Антонина шуранова
Содержание:
- Шаг за шагом
- Переломный момент
- БИОГРАФИЯ
- Сибирячка
- Команда министра
- 14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь
- «Белая дорожка»
- Актёрская дружба
- Переломный момент
- Выбор профессии
- Династическая профессия
- Таланту нет преград
- ТВОРЧЕСТВО
- Александр Хочинский: причина смерти
- Обратная сторона медали
- Личная жизнь
- Похожие и отличающиеся
- Время: мое и чужое
Шаг за шагом
Как потом будет вспоминать уже ставшая популярной актрисой Антонина Шуранова, во многом ее успех на пробах на роль княжны Марьи был определен доставшимся партнером, который помог почувствовать атмосферу сцены и войти в нее. Этим знаковым человеком для Тони был Анатолий Кторов. Она будет вспоминать, что он много раз советовал ей беречь силы, репетировать раз за разом без слез
Потом Тоня расскажет, что сама не обратила внимание, как прорыдала 12 дублей до перерыва, а после него – еще пару. По мере завершения съемок расчувствовавшийся Бондарчук даже расцеловал перспективную исполнительницу
Таким образом, еще в студенчестве будущая популярная актриса Антонина Шуранова смогла пройти на очень сложную роль. Правда, пробы оказались не самым сложным в ее жизни. Бондарчук предложил девушке проявить инициативу и проработать доставшийся ей образ, построить личность и характер девушки, дабы понять логику поступков княжны больше, точнее. Возможно, во многом ее успех в этом определился теми переживаниями, с которыми юная девушка уже столкнулась к этому моменту… Впрочем, обо все по порядку.
Переломный момент
В личной жизни Антонины Шурановой такой наступил, когда она вместе с Хочинским стала работать над постановкой произведения Киплинга. Ей досталась Дикая Женщина, Александр исполнил Дикого Мужчину. Оба потом признавали, что работа сблизила их, позволила понять друг друга, и закончилось все тем, что из дома и от семьи Тоня, взяв с собой лишь немного самых необходимых вещей, переехала жить к новому избраннику – тому, кто станет ее настоящей любовью на всю жизнь.
Потом она будет не раз вспоминать, как сложно жить с человеком, для которого театр непонятен и далек. Прежний ее муж, врач по специальности, не мог осознать, что театральная работа не терпит расписания, был недоволен поздними возвращениями жены, противился способу существования, к которому женщина привыкла и стремилась. В бытие женой медика Тоня постепенно тонула в бытовом и повседневности, в том, чему она совершенно не подходила. Отказавшись от стабильного дома, перебравшись жить в коммунальную квартиру, женщина внезапно осознала, что такое счастье. К этому моменту пара была знакома вот уже 14 лет, из которых большую часть были близкими друзьями. Она была старше мужа на семь лет. Потом Антонина будет вспоминать: соседи были для них как члены семьи. Прежде чем они начали жить вместе, соседка помогала Хочинскому с бытовыми вопросами, да и потом, когда актриса поселилась в коммунальной квартире, временами справлялась с мелочами и за свою семью, и за соседскую. При этом жили они как друзья, как любовники, но без официальной регистрации. Лишь спустя семь лет совместной жизни было решено расписаться, и то лишь потому, что в период гастролей пару отказались поселить в номере вместе. Говорят, на церемонию заключения брака, длившуюся буквально пять минут, собрался посмотреть весь коллектив загса.
БИОГРАФИЯ
Шуранова Антонина Николаевна родилась 30 апреля 1939 г. в городе Севастополь в семье военнослужащего.Отец маленькой Тони погиб в годы Великой Отечественной войны.После снятия блокады с Ленинграда Шуранова с матерью и двумя младшими сестрами переехала в Северную Столицу.В школьные годы девочка занималась водными видами спорта, живописью, хоровым пением, а также ухаживала за животными в зоопарке. Особое место в жизни юной Антонины занимало участие в спектаклях на сцене Эрмитажного театра, где начали проявляться ее актерские способности.После окончания семилетней школы Антонина Николаевна была вынуждена поступить в техникум зеленого строительства и работать садовником в скверах и парках Выборгского района. Это было обусловлено необходимостью помогать матери зарабатывать на жизнь, однако мечты об актерской карьере не покидали ее.Через три года Шуранова успешно поступает в «Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского» на курс Татьяны Григорьевны Сойниковой.Окончив в 1963 году институт, молодая актриса была принята в труппу «Ленинградского театра юного зрителя имени А.А. Брянцева», в которой играла до 1988 года под руководством главного режиссера З.Я. Карагодского. Со слов самой Шурановой, Зиновий Яковлевич «…сделал из вчерашней студентки настоящую актрису…»
Работая в ТЮЗе, Антонина Николаевна встретила своего будущего мужа А.Ю. Хочинского.В 1988-1990 годах Шуранова работала на киностудии «Ленфильм», а 1990-1993 годах в театре-студии «Интерателье».С марта 1995 г. до самой смерти Антонина Николаевна – актриса «Театра сатиры на Васильевском».5 февраля 2003 г. Шурановой Антонины Николаевны не стало. Она умерла после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 66-ти лет и похоронена в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Сибирячка
Вся военная биография военврача была связана с медико-эвакуационным пунктом № 57014. Антонина вступила в должность под Курском, на станции Касторная. В составе медицинской группы, которой она руководила, были также четыре санитара и три медицинские сестры. Однако в задачи медгруппы не входило лечение раненых в общепринятом смысле. Медики лишь оказывали первую помощь, делали самое срочное – неотложные операции, перевязки, а затем отправляли раненых во фронтовые и тыловые госпитали.
Поныне Антонина Николаевна помнит свою первую самостоятельную фронтовую операцию – 18-летнему солдатику пришлось ампутировать до колен обе ноги. Сердце сжималось от сострадания: каково ему, калеке, будет в дальнейшей жизни?! Но иначе нельзя: у молоденького воина начиналась гангрена.
Ещё перед глазами на всю жизнь осталась жуткая картина на узловой станции Новозыбков Брянской области, на пересечении линий Гомель – Брянск. Весь перрон и железнодорожные пути были усыпаны трупами и ранеными – фашистские самолёты более двенадцати часов утюжили несколько санитарных составов. Первое, что увидела Антонина, – труп в кустах с оторванной головой. И всё же она и её подчинённые среди сотен трупов находили тех, кому ещё можно было помочь. У многих были тяжёлые ранения конечностей, внутренних органов. Медики боролись за жизнь каждого, работали без отдыха. Главврач с красными глазами был грозен: «Старший лейтенант Батракова, приказываю вам спать!» Но Антонина боялась, что если задремлет, то от усталости не скоро проснётся, а раненые так ждут её помощи.
Сразу же после окончания боя, если командование разрешало, медицинская группа старшего лейтенанта Батраковой выдвигалась на поле боя. Помнится, обнаружила солдата – уроженца южной республики, у которого осколком снаряда оторвало руку, из культи хлестала кровь. Тронула его, он вздохнул, открыл глаза. Перетянула рану, сделала перевязку, доставила на себе в эвакопункт. Он её звал «доктор Джан». Коллеги же, а вслед за ними и раненые с первого дня называли её сибирячкой.
Потом были белорусский Брест, польские Познань и Варшава, германские Потсдам и Берлин. Воспоминания о них отрывочны, калейдоскопичны, нередко мрачны, потому что связаны с тяжёлыми ранениями, скорбными картинами разрушений, смертями и зловонными трупами. Нередко вперемешку с ранеными лежали умершие. Только в Потсдаме эвакогоспиталь разместили в здании типового немецкого госпиталя, где было не только всё необходимое оборудование, но и сменное бельё и чистые простыни, от которых девушка отвыкла за годы войны.
Спустя десятилетия, в 1977 году, она вновь побывала в Берлине в составе делегации ветеранов Алтайского района. Запомнилось, что Рейхстаг отреставрирован, купол исчез, как исчезло большинство надписей советских воинов, в том числе и слова, нацарапанные 20 мая 1945 года на стене первого этажа капитаном медицинской службы Антониной Батраковой.
Команда министра
Изначально мошенница позвонила Камировой на рабочий телефон, через секретаря, что, по мнению допрошенного в суде доктора психологических наук, профессора Светланы Соловьевой (она приехала из Санкт-Петербурга), сразу создало «контекст рабочих отношений», «вследствие чего у Антонины Николаевны актуализировался привычный для нее и отработанный годами стереотип общения с вышестоящими лицами, который предполагает безусловное подчинение». Мошенница, как известно, представилась заместителем министра культуры России – Аллой Маниловой.
Когда эта же «Алла Манилова» незадолго до того, как позвонить подсудимой, пыталась «развести» другого проректора консерватории, телефонный разговор она начала прямо с каких-то страшилок: закройте двери, зашторьте окна, отключите стационарный телефон… Антонина Камирова показаний еще не давала, и с каких слов началось ее общение с мошенницей, пока непонятно. Записи телефонных переговоров начинаются с того момента, когда подсудимая перезванивает ей на сотовый.
— Я лично знакома с Маниловой. Голос звонившей и манера ее разговора действительно были очень похожи, поэтому я даже не сомневалась, что разговариваю именно с заместителем министра культуры, — пояснила нам после заседания суда подсудимая.
Оговорившись, что сообщает Камировой сугубо конфиденциальную информацию, лже-Манилова поведала о том, что ректор консерватории «по представлению Генеральной прокуратуры» и «по согласованию с губернатором Худилайненом» приказом министра культуры Владимира Мединского освобожден от занимаемой должности.
— Он УЖЕ освобожден, — акцентировала внимание мошенница и категоричным тоном продолжила: – Тут же меня вызвал министр и по согласованию с губернатором Карелии дал команду. Команда звучит так: назначить проректора по социально-экономическому развитию, заведующую кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидата экономических наук, доцента Камирову Антонину Николаевну ректором Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова, без исполнения обязанностей
Если вы откажетесь, будет назначен человек из Москвы. Это какой-нибудь магистрант или магистрантка.
— Понятно, — поначалу только и смогла вымолвить Камирова.
— Что вы на это скажете? – с паузой после каждого слова поинтересовалась лже-Манилова.
— Что я могу на это сказать? Я — государственный человек, — произнесла Камирова, и звонившая, которая еще секунду назад называла ее «Антониночка», начала демонстрировать явное раздражение:
— Антонина Николаевна, вот эти слова мне не нужны. Это получается, что я вас заставляю.
14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь
В театре у нее были Васса Железнова, Гертруда в «Гамлете», Царь-девица в «Коньке-Горбунке», киплинговская Дикая женщина, Филумена Мартурано… Было уважение коллег. И безграничная любовь зрителей.
Главное — именно на сцене Антонина встретила любимого человека. Александр Хочинский (звезда фильма «Бумбараш», исполнитель песни «Журавль по небу летит») стал самой большой любовью ее жизни. Правда, поняла она это не сразу. Должно было пройти 14 лет.
Антонина дважды успела выйти замуж и развестись. Две жены было до Шурановой и у Хочинского, они даже дружили семьями. И просто дружили. Пока наконец не поняли, что должны быть вместе. Всегда. Не только на сцене.
«Белая дорожка»
Изначально разговор о деньгах не шел. Камировой от имени вышестоящего руководства просто сообщили о назначении. Потом, ненадолго отключившись, мошенница сообщила проректору, что договорилась с министром о том, чтобы Камирова не приезжала в Москву и что на следующий день сама прилетит в Петрозаводск. Попросила встретить и забронировать ей гостиницу. И только потом уже перешла к тому, зачем и звонила:
— Антониночка, а теперь слушайте меня внимательно. Значит, я завтра вылетаю. Рейс я скажу вам позже. Что мы сегодня, сейчас, срочно должны сделать, — так же, отчеканивая каждое слово, говорила мошенница. — Слушайте, Антонина. Это на контроле у губернатора. Если вы этого не сделаете, это первый минус в вашу сторону. Вы будете назначены, но уже будет как-то…
— Я все сделаю, — еще явно не осознавая, что придется делать, поспешила успокоить собеседницу Камирова.
— Антонина Николаевна, есть, значит, такая вещь, как «белая дорожка» из Москвы, — не меняя тона, просвещала подсудимую лже-Манилова. — Это значит, чтобы вас на должности ректора никакие силовые структуры, никакие комиссии вас не проверяли… Вы меня слышите? Мне сейчас помощник министра передал конверт. В конверте указана одна сумма в рублях. Но я вам эту сумму озвучивать не буду. Вы мне сейчас, на свою честность, порядочность, без вранья, без каких-либо прибеднений, что там кредит у вас… Мне это не интересно. Вы озвучите мне ту максимальную сумму, которую вы сможете в рублях. Если у вас не будет хватать до той суммы, которая указана в конверте, я вам готова помочь. Вы меня услышали? Только без вранья.
Из показаний Светланы Соловьевой:
«Понимая, что за предложением мнимой замминистра должна стоять целостная масштабная политика, долгосрочная, определяющая будущее всех участников событий, Камирова не рискнула активно сопротивляться требованиям мнимого начальника, только робко неоднократно протестуя, но под нарастающим давлением звонившей уступила ее требованиям. Она не согласилась. Она перестала активно протестовать, проявляя таким образом лояльность по отношению к вышестоящей и страх перед возможными негативными последствиями неисполнения требований начальства».
В тот момент, когда Камирова замешкалась, не зная, какую сумму она должна назвать, мошенница предупредила: «Вы все-таки ректором назначаетесь, а не вахтером» и тут же успокоила: «Если назовете много, я скажу, что много. Ваши лишние деньги никому не нужны».
Так появилась цифра в 500 тысяч рублей.
Актёрская дружба
Антонина Шуранова пришла работать в Ленинградский ТЮЗ по необходимости: молодую актрису утвердили на роль княжны Марьи Болконской в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, и она была вынуждена расстаться с желанием служить в Североморском театре. Она мечтала о романтике и видела себя исключительно театральной актрисой. Но на четвёртом курсе Ленинградского театрального института её буквально уговорила ассистент режиссёра принять участие в пробах «Войны и мира».К моменту окончания института уже начинались съемки, куда из Североморска ездить было бы проблематично. Антонина согласилась на предложение Зиновия Корогодского и пришла в ТЮЗ, студию которого заканчивал в то время Александр Хочинский.
Во время репетиций они подружились семьями. Актриса успела в студенческие годы выйти замуж за своего однокурсника Николая, актёр же был женат на Ирине Асмус, знаменитой клоунессе Ириске из популярной детской передачи «АБВГДейка».Они часто собирались все вместе, ездили за грибами, после собирались дома у Антонины, собранный урожай жарили, пели песни под гитару. После Александр ушёл в армию, служил в Выборге, где заведовал художественной самодеятельностью.
Переломный момент
В личной жизни Антонины Шурановой такой наступил, когда она вместе с Хочинским стала работать над постановкой произведения Киплинга. Ей досталась Дикая Женщина, Александр исполнил Дикого Мужчину. Оба потом признавали, что работа сблизила их, позволила понять друг друга, и закончилось все тем, что из дома и от семьи Тоня, взяв с собой лишь немного самых необходимых вещей, переехала жить к новому избраннику – тому, кто станет ее настоящей любовью на всю жизнь.
Потом она будет не раз вспоминать, как сложно жить с человеком, для которого театр непонятен и далек. Прежний ее муж, врач по специальности, не мог осознать, что театральная работа не терпит расписания, был недоволен поздними возвращениями жены, противился способу существования, к которому женщина привыкла и стремилась. В бытие женой медика Тоня постепенно тонула в бытовом и повседневности, в том, чему она совершенно не подходила. Отказавшись от стабильного дома, перебравшись жить в коммунальную квартиру, женщина внезапно осознала, что такое счастье. К этому моменту пара была знакома вот уже 14 лет, из которых большую часть были близкими друзьями. Она была старше мужа на семь лет. Потом Антонина будет вспоминать: соседи были для них как члены семьи. Прежде чем они начали жить вместе, соседка помогала Хочинскому с бытовыми вопросами, да и потом, когда актриса поселилась в коммунальной квартире, временами справлялась с мелочами и за свою семью, и за соседскую. При этом жили они как друзья, как любовники, но без официальной регистрации. Лишь спустя семь лет совместной жизни было решено расписаться, и то лишь потому, что в период гастролей пару отказались поселить в номере вместе. Говорят, на церемонию заключения брака, длившуюся буквально пять минут, собрался посмотреть весь коллектив загса.
Выбор профессии
Будущая актриса родилась в семье
военнослужащего тридцатого апреля тридцать шестого года в Севастополе. Мама
Антонины была коренной москвичкой, а отец – ленинградец. Во время Великой Отечественной
войны он защищал рубежи Родины и погиб в бою. Оставшись с тремя детьми на
руках, мама Тони приняла решение вернуться в Ленинград.
Детство девочки нельзя назвать беззаботным,
она присматривала за младшими сестренками, помогала маме по хозяйству. В
свободное время пела в хоре, посещала секцию академической гребли, увлекалась
живописью. А еще очень любила животных, даже взяла шефство над верблюдами в
местном зоопарке.
Антонина Шуранова в молодости. Фото: 24smi.org
Пробовала Тоня свои силы, как актриса,
прочитав небольшой отрывок из пьесы Лопе де Вега на театрализованных школьных
экзаменах. Учителя советовали девочке поступать в театральный ВУЗ, но Шуранова
подала документы в садово-декоративный техникум. Три года работала по
специальности, и постоянно мечтала о сцене.
Антонина Шуранова в молодости. Фото: 24smi.org
В конце пятидесятых поступила в театральный
институт на курс Т. Г. Сойниковой в Ленинграде. Антонину Шуранову считали одной
из лучших студенток, и прочили блестящее будущее.
Династическая профессия
Медицинская стезя в семье Яркиной – наследственная. Дедушка Антонины Николаевны по материнской линии Георгий Тарасевич прежде служил в Томске гарнизонным фельдшером, а в Алтайском оказывал медицинскую помощь местному населению. Её отец Николай Батраков после окончания фельдшерской школы также занимался врачеванием жителей села Новопокровка Алтайского района. В его семье было шестеро детей – пять девочек, один мальчик. Когда отец скончался, Тоне было 12 лет. Несмотря на материальные трудности, она и её младшая сестра Ольга стали врачами. Медицинскую династию Яркиных продолжает и дочь Антонины Николаевны – Анна.
В июне 1943 года Тоня завершала учёбу в Томском медицинском институте. Сразу же после получения диплома направилась в горвоенкомат: «Хочу на фронт!» Но там, узнав, что выпускницу вуза распределили в Кемеровскую область, начали отговаривать от фронта: «Куда ты рвёшься?! Там же кровавое месиво. Получила образование, есть место работы. Что тебе ещё надо?» Однако девушка настаивала: «У меня три двоюродных брата бьют фрицев, я тоже хочу воевать». Артиллерист Александр (он с войны вернулся без ноги), пехотинец Михаил (погиб под Минском), разведчик Яков (был ранен в лицо, возвратился домой, стесняясь появляться на людях).
И всё же молоденький врач ушла на фронт добровольцем. 26 июня 1943 года ей выдали обмундирование, огромное, вовсе не рассчитанное на её хрупкую фигуру. Всю ночь подгоняла форму, а в 6 часов утра с вещмешком за спиной уже была на томском вокзале.
Таланту нет преград
Закончив институт, будущая героиня «Неоконченной пьесы для механического пианино» устроилась на работу в ТЮЗ. Уже тогда критики отмечали многогранность присущего ей таланта, уникальные способности сыграть трагическую роль. Тоня исполняла удивительно лиричные роли в произведениях Чехова, философских героинь, написанных драматургами-современниками. Отмечали ее талант в исполнении комедийных персонажей – героини у Антонины получались на удивление яркими и запоминающимися.
ТЮЗ станет приютом Антонины Шурановой на 26 лет. Такой долгий срок не мог не сказаться на ее уникальном таланте: женщина научилась особенно хорошо владеть своим прекрасным даром взаимодействия с публикой. Ей была подвластна любая аудитория вне зависимости от возраста и пола, и все смотрящие сразу влюблялись в персонажей Шурановой, не могли отвести от нее взгляда, пока представление не подходило к логическому концу. Тоня была ведущей артисткой театра, отыграла немало сложных ролей, исполнила персонажей спектаклей, поставленных по известнейшим сценариям.
ТВОРЧЕСТВО
Творческая деятельность Антонины Шурановой началась еще во время учебы в институте. Ее основными кинодебютами стали роли княжны Болконской в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1967) и Надежды фон Мекк в фильме И.В.Таланкина «Чайковский» (1969).В дальнейшем актриса сыграла роли в более чем 30 фильмах, среди которых «Шаг с крыши» (1970), «Опасный поворот» (1972), «Дела сердечные» (1973), «Странные взрослые» (1974), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Зимняя вишня» (1995) и другие.Участие в 1998-2000 годах в съемках сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург» стало завершением актерской карьеры Антонины Николаевны.
На съемках Шурановой приходилось играть с замечательными актерами, такими как И.М. Смоктуновский, Л.К. Дуров, А.С. Демьяненко, В.П. Басов, А.Д. Папанов, К.Ю. Лавров, А.А. Калягин и другие.За свой актерский труд и любовь зрителей Антонина Николаевна удостоена званий «Заслуженная артистка РСФСР» (1974) и «Народная артистка РСФСР» (1980).Антонина Николаевна Шуранова воплощала на экране интеллигентных и строгих героинь, внешне безэмоциональных, но с сильным внутренним стержнем. Она не старалась нравиться, но поклонники узнавали ее, даже не глядя на сцену – по одному только голосу.
Александр Хочинский: причина смерти
Александр Хочинский прожил недолгую, но богатую на события жизнь. Талантливый актер, прекрасный певец, красивый мужчина, он всегда был в гуще событий и умел увлекаться ими с детской непосредственностью. Причина смерти Александра Хочинского, естественно, была связана с его образом жизни: он не умел себя беречь и не делал для этого никаких усилий.
Родившийся в ленинградской семье эстрадного певца и театральной актрисы, Хочинский обладал унаследованными от родителей способностями и не сомневался в правильности выбора профессии.
На фото: Александр Хочинский
Он стал актером в Ленинградском ТЮЗе, родном театре своей матери, Людмилы Красиковой. За годы работы на его сцене, Хочинским было сыграно около шестидесяти разноплановых ролей.
Огромное количество поклонников ходило на спектакли в театр только ради его игры. Вместе с Хочинским на сцене нередко появлялась его последняя жена – одаренная артистка Антонина Шуранова, которая, наконец, воплотила все мечты Александра Юрьевича о семейном счастье. При полном несходстве характеров, они были дружной парой, восхищающей окружающих своей верностью и любовью. Их союз стал одной из легенд ТЮЗа.
На фото: Александр Хочинский и Антонина Шуранова
Кинематографическая судьба Хочинского сложилась не так удачно, как театральная. Ролей в кино у него было немало, но главных среди них — единицы. Советским зрителям он запомнился по образу цыгана Левки Демченко в фильме «Бумбараш», где они с Валерием Золотухиным великолепно исполнили песню «Журавль по небу летит…».
В общей сложности с 1967 по 1994 годы Хочинский сыграл роли почти в сорока художественных кинофильмов. С киноэкрана он часто пел, как и со сцены театра. Этот актер, безусловно, мог стать главным украшением любой кинокартины, но так уж сложилась судьба, что ему не везло. Но как бы то ни было, за ним везде следовали толпы влюбленных поклонниц, пытавшихся завести знакомство.
Ленинградский бард Александр Городицкий вспоминал Хочинского как идеального шансонье по сочетанию внешних и вокальных данных, характеризуя его «изящным, худым, стремительным, нервным». Когда после скандального увольнения ТЮЗовского режиссера Зиновия Корогодского, Хочинский с женой ушли из театра, и актер оказался безработным, он стал принимать участие в концертах бардовской песни. Публика приходила от него в восторг.
Петербургская Покровка, где жили Шуранова и Хочинский, обожала его. Актера здесь все знали, ценили и приглашали в гости. Простой, приветливый, сразу загоравшийся новым приключением, он мог уйти на прогулку с собакой и вернуться домой через день-два. И это, конечно, не обходилось без выпивки. В 1996 году у Хочинского обострилась язва, появились проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Последней ролью актера был образ пастора Мандерса в спектакле «Васса Железнова», блестяще сыгранный в Ленинградском Театре Сатиры.
В апреле 1998 года он внезапно умер на руках у жены. Причиной смерти Александра Хочинского в возрасте 54 лет стала остановка сердца.
Он похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Обратная сторона медали
Многих интересует причина смерти Антонины Шурановой. Женщина скончалась от рака, на пять лет пережив своего мужа, с которым прожила счастливую жизнь. Известно, что в повседневности она вела жизнь ленинградского интеллигента, не прибеднялась, но и не изображала из себя слишком богатую. Она была востребована, никогда не жаловалась и в любых обстоятельствах умела найти применение своим талантам и знаниям. Антонина была скромной женщиной, вела себя достойно и с честью. Многие называют ее эталоном актерского мастерства. Ее круг друзей был довольно небольшим, в отличие от мужа; она избегала театральных сообществ. Эта женщина не относилась к категории общедоступных, хотя легко шла на контакт и в целом была довольно общительной. Отмечают, что Тоня великолепно рассказывала истории про все на свете. Ее любимыми книгами были фантастические, и друзья, близкие вспоминают, что читала она взахлеб.
Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище. Она похоронена рядом со столь горячо любимым ею мужем. Александр умер у жены буквально на руках в 1998-м. Впервые в 1996-м он оказался в клинике с желудочными язвами и сердечной гипертрофией. Она и сама признавала, что муж ее был легкомысленным и не понимал, что своим поведением и небрежным отношением к здоровью убивает себя. Он прекратил курить, но не смог отказаться от алкоголя. 11 апреля он вышел из дома, собирался на репетицию, но вдруг вернулся, почувствовав себя нехорошо. Лицо мужчины побледнело, Тоня запаниковала и вызвала скорую. 2,5 часа медицинской помощи не помогли – сердце так и не начало снова перекачивать кровь. Женщина не плакала, сохраняла спокойствие, такой же она предстала перед людьми и на похоронах. Уже после смерти мужа она не могла находиться долго вне дома, ей все казалось, что он рядом. В тот момент помогли те люди, которых раньше муж приводил домой.
Антонина Шуранова скончалась в возрасте 66 лет. Перед этим она долго болела раком. Панихиду организовали на ее последнем рабочем месте, в ГТС. Как говорили знакомые, Тоня была готова к тому, чтобы покинуть этот мир. Поле смерти мужа ее не радовала работа, хотя она старалась изо всех и, принимала предложения на участие в кинофильмах и спектаклях, но видно было – женщина угасает быстро, вместе с уходом мужа завершилась пора ее счастья.
Личная жизнь
Александр Хочинский был трижды женат. Первый союз со знаменитой клоунессой Ириской (Ириной Асмус) был недолгим. Ветреная супруга изменила Хочинскому, пока тот был в армии. По воспоминаниям сестры актера, Александр безумно переживал этот разрыв и буквально поседел за одну ночь.
Второй брак с художницей Мариной Азизян случился только через семь лет и был стремительно коротким. Супруги поняли, что они слишком разные люди.
Примечательно, что со своей третьей и самой любимой женой, с которой Хочинский прожил до конца своих дней в общей сложности 20 лет, они были знакомы очень давно. Будучи в первых браках, Александр Хочинский и его коллега по ТЮЗу, Антонина Шуранова дружили семьями. Причём дружба между актерами сохранялась, несмотря на перемены в личной жизни обоих.
Второй муж Шурановой даже ревновал жену к Хочинскому, не веря в их дружеские отношения.
Однажды, когда Хочинский и Шуранова были знакомы уже 14 лет, их пригласили в один спектакль – «Гамлет». Александр играл главную роль принца, а Антонина его мать Гертруду. В один момент, коснувшись руки Хочинского, Шуранова почувствовала словно по ее венам разлился электрический ток. С этой минуты она смотрела на своего друга совсем по-другому.
Да и Александр Юрьевич явно что-то почувствовал. Вскоре он пригласил актрису в гости, посмотреть на свою новую комнату в коммуналке на Васильевском острове. Они ели жутко соленые и жесткие холостяцкие котлеты, запивая их ромом.
В один момент Шуранова собрала свои вещи и переехала к Хочинскому, покинув свою просторную пятикомнатную квартиру.
Расписались влюбленные только после того, как их на гастролях отказались селить в один номер в гостинице.
Похожие и отличающиеся
Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.
Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.
Время: мое и чужое
Так сложилось, что Тоня ни разу не играла в кинотеатре женщин своего времени, по крайне мере на видной роли. Ей довелось исполнить несколько персонажей, не слишком выделяющихся в общей картине – например, в фильме «На пути в Берлин». Образы, созданные ею, были скромными, практически не влияли на сюжет, но актриса ответственно прорабатывала их, проникалась своими героинями и показывала зрителю их внутренний мир. Она интересовалась драматургическими материалами, для нее было интересной задачей создание максимально сложного характера персонажа. Она смогла воплотить все это в реальность, когда была приглашена исполнить роль в киноленте «Опасный поворот».