Самые яркие моменты биографии и личной жизни георгия юматова
Содержание:
- Актер с даром свыше
- Творчество
- «Симпатичный морячок»
- Фильмы с актёром
- Дети Георгия Юматова
- Жена, Муза и гарантия работоспособности актера
- Фильмы
- Жизнь и карьера
- Фильмография
- Судьбоносная встреча
- Смерть актёра
- Арчил Гомиашвили. Остап наяву
- Неразорвавшаяся мина: почему Юматов чуть не погиб на съемках
- Ранние годы. Великая Отечественная война
- Фильмы
Актер с даром свыше
Моряк и солдат Юматов стал актером по чистой случайности. Красавца с военной выправкой заприметил режиссер Григорий Александров, муж Любови Орловой. Мэтр советского кино пригласил мужчину на съемки фильма «Весна», предложив Юматову эпизодическую роль. Незнакомец так лихо справился с задачей, что восхищенный Александров привел Георгия прямиком во ВГИК, где легендарный Сергей Герасимов как раз набирал новый курс!
Слова Герасимова потрясли режиссера. Когда Юматов прошел прослушивание, маститый экзаменатор сообщил Александрову: это дарование он к себе на курс не возьмет. Но не потому, что солдат был бесталанный, совсем наоборот. Герасимов сказал: Юматов в дополнительном обучении не нуждается, ему нужно не за партой штаны просиживать, а идти прямиком на сцену. С этими словами преподаватель ВГИКа определил моряка в Театр киноактера.
Творчество
Театральные работы
- «Уроки музыки» (реж. Роман Виктюк)
- «Бедная Лиза»
- «История лошади»
- «Гамбринус»
- «Роман о девочках»
- «Два существа в беспредельности»
- «Цена» (реж. В.Харченко)
- «Сапожники» (реж. В.Херрман)
- «Доктор Чехов»
- «Два Чеховых»
- «Ромео и Джульетта»
- «Дядя Ваня»
- «Крокодильня»
- «Живой труп»
- «Как поссорился И. И. с И. Н.»
- «Гамлет»
Фильмография
- 1979 — Место встречи изменить нельзя — парень на скамейке, с которой его согнал оперативник Вася Векшин (1-я серия, в титрах не указан)
- 1982 — Просто ужас! — Беклемисов, друг Мурашова-старшего (эпизод)
- 1986 — Попутчик — друг Жилина
- 1988 — Воскресенье, половина седьмого — Николай Павлович, следователь прокуратуры
- 1990 — Гамбринус —
- 1990 — Страсти по Владимиру — эпизод
- 1992 — Чайка —
- 1999 — Одна любовь души моей —
- 2000 — Марш Турецкого —
- 2001 — Игры в подкидного —
- 2001 — Линия защиты — Павел, старший сын Виктора Кошелева
- 2001 — Фаталисты — Геннадий Степанович
- 2002 — Next 2 — таксист
- 2002 — Любовник — Адик
- 2002 — Марш Турецкого (2-й сезон) — Придорога
- 2004 — Время жестоких — Станислав Нетребин, «правая рука» Князева
- 2004 — Всё начинается с любви — Фёдоров
- 2004 — Московская сага — следователь НКВД
- 2005 — Адъютанты любви — Прошка
- 2006 — Пушкин. Последняя дуэль — Василий Андреевич Жуковский, русский поэт
- 2007 — Ликвидация — Семчук, следователь (и закадровый текст)
- 2007 — Агония страха — Турин
- 2007 — Тяжёлый песок — Штальбе, немецкий офицер, оберштурмбаннфюрер , комендант города Сновска
- 2007 — Я — сыщик — Сан Саныч
- 2008 — Защита — Смуглов
- 2008 — Монтекристо — Михаил Сергеевич Сомов
- 2009 — Неизвестный путч — Борис Карлович Пуго, министр внутренних дел СССР
- 2009 — Путь домой — Клим
- 2009 — Исаев — Станислав Иванович Гржимальский, генерал
- 2010 — Что скрывает любовь — Максим Захарович, следователь на пенсии
- 2010 — Афганистан. Точка невозврата (документальный фильм) —
- 2010 — Детективное агентство «Иван да Марья» — Глебов
- 2010—2011 — Побег — Владимир Иванович Попов, начальник ИТУ № 24
- 2010 — Срочно в номер — Игорь Михайлович Субботин, подполковник, начальник пресс-службы УВД
- 2011 — Группа счастья — Дмитрий Николаевич Афанасьев, следователь
- 2011 — Каменская 6 (фильм № 6 «Пружина для мышеловки») — Лев Аргунов
- 2011 — Товарищи полицейские (фильм «Мошенники») — Макеев, майор
- 2011 — Ельцин. Три дня в августе — Михаил Сергеевич Горбачёв, президент СССР, генеральный секретарь ЦК КПСС
- 2011 — Мы объявляем вам войну — Анатолий Васильевич Жигунов, отец Алёны
- 2011 — Чёрные волки — Николай Иванович Клименко, полковник, командир военно-строительной части
- 2011 — Дом образцового содержания — Сергей Георгиевич Грибоедов, кинорежиссёр
- 2012 — Мосгаз — Григорий Михайлович Чудовский, журналист, фронтовой друг Черкасова
- 2012 — Однажды в Ростове — Геннадий Павлович Копыльцов, начальник ростовского Управления КГБ, полковник
- 2013 — Метро — начальник ГУВД Москвы, генерал-полковник полиции
- 2013 — Убить Сталина — Николай Сидорович Власик, генерал, начальник охраны Иосифа Сталина
- 2014 — Солнечный удар — осторожный полковник, любитель оперы
- 2014 — Григорий Р. — Пётр Аркадьевич Столыпин, председатель Совета министров Российской империи
- 2014 — Палач — Григорий Михайлович Чудовский, журналист, редактор газеты «Советская трибуна», фронтовой друг Черкасова
- 2015 — Паук — Григорий Михайлович Чудовский, журналист, редактор газеты «Советская трибуна», фронтовой друг Черкасова
- 2015 — Неподкупный — Пётр Васильевич Анисимов, начальник следственного отдела при Генеральной прокуратуре СССР
- 2016 — Челночницы — Павел Алексеевич Рябушкин, майор милиции в отставке, отец челночницы Ольги Родионовой
- 2016 — Шакал — Григорий Михайлович Чудовский, журналист, редактор газеты «Советская трибуна», фронтовой друг Черкасова
«Симпатичный морячок»
Георгий Юматов, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.orgГеоргий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. С ранних лет Жора мечтал о карьере моряка, хотя моря никогда не видел. Для достижения своей цели он сделал немало — отлично учился, увлекался боксом и лёгкой атлетикой. В 1941 году Юматов поступил в военно-морскую школу, откуда и ушёл на фронт в возрасте 16 лет. В 1942 году Жора был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а через год уже стал рулевым. В составе Азовской, а потом и Дунайской флотилии участвовал в освобождении Измаила, Бухареста, Будапешта и Вены, за что был награждён офицерским орденом Ушакова. Жоре невероятно везло — много раз он был на грани гибели, но всякий раз удача и провидение спасали его от верной смерти.
После возвращения в Москву в мае 1945 года Юматов совершенно случайно попадает на съёмочную площадку фильма «Весна». Рассказывают, что знаменитый уже тогда режиссёр Григорий Александров приметил симпатичного моряка в кафе, где обедал с супругой Любовью Орловой. «Попросите молодого человека подойти к нашему столику», — обратился он к официанту. Тот передал просьбу будущей звезде кинематографа, но Юматов лишь недоумённо спросил: «Григорий Александров? А кто это?». Но просьбу режиссера всё-таки выполнил, к столику подошёл и получил эпизодическую роль помощника гримёра в новой картине. Герой Юматова должен был подойти к креслу, в котором сидела Орлова, и спросить: «Разрешите?», после чего стянуть белой лентой волосы актрисы, чтобы они не мешали накладывать грим. Вот и вся роль, но именно после неё и началось восхождение бывшего матроса Жоры Юматова к вершине славы.
Кадр из фильма «Весна», 1947 год. Георгий Юматов — в центре.
Когда Сергей Герасимов набирал новый курс во ВГИК, Александров порекомендовал ему прослушать Юматова. Герасимов прослушал и вынес свой вердикт: «Мне его учить нечему!». Он сразу взял одарённого юношу в свою новую картину «Молодая гвардия», в которой снимал почти всех своих студентов. Там же, на съёмочной площадке, Юматов встретил свою будущую жену — Музу Крепкогорскую.
Фильмы с актёром
Дебютная серьёзная работа Юматова – фильм «Молодая гвардия». В состав актёров он попал случайно. Режиссёр Александров порекомендовал ему поступить во ВГИК. Сергей Герасимов как раз занимался набором нового курса. Но режиссёр не стал брать актёра на обучение, так как понял, что он уже состоявшийся артист. Тогда-то он и предложил актёру сыграть роль в ставшем затем популярным фильме «Молодая гвардия».
Артисту удалось очень удачно перевоплотиться в Анатолия. После этой киноленты Георгий Александрович снялся в нескольких фильмах на актуальную в те времена и близкую ему военную тему. Актёра стали узнавать обычные прохожие. Артист был невероятно общительным и открытым человеком. Но он никогда не чувствовал себя недосягаемой звездой, поэтому просто общался с журналистами и поклонниками.
После этого артист перестал соглашаться на все предлагаемые ему роли. Он старался выбирать сложных персонажей с разными характерами, чтобы не быть заложником всего лишь одного образа.
В 60-х годах он снялся в главной роли в фильме «Стряпуха», а также в известной мелодраме «Первое Свидание». В кинофильме «Порожний рейс» Юматов сыграл роль отрицательного персонажа.
Игра Георгия Александровича была по-прежнему безупречной. Его было просто невозможно упрекнуть в том, что он ленится. Актёр усердно работал над каждой ролью, чтобы удивить и впечатлить зрителей и достичь новых высот мастерства. Владимир Высоцкий порекомендовал артиста на интересную роль разведчика Бирюкова. Удалось создать именно такого героя, каким его и видел режиссёр картины. Все критики и фанаты пришли к единодушному и вполне справедливому выводу, что это лучшая роль.
Георгию Александровичу предложили сыграть в любимом многими фильме «Офицеры». Сценаристы были на 100% уверены, что актёру подойдёт образ Алексея Трофимова. И это верно. Когда смотришь этот фильм, создаётся полное впечатление, что роль написана специально для Юматова.
Актёр вполне бы мог порадовать зрителей и другими интересными работами. Но его погубила безудержная страсть к алкоголю. Именно поэтому постановщики ему часто отказывали. В 1970 году его утвердили на роль Сухова в легендарной киноленте «Белое солнце пустыни». Об этом образе артист просто грезил. Но задуманное так и осталось нереализованным, так как произошёл очередной срыв. В итоге роль была отдана Анатолию Кузнецову.
На 80-е годы приходится закат актёрской карьеры Юматова. Он снимается в трёх картинах: «ТАСС уполномочен заявить…», «Огарева 6», «Петровка 38». После них ему больше не предлагают сниматься. Как вы видите, фильмография актёра весьма обширная.
Дети Георгия Юматова
Актёр мечтал стать отцом. Он всячески уговаривал супругу, чтобы она подарила ему наследников, дети и внуки были целью его жизни. Но Муза всегда отвечала категорическим отказом. Она боялась, что беременность и воспитание малышей помешает ей строить звёздную карьеру:
Крепкогорская несколько раз беременела, но каждый раз бежала на аборт. В результате все дети Георгия Юматова оказались нерождёнными. Последнюю беременность Муза заметила слишком поздно, поэтому аборт прошёл с осложнениями. Женщина потеряла возможность когда-либо иметь детей. Когда Георгий осознал, что дети и внуки для него навсегда останутся мечтой, это его подкосило. Он не смог сдержаться и ушёл в запой.
Муза Крепкогорская в фильме «Москва слезам не верит»
Хоть семья и не распалась, несколько лет супруги жили порознь. Юматов в те год «пошёл в отрыв». Он крутил романы с различными женщинами, постоянно веселился в больших компаниях, попадал в неприятные ситуации.
Супруги прожили долгую, но несчастливую совместную жизнь
Спустя время в жизнь актёра вновь вернулась Муза. Казалось бы, личная жизнь наладилась. Супруги переехали в просторную квартиру, находившуюся недалеко от метро «Аэропорт». Однако жена Георгия Юматова регулярно закатывала вечеринки, приглашала в квартиру много актёров, накрывала шикарный стол. Крепкогорская превратилась в настоящую светскую львицу, помешанную на дорогих вещах.
Жена, Муза и гарантия работоспособности актера
Чтобы Юматов был под контролем, режиссеры часто приглашали вместе с ним сниматься и его жену. Только она могла держать в руках актера.
Со своей будущей женой актрисой Музой Крепкогорской 21-летний Юматов познакомился еще на съемках «Молодой гвардии». Она была на пару лет старше, светловолосая и веселая, с бойкими ямочками на щеках. Только когда молодые поженились и стали жить в коммуналке вместе с мамой Музы, Юматов понял, что ничего не знал о своей избраннице.
Георгий Юматов и Муза Крепкогорская в молодости
Нрав у жены был крутой, последнее слово всегда было за ней. Она настояла на том, чтобы Юматов не общался со своей родней, звала его Жоржем, вела бурную светскую жизнь, спускала на наряды и украшения все, что зарабатывал Георгий Юматов. Домашнее хозяйство вела теща, а Муза мечтала о звездных ролях. В их ожидании она снималась в эпизодах, и то нечасто. Это раздражало молодую женщину, и Георгий Юматов, сочувствуя жене, потихоньку от нее стал просить режиссеров приглашать ее в те фильмы, в которых участвовал он сам.
Узнав о произошедшем, Георгий Юматов пришел в ярость и ушел из семьи. Поговаривали, что именно на этом этапе он и начал всерьез пить. Некоторое время супруги жили отдельно, но потом актер все же вернулся к жене. Так они и жили: бурные сцены, взаимные измены и расставания сменялись периодами тихой и внешне вполне благополучной семейной жизни.
Постепенно Юматов перестал просить режиссеров, чтобы его жену приглашали на съемки. Но теперь они и сами звали ее, поскольку талантливый актер был нужен им в рабочем состоянии, но только она одна могла удерживать супруга от алкоголя. Она несколько раз в день обыскивала гостиничный номер в поисках припрятанной бутылки и в целом держала своего мужа под деятельным контролем.
Впрочем и ей не всегда удавалось проследить за мужем. Бывало, что Юматов вдруг пропадал на несколько дней. А однажды после двух недель поисков его нашли на другом конце страны: в ялтинском вытрезвителе.
Фильмы
Впервые на экране актер появился в 1979 году. 28-летний Юматов снялся в культовом советском детективе «Место встречи изменить нельзя». Но роль Владимира оказалась настолько маленькой (он сыграл парня, которого согнал со скамейки оперативник Векшин), что в титрах имени актера даже не указали. Зато Владимир Юматов с замиранием сердца наблюдал за игрой Владимира Высоцкого, Сергея Юрского, Владимира Конкина и Леонида Куравлева. Театральный артист «заболел» кинематографом и с этого момента мечтал снова попасть на съемочную площадку.
Владимир Юматов в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Возможность представилась в 1986 году в фильме «Попутчик». Режиссер Иван Киасашвили доверил Юматову образ изобретателя-самородка Костылина. Но работа в психологической драме, хотя и получила позитивные рецензии кинокритиков, известности актеру не принесла.
Настоящим дебютом в кино Владимир Юматов считает роль в психологическом детективе «Воскресенье, половина седьмого», где сыграл следователя прокуратуры Николая Павловича. Вскоре последовали роли в комедии Розовского «Страсти по Владимиру» и психологической мелодраме «Чайка».
Владимир Юматов в фильме «Воскресенье, половина седьмого»
Мода на сериалы в 2000-х не обошла стороной и Юматова. Владимир Сергеевич снялся во всех сезонах криминальной ленты «Марш Турецкого», в сериалах «Линия защиты», «Московская сага», «Адъютанты любви» и 2-м сезоне «Next». Появился актер и в «полном метре», снявшись в 2002 году в драме Валерия Тодоровского «Любовник», где очутился на съемочной площадке с Олегом Янковским и Сергеем Гармашем. В детективе «Время жестоких» перевоплотился в Стаса Нетребина. Картина получила высокие рейтинги и похвалу критиков за возвращение к традициям российского психологического кинематографа.
Владимир Юматов в фильме «Время жестоких»
В 2006 году Владимир Юматов снялся в драме «Пушкин. Последняя дуэль» режиссера Натальи Бондарчук. Юматову досталась роль поэта Василия Жуковского, Александра Пушкина сыграл Сергей Безруков. В следующем году вышел культовый многосерийный проект «Ликвидация», где артист прочитал закадровый текст и перевоплотился в следователя Семчука.
Владимир Юматов в фильме «Пушкин: последняя дуэль»
Многоплановость и многожанровость артиста доказана перевоплощением в отрицательных персонажей, которые в исполнении Владимира Юматова убедительны не менее, чем позитивные герои. Как доказательство – роли оберштурмбаннфюрера СС Штальбе в сериале «Тяжелый песок», Бориса Пуго в драме «Неизвестный путч» и Михаила Сомова в многосерийной мелодраме «Монтекристо».
Владимир Юматов в фильме «Тяжёлый песок»
После выхода «Монтекристо» имя Владимира Юматова произносится коллегами, кинокритиками и зрителями с особым уважением. Вскоре Юматову присуждают звание Народного артиста РФ, а в фильмографии появляются знаковые проекты: детектив «Черные волки», криминальный сериал «Однажды в Ростове», исторические драмы «Солнечный удар» и «Григорий Р.», где Юматов сыграл Петра Столыпина.
Владимир Юматов в фильме «Монтекристо»
В детективных мини-сериалах «Мосгаз», «Палач», «Паук» и «Шакал» Владимир Юматов сыграл редактора газеты Григория Чудовского. В 2016 году на экраны вышла 16-серийная социальная драма «Челночницы» Юлии Красновой, где актеру досталась роль майора в отставке Рябушкина.
Жизнь и карьера
После окончания войны Георгий был демобилизован по ранению и вернулся домой – в Москву, где стал подумывать о том, чем же ему заняться в мирной жизни. Пока молодой герой войны размышлял о дальнейших планах, его приметил известный режиссер Григорий Александров, и предложил сняться в небольшом эпизоде музыкальной комедии «Весна». Так, буквально в один момент вчерашний моряк стал актером.
- В 1947 году Г. Александров привел Юматова во ВГИК к С. Герасимову. Прослушав начинающего актера, мэтр заявил, что тот не нуждается в дополнительном обучении.
- С 1947 года Юматов, при содействии С. Герасимвоа зачислен в штат актеров киностудии «Мосфильм». В этом же году он приступает к работе в Театре-студии киноактера.
- С 1947 по 1958 год сыграл 20 ролей в различных фильмах. После фильмов «Разные судьбы», «Жестокость» и «Очередной рейс» Юматов вошел в число наиболее известных и любимых актеров советского кинематографа.
- В 60-е годы Георгий Александрович начал «пожинать первые плоды славы». Где бы ни оказывался актер, куда бы ни приходил, ему всегда в первую очередь несли стакан и предлагали выпить. В результате у него развилось пагубное пристрастие к алкоголю, что, впрочем, не мешало ему оживлять на экране и на театральной сцене самые разнообразные образы.
- В 1969 г. получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
- В 1971 г. актер воплотил в жизнь образ Алексея Трофимова в фильме «Офицеры», после чего к нему пришла настоящая популярность и слава.
- В 1982 году Георгию Александровичу Юматову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
- В середине 80-х (по воспоминаниям знакомых Юматова где-то в 1985 году) актер получил приглашение от Венского магистрата. Подобные приглашения были разосланы всем оставшимся в живых героям Второй мировой войны, освобождавшим Вену от фашистов.
- В начале 90-х, как и многих актеров «старой гвардии» Юматова стали отодвигать на второй план, меньше приглашали на интересные роли. Дело усугубила инфляция, которая «съела» все и без того небольшие сбережения семьи. Еще несколькими годами ранее востребованный и любимый народный актер вынужден был выживать на нищенскую пенсию. Долгое время ему даже не хотели выплачивать повышенную пенсию как инвалиду войны, ссылаясь на утерю документов (впоследствии этот вопрос все же был решен в пользу актера).
- 6 марта 1994 г. в квартире, где проживал Юматов с женой, раздался выстрел, в результате которого погиб местный дворник Мададов. Согласно материалам официального следствия стрелял Георгий Александрович. Стрелял потому, что дворник неуважительно высказался о победе советского народа и Юматова в частности в Великой Отечественной войне. Однако многие друзья и коллеги актера так и не поверили в то, что роковой выстрел произвел именно он.
- В июне 1994 г. благодаря адвокату Борису Кузнецову, доказавшему, что убийство дворника было не умышленным, а лишь превышением самообороны, Юматов был освобожден под подписку о невыезде.
- В том же 1994 году после освобождения из мест лишения свободы у Георгия Александровича была диагностирована аневризма брюшной аорты. Актера прооперировали. После всех этих потрясений он поборол свое пристрастие к алкоголю и начал посещать церковь.
- В 1995 году к юбилею Победы в ВОВ актер как участник войны попал под амнистию, и уголовное дело было полностью прекращено.
- 9 мая 1997 г. герой ВОВ Юматов принял участие в телевизионной игре «Поле чудес». Это было одно из последних появлений актера на телевидении.
- 4 октября 1997 года – Георгия Александровича не стало. Похоронили его на Ваганьковском кладбище Москвы.
В передаче «Поле чудес»
Фильмография
— В тылу врага — эпизод
— Весна — ассистент гримёра (нет в титрах)
— Рядовой Александр Матросов — солдат
— Молодая гвардия — Анатолий Попов
— Три встречи — токарь
— В мирные дни — матрос Куракин, кок
— Жуковский — Касьянов, ученик Жуковского
— Вихри враждебные — беспризорник Баландин
— Адмирал Ушаков — Виктор Ермолаев
— Корабли штурмуют бастионы — Виктор Ермолаев
— Об этом забывать нельзя — студент
— Герои Шипки — Сашко Козырь
— Педагогическая поэма — Саша Задоров
— Пути и судьбы — Алексей Кравчук, больной
— Крушение эмирата — Игнат
— Они были первыми — Степан Барабаш
— Разные судьбы — Степан Огурцов
— Шторм — Грачёв, матрос-черноморец
— Рядом с нами — Яша
— Иван Грозный (вторая серия, съёмки 1946 года) — монах
— Юность наших отцов — Морозко
— Очередной рейс — Кирилл Иванович Воронов, водитель
— Любовью надо дорожить — фотокорреспондент
— Баллада о солдате — солдат с передовой
— Жестокость — Венька Малышев
— Первое свидание — Алексей Савельев
— Академик из Аскании — Барабуля, помощник академика Иванова
— Две жизни — «Граф»
— Порожний рейс — Николай Хромов
— Трое суток после бессмертия — Николай Баклан
— Стряпуха — Серафим Иванович Чайка
— В городе С. — фельдшер
— Панталаха (к/м) — Панталаха
— Не забудь… станция Луговая — лейтенант Георгий Алексеевич Рябов
— Тихая Одесса — биндюжник-оратор в одесском оперном театре
— Седьмой спутник — Турка
— Внимание, цунами! — капитан-лейтенант Сергей Алексеев
— Опасные гастроли — Максим
— Если есть паруса — Герман Георгиевич Жарких, старпом
— Один из нас — Сергей Бирюков-Петров
— Офицеры — Алексей Трофимов
— Город на Кавказе (к/м) — папа Тани
— Сапожки (к/м) — Сергей Духанин
— Красно солнышко — Мирон Евсеевич Вахромеев, милиционер «Молоток»
— Дача — дачник
— Последняя встреча — отец Павла
— Шторм на суше — Хряпов
— Не может быть! — прохожий с бульдогом (нет в титрах)
— Горожане — Иван
— Судьба — Пекарев
— Конец императора тайги — Мартынов
— Поздняя ягода — Тихон Брус, муж Павлы
— Петровка, 38 — Садчиков
— Предварительное расследование — начальник милиции, подполковник
— Москва слезам не верит — актёр Юматов (камео)
— Огарёва, 6 — Садчиков
— У матросов нет вопросов — шофёр
— Срочно… Секретно… Губчека — доктор Смолин
— Приступить к ликвидации — Серебровский
— ТАСС уполномочен заявить… — Айвен Белью / Иван Белый
— Второй раз в Крыму — Сергей Алексеевич Князев, генерал
— Внимание! Всем постам… — Фёдор Васильевич Кольцов, отец Виктора
— Русь изначальная — эпизод
— Покушение на ГОЭЛРО — Сергеев
— Наградить (посмертно) — художник
— Размах крыльев — испытатель
— Соучастие в убийстве — Норман Симс
— Аэропорт со служебного входа — Алексей Николаевич
— Спасённому — рай — Соловцов
— Акция — Василий
— Клиника — Кириллов
— Следопыт — Кап
— Консультант по эпохе (к/м) — Кириллов
— Похороны Сталина — охранник Сталина
— Заряженные смертью — Савва Ильич, капитан сейнера «Удачливый»
— Грех — Седой
— Великий муравьиный путь
— Будулай, которого не ждут — Стрепетов
— Транзит для дьявола — Фёдор Михайлович Кузин, шкипер судна «Удачливый» (сериал вышел после смерти Георгия Юматова)
Судьбоносная встреча
Именно на съемках «Молодой гвардии» Жора познакомился с любовью всей своей жизни – актрисой Музой Крепкогорской. Ее мать, Лидия Ивановна, была по происхождению дворянкой, отец – бывший аккомпаниатор самого Федора Шаляпина. Девушка была крайне своевольной, взбалмошной, избалованной. Симпатичная кудрявая блондинка-хохотушка с милыми ямочками на пухлых щечках – она запала бравому морячку в самое сердце. Тогда у Музы был другой ухажер, но как можно было устоять перед обаятельным Юматовым? Молодые люди вскоре сыграли свадьбу. Правда, жених с радости так наклюкался, что мало что соображал… Но это не помешало всеобщему веселью.
После свадьбы молодого супруга ждало разочарование – молодая жена явно не собиралась вить уютное семейное гнездышко. Музы была крайне озабочена построением карьеры, все время мечтала о новых ролях. Также любила и погулять, и принарядиться – в общем, времени на быт катастрофически не хватало. Заботу обо всем взяла на себя теща – они и готовила, и убиралась. Георгий помогал Лидии Ивановне и очень привязался к ней – когда матери Музы не стало, он плакал, будто бы потерял родную мать…
После ухода из жизни тещи все заботы о быте легли на плечи самого Юматова. Правда, в этом ему активно помогали влюбленные поклонницы. Некоторые из них – например, Галина Громова – успевали обслуживать два дома: готовили всевозможные разносолы, простирывали и переглаживали белье и т.д.
Георгий очень хотел иметь детей, но жена, надеясь на то, что вот-вот ей предложат настоящую, большую роль, постоянно делала аборты. Однажды Юматову удалось уговорить супругу оставить ребенка, шел уже четвертый месяц беременности – и вдруг Музе предложили хорошую роль. Георгий Александрович в это время был на съемках и узнал о предложении через знакомых. Испугавшись, что жена может наделать глупостей, актер помчался в Москву. Дома Музы не было, не нашел он ее и в Театре киноактера… Одна из подруг призналась, что та собиралась на квартиру к частной повитухе, назвала адрес. Юматов был там уже через полчаса – но, к сожалению, опоздал… Ту самую злополучную роль Крепкогорская так и не получила, а поздний аборт навсегда лишил ее возможности иметь детей…
Георгий долго не мог простить такого поступка. Несколько лет супруги жили порознь, но потом вернулись друг к другу. В их жизни не всегда было все гладко – случались и измены (причем обоюдные). Один раз Муза ушла от Юматова к актеру Сергею Столярову. Георгий же по молодости периодически крутил романы на стороне. Но тем не менее они не могли жить друг без друга и всегда соединялись вновь… Наверное, это и называется любовью?
Смерть актёра
Пагубная привычка сильно сказалась на здоровье актёра. У него диагностировали аневризму брюшной аорты. Юматов перенёс операцию, но это не особо помогло. После произошедшего Георгий стал часто молиться, посещать храм.
Последний раз Георгий Александрович появился на экранах в 1997 году в качестве участника программы «Поле чудес».
Через год болезнь опять дала о себе знать, но актёр отказался от ещё одной операции. Народного артиста не стало 4 октября 1997 года. Он умер от разрыва брюшной аорты.
Супруга была рядом с Юматовым до последнего его вздоха. Лишь после смерти мужа Крепкогорская поняла, как много он для неё делал. Она осознала, что семья – это главное в жизни. Муза постепенно распродала все вещи, начала выпивать, быстро опустилась на социальное дно. А спустя два года последовала за супругом.
Супруги похоронены вместе
Их похоронили рядом на Ваганьковском кладбище. На могилу советского актёра сегодня часто приходят коллеги по сцене, близкие друзья и поклонники.
Арчил Гомиашвили. Остап наяву
Арчил Гомиашвили. Фото: кадр из фильма «12 стульев» Студент Тбилисского художественного техникума Арчил Гомиашвили во время практики в местном театре русской драмы имени Грибоедова под покровом ночи вместе с другом срезал кожу со стульев в зале и загнал ее сапожнику. В 1943 году коммерческую жилку Арчила не оценили, и он получил два года.
После этого уехал в Москву и умудрился поступить в Школу-студию МХАТ. Второкурсником ввязался в драку, не сумев обуздать горячий темперамент. Ему опять светил срок. Дело удалось замять, но пришлось оставить учебу и вернуться на родину. И лишь в 1970-х он обрел известность. Тогда Леониду Гайдаю, искавшему актера на роль Остапа Бендера, рассказали об Арчиле Гомиашвили, который в одном из грузинских театров уже несколько лет играет на сцене за всех героев «12 стульев».
Неразорвавшаяся мина: почему Юматов чуть не погиб на съемках
После «Молодой гвардии» Георгия Юматова постоянно приглашали сниматься в кино. Однако главных ролей у него в те годы почти не было. В 1948-50 годах Юматов снялся в фильмах «Повесть о настоящем человеке», «Три встречи», «В мирные дни» и «Жуковский». В начале 1950-х – в популярных в то время картинах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Педагогическая поэма» и «Герои Шипки».
На съемках последней картины, где речь идет о Русско-турецкой войне, Юматов едва не погиб. Все опасные эпизоды, которые традиционно поручаются каскадерам, актер исполнял сам. Но тут рядом с ним должна была взрываться мина. И вот пиротехники все приготовили, но перепутали место, где они закопали снаряд, поэтому актер лег на самое опасное место. Он мог погибнуть, но на его счастье мина не сработала: боеприпас оказался неисправным. Когда пиротехники раскопали мину, они чуть не поседели, поняв, какая беда могла случиться по их вине.
Кадр из фильма Герои Шипки 1954 реж Сергей Васильев. Ленфильм, Болгарфильм
Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова и «Они были первыми» режиссера Юрия Егорова. А еще через три года вышел фильм «Жестокость» Владимира Скуйбина, в котором актер сыграл Веньку Малышева. Критики считают, что эта одна из лучших ролей Юматова.
Однако с конца 50-х Георгий Юматов начал сильно пить. Коллеги говорили, что этому способствовали его непростые отношения с женой. К тому же, актер отличался крутым нравом и часто влезал в драки, особенно в нетрезвом состоянии. Страсть к алкоголю приводила к срыву съемок, поэтому режиссеры стали опасаться давать Юматову главные роли.
Режиссер Владимир Венгеров вспоминал, как на съемках фильма «Порожний рейс» ему приходилось запирать Юматова и Папанова на ключ в номере гостиницы. Дело в том, что половину фильма снимали зимой в казахстанских степях, в пургу и холод. Поэтому не удивительно, что актеры согревались водкой. Но уж когда съемочная группа вернулась в Ленинград, тут режиссер решил прекратить коллективный запой и запер на ночь Папанова и Юматова в номере, чтобы они никуда не делись до утра. Но не тут-то было!
Ранние годы. Великая Отечественная война
Родился Георгий 11 марта 1926 года в Москве. Его отец, Александр Константинович, работал счетоводом на заводе «Феррейн» (позже переименованном в фабрику «Свобода»). Мать, Татьяна Георгиевна, была кассиршей в магазине. Кроме Жоры, в семье было еще двое детей.
Когда началась война, главной мечтой молодого парнишки стало – попасть на фронт. В 1941 году он поступил в Военно-морскую школу, в следующем – стал юнгой на катере «Отважный», в 1943 был назначен рулевым, а потом сигнальщиком. Однажды произошел такой случай: жившая на судне собака внезапно упала за борт. Жора бросился ее спасать, нырнул, а когда всплыл на поверхность – катера уже не было… Поэтому он всю жизнь трепетно относился к братьям нашим меньшим.
С войны он вернулся с медалью Ушакова – за личный подвиг. Потом уже получил медали за взятие Вены и Будапешта. Существует версия, что молодой Юматов якобы был представлен к званию Героя Советского Союза, но документы вернулись – власти сочли, что парень слишком молод для такой награды. Сам Георгий Александрович об этом ничего не рассказывал и скорее всего это просто легенда.
Фильмы
Первые роли Георгия Александровича были эпизодическими, но в ярких кинолентах. В фильме «Иван Грозный» он перевоплотился в монаха, в «Весне» Александрова сыграл ассистента гримера, в военной драме «Рядовой Александр Матросов» предстал в образе солдата. Разноплановые роли помогли начинающему актеру попасть на глаза режиссерам.
Георгий Юматов, Г. Горин и Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Молодая гвардия»)
Дебютной серьезной работой в кино стала роль в фильме «Молодая гвардия». Попал Юматов в актерский состав случайно. Тогда режиссер Александров посоветовал ему пойти во ВГИК, где в то время новый курс набирал Сергей Герасимов, который отказался брать к себе Юматова, решив, что тот достаточно обучен для актера, и предложил ему роль в своей картине «Молодая гвардия».
Артист перевоплотился в участника подпольной организации Анатолия Попова. Вместе с ним на первом плане блистали Владимир Иванов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов. После «Молодой гвардии» было несколько фильмов, в основном на военную тематику. После них Юматова стали узнавать на улице. Открытый и общительный актер не страдал звездной болезнью и с удовольствием разговаривал с поклонниками и журналистами.
В это же время стартовала карьера Георгия и на театральных подмостках. В Театре киноактера он получил первую главную роль в постановке «Дети Ванюшина». На сцену исполнитель выходил вплоть до начала 90-х годов.
Георгий Юматов (кадр из фильма «Очередной рейс»)
Юматов обожал съемки в кино и выкладывался перед камерами на полную. Такая самоотверженная работа давала результаты: режиссеры, коллеги и зрители души не чаяли в харизматичном актере.
После фильма «Очередной рейс» к Юматову пришла всесоюзная слава. А работа в кинолентах «Разные судьбы» и «Они были первыми» поставила имя артиста в один ряд с молодыми популярными исполнителями того времени: Николаем Рыбниковым, Алексеем Баталовым, Василием Лановым и другими.
Критики также положительно оценили роль Георгия в фильме «Жестокость», считая ее лучшей работой Юматова в кино. После таких отзывов актер стал переживать, что у него пропали роли, которые могли бы составить конкуренцию «Жестокости».
Георгий Юматов (кадр из фильма «Стряпуха»)
Артист стал более избирательно соглашаться на съемки, выбирая сложных персонажей с разноплановыми характерами, чтобы не стать заложником одного образа. В 60-е в его репертуаре появляются главные роли в комедии «Стряпуха», мелодраме «Первое свидание». Отрицательного героя Юматов играет в фильме «Порожний рейс».
Уже в молодости из-за проблем в личной жизни Юматов начал систематически злоупотреблять алкоголем. Губительной привычке способствовали многочисленные поклонники, мечтающие выпить рюмку со знаменитым актером. Режиссеры переживали, чтобы талантливый артист не уходил в запой и не срывал процесс съемки. Алкоголь делал работу утомительной, исполнитель часто срывался на других.
Георгий Юматов (кадр из фильма «Один из нас»)
Однако его игра в фильмах по-прежнему была отличной, поэтому никто не мог упрекнуть Георгия Александровича в недостаточном трудолюбии. В фильм «Один из нас» на роль советского разведчика Бирюкова Юматова посоветовал Владимир Высоцкий. Герой в исполнении Георгия получился именно таким, каким его хотел видеть режиссер Геннадий Полока. По мнению многочисленных коллег и фанатов актера, эта роль стала лучшей в фильмографии актера.
Далее последовал фильм «Офицеры», где Юматову предложили роль Алексея Трофимова. Сценаристы даже не сомневались, что талантливому артисту образ подойдет идеально. Действительно, просматривая киноленту, можно сказать, что роль писали специально под Георгия Александровича.
Георгий Юматов (кадр из фильма «Офицеры»)
Список интересных работ мог оказаться шире, но из-за губительной страсти к алкоголю актер нередко получал отказы от постановщиков. В 1970-м Георгия Юматова утвердили на роль Федора Сухова в киноленте «Белое солнце пустыни», о которой артист грезит после прочтения сценария, но очередной срыв помешал ему реализовать задуманное. Главного героя в итоге сыграл Анатолий Кузнецов.
80-е стали закатом актерской карьеры Георгия Юматова. После 3 картин («Петровка, 38», «Огарева, 6» и «ТАСС уполномочен заявить…») предложения о съемках перестали поступать.