был удостоен бронзовой премии Хьюго на Чикагском международном кинофестивале 1977 года .
В 1987 году Губенко вернулся в Театр на Таганке после смерти Анатолия Эфроса . Он возглавил ее, начал возрождать старые пьесы и одновременно использовал все свое влияние, чтобы помочь Юрию Любимову вернуться в СССР. Как только Любимову восстановили гражданство, он покинул режиссерское кресло, но остался в театре как актер. Ему также предложили место министра культуры СССР , и он стал первым советским деятелем искусств, занявшим подобную должность после Анатолия Луначарского в 1917 году. Он работал с 1989 по 1991 год, когда произошел распад Советского Союза , и в конечном итоге стал последний советский министр культуры.
В 1992 году на Таганке произошел раскол после того, как Любимов отправил на подпись мэру Москвы Гаврилу Попову контракт, где он, по сути, предлагал приватизировать театр, привлекая «иностранных коллег» и перейти к системе контрактов, которая позволила бы ему нанимать или увольнять. акторов в любое время, в то время как все внутренние конфликты должны были разрешаться в Международном суде.
Сам Любимов большую часть времени проводил за границей и отказывался от общения с актерами. В какой-то момент он присутствовал на митинге и поссорился с Губенко, который встал на сторону протестующих, и был уволен. Но продолжал сниматься в спектакле « Владимир Высоцкий» по песням Владимира Высоцкого . После этого Любимов обратился за помощью к ОМОНу, чтобы запретить ему входить и отменил спектакль. После этого Губенко ушел вместе с 35 другими актерами и основал собственный негосударственный театр — Сообщество актеров Таганки, которым руководил до самой смерти, выступая в роли актера, режиссера и драматурга. В 2008 году он получил статус государственного.
ТАГАНКА
Николай Губенко познал вкус славы, когда еще был студентом. Сыграл в учебном спектакле «Карьера Артуро Уи» (запомним это название!) по Бертольду Брехту. И постановка неожиданно прогремела на всю Москву. О ней написали центральные газеты.
Посмотреть на Губенко в главной роли однажды пришел Юрий Любимов. Режиссер и худрук легендарного Театра на Таганке был впечатлен и сразу же пригласил молодого актера в свою труппу. Так началась история их дружбы и сотрудничества. А потом, к сожалению, история вражды.
Когда Любимова из-за его конфликтов с руководством Минкультуры и партийными бонзами вынудили уехать из СССР, Губенко возглавил театр. Но не почивал на лаврах, а настойчиво обивал пороги власть имущих с просьбой вернуть Юрия Петровича. Его вернули. Но приехал Любимов уже каким-то другим — с новыми взглядами на все, в том числе и на актеров, игравших в его постановках, и на политику театра в целом.
Поначалу противоречия между руководителем и подчиненными были тлеющими. Но через несколько лет все это переросло в открытую войну. Когда Любимов задумал уволить неугодных ему актеров, Губенко по-рыцарски встал на их защиту. Хотя лично ему увольнение не грозило. Он высказал в лицо Любимову все, что посчитал нужным, и ушел вместе с отвергнутыми мэтром артистами, основав «Содружество актеров Таганки». Это детище Николай Николаевич пестовал до конца своих дней.
«Театр — пожизненная галера, — говорил он. — Ни днем ни ночью не перестаешь думать о театре. Ночью снятся сны о нем, утром сталкиваешься с реальностью, и каждый раз это проблемы не только творческого порядка, а еще быт, зарплаты, жилье, болезни, похороны… Огромный комплекс проблем табора, который собрался неизвестно насколько».
«И жизнь, и слезы, и любовь»
В картине, вышедшей на экраны в 1983 году, показан дом престарелых, расположенный в маленьком провинциальном городке. «Контингент», именно так называется это мрачное учреждение, находится в упадке, а его обитатели предоставлены самим себе. Все изменяется, когда должность главврача занимает Варвара Дмитриевна. Ее роль исполнила Жанна Болотова.
В фильме сыграли Евгений Евстигнеев, Любовь Соколова, Сергей Мартинсон. Сценарий написал Николай Губенко. Режиссерскую работу высоко оценили на фестивале в Рио-де-Жанейро. Кроме того, Николай Губенко был удостоен престижной кинонаграды на родине.
Личная жизнь
В 1957 году на советские экраны вышла кинолента «Дом, в котором я живу». Главную роль — роль девушки, которая мечтает поступить в театральное училище — сыграла Жанна Болотова. Ей было всего 16 лет, когда состоялся ее кинодебют.
В 1969 году Жанна Болотова поступила во ВГИК. Именно тогда она и познакомилась со своим будущим мужем Николаем Губенко. Но поженились они значительно позже.
Губенко относился к своей сокурснице с легким презрением. Они были из разных миров. Жанна одевалась лучше всех, она была утонченной, воспитанной и не знала, что такое нужда. Губенко пришел на вступительные экзамены в чужой рубашке, а к чувству голода он с детства настолько привык, что оно казалось нормальным состоянием.
Неприязнь в какой-то момент переросла в симпатию. Между Губенко и Болотовой начался роман. Но однажды они сильно поссорились и едва не потеряли друг друга навсегда. Болотова вышла замуж за человека своего округа, художника, который большую часть времени проводил в Париже. Этот брак просуществовал менее года.
Когда Болотова развелась, Губенко проявил настойчивость. Однако поженились они только в конце шестидесятых. После семи лет совместной жизни Жанна и Николай расписались. Свадьба была скромной, на ней присутствовали только родственники и близкие друзья.
Николай Губенко и Жанна Болотова вместе почти 60 лет. Детей у них нет.
Детство и юность
Начало жизни Николая Губенко трагично. Родился в августе 1941 года в катакомбах, когда немецкие войска бомбили Одессу. Его отец – военный летчик – погиб под Луганском в начале войны. Когда мальчику было 11 месяцев, мать повесили немецко-румынские оккупанты. Он воспитывался в детском доме, потом в спецшколе с преподаванием ряда предметов на английском языке.
Актер и режиссер Николай Губенко
В детском коллективе маленький Коля авторитетом не был, зато с энтузиазмом развлекал друзей. Постоять за честь в мальчишеской драке он тоже мог. Мальчик играл в кружке самодеятельности и с детства мечтал стать актером.
Несмотря на трудности послевоенного времени и практичный взгляд на вещи молодого поколения, творчество влекло юношу. Окончив школу, Губенко поступил рабочим сцены в Одесский театр юного зрителя.
Николай Губенко в молодости
Эта должность скорее номинальная, давала возможность играть на сцене второстепенные роли. Высокая занятость не огорчала молодого человека, ведь он постигал профессию, к которой так стремился.
Со временем Николай понял, что без специального образования профессионалом не стать. В 1960 году, сбежав с гастролей, юноша уехал в Москву поступать в театральное училище. На вступительные экзамены он опоздал, но шел набор во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова, и Губенко поступил. В одной группе с ним учились Лидия Федосеева-Шукшина, Жанна Болотова, Сергей Никоненко и другие ныне известные артисты кино и театра.
Николай Губенко
Во время учебы, чтобы развить пластику, Губенко год занимался с педагогами Государственного циркового училища. В дипломном спектакле по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи» режиссер Зигфрид Кюн предложил Губенко сыграть Гитлера. Подумав, он согласился.
Тяжелейшая работа над ролью продолжалась 2 года. Не зная ни слова по-немецки, начинающий артист произносил длиннейшие монологи на этом языке. Спектакль имел оглушительный успех. В 1964 году Николай Губенко окончил институт и поступил на службу в театр на Таганке.
Детство
Он родился в катакомбах под Одессой во время бомбежки 17 августа 1941 года. Отец ушел на фронт 23 июня. Через одиннадцать месяцев не стало матери будущего режиссера. Ее повесили немцы. Пятеро детей остались сиротам.
Младший, Николай, остался с дедушкой. Остальных воспитали чужие люди — они дали приемным детям свои фамилии и заменили им родителей. Дедушка вскоре умер, и мальчика определили в детдом.
О событиях из биографии Николая Николаевича Губенко можно узнать из картины «Подранки». Он и написал сценарий, и срежиссировал фильм, и сыграл одну из ролей. Эта кинолента, пожалуй, главная в творчестве Николая Николаевича Губенко, биография которого поражает обилием трагических моментов.
О том, что у него есть брат и сестра, будущий актер узнал только в шестнадцать лет. Герой фильма «Подранки», в основе которого лежит биография Николай Николаевича Губенко, — бывший воспитанник детдома. Став взрослым, он находит своих братьев, но встреча с ними приносит ему лишь огорчение.
В биографии Николая Николаевича Губенко светлых моментов куда больше, нежели в жизни героя этой киноленты. В детстве он не промышлял воровством, в отличие от беспризорника Алеши Бартенева. Его, сына военного и женщины, убитой оккупантами, отдали в особый интернат, где с воспитанниками, по словам режиссера, обращались хорошо.
«Для меня интернатское детство — это самые счастливые годы моей жизни», — однажды сказал Николай Николаевич Губенко. В биографиях «детей войны», как обычно называют тех, что появились на свет в конце тридцатых — начале сороковых, много сложных моментов. Голод, нищета, отсутствие жилплощади — все это было им хорошо знакомо. А потому Николай Губенко, осиротев в раннем возрасте, не чувствовал себя обделенным, несчастным: в послевоенное время тяжело жилось почти всем.
Среди бывших беспризорников в советский период было немало тех, кому удалось сделать успешную карьеру. Актер Николай Николаевич Губенко, биография которого подробно изложена ниже, о своем детстве говорит обычно без трагизма, а о советских лидерах, которые на протяжении последних тридцати лет подвергаются резкой критике, с некоторых восхищением.
Двигубский Николай Львович: личная жизнь
Николай Львович немного сблизился с Андроном Кончаловским-Михалковым, ему нравились те же девушки, что и Кончаловскому, и первой женой его стала Жанна Болотова. Познакомились они на вечеринке у Андрона, сама актриса была влюблена в неотразимого денди Кончаловского, но тот и не думал делать ей предложение. Поэтому, когда Николай Двигубский всерьез подошел к девушке и предложил ей руку и сердце, она не отказалась.
Однако их брак не был основан на любви и просуществовал меньше года. Затем Николай сделал предложение Ирине Купченко, снимавшейся в «Дворянском гнезде» Андрона Кончаловского. Актриса, став жертвой любвеобильного режиссера, страдала на съемках, и чтобы ее утешить, Николай Двигубский в шутку предложил ей съездить в ЗАГС, на что актриса, также в шутку, согласилась.
Шутки шутками, но брак оказался настоящим, хотя тоже не продержался долго, впоследствии Купчекно вышла замуж за Василия Ланового, а Двигубский наконец надолго (аж на целых пятнадцать лет) женился на актрисе Наталье Аринбасаровой.
И опять судьба играет с художником шутку. Наталья была первой женой Андрона Кончаловского, и у них рос сын Егор. Николай воспитывал мальчика как своего, Наталья родила в совместном браке дочь Екатерину, которая стала для него лучом света в темном царстве.
«Подранки»
Это первая картина, в которой Николай Губенко снял свою жену Жанну Болотову. Главный герой — писатель и бывший воспитанник детдома. Он возвращается в родной город, вспоминает прошлое. А главное, пытается узнать о том, как сложилась судьба его братьев и сестры.
Информацию о своих близких писатель, роль которого исполнил Юозас Будрайтис, находит в архиве. Сестра умерла спустя два года после окончания войны. Братьев усыновили. Один попал в хорошую семью, другому повезло меньше.
В фильме показаны как семидесятые годы, так и послевоенное время. Алеша Бартенев промышлял воровством, однажды был задержан и отправлен в спецприемник.
Николай Губенко исполнил отрицательную роль — роль сурового воспитателя. Его жена, Жанна Болотова, сыграла учительницу биологии.
Фильм «Подранки» был показан в 1977 году на Каннском фестивале. Создатели киноленты получили четыре кинонаграды.
Возвращение на родину
После смерти Сталина родители художника решили вернуться на историческую родину, так как сильно страдали от ностальгии. Двигубский Николай Львочич, единственный из детей, не достигший совершеннолетия (остальные отказались ехать), прибыл вместе с отцом и матерью в Москву.
На молодого человека условия жизни в столице Советов оказали гнетущее впечатление, кроме того, ему было трудно освоиться с языком. Хотя Николай и говорил по-русски, все же мыслил чисто по-французски. Быт для новоприбывших оказался до того тяжелым, соседи по коммуналке вели себя так вызывающе и непристойно, что Галина Олеговна пошла в милицию и сказала, что если они не угодны здесь, то лучше их сразу поставить к стенке.
Милиционер оказался человеком совестливым и «усмирил» соседей. Женщина и в Москве не сидела без дела, и вскоре слух о замечательной портнихе распространился по столице. Она стала обшивать видных политических лиц и киноактрис. В число клиенток матери Николая Львовича вошли жены Громыко и Косыгина, а также кинозвезда Советского Союза Любовь Орлова.
Благодаря ее стараниям семья вскоре получила скромную, но отдельную двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.
Театр и кино
В 1964 году окончил в Москве Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где обучался в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Параллельно с учебой во ВГИКе некоторое время занимался с преподавателями из циркового училища, впоследствии полученные навыки он использовал как в кино, так и в театре (в частности, в поставленном им спектакле 2010 года «Арена жизни»).
На втором курсе снялся в одной из главных ролей в кинофильме режиссера Марлена Хуциева «Застава Ильича» — Коли Фокина (фильм вышел на экраны в 1964 году). Эта роль открыла для Губенко путь в большой кинематограф. В том же году успешно сыграл Артуро Уи (сатирический портрет Адольфа Гитлера) в дипломном спектакле «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. Актера заметил главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов и пригласил его в свою труппу.
На Таганке Губенко получил несколько заметных ролей: летчика («Добрый человек из Сезуана» Брехта), Керенского («Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам книги Джона Рида), Пугачева (одноименный спектакль по поэме Сергея Есенина), Печорина («Герой нашего времени» Михаила Лермонтова), Годунова («Борис Годунов» Александра Пушкина) и др. В 1968 году Губенко ушел из театра, чтобы продолжить образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров ВГИКа (окончил в 1969 году).
В качестве режиссера снял шесть полнометражных фильмов, пять из них — по собственному сценарию: «Пришел солдат с фронта» (1971; сценарий Василия Шукшина), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1976), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988). По словам Губенко, эти ленты он создавал, основываясь на личном опыте, на том, что он «досконально изучил и прочувствовал». Например, для фильма «Из жизни отдыхающих» он месяц провел в одном из санаториев в Мисхоре (Крым), записывая на диктофон разговоры с разными людьми. Потом эти записи легли в основу сценария.
В 1980 году по просьбе Юрия Любимова Губенко вернулся в актерский состав театра. После отъезда в 1983 году Любимова из СССР и лишения его советского гражданства включился в борьбу за его возвращение в страну. В марте 1987 года, после смерти Анатолия Эфроса, возглавлявшего театр вместо Любимова, худсовет «Таганки» единогласно избрал Губенко новым руководителем. Эту должность он покинул в ноябре 1989 года, когда был назначен на пост министра культуры СССР, оставшись при этом в труппе театра.
В начале 1990-х годов, после возвращения Юрия Любимова в театр, в коллективе сложилась конфликтная ситуация. В частности, недовольство вызвали намерения Любимова приватизировать театр и перейти на контрактную систему. В итоге в 1993 году 36 актеров труппы (в том числе Леонид Филатов, Зинаида Славина, Инна Ульянова, Нина Шацкая) во главе с Губенко основали новый театр — «Содружество актеров Таганки» (размещается в новом здании Театра на Таганке). Среди спектаклей, поставленных Губенко в «Содружестве», «Белые столбы» (по произведениям Салтыкова-Щедрина, 1994), «Четыре тоста за Победу» (1995), «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» (1998), «Афган» (1999).
Параллельно с работой в театре и режиссурой снимался в кино. В разные годы сыграл порядка 20 киноролей. Самые известные из них — Василий Блюхер («Пароль не нужен», 1967), лейтенант Голощёков («Они сражались за Родину», 1975), Сергей Уваров («Прошу слова», 1975).
Детство и юность
Родился Николай Губенко в Одесских катакомбах во время артобстрела. Случилось это 17 августа 1941 года. Родителей мальчик не помнил.
Отец — военный летчик, в честь которого был назван малыш, уже воевал. В 1942 он погиб, так и не увидев сына. В том же году была повешена мать Николая за отказ работать на немцев. После трагедии трех старших сестер и брата забрали сердобольные соседи, а маленький Коля остался с бабушкой и дедушкой.
Николай Губенко в детстве
Детство мальчика было голодным и безрадостным. Желая как-то улучшить положение и дать ребенку будущее, дед в 1947 году обратился за помощью в одесский военкомат. Колю, как сына погибшего на фронте офицера, сразу определили в военную спецшколу, где он впервые за 6 лет наелся досыта.
Учащихся интерната готовили к офицерскому мундиру, поэтому в старших классах ряд предметов велся на иностранных языках. После успешной сдачи экзаменов юношу направили в Суворовское училище, где он записался в драмкружок. Чуть позже Николай начал посещать танцевальный кружок, увлекся театром, был участником ансамбля при местном Доме культуры.
Из-за сокращения армии Губенко не смог продолжить военное образование, но школьные увлечения помогли ему в 1958 году стать актером Театра юного зрителя, где он за два года сыграл множество ролей.
В молодости
Двигубский Николай Львович. Биография: истоки
Родился он 18 ноября 1936 года в Париже. Интересно, что настоящая фамилия отца Николая — Бирюков, а вовсе не Двигубский. Его мама Галина Олеговна после революции 1917 года бежала в Париж с Двигубским — белым офицером, который стал ее мужем. Живя в столице Франции и нажив пятерых детей, Двигубский изменил жене, и она выгнала его из дома, не давая развода.
Выйдя потом замуж за Льва Николаевича Бирюкова, Галина Олеговна не стала менять фамилии, и все дети ее носят фамилию Двигубского. Будучи дворянкой, Галина Олеговна не была белоручкой, стала шить на заказ платья и вскоре продвинулась по этой стезе — стала портнихой Марлен Дитрих и других известных особ того времени. Отец Николая, Лев Николаевич, занимался авторемонтом, они жили в просторной четырехкомнатной квартире и имели четыре машины.
Во время Второй мировой войны Лев Николаевич вступил в Сопротивление и боролся против фашистов, а Галина Олеговна повсюду находила русских девушек, попавших в плен, и помогала им вернуться на родину, не ведая, что их тут же ссылали в лагеря.
Личная жизнь
Несмотря на бурные романы в молодости (среди возлюбленных Губенко были актрисы Зинаида Славина и Инна Ульянова), актёр женился один раз и на всю жизнь. Более полувека прожил в счастливом браке с коллегой и однокурсницей Жанной Болотовой.
Правда в начале знакомства крупная ссора стоила гордым влюблённым трёх лет молчания. Они избегали друг друга. Но однажды встретившись снова, расстаться уже не смогли.
Детей супругам Господь не дал. Но они вполне были довольны компанией друг друга. Губенко отмечал спокойный и рассудительный характер жены. Её начитанность и интеллигентность, которые были ему по нраву.
Актёр признавался, что покорил Жанну своим пением. Николай Николаевич часто переозвучивал других артистов. Исполнял песни своего друга Владимира Высоцкого.
Также Николай Николаевич признавался, что любит готовить вместе с женой. Перенял у неё рецепты некоторых блюд. Жалел только, что не очень подружился с тестом. А выпечку Жанны актер просто обожал.
Творчество[ | ]
Роли в кино
- 1964 — Мне двадцать лет (Застава Ильича) — Николай Фокин
- 1964 — Пока фронт в обороне — Бурьянов
- 1964 — Пядь земли — раненый солдат
- 1964 — Когда улетают аисты — Раду
- 1966 — Последний жулик — Петя Дачников
- 1966 — Мальчик и девочка — попутчик с гитарой
- 1967 — Пароль не нужен — В. К. Блюхер
- 1967 — Первый курьер — Яша Барончик
- 1967 — Начало неведомого века — человек с коровой
- 1969 — Дворянское гнездо — Ситников
- 1969 — Золотые ворота — солдат Иван
- 1969 — Директор — Алексей Зворыкин
- 1971 — Пришёл солдат с фронта — Николай Максимович Егоров
- 1974 — Если хочешь быть счастливым — Андрей Родионов
- 1975 — Они сражались за Родину — лейтенант Голощёков
- 1975 — Прошу слова — Сергей Уваров
- 1976 — Подранки — Григорий Альбертович, воспитатель
- 1988 — Запретная зона — дачник
Режиссёрские работы
- 1968 — Настасья и Фомка (короткометражный)
- 1971 — Пришёл солдат с фронта
- 1974 — Если хочешь быть счастливым
- 1976 — Подранки
- 1980 — Из жизни отдыхающих
- 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь
- 1988 — Запретная зона
Сценарии
- 1974 — Если хочешь быть счастливым
- 1976 — Подранки
- 1980 — Из жизни отдыхающих
- 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь
- 1988 — Запретная зона
Озвучивание, вокал
- 1966 — Последний жулик — вокал (автор Владимир Высоцкий)
- 1966 — Мальчик и девочка — исполнение песни (автор Геннадий Шпаликов)
- 1976 — Подранки — Алексей Бартенев (роль Ю. Будрайтиса)
- 1977 — В зоне особого внимания — прапорщик Валентир (роль М. Волонтира)
- 1978 — Бархатный сезон — Николас, Николай Шухов (роль Ю. Будрайтиса)
- 1979 — Цыган — вокал
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — отец Штольца (роль Н. Пастухова)
- 1980 — Из жизни отдыхающих — Алексей Сергеевич Павлищев (роль Р. Адомайтиса)
- 1982—1988 — В. И. Ленин. Страницы жизни (документальный) — В. И. Ленин
- 2009 — Исаев — от автора
- 2013 — Ку! Кин-дза-дза — Владимир Николаевич Чижов