В бой идут одни старики: актеры и роли

Содержание фильма «В бой идут одни «старики»»:

Главные герои военно-патриотического фильма «В бой идут одни старики» – военные летчики истребили. Действие фильма происходит во время второй мировой войны.

Поющая эскадрилья под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» (актер Леонид Быков) с переменным успехом сражается в небе с немецкими летчиками.

На земле летчики не просто отдыхают, а еще и поют. Их поющая эскадрилья известна всему полку.

В фильме «В бой идут одни старики» показана правда о войне.

Так если в начале картины в ансамбле Титаренко был первый призыв летчиков, то к концу фильма показывается приход в полк третей смены летчиков, занявших место погибших пилотов.

За три летних месяца гибнет половина эскадрильи, что, в общем, и неудивительно, сами герои признаются, что в училище их научили только взлету и посадке.

Отдельной темой в фильме показана трагическая любовь на войне. Старший лейтенант Ромео влюбляется в летчицу соседнего полка и по ускоренной программе женится на ней. Их любовь оказывается недолгой – в очередном бою смертельно ранят Ромео, а Машу с напарницей сбивают во время их ночной бомбардировки.

К концу фильма в боях гибнет практически вся вторая «поющая» эскадрилья.

Кто останется в живых, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «В бой идут одни старики».

Интересные факты про фильм «В бой идут одни старики»

– прообразом гвардии капитана Титаренко является реальный человек – Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков

– фамилия главного героя Титаренко с позывным «Маэстро» были позаимствованы Быковым у реального летчика – ведомого трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба Дмитрия Титоренко

– прототип «Смуглянки» – Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, погибший в апреле 1945 года во время освобождения Чехословакии

– сам Леонид Быков в молодости мечтал стать военным летчиком, но был не принят в военное училище из-за его маленького роста – 163 см

– образ Зои срисован Быковым тоже с реального человека – Надежды Поповой, заместителя командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков

– в фильме есть сцена, имевшая мосто в реальности во время войны – когда летчики истребители знакомятся с девушками из полка ночных бомбардировщиков и с удивлением видят, что у девушек на кителях гораздо больше наград, чем у них

– прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») был Виталий Попков, которого в свое время командир отстранил от полётов на три месяца за то, что Попков слишком низко летал над аэродромом для того, чтобы покрасоваться перед девушками

– нотный стан на самолете «Маэстро» также имел реальное место быть во время войны – он был нарисован на штурмовике Василия Емельяненко

Макарыча долго не утверждали

Из жизни были взяты персонажи «Ромео» и «Джульетты» – фамилия героя Рустама Сагдуллаева, погибшего в воздушном бою летчика «поющей эскадрильи», была Марисаев, а его девушку убило, когда немецкая бомба попала в столовую.

Алексей Смирнов, по роли механик Макарыч, в авиации не служил, но его боевой путь в Великой Отечественной войне, хотя и малоизвестен, но не менее отважен – волею судьбы, на момент выхода фильма «В бой идут одни старики» кавалер двух орденов Славы, ордена Красной Звезды, боевых медалей Алексей Макарович Смирнов был знаком широкой зрительской публике главным образом только как тунеядец и хулиган Федя из гайдаевской «Операции «Ы» и других приключений Шурика».

Из-за закрепившегося образа этого артиста и по множеству других надуманных причин Госкино СССР долго не пускало в прокат легендарный фильм. За работу Быкова вступались фронтовики, Герои Советского Союза, среди которых был главком ВВС Павел Кутаков.

В результате только в первые дни демонстрации на советских киноэкранах, за неполные 2 недели лета 1974 года, фильм «В бой идут одни старики» собрал свыше 44 миллионов зрителей по всему СССР.

Цветная пленка

Изначально фильм о поющей эскадрильи планировалось снимать на цветную пленку, однако студия Довженко отказала постановщику в этом, поскольку новомодные киноленты выдавались на соцреалистические проекты. Быкову даже предложили снять фильм о трактористах, чтобы раскрыться как художнику в цветном фильме, но тот отказался. В результате в кинотеатрах увидели премьеру 12 августа 1974 года в черно-белом формате.

Между тем задумка режиссера все же оказалась воплощена в жизнь, и 9 мая 2009 года зрители увидели колоризованную версию фильма. Над «раскрашиванием» и реставрацией работали в США и Индии.

Чтобы повторить исторические цвета, колористам пришлось проехаться по местам съемок фильма и изучить музейные материалы. Художники боялись излишне ярких оттенков и даже изначально допустили ошибку в цвете погон, что вынудило переделать 60% уже выполненной работы. Между тем считается, что художникам-колористам удалось попасть в атмосферу 70-х годов прошлого столетия.

Реальные истории

Леонид Быков работал над сценарием так, чтобы сохранить крупицы воспоминаний ветеранов и в практически неизменном виде перенести эти детали на экран.

Поющая эскадрилья действительно существовала. Там же служил Виталий Попков, ставший прототипом героев фильма. Правда была и в том, что летчики создали собственный хор и давали концерты, чтобы поднять моральный дух людей на освобожденных территориях.

Не выдумка и рисунок с нотным станом на штурмовике, который красовался на боевом Ил-2 летчика Василия Емельяненко.

Оказалась правдой и попадание Титаренко в плен к своим, а также крепкий кулак пехотинцу в ответ, чтобы доказать, что воюют по одну сторону баррикад. И уж совсем достоверно, вопреки советским традициям, выглядела привычка механика «благословлять» самолеты перед боевым вылетом.

Алексей Смирнов в роли Макарыча

Позаимствован и эпизод с возвращением летчика на лошади с формулировкой «махнул не глядя». Из жизни оказались и кадры с копнами сена, которые противник замаскировал под немецкие танки.

Да и название фильма родилось не случайно. По воспоминаниям военных летчиков, за штурвал боевой машины «желторотиков» пускали не сразу и давали время «налетать» опыт. Так, консультант проекта Виталий Попков рассказал, что после прибытия на фронт в 1941 году, к боевому вылету его допустили в 1942-м.

В подборку интересных фактов о фильме «В бой идут одни старики» следует добавить, что создателям хотелось показать в картине высшую мудрость, которая заключалась в заботе о будущем, выражающейся в воспитании молодого поколения, готового встать на смену. «И лучшая награда для нас – когда они говорят: «Да, это было так»», – подчеркивал в интервью Леонид Быков.

Сюжет[править]

Кончается лето 1943 г. Красная Армия ведёт трудную битву за освобождение берегов Днепра. Из боевого вылета возвращается вторая «поющая» эскадрилья гвардейского истребительного авиаполка. Последним возвращается её командир — гвардии капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Он появляется позже всех (его дождался только его механик Макарыч) и на трофейном «мессере» — его собственный самолёт сбили немцы, но благодаря вовремя подошедшей советской пехоте он избежал плена. А в авиаполк прибывает пополнение, и среди них младшие лейтенанты Сагдуллаев, Щедронов и лейтенант Александров. Они просятся во вторую эскадрилью, и их берут, предварительно справившись о музыкальных талантах — ведь эскадрилья вне боевых заданий превращается в оркестр, которым дирижирует сам Маэстро. Первым ласковое прозвище получает Щедронов, напев песню «Смуглянка».

Новичков поначалу в бой не пускают — в Оренбургском лётном училище готовили в ускоренном порядке, и их надо ещё доучивать. Меж тем в основном составе не всё ладно — ведомый Маэстро, старший лейтенант Скворцов, уже не в первый раз вышел из боя без приказа. При серьёзном разговоре выясняется, что Скворцов подсознательно боится боя с тех пор, как чуть не погиб в столкновении под Понырями во время Курской битвы. Он пытается перевестись в пехоту, но Маэстро не даёт ему этого сделать.

Затем на учебных полётах страшно позорится, разбив самолёт, Александров. Но после «назначения вечным дежурным по аэродрому» он, как ни в чём не бывало, идёт ловить кузнечиков, за что получает соответствующее прозвище. Товарищи по училищу просят Маэстро смилостивиться, но тот непреклонен. Затем он улетает на разведку, и в его отсутствие на аэродром вынужденно садится легкий бомбардировщик У-2, пилотируемый Зоей Молчановой и Машей Поповой. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу, за что получает прозвище «Ромео». Чувства постепенно становятся взаимными.

Разведка Титаренко подтверждает сведения партизан — возле фронта сгруппирована большая группа немецких танков, и он летит на повторную. В ходе вылета его самолёт сбивают, а на земле ему устраивают горячую встречу, приняв за немца. Но стоило Маэстро дать сдачи — пехота поняла, что перед ними свой. К сожалению, пока Титаренко возвращался на аэродром, погиб Смуглянка. В следующем бою Маэстро вновь берёт ведомым Скворцова, и тот, преодолев страх, выручает ведущего, сбив немца. Вечером того же дня на аэродром совершают налёт фашисты, но всех спасает, угнав самолёт Маэстро, «вечный дежурный» Кузнечик. В следующем бою Скворцов гибнет, пойдя на таран врага.

Проходит какое-то время. Территория Советского Союза почти полностью освобождена, Кузнечик и Ромео стали старлеем и лейтенантом соответственно и вышли в «старики», Маэстро стал майором и командует авиаполком. Накануне очередного боя Ромео выпрашивает у Маэстро разрешение на брак с Машей. Очень, как оказалось, вовремя — из очередного боя Ромео возвращается смертельно раненым и умирает, из последних сил посадив самолёт. Маэстро, Макарыч и Кузнечик идут в женский авиаполк с печальной вестью для Маши и выясняют, что она и Зоя тоже пали в бою. Макарыч и Маэстро садятся у могилы и обещают вернуться сюда, когда война окончится, привести оркестр и сыграть «Смуглянку» до самого конца.

Алексей Смирнов — механик Макарыч

Фильм «В бой идут одни «старики»»: актер Алексей Смирнов в роли механика Макарыча | kino-teatr.ru

Механик Макарыч — специалист, который может перебрать самолёт голыми руками. Механик не сомневался в возвращении Титаренко, даже когда солдата перестали ждать. И не зря. Коронные фразы Макарыча разошлись у зрителей на цитаты.

На момент съёмок «В бой идут одни старики» Алексей Смирнов уже был известным актером. Его успеху способствовали картины «Операция Ы» и «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён». Эти картины открыли комедийный талант актера, а драматическую сторону Смирнов проявил в фильме Быкова. Во время съёмок одной из тяжёлых сцен актера увезли в больницу. Смирнов настолько вжился в роль, что потребовалась помощь кардиолога. К счастью, Алексей Макарович быстро поправился. Сотрудничество с Быковым актер считал большой удачей и называл Леонида «своим режиссером».

Евгения Симонова — Маша Попова

Фильм «В бой идут одни «старики»»: актриса Евгения Симонова в роли Маши Поповой | mtdata.ru

Маша — девушка, которая управляет ночным бомбардировщиком. Девушка с напарницей вынуждена совершить остановку на чужом аэродроме. Так и происходит знакомство героини с Ромео. Вспыхивает любовь, но Маша погибает при выполнении задания.

Роль Маши — дебют Симоновой в кино. Последующие работы закрепили успех актрисы. После съемок в «Обыкновенном чуде» фото Симоновой не сходили с газет и журналов. Не менее удачными стали роли в «Рассказе неизвестного человека» и «Детях Арбата». Евгения Симонова известна и как театральная актриса. Её работу на театральных подмостках критики отметили «Хрустальным Турандотом», премией Станиславского и премией правительства Москвы.

Сергей Подгорный — Виктор Щедров («Смуглянка»)

Фильм «В бой идут одни «старики»»: актер Сергей Подгорный в роли Виктора Щедрова | kino-teatr.ru

Щеглов, увлеченный работой, напевает «Смуглянку». За любовь к музыкальному произведению молодой солдат получает прозвище, созвучное названию песни. Щеглов погибает во время обстрела аэродрома немецкими летчиками.

«В бой идут одни старики» стал дебютом Сергея Подгорного. После съемок в героическом фильме актер участвовал еще в 74 проектах. В основном Сергей исполнял второстепенные роли. По мнению критиков, Подгорный хорошо проявил себя в «Рожденная революцией», «Волны черного моря» и «Соломенные колокола», но картины не принесли популярности и зрительской любви. Актер тяжело переживал невостребованность в профессии. Прекратил карьеру в 1995 году.

Леонид Быков — Алексей Титаренко («Маэстро»)

Фильм «В бой идут одни «старики»»: актер Леонид Быков в роли Алексея Титаренко | vgorodok.com

Титаренко — веселый командир эскадрильи и по совместительству дирижер оркестра. Известен своей отвагой — после того, как сбили его самолет, нашел способ вернуться в расположение части на вражеской технике. Маэстро — душа отряда и заботливый наставник молодых солдат.

Леонид Быков — автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли в фильме. В молодости Леонид мечтал стать летчиком, но не прошел отбор по физическим данным. Поэтому с радостью воплотил любовь к небу в фильме, частично основанном на реальных событиях. Следующий успешный проект актера — «Аты-баты шли солдаты». Здесь Быков снова выступает и как режиссер, и как исполнитель одной из главных ролей. Леонид Федорович награжден орденом «Знак Почета», званием «Народный артист УССР» и государственной премией УССР им. Шевченко. Именем знаменитого актера и режиссера назван бульвар в Киеве.

Сергей Подгорный (Смуглянка)

Не менее трагична и жизнь Сергея Подгорного, актера, снявшегося в роли гарного хлопца Смуглянки. Студентом театрального вуза им Карпенко-Карого 19-летний Сергей Подгорный попался на глаза режиссеру и долго не мог поверить, что его выбрали на такую серьезную роль без проб. Ясные очи и широкая улыбка запомнилась всем зрителям фильма. В фильмографии актера 55 ролей, но равной по темпераменту больше не было в его послужном списке. После гибели Леонида Федоровича Сергей начал спиваться, получал пенсию по инвалидности (в 2008-ом году попал под поезд)и чернобыльские деньги. Боли в спине от полученных травм дали о себе знать двумя грыжами. В 1990-х подрабатывал столяром, делал односельчанам ремонты, даже сколачивал гробы. Спился. По признанию актера, на водку его подсадили как раз на съемках фильма «В бой идут одни старики», до этого времени он не пил. Нищенствовал до состояния запустения в доме и невозможности купить хлеб. Пошел как-то раз на почту за пенсией, стало плохо, вызвали скорую. В реанимации, не приходя в себя, умер.

Но для нас Смуглянка – подтянутый украинский парень с великолепным голосом и очаровательной улыбкой. Подгорный исполнил роль как прожил жизнь: ярко, задорно, красочно и абсолютно искренне. Я каждый раз плачу, переживая вновь и вновь гибель молодого летчика, подбитого на взлете его жизни…. Спасибо Сергею Подгорному за такой светлый образ всенародно любимого Смуглянки.

Биография

Трудно найти человека, родившегося и выросшего в нашей стране, который бы не любил или хотя бы один раз не видел один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «В бой идут одни «старики»». В улыбчивого, подтянутого красавца с ямочками на щеках, известного по прозвищу Смуглянка, была влюблена едва ли не каждая вторая девушка Советского Союза.

Актёр Сергей Александрович Подгорный, он же обаятельный военный лётчик Смуглянка, родился 1 января 1954 года в посёлке городского типа Буча (сейчас город областного значения) Киевской области.

Семья, в которой появился Сергей, была вполне благополучной и состоятельной. Отец Александр Подгорный был офицером запаса, участником Великой Отечественной войны. Одно время он работал директором кирпичного завода в городе Ирпень под Киевом. Мама Раиса Феодосиевна трудилась аппаратчицей на заводе по изготовлению медицинских препаратов. Кроме Сергея в семье подрастал ещё один сын – старший Владимир.

В одном из интервью мама Раиса Феодосиевна рассказала, что младший сын был для неё настоящим подарком. Отзывчивый, очень добрый и щедрый, он всегда готов был помочь и родным, и чужим людям. Серёжа был мастером на все руки и мог сделать практически всё по хозяйству. При этом у него был замечательный голос и врождённый артистизм.

В начале 1970-ых Сергей Подгорный стал студентом Киевского театрального вуза. Окончил КГИТИ в 1976 году и сразу же был принят на киностудию имени Александра Довженко.

Помощь генерала

Это сегодня легендарная музыкальная драма входит в сотню лучших фильмов отечественного кинематографа. А тогда в успех проекта, посвященного поющей эскадрильи, мало кто верил. Чиновники министерства культуры признали сценарий, соавтором которого выступил Леонид Быков, «негероическим».

Чтобы как-то повлиять на решение начальства, Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей. А окончательно убедило в правильности принятого решения руководство киностудии авторитетное мнение генерала Александра Покрышкина, «проглотившего» сценарий за ночь и распорядившегося выдать съемочной группе пять самолетов, оформленных во фронтовом виде.

Леонид Быков в образе Маэстро

Рустам Сагдуллаев — лейтенант Сагдуллаев («Ромео»)

Фильм «В бой идут одни «старики»»: актер Рустам Сагдуллаев в роли лейтенанта Сагдуллаева | kino-teatr.ru

Во время обстрела аэродрома молодой солдат знакомится в летчицей Машей. За нежное отношение к девушке получает от командиров прозвище «Ромео». Нежные чувства молодого человека перерастают в любовь. Перед важным боем Сагдуллаев предлагает Маше пожениться. Ромео и его возлюбленная не возвращаются с задания живыми.

Рустам начал свою карьеру в кино в 13 лет. В фильм Быкова попал по протекции своего коллеги Родиона Нахапетова, с которым играл в картине «Влюбленные». Драматическая роль Ромео сделала актера знаменитым. С 1984 года успешно совмещает актерскую и режиссерскую деятельности. Не желая быть заложником одного образа, Рустам Сагдуллаев пробует себя в различных амплуа. Награжден «Орденом Святого Георгия» и дипломом международного Московского фестиваля за режиссерскую работу.

«Воздушный бой» под Киевом

После того, как были отсняты первые сюжеты, в конце мая киногруппа переместилась на «улицу». Съемки воздушных боев истребителей проходили под Киевом у поселка Бородянка, на аэродроме «Чайка». Летчиков для пилотирования «боевыми машинами» режиссер лично пригласил из Центрального аэроклуба имени О.К.Антонова, расположенного на том же аэродроме.

Для удобства воздушных съемок оператор Виталий Кондратьев закреплял камеру между кабинами первого и второго пилотов. После того, как опытный летчик поднимал машину в воздух и начинал исполнять трюки, Быков, сидящий в первой кабине, кричал в объектив камеры свою знаменитую фразу: «Серега прикрой! Атакую!». За день приходилось несколько раз совершать посадку для замены кинопленки. Но чаще оператор поднимался в небо на одном из четырех «Як-18Пс» вместе с летчиком Анатолием Луговским и сам снимал небесные баталии.

В качестве вражеских истребителей использовали чешские Z-326, спортивные бипланы перекрасили под фашистские «мессершмитты». За образец художник группы, сам старый фронтовик, брал немецкий календарь 1944 года с изображением боевых самолетов третьего рейха. Разукрашивали борта гуашью, чтобы потом легко смыть. Однажды ночью пошел дождь, и краска потекла, пришлось все срочно перерисовывать, но в этот раз в краску добавили клей…Больше недели после съемок самолеты не могли отмыть, и пилоты летали над Киевом со свастикой на бортах…

Сегодня аэродром «Чайка», расположенный в 4 километрах от Киева, продолжает функционировать, принимая и поднимая вверх воздушные суда. Кроме того, продолжается история и аэроклуба с одноименным названием. Его ветераны Виктор Соловьев и Анатолий Луговской до сих пор помнят свое участие в съемках легендарной киноленты.

Поломки на съемках

В интересные факты о фильме «В бой идут одни старики» следует включить и то, что Леонид Быков не признавал дублеров и предпочитал работать самостоятельно. За время съемок ему удалось изучить управление самолетом, однако в воздух машина не поднималась. При создании одного из эпизодов Быков зарулил в яму, и самолет клюнул носом, сломав пропеллер и повредив заднюю стойку.

Потребовался ремонт, на который ушла бы уйма времени. Выручила предусмотрительность механика «железной птицы», прихватившего дополнительные лопасти. А чтобы заварить стойку шасси, оператор фильма отправился в Чернигов, на станцию юных техников к друзьям, которых пришлось вытащить из теплой постели ради искусства.

Фильмография[править | править код]

1969 — Где 042? — Сёмкин (в титрах не указан)
1969 — Комиссары — Огнивцев, матрос (в титрах не указан)
1970 — Крутой горизонт — Фёдор

1972 — Лавры — эпизод

1973 — В бой идут одни «старики» — Сергей Скворцов, старший лейтенант

1973 — Дума о Ковпаке (1-й фильм «Набат») — партизан (в титрах не указан)
1973 — Как закалялась сталь — Володя Окунев, красноармеец

1973 — Когда человек улыбнулся — радист

1973 — Старая крепость (4-5 серии «Дом с привидениями») — Жора Казакевич, кузнец

1974 — Белый круг — Шлейхерт

1974 — Какая у вас улыбка — Вася, радиомонтажник

1974 — Марина — русский офицер

1974 — Ответная мера — Губанов

1974 — Совесть (4-5 серии) — Минько, инспектор Киевского уголовного розыска

1974—1977 — Рождённая революцией — Басаргин, милиционер

1975 — Капитан Немо — Нед Ленд (роль озвучил Алексей Сафонов)
1975 — Путешествие миссис Шелтон — Кравченко, капитан теплохода

1975 — Рассказ о простой вещи — Сергей Круглов, белый офицер

1978 — Мятежный «Орионъ» — Рюкерт

1979 — Подпольный обком действует (1-2 серии) — немецкий офицер

1979 — Ждите связного — Беляев, комиссар партизанского отряда

1979 — Киевские встречи (киноальманах, серия «В последние дни лета») — эпизод

1980 — Миллионы Ферфакса — Малькольм Треддик

1980 — Овод (1-2 серии) — доктор

1981 — Бросок — начальник заставы

1981 — Девушка и море — Николай Сергеевич, руководитель практики

1981 — Дочь командира — Беда, майор, командир полка, отец Вали

1982 — Баллада о доблестном рыцаре Айвенго — Клеманс, воин из дружины Фрон де Бёфа

1982 — Если враг не сдаётся… — Русанов

1982 — Нежность к ревущему зверю — Трефилов, лётчик-испытатель

1982 — Преодоление — Фёдор Тимофеевич Фомин

1982 — Тайны святого Юра — Oрест

1983 — Люди и дельфины — Фёдор Данилевский, муж Евгении Старостиной

1983 — Ускорение — эпизод

1985 — Батальоны просят огня — Стрельцов

1985 — Матрос Железняк — капитан корабля

1985 — Мы обвиняем — эпизод

1985 — Пароль знали двое — Дягтеренко

1985 — С юбилеем подождём — председатель колхоза

1986 — Русь изначальная — Деметрий (роль озвучил Сергей Малишевский)
1986 — Мама, родная, любимая — Максим

1986 — На острие меча — Симон Петлюра

1986 — Тройной прыжок «Пантеры» — Константин Бондарь, начальник УНКВД

1987 — Жменяки — Петро Олейник, брат Варки, муж Марии

1989 — Часовщик и курица — комиссар

1990 — Война на Западном направлении — генерал-лейтенант

1990 — Подземелье ведьм — Аксель, этнограф

1991 — Людоед — Окунев, капитан

1991 — Иван Фёдоров (телеверсия «Откровение Иоанна Первопечатника») — Висковатый, дьяк

1992 — Чёрный квадрат — Вячеслав Грязнов (роль озвучил Владимир Герасимов)
1993 — Вперёд, за сокровищами гетмана! (укр.)русск. — Феликс Дзержинский

1993 — Ленин в огненном кольце — Феликс Дзержинский

1994 — Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы — Смирнов

1995 — Осторожно! Красная ртуть! — Анатолий Иванович Тополь, майор уголовного розыска

1995 — Под знаком Скорпиона — Феликс Дзержинский

2003 — Один в поле — воин — Юрась, проводник

2003 — Роксолана 3. Владычица империи
2004 — Жили-были (короткометражный) — судья

2005—2007 — Запороги — Крутояр

2006 — Мёртвый, живой, опасный — полковник

Прототипы

В 1974 году кинокартина оказалась в пятерке лидеров проката, хотя военная тема уже считалась избитой, а зрительский интерес к драматургии тяжелого для страны периода поугас. Да и сам фильм кинокритики восприняли как легкомысленную историю, которую отправили «на полку».

Однако украшением фильма стала правдоподобность сюжета, повторяющего практически точь-в-точь события военных лет, что повлияло на прокатную судьбу проекта. За каждым героем в фильме стояли невымышленные истории, а высказывания персонажей в точности перенесли из жизни в кадр.

Так, прототипом обаятельного Маэстро стали два Героя Советского Союза Виталий Попков и Иван Лавейкин. К слову, и фашистские самолеты оба героя сбивали под позывные «Маэстро». И даже фамилия позаимствована у летчика Дмитрия Титаренко.

Кузнечика также разглядели в воспоминаниях Виталия Попкова, который не сразу пополнил ряды «стариков». Будущего героя сначала отстранили за виражи на небольшой высоте, которые тот выписывал, желая покрасоваться. А фраза «От полетов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» позаимствована из воспоминаний дважды Героя СССР Сергея Луганского.

Рустам Сагдуллаев и Евгения Симонова

А вот о том, кто послужил прототипом романтических героев Маши Быковой и Рустама, до сих пор ведутся дискуссии. По одной версии, на экран перенесена любовная история Надежды Поповой и Семена Харламова, которые поженились 10 мая 1945 года и прожили вместе 45 лет. По другой – вдохновением стали отношения Гали Туберелидзе и летчика Марисаева. Возлюбленную убили при бомбежке воинской части, а «Ромео» погиб в воздушном бою.

Прототипом Смуглянки стал Евгений Быковский, принявший неравный бой с 34 немецкими самолетами. Существует также версия, что прообразом стал друг режиссера Виктор Щевронок, который служил в пехоте и погиб в 1945 году.

А за образом Зои Молчановой, которая поразила мужскую эскадрилью количеством наград, что тоже правда, стояла Надежда Попова, одна из «ночных ведьм» и супруга консультанта Семена Харламова.

«Маэстро» раздвоился

Когда началась война, Быкову было всего 13 лет. Он, как и большинство советских мальчишек, рвался на фронт воевать с фашистами. Дважды, в 1943-м и в 1945-м годах, поступал в летное училище. В первый раз парнишку, совравшего про истинный возраст, разоблачили. Во второй – училище расформировали после месяца учебы Быкова: война к тому времени уже кончилась.

Поэтому Леонид Быков всю жизнь мечтал сделать фильм о военных летчиках, и спустя 27 лет после Победы, когда Леонида Федоровича уже знали как знаменитого актера и начинающего кинорежиссера, эта мечта осуществилась. Быков на студии имени Довженко начал снимать фильм «В бой идут одни старики», где сыграл главную роль, комэкса Титаренко («Маэстро»).

У сценария «Стариков» было 3 автора: сам Быков, Евгений Оноприенко и Александр Сацкий. Прототипом Маэстро стал дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, служивший в 5-м гвардейском истребительном авиаполку, которым командовал Василий Сталин. В эскадрилье Попкова был хор, которым он дирижировал, и этому авиаподразделению дарил истребители сам Утесов.

Быков придумал персонажа Кузнечика, черты которого Леонид Федорович взял опять-таки у Попкова – будущий дважды Герой в юности походил на субтильного персонажа артиста Сергея Иванова отчаянностью, был порой таким же бесшабашным.

Эпизод, когда «вечный дежурный», чистящий картошку на всех, садится на один из трех свободных истребителей и сбивает налетевший вражеский бомбардировщик, произошел в действительности. И история, что командир, поднявшийся следом за Попковым-Кузнечиком в воздух на подмогу, оказался в одних трусах, тоже правдива.

Интересные факты со съемок

Ну и в качестве бонуса хотелось бы рассказать вам несколько интереных фактов о фильме «В бой идут рдни старики».

  1. Леонид Быков не видел никого в роли механика Макарыча кроме Алексея Смирнова. Но цензоры и киночиновники наотрез отказывались от этой кандидатуры, обосновывая это тем, что у актера тупое лицо, которое подходит только для комедий, а не для героического фильма. Быков так просто этого не мог оставить и продолжил отстаивать Смирнова. Когда он рассказал, что Смирнов сам бывший фронтовик, который воевал и получил полного кавалера ордена Славы, «киноверхушка» больше не могла сопротивляться.
  2. Фильм мог бы не появится на свет, если бы не маршал авиации Александр Покрышкин. Быков пришел к нему на прием с просьбой выделить для съемок военные самолеты. Покрышкин не хотел выдавать их для съемок, так как в то время у него их постоянно просили для съемок проходных военных фильмов. Тогда он попросил оставить ему сценарий на несколько дней, чтобы изучить его и посмотреть, стоит ли давать самолеты или нет. Но несколько дней не потребовалось. Маршал взахлеб прочитал сценарий за одну ночь и уже на следующий день распорядился, чтобы самолеты для съемки «Стариков» были предоставлены. А после окончания премьерного показа у Покрышкина и вовсе заметили слезы на глазах.
  3. Роль Смуглянки должен был играть актер Анатолий Матешко, но он ушел со съемок так как ему была предложена главная роль в другом фильме. Это очень озадачило Быкова, ведь у него не было больше кандидатур на эту роль. Но тут как раз кстати, ассистент режиссера привез на съемочную площадку молодых ребят, которые только окончили первый курс театрального института. Леонид Быков окинул студентов своим взглядом и его выбор тут же пал на паренька Сергея Подгорного, который и сыграл знаменитого Смуглянку.

Завершить рассказ о том, где снимали замечательный советский фильм «В бой идут одни старики» хочется цитатой Леонида Быкова после премьеры:

Я надеюсь, что наша статья вам понравилась. Действительно, очень интересно окунуться в ту самую атмосферу съемок и узнать, что это были за места.

Сергей Иванов (Кузнечик)

Самая оригинальная роль  досталась юному дарованию из Киева Сергею Иванову, который сам себя назначил на роль Кузнечика. Столкнувшись на киностудии с Леонидом Федоровичем, Сергей предложил взять его на роль одного из персонажей. За его наглость и был утвержден на роль.

Как и большинство актеров в 90-ые актер не был востребован и запил, но его спасла любовь. Он женился, родилась дочь. Иванов был востребован на телевидении, задумал снимать цикл передач об актерах, но увы, ишемическая болезнь сердца дала о себе знать и  в возрасте 48 лет на взлете своей карьеры умер.

Вот таким интернациональным был актерский состав легендарного фильма о поющей эскадрилье.

Я написала эту статью для того, чтобы еще раз освежить в памяти светлые образы героев фильма «В бой идут одни старики» и вспомнить поименно тех, кто так живо показал нам мощь русского духа. Пока мы их помним, они все для нас живы!

Давайте еще раз вместе посмотрим этот легендарный фильм:

https://youtube.com/watch?v=9VTPX2-f7-c

Работа на киностудии

22 мая началась непосредственная работа над фильмом, проходившая на киностудии имени Александра Довженко в Киеве. Изначально были созданы две декорации: «блиндажи комбата и КП». Таким образом, первыми отсняли сюжеты, происходившие с героями на экране, именно в этих локациях. После завершения этих съемок команда выехала снимать натуру.

Обратно на студию киносъемочная группа вернулась уже в середине сентября. Необходимо было отснять оставшиеся эпизоды, действия которых происходили в закрытых помещениях. Работы велись в декорациях «столовая», «палатка», «хаты девчат и 2-й эскадрильи».

С 20 по 24 октября сняли кадры в «столовой». Помните, как «Кузнечик» завалил «мессер» и весь летный состав торжественно построился для поздравления героя?  Еще один запоминающийся момент – летчики поминают погибшего во время боевого вылета «Смуглянку».

Сейчас, на территории киностудии проходят экскурсии, которые знакомят посетителей с оставшимися декорациями, костюмами и реквизитами фильмов, снятых здесь. Есть экспонаты, представляющие и киноленту «В бой идут одни старики».

Рустам Сагдуллаев (Ромео)

В фильме Леонид Федорович сумел обыграть много человеческих судеб. Есть и любовь молодого паренька из Узбекистана и девушки-летчицы Маши. Роль Ромео исполнил актер из Ташкента Рустам Сагдуллаев. Быков обратился к своему другу Родиону Нахапетову с просьбой помочь найти исполнителя на роль Ромео, который и сосватал Сагдуллаева. По рассказу самого актера на площадке царила атмосфера доброжелательности и крепкой мужской дружбы. Никто не играл, режиссер был спокоен и никогда не повышал голос, умел создавать на площадке атмосферу сердечности. Но в следующую картину Быков Рустама не взял, мотивировав это тем, что хотел бы, чтобы зритель запомнил его именно как трогательно влюбленного юношу.

Роль Маши для Евгении Симоновой была первой в ее кинокарьере.  Позже  именно она поехала на один из международных фестивалей представлять картину «В бой идут одни старики».  Картину приняли небрежно и отстраненно, молодая Симонова сильно переживала. На что Быков в свойственной ему манере ответил, что поражение тоже нужно принимать достойно. Каково же было их удивление, когда фильм получил главный приз.

Намеки начальства

В интересные факты о фильме «В бой идут одни старики» следует добавить, что подготовительный этап вызвал затруднения.

Постановщик предложил на роль Скворцова Леонида Филатова. Однако руководство киностудии Довженко намекнуло, что следует задействовать в ролях не московских актеров, а киевских. Между тем у Быкова был один критерий: подходит исполнитель или нет.

Кузнечиком должен был быть Владимир Конкин, которого одобрило руководство, но актер оказался занят в роли Павки Корчагина, и «желторотика» исполнил Сергей Иванов.

Случился казус и с актером Рустамом Сагдуллаевым, исполнившим Ромео. Исполнителю пришлось совмещать сразу два проекта, поэтому часть эпизодов отсняли в шлемофоне, чтобы добиться достоверности и не смущать зрителей длинными волосами артиста, которые оказались необходимы по сюжету параллельного проекта.

Чиновники также отказались утверждать на роль Алексея Смирнова, мотивируя свое решение тем, что это «актер с тупым лицом» и комедийным амплуа. Однако Быков отстоял исполнителя, рассказав, что артист вернулся с фронта с пятью наградами, две из которых – ордена Славы. Поговаривают, что Быкову пришлось даже выдвинуть ультиматум начальству и заявить, что без Смирнова и фильма не будет. Только тогда артиста утвердили на роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector