Актер арчил гомиашвили — биография, личная жизнь и интересные факты
Содержание:
- Шпана тифлисская
- Личная жизнь Арчила Гомиашвили
- Товарищ Бендер
- Личная жизнь и интересные факты
- Остап Бендер и другие роли
- Кровные узы
- «Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»
- Бизнес
- Как мечта великого комбинатора сбылась в жизни актера
- биография
- Отец и сын
- Личная жизнь
- Блистательный Остап Бендер
- Карьера
- Гомиашвили, Арчил Михайлович
Шпана тифлисская
С началом войны Гомиашвили перебрались в Тбилиси, где «безотцовщина» Арчил большую часть времени проводил на улице с такими же, как и он, пацанами. Из-за отсутствия контроля со стороны старших они жили в свое удовольствие, а когда на удовольствие не хватало денег, не гнушались прибрать к рукам все, что плохо лежит.
Несколько раз Арчил попадал в поле зрения милиции, но авторитет его отца срабатывал. Кое-кого из дружков посадили, но его на скамью подсудимых не посадили, посоветовав по-дружески забыть шпану и уехать. Лучше в Москву, где легче начать новую жизнь.
Парень послушался доброго совета и отправился покорять столицу. Так как он всегда мечтал о карьере артиста, пришел в школу-студию МХАТ, где своим темпераментом и импульсивностью сумел поразить приемную комиссию. Арчил ГомиашвилиФото: kino.anews.com
Проучившись несколько лет здесь, обаятельный Арчил стал пользоваться немалым успехом у представительниц прекрасной половины человечества. А где подружки, там обязательное столкновение интересов с другими парнями. Иногда все заканчивалось разговорами на повышенных тонах, но однажды Гомиашвили не выдержал. Завязалась драка, причем шумная. Соперников разняли, но родители избитого парня потребовали, чтобы дело закончилось судом.
В общем, с чего начали, тем и закончили, пришлось Гомиашвили срочно возвращаться в родной Тбилиси.
Личная жизнь Арчила Гомиашвили
Несмотря на популярность среди женщин творческой среды, первой женой актера стала Яна Маилова, врач. В этом браке у Гомиашвили родилась дочь Карина. Рождение ребенка не скрепило уз, и пара разошлась. Второй женой Арчила стала грузинская актриса Лиана Манджавидза, с которой Гомиашвили познакомился в Тбилиси. В семье появилось двое мальчиков – Зураб (1954) и Михаил (1961), а немногим позже супруги расстались.
Вторая жена Гомиашвили Лиана Манджавидза
Как говорил сам актер, ревность Лианы переходила иногда в манию, и даже в его привычке принимать каждое утро холодный душ она подозревала грядущую измену. Арчил не был святошей и любил женщин, но разводиться не собирался. Тем не менее, семьи не сложилось, хотя своих мальчиков Гомиашвили всегда обожал и всячески поддерживал.
Несколько лет после развода актер жил холостяком, занимаясь карьерой. Но однажды мужчина встретил юную балерину по имени Татьяна, которой предложил руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (возлюбленная была младше на 24 года). О своем втором браке артист вспоминал со смехом: С женитьбой на этой девушке к 44-летнему Арчилу пришла и слава великого комбинатора, а вскоре счастье стало еще более полным: Татьяна подарила ему одну за другой двух дочек – Нину и Катю.
Дочери Арчила – Нина и Катя Гомиашвили
Несмотря на собственную юность, женщина оказалась мудрой и любящей, всегда готовым прийти на помощь другом и верной спутницей по жизни. Дочери Гомиашвили, Нина и Екатерина связали свою жизнь с искусством и подарили Арчилу внуков.
Товарищ Бендер
На роль «сына турецкоподанного» Леонид Гайдай отобрал более десяти претендентов из звезд первой величины того времени. Без особого энтузиазма режиссер смотрел на попытки талантливых актеров воплотить в жизнь образ легендарного авантюриста Остапа Бендера. Владимир Басов и Алексей Баталов, Валентин Гафт и Евгений Евстигнеев, Михаил Ширвиндт и даже Владимир Высоцкий — все эти знаменитые имена и фамилии были вычеркнуты Гайдаем из его списка после безуспешных проб.
Однако когда в студию вошел Арчил Гомиашвили в своей любимой белой фуражке, которую он имел обыкновение носить, вся творческая группа сразу же поняла — это Он!
Нужно отметить, что у актера и Леонида Гайдая были совершенно разные представления об Остапе Ибрагимовиче. Режиссер видел этого героя в комедийном и легком амплуа. Гомиашвили же, напротив, относился к личности Бендера более глубоко. В итоге между ними сложились довольно-таки напряженные отношения на съемочной площадке.
Тем не менее, в 1971 году картина вышла на экраны и сразу же произвела эффект разорвавшейся бомбы. Гомиашвили впоследствии вспоминал:
Личная жизнь и интересные факты
- Михаил Гомиашвили женат. Имя супруги и её профессия СМИ не известны. В их счастливой семье уже взрослые дети. Это дочь Наталья, которая имеет два высших образования – экономическое и актёрское. Также у них есть сын, которому 19 лет. Молодой человек сегодня обучается в высшем учебном заведении, связанном с бизнесом.
- У Михаила есть два внука (от дочери). Одному три года, а второму – семь. Их имена не известны.
- Рост Михаила Гомиашвили – 183 см.
- Умеет играть на необычном музыкальном инструменте – укулеле (гавайская гитара) и даже сочиняет мелодии. Очень любит джаз и блюз, умеет играть на гитаре и петь. Вместе с друзьями часто выступает в клубах и на других площадках. Санкт-Петербург считает красивейшим городом мира.
- В интервью актёр рассказывает, что если бы он мог прожить жизнь заново, то ничего бы в ней не поменял.
- Харизматичный артист открыл в Тбилиси собственную киноакадемию, в которой работает ректором.
- В 2005 году Михаил потерял обоих родителей.
Остап Бендер и другие роли
В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».
Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».
Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай
Режиссер уже успел подобрать практически весь состав актеров, включая Сергея Филиппова, в итоге блестяще воплотившего образ Кисы Воробьянинова на экране. Но с выбором героя на главную роль Остапа Бендера возникли проблемы. На пробах побывали более двадцати известных артистов, в числе которых оказались Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Борисов. Предлагали эту роль и Владимиру Высоцкому, которому помешала сниматься алкогольная зависимость.
Арчил Гомиашвили в образе Остапа Бендера
После многочисленных проб на роль был утвержден Александр Белявский, однако молодому актеру не хватило харизматичности и яркости. Съемки приостановили и стали искать нового Остапа. Леонид Иович вместе с ассистентами выехал в Горький, где как раз гастролировал со своим мюзиклом-моноспектаклем Гомиашвили. Гайдаю понравилась напористость и энергия 40-летнего актера, его умение держаться на сцене и хитроватый блеск в глазах. И хотя Бендеру по сценарию было не более тридцати, Арчила Михайловича утвердили на роль.
Арчил Гомиашвили на съемках «12 стульев»
Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.
Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.
После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.
Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов в образе Остапа Бендера
В середине 70-х Арчил Михайлович перешел из Ленкома в театр имени Александра Пушкина. Тогда же он снялся в роли подлеца-соблазнителя из «Мимино» (1977), Якова в «Золотом руне» (1981) и Паши Фокина в «Моем любимом клоуне» (1986).
Пять раз Гомиашвили создавал в разных фильмах образ Иосифа Сталина («Государственная граница. Год сорок первый» (1980), «Сталинград» (1989), «Трагедия века» (1993) и «Война на западном направлении» (1990). Последняя работа актера в этой же роли – и в кинематографе и в принципе – состоялась в 1993 году в военной драме Юрия Озерова «Ангелы смерти».
Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»
Кровные узы
Биография Арчила Гомиашвили началась в Грузии, на той самой Военно-Грузинской дороге, по которой впоследствии пройдет главный киногерой его жизни и карьеры Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей.
Арчил Попхадзе, дед будущего актера, был человеком сурового нрава, воспитанным в духе своих угрюмых предков. По ощущениям его знаменитого внука, он был бандитом, и вся эта извилистая дорога находилась под его неусыпным контролем. На ней он держал свой большой двор, перекладные экипажи, перевозящие пассажиров от одной почтовой станции до другой, и четырех малоулыбчивых сыновей.
На фото — Военно-Грузинская дорога начала XX века, епархия деда актера.
Михаил, отец Арчила Гомиашвили, был младшим сыном Арчила Попхадзе и все, что ему могли доверить — это только пасти стада овец на зеленых склонах грузинских гор.
В отличие от серьезного Михаила, мать Арчила была удивительной и веселой хохотушкой, у которой всегда на губах блуждала улыбка. Она была дочерью католикоса, высшего духовного лица Грузинской православной церкви, барышней образованной и интеллигентной.
Повинуясь древнему укладу своей строгой семьи, отец Арчила украл свою невесту, привез ее в родительский дом и укрылся за высоким забором. Вскоре, размахивая саблями и паля из винтовок, подоспела родня девушки. Однако связываться с самим Арчилом Попхадзе ее родственники все же не рискнули.
Так и образовалась семья, подарившая миру знаменитого актера.
«Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»
Об актере ходит легенда, что он – первый советский миллионер, по крайней мере среди актеров. Оказывается, это правда. В свое время он очень хотел снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Этот немецкий миллионер держал игровые залы по всей Западной, а потом объединенной Германии.
Как-то на гастролях Гомиашвили с ним познакомился и был поражен его судьбой. Когда-то Майкл приехал в Америку и оказался на самом дне – ковырялся в поисках еды на помойке. Это не сломало Филда и он сумел стать одним из воротил игорного бизнеса. Арчил захотел снять фильм об этом удивительном человеке.
Бизнесмен горячо поддержал идею и обещал профинансировать. Полтора года шла подготовка: был написан сценарий, подобраны актеры, найдены локации. Актер постоянно мотался между Берлином и Москвой, а Филд все тянул, находил причины отложить проект. После очередного отказа Арчил понял, что финансирования не будет.
В какой-то раз он летел на встречу с богатым партнером, понимая, что проект закроется. В отвратительном настроении актер зашел в казино. Он иногда играл в рулетку и всегда ставил на одно и то же число – день своего рождения – 23. И в этот раз поставил – и чудо! Раз за разом шарик попадал в ячейку под номером 23. В результате куш составил около 130 тысяч марок (в 1990 году курс марки к доллару был 1 марка – 0,62 доллара).
Деньги Гомиашвили решил пустить на съемки фильма. Артист пришел на встречу к бизнесмену и уже был готов к отказу в финансировании. Так и случилось. Но Майкл Филд хотел сделать грузину подарок за потраченное время и проведенную работу. И Гомиашвили стал владельцем 10 игровых залов в Германии.
Артист с головой окунулся в бизнес. А через несколько месяцев сложил в пакет 500 тысяч марок и отправился к своему щедрому другу. Таким образом он хотел отблагодарить Филда
Тот был шокирован поступком Арчила и произнес: «Дороже денег твое внимание и благодарность. Сделаем вид, что деньги я взял»
Актер сыграл Сталина в 5 фильмах. «Государственная граница». 1986. Кадр из фильма
Бизнес
В конце 80-х годов Арчил Гомиашвили решил попробовать себя в роли сценариста и режиссера. Его привлек сюжет автобиографии миллионера Майкла Фильда, который начинал свою карьеру с нуля. Арчил связался с предпринимателем и даже приехал к нему на встречу в Западный Берлин. Переговоры о проведении съемок не удались, но, проникнувшись симпатией к советскому артисту, Фильд подарил ему 10 игровых залов.
Помимо этого Гомиашвили неожиданно для себя стал богачом. Он зашел в одно из немецких казино и поставил наудачу последние 100 марок. Ставка неожиданно сыграла в плюс и принесла более 100 тысяч счастливчику. Так артисту выпала возможность заняться собственным бизнесом.
Арчил Гомиашвили — успешный бизнесмен
В свои 62 года Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком. Все свои деньги он внес в 1990 году в АО «Сити-бизнес», и через два года его капитал прилично увеличился. Всю сумму он вложил в проект клуба «Золотой Остап», на базе которого открылся один из самых популярных ресторанов начала 90-х. Заведение Гомиашвили было признано одним из самых лучших на европейском континенте. Это принесло Арчилу еще больше уверенности в своих силах, и он занялся обустройством собственных итальянских бутиков.
Помимо бизнеса Арчил Гомиашвили проявил себя как щедрый благотворитель. Он помогал бедным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение, а также пожилым грузинским актерам, которые с потерей популярности оказывались на грани нищеты.
Как мечта великого комбинатора сбылась в жизни актера
Личную жизнь актера можно назвать бурной. Он всегда нравился женщинам. Официально женат был три раза, в каждом браке были дети, с которыми актер всю жизнь активно общался.
Когда актеру было уже за пятьдесят, он вдруг увлекся режиссурой и решил сам снять фильм о миллиардере Майкле Филде по его книге «Америка глазами таксиста». С этим человеком актера познакомил во время поездки в Восточную Германию посол России. Книга просто потрясла актера! В ней Майкл Филд рассказывал свою историю: как в молодости он нищенствовал, жил на улице и чуть ли не из мусорных баков питался, и все же – стал миллиардером. И вот Гомиашвили захватила идея снять фильм о его судьбе и самому сыграть главную роль.
Спектакль Московского театра имени Ленинского Комсомола «Автоград – XXI». На снимке: Топурия – артист Арчил Гомиашвили (слева), Горячев – артист Олег Янковский. Фото Михаила Строкова / ТАСС
А Майкл Филд ему все-таки отказал. Но зато сделал актеру царский подарок, чтобы тот тоже мог заработать свои миллионы. Подарил целый игорный бизнес – десять комнат с игровыми автоматами на самых оживленных улицах Западного Берлина! То есть всего за один день Арчил Гомиашвили стал очень богатым человеком: мечта Остапа Бендера чудесным образом сбылась в жизни самого актера!
Спустя несколько лет Гомиашвили открыл в Москве собственный клуб с рестораном, казино и баром, назвав его «Золотой Остап». Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х. Туда ходили и бизнесмены, и политики, и культурный бомонд, причем нередко в ресторане можно было увидеть и самого актера, чаще всего – в образе Остапа Бендера.
Клуб был по-настоящему хорош: два года подряд «Золотой Остап» даже удостаивался звания лучшего заведения в Европе! Он просуществовал несколько лет. Также Арчил Гомиашвили открыл в Москве несколько бутиков итальянской одежды.
Актер Арчил Гомиашвили на вечере памяти режиссера Леонида Гайдая. Фото Василий Смирнов/ТАСС
биография
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в Чиатуре, Советская Грузия. Его отец, Институт красной профессуры выпускник, был Донбасс шахтеры’ профсоюз лидер, когда в годы Великая чистка он был арестован и освобожден только в 1944 году.
Проучившись два года в школе Тбилисской Академии художеств, Арчил Гомиашвили присоединился к МХАТв колледже-студии, но вынужден был покинуть Москву в 1948 году после инцидента, связанного с дракой. В 1958 году переехал в Поти присоединиться к труппе театра Эристави, затем вернулся в Тбилиси в составе Российского театра им. Грибоедова.
Гомиашвили дебютировал на большом экране в 1957 году, сыграв Манташерова в балете. Лично известный
, первый фильм Камо трилогия. В 1961 году он появился вКазаки после Лев Толстойповесть. В 1965 году его бросили вСпециальная задача , вторая часть трилогии Камо, снова в роли Манташерова, и Михаил Чиаурелимузыкальная комедия режиссераЭто новые времена .
Причастность Гомиашвили к Ильф и Петровсатира началась в 1958 году, когда при содействии Юрий Любимов, он продюсировал мюзикл под названием Приключения Остапа Бендера
(на основеМаленький золотой теленок роман), где исполнил все роли, в том числе и Зоси Синицыной. В 1971 г. Леонид Гайдайв поисках повода для его адаптацииДвенадцать стульев , репетировали 22 известных актера (в том числе Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, и Евгений Евстигнеев) но безрезультатно. Затем он нашел Гомиашвили, который выступалПриключения Остапа Бендера в Горького и подписал человека. Отношения актера с режиссером были натянутыми во всем. По словам Гомиашвили, Гайдай пытался заглушить бендеровского персонажа, в котором актер видел гораздо больше, чем просто блестящего мошенника. «Режиссер не позволил мне показать моему герою более теплую сторону. Когда я посмотрел фильм, он мне совсем не понравился», — сказал позже Гомиашвили.
Но это был гайдайский Двенадцать стульев
это сделало Гомиашвили звездой советского кино. Попал в ТОП-10 самых популярных советских актеров 1971 года, был приглашен в Совет Министров СССРвечеринке и получил в качестве благодарности роскошную квартиру (бывшую Светлана Аллилуева) в легендарном Дом на набережной. В 1973 году Гомиашвили вошел в труппу Московского Театр Ленком. В 1980-1988 годах работал в Московском Пушкинский театр. Однако его триумф 1971 года на большом экране больше не повторился.
В 62 года Арчил Гомиашвили ушел со сцены и стал успешным бизнесменом, владельцем престижного клуба Остапа Бендера и меценатом. Он продолжал периодически сниматься в кино и в 1985-1994 гг. Играл Иосиф Сталин в пять раз. В начале 2000-х он сказал в интервью:
В 2004 году Арчилу Гомиашвили поставили диагноз: рак легких. Умер 31 мая 2005 г. в Москве и 3 июня 2005 г. был похоронен в г. Троекуровское кладбище.
Отец и сын
Мало кто знает, что в «12 стульях» Гайдая снялись два Гомиашвили. Помимо известного всем исполнителя роли Остапа Бендера, в ленте также появлялся его 8-летний сын, который, к слову, родился с ним в один день — 23 марта, только на 35 лет позже.
Помнишь сцену из фильма, когда малолетние попрошайки танцевали на дороге перед проезжающими в горах туристами? Забавный мальчишка в белой папахе, кричащий «деньги давай!» — не кто иной, как юный Миша Гомиашвили.
Был еще один эпизод с участием Гомиашвили-младшего. В конце фильма он в наряде Бендера подходит к киноафише с изображением «великого комбинатора» и произносит знаменитую фразу: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели. Командовать парадом буду я!»
Но эту сцену забраковала цензура, заявив режиссеру, что в подрастающем поколении Бендеры стране не нужны.
Личная жизнь
Арчил Гомиашвили всегда пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола и отвечал им взаимностью. Его женщинами в свое время были режиссер Татьяна Лиознова, актриса Татьяна Окуневская, с которой он даже венчался. Но все они появились только в период его жизни в Москве.
Арчил Гомиашвили и Татьяна Лиознова
Первой настоящей любовью и женой Гомиашвили стала уроженка Грузии Лиана Георгиевна, с которой он познакомился в Тбилиси. Вместе с Лианой Арчил работал в одном театре. В первом браке у Гомиашвили родилось двое сыновей — Зураб, который стал впоследствии инженером, и Михаил, получивший актерское образование. Брак с Лианой распался по причине неверности супруга.
Арчил Гомиашвили и Татьяна Окуневская
После нескольких лет свободной жизни, которые совпали с расцветом его актерской карьеры, в личной жизни Гомиашвили произошли кардинальные перемены. Он повстречал юную балерину Татьяну, которая стала его второй официальной супругой. Она была намного моложе артиста, но до конца жизни осталась ему верным помощником и любимой женщиной. В новой семье у Арчила появилось две дочки — Нина и Екатерина. Обе стали творческими личностями и связали свою жизнь с изобразительным искусством.
Блистательный Остап Бендер
После этого Арчилу Гомиашвили пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в Грузию, он был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.
Именно в Поти в 1958 году Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен» о революционере-большевике Камо. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 году сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой, чем могут похвастаться лишь единицы советских актеров.
Но всесоюзную известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 году. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил.
Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Ему даже торжественно вручили ордер на трехкомнатную квартиру, да не простую, а роскошную, в которой раньше проживала дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»
Карьера
В США Арчил Геловани получил высшее образование и опыт работы в крупной организации. Поэтому сразу после возвращения в Москву он решил заняться бизнесом. В 1999 году Арчил вместе с друзьями создал девелоперскую компанию «МЕТРА».
Бизнесмен Арчил Геловани
Кроме того, с 2001 года парень начал вкладывать средства в прибыльные высокотехнологичные проекты. Для этого Геловани основал компанию «Дженерал Нано Оптикс», которая специализировалась на разработке и производстве полупроводниковых лазеров.
Также было сформировано объединение «НЕОЦИНК», производящее специальные защитные покрытия для изделий из металла.
Тем не менее, интересы Арчила Геловани не ограничивались только инновационными технологиями. Бизнесмен решил, что киноиндустрия принесет ему не меньшую прибыль, и с 2007 года стал продюсировать художественные фильмы. Эту задачу он реализует с помощью студии «Независимый кинопроект» (создана в 2009 году).
Предприниматель и кинопродюсер Арчил Геловани
Также с 2009 по 2011 годы Арчил возглавлял киностудию «Грузия фильм». Перед собой он поставил задачу содействовать восстановлению архива «золотого фонда» этой студии.
Благодаря финансовой поддержке Геловани в прокат вышло более десятка различных фильмов. Среди них можно выделить следующие проекты: триллер «Русский треугольник» (2007 год), криминальную киноленту «Прогульщики» (2010 год), драму «Охотник» (2011 год) и комедию «Любовь с акцентом» (2012 год).
Трейлер фильма «Любовь с акцентом»
Арчил пробовал себя даже в роли актёра. Он дважды появлялся на телеэкранах. Правда, доставались ему только небольшие эпизодические роли. Фильмография его ограничилась всего двумя картинами – в 2006 году он снялся во второй части «Бумера», а в 2008 году – в картине «Дом радости».
В 2010 году Геловани был замешан в скандале. Бизнесмена обвинили в краже уникальных изданий из библиотеки ТГУ (Тбилиси). Арчил приобрёл раритетные книги, хотя знал, что они были украдены. Во время обыска у Геловани была найдена 41 книга, стоимость каждой, по его словам, варьировалась от $350 до $1200.
Гомиашвили, Арчил Михайлович
Родился в семье выпускника Московской школы красной профессуры, который был направлен на Донбасс на должность председателя профсоюза угольщиков, но в конце 1930-х годов был репрессирован и провел несколько лет в сталинских лагерях. После этого Арчил вернулся в Грузию. Учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств (1940—1942). В интервью актёр говорил:
Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, все, что дальше со мной произойдет, — в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года — другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал… |
Также признался в уголовном прошлом: «Мальчик я был неуемный, сидел несколько раз в тюрьме — за хулиганство, за воровство. Но счастливая звезда меня вела все время». Году в 1943 Гомиашвили устроился в Тбилисский театр русской драмы им. Грибоедова. Как-то ночью они вместе с другом срезали со всех кресел кожу и продали её сапожнику. Приятелей арестовали. Арчил получил два года в исправительном лагере под Тбилиси.
Увлечение театром привело Гомиашвили в 1946 в Школу-студию МХАТ, где он проучился 2 года, но после скандала с дракой в ресторане едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени К. Марджанишвили, а в 1958 году актёр уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Тбилисском русском театре имени А. С. Грибоедова.
В Поти в 1958 году Гомиашвили поставил спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого телёнка». Это был спектакль одного актёра, где он играл не только Великого Комбинатора, но и подпольного миллионера Корейко, и Паниковского с Балагановым, и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
Всенародная слава пришла к нему в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «12 стульев» — экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова. Затем он претендовал на роль Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны», но его кандидатура была отклонена руководством. Спустя два года он стал актёром московского театра имени Ленинского комсомола, а через несколько лет перешёл в театр имени Пушкина.
В 1990 году он стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве клуб «Золотой Остап».
Могила Гомиашвили на Троекуровском кладбище Москвы.
В последние годы Арчил Гомиашвили много болел, в 2004 году у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, во время операции в США ему удалили более сорока лимфоузлов. В одном из интервью он сказал:
Почти тридцать лет — это целая жизнь, и я её прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Да и ресторан, названный в честь Остапа, — моё детище. Я нахожу между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги. |
Арчил Гомиашвили умер 31 мая 2005 года, на 80-м году жизни. Похоронен 3 июня 2005 года на Троекуровском кладбище в Москве.
По признанию публики — лучший Остап Бендер!