Дэвид линч фильмография
Содержание:
10 МЕСТО: «Дюна» (1984)
Легендарная научной-фантастическая книга Фрэнка Герберта «Дюна» стала для Линча первым высокобюджетным фильмом, и результат оказался неудачным. Причиной тому отчасти является длительность фильма, которая не вписывалась в привычные рамки для голливудского блокбастера того времени. Если Питер Джексон в 2000 году обладал свободой делать хронометрах «Властелина колец», каким ему требовалось, то Дэвиду Линчу в 1984 году такой свободы никто не дал. У него было ограничение: экранное время должно быть чуть меньше двух часов, тогда как Линч просил дополнительные 30 минут, в которых ему было отказано. У фильма есть перемонтированная телевизионная версия на 3 часа, но Линч убрал из титров свое имя и не воспринимает версию как свое детище.
Однако далеко не факт, что, будь у Линча разрешение уложить фильм в 2 с половиной часа, в результате получился бы шедевр. В фильме многие из тем книги либо опускаются, либо подверглись значительному переосмыслению. Сюжет прыгает в пространстве и времени, а сам рассказ суммируется закадровым голосом, создавая во время просмотра ощущение, что самое интересное тебе не показали.
Все это не означает тотального провала «Дюны», фильм есть за что любить — отличный актерский состав, притягательно соответствующий книжным героям. Эстетика получилась интересной и завораживающей: красивые декорации, вдохновленные мавританской архитектурой, и стильные костюмы. Главный недостаток — вышеупомянутые опущения важных для книги идей экологии и религиозности. На вторую идею хотя бы намекают, а первая и вовсе незаметна. Единственная локация, которая могла бы стать антиутопической реальностью — мертвая пустыня Арракис, где каждая небрежно потраченная капля воды может стоить вам жизни.
2 МЕСТО: «Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» относится к категории фильмов, которые можно назвать безупречными. История проста: молодой Джеффри Бомон возвращается из колледжа в родной город, чтобы навестить больного отца. На пустыре за своим домом он находит отрубленное ухо, относит его в полицию, и сюжет затягивает его в опасный мир тайн и преступлений.
Кайл Маклахлен хорошо играет главную роль, привнося пионерский энтузиазм, который необходим для личного расследования импульсивного юноши. Сомнительная этика его героя то и дело ставит в недоумение его напарницу, дочь полицейского Сэнди (Лора Дерн). История приводит его к Дороти Валленс (Изабелла Росселлини), изможденной женщине, которая нуждается в помощи. Джеффри недостаточно взрослый, чтобы ей помочь, поэтому он просто повторяет жестокую модель поведения, с которой Дороти сталкивалась до него. Отношениям Джеффри и Дороти угрожает один из величайших злодеев Линча: Фрэнк Бут, которого виртуозно сыграл Деннис Хоппер
Джеффри играет в детектива на фоне настоящих страданий, все больше и больше осознавая, какие тайны скрываются под покровом вежливости. Линч взял идею о секретах, которые прячутся за красивыми домами, и на ее основе собрал «Твин Пикс», но в «Синем бархате» она максимально сконцентрирована в условиях полнометражного фильма.
«Синий бархат» — замечательное кино, в котором простое повествование сочетается с яркими образами и жуткой идеей, исследующей скрытое ядро общества и давая последнему шанс на спасение.
Альбомы
Студийные альбомы
Заголовок | Подробности | Пиковые позиции в чарте | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тепло США | Американская инди | БЫТЬ | CH | DE | FR | JP | Британская инди | ||
BlueBOB (с Джоном Неффом) |
|
— | — | — | — | — | — | — | — |
Время сумасшедшего клоуна |
|
3 | 50 | 68 | 96 | — | 96 | 89 | 12 |
Большая мечта |
|
5 | 40 | 75 | 87 | 61 | 91 | 104 | 20 |
«-» обозначает выпуск, который не попал в чарты. |
Совместные альбомы
Заголовок | Подробности |
---|---|
Люкс Вивенс (с Джоселин Монтгомери ) |
|
Польская ночная музыка (с Мареком Зебровски) |
|
Мысленная банда (с Анджело Бадаламенти ) |
|
Альбомы саундтреков
Заголовок | Подробности |
---|---|
(с Аланом Р. Сплетом ) |
|
(с Анджело Бадаламенти ) |
|
Воздух горит |
|
|
|
Музыка Твин Пикс: Музыка второго сезона и многое другое (с Анджело Бадаламенти) |
|
(с Анджело Бадаламенти) |
|
Разговорные альбомы
Заголовок | Подробности |
---|---|
Ловля крупной рыбы: медитация, сознание и творчество |
|
Брак изображения и звука |
|
8 МЕСТО: «Дикие сердцем» (1990)
В отличие от холодной отстранённости «Шоссе в никуда», «Дикие сердцем» — это прежде всего персонажи, за которых хочется переживать. Пара главных героев — Сейлор (Николас Кейдж) и Лула (Лора Дерн) воплощена актерами с потрясающей яркостью и наивностью. Кейдж и Дерн умилитетельно радуются друг другу перед лицом опасностей и неприятностей. В фильме хорошо показан контраст между моментами романтически детской наивности, когда Сейлор дарит Луле ожерелье из леденцов, и моментами чудовищного насилия, как в сцене смерти Бобби Рэя Лемона.
Линч показывает мучения любовников через гротескный образ Бобби Перу (Уильям Дефо), который появляется в момент самого глубокого отчаяния пары. Бобби Перу — словно дьявол, который явился, чтобы искушать. Сейлор и Лула остались без денег и застряли в пустынном аду техасского города Биг Туна. Тут их и находит Перу, подталкивая их на преступление. К счастью, невредимые, они выбираются из отчаянной ситуации и фильм заканчивается хэппи-эндом в отличие от оригинальной книги, на которой основан.
Сейлор и Лула получают помилование от Линча и кажется, что у них будет светлое будущее. Финал фильма снят глазами их сына, и хочется верить, что у этого мальчика были хорошие родители.
Линч становится одержимым
С девятого класса юный Дэвид отбился от рук, попал в дурную компанию и начал пить, курить и попадать в полукриминальные авантюры. Учебу в школе, ее правила и, кажется, других учеников, он ненавидел со всей мощью, на которую способен только подросток. Но в старших классах Линчу повезло: он стал одержимым.
Однажды встретившись с художником Бушнеллом Килером, Дэвид понял, что страстно, на грани помешательства жаждет создавать картины. Его влечение к живописи оказалось настолько сильным, что он уговорил маститого Бушнелла отдать ему закуток в его великолепной мастерской и начал исступленно рисовать. Днем он работал в аптеке и изредка заглядывал в школу, а затем шел в студию и работал там до зари.
Родители думали, что Дэвид снова взялся за старое и пропадает в дурной компании малолетних пьяниц и хулиганов. Но Килер смог убедить Линчей, что их сын одержим искусством, и это лучшее, что могло случиться с ним в этом возрасте. Благодаря ему же будущий режиссер смог отправиться учиться в академию искусств в Филадельфию, немного набраться мастерства в Бостоне и даже в Австрии у кумира Линча, экспрессиониста Оскара Кокошки.
С последним, впрочем, вышло не так радужно: вместо трех лет в Австрии Линч и его друг смогли задержаться разве что на две недели. Но Оскар оказал на Дэвида поразительное влияние. Стоит соскрести внешние слои его картин (и кино, и полотен), и там можно разглядеть болезненные фантазии Кокошки.
Слушать музыку
Саундтреки к фильмам Линча — самостоятельные произведения искусства. Речь не только об оригинальной музыке Анджело Бадаламенти (он сотрудничал с Линчем с «Синего бархата» 1986-го до «Малхоллланд Драйв» 2001-го), но и об авторских линчесвских компиляциях готовых песен. Меломанский разброс максимально велик, от сладчайших ретро-шлягеров до разрывающего барабанные перепонки индастриала. Очевидно, что I’m Deranged Дэвида Боуи и Брайана Ино помогает проникнуть в суть «Шоссе в никуда» лучше любых аналитических текстов. Полезно послушать и музыку самого Линча — кроме многочисленных коллабораций с другими артистами, он выпустил два полноценных студийных сольника, Crazy Clown Time (2011) и The Big Dream (2013).
Изучить биографию режиссера
«Мое детство было прекрасным. Не ищите объяснения ужасам фильмов на поверхности, они приходят из невидимого, из сути вещей. Я не знаю, откуда», — говорил когда-то Линч. Однако многие фантазмы его картин («девушки и смерть», «гости из другого мира», «города снов») имеют реальную подоплеку. В Филадельфии он вместе с первой женой Пегги Ленц снимал квартиру в самом дешевом районе — с моргом напротив окна, с небом, которое время от времени заволакивал дым из трубы крематория. Квартира пропиталась приторным запахом тления. Растянутые во дворе прозекторской мешки для трупов напоминали улыбку. Новорожденная дочь Дженнифер появилась на свет с деформированными ногами (став взрослой, Дженни поставит фильм «Элена в ящике», где героиня Шерилин Фенн лишится ног вообще). Привязанность к первенцу, вкупе с отвращением к его непрекращающемуся ору превратятся несколько лет спустя в «Голову-ластик», герою которого (его играет Джек Нэнс) Линч придаст портретное сходство с самим собой.
Личная жизнь
Первой женой Линча была Пегги Ленц, они расписались в Чикаго в 1967 году. В 1968-м Пегги родила дочь Дженни. Впоследствии девушка стала кинорежиссером. Брак был непродолжительным – в 1974 году супруги расстались.
Дэвид Линч и Изабелла Росселини
Через три года после развода Линч женился во второй раз. Его супругой стала Мэри Фиск, сестра его друга. Через 5 лет брака, в 1982 году, у них родился сын Остин. А еще через 5 лет и этот брак рухнул.
После расставания с Мэри кинорежиссер встречался с актрисой Изабеллой Росселини. Их роман длился 4 года. Затем он жил в гражданском браке с Мэри Суини, которая работала у него режиссером монтажа. В 1992 году Мэри родила сына. Официально они оформили отношения лишь в мае 2006 года, а уже через два месяца после свадьбы заявили о том, что расстаются.
Дэвид Линч и Мэри Суини
В начале 2009 года Дэвид Линч зарегистрировал третий официальный брак. На этот раз его избранницей стала актриса Эмили Стоуфл, с которой он познакомился на съемках «Внутренней империи». Эмили моложе Дэвида на 30 лет, но разница в возрасте супругов не смущает. В 2012 году она родила режиссеру дочь. Девочку назвали Лула Богиня в честь героини картины «Дикие сердцем». Линч и Стоуфл живут в собственном особняке в Калифорнии.
В свободное время режиссер занимается фотографией и живописью. Еще в конце 70-х он увлекся медитацией. Причем режиссера увлек особый вид медитации – трансцендентальная медитация. Этот вид медитации не требует концентрации внимания. Режиссера в этой технике поразили даже не личные впечатления и переживания, а то, что эта медитационная практика помогает ветеранам, детям из неблагополучных семей и жертвам насилия. Дэвид Линч решил заняться распространением этого вида медитации по всему миру.
Эмили Стоуфл и Дэвид Линч
Линч заплатил миллион долларов за стажировку у мастера йоги Махариши Махеш и прошел ее летом 2002 года. В Калифорнию Дэвид Линч вернулся «просветленным». За эти годы он снял всего один фильм, зато побывал в 30 странах мира с лекциями о трансцендентальной медитации.
В 2017 году Дэвид Линч добрался с просветительской программой и до славянских стран. Режиссер открыл благотворительную организацию «Фонд Дэвида Линча в Восточной Европе», филиал своего фонда David Lynch Foundation, целью которого также стало обучение трансцендентальной медитации. Представительство фонда открылось в Киеве. Присутствует фонд и в интернет-пространстве: ведет официальную страницу в «Инстаграме».
Дэвид Линч
Помимо просветительских целей, фонд также несет и мотивационное направление. «Фонд Дэвида Линча» награждает премиями деятелей искусства и общественных деятелей, которые внесли вклад в борьбу с насилием, несправедливостью и дискриминацией.
В 2018 году награду получили дизайнер Стелла Маккартни и исполнительный директор Американского совета модных дизайнеров Ферн Маллис. Поводом для вручения награды стала поддержка, которую дизайнеры оказывали женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Избегать шаблонов
«Твин Пикс» подарил миру фразу «Совы не то, чем они кажутся». На первый взгляд абсурдное заявление нелепого Великана стало крылатой фразой — ключом к окружающему нас миру, постоянно подкидывающему головоломки и никогда не оправдывающему ожиданий. Не надо строить схемы заранее — всё, что произойдет на самом деле, окажется даже интереснее, чем можно было предположить. Поэтому Линч любит снимать пилоты для телевидения: «Пилотный выпуск сериала заканчивается открытым финалом. Это очень красиво — как тело без головы». Кстати, глубокое заблуждение считать Линча исключительно певцом зла. Каким потрясением на грани с разочарованием для многих стала его «Простая история» (1999), одиссея фермера, ради встречи с братом проезжающего через несколько штатов на газонокосилке — всё потому, что в этом фильме хорошее соперничало с лучшим, и мир состоял исключительно из добрых людей. Но — чего не сумели заметить противники фильма — оставался всё таким же диковинным и непредсказуемым. Да и свет с тьмой невозможны друг без друга, и внеэкранное продолжение «Простой истории» — лишнее тому подтверждение. 80-летний актер Ричард Фарнсуорт, номинированный за роль у Линча на премию «Оскар», застрелился через год после премьеры фильма: долгие годы Фарнсуорт страдал раковым заболеванием. Боль, которую он мужественно переносил во время съемок «Простой истории», стала нестерпимой.
Появления
# | Обозначает саундтрек к фильму или телесериалу, поставленному Линчем. |
В качестве приглашенного музыканта
Релиз | Год | Художник | Ref. |
---|---|---|---|
Твин Пикс: Огонь, иди со мной (Музыка из саундтрека к фильму) | 1992 г. | Анджело Бадаламенти | |
Голос любви | 1993 г. | Джули Круз | |
Потерянное шоссе | 1997 г. | Различные исполнители (продюсер Трент Резнор ) |
|
Темная ночь души | 2010 г. | Опасная мышь и спарклхорс | |
Марихуана мечты | Дубблстандарт | ||
Этот поезд | 2011 г. | Криста Белл | |
Фламагра | 2019 г. | Летающий лотос |
Как ремиксер
Песня | Год | Оригинальный художник | Оригинальный альбом | Ref. |
---|---|---|---|---|
«Девушка в панике!» (Дэвид Линч Ремикс) | 2011 г. | Duran Duran | Все, что вам нужно, сейчас | |
«Странная формула» (Дэвид Линч Remix) | 2012 г. | Ultraísta | Ultraísta | |
«In Your Nature» (Дэвид Линч Remix) | Золя Иисус | Conatus | ||
«Ядовитое дерево» (ремикс Дэвида Линча) | Моби | Разрушен | ||
«Евангелина» (Дэвид Линч Remix) | 2013 | Джон Фокс и Джори Халкконен | Европейское великолепие | |
«Топливо в огонь» (Дэвид Линч Remix) | 2014 г. | Агнес Обель | Авентин |
Как продюсер
Релиз | Год | Художник | Ref. |
---|---|---|---|
Синий бархат: саундтрек к фильму | 1986 г. | Анджело Бадаламенти | |
Плавающий в ночи | 1989 г. | Джули Круз | |
Дикие сердцем: саундтрек к фильму | 1990 г. | Различные исполнители (производство с Анджело Бадаламенти и Марком Розуэллом) |
|
Саундтрек из Твин Пикс | Анджело Бадаламенти | ||
Твин Пикс: Огонь, иди со мной (Музыка из саундтрека к фильму) | 1992 г. | ||
Голос любви | 1993 г. | Джули Круз | |
1999 г. | Анджело Бадаламенти | ||
Лев Панджшера | 2009 г. | Ариана Делавари | |
Дань Дэйву Джауреки | 2010 г. | Лиса летучая мышь | |
Этот поезд | 2011 г. | Криста Белл | |
Где-то в никуда | 2016 г. | ||
Я шаман | 2021 г. | Донован |
Ничего не бояться
Определенная бытовая смелость нужна при встрече с линчевскими чудаками и монстрами. В черно-белом полнометражном дебюте «Голова-ластик» (1977) пара гротескных любовников производит на свет шестимесячного мутанта — буквально схожую с головастиком неведому зверушку. Протагонист «Человека-слона» (1980) — реальный персонаж Джозеф Меррик (1862−1890), описанный современниками как «самый отвратительный представитель человеческого рода». В «Синем бархате» (1986) и «Диком сердцем» (1990) герои попадают практически в сказочное зазеркалье, населенное опасными психопатами — чего стоит один только маньяк Фрэнк Бут, садист и кислородный наркоман. Жанр «Шоссе в никуда» (1996) и «Малхолланд Драйв» (2001) легко определить как «сюрреалистический триллер» — тоже зрелище не для слабонервных. Но за линчевскими безобразиями прячутся вечные ценности и красота. «Я взялся за историю Человека-слона, — объяснял режиссер, — потому что он, будучи монстром снаружи, внутри оставался нормальным, более того, прекрасным человеком, в которого легко можно влюбиться. Меня привлекают искаженные человеческие состояния. Всматриваясь в них, можно увидеть истину». Линч в чём-то похож на героя «Твин Пикс», агента ФБР Дэйла Купера, выцарапывающего улики из-под ногтей мертвой Лоры Палмер. Он также, не щадя чувствительного зрителя, препарирует реальность, уверенный в том, что «каждый человек — детектив, желающий знать, что происходит». А все границы, разделяющие вещи на уродливые и прекрасные, вкус — на плохой и хороший, изображение физиологии — на допустимое и нет, существуют только в нашей голове. Не нужно бояться нарушить их.
Фильмы
Первый кинематографический опыт Дэвид приобрел в академии. В 1967 году он снял мультфильм «6 блюющих фигур» – он длился всего 1 минуту. В том же году был еще один эксперимент – авангардный фильм «Алфавит».
Работать над первой полнометражной картиной Линч начал в 1972 году. Это был проект «Голова-Ластик». Съемки продолжались 5 лет, но после премьеры Дэвид Линч стал культовым режиссером. Его заметил и предложил сотрудничество Мел Брукс. В 1980 году на студии Брукса вышел фильм «Человек-Слон», который был номинирован на «Оскар», получил Гран-при на фестивале фантастических фильмов.
В 1984 году на экраны вышел фильм «Дюна», экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Несмотря на знаменитый источник и обилие звезд в актерском составе, картина провалилась в прокате. Сам Линч объяснил провал тем, что финальная версия картины была подготовлена без его участия.
https://youtube.com/watch?v=mZEsFiHXLk4
В 1986 году вышло новое творение режиссера – детективный триллер «Синий бархат». Фильм о таинственном расследовании в маленьком городке собрал ряд престижных премий, но следующая картина Линча затмила успех этого фильма.
Режиссерским триумфом для Дэвида Линча стал детективно-мистический сериал «Твин Пикс», который вышел в 1990 году. Сериал рассказывает о расследовании шокирующего убийства старшеклассницы, которое постепенно обрастает подробностями, указывающими на вмешательство в дело потусторонних сил. После двух сезонов незавершенный серил был оставлен более чем на 25 лет. Этот факт придал «Твин Пиксу» еще большую популярность, а незавершенный сюжет оброс невероятным количеством теорий, объясняющих происходящее в картине.
https://youtube.com/watch?v=oAwhKitMHbc
В том же году его драма «Дикие сердцем» получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1994 году зрители увидели самый таинственный фильм Линча — «Шоссе в никуда». Сложный сюжет, идеальный монтаж, мистическая музыка – все элементы действовали на зрителей магически.
После проекта «Шоссе в никуда» Линч снял «Простую историю», в которой нет мистики, сюжет прост и в чем-то наивен. Это история о пожилом человеке, который отправляется за тысячи километров к своему брату на маленькой газонокосилке. Этой работой режиссер доказал, что ему по силам не только сюрреалистические проекты. Увы, общество прохладно восприняло его эксперимент – от мастера ожидали другого.
Вскоре Дэвид Линч вернулся к любимому стилю. В 2000 году вышел «Малхолланд-драйв». Этот фильм получил два приза за режиссуру – в Торонто и Каннах. Первоначально фильм был снят как пилотная серия нового сериала, но материал оказался забракован. Линч доснял недостающие части и выпустил «Малхолланд-драйв» как полноценный полнометражный фильм, который с теплотой приняли поклонники.
Фильм рассказывает о молодой актрисе, которая стала подругой случайно встреченной девушке, потерявшей память. Главные роли в картине исполнили Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг и Джастин Теру.
Дэвид Линч
Осенью 2006 года на Венецианском фестивале прошла премьера картины «Внутренняя империя» – это последний полнометражный проект Линча. Фильм рассказывает о попавшей в беду девушке, при этом картина наполнена перемещениями во времени, запутанными хронологическими переходами, альтернативными версиями событий и знаменитым сюрреализмом Линча. Режиссер получил за этот проект «Золотого льва».
Быть внимательным
После завершения телетрансляции «Твин Пикса» 1990-х самые рассерженные зрители напялили футболки с надписью I Want To Kill David Lynch — из-за немыслимого, нарушающего все законы драматургии финала. «Малхолланд Драйв» озадачивал еще сильнее: сюрреалистический коллаж из образов и персон, миллионы тайн и терзаний, десятки гротескных фигур — от карикатурных продюсеров до мохнатых чудовищ в подворотне. Но внимательный зритель получал все необходимые разъяснения в финале. В первой, большей, части фильма страдающая амнезией после автокатастрофы брюнетка Рита встречается с наивной провинциалкой, блондинкой Бетти, приехавшей покорять голливудские холмы. Начинающая актриса и потерявшая память девушка, судя по всему, из высшего общества, на пару ведут расследование, цель которого — установление личности Риты. В финале оказывалось, что предыдущие два часа были ни чем иным, как растянувшейся во времени грезой брюнетки, а реальное, хронологическое начало истории — тот момент, когда Рита находит труп своей бедной любовницы, покончившей жизнь самоубийством. При желании сюжет любого фильма Линча можно изложить довольно внятно.
4 МЕСТО: «Человек-слон» (1980)
«Человек-слон» — главный фильм Дэвида Линча, посвященный красоте. Сюжет рассказывает о молодом хирурге Фредерике Тривзе (Энтони Хопкинс), который находит Человека-слона (Джон Херт), с которым жестоко обращаются в лондонском цирке уродов. Фредерик спасает Человека-слона под предлогом его демонстрации на одной из врачебных лекций. На протяжении фильма Фредерик и Человек-слон все больше сближаются, а доктор все сильнее пытается сделать Человека-слона счастливым, оказывая заботу и поддержку.
Актер Джон Херт проделывает фантастическую работу, учитывая вес грима и протезов, в которых проходили съемки. Грим был настолько впечатляющим, что заставил оскаровских академиков создать номинацию для гримеров и парикмахеров — настолько велико было недовольство публики, увидевшей, что работа гримера Кристофера Такера обделена признанием.
«Человека-слона» можно упрекнуть в излишней сентиментальности — фильм основан по большей части на мемуарах самого доктора Тривза, вдобавок некоторые особенности жизни Человека-слона были выдуманы. Например, Человек-слон не подвергался жестокому обращению со стороны директора цирка, а наоборот жил вполне комфортно до поступления в лондонскую больницу. Такая спекуляция на чувствах придает фильму неприятный вкус. Учитывая и без того мощный эмоциональный заряд фильма, она кажется излишней. Однако какой бы ни была чрезмерность, она неспособна убавить силу фильма.
Интимный и мрачный, черно-белый лондонский реализм в операторской работе Фредди Фрэнсиса, а также душераздирающий финал под «Адажио для струнного оркестра» Сэмюэла Барбера, — в «Человеке-слоне» все элементы работают на единую цель: создание сильного фильма о красоте.