Алиса фрейндлих

Карьера в кино

В 60-х годах Фрейндлих смогла себя хорошо зарекомендовать как многогранная театральная актриса, однако с работой в кино ей катастрофически не везло. Она никак не могла получить сколько-нибудь заметную роль, которая бы принесла ей популярность.

В дебютной киноленте «Неоконченная повесть» имя актрисы даже не значилось в титрах – настолько крошечной и малозначимой оказалась ее роль. Фрейндлих играла в эпизодах таких картин как «Полосатый рейс», «12 стульев», «Бессмертная песня» и многих других, однако мало кому она смогла запомниться. Ситуация изменилась лишь в 1974 году, когда актриса снялась сразу в нескольких картинах, ставших впоследствии очень популярными:

  • «Соломенная шляпка»;
  • «Принцесса на горошине»;
  • «Агония».

Однако всенародную любовь Алиса Фрейндлих приобрела после выхода комедии «Служебный роман». Эльдар Рязанов видел в роли строго деспотичного директора только Алису Бруновну, и ему пришлось долго уговаривать театрального режиссера Игоря Владимирова разрешить актрисе приступить к съемкам в его проекте.

Чтобы не пострадала работа в театре, Фрейндлих была вынуждена разучивать новую роль по ночам. Однако ее старания многократно окупились: буквально на следующий день после выхода картины актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз.

Над образом Людмилы Кулагиной Алиса Брунова работала самостоятельно.

Она переманила походку и жестикуляцию деловых женщин своего времени, нашла подходящий костюм. Результат оказался столь ошеломляющим, что в течение многих лет ее героиня была олицетворением «серой мышки», зацикленной на работе и с проблемами в личной жизни.

Следующая работы Фрейндлих также стала очень удачной. В популярной экранизации А. Дюма «Три мушкетера» ей досталась роль королевы Анны, с которой актриса справилась просто блестяще.

В 80-х годах прошлого столетия в творческой биографии выдающейся актрисы произошли существенные перемены. В 1981 году ей присудили звание Народной артистки СССР. Спустя пару лет она перешла в Большой драмтеатр им. М. Горького, в котором ей довелось сыграть немало значимых ролей.

После распада Союза в карьере Алисы Бруновны, как и у большинства ее коллег, наступил период застоя. В 1993 году на экраны вышло продолжение полюбившейся многим истории про мушкетеров, однако оно оказалось гораздо менее популярным, чем первая часть.

В этом же году актриса снялась в картине Тодоровского «Подмосковные вечера», которая принесла ей кинопремию «Ника».

Зрители смогли вновь полюбоваться игрой талантливой актрисы лишь в 2004 году, когда в прокат вышел фильм «На Верхней Масловке». Образ престарелой скульпторши настолько хорошо удался Анне Бруновне, что принес ей вторую «Нику». Спустя несколько лет Фрейндлих сыграла в картинах:

  • «Марево»;
  • «Васильевский остров»;
  • «Полторы комнаты.

В 2014 году в прокат вышла очень трогательная кинолента, в которой Алиса Бруновна сыграла одну из центральных ролей. В «Линии Марты» показана история, которая произошла еще в блокадном Ленинграде, и продолжает развиваться в современном Санкт-Петербурге.

Последующие пару лет в творческой биографии актрисы вновь наступило затишье, которое уступило место громкому триумфальному возвращению. В 2017 году актриса блистательно сыграла роль престарелой балерины, преподавательницы классической хореографии в картине «Большой», посвященному непростой балетной жизни.

За все годы творческой деятельности Фрейндлих сыграла более сотни ролей в театре и кино. При этом диапазон ее амплуа впечатляет: актриса в равной степени талантливо изображала мальчиков-подростков, домохозяек и роковых женщин. На счету выдающейся российской актрисы 16 различных премий, как государственных, так и национальных, также в ее «копилке» находится и пять орденов.

Алиса Бруновна считает себя театральной актрисой. Ею было сыграно много знаковых ролей в замечательных постановках, однако ее мечта сыграть булгаковскую Маргариту так и осталась неосуществленной. Жалеет актриса и о том, что недостаточно много играла в постановках произведений столь любимого ею Достоевского.

Помимо работы в театре и кино, Алиса Бруновна известна своим проникновенным чтением поэзии.

Особенно ею любимы произведения Цветаевой и Ахматовой, а самой большой популярностью у поклонников ее таланта является декламация произведения Роберта Рождественского «Монолог женщины».

Мама, папа и немецкая корневая система

Алиса Бруновна как-то в шутку назвала себя «крепко сделанным немецким агрегатом». И это не случайно: корни её отца – в Германии. Родственники со стороны деда перебрались в Россию ещё в семнадцатом веке, где работали провизорами и садоводами. Родственники с бабушкиной стороны, по фамилии Зейтцы, переехали в Россию ещё во времена правления императрицы Екатерины Великой. Они служили стеклодувами при дворце.

Это интересно! Зять актрисы, муж её единственной дочери Варвары, Сергей Тарасов, составил подробное генеалогическое древо семьи Фрейндлих, получив большую часть информации из архивов лютеранской церкви.

Бруно Фрейндлих очень расстроил своих родителей, когда объявил им, что берёт в жёны русскую девушку, а вовсе не немку, как того желали мать, отец и вся многочисленная немецкая родня. С матерью Алисы, Ксенией, Бруно познакомился на гастролях в Пскове. При регистрации новорожденной дочери, Ксения в графе «Национальность» записала «Русская».

Детство в гранитном городе

Перед тем, как началась Великая Отечественная Война, прошла волна репрессий по отношению к коренным немцам: их повсеместно высылали из столицы. Так поступили не только с семьёй дяди, но, даже и со старенькой бабушкой: все они погибли.

Детские годы будущей актрисы прошли в Ленинграде в 30 – 40 гг. двадцатого века. Они с мамой и папой жили в огромной коммунальной квартире в самом центре гранитного города, на Мойке. Окна их комнаты выходили на Исаакиевский Собор. Если посмотреть из окна правее – был виден Медный всадник, а чуть левее – открывался неповторимый вид на Неву.

На заметку! Алиса Бруновна как- то написала: «Я жила внутри самой истории и красоты: рядом с гранитными парапетами невской набережной, огромными чайками и многочисленными памятниками». Актриса обожала свой родной город, и говорила о том, что навсегда околдована «магией Петербурга».

Всякий раз, когда отец будущей актрисы возвращался домой после репетиций, он ложился на диван и спал, что позволяло ему сохранить бодрость на вечернем спектакле. Эту полезную привычку от отца заимствовала и Алиса.

Это забавно! Девочка однажды решила развлечься. Однажды, как только отец закрыл глаза, она ткнула ему в закрытое веко тупым концом карандаша. За это была наказана и поставлена за печку в угол.

Ксения, Алиса, бабушка и блокадный Ленинград

Была война, когда в 1942 году Алиса стала первоклашкой. Но в классе многие дети относились к ученице с немецкой фамилией и немецкими корнями весьма агрессивно. Детей можно было понять: многие из них потеряли родителей от рук немцев, и не могли относиться к Алисе по доброму.

Отец к этому времени бросил семью и уехал с новой молодой женой в солнечный Ташкент. Мама, Алиса и бабушка остались без мужской поддержки, втроём, в страшных условиях блокадного Ленинграда. Мама Алисы, Ксения Фёдоровна, устроилась на завод бухгалтером, чтобы получать продуктовые карточки.

Только представьте! Именно благодаря бабушке, мама Алиса и Ксения смогли пережить ленинградскую блокаду. Бабушка установила строжайший режим по выдачи хлеба: она выдавала по хлебной крупице каждый час.

После окончания войны Алиса с матерью уезжают в Таллин, к родственникам матери, сроком на три года. В Прибалтике Алиса поступает в школу, где отлично учится по всем гуманитарным дисциплинам. Что примечательно, все учителя в таллиннской школе любили Алису, зная о том, что математика ей вовсе не нужна, так как девочка будет «великой артисткой».

Браки с мужьями и отношения с родными людьми

Несмотря на три брака и многочисленных поклонников, Фрейндлих так и не обрела женского счастья в личной жизни. Она не скрывает, что была любима и желанна, только вот ее избранники не могли смириться с ее творческим успехом и востребованностью. Со своим первым мужем, Владимиром Карасевым, она училась в одном вузе. Молодые люди не стали ждать окончания учебы и уже на третьем курсе сыграли свадьбу. Супруги так и не успели создать крепкую семью и родить детей, расставшись сразу после выпускного вечера.

Алиса Фрейндлих с первым мужем Владимиром Карасевым

Когда начинающая актриса играла на сцене театра имени Комиссаржевской, состоялась ее первая встреча с будущим мужем, Игорем Владимировым. Опытный режиссер был приглашен туда для постановки одного из спектаклей. Уже тогда между ними проскочила искра, но роман начался позднее, когда Владимиров стал руководить театром имени Ленсовета, куда вскоре пришла и Алиса.

со вторым мужем Игорем Владимировым

Режиссер был старше актрисы на 16 лет, к тому за его плечами было уже два брака. Вскоре талантливая красавица приняла предложение мужчины, которого она не только уважала, но и полюбила. В 1968 году у супругов родилась дочь Варвара. Но этот семейный союз не выдержал разногласий и проблем, и в начале 80-х годов они решили подать на развод.

Юрий Соловей

Принимая участие в «Варшавской мелодии», Фрейндлих увлеклась своим коллегой, Юрием Соловеем, после чего этот служебный роман перерос в семейные отношения. Помимо актерской работы, ее третий муж имел талант художника, хотя нигде не обучался этому ремеслу. Однако, он никак не мог себя реализовать, из-за чего между супругами часто происходили ссоры. Этот брак продержался около 14-ти лет, измотав порядочно актрису. После развода она некоторое время пролежала в больнице. О бывшем муже Алисы Бруновны долгое время ничего не было слышно, лишь не так давно стало известно, что он уехал из России и обосновался в Европе.

Варвара Владимирова – дочь Алисы Фрейндлих

Дочь артистки решила пойти по стопам звездной мамы и даже прошла обучение в театральном институте, но все это время Варвару постоянно сравнивали с ней, что не давало ей продемонстрировать свою актерскую самостоятельность. Она имеет несколько работ в полнометражных фильмах, а сейчас выходит на сцену вместе со звездной мамой. Дочь была замужем за политическим деятелем Сергеем Тарасовым, с которым воспитывала сына Никиту и дочь Анну. Зять актрисы трагически погиб в 2009 году во время крушения поезда, где он тогда находился.

бабушка, дочь и внучка. Фото с Инстаграм Анны Тарасовой https://www.instagram.com/annatarasova/

Внучка Алисы Бруновны выбрала профессию продюсера. В 2021 году 23-летняя Анна вышла замуж, а ее избранником стал актер Алексей Мышинский, на счету которого уже несколько работ в кино. Внук Никита занялся также творческой профессией: он получает образование в школе-студии МХАТ и одновременно занимается развитием карьеры. Фрейндлих так и не вышла больше замуж, однако, она не чувствует себя одинокой, всегда окруженная любимыми людьми и друзьями. Сейчас актриса соблюдает строгий режим и находит время, чтобы поспать после обеда. Все это помогает ей набраться сил и играть в спектаклях. Часто Алисе Бруновне приходится выходить на улицу лишь по вечерам, чтобы поклонники не атаковали ее просьбами дать автограф и сфотографироваться с ней на память.

Мужья Фрейндлих

На втором курсе института в личной жизни Алисы Фрейндлих произошли перемены. Ее первым мужем стал студент Владимир Карасев, который учился с девушкой в одной группе. Получив диплом, молодая актриса решила развестись со своим супругом.

Алиса Фрейндлих со своим первым мужем Владимиром Карасевым

В 1961 году новым мужем Алисы Фрейндлих стал художественный руководитель и главный режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. Между супругами была шестнадцатилетняя разница в возрасте. Личная жизнь Фрейндлих положительно повлияла на развитие ее актерской карьеры. Влиятельный муж превратил Алису в театральную приму и задействовал жену в главных ролях большинства спектаклей Театра им. Ленсовета.

Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих

В начале восьмидесятых годов Алиса Бруновна развелась с супругом, который ей изменял и страдал от алкоголизма. Ходили слухи, что пара развелась по инициативе Игоря Петровича, прочитавшего в одной из газет материал, вышедший под заголовком «Театр одной актрисы».

Бывший муж Алисы Бруновны перебрался жить в гостиницу, а его жена с дочерью остались в квартире, полученной худруком Театра им. Ленсовета еще до их брака. Впоследствии Владимиров долго болел и умер в конце девяностых. В 2002 году ушел из жизни отец Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих с отцом

В личной жизни актрисы после ее развода с Игорем Владимировым появился молодой артист Театра им. Ленсовета Юрий Соловей, который увлекался рисованием картин. Алиса Бруновна стала его женой и прожила со своим мужем до 1990 года, после чего они развелись.

Актриса попросила «высоких начальников» выделить своему бывшему мужу жилье, так как он оказался бездомным.

Алиса Фрейндлих со своим мужем Юрием Соловьем

Следующей женой Юрия стала его коллега из Театра им. Ленсовета Римма Шибаева. Одно время они жили в Израиле, а потом поселились в Германии.

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Фильмы

Потеря матери стала для актрисы страшной трагедией и единственным успокоением, и отвлечением стала игра в театре. В 1974 году режиссер Андрей Тарковский предложил роль актрисе в своей новой картине. Фрейндлих, недолго думая согласилась, но, к сожалению, съемки с ней так и не состоялись. Алиса просто не смогла присутствовать на съёмках.

Интересно и то, что у Алисы вновь не получилось исполнить роль в новом фильме “Ирония судьбы, или с легким паром” режиссера Эльдара Рязанова. Однажды Рязанов и Брагинский написали пьесу и передали ее в театр с единственным условием, чтобы главную роль в картине исполнила актриса Фрейндлих. Когда пришло время премьере, авторы узнали, что Алису так и не задействовали в постановке. Такими новостями режиссеры были огорчены и на премьеру своей пьесы так и не пришли. А в свой фильм Рязанов пригласить Алису не смог, так как актриса на главную женскую роль была утверждена, ею стала Барбара Брыльска.

В 1977 году актрисе улыбнулась удача и она стала главной героиней новой картины режиссера Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Супруг актрисы был категорически против ее участия в фильме, он считал, что это вредит ее работе в театре. Эльдар Рязанов в своем фильме в роли главной героине видел только Фрейндлих. Для этого ему пришлось лично явится в Ленинград, чтобы уговорить Игоря Владимирова отпустить свою супругу. Новая картина Рязанова сделала Алису настоящей звездой кинематографа того времени. Актриса в одночасье стала невероятно популярной. Для своего образа она сама подобрала одежду, а походку подсмотрела у высокопоставленных женщин тех времен.

Вместе с актрисой на одной съемочной площадке работали не менее знаменитые актеры и звёзды кино: Андрей Мягков в роли главного героя, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.

После главной роли Людмилы Калугиной, актрисе сразу предложили роль в картине “Три мушкетера”. Алиса исполнила роль девушки Анны, которая была королевой.

В 80-е годы Бруновна получила звание народной артистки СССР, которое значительно отразилось на ее будущей жизни. В результате это повлекло за собой развод Алисы и Игоря. После развода с супругом актриса проработала в его театре около двух лет, после чего начала работать в Большом драматическом театре им. Максима Горького. Фрейндрих была на пике своей популярности, она играла во многих спектаклях в главной роли и наряду с этим снималась в кинофильмах “Бесприданница”, “Клетка для канареек”, “Прости” и многие другие.

Особое внимание можно уделить внимание картине “Подмосковные вечера”, где Бруновна сыграла роль писательницы Ирины Дмитриевны. Эта роль подарила Алисе премию “Ника” — за лучшую женскую роль второго плана

После чего Фрейндлих долгое время не появлялась в кинематографии и только в 2004 году зритель смог наблюдать за новой ее работой в фильме “На Верхней Масловке”. Алиса сыграла роль старой женщины, которая была скульптором и не взирая на свой возраст по-прежнему мечтала и любила.

Фрейндлих каждый год пополняла свою фильмографию не одним проектом. Среди них можно выделить: “Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину”, “Возвращение мушкетеров”, “Васильевский остров” (2009 г.), “Бульварное кольцо” (2014) и “Большой” (2014г.).

Из последних работ заслуженной советской актрисы можно отметить роль в проекте Владимира Котта “Карп отмороженный”.

Даты и события в жизни

  1. Родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде.
  2. В первый класс школы Алиса Фрейндлих пошла в 1941 г.
  3. После 1945 г. родственники в Эстонии приютили маму с дочерью Алисой, где они и прожили 3 года.
  4. В 1948 г. семья снова возвращается домой в Ленинград.
  5. В 1953 г. будущая актриса поступает в Ленинградский театральный институт им. Островского.
  6. Первые роли в кинематографе Алисе довелось сыграть в 1955 г. в картинах «Таланты и поклонники» и «Неоконченная повесть». Впоследствии ей не удавалось получать заметные роли, а предлагаемые режиссерами были малозаметны и не интересны.
  7. В 1956 г. Алиса вышла замуж за Владимира Карасева, с которым училась на 3-м курсе. Пылкость чувств молодых людей быстро прошла и уже через год пара развелась, не выдержав трудностей совместного быта и большой занятости обоих актеров на работе.
  8. В 1957 г. она с успехом окончила обучение и ее пригласили служить в труппу Ленинградского драматического театра им. Комиссаржевской.
  9. В 1961 г. театр Ленсовета становится вторым местом работы Алисы Фрейндлих под руководством Игоря Владимирова. Именно благодаря ему актриса смогла раскрыть свой талант. Владимиров заметил и оценил специфику и индивидуальность, которые Фрейндлих придавала образам на сцене. Вскоре они поженились и 13 марта 1968 г. их семья полнилась маленькой дочерью Варварой.
  10. Первая главная роль в кино досталась актрисе в 1974 г. в фильме «Анна и Командор» режиссера Евгения Хринюка. Ей посчастливилось сниматься с такими знаменитостями, как Лановой и Смоктуновский.
  11. Картина «Служебный роман» вышла в прокат в 1977 г. и стала настоящим прорывом в актерской карьере артистки. За трансформацией некрасивой и нескладной героини следили миллионы зрителей. Режиссер Эльдар Рязанов сумел гениально создать блестящий актерский дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым. Чтобы образ строгой Людмилы Прокофьевны был максимально правдоподобен, актриса лично пересмотрела большие гардеробные на «Мосфильме» в поисках того самого коричневого костюма.
  12. В 1979 г. режиссер Андрей Тарковский приглашает Алису на эпизодическую роль в картине «Сталкер», где ее актерский талант был высоко отмечен критиками. Этот год знаменателен еще одной гениальной работой — ролью королевы Анны в картине «Д ´Артаньян и три мушкетера».
  13. Расставание с Игорем Владимировым в 1981 г. Через некоторое время Фрейндлих третий раз выходит замуж за Юрия Соловья – актера и художника. Но и этот брак распался в 1990г.
  14. 1981 г. принес талантливой актрисе заслуженную награду – звание народной артистки СССР.
  15. С 1983 г. Алиса Фрейндлих перешла на работу в Большой драматический театр им. Горького. Она давно мечтала о роли леди Макбет в пьесе Шекспира и ей блестяще удалось сыграть ее.
  16. На протяжении 80-х годов Алиса Фрейндлих продолжала не только играть на театральной сцене, но и активно сниматься в кино. В 1981 г. вышел фильм «Опасный возраст», в 1984 г. «Клетка для канареек» и «Жестокий романс».
  17. 1994 г. отмечен еще одной достойной наградой – Алиса Фрейндлих получила первую премию «Ника», снявшись в картине «Подмосковные вечера» у режиссера Валерия Тодоровского.
  18. Долгое время актриса не была задействована в кинематографе и только в 2004 г. она получает роль в фильме «На Верхней Масловке», в котором снимается с Евгением Мироновым, исполняя роль скульптора. За эту работу ее вновь награждают премией «Ника».
  19. Звание лучшей драматической актрисы Алиса Фрейндлих получает в 2006 г. на театральной премии «Золотая Маска».
  20. Еще одна награда на кинопремии «Ника» вручается актрисе в 2015 г., как приз «За честь и достоинство».
  21. В 2020 г. список наград пополнился премией «Золотой орел», которой отмечен особый вклад актрисы в российский кинематограф.

Детство и юность в период блокады Ленинграда

Актриса Бруновна родилась на свет 8 декабря 1934 года. Все свое детство и юность провела в Ленинграде, который в настоящее время именуется как Санкт-Петербург. Девочка Алиса родилась в одной из квартир домов Северной столицы. Фрейндлих вспоминает, что изначально ее должны были назвать именем Наталья — по желанию ее матери, но отец и бабушка были против. Они настояли на своем, обосновав это тем, что имя и фамилия звучат ужасно. Мать будущей актрисы звали Ксения Федоровна. Она была творческой натурой и занималась в ТРАМе. Именно там она познакомилась со своим будущем мужем и отцом Алисы. Им оказался актер Бруно Фрейндлих немецкого происхождения. Родители Бруно были потомками немцев, которые еще XVIII веке покинули Германию и прибыли в Россию на постоянное место жительства. Мать будущей актрисы настояла, чтобы девочку в документах записали, как “Русская” по национальности.

С самых ранних лет девочка Алиса начала увлекаться творческой деятельностью и проявлять не плохие артистические данные. В возрасте трех лет она впервые побывала на спектакле своих родственников. На протяжении последующих дней девочка была под таким впечатлением, что постоянно напевала мелодии из спектакля и играла в воображаемый театр, втайне от родителей.

За некоторое время до войны в стране, родители маленькой девочки расстались. Отец будущей актрисы выбрал актерскую карьеру, собрал вещи и отправился с коллегами по театр в Ташкент. Алиса осталась жить со своей матерью. После того, как Бруно Фрейндлих отбыл из Ленинграда, вскоре начали массово выселять немцев. Вспоминая времена из детства, Фрейндлих рассказала, что всей ее семье по папиной линии, пришлось покинуть Ленинград. Только папиному брату с супругой не удалось уехать, их задержали и позже расстреляли.

Летом 1941 года Фрейндлих пошла в первый класс учебного заведения. Школа располагалась в самом центре города и в самом эпицентре обстрелов. Учеба Алисы продолжалась недолго, вскоре началась блокада Ленинграда. Учительница в школе учила детей не читать и писать, а преподавала правила поведения во время блокады и необходимые знания о ней.

В тяжелые времена Бруновне и ее матери помогла выжить бабушка девочки. Во времена голодовки, бабушка выдавала каждому по маленькому куску хлеба в определенное время, а оставшиеся прятала. Семье девочки приходилось не сладко. Они были очень слабы, а также нестабильны морально: маленькая девочка Алиса с немецким происхождением ужасно себя ощущала среди людей, которые ненавидели немцев.

По окончанию войны, Ксения вместе с дочерью уехали на неопределенное время в Эстонию. В городе Таллин будущая актриса закончила 3 класса (3, 4 и 5), а после было принято решение вернутся на родину. Фрейндлих в Ленинграде продолжила учебу в старой школе. В это же время на родину вернулся отец Алисы, но не сам, а со своей новой семьей — супругой и дочкой Ирой. Мать Алисы не запрещала ей видится с отцом, но этому была противница новая супруга. Сестры по крови — Алиса и Ира, долгое время были не знакомы.

В школе, где училась Алиса открыли драматический кружок, в котором вела педагогические занятия советская актриса — Мария Призван-Соколова. Девочка, не раздумывая записалась в него. Будущая актриса смогла поразить Марию своим талантом, и она смогла увидеть в ней восходящую артистку. Практически все свое время девочка проводила в театральном кружке, где Мария обучала ее всем навыкам актерского мастерства.

Будущая актриса окончила школу в 1953 году. Алиса Фрейндлих в молодости уже наверняка знала, что будет актрисой. Бруновна стояла перед выбором: музыкальное или драматическое образование. Определится с выбором помог девушке ее отец. Он настоял на драматическом искусстве, обосновал это тем, что она еще не готова к оперной сцене. Хотя девушка обладала достаточно сильным тембром голоса.

Цитаты Алисы Фрейндлих

“Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь.”

“Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди”.

С дочерью Варварой

“Верю, что человеку что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги – одна туда приведет, а другая – туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно”.

“Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл – и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела”

“Счастье – это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой – хорошо, но любить – это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа”

“Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего”

“Одиночество – это когда некому себя отдать”

“Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование”

“Влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. Все это вместе и есть любовь. Если хотя бы один компонент отсутствует, вы получите все что угодно, только не любовь“.

“Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же “горшочник”, чтобы вместе выращивать герань”

«Служебный роман» и мушкетеры

Ситуация изменилась в 70-е. Актриса снялась у Леонида Квинихидзе в комедии «Соломенная шляпка» и драме Евгения Хринюка «Анна и командор» (вместе с Василием Лановым). Однако наибольшую известность Алисе Фрейндлих принес «Служебный роман» Эльдара Рязанова.

В комедии Рязанова она сыграла Людмилу Прокофьевну Калугину, которую сослуживцы за глаза называют Мымрой. Вместе с Фрейндлих в картине снялся Андрей Мягков. Это был уже второй опыт их совместной работы, до этого они работали вместе на съемках комедии «Похождения зубного врача». Но если фильм Элема Климова про врача-стоматолога лег на полку и до советского зрителя дошел уже в конце 80-х, то «Служебный роман» оказался весьма успешным и стал фильмом года (а Фрейндлих и Мягков были признаны актерами года по опросу «Советского экрана»).

Не меньшей удачей стала для Фрейндлих и трехсерийная экранизация романа Александра Дюма-отца, вышедшая под названием «Д’Артаньян и три мушкетера». В нем актрисе досталась роль королевы Франции Анны Австрийской.

Отметилась актриса и у Андрея Тарковского. В его культовом фильме «Сталкер» она сыграла одну из главных ролей – жену заглавного героя.

В 80-е вышли еще несколько знаменитых картин с участием Алисы. Это и «Жестокий романс», где она сыграла вместе с Ларисой Гузеевой, Никитой Михалковым и Андреем Мягковым, и «Агония» Элема Климова, посвященная смерти Григория Распутина и последним дням царской России. «Агонию» Климов снял еще в 70-е, но фильм положили на полку и до зрителя он дошел только во времена Михаила Горбачева.

В 90-е актриса снималась нечасто. Она еще дважды сыграла Анну Австрийскую (в «Мушкетерах 20 лет спустя» и «Тайне королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя»), а также снялась у Валерия Тодоровского в «Подмосковных вечерах» и у Виталия Соломина в «Охоте».

Уже в XXI веке актриса попробовала себя на сериальной ниве, сыграв в таких образчиках жанра, как «Женская логика», «Васильевский остров» и «Марево», но на этом свои опыты остановила.

Среди полнометражных работ последних двух десятков лет – экранизация романа Дины Рубиной «На Верхней Масловке», байопик «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», где Алиса сыграла мать поэта-нобелиата Иосифа Бродского, балетная драма Валерия Тодоровского «Большой» и трагикомедия Владимира Котта «Карп отмороженный». Не обошлось и без еще одного воплощения образа Анны Австрийской, когда в 2009-м вышло на экраны «Возвращение мушкетеров».

За долгую театральную и кинематографическую карьеру актриса собрала множество наград. У народной артистки СССР есть три госпремии РФ (и еще одна времен РСФСР), четыре премии «Ника», две «Золотых маски», пять «Золотых софитов», один «Белый слон» и один «Золотой орел».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector