Чужие

Боладжи Бадеджо (1953 — 1992)

Фильм «Чужой»: актер Боладжи Бадеджо в роли Чужого — тогда и в последние годы

Именно Боладжи Бадеджо исполнил роль Чужого в одноименном фильме Ридли Скотта. Его случайно нашел в баре помощник режиссера и пригласил на кинопробы. Рост Бадеджо в 218 сантиметров был как раз тем, что искал Скотт. Сразу же после съемок актер уехал в Нигерию и стал работать со своим дядей-скульптором.

У Бадеджо еще с детства наблюдались серьезные проблемы со здоровьем. В зрелом возрасте он попал в больницу из-за осложнений, появившихся во время простуды, однако так из нее и не вышел. Умер актер 22 декабря 1992 года в возрасте 39 лет.

Фильм “Чужой” пользовался большим успехом как у старшего поколения, так и у молодежи. Именно поэтому он получил продолжение в виде “Чужих” (1986), “Чужой 3” (1992) и “Чужой 4: Воскрешение” (1997). Помимо этого, в хронологии вселенной Чужого имеется приквел “Прометей” (2012), к которому в 2017 году вышел сиквел “Чужой: Завет”.

Режиссер Пол У. С. Андерсон решил создать серию кроссоверов тетралогии Ридли Скотта “Чужой” и дилогии Джона Мактирнана “Хищник”. Так, в 2004 году вышел первый фильм “Чужой против Хищника”, а в конце 2007-го появился сиквел “Чужие против Хищника: Реквием”.

Описание[]

Чужой — совершенный организм. Идеальная машина для убийства, чье физическое превосходство сочетается с его феноменальной жаждой уничтожения. Офицер Эллен Рипли и команда космического корабля Ностромо один раз уже встретилась с такой тварью. В живых осталась только Эллен.

Капсула с Эллен найдена спасателями после многих лет блуждания в космосе. Ей сообщают, что планета L.V. 426 колонизирована, и ей придется вернуться туда, где начался ее кошмар, ибо связь с колонистами прервалась. И вот в составе группы космического десанта Рипли отправляется на проклятую планету. Но теперь их там поджидает не один Чужой, а сотни. Кто сможет выжить в этой войне: чудовища, способные только убивать, или люди, способные мыслить?

Цитаты

  • — Проснитесь и пойте, морпехи! День в морской пехоте – кусочек счастья. Каждая еда – банкет. Каждая выплата – состояние. Каждое построение – парад. Не служба – праздник!
  • — Слушай, Васкес, тебя никогда не принимали за мужика?
    — Нет. А тебя?
  • Это спасательная операция. Несколько дочек колонистов нуждаются в спасении от девственности.
  • Она подумала что это Чужие мужики и подписалась.
  • Сержант! У вас от сигары рак губы когда-нибудь будет!
  • Прилетаем, всех покоряем и улетаем к чертовой матери!
  • (после сложного десантирования) — Кто-нибудь, разбудите Хикса.
  • Как правило, они приходят ночью. Как правило…
  • А мама мне говорила, что чудовищ не бывает. А они есть. Зачем обманывать детей?
  • — У них там типа, муравьиный рой.
    — Пчелиный, рой это у пчел.
    — Ну вы поняли. Это когда одна баба заправляет всей шарагой. Большущая такая, зараза.
  • Ты, Бёрк, намного омерзительнее этих тварей. Они хотя бы не гробят друг друга из-за поганых денег.
  • И чем же мы будем воевать, матом?
  • Ты всегда был придурком, Горман!
  • Они её увидели и остались живы?
  • Ты выглядишь так, как я себя чувствую.
  • Игра окончена, чувак! Игра окончена!
  • Неплохо для человека.
  • Они лезут из стен! Из этих чёртовых стен!
  • А ну отойди от неё! Ты сука!

Награды и номинации

Награды

  • 1987 — две премии «Оскар»: лучшие звуковые эффекты (Дон Шарп), лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон, Сюзанн Бенсон)
  • 1987 — 8 премий «Сатурн»: лучший научно-фантастический фильм, лучший режиссёр (Джеймс Кэмерон), лучший сценарий (Джеймс Кэмерон), лучшая актриса (Сигурни Уивер), лучший актёр второго плана (Билл Пэкстон), лучшая актриса второго плана (Дженетт Голдстейн), лучший молодой актёр (Кэрри Хенн), лучшие спецэффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Деннис Скотак)
  • 1987 — премия BAFTA за лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Брайан Джонсон, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон)
  • 1987 — премия «Хьюго» за лучшую постановку

Номинации

  • 1987 — 5 номинаций на премию «Оскар»: лучший монтаж фильма (Рэй Лавджой), лучшая женская роль (Сигурни Уивер), лучший звук, лучший саундтрек (Джеймс Хорнер), лучшие декорации (Питер Ламонт, Криспиан Саллис)
  • 1987 — три номинации на премию «Сатурн»: лучший актёр (Майкл Бьен), лучшие костюмы (Эмма Портеус), лучший грим (Питер Робб-Кинг)
  • 1987 — номинация на премию Японской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
  • 1987 — три номинации на премию BAFTA: лучший грим (Питер Робб-Кинг), лучшая работа художника (Питер Ламонт), лучший звук
  • 1987 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль — драма (Сигурни Уивер)
  • 1987 — номинация на премию «Молодой актёр» за лучшую роль второго плана в исполнении молодой актрисы (Кэрри Хенн)
  • 2004 — номинация на премию «Сатурн» за лучшую DVD-коллекцию

Интересные факты[]

Решение сделать главного героя женщиной приняли Гайлер и Хилл, посчитавшие, что это поможет фильму выделиться среди прочих фильмов этого жанра, в которых главные роли играли преимущественно мужчины. Изначально на эту роль хотели взять известную актрису, но пример вышедших раннее «Звёздных войн» показал, что фильм может сделать большую кассу даже задействуя совсем неизвестных актёров. Кандидатура Уивер была предложена Мэри Голдберг, которая заодно предложила и кандидатуру Мерил Стрип, но поскольку незадолго до этого у неё умер муж и актриса находилась в трауре, то продюсеры сделали выбор в пользу Уивер. Уивер, хотя она имела гораздо больший опыт работы на Бродвее, чем в кино, на кинопробах произвела впечатление на Скотта, Гайлера и Хилла. Она пробовалась на роль одной из последних, поэтому большая часть её кинопробы проходила непосредственно в студии в ходе монтажа декораций. Роль Рипли стала первой главной ролью Уивер в кино и принесла ей номинацию на премию «Сатурн» за лучшую женскую роль, а также премию BAFTA в номинации «самый многообещающий новичок в главной роли».

Съёмки начались 5 июля 1978. Основная часть съёмок, в которых были задействованы актёры, прошла в Великобритании на студии «Shepperton». Съёмки моделей и миниатюр прошли на студии «Bray». Когда встал вопрос об облике Чужого, О’Бэннон показал Скотту альбом Гигера «Necronomicon». Рисунки поразили режиссёра и он нанял швейцарца для создания облика пришельца, но в итоге Гигер перевыполнил изначальный план, и занимался также дизайном инопланетного космического корабля, Лицехвата, яиц (их ему пришлось перерисовывать, потому что на изначальных эскизах их верхушки напоминали женские половые органы) и Космического Жокея. Первый набросок Чужого Гигер сделал сразу после предложения поучаствовать, а поскольку это происходило в кафе, то единственной бумагой, попавшейся в руки, оказалась салфетка. Для изготовления лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп, так как планировалось изобразить Чужого с глазами (Гигер даже сделал эскизы, где Чужой имеет гигантские гуманоидные глаза), но так тот смотрелся не очень убедительно и поэтому Чужому оставили первоначальный облик. Была также идея сделать костюм Чужого прозрачным, чтобы показать его скелет и кровеносную систему. От этой идеи пришлось отказаться, потому что на практике задача по созданию такого костюма оказалась трудновыполнимой. Для крупных планов, где Чужой двигает челюстью, итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди создал аниматронную голову Чужого, которую после каждого дубля приходилось перекрашивать, потому что слизь разъедала краску.

По неизвестным причинам в роли Джонси вместо одного снималось четыре одинаковых кота. Сцена, в которой кот сначала выходит навстречу персонажу Гарри Дина Стэнтона, а потом начинает шипеть, видя Чужого за спиной человека, снималась с участием собаки, которую сначала закрыли от кошачьих глаз, а потом неожиданно убрали загородку.

Спустя месяц в июне 1979 года Алан Дин Фостер выпустил роман, основанный на фильме. Роман был написан по окончательному варианту сценария, но именно сценария, а не фильма, поэтому в ней присутствовали сцены и эпизоды, которые не попали даже в расширенную версию. Космический Жокей в тексте отсутствует (хотя упоминается в последующей новеллизации «Чужие»), сцен секса между Рипли и Далласом и трупа Кейна у иллюминатора тоже в новеллизации нет. Помимо этого новеллизация использовала альтернативные сюжетные ходы и сцены, но сюжетная хронология в целом не была нарушена.

В 1993 году Марина Наумова и Глеб Киреев под одиночным псевдонимом «Алекс Ривендж» выпустили свою новеллизацию по фильму. В роман не были включены пропущенные сцены, частично были изменены имена персонажей (и даже части их биографий), и добавлено множество нововведений, не имеющих отношения к фильмам. Кроме того, ими же придумана альтернативная четвёртая часть саги «Чужой-4:Контакт» (так как к тому времени она ещё не была снята), в которой Рипли попадает в мир Чужих.

Награды и номинации фильма[]

1987 — две премии «Оскар»: лучшие звуковые эффекты (Дон Шарп), лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон, Сюзанн Бенсон)

1987 — 8 премий «Сатурн»: лучший научно-фантастический фильм, лучший режиссёр (Джеймс Кэмерон), лучший сценарий (Джеймс Кэмерон), лучшая актриса (Сигурни Уивер), лучший актёр второго плана (Билл Пэкстон), лучшая актриса второго плана (Дженетт Голдстейн), лучший молодой актёр (Кэрри Хенн), лучшие спецэффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Деннис Скотак)

1987 — премия BAFTA за лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Брайан Джонсон, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон)

1987 — премия «Хьюго» за лучшую постановку

1987 — 5 номинаций на премию «Оскар»: лучший монтаж фильма (Рэй Лавджой), лучшая женская роль (Сигурни Уивер), лучший звук, лучший саундтрек (Джеймс Хорнер), лучшие декорации (Питер Ламонт, Криспиан Саллис)

1987 — три номинации на премию «Сатурн»: лучший актёр (Майкл Бьен), лучшие костюмы (Эмма Портеус), лучший грим (Питер Робб-Кинг)

1987 — номинация на премию Японской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке

1987 — три номинации на премию BAFTA: лучший грим (Питер Робб-Кинг), лучшая работа художника (Питер Ламонт), лучший звук

1987 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль — драма (Сигурни Уивер)

1987 — номинация на премию «Молодой актёр» за лучшую роль второго плана в исполнении молодой актрисы (Кэрри Хенн)

2004 — номинация на премию «Сатурн» за лучшую DVD-коллекцию

Вырезанные сцены

Сцены, общей продолжительностью в 17 минут, которые не вошли в театральную версию, но были включены в расширенную версию, которая впервые вышла ограниченным тиражом (всего 10 000 копий) на лазердиске в декабре 1991 года (в 1992 году эта версия вышла на VHS, а в 1999 году — на DVD):

  • Сцена перед слушанием. На космической станции «Gateway» Рипли сидит в помещении перед проекционным экраном, который демонстрирует лес. Входит Бёрк, и у них происходит диалог, из которого выясняется, что у Рипли была дочь, умершая два года назад в возрасте 66 лет.
  • Сцена в конце слушания, где государственный следователь зачитывает окончательный вердикт.
  • Длинный эпизод, в котором после слушания показывают, как идёт жизнь в колонии “Надежда Хадли (только из этой сцены становилось известно её название и размер населения — 158 чел.), как родители Ньют нашли корабль Космического пилота, а отец был пойман лицехватом.
  • Из видеоряда, демонстрирующего внутренний интерьер «Сулако», было убрано несколько кадров, показывающих посадочный отсек, столовую и шкафчики десантников.
  • Во время спуска на планету Хадсон показывает Рипли, какое оружие у них есть.
  • Во время исследований жилых помещений колонии у Хадсона начинает пищать датчик движений. Он и Васкес врываются в комнату и обнаруживают небольшую ярусную клетку с белыми мышами и хомяками.
  • Когда был окончен осмотр командного здания, руководство и гражданские под дождём входят в комплекс, однако Рипли в замешательстве и не решается войти.
  • Во время совещания после крушения десантного корабля в центре управления обсуждаются места установки автоматических пулемётов. После проведения совещания Васкес и Хадсон устанавливают орудия в главном туннеле, а Хикс — управляющие ими терминалы. Васкес и Хадсон проверяют работу орудий.
  • Во время обсуждения расы Чужих Хадсон и Васкес спорят о типе колонии чудовищ.
  • Во время первого и второго нападения Чужих на комплекс действуют автоматические пулемёты, отбивающие наступление.
  • В сцене, когда Рипли собирается покинуть челнок и просит Бишопа понаблюдать раненого Хикса, они с Хиксом говорят друг другу свои имена — Дуэйн и Эллен.

Представлены отдельно

Эпизоды, которые не вошли даже в расширенную версию:

  • Когда Рипли плачет над фотографией Аманды, Бёрк говорит, что не все обещания легко выполнимы.
  • Несколько кратких кадров, показывающих повседневную жизнь колонистов в «Надежде Хадли».
  • Когда Рипли и десантники пытаются найти Ньют, которая ползает под полом, Дрейк призывает всех оставить её.
  • Хикс подходит к Рипли и Ньют, чтобы сообщить, что они отследили колонистов в атмосферном процессоре, после чего Ньют срывается с места и пытается убежать. Хикс вовремя настигает её, хватает за плечо и тащит обратно. Тогда девочка кусает его за руку. Хикс выпускает Ньют, но тут же подбегает Рипли, хватает ребёнка за плечи и ругает её. Хикс, раздосадованный тем, что Ньют снова укусила его, уходит из помещения, на ходу говоря, что надеется, что у неё нет бешенства.
  • После того, как Бишоп вызывается в одиночку добраться до антенны, Рипли спрашивает его, что ему понадобится. В какой-то момент Васкес обнаруживает, что звук ломаемой двери в служебном туннеле прекратился, а значит Чужие уже на территории комплекса.
  • Рипли идёт по подвалам атмосферной установки и натыкается на пойманного и инфицированного Бёрка. Он просит убить его, но взамен Рипли вручает ему гранату. Сцена долгое время была известна только благодаря опубликованным в различных журналах кадрам и была впервые представлена только в специальном издании на Blu-ray. Сцена не была включена ни в одну из версий фильма из-за того, что к тому времени на Бёрке всё ещё должен был быть лицехват.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector